УДК 332.14
С.А. Измалкова, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, (74862) 43-26-11, (Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - УНПК»);
А.А. Гришин, аспирант кафедры экономики и менеджмента, (74725) 40-3909, grishin-andrey@yandex.ru, (Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - УНПК»)
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ДИРИЖИСТКОЙ МОДЕЛИ
Рассмотрены вопросы построения кластеров в машиностроительной отрасли промышленности России. Выявлены основные классификационные признаки кластерного подхода в обрабатывающих отраслях промышленности. Обоснован механизм формирования ядра кластера путем дирижисткого подхода.
Ключевые слова: машиностроительная отрасль, формирование, промышленный кластер, дирижисткий подход.
Реализация долгосрочных программ инновационного развития промышленности России основывается на применении современных эффективных инструментов взаимодействия государства, бизнеса и общества. Немаловажную роль в данном процессе играет кластерный подход, так как процессы диверсификации существующих производств практически себя исчерпали и не позволяют добиться требуемой эффективности капитала.
Обрабатывающие отрасли четвертого технологического уклада [1], прежде всего машиностроение, сегодня не могут обеспечить достаточную эффективность инвестированного капитала. В этой связи модернизация отрасли должна включать в себя не только обновление технологий и основных средств, но и формирование продуктовых связей между различными предприятиями. Эти задачи наиболее успешно решаются при применении кластерной модели объединения предприятий.
Современная теория кластерного подхода, сформулированная впервые Майклом Поттером [2], имела давнюю историю своего существования. Эта форма организации сотрудничества носила в основном неформальный характер, но именно Поттер ввел понятие «отраслевой кластер» как сообщество отраслевых и смешанных компаний, целью которого было усиление конкурентного преимущества объединения.
В качестве ключевых элементов кластера М. Поттер [2] выделял четыре основополагающие компоненты:
1. Характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающие отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, своими работниками и правительством.
2. Факторные условия или основные вклады и условия, в которых фирма пытается конкурировать (затраты, связанные с основными факторами, такие, как легкодоступные поставки природных ресурсов или недорогой, неквалифицированный труд в сравнении со знаниями и/или технологически связанными продвинутыми факторами).
3. Условия спроса или характер местного спроса (нужды и желания потребителей иностранных и отечественных товаров, так же как существование местного промышленного спроса на связанную промежуточную продукцию).
4. Присутствие родственных и поддерживающих отраслей, включающих поставщиков и удачливых конкурентов (и те и другие стимулируют кооперацию, последние также стимулируют конкуренцию).
По мнению М. Поттера, кластерный подход имеет большие преимущества перед отраслевыми объединениями компаний, где главным рыночным механизмом и побудительными мотивом является «конкуренция».
Кластеры лучше, чем отраслевые объединения, охватывают важные связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологии, навыков, информации, маркетинг и осознание требований заказчиков.
Дальнейшее развитие теория кластерного объединения компаний получила в работах М. Энрайта [3, 4], создавшего теорию «регионального кластера», под которым понимается:
- промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу;
- географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства.
М. Энрайт показал, что исторически сформированные образования на региональном уровне имеют большие конкурентные преимущества благодаря более тесной интеграции производств с возможностью интенсивного информационного обмена знаниями и технологиями. Ключевым этапом формирования такого типа кластеров является также снижение операцион-но-логистических затрат.
Прообразом современных кластеров по Энрайту следует считать сформированные в СССР территориально-промышленные комплексы [5, 6], основой которых являлась пространственная организация производительных сил социалистического общества с целью развития промышленности в условиях научно-технической революции. В отличие от современных кластеров, разработанных на теории М. Потера и М. Энерайта, территориально-промышленные комплексы СССР в силу особенностей плановой экономики имели два фундаментальных отличия:
- отсутствие требовательного потребителя;
- недостаточные условия для конкуренции.
Эти существенные отличия могут формироваться на рынке путем конкуренции, создавая каналы обратной связи между потребителями и производителями, при этом рынок потребителя должен рассматриваться как составной элемент кластерной структуры. Благодаря обратным связям
с учетом специфики конкретной продукции появляются стимулы формирования новых потребительских свойств товара. В этом смысле отождествлять понятия региональный кластер и территориально-промышленный комплекс некорректно, прежде всего, из-за специфики информационного-продуктового обмена в каждой из рассматриваемых структур.
Однако созданные в СССР территориально-промышленные комплексы при переходе к рыночным отношениям в конце прошлого века утратили свою жесткую связь между хозяйствующими субъектами. Переход к новой для нашей страны форме хозяйственного механизма поставил в сложное положение предприятия машиностроительной отрасли, которые были интегрированы в ТПК региона. В результате переориентации предприятий сырьевого сектора экономики, которые являлись потребителями машиностроительной продукции на импорт, положение предприятий обрабатывающих отраслей как самостоятельных экономических единиц без участия в территориально-промышленном комплексе усугублялось.
Таким образом, правомерно утверждать, что «плачевное» состояние машиностроительной отрасли российской промышленности является результатом распада территориально-промышленных комплексов СССР. ТПК, созданные в СССР путем трансформации, в результате перехода к рыночной экономике претерпели изменение не только в характере внутреннего взаимодействия, но и в части образования двух различных экономических структур. Первая из них это холдинг, а вторая кластер.
Холдинговые структуры были образованы в сырьевых отраслях промышленности, таких, как добыча полезных ископаемых, нефтехимия и металлургия. Например, в металлургии на базе ТПК КМА образовался холдинг «Металлоинвест», включающий в себя металлургический комбинат ОАО «ОЭМК», Лебединский и Михайловский ГОКи, а один из горнообогатительных комбинатов Белгородской области, Стойленский, входит в состав холдинга НЛМК.
В отличие от холдинга с жесткой централизованной системой управления предприятия кластера имеют юридическую самостоятельность и собственные управляющие структуры. Преимущество кластерного подхода в этом случае заключается в том, что каждый самостоятельный элемент кластера имеет возможность создать связи с другими кластерами и участвовать во многих кластерных структурах. Большая мобильность и свобода позволяет выстроить более гибкую производственно-сбытовую политику предприятия, что в конечном счете способствует росту конкурентоспособности и охвату большего числа рынков. Это позволяет снизить риски при разработке и внедрении инновационного продукта путем диверсификации продуктовой цепочки кластера.
Неоспоримым преимуществом кластера перед холдингом является скорость его роста. В холдинговой структуре рост возможен за счет процессов слияния и поглощения, которые имеют длительные сроки реализации и большой объем инвестиций, что сопровождается дополнительными
рисками. Кластер более мобилен в части своей структуры, в том числе в части не только роста и развития, но и трансформации под новые рынки наукоемкой продукции.
Формирование кластерных структур в обрабатывающих отраслях промышленности России является попыткой восстановить территориально-промышленные комплексы методами рыночной экономики. Существует многочисленные способы классификации кластеров в зависимости от целей создания и управления. В своей основе они базируются на общих закономерностях существующих кластеров в странах с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерации машиностроительные предприятия построены еще в Советском Союзе.
Можно выделить семь классификационных признаков промышленных кластеров, характерных для традиционных отраслей промышленности (таблица). Особенностью данной классификации является то, что она базируется на целевой и структурной компоненте, абстрагируясь от экономико-географической принадлежности отдельных элементов и всего кластера в целом.
Классификация промышленных кластеров
Классификационный признак Тип промышленного кластера
1. По типу интеграции - горизонтальный (отраслевой); - вертикальный (межотраслевой)
2. По характеру целей - количественный (рост мощности за счет увеличения объема производства) — инерционный; - качественный (создание новых потребительских свойств товара) — инновационный
3. По типу конечного «продукта» (выхода) - продуктовый; - обслуживающий
4. По типу производственных связей - линейный; - сетевой (разветвленная структура)
5. По структурному типу - ядерный (наличие четкого выделенного ядра кластера); - распределенный (аналогичен сети, с равными элементами);
6. По характеру информационно-продуктовых связей - линейный; - с одной или несколькими обратными связями
7. По механизму (подходу) создания и управления - либерально-рыночный; - дирижистский
Интеграционные процессы в современных кластерах носят многоплановый характер. Формирование кластера как самостоятельно экономической единицы может происходить длительное время. Однако типов интеграции для промышленного кластера всего два. Одним из самых распространенных является горизонтальный тип интеграции предприятий, при-
надлежащих одной отрасли. Примером такого типа интеграционных процессов являются кластеры в сельском хозяйстве, например в молочной промышленности [7].
Второй тип интеграции вертикальный. Он носит явно выраженный межотраслевой характер продуктового взаимодействия. Такие кластеры не редки при интеграции добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, таких, как предприятия горно-металлургической и машиностроительной промышленности.
При кластерном подходе целевая компонента может быть двух типов. Во-первых, для реализации конкурентных преимуществ, происходит рост не только самих предприятий, но и плотности их интеграции. По мере роста концентрации конкурентоспособность компаний внутри кластеров возрастает в результате действия агломерационных эффектов. Можно назвать данное направление развития количественным, так как основная цель, которая главенствует при данном подходе, — использование «эффекта масштаба». В случае выбора концентрации как основного критерия развития кластеров в первую очередь встает вопрос о мерах по стимулированию вовлечения новых компаний в кластер.
Второе направление развития кластерных инициатив носит качественный характер, так как имеют своей целью создание инновационных продуктов и новых потребительских свойств товаров. Инновационная компонента в этом случае носит определяющий характер. Данная целевая компонента находит свое отражение при создании продуктовых кластеров наукоемкой продукции.
Кластерный подход с целью повышения конкурентоспособности может носить не только продуктовый характер объединения. В традиционных отраслях промышленности благодаря ликвидации непрофильных активов, в частности на крупных металлургических, добывающих предприятиях, и передачи функций обслуживания и ремонта основного и вспомогательного оборудования в аутсорсинг формируются кластеры из ремонтных или ремонтно-производственных предприятий. Как правило, размеры таких кластеров невелики, они носят характер горизонтально интегрированных структур, и они встречаются реже, чем продуктовые. Примером могут служить мероприятия по ликвидации непрофильных активов на некоторых горно-обогатительных комбинатах, где в результате сформировались кластерные структуры малых машиностроительных предприятий по производству запасных частей и ремонту горной техники.
При производстве продукции в машиностроительной отрасли, возникают различные типы кластеров. Данная отрасль благодаря своему широкому охвату и тесному взаимодействию со смежными отраслями промышленности может образовывать несколько продуктово-производственных цепочек. В этом случае происходит формирование сложных разветвленных цепочек кластера. Характерной особенностью та-
кого типа кластеров является то, что они вертикально интегрированные межотраслевые.
В машиностроении присутствуют также кластеры с центральным звеном или так называемым ядром кластера. Ядро — это предприятие лидер по инновационному развитию кластера. Оно может включать в себя одну или несколько продуктовых цепочек. Особенностью данного типа кластера является то, что он является продуктовым, горизонтальным и од-ноотраслевым. Здесь необходимо более четко определить роль ядра кластера. Ядро — это инновационный проводник в кластере, т. е. предприятие, обладающее не ценовым преимуществом, а выпускающее инновационную продукцию. В противном случае формируется так называемый «ценовой зонтик» для других участников кластера и сама структура объединения кластерной уже не является. В этом случае можно говорить о ложном кластере.
Другой особенностью кластеров в машиностроении при взаимном влиянии смежных отраслей промышленности является наличие обратных связей в производственно-информационных продуктовых цепочках. Примером таких структур являются кластеры с участием машиностроительных и энергетических предприятий.
Независимо от структуры на практике выделяют два механизма формирования кластерных структур: рыночный и дирижисткий. Либерально кластерная стратегия присутствует там, где традиционно сильна рыночная экономическая политика и власти многие процессы, в том числе и формирование кластеров, отдают рынку. Дирижисткая модель формирования кластеров требует активного вовлечения органов государственной власти в экономический процесс.
К преимуществам дирижистской модели формирования кластера следует отнести следующее:
- на государственном уровне выбор отраслевых и региональных приоритетов и тех продуктовых кластеров, которые необходимо развивать;
- целенаправленное создание инфраструктуры для приоритетных кластеров: филиалы университетов, научно-исследовательские институты, аэропорты, дороги и т. д.;
- самостоятельный выбор региона для создания кластера, а также определение объема его финансирования.
Для промышленного подъема необходимо обеспечить импульс инновационной активности в базовых отраслях российского машиностроения. В этой связи уповать на рыночные механизмы не приходится: не сработали за 20 лет, не сработают и в будущем [8].
Именно дирижисткая модель формирования кластеров позволит создать современные машиностроительные производственные комплексы в России.
Таким образом, для развития машиностроительной отрасли России необходимо создание кластеров на основе интеграции обрабатывающих и сырьевых предприятий. В качестве потребителей машиностроительной продукции должны выступать отрасли энергетики, нефтехимии и металлургии. Кластеры должны иметь вертикальную ядерную структуру с целью активизации инновационных процессов, совершенствования продукции и формирования дополнительных цепочек добавленной стоимости. Основной моделью осуществления процессов кластеризации в машиностроительных отраслях должен стать дирижисткий подход.
Библиографический список
1. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования / Рос. акад. наук, Центр. экон.-мат. ин-т. М.: Наука, 1992. 207 с.
2. Poter M.E. The competitive advantage of nations // Harvard Business Review. 1990. no. March-April. P. 73-93.
3. Enright M.J. Why clusters are the way to winthe game? // World Link. 1992. №. 5, July/August. P. 24-25.
4. Enright M.J., N.R. Leamoreaux, D.M.G. Raff. Organization and coordination in geographically concentrated industries // Coordination and Information: Historical Perspectives on the Organization of Enterprise. 1995. P. 103146.
5. Ноткин А.И. Вопросы эффективности и интенсификации общественного производства. М.: Наука, 1986. 303 с.
6. Мильнер Б.З., Кочетков А.В., Левчук Д.Г. Управление территориально-производственными комплексами и программами их создания. М.: Наука, 1985.
7. Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 109 с.
8. Медведев Д.А. Стенографический отчет заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. М.: Правительство РФ, 25.12.2009.
S.A. Izmalkova, A.A. Grishin
Formation of cluster structures in the machine-building industry on the basis of advantages dirizhistka of model
Questions of creation of clusters in a machine-building industry of Russia are considered. The main classification signs of cluster approach in processing industries are revealed. The mechanism offormation of a kernel of a cluster by dirizhisky approach is reasonable.
Keywords: machine-building branch, formation, industrial cluster, dirizhistky approach.