Научная статья на тему 'Формирование картины мира подростков естественнонаучными знаниями'

Формирование картины мира подростков естественнонаучными знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камаль Абу Сафиа

The pedagogical condition of improvement of natural-science knowledge system of Palestinian schoolchildren is introduction of different types of experimental activity in the course «Natural Science». This condition realizes activity approach in the process of study. Another condition of natural science knowledge improvement is formation of schoolchildren's steady interest for cognitive activity. The important aspect is also formation of Natural science teacher's interest to academic experiment in the process of conducting lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of teenagers' world picture by means of natural-science knowledge

The pedagogical condition of improvement of natural-science knowledge system of Palestinian schoolchildren is introduction of different types of experimental activity in the course «Natural Science». This condition realizes activity approach in the process of study. Another condition of natural science knowledge improvement is formation of schoolchildren's steady interest for cognitive activity. The important aspect is also formation of Natural science teacher's interest to academic experiment in the process of conducting lessons.

Текст научной работы на тему «Формирование картины мира подростков естественнонаучными знаниями»

Таким образом, пробуждение интереса к искусству балета через изобразительное искусство позволяет выводить школьников на большие духовные высоты, на предельную высоту человеческих возможностей.

1. Ванслов В.В. Статьи о балете. Л., 1980.

2. Левшина И.С. Как воспринимать произведение искусства. М., 1978. С. 31.

3. Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн., 2003.

4. Слонимский Ю.И «Лебидиное озеро»

П. Чайковского. Л., 1962.

5. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985.

6. Чопоров Э. //Литературная газета. 1994. № 7.

Поступила в редакцию 28.06.2007 г.

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ ЗНАНИЯМИ

Камаль Абу Сафиа

Camal Abu Safia. Forming of teenagers’ world picture by means of natural-science knowledge. The pedagogical condition of improvement of natural-science knowledge system of Palestinian schoolchildren is introduction of different types of experimental activity in the course “Natural Science”. This condition realizes activity approach in the process of study. Another condition of natural science knowledge improvement is formation of schoolchildren’s steady interest for cognitive activity. The important aspect is also formation of Natural science teacher’s interest to academic experiment in the process of conducting lessons.

В условиях профильной дифференциации старшей ступени, связанной с различием программ учебных заведений, в рамках которых учащиеся будут продолжать обучение, меняется назначение курса естествознания основной школы. В период обучения он выполнял, в основном, роль базы для последующего изучения систематического курса физики в старших классах. В этих условиях курс естествознания в 10 классе становится базовым курсом, призванным обеспечить получение всеми выпускниками основной школы законченного начального естественнонаучного образования, т. е. основного базового уровня фундаментальных знаний и практических умений по всем основным разделам школьного систематического курса естествознания независимо от их будущих профессий.

Однако практика преподавания показывает, что уровень сформированное™ системы естественнонаучных знаний, а также практических умений и навыков не соответствует требованиям старшей школы. Многие учителя (78 %), ведущие физику, химию, биологию в профильных классах старшей школы отмечают недостаточный уровень

теоретической подготовки. Еще хуже дело обстоит с экспериментальной подготовкой выпускников основной школы. Так, лишь 7 % учащихся могут самостоятельно спланировать и выполнить предусмотренные программой лабораторные работы.

Анализ состояния проблемы применения школьного эксперимента арабскими и палестинскими специалистами показывает, что в деятельности школ он практически не используется. Опираясь на нормативные документы, учителя имеют право заменить эксперимент или убрать его совсем из урока, аргументируя это различными причинами как объективного, так и субъективного характера. Слабое внимание к демонстрационному эксперименту уделяется и в теоретических работах [1-7]. Только в отдельных работах содержится упоминание о школьном эксперименте как о методе обучения. Так, например, Якуб Нашуан отмечает, что Женкиз Едгар и Ричард дают видовую характеристику эксперименту и подразделяют его на лабораторные работы (practical experimental lessons) и демонстрационные эксперименты (demonstration). Больше работ по осмысле-

нию демонстрационного эксперимента в работах палестинских ученых нет.

В сложившейся ситуации в палестинской школе можно выделить как объективные, так и субъективные факторы:

- недостаток инструментов, оборудования, приборов в школах;

- большое количество учеников в классе;

- низкий уровень знаний и умений учеников;

- слабая теоретическая и практическая подготовка учителя в области методики и техники проведения демонстрационного эксперимента.

Проблемы качества экспериментальной подготовки учащихся отчасти объясняются следующими недостатками:

1) на уроках практически отсутствует демонстрационный эксперимент, а лабораторные работы, предусмотренные программой, снимаются и заменяются изучением теоретического материала;

2) материальная база школы не соответствует требованиям программы;

3) в случае эпизодического выполнения лабораторных работ деятельность учащихся носит, в основном, исполнительский характер, доля самостоятельности при выполнении эксперимента крайне мала;

4) учащимся не даются экспериментальные задания (в том числе и домашние).

По данным анкетирования среди учителей основной школы, ведущих курс «Естествознание» в палестинской школе, в 22,3 % случаев уроки ведут выпускники биологических факультетов университетов в 25,7 % -географических, в 27 % - сельскохозяйственных, в 25 % выпускники других факультетов. Этим объясняется низкий процент школ, где регулярно применяется учебный эксперимент: демонстрационный - в 11 % случаев, лабораторный - только в 9 %, домашний - лишь в 1 %. По результатам анкетирования учителей при рассмотрении физического материала, составляющего значительную долю курса, только 1,3 % из них имеют методическую литературу по технике и методике физического эксперимента; 97 % из тех, кто использует демонстрационный эксперимент на уроке, по их словам, пользуются только собственной интуицией, а в большинстве случаев учителя вообще отказываются от рассмотрения физического ма-

териала из-за отсутствия необходимой подготовки и соответствующего методического обеспечения.

Такой курс схоластичен, формирует лишь формальные знания, не позволяет ввести школьников в экспериментальную деятельность, характерную для естественных наук. В результате учащиеся совершенно теряют интерес к изучению естествознания еще в начале его изучения. Все это не позволяет говорить о формировании системы начальных естественнонаучных знаний. Кроме того, не учитываются возрастные особенности детей 10-11 лет, любящих действовать, фантазировать, конструировать, изобретать. В конечном счете, дух научного исследования рождается из любопытства ребенка, который должен разобрать игрушку, чтобы увидеть, как она устроена и почему работает. Исследование основных законов есть то же самое любопытство, доведенное до своего логического конца. Основная задача школьного учителя - развить это любопытство, направить его в русло познания окружающего мира, физических явлений, наблюдаемых в повседневной жизни.

Таким образом, важным условием совершенствования системы естественнонаучных знаний учащихся палестинской школы является внедрение в курс «Естествознание» различного вида экспериментальной деятельности. Данное условие реализует деятельностный подход, разработанный группой ученых (В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др.). Этот подход, как никакой другой, учитывает одновременно психолого-педагогические

аспекты развития личности и научный подход к процессу реального познания и, в частности, мышления. Научный подход к процессу познания состоит в определении познания как двуединой теоретической и практической деятельности, включающей активное воздействие на внешний мир и оперирование не только мысленными образами, но и материальными средствами, орудиями и формами отражения действительности; состоит в определении исходной формы мышления, базирующейся на предметно-практической деятельности людей. В этом подходе особое место в развитии личности уделяется деятельности. По мнению авторов подхода, необходимым условием наиболее интенсив-

ного развития, заключающимся в формировании научно-теоретического стиля мышления и развитии внутренней мотивации, является выполнение предметной деятельности. В нашем случае - и учителем, и учащимися.

Учебный эксперимент с позиции этого подхода является необходимым составным элементом учебной деятельности. Анализ сущности эксперимента, данный В.А. Штоф-фом, очень емко подтверждает сказанное. Эксперимент, пишет он, представляет собой по своей внутренней природе органическое единство практического действия и теоретической работы мысли. Эксперимент невозможен без сочетания материального преобразующего воздействия на внешний мир и целенаправленной деятельности человека. Он, в отличие от житейского опыта или измерения, предполагает наличие в нем практического действия и теоретического знания (А.В. Ахутин, А.Н. Малинин).

Данный подход должен реализоваться через:

• методы представления содержания теоретического материала, обеспечивающего познавательную мотивацию учащегося;

• включение учащегося в различные виды деятельности (с развивающими заданиями);

• реализацию принципа преемственности;

• различные активные формы проведения занятий;

• связь теории и практики.

На анализе практической работы в палестинской школе можно констатировать, что к 6 классу у учащихся, нет никакого интереса к предмету. Это подтверждается и результатами проведенных нами исследований среди учащихся 4-8 классов в различных школах сектора Газа с целью выявления сферы интересов в разные возрастные периоды. Школьникам предлагалось расположить следующие вопросы по рангу значимости: успеваемость, межличностные отношения людей, вопросы космоса и жизни на Земле, вопросы самопознания и саморазвития. В таблице 1 представлены результаты исследований. Анализ результатов анкетирования показывает, что учащиеся в возрасте 10-11 лет спонтанно проявляют интерес к вопросам о природных явлениях и мироздании. Как видно из таблицы, в шестом классе интерес к вопросам, связанным с явлениями природы,

резко падает, в то время как вопросы межличностных отношений выходят на первое место.

Таблица 1

Динамика сферы возрастных интересов учащихся палестинских школ

Класс 4 5 6 7 8 9 10

Вопросы Ранг значимости вопроса

Успеваемость 10 9 6 5 4 6 8

Межличностные отношения 4 5 8 10 10 10 10

Явления природы и космоса 6 10 5 4 2 2 0

Самопознание и саморазвитие 2 1 2 5 6 7 9

Несоответствие между существующей моделью естественнонаучного образования в основной школе и возросшими требованиями к обучению физике, химии, биологии в старшей школе ставит перед основной палестинской школой задачу повышения научного уровня обучения естествознанию и качества экспериментальной подготовки путем изменения структуры и содержания курса основной школы и усилением внимания к учебному эксперименту. Проведенный анализ позволяет сформулировать требования, предъявляемые к организации системы обучения в основной школе Палестины:

• с учетом возрастных особенностей учащихся в сфере формирования интересов необходимо более раннее знакомство школьников с основами механики как наиболее простой формы движения;

• формирование системы экспериментальных умений и навыков должно обеспечиваться преподаванием курса с широким применением разнообразных видов эксперимента, в том числе и на основе индивидуальной экспериментальной деятельности самих учащихся;

• развитие интереса учащихся к изучению естествознания.

1. Зуев П.В., Шаронова Н.В. // Проблемы определения концепции государственного образовательного стандарта по физике. М., 1995. С. 81-84.

2. Альмхесин Ибрагим Бенабдаллах. Обучение естествознанию в странах: Америки, Японии, Англии и Саудовской Аравии. Альмадина Альмунойра, 2002.

3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: пособие для учителей. М., 1983.

4. Ионин Л.Г. // Социс. 1995. № 2.

5. Кабинет физики средней школы / под ред. А.А. Покровского. М., 1982.

6. Казенас В.Е. Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике:

автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

7. Peacock Alan. Science Skills. A problemsolving. Activities Book. Macmillan, 1986.

Поступила в редакцию 1.0б.2007 г.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

О.Б. Ершова

Ershova O.B. Essence and specificity of influence of welfare environment on formation of values of teenagers and youth. The article considers welfare aspects of formation of values of teenagers and youth, and also possibilities of influence of welfare environment on formation of moral culture of the rising generation.

В современных условиях российского государства сохранение духовных, нравственных ориентиров подрастающего поколения является главной задачей культуры. Учитывая сложившуюся тревожную обстановку на экономической, политической, социально-культурной арене в России, очевидно, что молодым людям, подросткам предстоит нелегкая задача в нахождении и удержании определенной позиции в социальной структуре общества. Социально-культурная среда, окружающая каждого человека на всех возрастных этапах его жизни, оказывает самое прямое и непосредственное воздействие на возникновение и формирование сознательного осмысления им своего пребывания в данном обществе.

Концептуально главной содержательной составляющей государственной политики в сфере культуры, разрабатываемой Минкуль-туры России, является развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы ее целостности, устойчивости и динамичного развития. Долгосрочной стратегической линией Минкультуры России является реализация новой Федеральной целевой программы (ФЦП) «Культура России (2006-2010 гг.)» [1].

В сфере культуры задачей номер один остается формирование правового поля взаимодействия учреждений культуры и ор-

ганов государственного управления всех уровней: федерального, субъектов РФ, местного самоуправления. Постановлением правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289 определены полномочия Минкультуры России и направления его взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Министерство образования и науки РФ рекомендует строить отношения органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями на базе законодательных актов (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Закон РФ «Об образовании», документы и материалы Министерства образования и науки РФ, в частности, «Программа развития воспитания в системе образования России»).

Проблема использования возможностей воздействия социально-культурной среды на становление нравственной культуры подрастающего поколения представляет интерес для многих ученых. Данной тематике посвящены работы Е.И. Григорьевой, B.C. Садов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.