ФОРМИРОВАНИЕ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ИМЕН
З.И. Алиева
Средняя общеобразовательная школа № 841 Волжский бульвар, 6, корп. 4, Москва, Россия, 109518
В работе выполнен анализ карачаево-балкарского имяобразования, предложена грамматическая структура формирования карачаево-балкарских имен, показано, что формирование имен охватывает огромный промежуток времени и складывалось путем осмысления карачаево-бал-карцами и их предками объектов и явлений материального и духовного мира и трансформации их в антропонимы.
Формирование карачаево-балкарских имен во многом сходно с образованием антропонимов у других тюркских народов [1]. По морфемному составу карачаево-балкарские антпропонимы составляют две больших группы, поскольку образуются двумя основными путями:
— непосредственно от антропооснов, обозначающих объекты и явления природы, персонажей карачаево-балкарской мифологии, и теонимов, например: Джулдуз ‘звезда’, Къочхар ‘баран’, Тенгиз ‘море’, Джохар ‘клен’, Ёрюзмек — герой нартского эпоса, Аймуш — бог, покровитель овцеводства и т.д.;
— от антропооснов и антропоформантов, причем антропоосновами являются существительные, прилагательные, глаголы; антропоформантами — аффиксы, существительные и прилагательные.
Источниками происхождения антпропооснов являются названия объектов и явлений живой и неживой природы, обширная карачаево-балкарская мифология, фольклор и религии, исповедавшиеся карачаевцами и балкарцами в различные эпохи [2].
Система карачаево-балкарских имен представляет собой весьма разветвленную структуру.
Антропоосновы, образованные от названий объектов живой и неживой природы
Объекты живой природы — это дикие и домашние животные, птицы, насекомые, растительный мир. Их названиям соответствуют имена людей:
— дикие животные: айю, айючюк ‘медведь, медвежонок’, Айю, Айючюк; бучар ‘олененок’, Бучар; агъаз ‘ласка’, Агъаз; сабур ‘соболь’, Сабур; доммай ‘зубр’, Доммай; шаулакъ ‘газель’, Шаулакъ; аслан, арслан ‘лев’, имена Аслан, Арслан и производное от них Руслан; къаплан ‘тигр’, Къаплан и т.д.;
— домашние животные: къочхар ‘баран’, Къочхар; теке ‘козел’, Теке, къозу ‘ягненок’, Къозу; тана ‘бычок’, Тана, парий (вид собаки), Парий; баракъ (вид собаки), Баракъ; кючюк ‘щенок’, Кючюк; дидюу ‘щеночек’, Дидюу и др.;
— птицы: адакъа ‘петух’, Адакъа; гогуш ‘индейка’, Гогуш, джумарыкъ ‘улар’, Джумарыкъ, джюджек ‘цыпленок’, Джюджек; бёдене ‘перепел’, Бёде-не; бабуш ‘утка’, Бабуш; дотту ‘павлин’, Дотту и др.;
— насекомые: татлыхан ‘божья коровка’ (единственное насекомое, почитавшееся карачаевцами и балкарцами как священное), Татлыхан; чибин ‘пчела, муха’, Чибин, а также Ципин у черекских балкарцев и др;
— растительный мир: айгюл ‘ночная красавица’, Айгюл; баблаш ‘ромашка’, Баблаш; балий ‘вишня’, Балий; будай ‘пшеница’, Будай; къаншау ‘ятрышник’, Къаншау; джюзюм ‘виноград’, Джюзюм; зубай ‘бессмертник’, Зубай; кё-гала ‘лаванда’, Кёгала; наныкъ ‘малина’, Наныкъ; орман ‘лес’, Орман и др.
Объекты неживой природы и соответствующие им имена:
— металлы, минералы, газы и соответствующие им имена: алтын ‘золото’, Алтын; ахлау таш ‘березит’, Ахлау; багъыр ‘медь’, Багъыр; болат, булат ‘сорт стали’, Болат; джаухар ‘кристалл’, Джаухар; зубарджат ‘хризолит’, Зу-барджат; зумурат ‘берилл’, Зумурат; марджан, ‘коралл’, Марджан; налмаз, накъутналмаз ‘алмаз’, Налмаз, Накъут; кюмюш ‘серебро’, Кюмюш; темир ‘железо’ Темир; хауа ‘воздух’ Хауа; къайнар ‘гелий’ Къайнар и др.;
— небесные объекты и соответствующие им имена: джахан ‘вселенная’ Джахан; джулдуз ‘звезда’ Джулдуз; Гида ‘созвездие Ориона’; Гочар ‘созвездие Овна’; Илкер ‘созвездие Плеяды’; Катиб ‘Меркурий’; Кериуан ‘Юпитер’; То-тай‘ созвездие Девы’; Чолпан и по-арабски Зухра ‘Венера’ и др.;
— природные явления, времена года, месяцы и т.д. и соответствующие им имена: боран ‘буран, вьюга’, Боран; къыш ‘зима’, Къыш; шакай, шаккай ‘шаровая молния’, Шакай; чилле (очень жаркое или очень холодное время года), Чилле; Башил ай ‘январь’, Шабат ай ‘ноябрь’, Шабат и др.
Апеллятивы-антропоосновы, называющие либо субъект (существительное), либо свойства субъектов (прилагательные): Адам ‘человек’, Бала ‘ребенок’, Батыр ‘герой’, Къая ‘скала’, Отар ‘пастбище’, Сурат ‘картина’, Дуда ‘владетельный’, Сара ‘белая’, Сары ‘желтый’, Къара ‘черный; великий’, Огъур-лу ‘добрый, благодетельный’, Чечен ‘искусный’ и т.д.
Как видим, антропонимы первой группы состоят только из апеллятива-ант-ропоосновы и не содержат антропоформантов.
Многие антропонимы включают специальные антропоформанты.
Здесь можно выделить четыре подгруппы.
1. Антропонимы, образованные соединением антропоосновы и аффикса. Антропоосновами являются существительные, прилагательные, глаголы, а аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными.
Приведем примеры таких имен с существительными в качестве антропоосновы: Атай (ата ‘отец, папа’ + аффикс -ай) ‘папочка’; Къойчу (къой ‘овца’ + аффикс -чу) ‘пастух’ (овец); Сатанай (сата ‘коралл’ + уменьшительно-ласкательный аффикс -най) — одна из главных героинь карачаево-балкарского нарт-ского эпоса и др.
Примеры имен с прилагательными в качестве антропоосновы: Акъчыкъ (акъ ‘белый, светлый’ + аффикс -чыкъ) ‘светленькая’; Карачыкъ (кара ‘черный, смуглый’ + аффикс -чыкъ) ‘черненький’; Шоштай (шош ‘тихий’ + аффикс
-тай) ‘тихонький’ и т.д.
Примеры имен с глаголами в качестве антропоосновы: Джандуу (джан ‘гори’ + аффикс -дуу) ‘вспыльчивый’; Тохтар (тохта ‘останься’ + аффикс -ар) ‘останется’ (так называли сыновей в семьях, где дети часто умирали); Болду (бол ‘будь’ + аффикс -ду) ‘довольно’ (рожать девочек); Бурул (бур ‘сверни’ + аффикс -ул) ‘сверни’ (в сторону репродуктирования мальчиков) и др.
2. Антропонимы, включающие аффиксы -окъ, -укъ, -рукъ, -рыкъ.
В карачаево-балкарском имяобразовании большое значение имеют исконные элементы -укъ, -окъ, архаические -урукъ (-рукъ), -ырыкъ (-рыкъ), которые в современном языке рассматривается как аффиксы. Однако они имеют прозрачную этимологию, образованы от укъ, угъ, окъ, огъ и означают 1) сын, потомок, семя и 2) стрела, пуля [3]. Аффиксы -урукъ, -ырыкъ — это ур + укъ, букв. вбей (посади) семя.
Указанные форманты в карачаево-балкарской антропонимике содержится во многих исконных именах: Айдарукъ, Асланукъ, Байрымукъ, Болатокъ, Гюр-гёокъа, Дударыкъ, Зарамукъ, Иналукъ, Къабардокъ, Каджокъ, Къанокъ, Къо-накъ, Озарукъ, Сосурукъ, Шабатукъ, Эльбуздукъ и др.).
Эти антропоформанты заимствованы практически всеми нетюркскими народами Северного Кавказа и вошли в антропонимические системы кабардинцев, осетин, чеченцев, ингушей и др. вместе с антропоосновами, получив соответствующую данному языку фонетическую огласовку, например, у кабардинцев: Бо-латокъо (тюркское имя Болат или Булат, булат — ‘сорт стали для клинков’, либо ‘клинок’ + -окъ — ‘потомок, семя’ + аффикс -о), Къазанокъо (тюркское къазан ‘котел’ + -окъ + -о); у осетин: Батахъо (древнетюркское бата ‘благословенный’, + аффикс -хъо), Дударыхъо (от карачаевского дуда ‘владетельный’ + аффикс -рыхъ+-о) и т.д. [5].
К приведенному ряду формантов примыкает и аффикс -лан, с участием которого образуются ряд имен, например Сослан, Таулан и др. Аффикс -лан — это усеченная форма общетюркского слова улан, проникшего и в русский язык. Улан означает ‘сын, мальчик, юноша’. Начальная буква у слова при имяобразовании для благозвучия опускается. Таким образом, Таулан — это: тау ‘гора’ + улан ‘сын’, т.е. букв. ‘сын гор’; имя Сослан состоит из сос ‘гранит’ + улан ‘сын’ или ‘сын гранита’, т.е. ‘твердый, несокрушимый’ [Там же. С. 116].
3. Антропонимы, включающие в качестве антропоформантов апеллятивы традиционного ряда: бала ‘дитя’; бек ‘могучий, сильный’, ‘вождь’; бий ‘князь’, архаическое значение ‘божество’, бийче ‘княгиня’, ‘хозяйка’, архаическое значение ‘богиня’; герий ‘могучий, сильный’; джан ‘душа’; джулдуз ‘звезда’; къул ‘раб’; тау ‘гора’; хаджи ‘паломник’; хан ‘царь’ и др. Сами по себе слова этого ряда в качестве имен почти не используются.
В карачаево-балкарской антропонимии перечисленные антропоформанты не имеют самостоятельного значения, а являются лишь формальными «усилительными» элементами имени, например: Акъбийче, Алибек, Бийнёгер, Къылыч-герий, Сеитбий, Хаджигерий, Туамырза. Антропоформант хан в составных мужских именах идет только в начале имени, например: Хангерий, тогда как в женских — только в конце, например, Къыблахан.
4. Безаффиксальные антропонимы, образованные путем сложения:
а) существительного с существительным, например: Джансарай (джан ‘душа’ + сарай ‘город’), Аскербий (аскер ‘войско’ + бий), Къантемир (хан + темир ‘железо’), Джантемир (джан + темир) и Темирджан и т.д.;
б) существительного и прилагательного, например: Акъбилек (акъ ‘белый’ + билек ‘локоть’), Алтынчач (алтын ‘золотой’ + чач ‘волосы’), Кичиба-тыр (кичи ‘младший, маленький’ + батыр) и т.д.;
в) составные мужские имена, включающие два самостоятельных имени, которые соединяются для усиления того или иного смысла, причем это могут быть исконные имена, имена, заимствованные из арабского языка, и смешанные, например: имя Солтанмурат состоит из двух исконных Солтан ‘царь’ и Мурат ‘мечта’; Алисолтан — из исконного Солтан и арабского Али ‘наивысший’; Умаралий — из арабских имен Умар ‘жизнь’ и Али.
Женских составных имен, образованных из двух самостоятельных имен, у карачаевцев и балкарцев нет. Составные женские имена образуются, как правило, соединением существительных и прилагательных.
Ряд имен образован от теонимов.
Предки современных карачаевцев и балкарцев исповедали в разные эпохи тенгрианство, христианство, ислам, бытовали во времена расцвета Хазарского каганата и элементы иудаизма.
Тенгрианство. Тенгрианство имело у древних карачаево-балкарцев очень развитую структуру. Оно возникло, вероятно, в конце I тысячелетия до н.э., а его элементы, как это ни поразительно, сохранились в народе до наших дней. Карачаево-балкарский пантеон богов и духов необычайно развит, обширен и иерар-хичен: младший бог или дух безусловно подчиняется старшему, и все вместе — Верховному Богу — Великому Тейри, который обладает безраздельной властью и над богами, и над объектами Верхнего мира (мир богов), Среднего мира (мир людей) и Нижнего мира (мир подземных богов и духов). С точки зрения антро-понимии этот пантеон интересен тем, что большое число имен богов и богинь превратились в антропонимы. Причем это, безусловно, — древние и исконные антропонимы.
Рассмотрим имена некоторых богов, божеств и духов, послуживших основой антропонимов.
Тейри. Имя верховного всемогущего и всеобъемлющего бога Великий Тей-ри и подчиненных ему тейри — богов, повелителей для всех остальных субъектов, и поныне лежит в основе карачаево-балкарских имен: мужского Тейрикъ-ул — раб Тейри и женского Тейрикъыз — дочь Тейри.
Аджи — в карачаево-балкарской мифологии это полноценная душа, которая формируется с помощью духа камня, духа стеблей, духа растений и всеобщего Духа [5]. Исконный антропоним Аджи (не следует путать с имена Хаджи арабского происхождения) является основой фамилии Аджиевых.
Аймуш — бог, покровитель овцеводства, представлялся в виде золоторунного и золоторогого, либо белого и золоторогого барана. По-видимому, в отождествлении барана и бога Аймуша следует искать истоки тотемизации барана. Древ-
нетюркская руна Т — эр имеет смысл герой и баран (тотем) и напоминает бараньи рога, которые считались могучим оберегом. Руна была популярна при начертании карачаево-балкарских родовых знаков (тамг).
В Верхнем же мире богов по тем же поверьям бог Аймуш в виде золоторогого месяца выпасает по ночам огромные отары звезд. Возможно, поэтому карачаевцы Млечный путь называют Къой джол ‘Овечья дорога’, по которой Аймуш бесконечно гонит свое несметное стадо звезд. Имя Аймуш доныне используется карачаевцами и балкарцами для наречения мальчиков.
Апсаты — один из самых популярных у карачаевцев и балкарцев богов. Апсаты — бог-покровитель диких животных и охоты. С ним связано наибольшее число карачаево-балкарских мифов, песен, гимнов. В карачаево-балкарской антропонимии имеется созвучное ему женское имя Апсат — возможно, посвященная богу Апсаты. Сыновья Апсаты — Атыл, Гамалбай, Тугулбай, Ындыр-бай, дочери — Байдымат, Гамалар, Гошала (выделенные курсивом имена — карачаево-балкарские антропонимы с прозрачным толкованием). С божественной семьей Апсаты связаны еще четыре антропонима — имена легендарных охотников Тегея и Таулана, Хату, его приемного сына, превосходного музыканта Таукъана и князя Бийнёгера.
Байрым бийче — богиня, покровительница материнства и младенцев, культ которой сохранился вплоть до конца XIX в. и послужил антропонимом, лежащим в основе родового имени одной из самых влиятельных карачаевских фамилий — Байрамуковых (Байрымукълары). Теоним Байрым имеет ясное толкование: (бай ‘богиня’ + ырым ‘потомство’) [6]. Архаическое слово ырым, ырыу в значении род, потомок сохранилось в языке доныне, например, в словах тиширыу (тиши ‘женский’ + ырыу ‘потомок’), эркекырыу (эркек ‘мужской’ + ырыу ‘потомок’).
Батча-бай — мифическая женщина — первоматерь нартов, жена перво-нарта и первокузнеца Золотоликого Дэуета, родившая ему 19 сыновей. Батча-бай — дочь небесного волка Бытдая (антропоним) — представлялась древними небесной волчицей с лицом женщины. Батча-бай толкуется как ‘священная волчица’. Антропоним Батча послужил основой фамильного имени Батчае-вых, живущих как в Карачае, так и в Балкарии, а Бытдай (т.е. наделенный огромным разумом и силой) — основой фамилии Бытдаевых [6]. Считалось в Ка-рачае, что 19 сыновей Деуэта и Батча-бай олицетворяют собой 19 лет лунносолнечного цикла: 19 солнечных лет укладываются в 235 лунных месяцев.
Биджи — слово исконное, и означает число, знаток чисел и их магических свойств — это биджигемли, которые считались ясновидящими. Древние кара-чаево-балкарцы придавали огромное значение числам, создали культ числа. Существовала числовая символика в их космо- и антропогонии. Выше приводился пример 19 сыновей Деуэта. Апеллятив биджи превратился в антропоним и в фамильное имя. Род Биджиевых в Карачае считался хранителем знаний о числах и пользовался особым уважением [4].
Болатчы — это дух ритуальных предметов для лечения болезней, для изгнания сглаза, а также наведения болезней на сглазившего. Со временем оно
превратилось в имя собственное соответствующего жреца, а потом в антропоним Болатчы, откуда современная фамилия Болатчиевых.
Гилячхан — это дух, покровитель власти и силы человека, дух управления (оноучулукъну къачы Гилячхан). Возможно, теоним производен от древней лексемы qïia — qila — исполнять [3].
Голлу — это солнечное божество, покровитель урожая, чей праздник кара-чаево-балкарцы праздновали в день весеннего равноденствия вплоть до XIX века. Голлу посвящалась специальная ритуальная пляска-песня, исполнявшаяся вокруг горящего огня (солнца), дошедшая до наших дней. Теоним сохранился и в виде антропонима Голлу и фамилий: Голаевы и Голлуевы.
Даулет — божество, мифический Отец земли, бог хлебопашества, покровитель пахарей, изображавшийся всесильным богом с могучими быками, впряженными в плуг, и, наконец, символ благополучия. Таким образом, имя Даулет можно толковать как благополучие, благополучный. В народе известно характерное благопожелание: Аллах ёлгенлеге джандет берсин, саулагъа даулет берсин (Аллах да ниспошлет мертвым рай, а живым — благополучие), типичный для карачаевцев и балкарцев случай совмещения теонимов из ислама и тенгрианства. Это — широко используемый и поныне антропоним: Даулет, Даулеткъул, Даулетукъа с очевидным толкованием. Имеются в Карачае фамилия Даулеткуловы, атауль-ное (субфамильное) имя Даулетовы.
Джабакку. Это древнее имя восходит к хазарскому ханскому титулу джа-багу, означающему защищающий, от джабыкъ — защищенный. Это также имя хазарского кагана Джабгу — Аорона, который в памяти народа запомнился репрессиями против «языческих» карачаевских кабаров (къарачай къабарла), не желавших принимать иудейскую религию.
Къайнар — бог (отец) Солнца. Древний, ныне редко употребляемый, антропоним. Интересно отметить, что у древних карачаевцев къайнар означает газ гелий. Как известно, Солнце в значительной мере состоит из гелия. Другое толкование апеллятива къайнар — кипящий.
Къор Шоппа — божество, покровитель людских душ. В современном языке в форме Шоппай (шоппа + уменьшительный аффикс -ай) используется в качестве антропонима. Слово къор — защита, охранение также широко функционирует в языке. Например, говорят близкому: Къор болайым джанынга ‘Да буду я защитой твоей души’.
Марджа — мифическая праматерь змей, символ разума. Марджа в современной антропонимии довольно редкое женское имя, чаще всего Марджа — домашнее имя супруги, которым ее величает только супруг.
Тотур, Аш-Тотур — божество, покровитель волков. В иерархии богов То-тур подчинен Апсаты. Тотур мыслился карачаевцами в виде всемогущего божества, которое может оградить человека от множества напастей природы, но может и наслать волков на стада овец и тем самым разорить человека. В Ка-рачае и Балкарии наряду с мифами, гимнами и заклинаниями, посвященными Тотуру, существует ряд топонимов, священных камней Тотура, сохранился антропоним Тотуркъул (букв. слуга Тотура) и фамильное имя на его основе — То-туркъуллары (Тотуркуловы).
Шаккай — божество, покровитель шаровых молний. Теоним, скорее всего, идет от древнетюркского caq в значении высекать огонь + аффикс -кай, т.е. букв. высекающий огонь. У карачаевцев по сей день сохранился антропоним Шаккай или Шакай.
Ограничимся на этом анализом тенгрианских теонимов-антропооснов, поскольку их полное представление выходит за рамки данной работы.
Христианство в антропонимах Карачая и Балкарии
Христианство пришло к карачаево-балкарцам в VIII—IX вв. и существовало вплоть до XVIII, оставив в Карачае следы в виде превосходных по канонической архитектуре православных храмов IX в., сохранившихся доныне, и имен собственных — антропонимов, топонимов, названий месяцев, дней недели и т.д. Приведем некоторые теонимы, относящиеся к христианству, которые стали в Карачае и Балкарии антропонимами.
Андрей, Эндреукъ. Почитание апостола Андрея в Карачае и Балкарии, прежде всего, проявилось в соответствующем названии месяца: эндреукь ай, месяц св. Андрея. Сохранилось оно и в антропониме Эндрей и соответствующей фамилии Эндрейлери.
Апостол, Абустол. Апеллятив апостол в карачаево-балкарском ономастико-не не привязан к конкретным личностям, хотя у древних карачаевцев, судя по всему, особо почитался апостол Андрей. Сохранилось название месяцев: Абу-столну ал айы, Абустолну арт айы (ноябрь и декабрь).
Василий, Башил. Имя св. Василия увековечено карачаевцами в названии месяца: Башил ай — январь. Отметим, что башил — это и древний этноним, относящийся к древнетюркскому племени, известному науке, по крайней мере, со времен Хазарского каганата: хазарские каганы брали себе жен исключительно из племени башилов [5].
Георгий, Гюрге — имя представляется как карачаево-балкарский вариант имени св. Георгия-Победоносца. Горскими народами он почитался более других святых, хотя имя в форме Георгий у карачаевцев встречается ныне довольно редко. Появление антропонима Гюрге, ипроизводного от него Гюргёкъа, относится, вероятно, к VIII—IX вв. От антропонима Гюргокъа производна фамилия Гюргоковы. В честь св. Георгия карачаевцы и балкарцы доныне называют день недели: гюрге кюн — т.е. день св. Георгия, вторник.
Николай, Никкол. Почитание св. Николая запечатлелось в названии месяца мая — Никколай, однако антропонимов автором не зафиксировано.
Параскева, Барас. Почитание св. Параскевы отразилось в сохранившемся доныне названии дня недели: барас кюн — день св. Параскевы (среда). Сохранился антропоним Барасбий (т.е. посвященный святой Параскеве) и производная от него балкарская княжеская фамилия Барасбиевы.
Илия, Элия. Пророка Илию отождествляют с карачаево-балкарским божеством молнии Элия (архаическим Эллири-Чоппа). В карачаево-балкарском оно-мастиконе сохранилось большое число топонимов Элия, Элия ай — это месяц св. Илии. Широко ныне распространен антропоним Илияс.
Иудаизм в антропонимах Карачая и Балкарии
После принятия иудаизма правящей верхушкой Хазарии, куда входила и Алания, он был привит и части его населения. Влияние иудаизма сохранилось в памяти карачаево-балкарцев до наших дней в виде названия дня недели шабат кюн (суббота), а также в именах, которые большей частью являются именами иудео-хазарских каганов [2].
Приведем некоторые карачаево-балкарские антропонимы иудейского происхождения: Вениамин (варианты: Биямин, Беньямин, Буния, Буниямин), Иосиф (варианты: Юсуф, Юсуп, Иоска, Джюсюп), Исса (Иисус), Исхакъ (иудейское Ицхакъ, библейское Исаак), Мусса (иудейское и библейское Моисей), Сулемен, Харун (иудейское Аарон), Ханукъа, Шабат, Шабатукъ (шабат + -укъ), от которого — балкарское фамильное имя Шабатуковы и др.
Интересно отметить, что часть этих имен сохранили древнееврейскую огласовку, т.е. пришли к древним карачаево-балкарцам непосредственно через хазарское иудейство, другая часть — с библейской огласовкой — во времена христианства, и, наконец, третья часть — посредством ислама.
Ислам в антропонимах Карачая и Балкарии
Ислам появился на Северном Кавказе (в Дагестане) еще в VIII веке, однако в Карачае и Балкарии он интенсивно прививался с начала XVIII века. На антро-понимию народа ислам оказал заметное воздействие: процент заимствованных арабских имен велик — около 25% из общего числа карачаево-балкарских имен — и не идет ни в какое сравнение в заимствованиями из других языков, которые составляют 1—2% [5].
Как известно, в системе именования у арабов существовало личное имя — алам, например: Амр ‘жизнь’, Бакр ‘верблюд’, Лайс ‘лев’, Хасан ‘красивый’. Кроме личного имени использовалась кунья — особое именование по имени сына или, реже, дочери, причем не обязательно уже родившихся. Кунья в арабской системе именования — особый социальный знак, который мог присваиваться далеко не всем. Например, четвертого праведного халифа Али по имени его сына называли Абу-л-Хасан, т.е. отец Хасана. Как видим, арабская именная основа абу означает отец, но в имени-кунье она утрачивает это значение, превращаясь в формальный показатель.
В карачаево-балкарских именах, заимствованных из арабского языка, куньи также содержательного смысла не имеют, а выступают лишь имяборазу-ющими элементами, больше того, они обычно пишутся слитно, например, Абу-бекир. Куньи имеют значение лишь при толковании изначальных смыслов всех компонентов имени.
В числе заимствованных имен имеются почти все приведенные в Коране эпитеты Аллаха (Керим, Маджит, Рахман, Рашид, Хамид, Самат и др.), имя пророка Мухаммеда, его почетные прозвания (Расул), его окружения: семьи (Айшат, Фатима и др.), праведных халифов (Умар, Осман, Али и др.), широко используются и имена, пришедшие из Корана и имеющие древнееврейские корни (Ибрагим, Исмаил, Харун и др.).
Однако более подробный обзор и анализ заимствованных арабских имен, как и древних тенгрианских, христианских и иудейских теонимов, превратившихся со временем в карачаево-балкарские антропонимы, требуют дополнительного исследования и выходят за пределы данной работы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Баскаков Н.А. Модели тюркских этнонимов и их типологическая классификация // В кн. «Ономастика Востока». — М.: Наука, 1980.
[2] Алиева З.И. Пространство карачаево-балкарской антропонимики // Вопросы гуманитарных наук. — 2006. — № 3.
[3] Древнетюркский словарь // Авт: Наделяев В.М., Насилов Д.М., Тенишев Э.Р., Щербак А.М., Боровкова Т.А., Дмитриева Л.В., Зырин А.А., Кормушин И.В., Летяги-на Н.И., Тугушева Л.Ю. — Л.: Наука, 1969.
[4] Каракетов М.Д. Антропогония в религиозно-мифологическом мировоззрении карачаевцев и балкарцев // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор / Под ред. Э.Р. Тенишева и др. — М.: ИЭА РАН, 2001.
[5] Алиев И.И., Алиева З.И. Карачаево-балкарские имена и фамилии. Толковый словарь. — М.: Педагогика, 2003.
SHAPING KARACHAEVO-BALKAR NAMES
Z.I. Alieva
Secondary school № 841 Volzhsky blurd., 6/4, Moscow, Russia, 109518
In work is executed analysis of the formation karachaevo-balkar names, is offered grammatical structure of the shaping karachaevo-balkar names, is shown that shaping the names at time covers the enormous gap of time and formed by comprehensions karachaevo-balkar and their ancestors object and phenomenas material and spiritual world and transformations them in of the antroponims.