ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА
ORGANiZATiON OF HUMAN RESOURCES SERViCES FOR CHiLDREN'S TOURiSM
УДК 379.85
МОРОЗОВА Марина Александровна
декан факультета медикоммуникаций и туризма Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, доцент, [email protected]
MOROZOVA, Marina Alexandrovna
Dean of the Faculty of Media Communication and Tourism, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Associate Professor, [email protected]
ГРИГОРьЕВА Дарья Константиновна
аспирантка Санкт-Петербургского государственного экономического университета, [email protected]
GRIGOREVA, Daria Konstantinovna
Post-graduate student of the Saint-Petersburg State University of Economics, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы и приоритетные направления диверсификации услуг детского отдыха. Анализируются популярные программы отдыха, их виды и организаторы. Особое внимание уделено вопросам формирования кадрового потенциала и повышения качества предоставляемых туристских услуг.
Ключевые слова: программа отдыха, детский отдых, повышение квалификации.
Abstract.
The article deals with the main issues of children's tourism development in Russia, as well as the priority areas of diversification of services children's activities. It analyzes popular recreation programs, their types, the organizers, the system works. It also considers the issues of human resources and qualification improvement of children's tourism in the Russian Federation.
Key words: recreation program, a children's holiday, territory, improve the skills.
На сегодняшний день абсолютно все дети в Российской Федерации в той или иной степени нуждаются в социальной поддержке или защите со стороны государства. От эффективности социальной политики в отношении детей во многом зависит стабилизация демографической обстановки в стране, в которой в последние годы, несмотря на заметные улучшения, сохраняется присутствие и негативных тенденций.
Постепенное увеличение числа детей влечет за собой необходимость разработки новых федеральных законов и целевых программ в сфере образования, здравоохранения и т. д. Как увеличилась численность детей и молодежи за последние пять лет можно проследить на рисунке 1.
Для сферы туризма рост численности детей означает рост потребности в организации отдыха и оздоровления, спроса на туристские и оздоровительные услуги, необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в области детского туризма, отдыха и оздоровления. Отечественная туристская отрасль обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов
отдыха и имеет в своем активе более 12 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры, 108 музеев-заповедников и 142 национальных парка. В настоящее время в Российской Федерации действует 101 государственный природный заповедник, 35 национальных парков и 69 заказников федерального значения [1]. Но для обеспечения детского туризма этого недостаточно - требуется также значительное количество специализированных учреждений, организаций и объектов [2].
Понимание сущности детского туризма невозможно без определения основных понятий в данной сфере. Российский союз туринду-стрии трактует детский туризм как наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Детский, или, точнее, «детско-юношеский туризм», - туризм с детско-юношескими группами, то есть основной отправной точкой для отнесения к данной классификации является возраст отдыхающих (или путешествующих). Ребенком считается «лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)»; это понятие имеет общеправовую природу и используется во многих нормативно-правовых актах.
Рисунок 1
Динамика численности населения Российской Федерации моложе трудоспособного возраста в 2009-2014 годах, тыс. чел.
Услуги в детском и юношеском туризме
По организации
отдыха л оздоровления
11о организации поездок на шюршшше, КуЛЬТурНИС II иные мероприятия
Пи органшлцш!
■Г. ■.. -I _■..■ ■■■.; и •■,■..■-к;. м - 1И-
познавательным маршрутам
Межрегиональные обмены
По организации ТУРИСТСКИХ слетев
По органгоащш
раЗВЛ скатель пых поездок
) К
Услуги с
активными видами передвижения
Международные обмены
Рисунок 2
Система услуг детского туризма
Классификация услуг детского туризма производится в соответствии с разделом 5 ГОСТ Р 53522 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения». В зависимости от возраста туристов/экскурсантов туристские услуги подразделяются на:
• услуги для детей (от 7 до 14 лет);
• услуги для юношества (от 14 до 18 лет).
Комплекс услуг в детском туризме представлен на рисунке 2.
К персоналу, занятому в области детского туризма, предъявляются требования, представленные в таблице 1.
Рассмотрим подробнее некоторые основные проблемы детско-юношеского туризма. Первой и наиболее значимой проблемой можно назвать несовершенство законодательства в области туризма и, в частности, в вопросах детского туризма. Расхождение и неточности в определении основных понятий, недостаточность имеющихся федеральных законов и целевых программ для организации эффективного взаимодействия власти и туристских организаций, разрозненность их действий препятствуют нормальному развитию сектора детского туризма и обеспечению надлежащим образом социальной защиты и детей и их законных прав. На сегодняшний день процедура организации и согласования детского отдыха является слож-
ной и долгой, требует подготовки целого пакета документов, значительных временных затрат и ознакомления с рядом зачастую противоречащих друг другу законов и положений. Решением данной проблемы необходимо заниматься на всех уровнях - от федерального вплоть до органов местного самоуправления. Первым шагом является приведение к единому толкованию существующей нормативно-правовой базы, введение новых федеральных законов, единых стандартов и требований.
Еще одной существенной проблемой является неравномерность развития детского туризма в различных субъектах Российской Федерации. Безусловными лидерами являются города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, лидирующие по количеству объектов инфраструктуры для детского туризма и образовательных, оздоровительных, спортивных и иных учреждений, а также отличающиеся наиболее насыщенным рынком туристских услуг, на котором представлено множество компаний, специализирующихся на организации экскурсий и продаже комплексных туристских продуктов. Далее следуют курортные регионы, являющиеся традиционными местами отдыха детей еще со времен Советского Союза - Краснодарский край, Приморский край, Республика Крым и т. д.
Таблица 1
Система требований к персоналу, занятому в сфере детского туризма
Требование Персонал
Специальная подготовка по одному из следующих направлений • Менеджер по оказанию туристских услуг • Инструктор • Гид • Экскурсовод • Руководитель группы или сопровождающий • Педагогические специальности
Знания и навыки • Оказания первой медицинской помощи • Оказание психологической помощи детям и подросткам • Порядок действий в чрезвычайных ситуациях • Знание особенностей развития и воспитания детей, индивидуальных особенностей физического и психического состояния
Владение методиками • Адаптации • Реабилитации • Технологии организации досуга • Технологии организации отдыха • Анимации
Владением специальным оборудованием и приспособлениями • Оборудование и приспособление для детей с ограниченными возможностями (инвалидные кресла, коляски, подъемники) • Внутренние переговорные устройства • Спортивный инвентарь, оборудование и др.
Личные качества • Умение разрешать конфликтные ситуации • Благожелательность
Постепенная коммерциализация детского отдыха и появление черт элитарности свидетельствуют о том, что экономическая составляющая детского туризма преобладает над его социальной значимостью. Дороговизна тур-продукта для детей и подростков снижает его доступность и вытесняется другими формами проведения досуга, не обеспечивающих гармоничного и полноценного физического, психического и умственного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Следующая проблема связана с отсутствием должного экологического воспитания подрастающего поколения. У современных детей и подростков не сформирована культура и бережное отношение к природе. Защита окружающей среды и сохранение природного наследия являются одной из стратегических задач на государственном уровне, и, несмотря на принимаемые на макроуровне меры на
уровне школ, где дети должны осведомляться о важности проблем экологии, уделяется недостаточно внимания преподаванию таких гуманитарных дисциплин, как природоведение, эстетика, этика. Детско-юношеский туризм может способствовать систематичному общению детей с природой, позволит сформировать опыт поведения в природной среде и способность активно действовать по защите, уходу, улучшению окружающей среды.
Осуществление детского отдыха и оздоровления невозможно без обеспечения необходимой материально-технической базой и инфраструктурой. Устаревание зданий и сооружений, находящихся в ведомстве детских учреждений и лагерей, нехватка современного оборудования и инвентаря значительно снижают качество отдыха и оздоровления детей и тормозят развитие детского туризма. Сложившиеся в России экономические отношения
создают угрозу ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда туристских баз, детских оздоровительных лагерей, баз отдыха, пансионатов и других учреждений оздоровительной и туристской сферы, которые не приносят учредителям сиюминутной финансовой прибыли. Обновление материально-технической базы требует значительных финансовых вливаний. Но гарантии для инвесторов, вкладывающих средства в социальную подотрасль, практически отсутствуют. Возможным решением является организация государственного-частного партнерства, объявление тендеров и формирование госзаказов на строительство новых объектов или модернизацию и ремонт старых. Привлечение инвестиций в сферу детского туризма - одна из наиболее многогранных проблем. Разработка комплекса мер по ее решению должна производиться совместно государственными и коммерческими структурами и иметь научное обоснование и экономическую эффективность.
Человеческий капитал является важнейшим фактором в организации туризма. Нехватка квалицированного персонала наблюдается также в сферах и медицины, и образования, а поскольку детский туризм в части обеспече-
ния кадрами находится на стыке этих областей, на деле имеем утроенный дефицит - работников сферы туризма, медицинского и педагогического персонала. В России на данный момент немного людей, работающих в сфере услуг, имеют профильное образование или заканчивали соответствующие курсы. И если проблему обеспечения сферы обслуживания можно, по крайней мере, частично решить путем организации специализированных образовательных курсов на базе образовательных учреждений (к примеру, колледжей), то от медицинских, педагогических сотрудников и менеджмента требуется более высокая квалификация, навыки и знания. Решение этой проблемы заключается в развитии высшего и среднего специального образования по соответствующим направлениям подготовки (в России по сей день не так много вузов готовит будущих работников сферы туризма) и повышении престижности, социальной обеспеченности и защищенности медицинских и педагогический профессий.
Поскольку основным принципом организации детского туризма является здоровый образ жизни, возникает необходимость его пропаганды среди детей и молодежи. К со-
Болезни системы кровообращения
Болезни органов дыхания
Болезни мочеполовой системы
Травмы
Рисунок 3
Структура заболеваемости у детей
петербургским ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ • № 1 • 2015
56
жалению, на данный момент работа по разъяснению необходимости ведения здорового образа жизни и его преимуществ ведется недостаточно эффективно. Со стороны средств массовой информации поддержка ценностей туризма и здорового образа жизни практически не осуществляется. Существует некоторое количество телевизионных программ и печатных изданий, освещающих данную тематику, но их распространенность и популярность не находятся на должном уровне. Социальные программы имеют большую тенденцию к попыткам предотвращения девиантного поведения, детского курения, алкоголизма и наркомании, отказ от которых, безусловно, является шагом к здоровому образу жизни, но не тождествен ему полностью. Общий уровень заболеваемости населения в последние годы имеет тенденцию к росту [3]. Структура заболеваемости у детей отражена на рисунке 3.
К подростковому возрасту описанная картина сохраняется, но также растет частота заболеваний глаз и желудочно-кишечного тракта.
Отрицательное влияние на здоровье населения, детей и подростков в частности, оказывают следующие факторы:
• неблагоприятная экологическая обстановка;
• высокий уровень бактериального и химического загрязнения питьевой воды;
• неправильное питание и низкое качество продуктов питания;
• отсутствие продуманной системы диспансеризации и нерегулярные медицинские обследования;
• деградация системы санитарно-курорт-ного обслуживания населения и др.
Как видно, часть перечисленных проблем может быть решена за счет развития детского туризма. Кроме того, неотъемлемой составляющей большинства программ детских лагерей и организованных туристических поездок являются занятия спортом и физические упражнения, которые могут служить профилактикой многих заболеваний.
Для решения перечисленных проблем также необходимо создать в организациях отрасли детского туризма особый, в определенном
смысле нетрадиционный подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. В первую очередь он должен быть обеспечен научно обоснованными программами, методическими указаниями, технологиями, материально-техническими ресурсами. Требуется высокая подготовка обширного круга специалистов:
• педагогического персонала;
• менеджеров по туризму;
• психологов;
• врачебно-медицинского и прочего персонала.
Следует отметить, что перечень работников предприятий детского туризма имеет разнородный характер в связи с тем, что данная сфера является широкой и охватывает такие направления деятельности, как формирование туристского продукта, транспортировка, размещение, питание, с элементами культурного развития и оздоровления детей [4].
Разработка квалификационных характеристик, включая должностные обязанности и требования к квалификации работников, занятых в сфере детского туризма, определяется требованиями законодательной базы Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-Ф3), осуществляется на базе Номенклатуры должностей педагогических работников, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.13 № 678.
Авторами были разработаны общие квалификационные характеристики работников, занятых в сфере детского туризма. Некоторые из них представлены в таблице 2.
При разработке рекомендаций по формированию эффективного механизма повышения квалификации работников сферы детского туризма первостепенной задачей является выявление потребностей и проблем отрасли.
Наиболее важной оказывается экономическая проблема, которая влечет за собой ряд последствий. Детский туризм в большей степени является социальной, а не коммерческой сферой. Услуги данного рода не будут пользоваться спросом при высокой цене. Отсюда следуют сразу два последствия: минимизация
Таблица 2
Требования к квалификации работников, занятых в сфере детского туризма
Должность Требования к квалификации
Руководитель организации Наличие высшего образования; знание решений органов управления образованием по вопросам организации отдыха детей; обязательное знание требований к оснащению и оборудованию помещений, предназначенных для проживания детей; обязательное знание правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты
Координатор программ Наличие высшего образования
Сотрудник службы питания (повар, нянечка или официант) Наличие среднего профессионального образования; наличие стажа работы на аналогичной должности; обязательное знание санитарно-эпидемиологических норм
Педагог Наличие среднего профессионального образования или квалификационной категории; обязательное знание законов Российской Федерации, постановлений и решений Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенции ООН о правах ребенка, основ социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства, общей и социальной педагогики, педагогической, социальной, возрастной и детской психологии; основ валеологии и социальной гигиены; социально-педагогических и диагностических методик; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты
Вожатый Возрастной ценз: старше 18 лет; обязательное присутствие на инструктивно-методическом семинаре по подготовке к работе вожатым
Воспитатель Наличие высшего или среднего профессионального образования или квалификационной категории (в зависимости от стажа); обязательное знание Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, постановлений и решений Правительства Российской Федерации и региональных органов управления образованием по вопросам образования, конвенции о правах ребенка; обязательное знание педагогики, психологии, возрастной физиологии и гигиены; обязательное знание теории и методики воспитательной работы; обязательное знание основ государственной молодежной политики гражданского и трудового законодательства; обязательное знание правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обязательное знание основ доврачебной медицинской помощи
Специалист по творческому развитию Наличие высшего профессионального образования; обязательное знание законов Российской Федерации, постановлений и решений Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенции ООН о правах ребенка, основ социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства, общей и социальной педагогики, педагогической, социальной, возрастной и детской психологии; основ валеологии и социальной гигиены; социально-педагогических и диагностических методик; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты
Главный врач Наличие высшего медицинского образования; наличие юридического права заниматься медицинской деятельностью; обязательное владение теоретическими знаниями и практическими навыками по профилю работы с детьми; наличие стажа практической работы по специальности не менее 5 лет
уровня комфорта и низкая оплата труда работников данной сферы.
Другая проблема — отсутствие необходимой квалификации у административного персонала организаций, занимающихся обслуживанием детских турпотоков. Недостаточный уровень экономических знаний административного персонала приводит к снижению эффективности управления предприятием и финансовой деятельности предприятия в целом.
Моральное старение подходов к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления детей является третьей проблемой. На современном этапе применяются те же программы и планы организации отдыха и оздоровления детей, что в советский и постсоветский период. Необходимо четкое понимание ситуации, в которой даже молодой специалист не будет иметь возможности оказать услугу на современном уровне. Требуется диверсификация программ и планов организации отдыха и оздоровления детей с учетом тенденций глобализации, а также осуществление переподготовки персонала в соответствии с требованиями международного уровня.
С учетом вышеизложенных положений можно сформулировать следующие цели, следование которым должно привести к результату, удовлетворяющему существующие потребности в формировании высокого кадрового потенциала сферы детского туризма:
1. Повышение общего уровня квалификации работников без уклона в том или ином направлении в силу низкого уровня базовой подготовки.
2. Отработка педагогических и психологических навыков межличностной коммуникации между взрослым и ребенком.
3. Знакомство работников сферы детского туризма с международным опытом обслуживания детских турпотоков.
4. Знакомство работников сферы детского туризма с понятием диверсификации услуг.
5. Знакомство работников с менеджментом и овладение практическими навыками комплексного решения задач управления предприятием, занимающимся обслуживанием детских потоков.
Что касается среднего возраста работников по направлениям сферы деятельности в рамках детского оздоровительного предприятия, то для обслуживающего персонала он составляет 47 лет, медицинского персонала -44 года. 73% работников детских лагерей из педагогического и дополнительного персонала являются студентами. Формирование программ должно осуществляться с учетом возрастных характеристик действующего персонала в двух направлениях: программы, нацеленные на переподготовку персонала старшей возрастной категории, и программы для повышения квалификации молодых сотрудников, рисунок 4.
П ере п од гото в ки персонала старшей в озра сшо й катег ории
] 1рограммы повышения квал ификации МО пол ы х сотруд и и
Рисунок 4
Направления программ повышения квалификации с учетом возрастных характеристик
В первом случае упор необходимо сделать на расширение знаний об успешном международном опыте организаций сферы детского туризма, на диверсификации услуг, знакомстве с инновационными методами работы с детьми.
Во втором случае при формировании программы важно учитывать необходимость повышения, в первую очередь, общего уровня квалификации работников без уклона в том или ином направлении в силу низкого уровня базовой подготовки (знакомство с нормативно-правовой базой, Конвенцией ООН о правах ребенка, общей педагогикой, социальной и детской психологией, основами социальной гигиены, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты). Осуществление повышения квалификации работников в зависимости от специализации будет являться вторым этапам в программе повышения квалификации персонала сферы детского туризма.
В Российской Федерации в настоящий момент не существует специальных программ подготовки кадров для сферы детского туризма. Тем не менее более 200 вузов предлагают обучение или повышение квалификации в смежных сферах, таких как сервис, педагогика и психология. Существует огромное количество программ повышения квалификации экскурсоводов, а также по специальностям «Сервис», «Педагогика и психология», представленных не только вузами и колледжами, но и частными коммерческими организациями, обладающими образовательной лицензией.
Таким образом, возможны два варианта организации программ повышения квалификации, в зависимости от базы для отработки программ:
• организация обучения силами самого предприятия детского туризма (обучение на рабочем месте — в детском оздоровительном лагере или турфирме, специализирующейся на обслуживании детских групп);
• организация обучения силами сторонних организаций (обучение вне рабочего места): вузами, колледжами, частными коммерческими образовательными предприятиями, с привлечением других предприятий детского туризма (детские оздоровительные лагеря,
турфирмы, специализирующиеся на обслуживании детских групп).
Обучение специалистов в образовательных учреждениях России рекомендуется осуществлять по четырем типам образовательных программ:
1. Образовательные программы «Сервисный функционал служб детского оздоровительного лагеря» позволяют проводить повышение квалификации специалистов, занятых в различных подразделениях детских оздоровительных лагерей. Эти программы нацелены на формирование устойчивых навыков знания технологии обслуживания и сервиса в пределах определенного функционала; освоение педагогических и психологических навыков межличностной коммуникации между взрослым и ребенком, изучение санитарных и эпидемиологических требований СанПиН Российской Федерации в области работы с детьми. Есть возможность разработки программ кросс-функциональной направленности.
2. Образовательные программы «Управление детским оздоровительным лагерем» предусматривают повышение компетенции и переподготовки работников детского оздоровительного лагеря, стремящихся занять управленческие позиции. В этих программах работники смогут повысить свои управленческие навыки и знания, которые пригодятся для лучшего управления детского оздоровительного лагеря и его служб.
3. Образовательные программы «Управление турфирмой, специализирующейся на детском туризме» реализуют повышение квалификации специалистов, трудящихся в организациях, занятых формированием детского туристского продукта, экскурсоводческой деятельностью, организацией приема детских групп. Данные программы нацелены на формирование устойчивых навыков сервиса и знания технологии обслуживания в пределах определенного функционала.
4. Сквозные программы для работников гостиничных предприятий.
Сквозные программы для работников гостиничных предприятий разделяются на два уровня (управленческий и технологический) и сформированы по наиболее актуальным
вопросам для приобретения необходимых общекультурных и профессиональных компетенций:
• «Основы психологии и педагогики»;
• «Нормативно-правовое обеспечение детского туризма»;
• «Первая медицинская помощь»;
• «Маркетинг и организация продаж детского туристского продукта»;
• «Финансы и менеджмент доходности детского оздоровительного лагеря»;
• «Управление персоналом детского оздоровительного лагеря».
Подводя итог, можно подчеркнуть, что сейчас вопросы развития детского туризма все чаще выносятся на повестку дня. В течение последних пяти лет государство активно участвует в поддержке и развитии данного направления. Именно поэтому вопрос о необходимости формирования кадрового по-
тенциала сферы детского туризма в регионах стоит так остро. Следует заметить, что осенью этого года в пресс-службе столичного комитета по туризму и гостиничному хозяйству было объявлено о создании к концу года интерактивного туристического атласа Москвы на трех языках - русском, английском и китайском. Проект будет включать в себя единую информационную базу туристической маршрутной сети столицы. Полагаем, что это заявление заставит региональные органы власти задуматься о реализации подобного проекта в регионах. Таким образом, становление детского туризма является катализатором для дальнейшего развития территории. Если данная территория не обладает ярко выраженным туристско-рекреационным потенциалом, то формирование детских туристических потоков можно рассматривать как одну из частных стратегий развития региона.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
2. Бирич И. А., Гололобова С. М, Панченко О. Г. Стратегия развития детского отдыха и оздоровления - 2012-2013: идеи, которые нас объединяют // Народное образование. 2013. № 3. С. 215-223.
3. Дети в России. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 121 с.
4. Байков Е. А. Инновационные аспекты развития культурно-познавательного туризма в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. № 2. С. 58-65.
5. Морозова М. А. Разработка системы оценки устойчивого функционирования и развития бизнес-процессов в сетевом гостиничном бизнесе // Петербургский экономический журнал. 2013. № 3(3). С. 49-56.