Научная статья на тему 'Формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса: инновационный подход'

Формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса: инновационный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косякова Л.Н.

Статья посвящена вопросам обеспечения сельскохозяйственных организаций высококвалифицированными руководителями и специалистами, способными быстро и грамотно решать возникающие проблемы и принимать обоснованные управленческие решения. В статье представлены основные стратегические направления кадровой политики АПК и способы достижения выбранной стратегии. Также автор предлагает модель реализации образовательного кластера на базе СПбГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the promotion of agricultural organizations with highly qualified managers and specialists capable of quickly and competently to solve problems and make informed management decisions. The article presents the main strategic directions of personnel policy of agricultural sector and ways of achieving the chosen strategy. The same author proposes a model of implementing educational cluster on the basis of St. Petersburg state agrarian University.

Текст научной работы на тему «Формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса: инновационный подход»

Построенная модель подтверждает, что увеличение расходов местного бюджета будет способствовать подъему сельской экономики на территории сельских районов I группы.

Экономика муниципальных районов II группы более всего нуждается в росте инвестиций в основной капитал. Именно этот фактор оказывает значительное влияние на валовой продукт данных территорий. Выявлена также потребность в рабочей силе, но не такая существенная как для территорий 1группы. Это обусловлено в целом тем, что в «центральных» районах в течение последних пяти лет наблюдается рост численности постоянного населения в среднем на 3161 человек в год по одному району и соответственно приток трудовых ресурсов. Расходы местных бюджетов на экономику не оказывают в этой группе положительного влияния - этот фактор малосущественен. В целом муниципальные районы данной группы имеют хорошую финансовую базу для своего развития.

Индекс эффективности использования ресурсов сельской экономикой в 8 районах Ленинградской области оказался отрицательным. Данные районы недостаточно используют свой производственный потенциал и имеют резерв его повышения.

Таким образом, в результате исследования выявлена неоднородность ресурсного обеспечения как производственного процесса предприятий сельскохозяйственных отраслей на территории Ленинградской области, так и сельской экономики в целом. Эта неоднородность обусловлена степенью влияния «центра», то есть близостью к интенсивно развивающемуся мегаполису - Санкт-Петербургу. Центростремительные миграционные потоки оттягивают трудовые ресурсы из периферийных районов, что ведет к высокой зависимости эффективности сельхозпроизводства и сельской экономики в целом от динамики занятых. «Центральные» районы, напротив, не испытывают недостатка трудовых ресурсов и важнейшим фактором для них становятся финансы - инвестиции в основной капитал и оборотные средства.

Литература

1. Доугерти К. Введение в эконометрику: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 402 с.

2. Костяев А.И., Юрченко Т.В., Котляров О.М., Никонов А.Г. Методология исследования проблем депрессивности территорий муниципальных районов. - СПб. Изд-во ГНУ СЗНИЭСХ Россельхозакадемии, 2011. - 75 с.

3. Смагин Б.И., Акиндинов В.В. Эффективность использования ресурсного потенциала в аграрном производстве. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2007. - 150 с.

УДК 378: 33

Канд. экон. наук Л.Н. КОСЯКОВА (СПбГАУ, kliudnik@mail.ru)

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Агропромышленный комплекс, кадровый потенциал, кадровая политика, кластерный подход, вертикальная интеграция, процесс формирования кадров

Агропромышленный комплекс России является важнейшим звеном российской экономики, обладающим огромным экономическим потенциалом. В связи с этим именно инновационное развитие агропромышленного комплекса сегодня является более чем актуальным. Об этом свидетельствуют ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию, в которых поднимаются вопросы законодательного обеспечения инновационной деятельности в сельском хозяйстве.

Ежегодный анализ на протяжении последнего десятилетия показывает устойчивое снижение производства продукции сельского хозяйства, в то время как потребность в ней

только увеличивается. А в последние годы с учетом санкций применяемых в отношении России, потребность в продукции сельского хозяйства резко возросла. Одновременно возникает и необходимость роста производительности труда, что влечет за собой внедрение эффективных инновационных механизмов развития агропромышленного комплекса, а следовательно и роста значимости исследования аграрной сферы.

В сложившейся ситуации ключевым фактором развития аграрной экономики является обеспечение сельскохозяйственных организаций высококвалифицированными руководителями и специалистами, способными быстро и грамотно решать возникающие проблемы и принимать обоснованные управленческие решения.

Основная роль в инновационном развитии сельских регионов отводится образовательным учреждениям, которые призваны сегодня не просто вести подготовку работников аграрной сферы, но и объединять профессиональное образование, науку, бизнес и культуру региона.

Подготовку высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса сегодня осуществляют порядка 60 аграрных вузов. Однако экономические направления образования определены Министерством образования и науки как непрофильные в данных учебных заведениях и бюджетные места для обучения по экономическим специальностям в аграрные вузы практически не выделяются.

Вместе с тем решение проблем повышения качества подготовки руководителей и специалистов в сочетании с ростом производительности труда и добавленной стоимости позволит эффективно развиваться аграрной отрасли и повысит уровень конкурентоспособности агропромышленной продукции.

Не стоит забывать и о Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 г., которая является одним из основных программных документов, связанных с обеспечением выполнения Указа Президента РФ от 30.01.10г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

Устойчивое развитие сельских территорий предполагает расширенное воспроизводство сельской экономики (сельскохозяйственное производство, переработку сельскохозяйственной продукции, торговлю, развитие и использование природного ресурсного потенциала села, жилищное и дорожное строительство, развитие социально-экономической инфраструктуры, агротуризма и др. сфер); развитие демографической сферы; обеспечение занятости, рост уровня доходов и качества жизни сельского населения, включая обеспеченность благоустроенным жильем и совокупностью социальных услуг [ 1 ].

В связи с этим возникает потребность в подготовке кадров не только в экономических, но и в других сферах, не относящихся к АПК.

Поэтому, во-первых, необходимо пересмотреть вопрос распределения бюджетных мест для «не профильных» направлений аграрных вузов и при действительной необходимости выделять такие места для подготовки высококвалифицированных кадров агропромышленного комплекса; во-вторых, в связи с большой спецификой и проблемами развития АПК внести в Государственные стандарты четвертого поколения коррективы и профильную Аграрную экономику выделить в самостоятельное направление - «Аграрная экономика» с профильной подготовкой бакалавров и магистров для трех сфер АПК: материально-техническое обеспечение необходимыми ресурсами и сырьем сельскохозяйственного производства, само сельское хозяйство как центральное звено и переработка сельскохозяйственной продукции [ 1 ].

Сегодняшнее отношение к аграрным вузам и к подготовке высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства ограничивает возможности достижения устойчивого экономического развития сельских территорий.

Таким образом, в сложившейся ситуации стратегическим направлением кадровой политики в АПК должны стать следующие направления:

повышение качества подготовки специалистов АПК, способных работать в новых экономических условиях и условиях модернизированного производства, что возможно на современной материально-технической базе учреждений образования и при использовании практического обучения в передовых сельскохозяйственных организациях республики, реализующих современные технологии производства сельскохозяйственной продукции;

совершенствование практико-ориентированного образовательного процесса, в том числе при реализации образовательных программ переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов-аграриев, направленный на обеспечение соответствия всех сформированных компетенций руководителей и специалистов потребностям сельскохозяйственного производства на основе глубокого изучения новейших отечественных и зарубежных технологий и современных информационных систем управления агропромышленным производством;

- совершенствование трудового законодательства, направленного на расширение полномочий и личной материальной ответственности руководителей и специалистов за конечные результаты работы сельскохозяйственных организаций;

- совершенствование образовательного пространства, направленного на расширение профильных специальностей для аграрных вузов с выделением бюджетных мест для подготовки высококвалифицированных специалистов в области аграрной экономики;

- подчинение производственно-финансовой деятельности трудового коллектива любой сельскохозяйственной организации главному принципу-получению максимальной суммы добавленной стоимости, ее экономически обоснованное распределение на фонд накопления и фонд потребления трудового коллектива. При этом сельскохозяйственные организации должны быть рентабельными, работать в режиме самофинансирования и быть самодостаточными;

- формирование стабильных трудовых коллективов сельскохозяйственных организаций, способных к высокопроизводительному труду, обеспечивающих высокую эффективность ведения агропромышленного производства и его конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- формирование нового типа мышления руководителей и специалистов как с профессиональной, так и с психологической позиции.

Все это предъявляет особые требования к построению инновационного практико-ориентированного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК.

Одним из способов достижения результатов такой стратегии - создание кластеров.

Основные идеи создания сети территориально-производственных кластеров с целью реализации конкурентного потенциала регионов заложены в нескольких программах: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» и «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года» [2, 3, 4].

Кластерный подход, как один из инновационных методов формирования кадров агропромышленного комплекса, представляется эффективным инструментом стимулирования развития профессионального аграрного образования и, как следствие, перспективным инструментом совершенствования аграрных кадров [3].

Существует несколько моделей реализации образовательного кластера. Представим одну из них - университетский комплекс, для создания которого в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существуют все необходимые элементы.

Создание университетского комплекса поможет реализовать такие цели как:

- трудоустройство специалистов аграрной сферы;

- рост качества образования специалистов аграрного сектора;

- повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых и информационных ресурсов при подготовке кадров для сельского хозяйства и проведения научных исследований в области сельского хозяйства;

- обеспечение адаптации образовательных учреждений аграрного профиля и их выпускников к социальным и экономическим запросам региона и изменениям на рынке труда;

- создание условий и возможностей для активизации научных исследований и инновационной деятельности в АПК;

- реализация крупных программ и проектов экономического, социального, технологического и культурно-образовательного характера.

В связи с тем что университетский комплекс должен объединить как образовательные, так и не образовательные организации, а с точки зрения юриспруденции достаточно сложно регулировать правовые отношения целого университетского комплекса, как со стороны документального обеспечения, так и со стороны законодательства, то правильнее всего создавать структуру в виде ассоциации, не имеющей единого юридического статуса.

Изучая всевозможные связи таких систем, наиболее приемлемой является вертикальная интеграция и некоммерческое партнерство.

Рассматривая вертикальную интеграцию, мы предполагаем объединить в рамках университетского комплекса разноуровневые по профессиональной принадлежности образовательные учреждения. А в рамках некоммерческого партнерства будет осуществляться сотрудничество образовательных и государственных структур с сохранением у них статуса юридического лица.

При создании аграрного университетского комплекса интегрированными структурными единицами будут:

- ФГЪОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» включая Калининградский филиал, обособленные подразделения (Академия менеджмента и агробизнеса и обособленное структурное подразделение дополнительного профессионального образования специалистов ФГБОУ ВО СПбГАУ) лаборатории и производственные подразделения;

- Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины;

- научно-исследовательские институты: всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова, ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии Россельхозакадемии, ФГБ НУ «Северо-Западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства», Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт птицеводства Россельхозакадемии и др.;

- учреждения начального профессионального образования: лицеи и училища аграрного направления, расположенные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

- учреждения среднего профессионального образования: сельскохозяйственные колледжи и техникумы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- общеобразовательные учреждения: школы, в которых созданы биологические и аграрные классы, аграрные кружки и секции, экоотряды, зоокружки и т.д.

К форме сотрудничества в рамках некоммерческого партнерства мы предлагаем отнести союзы, фонды, организации в сфере агропромышленного комплекса: «Ленинградское областное агентство по регулированию продовольственного рынка», союз фермеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области, фонд развития кредитной кооперации Ленинградской области и др.; сотрудничество с работодателями; органами управления занятостью населения и молодежи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области; международное сотрудничество и органами управления агропромышленным комплексом всех уровней.

Центральным системообразующим звеном кластера должен стать Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Сегодня университет - это ядро образовательного, научного, кадрового, инновационного, социального и культурного потенциала.

Модель аграрного университетского комплекса Санкт-Петербурга представлена на

рис.

Научно-исследовательские институты аграрного направления

/

Санкт-11етербургский государственный аграрный университет

О

ВУЗы аграрного нанргшления

Учебно-опытные хозяйства

Предприятия Л11К Санкт-Петербурга и Ленинфадской области

Учреждения НПО агарного направления

Учреждения СПО афарного направления

Школы с биологическими и афарными классами

Рис. Модель формирования кадров для агропромышленного комплекса Санкт-Петербурга

и Ленинградской области

Предлагаемая модель будет иметь несколько этапов реализации.

Первый этап - среднее образование. Участниками данного уровня реализации станут школы. Однако руководству СПбГАУ, как центральному звену предлагаемой модели, на данном этапе необходимо организовать работу по выбору подшефных школ как в городе, так и в районах Ленинградской области и созданию в них агроклассов, где будет осуществляться профориентация школьников и проводиться углубленная подготовка по профильным специальностям и обучение основам рабочих профессий. Для этого необходимо на базе университета создать рабочую группу из студентов и преподавателей и разработать стратегию по внедрению аграрных идей в школы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Второй этап - начальное профессиональное образование. Его участниками станут училища и лицеи аграрного направления. В связи с тем что сегодня развитие аграрного сектора России является одним из приоритетных направлений, роль и престиж данных учебных заведений вырастет, и на это следует обратить особое внимание.

Третий этап - среднее специальное и высшее образование. На этом этапе будут задействованы техникумы и вузы аграрного направления, занимающиеся подготовкой высококвалифицированных кадров для АПК. Причем нужно иметь в виду, что агропромышленному комплексу России требуются не только агрономы и зоотехники, но и специалисты экономических, технических, технологических и других направлений.

На данном этапе реализации представленной модели необходимо заручиться поддержкой государства в лице Министерства образования и науки и Министерства сельского хозяйства для увеличения финансирования бюджетных мест и их количества вышеуказанных направлений специализации.

Четвертый этап - послевузовское образование, переподготовка и дополнительная подготовка кадров, повышение квалификации и т.д.

В данном направлении уже работают как сами сельскохозяйственные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые занимаются самостоятельно обучением и переподготовкой своих кадров, так и специализированные центры дополнительного образования и переподготовки кадров для АПК.

Однако, если придерживаться предлагаемой модели, центром переподготовки и повышения квалификации работников аграрной сферы должен стать СПбГАУ. Для этого на базе уже существующего обособленного структурного подразделения дополнительного профессионального образования специалистов ФГБОУ ВО СПбГАУ необходимо создать центр повышения квалификации работников аграрной сферы, который бы объединил все образовательные организации, предлагающие переподготовку, дополнительное образование и повышение квалификации работников сельского хозяйства.

Таким образом, процесс формирования кадров для сельского хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области с использованием предлагаемой модели будет ориентирован на рынок труда и требования социально-экономического развития аграрной отрасли. Кроме того, взаимодействие всех структур, входящих в состав предлагаемой модели, интегрирует поставщиков и потребителей профессионально подготовленных кадров, создает условия для внедрения и тиражирования инноваций как в сфере образования, так и в сфере сельскохозяйственного производства.

Литература

1. Смекалов П.В. Концепция двухуровневой подготовки кадров для АПК и устойчивое развитие сельских территорий // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2012. - №26.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 №117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».

УДК 631.152

Соискатель Р.Б. НАЛЬЧИКОВ

(СПбГАУ, nalchikov_remti@mail.ru) Канд. экон. наук В.И. КОРДОВИЧ (СПбУТУиЭ, vkspb2002@mail.ru)

ПОДДЕРЖКА СРЕДНИХ И КРУПНЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Государственная программа развития сельского хозяйства, программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, Сбербанк, Россельхозбанк

Поддержка и развитие предпринимательских структур, в частности агропромышленного комплекса, являются приоритетными направлениями государственной политики в условиях импортозамещения. В настоящее время как со стороны государства, так и со стороны банковского сектора ведется активная работа по поддержке различных форм предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Однако в связи со спецификой отрасли проблема финансирования остается по-прежнему, одной из основных.

В статье [4] были рассмотрены вопросы, касающиеся поддержки кредитными организациями малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве. Для целей исследования также необходимо рассмотреть поддержку средних и крупных форм предпринимательства со стороны кредитных организаций и действующие программы по поддержке сельского хозяйства со стороны государства.

В настоящее время на территории РФ реализуется единственная программа по поддержке сельского хозяйства со стороны государства «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в рамках которой существуют различные программы по поддержке различных форм предпринимательства [1].

Переходя непосредственно к одному из исследуемых вопросов о поддержке средних форм предпринимательства со стороны кредитных организаций, необходимо рассмотреть условия их льготного кредитования.

В соответствии с Указом Президента РФ от 05 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» было создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП), которое осуществляет свою деятельность в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Корпорация МСП совместно с Минэкономразвития России и Банком России разработала Программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты в приоритетных отраслях. Данная программа фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 10 млн. руб. для субъектов среднего предпринимательства на уровне 9,6% годовых [5].

В программе Корпорации МСП участвует 21 банк, в частности АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк», которые также являются основными участниками Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы.

Максимальная сумма кредита в рамках реализации программы Корпорации МСП - до 1 млрд. руб. Целью кредитования могут служить любые нужды для сельского хозяйства и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.