Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О КЛИМАТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О КЛИМАТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТЧЕТНОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / АГРАРНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кругляк З.И., Кривошей Д.Н.

Устойчивое развитие сельских территорий в значительной мере зависит от социальной и экологической инфраструктуры, формируемой органами исполнительной власти и аграрными формированиями. Основой принятия управленческих решений государственными и частными инвесторами с позиции устойчивого развития сельских территорий является достоверная информация об экологических и социальных результатах управления в организациях АПК. Отсутствие унифицированных подходов к подготовке нефинансовой информации обусловливает потребность в научном обосновании комплекса показателей отраслевой отчетности устойчивого развития. В статье описан базис уникальной концепции формирования релевантной и достоверной информации о климатических и социальных аспектах деятельности аграрных формирований, включающей: перечень показателей; методику их расчета и измерения; требования к качественным характеристикам информации. Исследования осуществлялись на основе международного опыта стандартизации информации о климатической и социальной устойчивости (стандарты GRI, SASB, CDSB, IFRS Sustainability standards), рекомендаций Банка России и Правительства РФ, а также лучших практик агрохолдингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HIGH-QUALITY INFORMATION ON CLIMATIC AND SOCIAL ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF AGRICULTURAL FORMATIONS FOR THE PURPOSE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Sustainable development of rural areas largely depends on the social and environmental infrastructure formed by executive authorities and agrarian formations. The basis for making management decisions by public and private investors from the perspective of sustainable rural development is reliable information about environmental and social management results in organizations of the agro-industrial complex. The lack of unified approaches to the preparation of non-financial information makes it necessary to scientifically substantiate a set of indicators of sectoral reporting of sustainable development.The article describes the basis of a unique concept for the formation of relevant and reliable information about the climatic and social aspects of the activities of agricultural formations, including: a list of indicators; methods of their calculation and measurement; requirements for the qualitative characteristics of information. The research was carried out on the basis of international experience in standardization of information on climate and social sustainability (GRI, SASB, CDSB, IFRS Sustainability standards), recommendations of the Bank of Russia and the Government of the Russian Federation, as well as best practices of agricultural holdings.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О КЛИМАТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

EDN: EFQKWB

З.И. Кругляк - К.Э.Н., профессор кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, kruglyakz@mail.ru,

Z.I. Kruglyak - candidate of economic sciences, professor of the accounting department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Д.Н. Кривошей - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, ddd.krivocheyyy@mail.ru,

D.N. Krivoshei - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О КЛИМАТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

FORMATION OF HIGH-QUALITY INFORMATION ON CLIMATIC AND SOCIAL ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF AGRICULTURAL FORMATIONS FOR THE PURPOSE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Аннотация. Устойчивое развитие сельских территорий в значительной мере зависит от социальной и экологической инфраструктуры, формируемой органами исполнительной власти и аграрными формированиями. Основой принятия управленческих решений государственными и частными инвесторами с позиции устойчивого развития сельских территорий является достоверная информация об экологических и социальных результатах управления в организациях АПК. Отсутствие унифицированных подходов к подготовке нефинансовой информации обусловливает потребность в научном обосновании комплекса показателей отраслевой отчетности устойчивого развития.

В статье описан базис уникальной концепции формирования релевантной и достоверной информации о климатических и социальных аспектах деятельности аграрных формирований, включающей: перечень показателей; методику их расчета и измерения; требования к качественным характеристикам информации. Исследования осуществлялись на основе международного опыта стандартизации информации о климатической и социальной устойчивости (стандарты GRI, SASB, CDSB, IFRS Sustainability standards), рекомендаций Банка России и Правительства РФ, а также лучших практик агрохолдингов.

Исследования проводились в условиях грантовой поддержки обучающих, выполняющих научно-исследовательские проекты в рамках реализации программы развития Кубанского ГАУ «Приоритет 2030».

Abstract. Sustainable development of rural areas largely depends on the social and environmental infrastructure formed by executive authorities and agrarian formations. The basis for making management decisions by public and private investors from the perspective of sustainable rural development is reliable information about environmental and social management results in organizations of the agro-industrial complex. The lack of unified approaches to the preparation of non-financial information makes it necessary to scientifically substantiate a set of indicators of sectoral reporting of sustainable development.

The article describes the basis of a unique concept for the formation of relevant and reliable information about the climatic and social aspects of the activities of agricultural formations, including: a list of indicators; methods of their calculation and measurement; requirements for the qualitative characteristics of information. The research was carried out on the basis of international experience in standardization of information on climate and social sustainability (GRI, SASB, CDSB, IFRS Sustainability standards), recommendations of the Bank of Russia and the Government of the Russian Federation, as well as best practices of agricultural holdings.

The research was carried out in conditions of grant support for students performing research projects as part of the implementation of the development program of the Kuban State Agrarian University «Priority 2030».

Ключевые слова: отчетность устойчивого развития, аграрные формирования, экологические показатели, социальные показатели, качественные характеристики нефинансовой информации.

Keywords: sustainable development reporting, agricultural formations, environmental indicators, social indicators, qualitative characteristics of non-financial information.

Отчетность устойчивого развития для российских компаний является новым, только зарождающимся этапом в подготовке нефинансовой информации о результатах деятельности [2]. Со стороны, как отчитывающихся субъектов, так и пользователей публичной нефинансовой отчетности (отчетности устойчивого развития) значительно растет интерес к подтверждению ее актуальности и достоверности с помощью инструментов социального аудита, в том числе при анализе социоэкономической деятельности сельскохозяйственных организаций [1].

Опыт формирования отчетности устойчивого развития по экологическому и социальному аспектам изучался на примере крупных аграрных формирований, зарегистрированных на территории Российской Федерации (ПАО «Русагро», АО Агрохолдинг «Степь», ПАО «ФосАгро», компания «Cargill»). Показатели устойчивого развития компаний представлены в таблицах 1 и 2. Содержание

таблиц соответствует информации, представленной на официальных интернет-сайтах указанных отчитывающихся субъектов.

Таблица 1 - Социальные показатели устойчивого развития аграрных формирований

Показатель ПАО «Русагро» АО Агрохолдинг «Степь» ПАО «ФосАгро» Компания «Са^Ш»

Индекс «вовлеченности», % + +

Индекс «лояльности», % + +

Текучесть кадров, % +

Структура среднесписочной численности персонала по бизнес-направлениям + + + +

Общее количество сотрудников в разбивке по типу договора и полу, человек +

Общее количество сотрудников в разбивке по типу занятости и полу, человек +

Доля местных жителей среди руководителей высшего ранга, % +

Доля внутреннего найма, % +

Количество фермеров, получивших поддержку в рамках мероприятий компании +

Среднегодовое количество часов обучения на одного сотрудника, ч +

Количество звонков на горячую линию компании +

Динамика LTTFR по основным производственным площадкам (без ДЗО и внешних ПО), на 1 млн чел.-ч + +

Количество проверок безопасности транспортных средств +

Вложения в благотворительность, тыс. руб. + + +

Инвестиции в обучение сотрудников, млн руб. + +

Привлекательность бренда работодателя, % + +

Среднемесячная зарплата на производственных и операционных предприятиях, тыс. руб. + +

Среднегодовой объем обучения в расчете на одного сотрудника списочной численности, ч +

Таблица 2 - Экологические показатели устойчивого развития аграрных формирований

Показатель ПАО «Русагро» АО Агрохолдинг «Степь» ПАО «ФосАгро» Компания «Сш^Ш»

1 2 3 4 5

Выбросы в атмосферу ЫОх, БОх и других значимых загрязняющих веществ, т +

Выбросы парниковых газов, СО2-экв. (прямые), охват 1, тыс. т + +

Выбросы парниковых газов, СО2-экв. (косвенные), охват 2, тыс. т + + +

Повторное использование отходов, т + + +

Выделение ценных компонентов из отходов, т +

Хранение отходов на площадке предприятия, т + +

Передано отходов сторонним организациям для утилизации, т + +

Передано отходов сторонним организациям для захоронения, т + +

Передано отходов сторонним организациям для обезвреживания, т + +

Удельное образование отходов классов опасности, т + + + +

Общая масса жидких отходов, млн т +

Удельный показатель забора воды, м3/т продукта и полуфабриката + +

Удельный показатель сброса сточных вод, м3/т продукта и полуфабриката + + +

Объемы забираемой воды с указанием источников, тыс. м3 + + +

Объем сбрасываемой воды с указанием источников, тыс. м3 + + + +

Объем повторно используемой воды, млн м3 +

Водопотребление, тыс. м3 + + + +

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

Количество предписаний о нарушении экологического законодательства, шт. +

Потребление тепловой и электроэнергии, млн Гдж + + +

Объем затрат на приобретение энергии млн руб. +

Удельная энергоемкость МДж /тыс. т + +

Вклад компании в отраслевое загрязнение атмосферы, % +

Многообразие раскрываемых социальных и экологических показателей, их выборочное, несистемная группировка без указания методик исчисления подтверждает актуальный тезис о том, что на государственном уровне требуется нормативно закрепить единые требования к содержанию отчетов устойчивого развития, требования к раскрываемой информации (чтобы она была полезна, актуальна и достоверна), а также определить единые требования к методике расчета показателей. Наличие стандартов отчетности устойчивого развития позволит в дальнейшем развить отечественную подсистему аудита публичной нефинансовой отчетности.

На международном уровне наиболее проработанными в части принципов и требований к отчетности устойчивого развития считаются стандарты GRI, разработанные Глобальным советом по стандартам устойчивого развития (GSSB), и стандарты SASB, принятые Американским Советом по стандартам отчетности устойчивого развития. Стандарты SASB на данный момент являются основой для дальнейшего развития отчетности в области устойчивого развития на платформе Совета по МСФО. Они описывают множество экологических и социальных вопросов и аспектов, наиболее важных для составления нефинансовой отчетности, распространяющихся на 77 отраслей.

Учитывая приоритетные направления достижения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе экономической и продовольственной, а также мировые тенденции подготовки отчетности устойчивого развития, правительством Российской Федерации осуществляется процесс разработки и внедрения стандартизированной системы показателей, которые могли бы использовать в своей практике отечественные компании, в том числе аграрной отрасли. Исследования показали, что показатели устойчивого развития, предложенные Министерством экономического развития РФ [3] в рамках проекта Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» [4], разработаны на основе Руководства по устойчивому развитию GRI G4 (Global Reporting Initiative) [5].

По результатам контент-анализа документов [3], [4], [5], а также норм SASB (Sustainability Accounting Standards Board) были выделены отличительные особенности отечественных подходов от зарубежных.

Что касается концептуальных требований к информации отчетности устойчивого развития, то в проекте Федерального закона РФ «О публичной нефинансовой отчетности» перечислены основные из них: непротиворечивость публичной нефинансовой отчетности с консолидированной финансовой отчетностью и бухгалтерской (финансовой) отчетностью, а также соблюдение принципов существенности, осмотрительности, своевременности, полноты, полезности, рациональности. При этом проект не раскрывает сущность обозначенных принципов, что является его существенным недостатком.

Считаем необходимым дополнить национальную нормативную платформу отчетности устойчивого развития концептуальными принципами ее подготовки, определив их сущность и иерархию. Основываясь на указанных выше международных стандартах, а также рекомендациях Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB), предлагаем принципы подготовки публичной отчетности устойчивого развития разделить на две группы:

1) принципы, определяющие содержание отчетности устойчивого развития (рисунок 1);

2) качественные характеристики отчетной информации (рисунок 2).

Для того чтобы информация, связанная с устойчивым развитием, была полезной, она должна быть актуальной (другими словами, уместной, релевантной) и существенной, а также правдиво (точно) отражать то, что она призвана представлять. Перечисленные требования при формировании финансовых отчетов известны как фундаментальные качественные характеристики. Полезность информации повышается, если она сопоставима, поддается проверке, своевременна и понятна [2].

Актуальность информации означает, что она способна повлиять на решения пользователей. Влияние возможно в том случае, если информация имеет прогностическую ценность, подтверждающую ценность или и то, и другое одновременно.

Существенность информации - это специфичный для организации аспект значимости, основанный на характере или объеме информации, или на том и другом одновременно.

Принципы, определяющие содержание отчетности УСТОЙЧИВОГО развития аграрных формировании

Т

Ж

Ориентация на запросы ключевых заинтересованных сторон (в частности, инвесторов, государственных органов исполнительной власти, общественность и т.п.)

Отчетность должна

раскрывать результаты деятельности компании в широком контексте устойчивого развития (в экономическом, экологическом и социальном аспектах) на микро- и макроуровнях

Существенность раскрытию подлежат аспекты, оказывающие существенное воздействие на экономику, окружающую среду и общество, а также существенное влияние на оценку показателей заинтересованными сторонами в ходе принятия ими решений

Полнота - сфера охвата, границы и временные рамки отчетности должны обеспечивать оценку результатов деятельности компаний во времени и пространстве

Рисунок 1 - Принципы определения содержания отчетности устойчивого развития

сопоставимость

I

проверяемость

I

своевременность

I

понятность

I

повышающие полезность

И

Качественные характеристики полезной информации, раскрываемой в публичной нефинансовой отчетности аграрных формировании

актуальность •е- фундаментальн ые достоверное представление

прогностическая ценность

> подтверждающая ценность

существенность

отсутствие ошибок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нейтральная осторожность —

Рисунок 2 - Общие требования к качественным характеристикам информации, связанной с устойчивым развитием

Достоверное представление информации обеспечивается ее полнотой, нейтральностью и точностью (отсутствием ошибок). Точность нефинансовой информации требует, чтобы:

- фактическая информация не содержала существенных ошибок;

- описания являлись точными;

- оценки, приближения и прогнозы четко определены как таковые;

- не было допущено существенных ошибок при выборе и применении соответствующего процесса для разработка оценки, приближения или прогноза, и исходные данные для этого процесса являлись разумными и поддающимися поддержке;

- утверждения являются обоснованными и основаны на информации достаточного качества и количества;

- информация о суждениях руководства относительно будущего достоверно отражает как эти суждения, так и информацию, на которой они основаны.

Изучив показатели отчетности G4 GRI и показатели, предложенные Министерством экономического развития РФ, можно констатировать следующий факт. Несмотря на то, что показатели социальной и экологической устойчивости в отечественной практике опираются на Руководство по устойчивому развитию GRI G4 (Global Reporting Initiative), обязательному раскрытию не подлежит так называемая «эффективная цепочка поставок», а также связь с потребителями. Одним из минусов российского проекта является отсутствие среди показателей устойчивого развития тех, которые описывали бы основные значения, касающиеся поставщиков и потребителей первого уровня значимости. Сложно не согласится с тем, что для компании, которая «пропагандирует» политику устойчивого развития важно строить взаимоотношения с теми контрагентами, которые также придерживаются данной концепции.

Отметим, что по нормам SASB предусмотрен процесс социального аудита RBA (Responsible Business Alliance) (VAP (Validated Assessment Program)). Программа оценки, утвержденная RBA (VAP), является ведущим стандартом для проверки соответствия внутреннего аудита эффективным и общедоступным требованиям. Министерство экономического развития по аналогии вводит положение о независимом аудите, выделяя при этом общественное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности и профессиональное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности. При этом обязательным требованием, согласно проекту Федерального закона, независимая оценка не является. Это еще больше затрудняет использование информации отчетности устойчивого развития в целях принятия эффективных управленческих решений.

В экологическом аспекте контент-анализ содержания проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности» [3] и Руководства по отчетности устойчивого развития G4 стандартов GRI [5] позволил выявить следующие тенденции и взаимосвязи:

1) согласно стандартам GRI к основным аспектам отчетности G4 по категории «Экологическая» относятся: материалы, энергия, вода, биоразнообразие, выбросы, сбросы и отходы. В версии Минэкономразвития представлен ограниченный круг аспектов и показателей экологической устойчивости (вода, сбросы и отходы, выбросы, энергия). В перечень показателей, предложенных Минэкономразвития, не включена информация об использовании возобновляемых и невозобновляемых материалов, а также описание существенных воздействий деятельности организаций на биоразнообразие территорий;

2) раскрываемые аспекты экологической устойчивости в российском проекте представлены в сокращенном количестве показателей. Например, по аспекту «Выбросы» из семи показателей представлены только два;

3) требования к раскрытию аспекта «Энергия» в стандартах GRI и российском проекте носят ассиметричный характер - в отчетности G4 должен раскрывать спектр показателей о потреблении энергии внутри организации, в российском документе - о произведенных энергетических ресурсах.

Основываясь на требованиях существенности, полезности, рациональности информации, предлагаем набор показателей об экологической устойчивости, обобщающий передовой международный опыт (стандарты SASB, GRI) и потребности исполнительных органов государственной власти на микро- и макроуровнях (таблица 3).

Таблица 3 - Паспортизация показателей экологической устойчивости аграрных формирований

Раскрываемый аспект Наименование показателя Ед. измерения Источники информации

1 2 3 4

Вода (EN8 -EN10) Объем использованной свежей воды из всех источников водоснабжения (EN8)1 куб. м Показания приборов учета, счета коммунальных служб, расчеты на основе других данных о водопользовании или (в отсутствие показаний приборов, счетов или других достоверных данных) собственные оценки организации

Объем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения (EN10) куб. м/ % Информация может быть получена из показаний счетчиков воды или приборов для измерения ее расхода

Сбросы и отходы (EN22 - EN26) Объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты всего, в том числе без очистки (EN22) куб. м К источникам информации об объеме воды, сбрасываемом организацией (сбросах из точечного источника или по трубопроводу), относятся показания расходомеров и разрешения регулирующих органов

Образовано отходов I - IV классов опасности2 за отчетный период всего, в том числе: I класса II класса III класса IV класса с разбивкой по методам обращения (EN23) т Количество отходов, образовавшееся в результате деятельности организации, по типам: - опасные отходы (в соответствии с определением национального законодательства в месте происхождения); и - неопасные отходы (любые другие виды твердых и жидких отходов, за исключением сточных вод). Если данные по массе отходов отсутствуют, масса оценивается исходя из доступных данных по плотности и объему собранных отходов, материальному балансу или аналогичной информации

1 Показатели БЫ соответствуют Руководству по отчетности устойчивого развития 04 ОЫ.

2 Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 N° 40330).

Раскрываемый аспект Наименование показателя Ед. измерения Источники информации

1 2 3 4

Выбросы (EN15 - EN21) Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (БЮ1) т Информация может быть получена при помощи непосредственных измерений, расчетов на основе данных учета или стандартных данных, или приблизительных оценок

Выбросы парниковых газов (Б№7 Прямые выбросы парниковых газов) т (С02-эквивалент) Информация для расчета выбросов: - прямое измерение потребленного источника энергии (угля, газа) или потерь (восполнения) систем охлаждения и пересчет в парниковый газ (эквиваленты С02); - составление материального баланса; - расчет на основе данных, специфичных для объекта (например, по анализу состава топлива); - расчет на основе опубликованных критериев (коэффициентов выбросов и показателей ПТП); - приблизительные оценки. В случае использования оценок из-за отсутствия цифр, используемых по умолчанию, организация указывает метод, которым эти цифры оценивались, и допущения, которые были при этом сделаны; - прямое измерение парниковых газов (например, с использованием постоянно действующих онлайновых анализаторов)

Общая информация (EN31) Общие расходы и инвестиции на охрану окружающей среды, с разбивкой по типам (БЮ1) тыс. руб. Системы финансового и управленческого (экологического) учета: Затраты, связанные с обращением с отходами, очисткой выбросов и сбросов и ликвидацией экологического ущерба; Затраты на предотвращение воздействия на окружающую среду и систему экологического менеджмента. Затраты формируются по статьям и элементам

Энергия (EN3 -EN7) Потребление энергии внутри организации (ЕЮ) джоули, кВт-часы К возможным источникам информации относятся счета на оплату, счета-фактуры, а также данные измерений, расчетов или оценок. В отчете могут использоваться единицы измерения, взятые непосредственно из счетов или показаний измерительных приборов, либо пересчитанные в единицы, используемые в отчете, из первоначальных единиц. Топливо, полученное в результате переработки природного газа и очистки нефти и нефтепродуктов (например, бутан, пропан, сжиженный нефтяной газ (СНГ); уголь; атомная энергия

Энергоемкость (ЕЮ) Зависит от выбранной единицы деятельности К источникам информации для определения числителя коэффициента относятся счета на оплату, счета-фактуры, данные измерений, расчетов или оценок. К источникам информации для определения знаменателя коэффициента относятся отраслевые и страновые указания к подготовке отчетности по энергопотреблению

Материалы (EN1 -EN2) Израсходованные материалы по массе или объему (ЕЮ) Единицы массы и объема Системы финансового и управленческого учета, документация отделов закупок и управления поставками

В ходе исследований по каждому показателю определен порядок расчета и источники информации. Например, по показателю «Объем использованной свежей воды из всех источников водоснабжения (EN8), куб. м» требуется раскрыть общий объем воды, забираемой из следующих источников:

- поверхностные воды, включая болота, реки, озера и океаны;

- подземные воды;

- дождевые воды, собираемые и сохраняемые организацией;

- сточные воды другой организации;

- муниципальные и другие системы водоснабжения.

В социальном аспекте контент-анализ содержания проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности» [3] и Руководства по отчетности устойчивого развития G4 стандартов GRI [5] позволил выявить следующие тенденции и взаимосвязи:

1) согласно стандартам GRI, к социальным показателям относится целый комплекс значений, охватывающих не только саму организацию, но и связанные с ней стороны, а именно поставщиков,

потребителей и других контрагентов, например, коренных малочисленных народов. Так, по Проекту Постановления Правительства РФ, данный перечень сильно сужен и не удовлетворяет принципу полноты раскрытия информации;

2) некоторые из показателей, предлагаемых Минэкономразвития России, методически не определены - не содержат формул расчета и источники информации.

Предложенный авторами статьи набор показателей об социальной устойчивости деятельности аграрных формирований, обобщающий передовой международный опыт (стандарты ОЩ) и

потребности исполнительных органов государственной власти на микро- и макроуровнях, проиллюстрирован в таблице 4.

Таблица 4 - Паспортизация показателей социальной устойчивости аграрных формирований

Раскрываемый аспект Наименование показателя Ед. измерения Источники информации

1 2 3 4

Занятость Среднесписочная численность работников, всего в том числе инвалидов чел. Отчет о численности и заработной плате работников сельскохозяйственной организации за N год (Форма № 5-АПК)

Доля работников, охваченных коллективными договорами, в среднесписочной численности работников % Документация отдела кадров, а также юридического отдела организации

Расходы на оплату труда всего, в том числе льготы и социальные выплаты тыс. руб. Отчет о численности и заработной плате работников сельскохозяйственной организации за N год (Форма специализированной отчетности № 5-АПК)

Средняя заработная плата всего, в том числе по группам занятий тыс. руб. Отчет о численности и заработной плате работников сельскохозяйственной организации за N год (Форма специализированной отчетности № 5-АПК)

Здоровье и безопасность на рабочем месте (О4-ЬЛ6) Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве в том числе: - с утратой трудоспособности на один рабочий день и более; - со смертельным исходом чел. Информация отдела кадров, подразделения экономической безопасности, отдела охраны труда. Информация учетных систем: табели учета рабочего времени, записи о выходе на работу и записи о несчастных случаях

Практики обеспечения безопасности ^4-Ш7) Расходы на мероприятия по охране труда всего, в том числе на одного работника тыс. руб. Документация отдела кадров организации, службы экономической безопасности и службы внутреннего аудита

Здоровье и безопасность на рабочем месте (О4-ЬЛ6) Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве в том числе: с утратой трудоспособности на один рабочий день и более; со смертельным исходом чел. Информация отдела кадров, подразделения экономической безопасности, отдела охраны труда. Информация учетных систем: табели учета рабочего времени, записи о выходе на работу и записи о несчастных случаях

Расходы на организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий тыс. руб. Документация отдела кадров организации, а также записи о проведенных физкультурно-оздоровительных мероприятиях в организации, программы внутреннего аудита

Расходы на обучение работников всего, в том числе на одного работника тыс. руб. Документация отдела кадров организации, а также записи об обучении сотрудников организации, программы внутреннего аудита

Подготовка и образование ^4-ЬЛ9) Среднее число часов обучения на одного работника ч Потенциальные источники информации включают личные дела сотрудников и расписания обучения

Механизмы подачи жалоб на нарушение прав человека ^4-Ш12) Число удовлетворенных обращений в суд в связи с трудовыми спорами единиц Документация юридического отдела, а также отделов соблюдения нормативно-правовых требований, закупок, снабжения, отдела кадров

Местные сообщества ^4-Б02) Количество зафиксированных случаев нарушений прав коренных малочисленных народов единиц Процедуры и руководства организации, готовящей отчет, по данному вопросу. Дополнительная информация может быть предоставлена общественными организациями. Данные по представителям коренных и малочисленных народов среди сотрудников организации могут быть получены из записей о сотрудниках в документах отела кадров

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Противодействие коррупции (G4-SO3) Доля подразделений, в отношении которых проведена оценка коррупционных рисков % Отчеты о мониторинге, журналы рисков или системы управления рисками

Также как и по аспекту экологии, по каждому показателю социальной устойчивости определен порядок расчета и источники информации. Например, по показателю «Среднее число часов обучения на одного работника, ч» отражают информацию с разбивкой по полу и категориям сотрудников. Показатель исчисляется по формуле: «Среднее количество часов подготовки одного сотрудника = Общее количество часов подготовки всех сотрудников ^ Общая численность сотрудников». В результате проведенного исследования:

- разработаны паспорта показателей экологической и социальной устойчивости, основанные на передовой практике крупных агрохолдингов, международных стандартах, а также рекомендациях Минэкономразвития России. Паспорт каждого показателя содержит: раскрываемый аспект в соответствии с требованиями GRI 4, наименование показателя, единицу измерения, содержание и порядок расчета показателя, источники информации;

- систематизированы принципы составления отчетности устойчивого развития, обоснована их иерархия.

Используя научные рекомендации, изложенные в статье, аграрные формирования смогут ставить цели устойчивого развития, основанные на фактических данных, измерять и оценивать собственную деятельность, открыто публиковать информацию о достигнутом результате, формируя интерес к устойчивому бизнесу со стороны общественности и государства. Государственные органы смогут стимулировать достижение социальных и экологических целей и поддерживать устойчивые бизнес-модели (через регулирование и налогово-бюджетную политику), основываясь на достоверной, понятной, сопоставимой и проверяемой информации.

Источники:

1. Клычова, Г. С. Развитие методического инструментария социального аудита в сельскохозяйственных организациях // Г. С. Клычова, А. Р. Закирова, Э. Р. Камилова // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 37 (379).

2. Кругляк, З. И. К вопросу о разработке отчетности в области устойчивого развития аграрных формирований / З. И. Кругляк, Н. В. Кузнецова // Деловой вестник предпринимателя. - 2022. - № 7(1). - С. 116-120.

3. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности» (по состоянию на 17.05.2019) (подготовлен Минэкономразвития России). - Режим доступа: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=xwD68PTK8jlz6B9H1&cacheid=1F615A05F78B7BDA3E724B972A AF843E&mode=splus&md=86XD3Q&base=PNPA&n=47551#mDx78PT3QKyqL8PD (дата обращения: 03.12.2022).

4. Проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетно-сти» (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.10.2019). - Режим доступа: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi? req=doc&ts=xwD68PTK8jlz6B9H1&cacheid=C486CEDE3F889DB4BDE4C5A5116E1892&mode=splus&rnd=86XD3Q&base =PRJ&n= 188761#5xE68PTK29LSFent (дата обращения: 03. 12.2022).

5. Global Reporting Initiative [Электронный ресурс] // Руководство по отчетности устойчивого развития G4 стандартов GRI. -Режим доступа: https://www.globalreporting.org/standards/global-sustainability-standards-board/ (дата обращения: 03.12.2022). References:

1. Klychova, G. S. Development of methodological tools of social audit in agricultural organizations / G.S. Klychova, A. R. Zakirova, E. R Kamilova. // International accounting. - 2015. - № 37 (379).

2. Kruglyak, Z. I. On the issue of developing reporting in the field of sustainable development of agrarian formations / Z. I. Kruglyak, N. V. Kuznetsova // Entrepreneur's Business Bulletin. - 2022. - № 7(1). - Pp. 116-120.

3. Draft Resolution of the Government of the Russian Federation "On approval of the list of key (basic) indicators of public non-financial reporting" (as of 17.05.2019) (prepared by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation). - Access mode: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=xwD68PTK8jlz6B9H1&cacheid=1F615 A05F78B7BDA3E724B972AAF 843E&mode=splus&rnd=86XD3Q&base=PNPA&n=47551#mDx78PT3QKyqL8PD (accessed: 03.12.2022).

4. Draft Federal Law "On Public Non-Financial Reporting" (prepared by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation) (not included in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 10.10.2019). - Access mode: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=xwD68PTK8jlz6B9H1&cacheid=C486CED E3F889DB4BDE4C5A5116 E1892&mode=splus&rnd=86XD3Q&base=PRJ&n= 188761#5xE68PTK29LSFent (accessed: 03. 12.2022).

5. Global Reporting Initiative [Electronic resource] // Guidelines for Sustainable Development reporting G4 GRI standards. -Access mode: https://www.globalreporting.org/standards/global-sustainability-standards-board / (accessed: 03.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.