Научная статья на тему 'Формирование историко-архитектурной городской среды как фактор социокультурного развития'

Формирование историко-архитектурной городской среды как фактор социокультурного развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1757
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И УРБАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / CITY / SOCIETY / ARCHITECTURE SOCIOLOGY / HISTORICAL CITY / PRESERVATION OF A CULTURAL HERITAGE / URBAN ENVIRONMENT / SOCIOCULTURAL SPACE / SOCIOLOGICAL AND URBAN THEORIES / CULTUROLOGICAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мусина К. И.

В статье рассмотрены базовые концепции существующих исследований, культурологические, социологические и урбанистские теории историографии, характерные для происхождения и бытования современного города в рамках западноевропейской и российской академической традиции. Предпринята попытка выделить основные концептуальные черты развития города, выявить принципы взаимодействия культурно-архитек-турного объекта и сложившегося окружения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HISTORIC AND ARCHITECTURAL URBAN ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT

In this article the basic concepts of existing researches, cultural, social and urban science theories of the historiography, typical for the origin and existing of the modern city within the West European and Russian academic traditions are considered. An attempt was made to identify the main features of the conceptual development of the city, to identify the principles of interaction of the architectural object and the existing environment

Текст научной работы на тему «Формирование историко-архитектурной городской среды как фактор социокультурного развития»

УДК 008

К.И.Мусина

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены базовые концепции существующих исследований, культурологические, социологические и урбанистские теории историографии, характерные для происхождения и бытования современного города в рамках западноевропейской и российской академической традиции. Предпринята попытка выделить основные концептуальные черты развития города, выявить принципы взаимодействия культурно-архитек-турного объекта и сложившегося окружения.

Ключевые слова: город, общество, история и социология архитектуры, исторический город, сохранение культурного наследия, городская среда, социокультурное пространство, культурологические, социологические и урбанистические теории.

K.I. Musina FORMATION OF HISTORIC AND ARCHITECTURAL URBAN ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT

In this article the basic concepts of existing researches, cultural, social and urban science theories of the historiography, typical for the origin and existing of the modern city within the West European and Russian academic traditions are considered. An attempt was made to identify the main features of the conceptual development of the city, to identify the principles of interaction of the architectural object and the existing environment.

Keywords: city, society, architecture sociology, historical city, preservation of a cultural heritage, urban environment, sociocultural space, culturological, sociological and urban theories.

Город - это форма существования современного общества, особое социокультурное пространство. С древних времен человечество грезило утопией - создать поселение для гармоничного развитого общества. В представлениях античных мыслителей город рассматривался как особое историко-культурное явление, государственное устройство. Платон (427-347 гг. до н. э.) первым описал город-остров Атлантиду, вслед за ним идею подхватили гуманисты эпохи Возрождения. Наиболее известны «Остров Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанелла, «Новая Атлантида» английского философа Фрэнсиса Бэкона.

Город в современном понимании зародился в Америке в первой трети XIX века, когда власть, сосредоточенная в руках одной корпорации, превратила за короткое время небольшой населенный пункт Чикаго в агломерацию [14]. После Парижской выставки 1900 года и появления в 1902 году сочинения английского писателя Г.Уэллса «Предвидение. О воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» продолжается активный неотвратимый процесс урбанизации, стремление к объединению в города-гиганты.

Город - это социальная среда, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. В широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. В узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы [9].

На открытии здания Палаты общин, восстановленного после бомбардировки 1944 года, У.Черчилль сказал «We shape our dwellings, and afterwards our dwellings shape us» (Мы формируем наши жилища, а потом наши жилища формируют нас - перевод с англ.). В данном контексте dwelling можно перевести как «среда обитания, родина». Тесная связь городских пространств (которая формируется в как особое предметно-пространственное единство) и современного общества очевидна.

Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей [9]. Общество есть материально-идеальная реальность, люди для создания материальной культуры сконцентрировались в городах. Под материальной культурой понимается предметный мир, созданный человеком. Городская среда отражает уровень жизни общества и выступает как составная часть общественного бытия. Как написано в Международной хартии по охране исторических городов - «все города являются материальным выражением различных общественных систем существовавших на протяжении всего исторического процесса».

Архитектурные сооружения служат средством коммуникации в обществе, отражают представления, идеи, чувства, нравы, традиции, особенно между разными поколениями людей [2]. Практически вся жизнь, деятельность современного человека и его взаимодействия с другими людьми проходят на фоне или внутри искусственных сооружений воздвигнутых им самим или его предками. Городская среда, является объектом изучения и разработки. В отличие от урбанистики, которая развивает практический опыт проектирования и реконструкции городов, городская социология - (urban sociology) - занимается изучением социальных отношений и структур в городе [1].

Историко-культурологические, социологические и урбанистические теории в области формирования городской среды возникли в Северной Америке и Европе во второй половине XX века. Это Ж.Бодрийяр «Город и ненависть», J.Logan, H.Molotch. «The City as a Growth Machine», П.Бурдье «Социальное пространство: поля и практики», КЛинч «Креативный город», Л.Мамфорд «Миф машины», Д.Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов» и многие другие. Стремительный процесс урбанизации заставляют специалистов размышлять о наиболее удобном для проживания городе и пытаться прогнозировать будущее.

В 1900 году в Париже прошла Всемирная выставка. За семь месяцев выставку посетили более 50 миллионов человек. Организаторы этой выставки демонстрировали не только мощь промышленности, но и создали идеальную, по их мнению, городскую среду. В выставочном парке скопление монументальных архитектурных сооружений напоминавших кондитерские изделия в стилистике псевдоренессанса были названы «Городом красоты». В результате успеха монументального стиля, во всех крупных городах в 1930-е годы появились величественные деловые центры-острова, окруженные парками, в отдалении от жилой застройки, жителей и социальных проблем. До сих пор помпезный стиль «города красоты» популярен в ряде восточных стран.

На протяжении всего XX века идеи города красоты витали в воздухе. Создавая Лучезарный город, Ле Корбюзье проектировал не только материальную среду, он разрабатывал и некую социальную утопию. Люди, по его словам, должны были получить максимум индивидуальной свободы, под которой он понимал широкую свободу деятельности [7].

В настоящее время в западной урбанистике сложилось три подхода: продолжение традиций Чикагской школы, возникновение урбанистической политэкономии и постмодернисткая урбанистика [14]. Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом населения американских городов во второй половине XIX века. Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий: миграция, социальная психология, девиантное поведение в условиях роста городов [18]. Э.Берджесс, Р.Парк, Р.Макензи книгу «Город» первыми посвятили социологическим исследованиям городской среды (морфологическому анализу) [14].

Социолог М.Б.Вильковский пишет, что «не существует ни теории о влиянии окружающего пространства на поведение людей, ни теории о формировании застроенного пространства под влиянием поведения его жителей» [3] авторов, работающих над проблемой историко-архитектурной городской среды не так много. Кажется очевидным, что серьезные работы по тематике среды должны заниматься или сохранением прошлого, или контролем над будущим, но это неверно.

В книге «Город как машина развития» американские ученые подчеркивают, что городами управляет политическая и финансовая элита, а социальные науки лишь обслуживают владельцев города. Примечательно, что это стремление не вызывает сопротивление со стороны общества [11].

Кевин Линч, современный английский культуролог, автор теории визуального восприятия города пишет: «Мы сохраняем современные знаки прошлого и регулируем настоящее, чтобы осуществить свои представления о будущем» [12, с.163]. Он считает, что основой формирования среды является критерий исторической достоверности.

Чарльз Лэндри, британский урбанист, специалист по культурной политике и городскому планированию, в книге «Креативный город» называет культурное наследие суммой творческих усилий прошлого, а результаты творчества -механизмом, который позволяет обществу развиваться, эволюционировать. «Креативность - переосмысление культурного наследия, связывающего нас с историей, с коллективной памятью».

Юкка Йокилето, архитектор, представитель Европейского союза реставрации пишет, что городская среда современных европейских городов является плодом длительного исторического процесса и была сформирована в XVIII веке с развитием Западной исторической мысли и как результат противоречия между рационализмом Просвещения и романтических настроений. Он ратует за идеальную модель городской среды, которая могла бы вдохновить современную культуру и раскрыть ее для будущего творческого развития во всех областях [15].

В России исторические аспекты планирования и проектирования городов наименее разработаны. И.Х.Озеров в 1906 г. опубликовал лекцию, прочитанную в московском университете «Большие города, их задачи и средства управления» [13]. В ней он проанализировал современные ему урбанистические теории. Так, Герберт Уэллс рассматривал транспорт как основную движущую силу созидания форм человеческого общежития. С развитием транспортной инфраструктуры население будет разрастаться, города увеличиваться в размерах. Бельгийский социалист Э.Вандервельде предсказал процесс субурбанизации конца XX века. Далее И.Х.Озеров пишет, что от малого развития общественной жизни наши города страдают голодом умственным и нравственным. И.Х.Озеров предлагает создать внутреннего самоуправление в городских центрах.

Советский период был обусловлен законами развития социалистического общества, его культуры и искусства. С уничтожением частной собственности на землю, средства и орудия производства появилась возможность строить индустриальные города по единому плану. Только за время сталинских пятилеток было построено 90 и реконструировано 1235 городов [17]. В 1920-1940-е годы шли дебаты о становления новой эстетической системы и преемственности советской архитектуры. Реконструкции в большинстве своем привели к уничтожению исторического наследия.

М.Я.Гинзбург, отрицая значение культурного наследия прошлого, назвал архитектурное наследие «прекрасными восковыми манекенами» [4]. Его книга «Стиль и эпоха: проблемы современной архитектуры» -творческое кредо европейского архитектурного направления, посвященного поиску новых форм в архитектуре, заложивших основу типизированных индустриальных городов. Только в 1970-1980-х годах идеи были воплощены в строительстве городов Набережные Челны и Тольятти, которые стали экспериментальной ареной социально-градостроительных теорий с созданием унифицированной среды обитания граждан эпохи развитого социализма.

Известно, что усилия привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями привели к распаду СССР в 1991 году. Изменение социальных и экономических условий в стране только усилили проявление негативных явлений. Научно-техническая

революция и индустриализация повлекли за собой замену привычной провинциальной городской среды на некое «глобальное» универсальное пространство города-гиганта. В начале XXI века негативные проблемы глобализации затронули и большие и малые города. Происходит процесс ремиссии, когда мигрантами замещаются оседлые слои населения, носители городской культуры.

В отличие от западной традиции, когда для многих исследователей стало традиционным представление о городе как «молохе» человеческой культуры, в России в основном оценки ситуации не столь пессимистичны. Урбанисты в советское время больше писали об архитектурных направлениях, чем о развитии городской среды. Так С.О. Хан-Магомедов выделяет несколько периодов развития советской архитектуры. Современную архитектуру он называет «вторым (после древнегреческого) интернациональным суперстилем» [16].

A.В.Иконников, автор историко-генетического метода в книге «История архитектурных утопий» отмечает, что архитектура образует мост между материальной и духовной составляющей культуры, а ее эстетические и коммуникативные функции столь же реальны и значимы, как и функции прагматические. Архитектура создает организованную среду, в которой «овеществляются принятые обществом ценности». Автор отмечает, что архитектурный объект всегда соотнесен с человеком и включен в человеческую деятельность, развернутую во времени как материальный и как идеальный объект одновременно. В макромасштабе исторического времени архитектура фиксирует «определенные стадии развития общества, его истории, становится овеществленной формой коллективной памяти» [8, с..11]. Фактор времени определяет четырехмерность архитектуры, ее пространственно-временное единство (хронотоп), присутствуя даже при созерцании архитектуры в виде бинокулярности человеческого зрения, в котором время заключено в очень сжатом виде [8, с.65]. Особенно характерны утопиями и утопическим мышлением, по мнению автора, XIX и ХХ века с их ускоряющимися темпами развития. А.В. Иконников называет историю современной архитектуры историей утопий [8].

B.Л.Глазычев считает, что социология должна стать важным инструментом самопознания архитектурной деятельности. «Сказать «история города» тождественно тому, чтобы сказать: история цивилизации, ведь и само слово цивилизация является синонимом городского образа жизни. Говорить о драматической истории города можно бесконечно, но перед нами более прозаическая цель - понять настоящее через уяснение главных этапов, которые прошел сам город, развивая умение создавать и поддерживать его, параллельно формируя знания об этом умении» [5].

Проанализировав базовые концепции существующих исследований, культурологические, социологические и урбанистские теории историографии, характерные для происхождения и бытования современного города в рамках западноевропейской и российской академической традиции можно сделать следующие выводы.

Город - это социальная среда, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Современная теория и история урбанистики рассматривает город в трех аспектах: социально-экономическом, социально-политическом и социокультурном («экономика - общество - цивилизация»).

Появление множества социологических исследований в XX веке связано с бурным ростом городов во всем мире. Переводы зарубежных академических изданий по городской социологии стали доступны широкому кругу специалистов в нашей стране с некоторым опозданием. В российских городах после прироста населения за счет мигрантов, наметился обратный процесс (бифуркация), когда с «оптимизацией» и сокращением производства начался процесс субурбанизации. Города стали активно обрастать пригородами - сателлитами, освобождая исторически сложившиеся центральные городские пространства для создания комфортной среды обитания.

Наиболее сильное влияние на развитие архитектуры на всем протяжении истории, оказывают социальные утопии. Утопии как идеальные модели будущего, являются неотъемлемой частью общественного мышления, компенсируя неопределенность ситуации в периоды кризисов. Архитектура создает пространственную модель, овеществляя принятые обществом ценности. С приходом инновационных практик и высоких технологий появилась возможность создавать новые идеальные города - города-иннополисы, которые декларируют создание высокоинтеллектуального общества нового типа.

В начале XXI века в России сформировались два взгляда на управление городским пространством: с одной стороны продолжается бюрократическая практика директивного планирования, городами управляет административная система, которая координирует усилия по получению дохода с продаж недвижимости. Хотя проводятся мониторинги состояния городской среды, разрабатываются стратегические программы городского планирования, набирает популярность концепция креативного города. В рамках этой практики наука, культура, спорт рассматриваются лишь как центры привлечения деловой активности и способствуют повышению продажи недвижимости.

Вторая, гуманистическая, практика в нашей стране развита слабо. Историко-культурологическое направление в российской урбанистике - инновация в практике российского градостроительства. Общедоступные общественные социальные институты (исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей) должны обеспечивать взаимодействие участников градостроительной деяте-льности, опираясь на культуру и традиции, на самоуправление жителей для раскрытия потенциала города.

Одно сближает обе позиции - понимание того, что по-старому, когда цели и задачи территориальных изменений вырабатывается в верхнем уровне государственной власти и порядок поддерживается путем запретов, управлять крупнейшим городом нельзя. Чтобы управлять процессами роста и развития необходимо понимать их и рассматривать город как общий диалектический капитал, то есть всесторонне, во всех его противоречиях, в движении и развитии. Современная урбанистическая теория возможна как междисциплинарная теория, где

переплетаются география, антропология, теория и история культуры, экология, история и религия, право, планирование, экономика, политическая теория, социальные исследования и многие другие науки.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, мы пришли к следующему определению «формирования историко-архитектурной городской среды как фактора социокультурного развития», под которым мы понимаем город как особое социокультурное пространство, где формируется городская среда, воплощающая связь прошлого, настоящего и будущего и определяющая особенный, неповторимый образ данного города. Историческая среда является определяющим фактором городского развития. Вокруг архитектурно-градостроительной деятельности (знаков) прошлого, формируется современная креативная среда. Сохраненное наследие дает человечеству развиваться, эволюционировать, она и есть идеальная среда, которая может вдохновить современную культуру. Гуманистическое отношение к миру, единая точка зрения на развитие социокультурного пространство, нашла бы свое пространственное соответствие в разработке архитекторов, живописцев и скульпторов. Историко-культурное городское пространство должно рассматриваться как общее достояние, а общество должно быть готово анализировать и принимать разные версии развития будущего, совместить практическое и концептуальное мышление.

Литература

1. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики: Пер. с франц.; Отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб.: Алетейя, 2007.

2. Вашингтонская хартия ИКОМОС/ Пер. с франц. Н.О. Душкиной, 1987.

3. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. -М.: Фонд «Русский авангард», 2010. - 592 с., ил.

4. Гинзбург М.Я. Вопросы тектоники и современная архитектура/ Архитектура СССР №10, 1945.

5. Глазычев В.Л. Урбанистика. - М.: Издательство «Европа», 2008.

6. Город как социокультурное явление исторического процесса / Под ред. Э.В.Сайко. - М.: Наука, 1995. 351 с.

7. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ.

- М.: Новое издательство, 2011. — 460 с.

8. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность: Издание в двух тт. Том II/Под ред. А.Д. Кудрявцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.

9. Краткий философский словарь. Электронный ресурс. http://phenomen.ru/public/dictionary.php?Arti cle=929

10. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; 000 Алетейя, 1998. - 447 с.

11. Logan J., Molotch H.. The City as a Growth Machine// Urban fortunes. The political economy of space. Berkely: University of California press. 1988 .

12. Линч К. Образ города /пер. с англ. В.Л.Глазычева; Сост.А.В.Иконников; под ред. А.В.Иконникова. - М.: Стройиздат, 1982 с., ил

13. Озеров И.Х Большие города. Их задачи и средства управления (публичная лекция) //Русское экономическое обозрение №3, 1905.

14. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. -520 с.: ил.

15. Jukka Jokilehto A History of Architectural Conservation, OXFORD, 2002

16. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2-кн.: Кн. 2. Социальные проблемы. - М.: Стройиздат, 2001.

17. Цапенко М.П. О реалистических основах советской архитектуры. - М., Литература по строительству и архитектуре, 1952. -394 с.

18. Электронный ресурс. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чикагская школа социолог

1. Burd'e P. Social'noe prostranstvo: polja i praktiki: Per. s franc.; Otv. red. perevoda, sost. i poslesl. N.A Shmatko. -M.: Institut jeksperimental'noj sociologii. - SPb.: Aletejja, 2007.

2. Vashingtonskaja hartija IKOMOS/ Per. s franc. N.O. Dushkinoj, 1987.

3. Vil'kovskij M.B. Sociologija arhitektury. - M.: Fond «Russkij avangard», 2010. - 592 s., il.

4. Ginzburg M.Ja. Voprosy tektoniki i sovremennaja arhitektura/ Arhitektura SSSR №10, 1945.

5. Glazychev V.L. Urbanistika. - M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2008.

6. Gorod kak sociokul'turnoe javlenie istoricheskogo processa / Pod red. Je.V.Sajko. - M.: Nauka, 1995. 351 s.

7. Dzhekobs D. Smert' i zhizn' bol'shih amerikanskih gorodov / Per. s angl.

- M.: Novoe izdatel'stvo, 2011. — 460 s.

8. Ikonnikov A.V. Arhitektura HH veka. Utopii i real'nost': Izdanie v dvuh tt Tom II/Pod red. A.D. Kudrjavcevoj. - M.: Progress-Tradicija, 2002.

9. Kratkij filosofskij slovar'. Jelektronnyj resurs. http://phenomen.ru/public/dictionary.php?Arti cle=929

10. Kul'turologija. XX vek. Jenciklopedija. T.1. — SPb.: Universitetskaja kniga; 000 Aletejja, 1998. - 447 s.

11. Logan J., Molotch H.. The City as a Growth Machine// Urban fortunes. The political economy of space. Berkely: University of California press. 1988 .

12. Linch K. Obraz goroda /per. s angl. V.L.Glazycheva; SostAV.Ikonnikov; pod red. AV.Ikonnikova. - M.: Strojizdat, 1982 s., il

13. Ozerov I.H. Bol'shie goroda. Ih zadachi i sredstva upravlenija (publichnaja lekcija) / /Russkoe jekonomicheskoe obozrenie №3, 1905.

14. Trubina E.G. Gorod v teorii: opyty osmyslenija prostranstva. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2013. -520 s.: il.

15. Jukka Jokilehto A History of Architectural Conservation, OXFORD, 2002

16. Han-Magomedov S.O. Arhitektura sovetskogo avangarda: V 2-kn.: Kn. 2. Social'nye problemy. - M.: Strojizdat, 2001.

17. Capenko M.P. O realisticheskih osnovah sovetskoj arhitektury. - M., Literatura po stroitel'stvu i arhitekture, 1952. -394 s.

18. Jelektronnyj resurs. http:// ru.wikipedia.org/wiki/Chikagskaja_shkola_sociologii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.