Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Дубровина Ксения Сергеевна

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании исследовательской компетенции у обучающихся на уроках иностранного языка. В статье выявлены роль метода проектов в процессе формирования данной компетенции, раскрыты сущность понятий «метод проектов» и «исследовательская компетенция», изучены уровни сформированности исследовательской компетенции и способы их определения, рассмотрены этапы проектной деятельности и этапы формирования исследовательской компетенции, а также доказана неразрывная связь двух этих аспектов. Представлены данные опытно-практической работы по формированию исследовательской компетенции при использовании метода проектов на уроках иностранного языка. Работа проводилась в три этапа: подготовительный, формирующий и заключительный. Цель исследования состояла в доказательстве эффективности применения метода проектов в формировании исследовательской компетенции обучающихся на уроках английского языка. Анализируются диагностические данные, отражающие уровень сформированности исследовательской компетенции у обучающихся 5 класса. Уделяется внимание серии занятий, направленных развитие данной компетенции с использованием метода проектов при обучении монологическому высказыванию. В результате проведенной опытно практической работы удалось выявить динамику уровня сформированности исследовательской компетенции обучающихся 5 класса. Исходя из полученных данных, устанавливается, что метод проектов является эффективным средством в процессе формирования исследовательской компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Дубровина Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE WHEN USING THE PROJECT METHOD IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

This article is devoted to the specifics of the application of the project method in the formation of research competence among students in foreign language lessons, and also reveals the role of the project method in the process of forming this competence. The article considers concepts of "project method" and "research competence", reveals the levels of research competence, considers the stages of project activity and the stages of the formation of research competence, and also proves the inseparable connection between these two aspects. The data of experimental and practical work on the building of research competence when using the project method in foreign language lessons are presented. The work was carried out in three stages: preparatory, formative and final. The purpose of the study was to prove a positive influence of the project method on the development of the students’ research competence in English lessons. Diagnostic data are analyzed according to the level of research competence among the group of students of the 5th grade. Attention is paid to a series of lessons aimed at the development of this competence using the project method when teaching a monologue. As a result of the experimental and practical work carried out, it was possible to identify the dynamics of the level of the research competence of students in the 5th grade. Based on the data obtained, it is stated that the competent use of the project method in English lessons is an effective means of forming a research

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

16. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. Development of communicative creativity in masters of technical universitety: Methodological aspect Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017.

17. Kiryakova A.V., Olkhovaya T.A., Myasnikova T.I. Axiological self-determination of university students in the contemporary media landscape // Middle East Journal of Scientific Research, 2013.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент магистерской программы Дубровина Ксения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании исследовательской компетенции у обучающихся на уроках иностранного языка. В статье выявлены роль метода проектов в процессе формирования данной компетенции, раскрыты сущность понятий «метод проектов» и «исследовательская компетенция», изучены уровни сформированности исследовательской компетенции и способы их определения, рассмотрены этапы проектной деятельности и этапы формирования исследовательской компетенции, а также доказана неразрывная связь двух этих аспектов. Представлены данные опытно-практической работы по формированию исследовательской компетенции при использовании метода проектов на уроках иностранного языка. Работа проводилась в три этапа: подготовительный, формирующий и заключительный. Цель исследования состояла в доказательстве эффективности применения метода проектов в формировании исследовательской компетенции обучающихся на уроках английского языка. Анализируются диагностические данные, отражающие уровень сформированности исследовательской компетенции у обучающихся 5 класса. Уделяется внимание серии занятий, направленных развитие данной компетенции с использованием метода проектов при обучении монологическому высказыванию. В результате проведенной опытно практической работы удалось выявить динамику уровня сформированности исследовательской компетенции обучающихся 5 класса. Исходя из полученных данных, устанавливается, что метод проектов является эффективным средством в процессе формирования исследовательской компетенции обучающихся.

Ключевые слова: метод проектов, исследовательская компетенция, проектная деятельность, урок английского языка.

Annotation. This article is devoted to the specifics of the application of the project method in the formation of research competence among students in foreign language lessons, and also reveals the role of the project method in the process of forming this competence. The article considers concepts of "project method" and "research competence", reveals the levels of research competence, considers the stages of project activity and the stages of the formation of research competence, and also proves the inseparable connection between these two aspects. The data of experimental and practical work on the building of research competence when using the project method in foreign language lessons are presented. The work was carried out in three stages: preparatory, formative and final. The purpose of the study was to prove a positive influence of the project method on the development of the students' research competence in English lessons. Diagnostic data are analyzed according to the level of research competence among the group of students of the 5th grade. Attention is paid to a series of lessons aimed at the development of this competence using the project method when teaching a monologue. As a result of the experimental and practical work carried out, it was possible to identify the dynamics of the level of the research competence of students in the 5th grade. Based on the data obtained, it is stated that the competent use of the project method in English lessons is an effective means of forming a research

Key words: project method, research competence, project activity, English lesson.

Введение. Изменения, происходящие в системе образования, диктуют свои условия и задачи. Фокус внимания смещается на развитие способности ученика самому добывать знания и реализовывать их на практике. Неслучайно в центре внимания сейчас оттачивание навыка исследовательской деятельности. ФГОС гласит, что одна из самых главных задач современной школы заключается не только в сообщении информации учащимся, но и в предоставлении способов работы с ней.

Именно поэтому ФГОС уделяет большое внимание формированию и овладению навыками исследовательской и проектной деятельностью. В связи с этим, авторы федеральных государственных образовательных стандартов определяют метод проектов как важный механизм в формировании исследовательской компетенции учащихся.

По словам Е.С. Полат основная функция метода проектов заключается в самостоятельном поиске учащимся необходимой информации, а также в тщательном изучении и поиске путей решения поставленной проблемы для достижения поставленной цели [10].

В своих трудах Л.М. Репета рассматривает аспект исследовательской компетенции и выявляет его как качество личности, характеризующееся набором определенных знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе исследовательской деятельности и обучения, целью которого является самостоятельное изучение нового материала и раскрытие определенной проблемы [11].

Итак, мы наблюдаем, что, метод проектов неразрывно связан с исследовательской компетенцией. Ведь именно метод проектов формирует данную компетенцию у современных школьников и играет большую роль в ее развитии.

Изложение основного материала статьи. Л.М. Репета выделяет 3 уровня сформированности исследовательской компетенции: базовый, повышенный и творческий.

1. Базовый уровень характеризуется неумением планировать деятельность самостоятельно, без помощи учителя ставить цель проектной деятельности, искать дополнительную информацию из различных информационных ресурсов и осуществлять рефлексию.

2. В повышенный уровень включают умения планировать исследовательскую деятельности совместно с другими обучающимися, ставить цель исследовательской деятельности самостоятельно, выбирать нужные источники информации из списка, рекомендованных учителем, следовать плану работу разработанному совместно с учителем плану, а также осуществлять рефлексию при помощи учителя.

3. Творческий уровень характеризуется умением формулировать цель исследовательской деятельности автономно без помощи учителя, умением планировать деятельности самостоятельно без помощи учителя, наряду с этим, искать информацию при помощи различных цифровых ресурсов и самостоятельно осуществлять рефлексию [9, 111.

Определением уровня сформированности исследовательских компетенций обучающихся занимается А.В. Воробьева. Исходя из основных положений разработанной ей методики, уровни исследовательской компетенции можно определить при помощи анкетирования и тестирования обучающихся, комплексного наблюдения в процессе работы над исследовательскими проектами, оценки выступлений школьников с проектами, а также самоанализа и рефлексии обучающихся. Как сообщает автор, идеальные условия для оценивания уровня исследовательской компетенции -проведение мониторинга группой жюри, состоящее из учителей-предметников, руководителей НОУ, психологов и классных руководителей. Но если рассматривать формирование исследовательской компетенции в рамках урочной деятельности, учителю-предметнику достаточно провести анализ и наблюдение за обучающимися: выполнение письменных, тестовых работ, выступление с докладом и презентацией, а также проведение анкетирования, рефлексии для выявления трудностей у обучающихся [2, 8].

Для оценки уровня сформированности исследовательской компетенции автор методики разработала оценочную шкалу, состоящую из трех уровней. Первый (высокий) уровень сформированности исследовательской компетенции оценивается в 3 балла. Второй уровень (достаточный) оценивается двумя баллами и третий уровень (низкий) одним баллом.

У школьников формирование исследовательской компетенции не является процессом неуправляемым и стихийным. Это поэтапное, постепенное преобразование всех компонентов исследовательской компетенции.

В своих трудах Л.Н. Репета рассматривает 3 этапа формирования исследовательской компетенции: подготовительный, ориентационный и формирующий. На подготовительном этапе происходит осмысление, на ориентационном - осознание, а формирующий этап отвечает за исследование, результат и по мере необходимости- коррекцию.

1. На подготовительном этапе происходит подготовка обучающихся к исследовательской деятельности. Учитель использует традиционные формы обучения, учащиеся ставят цели и решают проблему.

2. Главной характеристикой ориентационного этапа является самостоятельный контроль работ обучающимися, а также стремление действовать самостоятельно. Данный этап предполагает помощь учителя. Но все же наиболее активную позицию в исследовательской деятельности занимают учащиеся.

3. Деятельностно-практический этап является самым главным этапом в формировании исследовательской компетенции. Роль учащихся заключается в представлении своих продуктов деятельности в разнообразных формах, в самоанализе своей поисковой деятельности, в осуществлении рефлексии [6, 11].

Мы обнаружили, что в процессе исследовательской деятельности перед обучающимися стоит задача, состоящая в поиске решения проблемы и достижения цели путем поиска информации, ее анализа и применения на конкретном примере, поэтому метод проектов является ключевым методом в формировании исследовательской компетенции [7, 10].

Метод проектов делится на 3 этапа: начальный этап, основной этап и заключительный этап. Такие же этапы прослеживаются в формировании исследовательской компетенции (Таблица 1) [10, 15].

Таблица 1

Этапы метода проектов и исследовательской компетенции

Метод проектов Исследовательская компетенция

Этапы Характеристика Этапы Характеристика

Начальный 1. Определение темы исследования. 2.Выявление проблемы проекта. 3. Определение цели проекта. 4. Постановка задач. 5.Формирование групп учащихся. 6. Распределение ролей. 7. Навигация по проекту. 8. Выбор источников поиска информации. 9. Маркеры критериев оценки. Подготовительный Происходит подготовка учащихся к исследовательской деятельности, формулирование проблемы.

Основной 1. Обсуждение путей реализации проекта 2. Поиск необходимой информации 3. Выполнение проекта. Ориентационный Реализуется замысел проектной задачи, исследование и решение проблемы проекта. Учащиеся сами контролируют работу, стремятся действовать самостоятельно.

Заключительный 1. Презентация проектов. 2. Представление продукта деятельности. 3. Проведение рефлексии. Деятельностно-практический Этот этап является самым основным в формировании исследовательской компетенции. Обучающиеся представляют результаты, анализируют собственные работы и проводят рефлексию при помощи учителя.

Таким образом, каждому этапу проектной деятельности соответствуют этапы формирования исследовательской компетенции. Это еще раз доказывает сильную взаимосвязь этих двух аспектов.

Опытно-практическая работа была проведена в МБОУ Лицей №7 г. Кстово Нижегородской области. Для реализации проектной деятельности был выбран 5 «А» класс.

Главной целью нашего исследования являлось доказательство эффективности применения метода проектов в формировании исследовательской компетенции обучающихся на уроках английского языка. Опытная работа проходила в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном- главная задача нашего исследования заключалась в оценке уровня сформированности исследовательской компетенции пятиклассников. Для этого учащимся было дано задание, задача которого заключалась в выполнении индивидуального проекта по ранее изученному материалу "My collections".

Результаты входного задания показали, что сформированность исследовательской компетенции у 75% обучающихся находится на базовом уровне и лишь 25% учащихся находятся на повышенном уровне.

На основном этапе опытно-практической работы была проведена проектная деятельность по теме "My home, my castle", целью которой было исследование разницы между типичными британскими и русскими домами. В ходе опытно-практической работы на этапе подготовки к проектной деятельности мы опирались на теоретический аспект, рассмотренный ранее по технологии работы с проектом и конкретные этапы формирования исследовательской компетенции.

Проектная деятельность делилась на 3 ступени: начальный этап, основной этап и заключительный этап.

На подготовительном этапе был проведен урок, целью которого являлось введение учащихся в проектную деятельность, целеполагание и обозначение проблемы.

На основном этапе учащиеся в командах выполняли проект: по заготовленной информации обучающиеся составили монологическое высказывание (описание дома) и в соответствии с описанием нарисовали план. Учитель на данном этапе не вмешивался в работу, а лишь консультировал учащихся по просьбе. Пятиклассникам было задано домашнее задание завершить проект дома: они подготавливали презентацию, монологическое высказывание и готовились к защите проектов.

Заключителъный этап представлял собой урок-презентацию проектов и проведение рефлексии. Во время презентации были задействованы все учащиеся, активно принимая участие в защите проектов.

В ходе опытно-практической работы были подведены результаты и оценена эффективность проектной деятельности. Для этого учащимся было дано задание исследовать самые знаменитые здания в России, проанализировать их по содержательным опорам (план) и составить монологическое высказывание. Большинство учащиеся (60%) с легкостью сформулировали цель задания с помощью учителя, успешно справились с самостоятельным нахождением информации и предоставили результат деятельности в форме доклада (монолога). Таким образом, опираясь на критерии сформированности исследовательской компетенции, можно сделать вывод, что больше половины класса находятся на повышенном уровне.

В заключении отмечаем, что результаты сравнительного анализа входного и итогового тестирований нам показывают, что метод проектов является эффективным способом формирования монологических умений и исследовательской компетенции учащихся.

Выводы. Наша опытно-практическая работа подтверждает, что метод проектов действительно является важным механизмом в формировании исследовательской компетенции учеников на занятиях по иностранному языку. Реализация метода проектов развивает у учащихся такие важные умения, как выявлять и обосновывать цель, организовывать планирование деятельности, организовывать рефлексию и самоанализ, самостоятельно выполнять поиск и извлечение нужной информации, а также устно и письменно выступать с результатами исследовательской работы.

Литература:

1. Барменкова, О.И. О работе над проектом / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. - 2011. - №3. -С. 25-27.

2. Воробьева, А.В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание / А.В. Воробьева // Дискуссия. - 2013. - №3. - С. 90-95.

3. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахаров // Иностранные языки в школе. - 2009. - №3. - С. 9-15.

4. Королева, Е.В. Обучение иноязычному аудированию с применением дистанционных образовательных технологий / Е.В. Королева, В.С. Игнатьева // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. -С. 172-175.

5. Королева, Е.В. Веб-квесты как средство развития коммуникативных навыков на уроках английского языка / Е.В. Королева, Ю.Р. Конышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 184-186.

6. Королева, Е.В. Технология эдьютейнмент как средство развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка / Е.В. Королева, Ю.Р. Конышева // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71-2. - С. 203-206.

7. Кручинина, Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка / Г.А. Кручинина, Е.В. Королева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 185-188.

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2 (дата обращения 12.09.2022).

9. Мусина, Н.И. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / Н.И. Мусина, Т.Г. Мухина, Д.Д. Яркова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-3 (дата обращения 12.09.2022).

10. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2007. -№ 2, 3. - С. 74.

11. Репета, Л.М. Механизмы формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений: автореферат дисс. / Л.М. Репета. - Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск, 2013. - 25 с.

12. Романовская, М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы Текст. / М.Б. Романовская. - М.: Издательство АПКиПРО, 2011. - 32 с.

13. Фаритов, А.Т. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в предметно-ориентированных классах / А.Т. Фаритов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 4. - С. 56-59.

14. Davis, M.,Owned D. Help with Your Project. - London: Arnold, 2007. - 39 p.

15. Fried-Booth, D.L. Project Work, Oxford: Oxford University Press, 2002. - 127 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.