нескольких повторов, не разговорчивый, в сентябре пойдет в школу.
Дочь - Инсабат, 4 года - подвижная, хорошо развитая девочка, уравновешенная, общительная, задание понимает сразу же.
Анализ рисунков Джангишиевых.
Рисунок выполнен с использованием одного цвета карандаша - жёлтого. Дети отца нарисовали в первую очередь. Видимо, отношения между супругами хорошие, мать располагается рядом с отцом. Каждый из детей нарисовал себя рядом с отцом. Девочка себя нарисовала второй. Хотя Инсабат 4 года, но мелкая моторика рук плохо развита. Она не дорисовала многих частей тела (рук, ушей, волос, глаз).
Для уточнения им были заданы 5 проективных вопросов:
С кем бы ты пошел в кино? Ответ: с папой, папой.
Вы должны уходить в гости, кто останется с сестрой дома? Мама, папа.
У тебя, что-то не получается, кого ты позовешь? Ответ: сестру, маму.
У вас два билета в кино, на одного человека не хватает, кто останется дома? Ответ: сестра, брат.
С кем бы ты жил на необитаемом острове? Ответ: с папой, с мамой.
(Первые ответы - Исы, вторые - Инсабат).
В беседах с воспитателями детского сада было высказано мнение, что больше всего затруднений вызывают дети из конфликтных семей. Когда родители не создают в семье атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, добродушия и взаимной ласки, дети в большей мере замкнутые, подавленные, падкие на ласку, но недоверчивые.
Мы обследовали семью Магомедовых. Это семья проблемная, так как супруги находятся на данный момент в разводе около 6 месяцев. Совместно прожили 4,5 года. Имеют двоих детей: старший сын ходит в детский сад, ему 4 года, младшему сыну 1,2 месяца. Отец работает учителем и тренером в спортивной школе, мать - в детском саду.
В настоящее время один сын находится у матери (младший), другой у отца (старший), живут с бабушкой и дедушкой, хотя имеют собственный новый, большой дом и приусадебный участок.
Старший сын, который находится у отца, время от времени бывает и у матери. По возвращении от матери мальчик становится агрессивным по отношению к отцу, бабушке и дедушке. Обижается на малейшее замечание, грубит. Но это проходит через несколько часов. Мальчик становится послушным, выполняет все сказанное взрослыми, становится очень привязанным к отцу. Младшего сына отец видел всего два раза за 6 месяцев. Мать видится со старшим сыном чаще, так как забирает его из детского сада.
Библиографический список
Из беседы с мужем, я поняла, что его вины, как таковой нет он, человек уравновешенный, спокойный, трудолюбивый, любит детей, скромный человек, который не употребляет спиртного. Он не был требователен к жене, не придирался, никогда не критиковал её.
В случае продолжения этой конфликтной ситуации самые большие проблемы могут быть у детей. Тоже касается и матери, она своим поступком лишила своего сына материнской любви и заботы. Чтобы оправдать неизбежность развода, женщина нередко утрирует, подчёркивает в своем сознании отрицательные черты бывшего супруга. Таким образом, ей удается снять с себя свою долю вины за неудачу в семейной жизни. И здесь происходит «очернение» образа отца - так женщина приспосабливается к тяжелой ситуации развода. Однако остановиться здесь трудно, - и мать начинает навязывать отрицательное представление об отце ребёнку. Естественно, такая мать крайне отрицательно относится к встречам с «плохим» отцом, - а иногда и прямо запрещает эти встречи. А что дальше? Допустим, старания матери увенчались успехом: сын, разочаровавшись в отце, полностью переключает на мать все запасы своей любви и привязанности. И возникает ситуация - если негативное отношение матери распространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику станет ещё труднее вырасти мужчиной, и у него формируется «женский» тип психологических качеств. Правильно разрешая конфликты, родители учат своих сыновей и дочерей культуре семейных отношений, готовят их к будущей семейной жизни, воспитывают уступчивость, терпеливость, умение понимать другого и владеть собой в общении со сверстниками на улице, в классе, школе. И, главное, - вырабатывают у детей доброе отношение к родителям, закрепляя чувство уважения к ним. Если не удается добиться единства действий в воспитании, арбитром должны выступать педагоги ДОУ и школы. Именно учителя, а в большей степени, социальные педагоги школ помогут определить верную линию семьи на социализацию детей.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что семья и семейные проблемы являются наиболее закрытой и потому особенно трудной средой для исследования. Наибольшую трудность для изучения представляют внутрисемейные взаимоотношения: супруг - супруга; родители - дети; мать - дети; отец - дети; сестра - брат; бабушка, дедушка - дети и т. д. Лишь доверие к исследователю может привести к успеху в раскрытии некоторых сторон семейной жизни. Принимая во внимание особенности, социальные, психологические и др., многодетных, неполных, национально-смешанных, проблемных и других категорий, все же констатируем, что общим требованием успешной социализации детей любого типа семей является систематическое, эмоционально-окрашенное общение в семье, доверительные отношения между членами семьи.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 2016.
2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. Москва, 2007.
3. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Москва, 2012.
References
1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva, 2016.
2. Kovalev S.V. Psihologiya semejnyh otnoshenij. Moskva, 2007.
3. Gadzhieva S.Sh. Sem'ya isemejnyjbytnarodovDagestana. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 01.08.18
УДК 378.2
Atluhanova L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' RESEARCH SKILLS IN CONDITIONS OF INTEGRATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES INTO PHYSICS LESSONS. In the article the problem of how to form research skills of students in conditions of integration of information technologies at physics lessons is considered. The opinions of the different scientists are presented, such as V.A. Betev, G.M. Golin, M.D. Dummer, I.S. Karasova, V.V. Multanovsky, V.G. Razumovsky, N.A. Rodina, A.V. Usova, A.Yu. Fadeyev. The author reveals a structure of the research activity of a natural scientist, which includes psychic activity and natural science activity. The author's attempt is made to realize the interrelation of physics and informatics at the level of didactic synthesis, where the goal is to form the structure of educational research activity and research skills of students using an integrative personal approach.
Key words: contents of natural science disciplines, research skills, integration, information technology, propaedeutics course.
Л.Б. Атлуханова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
В статье рассмотрена проблема формирования исследовательских умений учащихся в условиях интеграции информационных технологий на уроках физики. Приведены мнения авторов ученых: В.А. Бетева, Г.М. Голина, М.Д. Даммера, И.С. Ка-расовой, В.В. Мултановского, В.Г. Разумовского, Н.А. Родиной, А.В. Усовой, А.Ю. Фадеева. Обосновывается структура исследовательской деятельности естествоиспытателя включающую в себя психическую деятельность и естественнонаучную деятельность. Приводится попытка автора осуществить взаимосвязь физики и информатики на уровне дидактического синтеза, где целью выступает формирование структуры учебно-исследовательской деятельности и исследовательского умения учащихся при использовании интегративно личностного подхода.
Ключевые слова: содержания естественнонаучных дисциплин, исследовательские умения, интеграция, информационные технологии, пропедевтический курс.
Общее образование, отличается преобладанием гуманистической направленностью педагогического процесса; ориентацией его на развитие и удовлетворение потребностей личности; развитие интеграционных процессов в системе основного образования; финансовой самостоятельностью учебных заведений, интенсивным обновлением содержания образования за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающие оптимальные педагогические результаты, максимально удовлетворяющие потребностям личности и в тоже время идущие в ногу с уровнем и тенденциями развития современной науки.
По мнению ряда авторов: В.А. Бетева, Г.М. Голина, М.Д. Даммера, И.С. Карасовой, В.В. Мултановского, В.Г. Разумовского, Н.А. Родиной, А.В. Усовой, А.Ю. Фадеева и др. - неадекватное построение содержания естественно-научных дисциплин формирует у учащихся представление о физике как о наборе фактов и законов, а не как о системе знаний о природе, что приводит к несоответствию содержания образования интеллектуальным способностям и возможностям учащихся [1; 2; 3; 4; 5; 6].
На наш взгляд, значительными потенциальными возможностями при решении данной проблемы является использование исследовательского подхода в процессе обучения естественнонаучным предметам, способствующим творческому развитию и формированию исследовательских умений учащающихся.
Анализ множества дефиниций понятия «исследовательского метод», позволяет нам выявить два общих характерных признака исследовательской деятельности: отсутствие заранее известного результата и самостоятельное его достижение.
С.А. Старченко [7] рассматривает исследовательскую деятельность как системообразующий фактор в процессе формировании соответствующих умений.
На наш взгляд включение учащихся в исследовательскую деятельность (как один из ведущих компонентов содержания образования), позволяет перевести его в позицию исследователя с учетом его возможностей, интересов, предрасположенности, возрастных особенностей и т. д., что способствует формированию целостного представления о естественно-научной картине мира.
Исследовательская деятельность естествоиспытателя характеризуется специфическими действиями, определяющими её структуру (схема 1).
Основными тенденциями интеграции естественнонаучного образования выступают:
- единство материального мира и индивидуальное его отражение;
- межнаучный синтез естественнонаучных знаний и умений;
- взаимообусловленность естественнонаучных и технических знаний, естественнонаучных и гуманитарных, гуманитарных и технических;
- гуманизация естественнонаучного образования с учётом возможностей личности.
По нашему мнению, системообразующим фактором формирования исследовательского умения выступают интеграция компьютерных средств и информационных технологий, обладающие значительным техническими и дидактическими возможностями.
Однако, несмотря на всеобщую компьютеризацию школ, информационные технологии в должной мере не задействованы на уроках физики либо их применение носит фрагментарный характер, что значительно снижает качество знаний и уровень сформированности исследовательский умений учащихся.
Как показывает практика образовательной деятельности прямой перенос современных компьютерных, передовых технологий в образовательную среду не даёт ожидаемого эффекта, поскольку во многих случаях сводится лишь к тестированию знаний и работе с тренажёрами, более того, приобретенные учащимися умения практически не переносятся на изучение других предметов.
На наш взгляд, возможно, сбалансировать использование компьютерных технологий в рамках педагогического процесса, что позволит существенно повысить уровень усвоения учебного материала.
По нашему мнению активное применение мультимедийных технологий, информационных интегрированных сред, а также сетевых технологий открывает новые сферы использования компьютеров в обучении на уроках физики, поскольку возможность получения огромных объемов информации из любого открытого источника, обусловит необходимость у учащихся изучения оптимальных методов обработки информации, ее систематизации, фильтрации, анализа, обобщения. В свою очередь активное применение компьютерных средств в естественнонаучных исследованиях приведет к необходимости ознакомления учащихся с методами применения компьютеров в учебном эксперименте, учебно-исследовательской работе.
Современные интегративные курсы естественнонаучной области ориентированы на перестройку содержания предметов естественного цикла и последовательности их изучения, при этом особое внимание уделяется опережающему изучение физики, что гарантирует своевременное формирование у учащихся основной понятийной базы и обеспечивает дальнейшее успешное изучение естественнонаучных предметов.
В нашем исследовании мы рассматриваем значимость компьютерных средств и информационных технологий с позиции их эффективности при формировании исследовательского умения. Поэтому следует определиться с некоторыми основными понятиями характеризующими компьютерные средства с позиций их образовательной значимости. Исходным из них является «информационный ресурс».
Информационный ресурс - двуединое понятие, сочетающее формально-логическую (информационную) и семантическую (когнитивную) стороны. С формально-логической позиции ИР -современное состояние процесса компьютеризации.
С когнитивной (содержательной) стороны ИР представляет собой систему методов, позволяющих осуществить два фазовых перехода: из информации в знания и знаний в социально-значимый фактор. Последнее преобразование подразумевает материализацию знаний в социально-значимую деятельность, основу которой преимущественно составляют умения, обладающие значительным объемом, высоким уровнем целостности, гибкостью, способностью к широкому переносу.
Определяя значимость информационных ресурсов при формировании исследовательского умения, важно подчеркнуть их роль как доступных, оперативно обновляемых и пополняемых источников информации значительных объемов и эффективных средств трансформации актуальной информации в знания.
Анализ и сопоставление подходов к формированию исследовательской структуры деятельности учащихся, исследовательского умения учащихся, оценка значимости в этом процессе компьютерных средств и информационных технологий в условиях личностно ориентированного обучения, позволяет считать, что эффективность применения компьютерных средств и ИТ в образовательном процессе определяется прежде всего уровнем
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯ
гармоничное сочетание образного, логического и абстрактного мышления
опора в процессе логических построений на образные модельные представления, связь естественнонаучных понятий с реальными процессами, явлениями, объектами.
психическая деятельность
мыслительная деятельность характеризуется преобразованием предметной реальности в образную, затем - в знаковую модель
процесс решения задач, при котором чувственно-наглядное восприятие трансформируется в мыслительный эксперимент, а затем - в логическое обобщение на качественно новом уровне
базовым объектом исследования чаще всего выступает вещественное образование, имеющее свой состав, строение, свойства, уровни исследования
естественнонаучная деятельность
познание предмета исследования, раскрывающего объективную сущность реального мира;
направление процесса познания характеризуется приоритетом конкретного и постепенного перехода к абстрактному с учетом условий познания
теоретическое обобщение на основе оперирования образами-моделями, мысленным экспериментом, преобразование предметной реальности в образную, а затем в знаковую модель
приоритет качественного анализа над словесно-логическим, чувственно-конкретного восприятия над образным, продуктивного воображения над репродуктивным.
опытно-экспериментальный характер структуры деятельности, моделирование реальной ситуации в лабораторных условиях и проверка объективности законов природы
гармоничное сочетание образного и логического компонентов мыслительной деятельности, постоянная опора в процессе логических построений на образные модельные представления
Схема 1. Структура исследовательской деятельности естествоиспытателя
их значимости в учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Повышение уровня значимости происходит по мере осознания учащимися реальной необходимости применения компьютерных средств при выполнении учебных действий. Если учебная деятельность достигает уровня учебно-исследовательской, предполагающей широкий диапазон взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, в качественном выполнении которых учащиеся заинтересованы и осознают значимость результата, могут реализовать свои способности, то и значительные возможности современных компьютерных средств, их технический и дидактический потенциал становятся востребованными.
Попытка осуществить взаимосвязь физики и информатики на уровне дидактического синтеза, оптимизировать использование компьютерных средств нашла свое отражение в разработанном нами пропедевтическом курсе физики, ориентированном
на реализацию учащимися учебно-исследовательской деятельности. Основной целью такой взаимосвязи являются формирование структуры учебно-исследовательской деятельности и исследовательского умения учащихся при использовании инте-гративно личностного подхода.
Пропедевтический курс физики предусматривает:
- изучение учащимися учебного материала с использованием компьютерного учебника, электронных энциклопедий, моделирующих программ, обеспечивающих индивидуальную работу учащихся в интерактивном (диалоговом) режиме;
- проведение учебно-исследовательских работ с использованием компьютерного лабораторного комплекса, осуществляющего ознакомление учащихся со структурой исследовательской деятельности естествоиспытателя, современными методами проведения исследования природных явлений, с компьютерны-
ми средствами их моделирования, наблюдения за реальными физическими процессами и явлениями, методами фиксации, обработки результатов эксперимента при помощи специального компьютерного программного обеспечения;
Библиографический список
- представление полученных в эксперименте закономерностей в различной форме (диаграммы, графики, схемы, таблицы), оформление работы в форме отчетов, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, сайтов.
1. Бетев В.А. Теоретические основы методики обучения физике (Пропедевтический курс). Диссертация ... доктора педагогических наук в форме научного доклада. Самара, 1995.
2. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Москва: Просвещение, 1987.
3. Даммер М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Челябинск: ЧГПУ, 1996: 56 - 63.
4. Разумовский В.Г. Первое место в мире по образованию в области естествознания. Физика в школе. 1992; 5-6: 53 - 55.
5. Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1994.
6. Фадеев А.Ю. Формирование исследовательского умения учащихся посредством компьютерных технологий в процессе изучения пропедевтического курса физики: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.
7. Старченко С.А. Интеграция содержания естественнонаучного образования в лицее. Теоретико-практический аспект. Москва: «Подмосковье», 2000.
References
1. Betev V.A. Teoreticheskie osnovy metodikiobucheniya fizike (Propedevticheskijkurs). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk v forme nauchnogo doklada. Samara, 1995.
2. Golin G.M. Voprosy metodologii fiziki vkurse srednej shkoly. Moskva: Prosveschenie, 1987.
3. Dammer M.D. Metodicheskie osnovy postroeniya operezhayuschego kursa fizikiosnovnojshkoly. Chelyabinsk: ChGPU, 1996: 56 - 63.
4. Razumovskij V.G. Pervoe mesto v mire po obrazovaniyu v oblasti estestvoznaniya. Fizika vshkole. 1992; 5-6: 53 - 55.
5. Usova A.V. Formirovanie u uchaschihsya obschih uchebno-poznavatel'nyh umenij v processe izucheniya predmetov estestvennogo cikla. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ChGPI «Fakel», 1994.
6. Fadeev A.Yu. Formirovanie issledovatel'skogo umeniya uchaschihsya posredstvom komp'yuternyh tehnologij v processe izucheniya propedevticheskogo kursa fiziki: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
7. Starchenko S.A. Integraciya soderzhaniya estestvennonauchnogo obrazovaniya v licee. Teoretiko-prakticheskij aspekt. Moskva: «Podmoskov'e», 2000.
Статья поступила в редакцию 25.07.18
УДК 378
Bilalov M.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,( Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,( Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Gadjiev R.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,( Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
THE STRUCTURE OF OSOKO AND THE MODEL OF ITS INTERACTION WITH THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE HIGHER EDUCATION. The article presents an analysis of the psychological, pedagogical, social and other literature and describes the system of assessing the quality of higher education in Germany, France, the United States and Russia. The requirements and types of assessment of institutions of higher education in these countries are analyzed. The characteristics of the all-Russian system for assessing the quality of education (OSOKO) are described, which refers to the interrelated complex of organizational and functional structures, norms and rules, the purpose of which is the introduction of a single conceptual and methodological base in the mainstream of the Federal Program for the Development of Education and the National Project "Education".
Key words: assessment of quality of education, monitoring, accreditation, certification, educational program, all-Russian system for assessing the quality of education (OSOKO).
М.К. Билалов, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
Р.Д. Гаджиев, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
СТРУКТУРА ОСОКО И МОДЕЛЬ ЕЁ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА
В статье на основе анализа психолого-педагогической, социальной и другой литературы приведена характеристика систем оценок качества высшего образования (Германия, Франция, США, Россия). Проанализированы требования и разновидности оценивания заведений высшего образования в перечисленных странах. Приводится характеристика общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), под которой понимается взаимосвязанный комплекс организационных и функциональных структур, норм и правил, целью которых является внедрение единой концептуально-методологической базы в русле Федеральной Программы развития образования и национального проекта «Образование».
Ключевые слова: оценка качества образования, мониторинг, аккредитация, аттестация, образовательная программа, общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО).
Вузы по всему миру разрабатывают собственные программы гарантированности уровней образования, которые основаны с анализом адекватности образовательной программы, материально-технических составляющих, методического обеспечения, специалистов, и руководящих органов специальным потребностям социума, индивида и страны.
Необходимость в оценивании качества образования присутствует постоянно, однако только в первые годы нынешнего столетия в России сформировался системно-комплексный метод преодоления данной проблемы. Российские и зарубежные ученые, и педагоги изучают проблему качества образования: формулируют само определение «качество образования», критерии