Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
исследовательские умения / исследование / индивидуальный проект / цифровые измерения / research skills / research / individual project / digital measurement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Т. В., Лынова Т. Н.

В статье рассмотрены исследовательские умения учеников, которые активно формируются при выполнении индивидуальных проектов на цифровом оборудовании. Рассчитаны показатели эффективности сформированности исследовательских умений. Сделан вывод о роли проектной деятельности при изучении дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF SCHOOLCHILDREN WITH USE OF DIGITAL LEARNING TOOLS

The article examines the research skills of students, which are actively formed when performing individual projects on digital equipment. The indicators of the effectiveness of the formation of research skills are calculated. The conclusion is made about the role of project activity in the study of the discipline.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ»

УДК 372.862 Черникова Т.В., Лынова Т.Н.

Черникова Т.В.

канд. хим. наук, учитель химии Девицкая средняя общеобразовательная школа Семилукского района Воронежской области (с. Девица, Россия)

Лынова Т.Н.

учитель математики Девицкая средняя общеобразовательная школа Семилукского района Воронежской области (с. Девица, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ

Аннотация: в статье рассмотрены исследовательские умения учеников, которые активно формируются при выполнении индивидуальных проектов на цифровом оборудовании. Рассчитаны показатели эффективности сформированности исследовательских умений. Сделан вывод о роли проектной деятельности при изучении дисциплины.

Ключевые слова: исследовательские умения, исследование, индивидуальный проект, цифровые измерения.

Важными задачами современного школьного образования является ознакомление обучаемых со спецификой научного мышления, формирование целостного взгляда на единство природы и человека, становление естественно-научной грамотности обучающихся [1, с. 16]. Для решения поставленных задач необходимо сформировать у учеников ряд компетенций,

среди которых важную роль играют исследовательские умения [4, с. 7]. Активное формирование данных компетенций происходит, как правило, в средней школе, при выполнении практикума и индивидуальной исследовательской работы (или проекта).

При выполнении индивидуального проекта важной задачей является отбор содержания материала, подлежащего экспериментальному изучению. Необходимо соблюдать преемственность и систематичность в осуществлении экспериментальной подготовки, учитывать междисциплинарные связи [3, с. 141]. Эксперимент в рамках индивидуального проекта должен раскрывать методику современного научного исследования, предполагать работу с актуальным (цифровым) оборудованием. Следуя этому, школы были оснащены цифровыми лабораториями проекта «Точка роста» [2, с. 10]. Сборник практико ориентированных опытов для школьников, которые направлены на приобретение навыков работы с промышленными, сельскохозяйственными продуктами, медицинскими показателями, проведение пробоотбора и анализов, отсутствует. Мы предлагаем провести практико - ориентированные индивидуальные исследовательские проекты по направлениям: экология, пищевая химия, экологическая безопасность веществ и материалов [5, с. 800].

С целью оценки сформированности исследовательских умений нами были выбраны следующие показатели эффективности работы обучаемых в исследовательской группе из 11 учеников [3, с. 80]: выполнение практических заданий, тестирование, повышение среднего балла по предмету «Химия» в группе, количество призеров региональных и международных конкурсов, процент учеников, выбравших профессии по направлениям исследований. Полученные результаты представлены в таблице. Из таблицы видно, что большинство обучаемых научной группы выполнили опыты по проекту и тестовые задания на оценку 5, оценка 3 в данных видах работ отсутствовала. Исследовательская деятельность способствовала увеличению среднего балла по предмету «Химия» в группе от 4,45 до 4,81. Проекты нашей группы были оценены дипломами победителей и призеров научных конкурсов. Для

некоторых обучаемых проектная деятельность явилась стартом для будущей профессиональной деятельности, многие выбрали профессии, связанные с темами исследований (таблица).

Таблица. Показатели эффективности сформированности исследовательских умений у обучаемых.

Показатель эффективности в группе Исследовательские умения

оперативно работать с цифровым датчиком выполнять химический анализ обрабатывать результаты исследования трактовать измеряемый сигнал делать вывод об объектах исследования

Выполнение практических заданий, % на оценку 5/на 4 73/27 73/27 82/18 64/36 73/27

Тестирование, % на оценку 5/на 4 73/27 64/36 82/18 73/27 73/27

Ученики, выбравшие профессию по направлениям исследования, % 64 64 82 64 64

Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у обучаемых компетенций, необходимых для овладения спецификой научного мышления, становлению их естественно-научной грамотности, играет большую роль в выборе будущей профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 классе : пособие для учителя. Москва : Просвещение, 2014. 127 с.;

2. Использование цифрового и аналогового оборудования центров «Точка роста» на уроках и во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла : учебное пособие / Толмачева В.М. [и др.]. Курск : Курский институт развития образования, 2022. 174с.;

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учебное пособие. Москва : Издат. центр «Академия", 2002. 576 с.;

4. Федеральная рабочая программа среднего общего образования. Химия. Базовый уровень (10-11 классы) [Электронный ресурс] //Институт стратегии развития образования 2023 URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/25_ФРП-Химия_10-11-классы_база.pdf;

5. Черникова Т.В. Школьная цифровая лаборатория при организации проектной деятельности экологической направленности / Черникова Т.В., Ковылина Г.В. Вестник науки. Том 1. Выпуск 12. 2024 С. 798-802

Chernikova T. V., Lynova T.N.

Chernikova T.V.

Devitskaya Secondary School (Devitsa, Russia)

Lynova T.N.

Devitskaya Secondary School (Devitsa, Russia)

FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF SCHOOLCHILDREN WITH USE OF DIGITAL LEARNING TOOLS

Abstract: the article examines the research skills of students, which are actively formed when performing individual projects on digital equipment. The indicators of the effectiveness of the formation of research skills are calculated. The conclusion is made about the role of project activity in the study of the discipline.

Keywords: research skills, research, individual project, digital measurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.