Выводы. Обобщая сказанное, отметим, следующее. Эффективное формирование навыка чтения у младших школьников сдерживается нарушениями в процессе овладения чтением, диагностируемыми в настоящее время у значимого числа обучающихся. Разработка научно-обоснованного коррекционного воздействия при обучении чтению младших школьников с дислексией предполагает учет природы , механизмов, видов данного нарушения чтения. Несмотря на то, что в научных целях учеными были выделены отдельные виды дислексии в «чистом» виде, в реальной же практике, как правило, наблюдается смешение видов дислексии у одного ребенка, т.е. выявляются сочетанные виды дислексии. Из сказанного следует, что логопедическое коррекционно-развивающее сопровождение младших школьников с дислексией предполагает проектирование системы занятий, упражнения в которых должны быть подобраны и разработаны с учетом признаков, характерных для различных видов дислексии, что позволяет добиваться устойчивого положительного эффекта.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: Кн. для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.: ил.
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст]: Пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова., Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.: ил.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
4. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст]: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983. - 136 с.
5. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
6. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин [Текст]: Монография / М.Н. Русецкая. - СПб.: КАРО, 2007. - 192 с.
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования Асадулаева Фатима Рамазановна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);
старший преподаватель кафедры иностранных языков Мамиева Зарема Мурцаловна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас);
ассистент кафедры информатики и вычислительной
техники Мусаева Марха Сайд-Магомедовна
ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический
университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (г. Грозный)
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье изучен процесс формирования исследовательских умений обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности. Сделан вывод о том, что исследовательская деятельность оказывает непосредственное влияние на формирование разносторонне развитой личности, помогает общему развитию ученика, а так же укрепляет умения классификации, обобщения, отбора всевозможных вариантов решения проблемы, переключения с одного поиска решения на другой, составление плана действий, сравнение разных объектов, формирований заданий по определенной тематике, проведения самоконтроля своей деятельности. Работу по формированию и развитию исследовательских умений младших школьников необходимо систематически осуществлять не только в урочное время, но и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: исследовательские умения, начальная школа, внеурочная деятельность, младший школьник.
Annotation. The article examines the process of forming research skills of primary school students in extracurricular activities. It is concluded that research activity has a direct impact on the formation of a diversified personality, helps the general development of the student, and also strengthens the skills of classification, generalization, selection of various options for solving a problem, switching from one search for a solution to another, drawing up an action plan, comparing different objects, formations of tasks on a specific topic, self-control of their activities. The work on the formation and development of research skills of primary schoolchildren must be systematically carried out not only during school hours, but also in extracurricular activities.
Keywords: research skills, primary school, extracurricular activities, junior student.
Введение. Разработка проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников на протяжении длительного периода времени продолжает быть актуальной для исследователей психолого-педагогических наук. Это обуславливается тем, что современный мир постоянно меняется и требует изменений от образовательного пространства. В первую очередь это проявляется в требованиях, которые предъявляются к выпускнику образовательных учреждений: необходим не только высокий уровень подготовки по конкретным предметам, но и умение решать проблемные ситуации, выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, уметь правильно и точно преподносить результаты своей работы.
Изложение основного материала статьи. В современном мире школа выступает важным звеном в обеспечение познания учащимися младшей школы различных способов и видов познавательной деятельности, которая способствует прогрессивному саморазвитию личности школьника. Учитель выступает в роли создателя необходимой атмосферы в школе, которая состоит из дидактических условий для успешного вхождения младших школьников в процесс активной познавательной деятельности, из исследовательских методов обучения, которые способствуют усвоению знаний, а так же формированию собственной практической деятельности младших школьников.
На сегодняшний день сформирован достаточной масштабный инструментарий из различных методов и средств, к которым можно отнести проблемное обучение, различные методы поиска и частичного поиска, проектный метод, применение новейших технологий в учебном процессе и т.д.
Формирование исследовательских умений требует соблюдения ряда условий, которые подробно изложила в своих исследованиях Н.А. Семенова [4]:
1. Систематичность и целенаправленность предполагают упор на постоянную работу по развитию исследовательских умений в урочной и внеурочной деятельности.
2. Мотивированность заключается в необходимости помогать школьнику найти смысл его исследовательской деятельности, показать ему возможность развития собственных талантов.
3. Творчество должно выражаться в создании учителем особой среды и атмосферы, питающей интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт формируется в результате поощрительной деятельности творческих порывов ученика, стремлении педагога поучаствовать в творческих поисках школьника.
5. Личность учителя - важнейшая составляющая. Необходим педагог, не просто стремящийся к созданию творческой атмосферы, а наделенный определенными знаниями для эффективного ведения занятия по исследовательской деятельности.
6. Возрастные особенности школьника предполагают, что образовательный процесс должен вестись на доступном уровне, чтобы детское восприятие успевало ориентироваться и откликаться на мысли, которые пытаются ему донести, чтобы исследовательская деятельность была интересной, полезной, а самое главное под силу обучающимся начальной школы.
Важно отметить так же критерии оценки статуса сформированности исследовательских умений учащихся [5]:
1. Практическая подготовка - важнейший критерий оценивания развития исследовательских умений.
2. Мотивация младшего школьника по отношению к исследовательской работе.
3. Креативность учащегося, применяемая в исследовательской деятельности.
4. Самостоятельность учащегося, которую он проявляет исследовательской деятельности.
Практика исследований основана на приобретении школьником умений исследовательской деятельности. В психолого-педагогической литературе имеется несколько подходов к классификации исследовательских умений. Н.А. Семенова делит умения на четыре блока [1, С. 203]:
Первый блок состоит из умений организовывать свою работу (организация своего рабочего места, планирование своей работы).
Второй блок включает умения исследовательского характера (умение избирать тему исследования, освоение целеполагания как этапа работы, построение структуры исследования, осуществление поиска информации и избрания способа такого поиска, владения методами исследовательской деятельности и общенаучными методами).
Третий блок заключает в себя умения работы с информацией (виды информации, её источники, работа с научным текстом, выделение понятийного аппарата, понимание главной мысли, деление текста на части, краткое изложение текста, применение цитат, формулирование выводов).
Четвертый блок состоит из умений формирование результата проделанной работы (понимание форм представление результата, знание требований к изложению результата).
Существует так же иная классификация умений исследовательской деятельности для младшего школьника, которую сформировал А.И. Савенков. Данная классификация состоит из следующих умений [3]:
1. Умение выдвижения гипотезы.
2. Умение поиска значимой информации в тексте.
3. Умение формулировки вопроса.
4. Умение классификации.
5. Умение составления плана действий.
6. Умение выделение причинно-следственных связей.
7. Умение нахождения нескольких вариантов решения имеющейся проблемы.
Вышеперечисленные умения служат индикаторами сформированности исследовательской деятельности у младшего школьного возраста.
Формирование исследовательских умений учащегося начальной школы нуждается в систематическом определении уровня развития исследовательских умений для своевременного оказания необходимой помощи и создания должных условий для развития таких умений. Важно отметить, что работу по формированию и развитию исследовательских умений младших школьников необходимо систематически осуществлять не только в урочное время, но и во внеурочной деятельности.
Именно внеурочная деятельность позволяет раскрыть потенциал ученика на начальном этапе его обучения и задать необходимый вектор развития личности ребенка. Внеурочные часы менее скованны рамками формальности, что дает большие возможно к применению креативного подхода к выработке исследовательских качеств школьника, к формированию оригинальности и раскрытию творческого потенциала. Исследовательская работа, проводимая во внеурочной деятельности позволит не только развивать умственные качества школьника, но и поспособствует его психологическому равновесию, в своем роде снимет эмоциональное напряжение, которое зачастую может превалировать у ребенка после учебного дня. Внеурочная деятельность оказывает положительное воздействие на состояние школьника, поскольку результат такого рода исследовательской работы направлен не на его оценивание, а на его качественное составляющее, на созидание ребенком собственного творческого и креативного потенциала, а, как следствие, такая работа позволяет сделать вывод педагогам и родителям о психологических наклонностях школьника, чертах его характера, сформировать дальнейшее видение на процесс обучение той или иной личности.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО) образовательную программу начального общего образования образовательное учреждение реализует как через учебную, так и через внеурочную деятельность [6].
ФГОС НОО подразумевает под внеурочной деятельностью образовательную деятельность, которая реализуется в формах, имеющих отличие от классно-урочной деятельности, которые, в свою очередь, призваны способствовать достижению намеченных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность младшего школьника включает в себя все виды деятельности ученика, в которой реализуются все цели и задачи воспитания и социализации ребенка, развиваются его интересы и строятся универсальные учебные действия в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность служит неотъемлемым звеном в цепи процесса школьного образования и способствует реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полном объеме.
Отличительными чертами внеурочной деятельности в образовательном процессе можно обозначить следующие: наделение ученика возможностью получения емкого набора знаний; самостоятельность образовательного учреждения в сфере формирования внеурочной деятельности определенным содержанием.
Цель внеурочной деятельности заключается в содействии обеспечению выполнения намеченных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (подразумеваются личностные, предметные и метапредметные уровни) учениками начальной школы.
Внеурочная деятельность младших школьников, в большинстве своём, реализуется во второй половине дня и служит дополнительной ареной для развития способностей ученика, их самореализации и творческого самовыражения. ФГОС НОО определяет, что внеурочная деятельность школьника не должна являться углублением или продолжением основного содержания образования школьника.
Существует множество форм организации внеурочных занятий младшего школьника, в том числе кружки, секции, круглые столы, экскурсионные программы, конференции, олимпиады, конкурсы и соревнования, научные и творческие исследования. Занятия внеурочной деятельностью могут проводить преподаватели дополнительного образования, предметники основной школы, учителя начальных классов, повысившие свою квалификацию по программе, выполняющей требования реализации направлений внеурочной деятельности.
Основу ФГОС НОО составляет Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Данные Концепции являются нормативной базой взаимодействия общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации, таких как семья, общественные организации, религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ и т.д.
В основе таких взаимоотношений заложено сотрудничество в создании условий для духовно-нравственного роста и воспитания ученика, как в школе, так и в семье.
Ключевые задачи воспитательной деятельности на современном уровне развития общества и государства [2]:
1. Вхождение школьника в разностороннюю деятельность.
2. Построение условий для достижения целей образования.
3. Оптимизация учебной нагрузки школьника.
4. Успешная социализация учащегося в обществе.
5. Формирование трудолюбия, воли к преодолениям трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результатов.
Внеурочная деятельность относится к учебно-воспитательному процессу и служит его особым звеном, а так же является одной из форм организации свободного времени младшего школьника. Внеурочная деятельность в настоящее время определяется зачастую, как работа, которая проводится во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьника в заполнении его досуга, участии учеников в самоуправлении и общественной деятельности. В современном мире можно наблюдать совершенствования процессов организации внеурочной деятельности, как следствие перехода к новым стандартам второго поколения.
Внеурочная деятельность позволяет осуществлять разностороннее развитие индивидуальных предрасположенностей личности школьника, которые не всегда удается распознать во время урока. Такая деятельность развивает у учащихся интерес к разнообразной деятельности, способствует становлению желания принимать активное участие в продуктивной, одобряемой общественной работе, развивает умение самостоятельной организации своего свободного времени. Любой вид внеурочной работы (творчество, спорт, игра, труд, познание) насыщает опыт взаимодействия школьника в коллективе в том или ином аспекте, что в купе демонстрирует положительный воспитательный результат.
Воспитание по заслуге можно назвать важнейшим аспектом образования в интересах человека, общества и страны. Ключевыми задачами воспитательной деятельности в современном мире всё так же служат: развитие гражданской ответственности у школьника, правовое сознание, духовный и культурный рост ребенка, проявление инициативы, самостоятельности, успешная социализация в обществе.
Правильная организация системы внеурочной деятельности формирует такую среду, в которой можно с максимальной отдачей развивать или формировать потребности школьника в познании и иные способности ученика, которые призваны обеспечить воспитание свободной личности. Воспитание школьника способно осуществляться на любом этапе их деятельности, однако, максимальную продуктивность можно заметить в свободное от учебы время.
Внеурочную работу можно проводить по различным видам деятельности [7]:
1. Игровая деятельность.
2. Познавательная деятельность.
3. Досуговая и развлекательная деятельность.
4. Творческая деятельность (художественное творчество, социальное творчество, техническое творчество).
5. Трудовая деятельность.
6. Спортивно-оздоровительная деятельность.
7. Туристическая и краеведческая деятельность.
8. Проблемно-ценностное общение (воспитание нравственных ориентиров).
Главенствующее место в становлении личности школьника отводится его семье. Институт семьи является важнейшим социальным институтом в обществе, социальной группой, способной направлять вектор развития ребенка в ту или иную сторону, а, как следствие, и развитие общества в целом. Взаимодействие ребенка в семье можно охарактеризовать его первым опытом построения взаимоотношений с окружающим его миром. Данный опыт оказывает влияние, в некоторых случаях, решающее воздействие, на развитие поведенческой модели с другими людьми общества, в котором функционирует ребенок. Семье и школе отводится определяющее место в жизни ребенка, как двум фундаментальным институтам, в котором происходит его социализация. Родители обязаны нести ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка, а школа призвана содействовать им в этом аспекте.
Развитие исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности должно представлять собой поэтапный процесс с постепенным переходом на более высокие уровни сложности того или иного вида деятельности, расширением производимых операций при решении задач проекта и укреплением уровня самостоятельности в исследовании, открытии ребенком чего-то нового.
Максимально перспективной формой организации внеурочной работы является проектная деятельность. В основе данного метода заложено формирование познавательных возможностей младшего школьника, способность ориентироваться в информационной среде, склонность к развитию критического мышления, а так же реализация творческого потенциала.
В результате работы над проектами у школьника складываются определенные учебные действия: проектировочные, исследовательские, информационные, кооперативные, коммуникационные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные и др.
Данные факты свидетельствуют о том, что проектная деятельность служит важнейшим звеном в системе развития исследовательских умений во внеурочной деятельности. Формирование исследовательских умений в младшем школьном возрасте - это необходимая работа в становлении личностных качеств у школьника.
Важным фактором, который нельзя оставлять без внимания, является развитие информационных, телекоммуникационных и иных высоких технологий, которые стали для человека обыденными и неотъемлемыми инструментами, применяемыми в повседневной жизни. Диджитализация не обошла стороной и обучающихся младших классов, а так же сами учебные заведения. Например, реализации того же самого проектного метода исследовательской деятельности стала куда более интересной и прогрессивной с применением компьютеров и проекторов для воспроизведения презентаций, сети Интернет для поиска информации, картинок, звуков, видео при подготовке проекта, что, несомненно, способствует раскрытию творческих умений ученика, а так же его индивидуальности умения применять технологии как в развлекательных целях, так и в учебной деятельности.
В этой связи, не стоит забывать и про минимизацию рисков при использовании средств технологического прогресса. Педагоги-психологи утверждают, что сеть Интернет способна принести как пользу, так и вред ученику младших классов, поэтому необходимо соблюдать определенные меры предосторожности: дозировать пребывание ученика в сети Интернет, ненавязчиво контролировать посещаемые сайты, страницы и ссылки, помогать в поисках необходимой информации, использовать сайты с познавательным и развивающим контентом, частично ограничивать и контролировать доступ к тяжелым и сложным техническим устройствам, во избежание причинения вреда здоровью. При соблюдении данных мер высокие технологии не смогут оказать пагубное влияние на ребенка, напротив, сделают его исследовательскую деятельность интереснее, ярче, прогрессивнее и продуктивнее.
Выводы. Таким образом, проанализировав понятие исследовательских умений, мы пришли к выводу, что стандарты нынешнего поколения стали кардинально отличаться и главным отличием служит ориентированность на достижение как предметных результатов в образовании, так и формирования личностных качеств ученика, овладение ими умений воспринимать информацию, то есть применять универсальный способ учебной деятельности, влияющий на их дальнейшую деятельность в целом. Младшим школьникам необходимо иметь в своем арсенале умения проведения исследовательской работы. Под наблюдением учителя ученик должен самостоятельно демонстрировать результаты своей деятельности в новых ситуациях, извлекать знания из личного опыта, применять ранее полученные умения. Как дополнительную особенность ФГОС НОО выделяет формирования у школьника умений самостоятельного поиска информации и работы с ней.
Исследовательская деятельность оказывает непосредственное влияние на формирование разносторонне развитой личности, помогает общему развитию ученика, а так же укрепляет умения классификации, обобщения, отбора всевозможных вариантов решения проблемы, переключения с одного поиска решения на другой, составление плана действий, сравнение разных объектов, формирований заданий по определенной тематике, проведения самоконтроля своей деятельности. В связи с этим, так важно организовывать формирование исследовательской работы во внеурочное время в начальной школе, начиная с решения малых проектных заданий, переходя к выполнению более серьезных исследовательских проектов.
Литература:
1. Кортнев К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина // Современные методы физико-математических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. - Орел, 9-14 октября. - 2016.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. // Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2015. - 342 с.
3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы изучения. - 2017. - №3. - С. 14-24.
4. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006. - №2. - С. 45-49
5. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2016. - 208 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N373) // Информационно-правовой портал Гарант.ру - URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33
7. Фролова Г.И. Культура использования метода проектов в дополнительном образовании // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2016. - № 1(7). - С. 46-52.
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Андросова Мария Ивановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР
Аннотация. В статье рассматривается этнопедагогический феномен народных игр. Актуализируется вопрос изучения народных игр, как жанра народного творчества, раскрывающий колорит, традиции определенного народа. В обширном крае с различными тяжелыми климатическими условиями, растительностью и рельефом водилось много животных и народ, наблюдая за их жизнью, подражая их действиям сотнями лет, создавал различные ухищрения для охоты и жизнедеятельности в трудных условиях. В дальнейшем эти действия стали предпосылкой развития различных состязаний, игр, которые дошли до нашего времени.
Ключевые слова: этнопедагогика, народная педагогика, игра, подрастающее поколение, традиции.
Annotation. The article deals with the ethnopedagogic phenomenon of folk games. The issue of studying folk games as a genre of folk art, revealing the color, traditions of a certain people, is being actualized. In a vast region with various severe climatic conditions, vegetation and relief, there were many animals and people, observing their life, imitating their actions for hundreds of years, created various tricks for hunting and life in difficult conditions. In the future, these actions became a prerequisite for the development of various competitions, games that have come down to our time.
Keywords: ethnopedagogy, folk pedagogy, game, the younger generation, traditions.
Введение. Этнопедагогика представляет из себя часть коллективного педагогического наследия, которое мы наблюдаем в народных играх, песнях, частушках, пословицах, поговорках, былинах, притчах, сказках, игрушках.