Вестник<ВГУИШ/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202
_Экономика и управление_
Economics and Management
DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2019-3-255-260_Оригинальная статья/Research article_
УДК 658.01_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru
Формирование инвестиционной модели экономического _развития предприятия_
Юлия В. Пахомова 1 [email protected] © 0000-0001-6595-3118 Наталья Н. Кудрявцева 2 [email protected] _Юлия Н. Дуванова 3 [email protected]_
1 Воронежский государственный технический университет, ул. Московский проспект, 14, г. Воронеж, Россия
2 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, 394036, г. Воронеж, Россия
3 Военный учебно-научный центр ВВС, «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ул. Старых Большевиков, 54а, г. Воронеж, Россия
Аннотация. В настоящее время не существует эффективных методик и моделей управления предприятием, представляющих собой отношения экономического субъекта, предполагающего взаимосвязь в предоставлении и потреблении товаров и услуг. Применение инновационного подхода дает возможность получить конкретные результаты деятельности предприятий, такие, как предложение товаров и услуг высокого качества, конкурентоспособные преимущества, позволяющие более гибко реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Важными в контексте управления развитием регионального рынка услуг являются определение и анализ инвестиционной привлекательности отрасли услуг. Чем она выше, тем больше вероятность притока финансовых ресурсов в экономику отрасли. Рассмотрены основные аспекты государственного влияния на деятельность рынка услуг. Научно-технический прогресс и незамедлительный информационный обмен, повышенный интерес к сфере услуг, которая в постиндустриальном мире развивается как альтернатива сферы материального производства, как одна из важнейших форм стабилизации общественных отношений, способствуют решению задач, связанных с ограничением ресурсов. Регуляторами рыночной деятельности не создаются условия, способствующие развитию сферы услуг. Поэтому предложена модель, позволяющая регулировать отношения предприятия на основе инновационной стратегии управления предприятием, расширяющей возможности и пути повышения эффективности управления как рынком сферы услуг, так и сектором экономики в целом. Дана оценка конкурентоспособности рынка услуг, определён экономический потенциал регионального рынка услуг, представлен алгоритм разработки стратегии менеджмента, предложена модель развития регионального рынка услуг. Ключевые слова: управление, предприятие, стратегия, модель, экономика
Formation of the investment model of economic development _of the enterprise_
Yulia V. Pakhomova 1 [email protected] ® 0000-0001-6595-3118 Natalya N. Kudryavtseva 2 [email protected] _Yulia N. Duvanova_3 [email protected]_
1 Voronezh State Technical University, Moskovsky Prospect str., 14, Voronezh, Russia
2 Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution av., 19, 394036, Voronezh, Russia
3 Air Force, Military Training and Research Center of the Air Force, "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovskiy and Y.A. Gagarin", Starich Bolshevikov str., 54a, Voronezh, Russia
Abstract. At present, there are no effective methods and models of enterprise management, which are relations of an economic entity, which implies a relationship in the provision and consumption of goods and services. Application of an innovative approach makes it possible to obtain specific results of enterprises, such as the offer of goods and services of high quality, competitive advantages, allowing more flexible response to changes in the internal and external environment. Important in the context of managing the development of the regional services market are the definition and analysis of the investment attractiveness of the service industry. The higher it is, the greater the likelihood of an influx of financial resources into the economy of the industry. The main aspects of state influence on the services market are considered. Scientific and technological progress and immediate information exchange, increased interest in the service sector, which is developing in the post-industrial world as an alternative to the sphere of material production, as one of the most important forms of stabilizing social relations, contribute to solving problems associated with limited resources. Market regulators do not create conditions conducive to the development of the service sector. Therefore, a model is proposed that allows regulating the relations of an enterprise on the basis of an innovative enterprise management strategy, expanding the possibilities and ways to improve the management efficiency of both the services market and the economic sector as a whole. An assessment of the competitiveness of the services market is given, the economic potential of the regional services market is determined, an algorithm for developing a management strategy is presented, a model for the development of a regional services market is proposed. Keywords: management, enterprise, strategy, model, economy
Для цитирования Пахомова Ю.В., Кудрявцева Н.Н., Дуванова Ю.Н. Формирование инвестиционной модели экономического развития предприятия // Вестник ВГУИТ. 2019. Т. 81. № 3. С. 255-260. doi:10.20914/2310-1202-2019-3-255-260
For citation
Pakhomova Yu.V., Kudryavtseva N.N., Duvanova Yu.N. Formation of the investment model of economic development of the enterprise. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2019. vol. 81. no. 3. pp. 255-260. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2019-3-255-260_
© 2019, Пахомова Ю.В. и др. / Pakhomova Yu.V. et al.
This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License
Pakhomova Yu.V. et al. Proceedings of VSUET, 2019, vol. 81, no. 3, pp. 255-260
post@vestnik-vsuet. ru
Введение
В настоящее время определяющее воздействие на развитие рынка услуг оказывает законодательное регулирование, которое содержит несколько факторов, определяющих риск развития бизнеса:
— противоречия положений местного, регионального и федерального нормативного характера;
— неполный учет результата судебных практик с применением правовых норм по вопросу, рассмотренному судом;
— неполная интерпретация судей в соответствии с новыми принятыми правилами;
— возможность государства воздействовать на решение, принимаемое судом;
— неполная проработка этапов, описывающих разорение предприятия.
Подзаконные нормативные акты, а также законы действуют с задержкой, что является существенным пробелом в их применении. Указанный недочет неблагоприятно отражается на реализации лицензий и контрактов и является необходимой защитой при предъявлении претензии.
Основная проблема в развитии рынка услуг - многоступенчатая и непрозрачная процедура при получении лицензии.
Вышеизложенное свидетельствует, что техническая политика создает административный барьер в виде дискриминирующих условий, снижая оценку инвестиционной привлекательности рынка услуг. Потребитель лишается использования современной технологии, предоставляющей дополнительные услуги.
Рыночный риск предприятия находится на низком уровне и обусловливается его позицией. Стабильный спрос на продукцию является гарантией постоянного минимального уровня дохода,
на который не оказывают влияние экономические условия и политическая ситуация в стране.
Существенное влияние государственных органов управления формирует политические риски предприятий. Сферу рынка услуг определяют экономические, правовые и организационные отношения продажи, информационные данные [7-10]. Рынок услуг формируется экономическими отношениями, связанными с формированием спроса, предложения, цены посредством обмена товара или услуги [8] (таблица 1).
С учетом национальной специфики рынок услуг характеризуется отношениями экономических субъектов, предполагающих осуществление взаимодействия в предоставлении и потреблении продукта, регулируемого органами государственной власти [6].
Инвестиционная привлекательность на рынке услуг характеризуется объемом инвестиционной деятельности, ценами товаров и услуг, объемом потребления, издержками предприятия, динамикой привлечения денежных средств [8].
Инвестиционная привлекательность отраслевого сегмента оценивается следующим образом [9]:
— определение возможности появления конкурирующих предприятий, предоставляющих товары и услуги;
— определение наличия внутриотраслевой конкуренции;
— определение влияния потребителей предприятий, воздействия макроэкономических условий развития.
Потребителей интересует качественный продукт, имеющий минимальную цену. В то же время предприятия планируют осуществить продажу продукта по высоким ценам, обеспечивающим доходность и увеличение платежеспособного спроса [2].
Таблица 1
Регулирование управленческой деятельности рынка услуг
Table 1.
Regulation management services market activity
Принцип | Principle Инструменты принципа | Tools principle
1 2
Целостность | Integrity Исследование системы как единого организма, учитывая проявление свойства, внутренней связи элементов и внешней связи других объектов | The research system as a single organism, given the manifestation of the properties of elements of internal communication and external communication of other objects
Иерархическая упорядоченность | Hierarchical ordering Различный иерархический уровень каждого элемента системы | Different hierarchical level of each element of the system
Целевая направленность | Targeting Функционирование элементов в системе в виде единого целого | Operation of the elements in the system as a whole
Необходимое разнообразие | Requisite variety Разнообразные элементы системы, ограниченные минимумом и максимумом | Various elements of the system, limited to the minimum and maximum
Пахомова Ю.В. и др. Вестник,ВГУИТ, 2019, Т. S1, №. 3, С. 255-260 [email protected]
Продолжение табл. l I Continuation of table l
1 2
Эмержентность | Emerzhent Несовпадение критериев в отдельных элементах, таких как глобальная цель и системные составляющие | Do not match the criteria in separate elements, such as a global goal and system components
Обратная связь | Feedback Взаимодействие взаимосвязанных элементов в системе | The interaction of interrelated elements in the system
Альтернативность | Alternativity Варианты возможного решения проблем | Options for possible solutions to problems
Поэтому необходимо создавать субъективные и объективные элементы, формирующие управленческую культуру, включающую стили и стратегии управления [4, 5, 8] (рисунок 1).
Современное демократическое государство может эффективно развиваться при наличии открытого, информированного общества, которому способствует развитая информационная, телекоммуникационная инфраструктура. Общественной информированностью определяется общественный интеллект, социальная воля, целенаправленность. Рост информации, знаний, информационных услуг, всех отраслей, связанных с производственной деятельностью (телекоммуникационной, компьютерной, телевизионной), является доминирующим фактором экономического развития [1].
Информационные технологии имеют всепроникающий характер и скорость проникновения на предприятии, в каждый сектор промышленности, государственного управления [3, 7].
Внутренними факторами системы, учитывающими привлекательность экономики региона и предприятий в регионе, являются:
— показатели уровня развития экономики региона и емкости рынка;
— многообразие регионального ресурса;
— инфраструктура рынка;
— доступность информации;
— другой спектр социально-экономических факторов.
Поэтому необходимо создавать субъективные и объективные элементы, формирующие управленческую культуру, включающую стили и стратегии управления [4, 5, 8]. Социально-экономический потенциал региона охватывает все ресурсы (средства, запасы, источники) -материальные, человеческие, природные, уже вовлеченные в процессы производства и социального развития, а также ресурсы, используемые для роста экономической эффективности, позволяющие укрепить социально-политическую стабильность, повысить уровень и качество жизни населения региона [4-6].
Предложенный подход к оценке социально-экономического потенциала региона включает следующие этапы [8-10].
I этап. Применение функционально-целевого подхода и возможность оценки отдельных задач.
II этап. Анализ потенциала региона. Позволяет оценить пропорциональность, сбалансированность ресурсов региона.
III этап. Разработка концепции менеджмента оценки потенциала, представленной алгоритмом (рисунок 1).
IV этап. Реализация подхода, позволяющего определить сумму отдельных (локальных) потенциалов и отразить их взаимосвязь. Применяется для оценки потенциала и инновационной стратегии развития регионального рынка услуг.
Формулировка целей для оценки потенциала Setting goals for capacity assessment
Выбор методики для определения специфики оъекта и цели оценки The choice of methods for determining the specifics of the object and the purpose of the assessment
Сбор и анализ информации, статистическая обработка показателей, анализ внешних взаимодействий Collection and analysis of information, statistical processing of indicators, analysis of external interactions
Оценка потенциала в соответствии с целью Assessment of capacity according to purpose
Предложения по реализации птенциала Proposals for the implementation of potential
Рисунок 1. Алгоритм разработки концепции менеджмента
Figure 1. The algorithm of development of the concept of management
Экономический потенциал регионального рынка услуг можно оценить путем определения пяти коэффициентов [3, 7].
Экономический потенциал региона определяется по формуле:
К ВВП эп ~ ЭП '
где ВВП - валовой внутренний продукт региона в текущем году; ЭП - экономический потенциал территории в годовом измерении.
Pakhomova Yu.V. et al. Proceedings of VSUET, 2019, vol. 81, Активная часть экономического потенциала региона определяется по формуле:
К = ВВП
ЭПа ЭПа '
где Эпа - экономический потенциал региона (активная часть).
Экономические ресурсы региона оцениваются коэффициентом:
Ка - ЭПа.
ЭП
Эффективность экономических ресурсов региона определяется в виде коэффициента
ЭП
кэр =■
Р
где Р - стоимостное выражение экономических ресурсов, имеющихся в наличии на данной территории.
Локальный потенциал /-го вида представлен коэффициентом
=Д,
эш ЭП/
где Дi - фактический годовой доход, приходящийся на /-й вид экономического ресурса; Эт - экономическая оценка локального потенциала /-го вида в годовом измерении.
Суммарный экономический потенциал региона детерминирован как сумма локальных потенциалов.
Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность регионального рынка услуг являются существенными факторами развития региона. Их повышение даёт возможность региону конкурировать на межрегиональном и межгосударственном рынках.
Однако конкурентоспособность отрасли не всегда характеризуется конкурентоспособностью предлагаемых в данном сегменте товаров и услуг, а также спросом на них.
Конкурентоспособным является то предприятие, которое предоставляет услуги на рынке, имеющем технико-функциональные, экономические, организационные и другие характеристики, адекватные ожиданиям потребителя, определяющие его рыночную долю и препятствующие распределению в пользу другого субъекта рынка услуг.
Конкурентоспособность предприятия идентифицируется комплексом показателей функционирования на рынке услуг. Потребители выбирают предприятие, способное в полной мере удовлетворить их потребности. Факторы, определяющие успех предприятия, обусловлены новыми технологиями и инструментами
по. 3, рр. 255-260 [email protected]
в управлении, низкой ценой товаров и услуг, высоким качеством предоставляемых дополнительных услуг, индивидуальным подходом к потребителям. Данные факторы позволяют оценить конкурентную позицию и преимущества предприятия услуг и свидетельствуют об увеличении количества конкурентов. Так как на деятельность предприятия большое влияние оказывает макросреда (внешняя среда), большое значение приобретает применение эффективных методов управления, включающих способы и действия, позволяющие предприятиям адаптироваться к внешним воздействиям и усилить конкурентную позицию. Эффективным в данном контексте является управление на основе инновационного подхода, позволяющее разработать миссию, ключевые цели, стратегию развития и способы её реализации, обеспечивающие функционирование предприятия с учетом воздействий макросреды, приводящих к изменениям внутренней среды самого предприятия.
Управление на основе инновационного подхода предполагает использование повторяющихся процедур, фаз, функций. Результатом реализации таких функций управления как анализ является оценка конкурентоспособности предприятия; прогнозирования - прогноз возможных состояний; планирования - разработка плана и стратегии развития; организации и мотивации - функционирование, мотивация, финансирование, организационное и инвестиционное проектирование; контроля и регулирования - корректировка и разработка программы, механизма деятельности.
Управление предприятием услуг на основе инновационного подхода состоит из подготовительного этапа, обеспечивающего разработку стратегии; основного этапа - реализации стратегии; заключительного этапа, в формате которого осуществляется корректировка и обратная связь.
Каждый этап включает реализацию определенных функций управления. Первый этап -анализ и прогнозирование микро- и макросреды; второй - планирование; третий - организация и мотивация, контроль и регулирование.
Макроокружение и рыночная среда подвергаются постоянному анализу. Предприятие услуг - это элемент макросреды. Соответствие деятельности предприятия условиям макросреды является необходимым требованием. Многие субъекты хозяйствования используют из макросреды ограниченные ресурсы, необходимые для того, чтобы поддержать продуктивную деятельность, а также внутренний потенциал
Пахомова Ю.В. и др. Вестник,ВТУИТ, 2019, Т. 81, №. 3, С 255-260
на адекватном уровне. При разработке стратегий управления развитием предприятий услуг следует учитывать тенденции развития внешней среды и позицию, занимаемую предприятием в макросреде, что позволяет осуществить прогноз угроз и возможностей предприятия услуг на рынке.
Микросреда предприятия услуг характеризуется ресурсной возможностью, а также потенциалом, позволяющим выиграть конкурентную борьбу. Основные составляющие микросреды предприятия услуг - это производственные, финансовые, инвестиционные, маркетинговые, организационные компоненты. Эффективное управление позволяет поддержать и расширить деятельность предприятия, обеспечить конкурентные преимущества в перспективе. Спрос и предложение, конъюнктура, организация сбытовых операций являются составляющими анализа и прогноза развития предприятий рынка услуг с учетом факторов внешней и внутренней среды.
Рыночная деятельность является многоплановым экономическим понятием, объективным явлением экономической политики, включающим людей, осуществляющих покупку с учетом происходящих изменений, затрагивающих всех участников рынка. Сферу услуг составляет купля-продажа товара или услуги, удовлетворяющей потребность отдельного лица или организации.
Финансовые, материальные ресурсы, складывающаяся экономическая обстановка в регионе оказывают влияние на разработку стратегий менеджмента, что является результатом этого этапа. Исходя из этого отдается предпочтение стратегии менеджмента и рассматриваются планы по реализации стратегии.
Заключение На основе анализа и контроля, показывающих эффективность применения стратегии и позволяющих определить тенденции и перспективы развития предприятий рынка услуг, можно определить, насколько соответствует проводимая политика запланированным целям.
Литература
1 Кудрявцева Н.Н., Артеменко В.Б., Лапыгина С.А. Информационное обеспечение инновационного развития предприятия на основе использования инструментов контроллинга бизнес-процессов // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41). С. 704-712."
2 Кудрявцева Н.Н. Реализация сбалансированной системы показателей на предприятии // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 2. С. 27-34.
3 Пахомова К).В., Кудрявцева Н.Н. Стратегии менеджмента в управлении предприятием рынка услуг // Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества: материалы IV междун. науч.-практ. конф. Саратов, 2014. С. 73-74.
4 Дубиновский М.З., Балдов Д.В. Административно-территориальное управление продовольственной безопасностью // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 48-55.
5 Kihn M. House of lies: how management consultants steal your watch and then tell you the time. 2012.
6 Senor Dan Start-up Nation. 2016. 198 p.
7 Turner R., Ledwith A. Project management in small to Medium Sized enterprises: Fitting the practices to the needs of the firm to deliver benefit // Journal of Small Business Management. 2018. V. 56. № 3. P. 475-493.
8 Dey P.K., Petridis N.E., Petridis K., Malesios C. et al. Environmental management and corporate social responsibility practices of small and medium-sized enterprises // Journal of cleaner production. 2018. V. 195. P. 687-702.
9 Collings D.G., Mellahi K., Cascio W.F. Global talent management and performance in multinational enterprises: A multilevel perspective // Journal of Management. 2019. V. 45. № 2. P. 540-566.
ÍOHilorme T., Chorna M., Karpenko L., Milyavskiy M. et al. Innovative model of enterprises personnel incentives evaluation // Academy of Strategic Management Journal. 2018. V. 17. № 3. P. 1-6.
References
1 Kudryavtseva N.N., Artemenko V.B. Lapygina S.A. Information support of innovative enterprise development through the use of tools of controlling business processes. Economy and pre-preneurship. 2013. no. 12-4 (41). pp. 704-712. (in Russian).
2 Kudryavtseva N.N. The implementation of a balanced scorecard for the enterprise. Herald Innovative Region. 2012. no. 2. pp 27-34. (in Russian).
3 Pakhomova Yu.V., Kudryavtseva N.N. Management strategies in the management of a service market enterprise. The crisis of the economic system as a factor in the instability of modern society: materials of the IV intern. scientific-practical conf. Saratov, 2014. pp. 73-74. (in Russian).
4 Dubinovskij M.Z., Baldov D.V. Administrative and territorial management of food security. Bulletin NGIEI. 2017. no. 8 (75). pp. 48-55. (in Russian).
5 Kihn M. House of lies: how management consultants steal your watch and then tell you the time. 2012.
6 Senor Dan Start-up Nation. 2016. 198 р.
7 Turner R., Ledwith A. Project management in small to Medium Sized enterprises: Fitting the practices to the needs of the firm to deliver benefit. Journal of Small Business Management. 2018. vol. 56. no. 3. pp. 475-493.
8 Dey P.K., Petridis N.E., Petridis K., Malesios C. et al. Environmental management and corporate social responsibility practices of small and medium-sized enterprises. Journal of cleaner production. 2018. vol. 195. pp. 687-702.
9 Collings D.G., Mellahi K., Cascio W.F. Global talent management and performance in multinational enterprises: A multilevel perspective. Journal of Management. 2019. vol. 45. no. 2. pp. 540-566.
10 Hilorme T., Chorna M., Karpenko L., Milyavskiy M. et al. Innovative model of enterprises personnel incentives evaluation. Academy of Strategic Management Journal. 2018. vol. 17. no. 3. pp. 1-6.
Pakfiomova Yu.V. et aC Proceedings of VSUET, 2019, vol. S1, no. 3, pp. 255-260
post@vestnik-vsuet. ru
Сведения об авторах Юлия В. Пахомова к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, ул. Московский проспект, 14, г. Воронеж, Россия, уиНа198007(й)таП.т
https://orcid.org/0000-0001-6595-3118 Наталья Н. Кудрявцева к.э.н., доцент, кафедра управления материально-техническим обеспечением ВВС, ВУНЦ ВВС, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю А. Гагарина», ул. Старых Большевиков, 54а, г. Воронеж, Россия, [email protected]
Юлия Н. Дуванова к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected]
Вклад авторов
Все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about authors Yulia V. Pakhomova Cand. Sci. (Econ.), associate professor, economic security department, Voronezh State Technical University, Moskovsky Avenue, 14, Voronezh, Russia, yulial 98007(S)mail.ru
https://orcid.org/0000-0001-6595-3118 Natalya N. Kudryavtseva Cand. Sci. (Econ.), associate professor, logistics management software department, Air Force, Military Training and Research Center of the Air Force, "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovskiy and Y.A. Gagarin", Starich Bolshevikov str., 54a, Voronezh, Russia, [email protected] Yulia N. Duvanova Cand. Sci. (Econ.), associate professor, economic security and the federal monitoring department, Voronezh State University ofEngineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]
Contribution
All authors are equally involved in the writing of the manuscript and are responsible for plagiarism
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Поступила 1Q/Q7/2Q19_После редакции Q1/Q8/2Q19_Принята в печать 12/Q8/2Q19
Received 1Q/Q7/2Q19_Accepted in revised Q1/Q8/2Q19_Accepted 12/Q8/2Q19