УДК 656.61:330.322
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ
Жихарева В.В., д.э.н., доцент (ОНМУ)
Розроблено науковI тдходи до формування ¡нвестицтного портфеля судноплавног компанИ. Визначено основнг етапи процесу формування ¡нвестицтного портфеля судноплавног компанИ. Виконано постановку задач1 оптимгзацИ твестицшного портфеля судноплавног компанИ.
Ключовi слова: швестицшний портфель, судоходна компашя, твестици, фтансування.
Постановка проблемы. Основное преимущество использования оптимизационных моделей в инвестиционном планировании заключается в том, что они позволят получить варианты реализации инвестиций для разнообразных сочетаний исходных условий и принятых предположений. Тем не менее, следует отметить, что методы оптимизации не получили широкого распространения при решении задач инвестиционного планирования.
Нерешенные составляющие общей проблемы В большинстве существующих моделей при оптимизации величины денежных потоков не используются параметры, позволяющие учесть различные варианты финансирования инвестиций в приобретение судов при разных условиях и времени их реализации. Подход к формированию инвестиционного портфеля судоходной компании, предлагаемый в данной статье, позволит восполнить этот пробел, а именно оптимизировать выбор методов финансирования инвестиций в приобретение судов разных типов при разных условиях их реализации и уровне стартового капитала в рамках долгосрочной инвестиционной программы.
Обзор последних исследований и публикаций. В работе В.И. Краева [1] рассмотрена задача многокритериальной оптимизации инвестиционных программ развития флота с применением метода агрегирования критериев. В работе И.И. Ландера [2] разработана оптимизационная модель проекта обновления флота судоходной компании. В работе И.Я. Лукасевича [3] рассмотрены задачи анализа предела безопасности при оценке значений потока платежей инвестиционного проекта и оптимизации портфеля инвестиций при ограниченном бюджете. В работе И.В. Морозовой [4] разработан ряд оптимизационных моделей для принятия решений в инвестиционной деятельности судоходных компаний: модель оптимизации стартовой структуры флота судоходной компании; модель оптимизации количества размещенных заказов на строительство судов и др. В работе Л.А. Павловской [5] предложена экономико-
математическая модель поддержки принятия инвестиционного решения при пополнении флота, которая учитывает возможность выбора проектов с учетом способа финансирования, в терминах нечетких множеств.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка научных подходов к формированию инвестиционного портфеля судоходной компании. Для достижения поставленной цели необходимо: определить основные этапы процесса формирования инвестиционного портфеля судоходной компании; выполнить постановку задачи оптимизации инвестиционного портфеля.
Основной материал исследования. Под портфелем инвестиций в развитие флота предлагается понимать сформированную в соответствии с инвестиционными целями инвестора совокупность инвестиционных проектов судоходной компании, которая рассматривается как целостный объект управления.
Формирование инвестиционного портфеля включает отбор конкретных активов для вложения средств, а также оптимального распределения инвестируемого капитала между ними в соответствующих пропорциях. Формирование инвестиционного портфеля базируется на основополагающих принципах управления инвестициями. При формировании
инвестиционного портфеля инвестор преследует следующие цели: максимизацию уровня доходности, прирост капитала, достижение приемлемого уровня рисков, связанных с инвестированием, ликвидности инвестированных средств на приемлемом для инвестора уровне.
В соответствии с системой приоритетных целей и объема инвестиционных ресурсов, процесс формирования инвестиционного портфеля судоходной компании должен включать следующие этапы.
Этап 1. Поиск вариантов проектов приобретения флота.
Этап 2. Оценка эффективности отдельных инвестиционных проектов.
Этап 3. Первичный отбор
© Жихарева В.В.
Вкник економжи транспорту 1 промисловост № 35, 2011
инвестиционных проектов по определенной системе факторов.
Этап 4. Углубленная экспертиза отобранных инвестиционных проектов на основе показателей доходности инвестиций, уровня риска, ликвидности.
Этап 5. Окончательный отбор проектов в формируемый портфель с учетом с учетом взаимосвязи всех рассмотренных показателей на основе максимизации доходности, предпочтений инвестора, его склонности к риску.
Следует отметить, что судоходные компании, осуществляющие перевозки грузов в различных сегментах фрахтового рынка, не имеют возможности существенно снизить риски за счет диверсификации портфеля инвестиций в развитие флота. Это связано с тем, что фундаментальные экономические факторы, влияющие на один сегмент фрахтового рынка, обычно оказывают воздействие и на другие сегменты (изменение общехозяйственной конъюнктуры, объемов промышленного производства, конъюнктуры финансового рынка).
При реализации экономических целей инвестирования судоходные компании обычно нацелены на получение определенного уровня доходности, действуя при этом в рамках приемлемого риска. В процессе формирования портфеля путем комбинирования инвестиционных активов обеспечивается требуемый уровень дохода.
Программа пополнения флота судоходной компании включает взаимоувязанную
совокупность инвестиционных проектов строительства новых судов и / или приобретения судов, бывших в эксплуатации, а также график списания старых судов с учетом их возраста и целесообразности дальнейшей эксплуатации.
Для формирования инвестиционного портфеля судоходной компании предлагается использовать оптимизационную экономико-математическую модель. В качестве критерия оптимизации используется кумулятивный денежный поток, связанный с реализацией программы пополнения флота, включающий эксплуатационные денежные потоки, капитальные вложения и денежные потоки, связанные с финансированием приобретения судов за счет собственных средств, банковских кредитов, и на основе финансового лизинга.
В качестве параметров управления используются: количество судов определенного типа, приобретаемых за счет собственных средств / банковского кредита; количество судов определенного типа, арендуемых на условиях финансового лизинга с выкупом в конце инвестиционного периода; коэффициент кредитной задолженности при финансировании
приобретения судов; коэффициент, учитывающий долю лизингового финансирования. Вторую группу параметров управления (коэффициенты, которые учитывают долю долгового финансирования) можно рассматривать как константы. Такая необходимость возникает в случае, если просчитываются варианты финансирования на конкретных условиях банков и лизинговых компаний.
В модели используются следующие основные ограничения и условия. Суммарное количество приобретаемых судов и лизинговых судов каждого типа за весь период реализации программы пополнения флота не должно превышать установленную верхнюю границу количества приобретаемых и лизинговых судов каждого типа за весь период планирования. Количество судов, которые выбывают в каждом году, определяется по рамкам модели с учетом их возраста и целесообразности дальнейшей эксплуатации.
На начало первого планового периода (года) сумма собственных средств по кредитным и лизинговым соглашениям не должна превышать величину стартового капитала компании на начало реализации инвестиционной программы. На начало каждого следующего планового периода сумма собственных средств по кредитным и лизинговым соглашениям не должна превышать величину сальдо кумулятивного денежного потока. Сальдо кумулятивного денежного потока в каждом следующем году должны быть не меньше, чем в предыдущем. Величины кумулятивного денежного потока судоходной компании на конец каждого года, начиная с первого, и стартового капитала судоходной компании не должны быть отрицательными. Предполагается, что
дополнительный собственный капитал в последующие годы в инвестиционную программу не вкладывается.
Выводы. Разработанные подходы к формированию инвестиционного портфеля судоходной компании позволяют оптимизировать выбор методов финансирования инвестиций в приобретение судов разных типов при разных условиях их реализации и уровне стартового капитала в рамках долгосрочной инвестиционной программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРИ
1. Краев В.И. Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте / В.И. Краев, Т.А. Пантина. - СПб.: СПбГПУ, 2003. - 299 с.
2. Ландер И.И. Экспериментальные исследования по оптимизации проекта обновления флота судоходной компании // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем: зб.
Вкник економжи транспорту 1 промисловост № 35, 2011
наук. праць: статгi / И.И. Ландер. - Одеса, 2001. -№2. - С. 32-45.
3. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений / И.Я. Лукасевич. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. -400 с.
4. Морозова И.В. Моделирование принятия решений в управлении техническим развитием судоходного предприятия: монография / И.В. Морозова. - Одесса: ОКФА, 1997. - 146 с.
5. Павловская Л.А. Моделирование
поддержки принятия решений в инвестиционной деятельности судоходных компаний: дис. на соискание уч. степени канд. эк. наук: 08.03.02 / Л.А. Павловская. - Одесса: ОГМУ, 2000. - 211 с.
6. Шеремет В.В. Управление
инвестициями: в двух томах / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 1998. - Т.1. - 416 с.
Аннотация. Разработаны научные подходы к формированию инвестиционного портфеля судоходной компании. Определены основные этапы процесса формирования инвестиционного портфеля судоходной компании. Выполнена постановка задачи оптимизации инвестиционного портфеля судоходной компании.
Ключевые слова: инвестиционный портфель, судоходная компания, инвестиции, финансирование.
Summary.. The scientific methods of formation of the investment portfolio of a shipping company were elaborated. Basic stages of the process of formation of the investment portfolio of a shipping company were defined. The target setting for optimization of the investment portfolio of a shipping company was fulfilled.
Keywords: investment brief-case, sudokhodna company, investments, financings.
Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.
УДК 338.47:629.33
ТЕОРЕТИЧН1 ОСНОВИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЗАХИСТУ шДПРИеМСТВА В1Д НЕДРУЖНЬОГО поглинання
Зайцева 1.Ю., к.е.н., доцент (УкрДАЗТ)
У cmammi розширено тезаурус до виршення проблеми забезпечення захисту nidnpueMcme автотранспорту eid недружнього поглинання та подане методичне забезпечення полiпшення органгзацИ' захисту тдприемства вiд недружнього поглинання.
Ключовi слова: недружне поглинання, рейдерство, грiнмейл, тдприемство-цть, тдприемство-агресор, рейдер.
Постановка проблеми та и зв^язок з науковими чи практичними завданнями.
Проблема стшкосп розвитку економiки як на свишому рiвнi, так i на рiвнi окремих господарюючих суб'екпв - тдприемств е в даний час актуальною i такою, що вимагае смшивих орипнальних ршень i неординарних пiдходiв. Виршення питання стшкого розвитку господарських систем рiзних iерархiчних рiвнiв мае велике значення, як в теоретичному, так i в практичному плаш. У теоретичному плаш перед ученими постають завдання щодо побудови оргашзацшних i економжо-математичних моделей
стшких систем i механiзмiв управлшня ними. Виршення практичних завдань ставлять в залежшсть ввд стшкосп господарських систем до ендогенних i екзогенних чиннишв. Необхщшсть взаемопов'язаного i взаемообумовленого розгляду цих понять в даний час викликана потребою i науки i практики, осшльки це пов'язано з невщворотними процесами глобалiзацii i впливае на економiчну безпеку суб'екпв господарювання Украши.
Анал1з останнгх до^джень i публшацш. Сутт^ напрацювання в дослщжуванш нами обласп, е в цшого ряду авторiв, як в Украш, так i
© Зайцева 1.Ю.
BiciiiiK економ1ки транспорту i промисловост № 35, 2011