Научная статья на тему 'Формирование инвестиционного портфеля предприятия питания'

Формирование инвестиционного портфеля предприятия питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1218
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ / РЕСУРСЫ / РИСКИ / ФИНАНСЫ / ENTERPRISE / STRUCTURE / INVESTMENTS / RESOURCES / RISKS / THE FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мукожев Алихан Михайлович

Выявлены основные проблемы инвестиционного процесса предприятия общественного питания. Обоснованы и структурированы приоритетные направления инвестиционных вложений. Определены составляющие инвестиционного портфеля предприятия питания. Идентифицированы основные риски инвестиционной деятельности предприятий питания. Разработаны предложения по формированию инвестиционного портфеля предприятия питания с коррекцией на риск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the food enterprise investment portfolio

The basic problems of the investment process of public catering company have been revealed. Priority directions of investment investments have been proved and structured. Components of the investment portfolio of the enterprise have been defined. The basic risks of the investment activity of the enterprise have been identified. Offers on formation of an investment portfolio of the enterprise with risk correction have been developed.

Текст научной работы на тему «Формирование инвестиционного портфеля предприятия питания»

УДК 332.1:641 ББК 65.04:65431 М-90

Мукожев Алихан Михайлович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экологии и безопасности продовольственного сырья и товаров Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии им. В.М. Кокова, т.: 8 928 7226677,

е-та11:а11кИапт@таИ ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ

(рецензирована)

Выявлены основные проблемы инвестиционного процесса предприятия общественного питания. Обоснованы и структурированы приоритетные направления инвестиционных вложений. Определены составляющие инвестиционного портфеля предприятия питания. Идентифицированы основные риски инвестиционной деятельности предприятий питания. Разработаны предложения по формированию инвестиционного портфеля предприятия питания с коррекцией на риск.

Ключевые слова: предприятие, структура, инвестиции, ресурсы, риски, финансы.

Mukozhev Alikhan Michailovich, Candidate of Economics, associate professor, head of the Department of Ecology and Safety of Food Raw Materials and Goods of Kabardin-Balkar State Agricultural Academy named after V.M.Kokov, tel.:8 928 7226677, e-mail:alikhanm@mail.ru.

FORMATION OF THE FOOD ENTERPRISE INVESTMENT PORTFOLIO

(reviewed)

The basic problems of the investment process of public catering company have been revealed. Priority directions of investment investments have been proved and structured. Components of the investment portfolio of the enterprise have been defined. The basic risks of the investment activity of the enterprise have been identified. Offers on formation of an investment portfolio of the enterprise with risk correction have been developed.

Ke ywords: enterprise, structure, investments, resources, risks, the finance.

Сфера общественного питания является одной из наиболее динамично развивающихся областей экономического пространства. Об этом свидетельствует ежегодный рост количества предприятий питания и увеличение доли расходов населения на внедомашнее питание. Кроме того, с изменением социально-культурных потребностей населения и ростом его доходов, возрастает значимость данных предприятий не только как места потребления кулинарной продукции, но и как возможности проведения досуга.

Увеличение сети общественного питания и связанное с этим усиление конкурентных отношений заставляет предприятия питания вести активную инвестиционную деятельность с целью повышения эффективности своей работы.

Инвестиционная деятельность предприятий питания имеет свою специфику и может быть выстроена на основе выявления особенностей, механизмов, внутренней структуры и инструментов, обеспечивающих его функционирование [1].

Понятие экономической эффективности деятельности предприятия и понятие экономической эффективности инвестиций, для предприятий, относящихся к сфере общественного питания, неразрывно связаны. Это обусловлено характером инвестиционного процесса предприятий, функционирующих в реальном секторе экономики, где направленность и интенсивность инвестиционных вложений определяется экономическим состоянием предприятия, и может быть

оценена через отслеживание динамики изменения параметров хозяйственного процесса как основного объекта инвестиционной деятельности [2].

Осуществление инвестиционной деятельности современными предприятиями питания происходит в основном стихийно. Это, в свою очередь, приводит к нерациональному использованию имеющихся ресурсов предприятия.

Отсутствие целостной инвестиционной стратегии предприятия питания ограничивает не только развитие каждого конкретного предприятия, но и сказывается на темпах роста всей отрасли в целом. Об этом свидетельствует высокий уровень банкротств, предприятий питания, дефицит предприятий питания, доступных широким слоям населения; высокий уровень износа основных фондов (60-80%), неразвитость отраслевой инфраструктуры. Кроме того, изменился подход к пониманию и организации инвестиционной деятельности. Раньше под инвестициями понимались исключительно капитальные вложения. Современная теория и практика инвестиционной деятельности представляет последнее как использование имеющихся в распоряжении предприятия средств, в целях получения прибыли или иного полезного эффекта [3]. В этой связи представляется актуальным проведение исследования инвестиционной деятельности предприятий питания с точки зрения формирования целостного представления обо всех направлениях его функционирования и их согласования через создание инвестиционного портфеля предприятия, основанного на имеющихся ресурсах и потенциальных возможностях развития конкретного предприятия питания [4].

Инвестиционный портфель современного предприятия питания, представляет собой в основном некоторую неструктурированную совокупность реальных инвестиций с преобладанием вложений в производственный процесс и в некоторые способы продвижения продукции в рыночном пространстве, например, рекламу. При этом ярко видно очевидную недооценку инвестиций в человеческий капитал, хотя на сегодняшний момент, особенно в сфере услуг, главным фактором, воздействующим на имидж предприятия, является качество и уровень обслуживания потребителя. Кроме того предприятия питания не включают в свой инвестиционный портфель такую потенциально доходную составляющую как вложения в ценные бумаги.

Таким образом, существует объективная необходимость формирования сбалансированного и целостного инвестиционного портфеля, позволяющая предприятию питания осуществлять инвестиционную деятельность, направленную не только на простое воспроизводство, но и на постоянное развитие и обеспечение успешности его функционирования и продвижения в рыночном пространстве.

Для решения данной задачи, на первом этапе определяются направления инвестиционной деятельности предприятий питания, как предприятий, относящихся к реальному сектору экономики и, ориентированных, в первую очередь, на реализацию своих непосредственных функций по производству, продаже и организации потребления кулинарной продукции, которые совпадают с направлениями развития организационно-хозяйственного процесса предприятий данной сферы [5].

Для определения значения каждого из направлений в реальной практике функционирования предприятия питания было проведено анкетирование. Были опрошены 30 экспертов на предмет исследования приоритетности направлений инвестиционных вложений предприятий питания, существующей в данной сфере экономики в настоящий момент.

В результате анализа мнения экспертов, с учетом каждого направления инвестиционной деятельности внутри групп (таблица 1), получилось следующее распределение приоритетов:

Для оценки согласованности экспертов использовался энтропийный коэффициент конкордации.

Таблица 1 - Направления инвестиционной деятельности предприятия питания

Организационные преобразования Финансовые преобразования Т ехнологические преобразования Маркетинговые и информационные преобразования Преобразования в системе управления ПП

Инвестирование в Инвестирование Инвестирование в Инвестиции в Инвестиции в

функциональное в формирование выравнивание разработку разработку

согласование структуры структуры ассортимента оптимальной

производственного, основных поставщиков сырья, продукции организационной

торгового процесса средств, материалов и услуг предприятия: в структуры.

организации их обновление оборудования и его изменение Обеспечивающую

потреблении пищи и выстраивание в соответствии максимальную

проведении досуга эффективных с изменениями эффективность

отношений рыночной деятельности 1111

с поставщиками конъюнктуры

Инвестирование в Участие Инвестиции Формирование Инвестиции в

формирование в капитале в технологию, эффективной команды организацию

концепции 1111 или других ноу-хау, разработку сотрудников, условий

изменения имиджа: предприятий фирменных блюд находящихся эффективной

смена стратегии непосредственным работы

развития; завоевание контакте с персонала

новых клиентов; потребителем,

развитие и внедрение обучение их

конкурентных Необходимым

преимуществ; маркетинговым

заключение альянсов приемам

и совместных

предприятий.

Инвестиции Инвестирование Инвестиции в Инвестиции в Инвестиции в

в расширение в управление оборудование выстраивание разработку

сети предприятий капиталом ПП производственных эффективной целевой системы подбора

и оптимизацию помещений, политики ПП персонала,

его структуры повышение соответствующей подготовку

посредством эффективности возможностям и кадров,

создания работы ожиданиям целевого повышение их

финансовой технологического сегмента, на который квалификации

службы оборудования ориентировано данное предприятие

Инвестиции в Инвестирование Инвестиции в Инвестиции в систему Формирование

изменение отношений в ценные оборудование залов продвижение эффективной

с регулирующими бумаги (мест потребления продукции системы

организациями пищи), дизайн; предприятия: мотивации

- соблюдение норм повышение в использование работников

и правил эффективности современных средств с учетом

законодательства РФ. работы передачи информации характера

- соблюдение торгового в формировании работы

правил пожарной оборудования системы

безопасности; интегрированных

- соблюдение маркетинговых

требований СанПиН коммуникаций

Внедрение Внедрение Инвестиции в Формирование Инвестиции в

внутренней современной разработку способов специальной социальную

Системы системы организации досуга маркетинговой инфраструктуру

нормирования финансового потребителей и службы и развитие

качества учета и анализа оказание занимающейся

продукции финансового дополнительных исследованием

состояния услуг рынка

предприятия

з

Таблица 2 - Ранжирование направлений инвестиционной деятельности предприятий питания с точки зрения их востребованности на предприятиях общественного питания

Инвестиционные вложения в организацию деятельности предприятия питания Финансовые инвестиции и инвестиции в создание собственной финансовоаналитической службы [нвестиции в роцесс производства родукции услуг 1111 Инвестиции з продвижение продукции Инвестиции в систему управления персоналом

74,0 4 46,73333 I 49,4 2 77,6 4 53,133 3 I

82,73333 5 60,46667 З 70,9333 3 4 47,53333 З 50,933 3 З

68,06667 З 54,6 2 46,8 1 44,66667 2 56,6 4

40,0 2 75,8 5 54,0 З 39,33333 1» 50,333 3 2

34,73333 1 63,13333 4 78,86667 5 90,86667 5 89,0 5

Анализ результатов анкетирования экспертов показал, что большинство предприятий питания при осуществлении инвестиционной деятельности приоритетными считают вложения в процесс производства продукции и услуг, т.е. в реализацию своей непосредственной функции. При этом главными направлением в этой группе эксперты считают вложения в оборудование производственных помещений, реконструкцию и ремонт, повышение эффективности работы технологического оборудования, а также инвестирование в поиск и создание структуры поставщиков сырья и оборудования.

Инвестиционный процесс предприятия питания, как и любого другого субъекта рыночного пространства неразрывно связан с понятиями риска и неопределенности. Необходимость учета возможных, в том числе неблагоприятных, вариантов развития событий, связанная с недостатком информации как о текущем, так и о будущем развитии экономических условий, обуславливает потребность проведения исследования рисков, определяющих внешнюю и внутреннюю среду функционирования предприятия питания, определяемых спецификой организационнохозяйственного процесса данных предприятий.

Классификация рисков проводится в соответствии с направлениями инвестиционных вложений предприятия питания, т.е. выявления уровня риска, характеризующее каждое из направлений инвестиционной деятельности предприятий общественного питания.

Выделены пять групп рисковых ситуаций связанных с инвестициями предприятий питания:

- риски, связанные с процессом организации предприятия и спецификой его функционирования;

- риски, связанные и осуществлением финансовых вложений;

- производственные риски, обусловленные спецификой производственного процесса;

- маркетинговые риски, связанные с изменением рыночной конъюнктуры и конкурентной позицией предприятия питания в рыночной среде;

- управленческие риски, связанные с «человеческим фактором» и особенностями его проявления на предприятии питания.

Объединение всех перечисленных выше видов риска, классифицируемых в соответствии с направлениями инвестиционной деятельности предприятия питания можно произвести в виде таблицы (табл. 3)

Для исследования степени влияния данных рисков на инвестиционный процесс предприятия питания, проводится анкетирование, с целью ранжирования рисков по убыванию значимости.

В данном случае, формирование инвестиционного портфеля предприятия питания основано на исследовании мнения экспертов в отношении структуры сбалансированного инвестиционного портфеля, отражающего специфику деятельности предприятий данного сектора экономики, (табл. 4), а также на анализе рисков инвестиционной деятельности (табл. 5).

Значения были получены из указанных анкет с применением процедуры обратного преобразования, поскольку при анкетировании наиболее значимое направление инвестиционной

деятельности имело наименьший вес. В результате этого преобразования мы получили структуру приоритетности направлений вложения в инвестиционном портфеле предприятия питания, где значимое направление инвестиционной деятельности имеет наибольший показатель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичная операция проделана и по рискам с тем, чтобы получить коэффициент, на который можно корректировать ценность инвестиционного вложения.

Таблица 3 - Классификация рисков

Организационноправовые риски: Финансовые риски: Производственные риски Маркетинговые риски Управленческие риски

Риск, возникающий в ходе согласования производственного, торгового процесса и организации досуга, а также риск, вызванный сменой имиджа, формированием концепции предприятия питания Риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционный риск, риск изменения валютных курсов) Риск неполучения сырья и материалов в срок или получения сырья ненадлежащего качества из-за транспортных проблем, резкого повышения цен на сырье, срыв договора на поставку сырья и материалов Риск изменения потребительских предпочтений Риск потери управляемости бизнеса

Риск, связанный с приобретением, разработкой и внедрением новых информацио нных технологий Риск неполучения прибыли (за произведенную продукцию или услуги, за предоставленные займы, авансы, облигации и пр.) Риск изготовления некачественной продукции Риск возникновения конкурентов Риск снижения производительности труда работников

Риск, возникающий при инвестировании в автоматизацию и механизацию деятельности предприятия питания, связанный с возможностью не окупить вложенные затраты Риск потерь из-за неправильно выбранного направления инвестирования или из-за неокупаемости нововведения (новой услуги или продукции) Риск сбоев в производственном процессе из-за нарушения технологии изготовления продукции, поступления и недостаточного освоения нового оборудования, изменения ассортимента, недостатком квалифицированного персонала Риск потери клиентов из-за непродуманного изменения ассортимента или повышения цен на свою продукцию Риск несоответствия персонала занимаемым должностям из-за изменения требований к ним в связи с изменением рыночных условий

Риск при инвестировании в расширение сети или открытие других предприятий, связанный с неправильной оценкой ситуации, с внешней средой в сфере общественного питания и т.п. Риск повышения процентной ставки а кредиты Риск аварий оборудования и возникновения аварийных ситуаций в производственных и торговых помещениях Риск несвоевременного получения информации об изменении рыночной конъюнктуры Риск возникновения конфликтных ситуаций между сотрудниками или между работниками предприятия и клиентами

Риск изменения нормативно-правовой базы. Риск снижения ликвидности предприятия и риск банкротства Риск неверного планирования объемов и качества производства Риск неэффективного проведения маркетинговых мероприятий (рекламы, Риск несчастных случаев, болезней сотрудников, неожиданных Увольнений

продукции презентации и т.п.) из-за недо-статочной компетенции работников маркетинговых служб, изменения целеевой аудитории выбранного средства массовой информации и пр. ценных работников невозможности найти кадры с требуемой квалификацией

Риск, связанный с незаконными требованиями государственных учреждений и органов (районных управ, инспекторов, представителей контрольно-ревизионных органов, правоохранительных органов и пр.)

Таблица 4 - Ранжирование направлений инвестиционной деятельности предприятий питания с точки зрения их значения для организации эффективного экономического процесса

на предприятиях общественного питания

Инвестицио нные вложения в организацию деятельности предприятия питания Финансовые инвестиции и инвестиции в создание собственной финансовоаналитической службы Инвестиции в процесс производства продукции и услуг Инвестиции в продвижение продукции Инвестиции в систему управления

35,533 1 37,9333 1 58,13333 З 5б,3333 2 б0,2бб7 З

бб,2 4 48,2ббб 2 41,4 1 57,7333 4 55,2 2

57,4 З 72,2ббб 4 57,4 2 49,3333 1 б3,5333 4

43,4 2 91,2 5 70,2ббб7 4 5б,9333 З 51,0бб7 1

98,2 5 50,3333 З 72,8 5 79,ббб7 5 б9,9333 5

Таблица 5 - Ранжирование рисков инвестиционной деятельности предприятий питания

Организационно - Финансовые Производственные Маркетинговые Управленческие

правовые риски риски риски риски риски

0,254484 0,128041 0,287б97 0,187931 0,141847

0,0б0294 0,033288 0,0б8194 0,030998 0,03б02

0,044711 0,02223б 0,049778 0,055б79 0,022бб

0,041379 0,0285б9 0,048589 0,03722б 0,022043

0,0523б3 0,02282б 0,057225 0,032729 0,03б289

0,055737 0,021123 0,0б3911 0,031299 0,024835

Таким образом, для предприятия питания экономическая эффективность инвестиционной деятельности будет определяться, во-первых, исходя из эффективности основной деятельности по производству и реализации продукции и услуг общественного питания и, во-вторых, исходя из прибыльности других направлений, в которые инвестирует предприятие питания, напрямую не связанных с основной деятельностью [6].

Эффективность реализации ассортимента продукции, основных и дополнительных услуг предприятия, в свою очередь определяется:

б

эффективностью организации предприятия питания с учетом всех правовых и нормативных ограничений;

эффективностью управления финансовыми средствами предприятия;

эффективностью подбора и использования технологического оборудования, а так же оборудования, предназначенного для реализации и потребления продукции предприятия, а также организации досуга посетителей;

эффективностью организации маркетинговой деятельности предприятия и продвижения его продукции на рынке общественного питания;

эффективностью системы управления предприятием и производительностью труда работников [7].

Основными критериями эффективности инвестиционной деятельности предприятий питания являются следующие:

- возмещение вложенных средств за счет доходов от реализации товаров или услуг, а так же доходов от инвестирования в финансовые активы;

- получение прибыли, обеспечивающей рентабельность инвестиций не ниже желательного для предприятия уровня;

- окупаемость инвестиций в пределах срока, приемлемого для предприятия.

В качестве обобщающих параметров экономической эффективности инвестиционной деятельности предприятия питания, могут быть использованы показатели общей и сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, рентабельность, срок окупаемости [8].

Для формирования окончательного усредненного варианта базового распределения приоритетности направлений в инвестиционном портфеле предприятия питания было произведено взвешивание каждого направления на показатель риска. В результате мы получили окончательный вариант распределения приоритетности направлений инвестирования в инвестиционном портфеле предприятия питания (табл. 6), где значимость каждого направления вложения выражена в определенном показателе, общая сумма которых дает 100.

Таблица 6 - Портфель приоритетов направлений инвестиционных вложений предприятия питания, с

коррекцией на риск

Инвестиционные Финансовые инвестиции Инвестиции Инвестиции в Инвестиции

вложения в организацию и инвестиции в создание в процесс производства в систему

деятельности предприятия собственной финансово- продукции и продвижение ТТПГ\ ТТ\ЛГГТТЛТ/Г управления

питания аналитической службы услуг ПП продукции. персоналом

Инвестирование в Инвестиции в Инвестирование в Инвестиции в Инвестиции в

концептуальное акции, 1а пример, поиск и создания проведение выработку

и функциональное инфраструктурных структуры маркетинговых оптимальной

согласование предприятий поставщиков сырья, исследований 3.1 организацион

производственного, (сельское хозяйство, материалов и Инвестиции в ной

торгового процесса пищевая оборудования и коммуникации со структуры,

организации промышленность и выстраивание смежными рынками: обеспечиваю

потребления пищи и пр.) или покупка эффективных с рынком поставщиков; щую

проведении досуга б,0 акций перспективных отношений с ними Инвестиции в б.82 с рынком посредников; с рынком шоу-бизнеса; максимальну ю

Инвестиции в предприятий с технологию, ноу- с рынком гостиничного эффективност

информационные целью получения хау, разработку бизнеса; ь

технологии 1,47 дохода от операций с ценными фирменных блюд. Внедрение с рынком туристского бизнеса 5,57 деятельности ПП 3,б

Инвестиции в бумагами 3,33 внутренней системы Инвестиции Инвестиции в

автоматизацию и на фондовом рынке нормирования и в разработку организацию

механизацию контроля качества 4.97 ассортиментной и условий

деятельности Инвестиции в продукции ценовой стратегии эффективной

предприятия долговые ценные Инвестиции в предприятия питания: работы 2,27

питания 4,14 бумаги (облигации) 2.22 оборудование производственных в его изменение в соответствии персонала Инвестиции в

Инвестиции Размещение помещений, с изменениями обучение

в расширение сети свободных средств в соответствие с рыночной персонала и

или открытие на банковских ассортиментом конъюнктуры. 3,72 создание

концептуально депозитах с целью продукции; Инвестиции в систему собственных

других предприятий получения реконструкцию и продвижения учебных 2,2

питания. процента. ремонт продукции центров

Инвестиции в Вложения в 2.8б технологического предприятия (рекламу, Формировани

создание и развитие валютные ценности оборудования. 4,8б ПР, стимулирование е

собственной Выдача займов Инвестиции в сбыта и пр.): эффективной

торговой марки и другим субъектам оборудование залов в использование системы

технологии 8,25 рыночного 2,28 (мест потребления современных средств мотивации

(франчайзинг) пространства Инвестиции в и пищи), дизайн; Повышение передачи информации в работников с учетом

Инвестиции в внедрение эффективности формировании характера 3,б3

оздание хороших Современной работы торгового системы работы ПП

отношений с системы оборудования 5,73 интегрированных Инвестиции в

регулирующими финансового учета Инвестиции в маркетинговых социальную

органами и анализа разработку способов коммуникаций 3Д7 инфраструкту

и организациями финансового организации досуга Нормирование ру и развитие

(СЭС, районные состояния потребителей и социальной корпоративно

и муниципальные предприятия оказание маркетинговой службы й 2,49

органы, органы Инвестиции в дополнительных на предприятие, культуры ПП

стандартизации и организацию услуг; повышение занимающейся

сертификации, отдела, эффективности исследованием рынка

пожарные службы, занимающегося работы данного и приведением

налоговые лотовые финансовыми 2,12 оборудования 5,39 деятельности ПП

инспекции, милиция 5,57 инвестициями в соответствие с

и пр.) рыночной конъюнктурой 3,14

25,43 12,81 28,77 18,8 14,19

Всего 100

Представленная модель позволяет максимально эффективно распределить инвестиции предприятия питания. Направления, попавшие в правые верхние три квадрата, требуют максимальных инвестиций, в левые нижние три - минимальных, либо отказа от дальнейшего инвестирования. Средние три квадрата характеризуют виды бизнеса, требующие инвестиций, стоящих по приоритетности на втором месте.

Портфельная модель решает две связанные друг с другом задачи: разработка сбалансированного инвестиционного портфеля предприятия питания и распределение в соответствии с нею инвестиционных ресурсов.

Литература:

1. Шумилина С.И. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по

экономическому обоснованию инвестиционных проектов. М.: Финстатинформ, 1999. 215 с.

2. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. Минск: Новое знание, 2000. 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пурлик В.М. Логистика посреднической деятельности: учебник. M.: Высшая школа, 2003.

324 с.

4. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004.

261 с.

5. Видяпина В.И. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. 415 с.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд., перераб. и доп. Минск: Новое знание, 2005. 688 с.

7. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2004. 278 с.

8. Волкова О.И. Экономика предприятия: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА-М, 2004. 290 с.

References:

1. Shumilin S.I. Investment planning: a practical guide to economic feasibility of investment projects. M.: Finstatinform, 1999. 215 p.

2. Efimova O.P. Economy of catering. Minsk: New knowledge, 2000. 368 p.

3. Purlik V.M. Logistics of brokering: a textbook. M.: Higher School, 2003. 324p.

4. Milner B.Z. Organization theory: a textbook. 2nd ed., revised. and add. M.: INFRA-M, 2004. 261p.

5. Vidyapina V.I. General economic theory (political economy): a textbook. M.: pub. Ros. Econ. Acad., 2003. 415p.

6. Savitskaya G.V. Analysis of business enterprises. 4th ed., revised. and add. Minsk: New knowledge, 2005. 688p.

7. Samochkin V.N. Flexible development of the enterprise: the efficiency and budgeting. M.: Delo, 2004. 278p.

8. Volkova O. I. Enterprise economics: a textbook. 3rd ed. rev. and add. M: INFRA-M, 2004. 290 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.