Научная статья на тему 'Формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции'

Формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуально-коммуникативная компетенция / компоненты интеллектуально-коммуникативной компетенции / дидактико-методическое сопровождение формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции / intellectual and communicative competence / components of intellectual and communicative competence / didactic and methodological support for the formation of intellectual and communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалов Дмитрий Владимирович

Актуальность исследования проблемы формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза обусловлена изменениями в социально-экономической жизни общества, ориентацией образования на формирование специалиста, умеющего рассуждать, сравнивать, оценивать и операционализировать информацию, интерпретировать её, владеющего важными интеллектуальными умениями (постановка целей, планирование, рефлексия, оценка результатов своей деятельности), готовых эффективно использовать знания в процессе решения коммуникативных задач. Решение задач в формате формирования компетентной личности будущего специалиста ориентировано на научно-теоретический поиск его ведущих характеристик и разрешения существующих противоречий между достижениями современной педагогической науки и недостаточной разработанностью формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов в предметной области – иностранный язык; между многообразием существующих методов и средств обучения и дидактико-методическим сопровождением, обеспечивающим эффективное формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов. В статье раскрывается структурный состав интеллектуально-коммуникативной компетенции, дается характеристика дидактико-методического сопровождения формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качалов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students’ intellectual and communicative competence in the process of teaching foreign languages

The urgency of the problem of the formation of students’ intellectual and communicative competence in the educational process of the university is due to changes in the socio-economic life of society, the orientation of education on the formation of a specialist who can reason, compare, evaluate and operationalize information, interpret it, possess important intellectual skills (goal setting, planning, reflection, evaluation of the results of their activities), ready to use knowledge effectively in the process of solving communicative tasks. The solution of tasks in the process of the formation of a competent personality of a future specialist is focused on the scientific and theoretical search for its leading characteristics and the resolution of existing contradictions between the achievements of modern pedagogical science and the insufficient development of the formation of students’ intellectual and communicative competence in the subject area a foreign language; between the diversity of existing methods and teaching tools and didactic and methodological support, ensuring the effective formation of intellectual and communicative competence of students in the subject area a foreign language; between the diversity of existing methods and teaching tools and didactic and methodological support, ensuring the effective formation of students' intellectual and communicative competence. The article reveals the structural content of intellectual and communicative competence, describes the didactic and methodological support for the formation of students’ intellectual and communicative competence in the process of teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции»

УДК 378.13

Дмитрий Владимирович Качалов

г. Екатеринбург

Формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов в процессе

обучения иностранным языкам

Актуальность исследования проблемы формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза обусловлена изменениями в социально-экономической жизни общества, ориентацией образования на формирование специалиста, умеющего рассуждать, сравнивать, оценивать и операционализировать информацию, интерпретировать её, владеющего важными интеллектуальными умениями (постановка целей, планирование, рефлексия, оценка результатов своей деятельности), готовых эффективно использовать знания в процессе решения коммуникативных задач.

Решение задач в формате формирования компетентной личности будущего специалиста ориентировано на научно-теоретический поиск его ведущих характеристик и разрешения существующих противоречий между достижениями современной педагогической науки и недостаточной разработанностью формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов в предметной области - иностранный язык; между многообразием существующих методов и средств обучения и дидактико-методическим сопровождением, обеспечивающим эффективное формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов.

В статье раскрывается структурный состав интеллектуально-коммуникативной компетенции, дается характеристика дидактико-методического сопровождения формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: интеллектуально-коммуникативная компетенция, компоненты интеллектуально -коммуникативной компетенции, дидактико-методическое сопровождение формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции.

Dmitry Vladimirovich Kachalov

Yekaterinburg

Formation of students' intellectual and communicative competence in the process of teaching

foreign languages

The urgency of the problem of the formation of students' intellectual and communicative competence in the educational process of the university is due to changes in the socio-economic life of society, the orientation of education on the formation of a specialist who can reason, compare, evaluate and operationalize information, interpret it, possess important intellectual skills (goal setting, planning, reflection, evaluation of the results of their activities), ready to use knowledge effectively in the process of solving communicative tasks.

The solution of tasks in the process of the formation of a competent personality of a future specialist is focused on the scientific and theoretical search for its leading characteristics and the resolution of existing contradictions between the achievements of modern pedagogical science and the insufficient development of the formation of students' intellectual and communicative competence in the subject area - a foreign language; between the diversity of existing methods and teaching tools and didactic and methodological support, ensuring the effective formation of intellectual and communicative competence of students in the subject area - a foreign language; between the diversity of existing methods and teaching tools and didactic and methodological support, ensuring the effective formation of students' intellectual and communicative competence.

The article reveals the structural content of intellectual and communicative competence, describes the didactic and methodological support for the formation of students' intellectual and communicative competence in the process of teaching foreign languages.

Keywords: intellectual and communicative competence, components of intellectual and communicative competence, didactic and methodological support for the formation of intellectual and communicative competence.

Проблема определения понятия интеллектуально-коммуникативной компетенции освещена в ряде указывающих, что базовой составляющей профессионализма личности является интеллектуальная компетентность. Ученые обращаются к пониманию интеллектуальной компетенции как единству интеллектуальных способностей и креативности (О.Н. Ярыгин); как способности приобретать и применять знания для саморегуляции и установления взаимоотношений [1, c. 11], указывают на наличие

аналитических навыков в сочетании с умением мыслить в категориях комплексных взаимосвязей.

То есть, можно сказать, что интеллектуальная компетенция это логические приемы умственной деятельности, интеллектуальные способности.

Составляющей ведущего понятий наряду с интеллектуальной является и понятие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция в научных исследованиях определяется как способность общаться, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы достаточно [3, С. 38-45]; как такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, «чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в обществе» [8, с. 12].

В рамках проводимого исследования важно указать на особенности коммуникативной компетенции в аспекте обучения иностранному языку, содержание которой определяется как способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе фонологических, лексико-грамматических, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний и умений, связанных с дискурсивной, прагматической и стратегической компетенцией в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения [11, с. 15].

Важно отметить, что коммуникативная компетенция студентов неразрывно связана с хорошо развитой интеллектуальной компетенцией так как решающим фактором в процессе познания и коммуникативного взаимодействия субъектов является интеллект.

Взаимообусловленность и общность интеллектуальной и коммуникативной компетенции определяется следующим:

- это особый тип организации знаний, умений;

- это владение способами решения коммуникативных задач, владение опытом самостоятельной деятельности; знания, умения, способности, необходимые в различных сферах и ситуациях общения и деятельности;

- это развитие интеллектуальной компетенции неразрывно связано с хорошо развитой коммуникативной компетенцией.

То есть, взаимосвязь интеллекта и коммуникации, дает основание судить о единстве интеллектуальной и коммуникативной компетенции, их едином измерении.

Синтез интеллектуальной и коммуникативной компетенции представляется как интеллектуально-коммуникативная компетенция.

Говоря о единстве интеллектуальной и коммуникативной компетенции, обнаруживается отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать, интеллектуально-коммуникативная компетенция включает весь комплекс способностей и умений. Это объясняется тем, что невозможно обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести определенные знания и затем получить компетенцию в силу того, что любая компетенция приобретается в процессе реализации какой-либо осмысленной деятельности.

Интеллектуально-коммуникативную компетенцию в аспекте педагогического исследования мы исходим из того, что в педагогике интеллект представляется как:

- способность к обучению, способность к мыслительным действиям и адаптации, владение мыслительными-умственными операциями, способность мышления к решению различных задач, а в качестве интеллектуальных компетенций рассматриваются навыки владения умственными операциями, развитие всех видов мышления как составляющих интеллекта;

- способность к обучению - обучаемость;

- в понятие коммуникативной компетенции входит также понятие коммуникативный акт, коммуникативная компетентность, коммуникативные позиции и тактики, умение вступать в контакт с людьми, выражать свои мнения и взгляды, искусство вести спор, умение убеждать собеседника и т.д.;

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 2(2)

- формирование коммуникативных компетенций неразрывно связано с интеллектуальной компетенцией, так как важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, являются способности анализировать поступки человека, определять его поведение в различных ситуациях.

Исходя из названных позиций, интеллектуально-коммуникативная компетенция может рассматриваться как интегративное свойство личности, включающее способность осуществлять активную мыслительную деятельность в процессе коммуникативного взаимодействия на основе владения процедурным знанием о том, как сделать что-либо.

Формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов вуза в обучении иностранным языкам сопровождается необходимостью и востребованием таких интеллектуальных умений, как анализ, синтез, качеств мышления, проявляющихся в конкретности, гибкости, сообразительности, воображении, логичности.

Коммуникативный компонент исследуемой компетенции обозначается интегрированной целью бучения студентов иностранному языку - готовность к иноязычному межличностному и межкультурному общению с носителями языка в заданных стандартом пределах.

Интеллектуально-коммуникативная компетенция рассматривается нами в аспекте предметной области иностранного языка и с этой позиции коммуникативная компетенция включает в себя: владение той или иной лексикой, развитость устной речи (в том числе четкость, правильность), развитость письменной речи, умение соблюдать этику и этикет общения, владение коммуникативными тактиками, владение коммуникативными стратегиями, знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться, умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации), способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность, ассертивность (уверенность), владение навыками активного слушания, владение ораторским искусством, актерские способности, умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи, эмпатия, умение проникнуться интересами другого человека [4, с. 18].

Следует выделить компоненты, которые составляют логико-содержательный конструкт интеллектуально-коммуникативной компетенции.

Исследователями признается многокомпонентность структуры интеллектуально-коммуникативной компетенции. Так, в структуре интеллектуально-коммуникативной компетенции выделяются основные умения:

- определение желаемых результатов, сенсорная острота, гибкость собеседников -способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнеров;

- конгруэнтность - внутренняя целостность, объединение усилий для достижения результата;

- раппопорт - достижение гармонии, согласованности, единства;

- ресурсное состояние - оптимальное внутреннее состояние человека;

- пойнтеры - умение задавать вопросы [5, с. 17].

Нами структура интеллектуально-коммуникативной компетенции представляется единством когнитивно-интеллектуального, дискурсивно-деятельностного и рефлексивно-позиционного компонентов, взаимосвязанных между собой и характеризующихся определенным набором знаний и умений, в результате интеграции которых происходит формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов вуза в обучении иностранным языкам.

Когнитивно-интеллектуальный компонент включает логичность, гибкость мышления, которые сопровождаются построением высказываний в форме комментирования и рассуждения; доказательность, обоснованность, убедительность, стройность и ясность высказываний студентов, умение проводить логический анализ; свободное вхождение в систему взаимоотношений участников речевой ситуации, готовность к решению

коммуникативных задач и осуществлению речевой деятельности на иностранном языке [9, С. 430-433].

Когнитивная составляющая данного компонента определяет объем и мобильность знаний студента (процесс его постоянного обновления, овладение новой информацией для успешного применения в определенных условиях); интеллектуальная - самостоятельный поиск, анализ и извлечение необходимой информации для успешного решения учебных задач.

С точки зрения целостности интеллекта и коммуникативности когнитивная составляющая включает высокий уровень профессиональной эрудиции, знание о применяемых коммуникативных стратегиях, методах психологического воздействия, правилах и приемов риторики, полемики, рефлексивного слушания [10, а 18].

Дискурсивно-деятельностный компонент в общем контексте означает эффективное использование имеющихся знаний, умений и навыков в практической деятельности [14, а 443].

Содержательно описываемый компонент включает: способность понимать и достигать связности отдельных высказываний в значимых коммуникативных моделях; логические приемы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), способы связи речи посредством слов, словосочетаний, предложений, повторов, анафор, выражающих субъективное отношение, языковых средств создания эмоциональности и оценочности речи и т.д.; овладение необходимыми умениями логической, исследовательской, проектировочной деятельности, владение различными видами речевой деятельности (монолог, диалог); умение корректно вести коммуникативный диалог [15, а 104].

Рефлексивно-позиционный компонент интеллектуально-коммуникативной

компетенции включает в себя умение проводить самоконтроль, удовлетворенность интеллектуально-коммуникативной деятельностью, рефлексию результатов интеллектуально-коммуникативной деятельности, осознание и критический анализ интеллектуально -коммуникативной деятельности.

Собственно интеллектуальная рефлексия содержит умение оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия - мыслительные операции. В целом данный компонент характеризуется таким функциональным рядом: критичность анализа, логичность обоснования, обобщённость, систематизация, составление собственных представлений, накопление опыта [13].

Дидактико-методическое сопровождение с учетом указанных компонентов представляется как процесс функционирования целостного обеспечения, ориентированного на формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов. Этот процесс предусматривает создание педагогических условий для перехода процесса обучения иностранным языкам в фазу развития и обогащения интеллектуального и коммуникативного опыта студентов

Структурно дидактико-методическое сопровождение включает:

- дидактические приемы и средства, исполняющие в процессе решения коммуникативных задач роль интеллектуальных инструментов;

- предоставление студентам дидактико-алгоритмических предписаний, способствующих активным когнитивным процессам по осмыслению, применению, анализу, обогащению, оценке и синтезу ситуации коммуникативного состава;

- включение студентов в выполнение интеллектуально-коммуникативных разноуровневых заданий.

Пути реализации интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов состоят в том, что применяемые приемы, средства обучения иностранного языка направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для интеллектуального поиска решения коммуникативной проблемы.

Таковыми приемами являются:

- приемы вордкомбинаторики;

- приемы лингво-дидактического конструирования коммуникативного диалога;

- приемы экстраречевого контекста;

- приемы коммуникативно-мыслительной деятельности;

- приемы ситуативного диалога - монолога;

- приемы рациональной организации и самоорганизации самостоятельной (интеллектуальной и коммуникативной) деятельности;

- приемы игрового интеллектуально-коммуникативного моделирования.

Указанные приемы направлены на поддержку интеллектуальной самостоятельности

студентов в коммуникативной деятельности (осознание цели деятельности, принятие коммуникативной задачи, самоорганизация, самоанализа с последующей рефлексией своей деятельности).

Дидактическими средствами формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов могут выступать собственно средства речемышления: различные тренинговые приемы: использование на занятиях иностранного языка деловых игр, дискуссий, а также анализ проблемных ситуаций.

Дидактико-алгоритмические предписания направляют студентов на определение стиля, построения композиционной основы описания коммуникативной ситуации, рассуждения, повествования.

Содержание дидактико-алгоритмических предписания не просто «подсказка», а указание содержания и последовательности деятельности интеллектуально-коммуникативной направленности. Содержание дидактико-алгоритмических предписаний определяется принципам отбора и структурирования.

Дидактико-алгоритмические предписания должны быть согласованы с темой изучения, с целью и задачами конкретного интеллектуально-коммуникативного решения задачи на иностранном языке; содержать в себе элементы коммуникативной новизны и опоры на имеющиеся знания и опыт; алгоритм решения представленной задачи ориентирован на всесторонний анализ; способствовать самостоятельному интеллектуально-коммуникативному поиску.

Включение студентов в выполнение интеллектуально-коммуникативных разноуровневых заданий - это задания, которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения, лингвистических задач, разработанных с учетом следующих принципов обучения: системности, преемственности, нарастающей сложности лингвистических задач в составе различных дидактических средств развития интеллектуально-коммуникативных компетенций студентов.

Цель интеллектуально-коммуникативных разноуровневых заданий заключается не в изучении структуры предложенного задания, а в его выполнении. При этом язык становится инструментом коммуникации, а интеллектуальные операции позволяют студентам успешно справиться с поставленной задачей. В таких разноуровневых заданиях акцент, с одной стороны делается на обучении общению посредством коммуникации на изучаемом языке, а с другой - студенты включены в процесс осмысления, манипуляции, воспроизводства коммуникативных ситуаций посредством сосредоточенности на интеллектуальном анализе таких ситуаций, на мобилизации интеллектуальных операций для выражения коммуникативного смысла.

Н.Н. Гришко указывает, что специфика обучения иностранному языку выражается в том, что студентам необходимо усвоить огромный лексический, грамматический материал и обладать умением его употребления при решении лингвистических и коммуникативных задач, поэтому развитие интеллектуально-коммуникативной компетенции неразрывно связано с применением различных коммуникативных стратегий преподавателем, одной из которых является включенность студентов в решение разноуровневых задач [5, с. 18], которые обеспечивают развитие интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов.

Процесс формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов, в котором дидактико-методическое сопровождение играет функционально-ориентирующую

роль, определяет интегративные формы обучения профессиональным и речевым умениям в ситуациях, приближающихся к реальному речевому общению, мотивируют студентов к реализации коммуникативного намерения, опираясь на индивидуальный языковой опыт, используя индивидуальный нормативно-стилистический тезаурус [12, с. 113].

Такой подход позволяет проектировать и реализовывать формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции как целостный конструкт, в котором усиливается интеллектуальная и коммуникативная направленность целостной профессиональной подготовки будущих специалистов.

Важным является также реализация системно-диалектической деятельности, проблемности, открытости, идеальности, глобализации знаний, новизны, интегративности, дифференцированности, автономности, взаимообучения, рефлексивности.

Содержание данного подхода указывает следующие проявления со стороны студента:

- готовность и способность к личностному саморазвитию и самосовершенствованию; развитие свойств системно-прогностического мышления;

- владение технологией работы над проблемой и методическим инструментарием ее решения;

- умение оптимизировать информационные потоки, в том числе иноязычные, в процессе вхождения в информационное социокультурное пространство;

- умение выстраивать стратегию по достижению конкретных, измеримых, достижимых, прагматичных, определенных по времени целей;

- готовность к профессиональному дискурсу, в том числе на иностранном языке, и владение четкой аргументацией доводов и способностью отстаивать инновационные решения;

- умение рефлексировать над решенной задачей для осознания ее методической ценности;

- способность осуществлять функцию самоконтроля и самокоррекции [2, с. 179].

Реализация дидактико-методического сопровождения формирования интеллектуально-

коммуникативной компетенции студентов в обучении иностранному языку в образовательном пространстве обеспечивает актуализацию потребности студентов в успешном освоении названной компетенции, способствует формированию интеллектуальной и коммуникативной культуры, создает возможности самостоятельного получения новых знаний.

Перспектива исследования представляется в направлении дальнейшей разработки содержания, активных форм, методов и приемов формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арьяева, Л.В. Дидактические условия формирования интеллектуальной компетенции учащихся в информационном взаимодействии с учителем : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Людмила Владимировна Арьяева. - Санкт-Петербург, 2007. - 26 с. - Текст : непосредственный.

2. Волынкина, Н.В. Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Наталья Валериевна Волынкина. - Елец, 2012. - 386 с. - Текст : непосредственный.

3. Вятютнев, М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н. Вятютнев. - Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. - 1986. - № 6. - С. 38-45.

4. Гез, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н.И. Гез. - Текст : непосредственный // Иностранные языки школе. - 1985. - № 2. - С. 17-24.

5. Гришко, Н.Н. Лингвистические задачи как средство развития интеллектуально-коммуникативных компетенций студентов юридических вузов (на примере изучения немецкого языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Надежда Николаевна Гришко. - Саратов, 2004. - 28 с. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя. -Текст : непосредственный // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

7. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Ленинград : ЛГУ, 1985. - 167 с. - Текст : непосредственный.

8. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Юрий Николаевич Емельянов. - Ленинград, 1991. - 38 с. - Текст : непосредственный.

9. Корсакова, Г.Г. Формирование интеллектуальных умений студентов средствами иностранного языка / Г.Г. Корсакова, В.В. Поздняков, Ж. Попадина. - Текст : непосредственный // Экономика и социум. -2015. - № 6 (19). - С. 430-433.

10. Кустов, В.Н. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров коммерческих организаций по оптовым продажам : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Кустов Валерий Николаевич. - Москва, 2007. - 23 с. - Текст : непосредственный.

11. Мазо, М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Марина Владимировна Мазо. - Саратов, 2000. - 20 с. - Текст : непосредственный.

12. Пурин, В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Владимир Давыдович Пурин. -Москва, 2003. - 204 c. - Текст : непосредственный.

13. Самсонова, А.О. Модель интеллектуального типа рефлексии / А.О. Самсонова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8084 (дата обращения: 01.07.2023).

14. Черепкова, О.О. Содержание и структура метапредметных компетенций / О.О. Черепкова. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2020. - № 52(342). - С. 441-444. - URL: https://moluch.ru/archive/342/77182/ (дата обращения: 01.07.2023).

15. Фокина, О.С. Общепедагогическая модель формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях интеллектуально-коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза / О.С. Фокина. - Томск, 2018. - 227 с. - Текст : непосредственный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Д.В. Качалов, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: lada7.54@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

D.V. Kachalov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Foreign Languages and Intercultural Communications, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, e-mail: lada7.54@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.