Научная статья на тему 'Формирование интегрированной системы управления развитием конкурентоспособности экономики региона'

Формирование интегрированной системы управления развитием конкурентоспособности экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITIVENESS OF THE REGION / THE REPUBLICAN TARGET PROGRAM / INTER-REGIONAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайников Валерий Николаевич

Рассмотрены основные направления содержания концепции республиканской целевой программы «Формирование интегральной системы управления развитием конкурентоспособности экономики региона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чайников Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN INTEGRATED SYSTEMS DEVELOPMENT OF COMPETITIVE REGIONAL ECONOMY

The main directions of the content of the concept of the republican target program «building integrated development management competitiveness of the regional economy».

Текст научной работы на тему «Формирование интегрированной системы управления развитием конкурентоспособности экономики региона»

УДК 330.341.44:332 ББК У049(2Рос)-984

В.Н. ЧАЙНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Ключевые слова: конкурентоспособность региона, республиканская целевая программа, межрегиональная конкуренция.

Рассмотрены основные направления содержания концепции республиканской целевой программы «Формирование интегральной системы управления развитием конкурентоспособности экономики региона».

V.N. CHAYNIKOV CREATING AN INTEGRATED SYSTEMS DEVELOPMENT OF COMPETITIVE REGIONAL ECONOMY Key words: competitiveness of the region, the republican target program, inter-regional competition.

The main directions of the content of the concept of the republican target program «building integrated development management competitiveness of the regional economy».

В современных условиях усиления межрегиональной конкуренции конкурентоспособность региона наряду с другими экономическими показателями не только становится важнейшей характеристикой его конкурентного статуса, но и служит гарантом благосостояния и качества жизни его населения.

В Чувашской Республике (ЧР) как развивающемся регионе, осуществляющем системную кластеризацию экономики, важнейшим условием ее поступательного социально-экономического развития становится непрерывное повышение стратегической конкурентоспособности, динамика которой требует постоянного поиска новых подходов ее формирования. Кроме того, последствия кризиса 2008-2009 гг. показали необходимость интенсификации экономического развития ЧР на основе повышения конкурентоспособности ее экономики, которая должна осуществляться путем использования существующих и создания новых конкурентных преимуществ. Поэтому проблема создания конкурентоспособного региона, способного обеспечить его долгосрочный экономический рост, является актуальной не только для теоретических исследований, но и для ее дальнейшего практического решения. В этой связи реализация интегрированной системы управления развитием конкурентоспособности региона (ИСУРКЭР) становится важной комплексной проблемой, вытекающей из результатов анализа современного состояния экономики региона, его природно-экономических особенностей, высоких целевых установок и приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития территории на период до 2020 г.

Концепцию предлагаемой программы сформулируем так: организация разработки и реализации программы формирования ИСУРКЭР, позволяющая решить проблему развития конкурентоспособности региона путем интеграции усилий повышения конкурентоспособности субъектов трех уровней: предприятия как основного хозяйствующего звена региональной экономики, территориальнопроизводственного кластера и региона в целом. При такой формулировке концепция программы формирования ИСУРКЭР отражает, по нашему мнению, системный и комплексный подходы решения проблемы развития конкурентоспособности региональной экономики, охватывающей три ее иерархических уровня. При этом основное содержание программы должно иметь три раздела в соответствии с тремя уровнями организации управления конкурентоспособностью региона, содержащих мероприятия организационного, экономического, научнотехнического, инновационного характера. В состав мероприятий каждого раздела программы в первую очередь должна быть включена организация организационно-функциональных структур управления. Так, на первом уровне (региона), в каче-

стве управляющей подсистемы - это Министерство экономического развития и торговли, а управляемой - Агенство развития конкурентоспособности региона.

На втором уровне - уровне территориально-производственного кластера должно быть предусмотрено также создание управляющего органа, например координационного центра, высшим органом управления которым должен быть совет директоров предприятий, входящих в кластер, а исполнительным органом координационного центра кластера должен быть исполнительный комитет, состоящий из отделов соответствующих направлений функциональной деятельности кластера.

На третьем уровне - уровне предприятия, входящего в состав регионального кластера и специализирующего на выпуске конечной продукции, поставляемой на рынок, для системного развития его конкурентоспособности мероприятиями программы должна быть предусмотрена организация специальной службы конкурентоспособности предприятия, возглавляемой заместителем генерального директора хозяйствующего субъекта. Главная цель этой службы - организация непрерывного производства конкурентоспособной продукции, пользующейся успехом у отечественных и зарубежных потребителей. Организационно служба развития конкурентоспособности предприятия должна быть оформлена в виде отдела, который должен направлять и координировать деятельность всех остальных служб предприятия, включая службы: маркетинга, НИОКР, качества, производства, ресурсосбережения, сбыта, финансов и другие службы в направлении производства конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынках. Координация взаимодействия на предприятии по оптимизации его деятельности для достижения высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции должна проводиться на уровне внутренних подразделений предприятия, внешних хозяйствующих субъектов (поставщиков сырья, материалов и комплектующих), а также органов управления координационного центра кластера и агентства развития конкурентоспособности региона. Аналогичные организационные мероприятия должны быть предусмотрены программой для всех предприятий, выпускающих конечную продукцию, и всех функционирующих кластеров экономики региона.

Республиканская целевая программа - это комплекс мероприятий по обеспечению решения задач формирования ИСУРКЭР, на первом ее иерархическом уровне, уровне региона, мероприятия также должны быть направлены на создание различных институциональных, экономических, правовых условий, создание инфраструктуры объектов, способствующих развитию региональной конкурентоспособности. Кроме того, этот раздел программы должен включать мероприятия, направленные на повышение уровня взаимодействия предприятий, кластеров с органами государственной власти всех уровней, которые способствуют развитию синергии, позитивно влияющей на формирование конкурентной среды региона. Далее содержание программы по соответствующим разделам должно включать мероприятия, направленные на решение задач достижения поставленных целей каждого иерархического уровня по развитию их конкурентоспособности на период до 2020 г. При этом количественные показатели развития конкурентоспособности должны формироваться на основе расчетных данных результатов их прогнозирования на период до 2020 г., полученных путем использования соответствующих методик.

Особенности предлагаемой концепции программы формирования ИСУРКЭР заключаются:

- в комплексной взаимосвязи развития конкурентоспособности трех ее иерархических уровней: предприятий региона, территориально-производственных кластеров и региона в целом;

- стратегической направленности развития (обобщающего) интегрального показателя конкурентоспособности региона, охватывающего период до 2020 г.;

- системности решения сложной проблемы, путем создания системы управления, обеспечивающей непрерывность процесса формирования конкурентоспособности субъектов на основе развития их инновационной деятельности;

- использовании метода прогнозирования при определении индикаторов развития конкурентоспособности субъектов управления всех трех иерархических управлений.

Естественно предложить, что при разработке конкретной программы формирования ИСУРКЭР могут проявиться ее специфические особенности, вызванные сложным характером решаемой проблемы в условиях мировой финансовой нестабильности и других непредсказываемых внешних факторов.

На основе вышеизложенного можно заключить, что реализация программы формирования ИСУРКЭР позволит создать:

- системную организацию долгосрочного развития конкурентоспособности на уровне предприятия, территориально-производственного кластера и региона в целом;

- систему прогнозирования развития конкурентоспособности на всех ее иерархических уровнях;

- систему производства конкурентоспособной продукции и услуг, способных удовлетворить постоянно возрастающие потребности потребителей как отечественного, так и мирового рынков;

- способность экономики региона к диверсификации на основе ее инновационного развития;

- условия увеличения доли предприятий региона, осуществляющих организационно-технологические инновации в производстве и управлении;

- условия повышения производительности труда за счет внедрения высокопроизводительного технологического оборудования, созданного на основе новых разработок НТП;

- новые конкурентные преимущества для дальнейшего развития конкурентоспособности региональных территориально-производственных кластеров;

- условия активизации хозяйственной деятельности и экономической эффективности малого и среднего предпринимательства за счет более тесного взаимодействия с крупным бизнесом, а также органами государственной власти и муниципальных образований в рамках региональных кластеров;

- условия увеличения доходов населения за счет повышения объемов продаж конкурентоспособной продукции предприятиями региона и в конечном счете их прибыли, что позволит повысить уровень заработной платы работающих и налоговых поступлений в региональный бюджет;

- условия повышения качества жизни населения региона как за счет повышения его покупательной способности, так и повышения качества социальной инфраструктуры: объектов здравоохранения, образования, транспорта, связи и т.д.

Внедрение программы формирования ИСУРКЭР через ее разработку и реализацию окажет позитивное влияние также на все виды деятельности региона, включая политическую, экономическую и социальную. Так, в политической сфере создаст более высокую стабильность общественной жизни; в экономической - увеличит число рынков сбыта для конкурентоспособной продукции, которая будет производиться существующими и вновь формирующимися кластерами, обладающими конкурентным потенциалом экономического роста, что повысит имидж региона; в социальной сфере будет способствовать увеличению занятости населения вследствие более высокой потребности производства конкурентоспособной продукции. Кроме того, реализация предлагаемой программы будет способствовать становлению экономики республики на инновационный путь развития и создания на этой основе новых региональных конкурентных преимуществ, что объективно позволит осуществлять процесс непре-

рывного развития конкурентоспособности региона; росту инвестиций в региональную экономику как внутренних, так и иностранных в непрерывное воспроизводство конкурентоспособной продукции; повышению эффективности использования ресурсного потенциала региона за счет внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий, а также новых технологий снижения ресурсоем-кости производства конкурентоспособной продукции; повышению доли инновационной и экспортной продукции в общем объеме ее производства.

Таким образом, практическая часть предлагаемой концепции целевой республиканской программы формирования интегрированной системы управления развитием конкурентоспособности экономики региона в целом создаст условия для ее непрерывного повышения и выхода на уровень передовых субъектов РФ, способных конкурировать с лидерами как отечественного, так и мирового рынков.

Литература

1. Белова Н.П., Калинина Г.В., Калинин А.М. Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 380-386.

2. Лаан Ж. Реализация федеральных целевых программ: механизм управления // Экономист. 2007. № 11. С. 31-34.

3. Лаврентьев Ю.Л. Региональные целевые программы в системе управления регионом // Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 408-413.

4. Райсберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.

ЧАЙНИКОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (chvn66r@mail.ru).

CHAYNIKOV VALERIY NIKOLAYEVICH - candidate of economics sciences, associate professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 336.221 ББК 65.05

Е.Н. ЧЕКУЛАЕВА

ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ «НАЛОГОВЫЙ РИСК»

В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Ключевые слова: налоговый риск, налоговый риск налогоплательщика, налоговый риск государства, объективные и субъективнвные причины, факторы налогового риска, классификация рисков.

Рассмотрено понятие налогового риска, определено значение категории риска для налогоплательщиков и государства. Отражены факторы налогового риска, причины рисков, пути их выявления, а также систематизирована классификация налоговых рисков в системе налогового администрирования.

E.N. CHEKULAEVA

MEANING OF THE «TAX RISK» IN THE CURRENT SYSTEM OF TAX ADMINISTRATION

Key words: tax risk, tax risk of the taxpayer, tax risk state, objective and subektivnvnye reasons tax risk factors, risk classification.

The article considers the concept of tax risk, defined the value of the category of risk for the taxpayers and the state. Recorded tax risk factors, causes of risks, ways of their identification, as well as the systematic classification of tax risks in the system of tax administration.

Для теоретического осмысления сущности и практической роли налоговых рисков в системе налоговых отношений необходимо рассмотреть их экономическую и правовую природу, проанализировать причины возникновения и определить возможные направления их снижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.