Научная статья на тему 'Формирование интегрированной системы непрерывного профессионального образования'

Формирование интегрированной системы непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / CONTINUOUS EDUCATION / COMPETITIVE SPECIALIST / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцева Инна Вячеславовна

В статье на обсуждение выносятся проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов в современных экономических условиях. Взаимодействие всех уровней образования позволит увязать в единую систему обучение, мотивацию, профессиональное ориентирование и таким образом достичь сквозного профессионального образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанцева Инна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING AN INTEGRATED SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

In the article on the agenda of the discussion are the problems of training of competitive specialists in modern-day economic conditions.The cooperation of all levels of education will help to connect training, motivation, vocational guidance and create a unite system of professional education.

Текст научной работы на тему «Формирование интегрированной системы непрерывного профессионального образования»

УДК 331

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инна Вячеславовна Рязанцева

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, директор Центра тестирования и профориентации, тел. (383)343-37-01, e-mail: zentr_riv@mail.ru

В статье на обсуждение выносятся проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов в современных экономических условиях. Взаимодействие всех уровней образования позволит увязать в единую систему обучение, мотивацию, профессиональное ориентирование и таким образом достичь сквозного профессионального образовательного процесса.

Ключевые слова: непрерывное образование, конкурентоспособный специалист, качество подготовки.

BUILDING AN INTEGRATED SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

Inna V. Ryazantseva

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., director of Testing and Vocational Counseling Career - guidance, tel. (383)343-37-01, e-mail: zentr_riv@mail.ru

In the article on the agenda of the discussion are the problems of training of competitive specialists in modern-day economic conditions.The cooperation of all levels of education will help to connect training, motivation, vocational guidance and create a unite system of professional education.

Key words: continuous education, a competitive specialist, quality of training

С 2013 года Сибирский государственный университет геосистем и технологий совместно с Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области проводит работу в рамках Соглашения о сотрудничестве с учреждениями среднего профессионального образования в сфере непрерывного образования.

В рамках настоящего Соглашения:

- разрабатываются и внедряются программы непрерывного многоуровневого образования;

- проводятся конгрессы (в т.ч. международного уровня), научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и круглые столы по направлениям деятельности;

- осуществляется взаимодействие по эффективному использованию материально-технической базы учреждений СПО и университета в рамках образовательного процесса;

- профессорско-преподавательский состав вуза привлекается к чтению лекций и проведению практических занятий в учреждениях СПО;

- проводятся совместные исследования, разработки, создаются перспективные проекты и программы в сферах образовательной и научно-производственной деятельности;

- создаются экспертные группы из представителей различных научно-производственных профессиональных сообществ, по отдельным направлениям совместной деятельности [1].

За это время получено немало положительных результатов. Подготовлены учебные планы для обучения выпускников профильных СПО по сокращенным программам. Организован набор студентов, проведены совместные учебные практики, проведен ряд круглых столов и совместных профориентационных мероприятий, организованы курсы повышения квалификации для преподавателей учреждений СПО и многое другое [2].

В 2015 году подписано Соглашение о создании «Научно-производственного образовательного кластера оптоэлектронных технологий (фотоники) и приборостроения Новосибирской области»

Следует отметить, что данное нововведение полностью соответствует задаче формирования «гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации», которая является первой задачей Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы».

Формирование интегрированной системы непрерывного профессионального образования, крайне важно для страны и личности: ФГОСы, компетенции, квалификации, конкурентоспособность, информатизация, технические и технологические (в том числе - педагогические) инновации. Но за всем этим, точнее - над всем этим стоит главная задача, главная инновационная идея, которую необходимо превратить в инновацию - идея формирования нового человека, с новым мировоззрением, человека трудолюбивого, неравнодушного, творческого и ответственного [3].

И эту главную задачу может и должна выполнить по-новому построенная система образования.

Внедряя идею создания Консорциума, учитывались следующие основные тенденции развития профессионального образования:

• сокращение количества профессий, специальностей, направлений подготовки, унификация требований;

• переход от знаниевого к компетентностному подходу, от «рынка дипломов» к «рынку квалификаций»;

• интеграция образования, науки и производства как условие конкурентоспособности вуза и специалиста, усиление практической направленности обучения.

• кредитно-модульная система как механизм обеспечения многовариантности, последовательной реализации и индивидуализации формирования образовательных траекторий;

• сертификация компетенций и квалификаций, их сопоставимость и признание;

• сетевая интеграция организаций и учреждений, профессиональная аккредитация образовательных программ;

• непрерывное образование как норма жизни.

К ключевым идеям внедрения Консорциума можно отнести следующее.

1. Системная интеграция ресурсов (материальных, интеллектуальных, информационных) участников Консорциума на основе идей интеграции, базисного подхода и сетевой самоорганизации.

2. Преемственность образования:

3. Возможности и мотивация на непрерывное образование как на непрерывное развитие, массовое творчество, выявление и сопровождение талантливой молодежи.

4. Сертификация компетенций и квалификаций (в рамках национальной и региональной системы компетенций и квалификаций).

5. Реализация социальных функций.

Главными задачами данного взаимодействия является:

1. Разработка и апробация элементов научно-методического обеспечения формирования и развития всей системы непрерывного профессионального образования:

• научно-обоснованных предложений по развитию региональных систем непрерывного обучения;

• принципов и механизмов интеграционного взаимодействия учреждений высшего и среднего образования;

• научно-методических рекомендаций по обеспечению преемственности и межуровневой координации образовательных программ в системе непрерывного образования;

• принципов и механизмов мотивации обучающих и обучающихся на непрерывное развитие;

• интегрированных образовательных программ по отраслевым (профильным) направлениям среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, в частности в области приборостроения и др.

2. Разработка и апробация элементов информационного обеспечения формирования и развития непрерывного профессионального образования:

• сайтов организаций-участников Консорциума, отражающих специфику совместной деятельности;

• электронных программных средств реализации и сопровождения образовательного процесса (электронные презентации, создание и монтаж видеофильмов, пользование Интернет, электронные учебники, видеоконференции, дистанционные он-лайн занятия и др.).

3. Разработка и апробация элементов технологического обеспечения формирования и развития непрерывного профессионального образования:

• технологии последовательного формирования (приращения) компетенций и квалификаций обучающихся на различных уровнях в учреждениях среднего и высшего образования;

• технологии выявления, поддержки и развития талантливой молодежи;

• технологий интеграции образования и науки, образования и производства;

• технологии оценки качества образования с привлечением работодателей;

• технологий сертификации компетенций и квалификаций обучающихся, выпускников и специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шабурова А. В. Особенности разработки модульных программ для обучения работников предприятий // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 20. - С. 48-52.

2. Рязанцева И. В. Образовательные кластеры в системе воспроизводства конкурентоспособных специалистов // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2014. - № 2 - С. 131-135.

3. Царьков А. Н., Бугаков И. А. Современная интегрированная система непрерывного образования как основа эффективного воспроизводства кадров для устойчивого инновационного развития. // Известия Института инженерной физики. - 2012. - № 2. - С. 66-73.

© И. В. Рязанцева, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.