Научная статья на тему 'Формирование интегрированной системы АВС-and-EVA'

Формирование интегрированной системы АВС-and-EVA Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭМИССИЯ АКЦИЙ / EVA / ABC / ABC-EVA / CORPORATE GOVERNANCE / RIGHTS ISSUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Вероника Александровна

Российский финансовый рынок характеризуется достаточно высокой стоимостью заимствований. Выход компаний для привлечения финансовых ресурсов путем выпуска дополнительных акций затруднителен по причине отсутствия прозрачности деятельности большинства российских компаний. Для обеспечения прозрачности необходимо повышение эффективности корпоративного управления. Для этого необходимо выбрать показатель, который позволит оценить эффективность корпоративного управления на предприятии. Таким показателем может стать показатель EVA (Economical Value Added).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING EFFECTIVE SYSTEM OF CORPORATE MANAGEMENT BY INDEX EVA

The Russian financial market is sufficiently high cost of borrowing. Exit companies to raise funds through the issuance of additional shares is difficult because of the lack of transparency of most Russian companies. Transparency requires improved corporate governance. To do this, select the component that will assess the effectiveness of corporate governance at the company. This indicator may be the indicator of EVA (Economical Value Added).

Текст научной работы на тему «Формирование интегрированной системы АВС-and-EVA»

Л.Г Фоменко

ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РЫНКА .

Таким образом, можно определить, что производство овощной продукции играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности Украины. Кроме того, в будущем наша страна может занять важное место на мировом рынке овощей в условиях решения проблем, которые указывались выше.

Для малых сельскохозяйственных предприятий, ограничивающим фактором их развития, является малоразвитость системы сбыта сельскохозяйственной продукции, что ведет к несправедливому перераспределению прибыли, часть которой сосредоточивается в руках недобросовестных посредников. Это приводит к убыткам как для малых сельскохозяйственных предприятий, через использование неорганизованных каналов реализации, так и для самих потребителей, которые будут покупать сельскохозяйственную продукцию по высоким ценам и непонятного качества.

Решения выявленных проблем, смогут способствовать обеспечению продовольственной безопасности нашей страны и в будущем выход на мировые рынки, а также поможет создать эффективную сбытовую систему, что способствует росту сельскохозяйственного производства в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бачуріна І. В. Тенденції споживання свіжої та переробленої плодоовочевої продукції у світі та Україні / І. В. Бачуріна, Т. А. Капустіна // Економіка АПК. - №2.

- 2010.

2. Статистический сборник «Растениеводство Украины « за 2011 год

3. Статистический сборник «Сельское хозяйство

Украины» 2011 год

4. Писаренко В.В. Перспективи розвитку галузі овочівництва / В.В. Писаренко // Економіка АПК. - № 7.

- 2010.

5. Сало І.А. Ринок яблук в Україні / І.А. Сало // Вісник аграрної науки. - березень, 2013.

6. Розпорядження Кабінету Міністрів України «Про схвалення Концепції розвитку овочівництва та переробної галузі» № 1120 від 31 жовтня 2011 р. . - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.coop-union.org. иа/?р=442

7. Рудь В.П. Ринок овочів та продовольча безпека України Економіка / В.П. Рудь // Економіка АПК. - №

6. - 2010.

8. Низамутдинов М.М., Мавлиев Р.Р. Прогнозные показатели развития агропромышленного комплекса в системе обеспечения продовольственной безопасности // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 149-152.

9. Музыченко А.С., Подзигун С.Н. Особенности государственного регулирования аграрной экономики в условиях рыночных отношений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 26-30.

10. Каменова М.Ж., Дарибаева А.К. Некоторые вопросы использования инструментов маркетинга в аграрном секторе // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. № 13. С. 169-174.

11. Зигангирова А.М. Повышение продовольственной безопасности региона в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 2. С.

60-64.

EFFECTS OF AGRICULTURAL MARKET TRENDS GLOBAL MARKETING FOR SMALL IMPACT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

© 2012

L.G. Fomenko, Ph.D. student

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The article examines the global trends in the agricultural market, investigated the current state of the agricultural production of vegetables in small agricultural enterprises in Ukraine. Justified reasons for their ineffective functioning and considered ways to address these problems.

Keywords: marketing environment, small farms; intermediaries; sales channels.

УДК 338.24.01

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ АВС-AND-EVA

© 2012

В.А. Фролова, директор по экономике и бюджетированию

ООО «Объединенные автомобильные технологии», Тольятти (Россия)

Аннотация: Российский финансовый рынок характеризуется достаточно высокой стоимостью заимствований. Выход компаний для привлечения финансовых ресурсов путем выпуска дополнительных акций затруднителен по причине отсутствия прозрачности деятельности большинства российских компаний. Для обеспечения прозрачности необходимо повышение эффективности корпоративного управления. Для этого необходимо выбрать показатель который позволит оценить эффективность корпоративного управления на предприятии. Таким показателем может стать показатель EVA (Economical Value Added) .

Ключевые слова: EVA, корпоративное управление, эмиссия акций, ABC, ABC-EVA.

Практика корпоративного управления существует уже несколько столетий. Вспомним, например: в шекспировском «Венецианском купце» описываются волнения торговца, вынужденного поручить заботу о своем имуществе - кораблях и товарах - другим лицам (говоря современным языком, отделить собственность от контроля за ней). А вот полноценная теория корпоративного управления стала формироваться лишь в 80-е гг. прошлого столетия.

Анализируя особенности современной эпохи и двух предшествующих, ученые делают вывод, что в XIX в. двигателем экономического развития было предпринимательство, в XX столетии - менеджмент, а в XXI в. эта функция переходит к корпоративному управлению.

Сейчас в развитых странах уже четко определены основы системы отношений между главными действующими лицами корпоративного управления (акционе-

рами, менеджерами, директорами, кредиторами, сотрудниками, поставщиками, покупателями, государственными чиновниками, жителями местных общин, членами общественных организаций и движений).

Такая система создается для решения трех основных задач корпорации: - обеспечения ее максимальной эффективности; - привлечения инвестиций; - выполнения юридических и социальных обязательств.

Корпоративный менеджмент (corporate management) и корпоративное управление (corporate governance) - не одно и то же. Под первым термином подразумевается деятельность профессиональных специалистов в ходе проведения деловых операций.

В апреле 1999 г. в специальном документе, одобренном Организацией экономического сотрудничества и развития (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой), было сформулировано следующее опре-

деление корпоративного управления: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними ...». Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью» [1, с.1].

Совсем кратко базовые понятия корпоративного управления можно сформулировать следующим образом: справедливость (принципы 1 и 2), ответственность (принцип 3), прозрачность (принцип 4) и подотчетность (принцип 5).

Компании, соблюдающие высокие стандарты корпоративного управления, как правило, получают более широкий доступ к капиталу по сравнению с корпорациями, управляемыми ненадлежащим образом, и превосходят последних в долгосрочной перспективе. Это особенно актуально для предприятий автомобилестроения и предприятий по производству автомобильных комплектующих, так как в долгосрочной перспективе их ожидает значительное усиление конкурентной борьбы [2, с.11, 3, с.260]. Проведенный SWOT-анализ свидетельствует об определенных угрозах, которые формируются под воздействием конкуренции, обусловленный, в том числе вступлением России в ВТО [4, с.56].

Рынки ценных бумаг, на которых действуют жесткие требования к системе корпоративного управления, способствуют снижению инвестиционных рисков. Как правило, такие рынки привлекают больше инвесторов, готовых предоставить капитал по разумной цене, и оказываются гораздо эффективнее, сводя вместе владельцев капиталов и предпринимателей, испытывающих потребность во внешних финансовых ресурсах.

Эффективно управляемые компании вносят более значительный вклад в национальную экономику и развитие общества в целом. Они более устойчивы с финансовой точки зрения, обеспечивают создание большей стоимости для акционеров, работников, местных общин и стран в целом. Этим они отличаются от неэффективно управляемых компаний, таких как Епгоп, банкротства которых становятся причиной сокращения рабочих мест, потери пенсионных отчислений и даже могут подорвать доверие к фондовым рынкам.

Практика корпоративного управления - фактор, способный определить успех или неудачу компаний при выходе на рынок капиталов. Инвесторы воспринимают эффективно управляемые компании как дружественные, внушающие больше уверенности в том, что они способны обеспечить акционерам приемлемый уровень доходности вложений.

Компании, которые соблюдают надлежащие стандарты корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом. Эта закономерность особенно характерна для таких стран как Россия, в которых правовая система находится в процессе становления, а судебные учреждения не всегда оказывают эффективную помощь инвесторам в случае нарушения их прав. Акционерные общества, сумевшие достичь даже небольших улучшений в корпоративном управлении, могут получить в глазах инвесторов весьма существенные преимущества по сравнению с другими организациями, действующими в тех же странах и отраслях [5, с.147].

Как известно, в России стоимость заемного капитала довольно высокая, а привлечение внешних ресурсов посредством выпуска акций практически отсутствует.

Такая ситуация сложилась в силу многих причин - в первую очередь из-за сильнейшей структурной деформации экономики, порождающей серьезные проблемы с развитием компаний в качестве надежных заемщиков и объектов для инвестирования средств акционеров. В то же время немалую роль играют и распространение коррупции, недостаточная разработанность законодательства и слабость судебного правоприменения и, конечно, изъяны в корпоративном управлении. Поэтому повышение уровня корпоративного управления может дать очень быстрый и заметный эффект, обеспечив уменьшение стоимости капитала компании и рост ее капитализации.

Надлежащее корпоративное управление может содействовать достижению компаниями высоких результатов и росту эффективности. В результате улучшения качества управления система подотчетности становится более четкой, улучшается надзор за работой менеджеров и укрепляется связь системы вознаграждения менеджеров с результатами деятельности компании.

У компаний, придерживающихся высоких этических стандартов, соблюдающих права акционеров и кредиторов и обеспечивающих финансовую прозрачность и подотчетность, будет формироваться репутация ревностных хранителей интересов инвесторов. В результате такие компании смогут стать достойными и пользоваться большим доверием общественности.

Как видим, выгоды от создания системы существенно превышают затраты. Это становится очевидным, если при расчете экономической эффективности принять во внимание убытки, с которыми могут столкнуться: работники фирм - из-за сокращения рабочих мест и утраты пенсионных отчислений, инвесторы - в результате потери вложенного капитала, местные общины - в случае краха компаний. В чрезвычайной ситуации систематические проблемы в области корпоративного управления могут даже подорвать доверие к финансовым рынкам и стать угрозой для стабильности рыночной экономики.

Как же оценить эффективность корпоративного управления? Информацию, используемую в ходе принятия решений в области управления корпорацией, можно разделить на следующие категории: -первичная информация - оперативная информация о ходе хозяйственного процесса в корпорации, данные бухгалтерской отчетности, другие данные, характеризующие хозяйственную деятельность корпорации. Использование подобной информации в процессе управления затруднено, так как она является “сырой”, не позволяющей получить объективной картины о хозяйственной деятельности корпорации, а также хозяйственной деятельности ее составляющих, например входящих в состав корпорации дочерних обществ; -вторичная информация является производной от первичной информации и получается на основе группировки, сопоставления и других методов преобразования первичной информации. Именно вторичная информация используется при принятии управленческих решений.

Она и является значимой для процесса управления корпорацией. При помощи данной информации руководство корпорации получает возможность оценить эффективность механизма корпоративного управления и следовательно эффективность управления корпорацией. В результате проведенного анализа ряда литературных источников была уточнена зависимость между сложностью расчета показателя, оценивающего эффективность управления корпорацией через оценку анализа финансово-хозяйственной деятельности и объективностью получаемой информации.

Однако, остановимся на показателях под номер четыре - показатели возврата, роста и остаточного дохода. И выделим из них наиболее известный и эффективный

- EVA - Economical Value Added - экономическая добавленная стоимость.

EVA фокусируется на концепции экономического дохода и позиционируется консультантом Стерном Стювартом.__________________________________________

Возможность расчета EVA не только при оценке инвестиционного проекта, но и как показателя деятельности компании за любой период является его существенным преимуществом в сравнении с традиционными показателями, такими как доход или рентабельность. Это преимущество обусловлено тем, что концепция EVA базируется на комплексном подходе к трем основным сферам менеджмента: - составление капитального бюджета;

- оценка эффективности деятельности подразделений или компании в целом; - разработка оптимальной справедливой системы премирования менеджмента [6, с.1].

Преимущества применения концепции в первых двух сферах связаны с адекватным и нетрудоемким определением степени достижения подразделением, фирмой или отдельным проектом цели по увеличению рыночной стоимости.

Целесообразность создания системы премирования на базе EVA можно оценить на следующем примере. Широко применяемым критерием поощрения менеджеров подразделений является рентабельность инвестиций (ROI - Return On Investment). Менеджер подразделения, ROI которого не достаточно высок, будет стараться реализовать любой инвестиционный проект, который позволит хотя бы немного поднять рентабельность инвестиций (почти не учитывая значение Net Present Value (NPV) - чистая настоящая стоимость). Наоборот, менеджер подразделения с высоким ROI будет проявлять некоторый консерватизм из-за опасения снижения этого показателя. Однако ситуация, когда менее прибыльные подразделения “агрессивно” инвестируют, в то время как наиболее успешные инвестируют слишком осторожно, очевидно, не желательна для акционеров.

Полной противоположностью приведенного примера можно считать построение системы управления компанией на основе EVA. Целевая установка бизнеса — создание EVA, т.е. обеспечение прироста добавленной стоимости, что закладывается в оценку инвестиционных решений и эффективности работы подразделений, в определение размеров премии менеджеров.

EVA фокусируется на основе концепции экономического дохода - это доход, создаваемый компанией на основе чистого требуемого инвестором дохода на капитальные инвестиции.

Чтобы определить EVA мы должны принять некоторое число корректировок к бухгалтерским счетам.

Расчет будет производиться в следующей последовательности.

1.Исчисляется корректируемый величина используемого капитал (А) - это капитал и займы, скорректированные на такие пункты, как гудвилл, связанный с покупкой других предприятий. Любая другая величина гудвилл, которая была начислена в резервы и не показана как нематериальные активы будет включена тоже, несмотря на то, что исчисленная экономическая стоимость покупки могла снизиться. Расходы на развитие и исследования и резервы, которые показаны в бухгалтерском балансе и оценены как капитальные инвестиции, будут давать доход в будущем и поэтому также будут включены.

2.Исчисляется чистая операционная прибыль после налогов (NOPAT). Публикуемые суммы должны быть скорректированы на оплаченную сумму налогов.

3.Исчисляется величина затрат на капитал - средневзвешенная стоимость капитала фирмы в процентах (WACC).

4.Умножается величина средневзвешенной стоимости капитала фирмы (норма прибыли на инвестированный капитал) на величину капитала и затем эта сумма сумму скорректированной прибыли, давая в результате экономическую добавленную стоимость.

EVA = NOPAT - (Capital employed x WACC )

(1)

Позитивный показатель будет добавлять ценность для акционеров.

Однако если в результате негативный результат, то компания может снижать существующую стоимость.

В условиях нашей страны концепцию EVA было бы целесообразно применять не только на отдельных предприятиях во внутренних системах оценки эффективности и т. п., но и на государственном уровне — скажем, в качестве критерия при принятии решения относительно передачи части государственной собственности в управление.

В большинстве случаев использование EVA — первый шаг к внедрению системы постоянных улучшений и последующему применению современных управленческих инструментов. К примеру, концепция EVA делает возможным интеграцию с концепцией АВС (Activity-Based-Costing), что позволяет повысить эффективность управления затратами и капиталом. Система ABC-EVA, как инструмент реинжиниринга бизнес-процессов, предотвращает принятие менеджерами краткосрочных решений, основанных на показателях прибыли, которые могут отрицательно сказаться на величине стоимости компании в долгосрочной перспективе. Эта концепция не вносит улучшений в бизнес-процессы компании, но обеспечивает управленческий персонал адекватной информацией, позволяющей выбрать правильное направление улучшений на предприятии [7, с.546].

Применение интегрированной системы АВС-and-EVA особенно важно для компаний, работа которых построена на постоянном инвестировании в развитие. Чтобы руководство не терзалось в раздумьях о целесообразности применения этой системы, ее разработчики предлагают для принятия решения о внедрении АВС-and-EVA использовать следующий индикатор — показатель СО (Capital to Operating Ratio, коэффициент отношения стоимости капитала к операционным затратам):

СО = стоимость капитала/операционные затраты (2)

Если величина показателя СО выше чем 0,1, это сигнализирует о необходимости рассмотрения вопроса внедрения интегрированной системы ABC-and-EVA. Величина 0,1 основывается на экспертных исследованиях научных сотрудников Департамента промышленного инжиниринга Питсбургского университета, которые занимаются изучением системы ABC-and-EVA, внедряя ее на небольших предприятиях.

Какие же преимущества для компании дает использование концепции EVA?

Если традиционный NPV-анализ требует расчета необходимой величины инвестиций с точным определением объема и времени денежных потоков по периодам, то расчет EVA можно проводить по каждому отдельному периоду функционирования предприятия без дополнительного учета минувших событий и предсказания будущего, а просто исходя из оцененной на основе бухгалтерских данных величины задействованного капитала. Таким образом, с помощью EVA значительно легче проводить сравнительный анализ плановых показателей инвестиционного проекта с фактически достигнутыми.

Более того, концепция EVA позволяет легко использовать такой мощный инструмент бухгалтерского учета, как переоценка активов (что придает этой концепции особое значение в условиях перехода национального бухгалтерского учета к новым национальным стандартам, предусматривающим возможность проведения переоценок не только вследствие инфляции, а во многих иных случаях). Если во время реализации проекта изменяется стоимость определенных активов по сравнению с отображенной в учете, то для нивелирования влияния этого фактора на NPV проекта при традиционном анализе необходимо проводить новые перерасчеты показателей проекта путем изменения прогнозной величины ликвидационной стоимости активов. При применении же EVA ничего, кроме выполнения стандартных проводок, не нужно, переоценка автоматически отражается как на величине дохода, так и на размере задействованного капитала.

Методика расчета экономической добавленной стоимости удачно сочетает простоту и возможность определения стоимости компании, а также мотивирует управленческий персонал к принятию эффективных инвестиционных решений. EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная - о ее снижении. Также является возможным использование концепции EVA для оценки эффективности деятельности компании в условиях циклично изменяющейся экономической среды [8, с.140].

К сожалению, большинство национальных компаний применяют традиционные показатели оценки эффективности деятельности, а именно: размер прибыли и маржинальной прибыли, объемы продаж, величина доходов и т.д., которые могут показывать искаженную картину состояния компании в длительном периоде. Независимо от величины компании, продолжительное создание стоимости для инвесторов является основной целью всех коммерческих организаций, следовательно, объективная оценка эффективности вложенных средств не менее важна.

Российским же компаниям, на наш взгляд, предстоит большая работа по повышению уровня корпоративного управления [9-11]. Те из них, которые сумеют добиться успехов в этой сфере, смогут повысить свою эффективность и инвестиционную привлекательность, снизить расходы на привлечение финансовых ресурсов, а в итоге получить серьезное конкурентное преимущество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корпоративное управление: история и практика // Официальный сайт ФСФР [сайт]: URL: http://www.fcsm. ru/ru/legislation/corp_management_study/ (дата обращения: 20.06.2011).

2. Курилова А.А. Прогноз развития отечественных и зарубежных предприятий автомобильной промышлен-

ности // Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 10-14.

3. Курилова А.А. Долгосрочный прогноз развития мировой автопромышленности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 259-266.

4. Курилова А.А. Построение сбалансированной системы показателей как эффективного средства финансового механизма управления на предприятиях автомобильной промышленности // Корпоративные финансы. 2011. № 1. С. 55-67.

5. Курилов К.Ю. Финансовый механизм, его содержание и основные компоненты // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 146-152.

6. Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости // Корпоративный менеджмент [сайт]: URL:

http://www.cfin.ru/management/finance/value-based_ management.shtml (дата обращения: 20.06.2011).

7. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет // Аудит. М.:, 1998. 774 с.

8. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 139-145.

9. Крамин Т.В., Крамин М.В., Петрова Е.А., Тимирясова А.В. Формирование модели системы корпоративного управления промышленного предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1. С. 81-86.

10. Блинов А.О. Формирование корпоративной культуры предприятий в условиях реструктуризации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 23. С. 158-163.

11. Крамин Т.В., Крамин М.В., Петрова Е.А. Выявление и учет особенностей и современных тенденций развития корпоративного управления в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 107-111.

© 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CREATING AN INTEGRATED SYSTEM ABC-AND-EVA

V.A. Frolova, director of economics and budgeting

LLC “UnitedAutomobile Technology”, Togliatti (Russia)

Annotation: The Russian financial market is sufficiently high cost of borrowing. Exit companies to raise funds through the issuance of additional shares is difficult because of the lack of transparency of most Russian companies. Transparency requires improved corporate governance. To do this, select the component that will assess the effectiveness of corporate governance at the company. This indicator may be the indicator of EVA (Economical Value Added).

Keywords: EVA, corporate governance, rights issues, ABC, ABC-EVA.

УДК 334.732

ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В УКРАИНЕ

© 2012

О.Г. Чирва, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и управление бизнесом» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тичины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье сделана попытка проанализировать особенности осуществления кредитной поддержки аграрных предприятий Украины через создание системы сельской кредитной кооперации и выявить причины, тормозящие ее развитие, а также наметить перспективные пути ее развития. Проведенный анализ позволяет утверждать, что осуществления кредитной кооперативной поддержки форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Украины чрезвычайно важно для формирования жизнеспособного конкурентоспособного сельского хозяйства.

Ключевые слова: аграрные предприятия, сельский кредитный кооператив, кредитный союз, кредитная кооперация.

В современных условиях развития аграрной экономики Украины значительная роль должна отводиться совершенствованию кредитного обеспечения и обслуживания аграрных предприятий, в частности на основе кооперативного канала поступления кредитных ресурсов. В связи с этим, должно акцентироваться внимание на формировании эффективной системы сельской кредитной кооперации, как совокупности взаимодействующих кооперативных структур, реализующих финансово

- кредитные отношения с целью обеспечения кредитных потребностей аграрных предприятий.

Современные финансовые и кредитные отношения невозможны без деятельности небанковских финансово

- кредитных учреждений, особым видом которых могут стать кредитные кооперативы, развитие которых позволит сельскохозяйственным предприятиям получить возможность доступа к внешним источникам финансовых ресурсов на выгодных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.