Научная статья на тему 'Формирование интегрированной корпоративной информационной системы как инновационное направление совершенствования внутрифирменного планирования и управления'

Формирование интегрированной корпоративной информационной системы как инновационное направление совершенствования внутрифирменного планирования и управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNAL PLANNING / CORPORATE INFORMATION SYSTEM / SOFTWARE PRODUCT / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забодаева Ирина Викторовна

Предлагается совершенствование процессов внутрифирменного планирования и управления на предприятии в ракурсе практического применения современных информационных технологий. Обосновывается необходимость формирования интеграционной корпоративной информационной системы планирования и управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INTEGRATED CORPORATE INFORMATION SYSTEM AS THE INNOVATIVE WAY OF INTRNAL PLANNING AND MANAGEMENT IMPROVMENT

In this article processes of internal planning and management improvement at the enterprise are offered in a foreshortening of practical using of modern information technologies. Necessity of formation of integrated corporate information system of enterprise's planning and management is proved.

Текст научной работы на тему «Формирование интегрированной корпоративной информационной системы как инновационное направление совершенствования внутрифирменного планирования и управления»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.984

Ирина Викторовна Забодаева

Аспирантка Московской Государственной Академии Делового Администрирования Преподаватель кафедры Экономики МГАДА

Моб.тел.: 8 926 115 28 14; E-mail: markz@inbox.ru

Предлагается совершенствование процессов внутрифирменного

планирования и управления на предприятии в ракурсе практического применения современных

информационных технологий.

Обосновывается необходимость формирования интеграционной корпоративной информационной системы планирования и управления предприятием.

Ключевые слова: внутрифирменное планирование, корпоративная

информационная система, программный продукт, интеграция.

Irina Viktorovna Zabodaeva

A postgraduate of Moscow State Academy of

Business Administration

The teacher of Economy chair of MSABA

Mob.number: 8 926 115 28 14 ;

E-mail: markz@inbox.ru

FORMATION OF THE INTEGRATED CORPORATE INFORMATION SYSTEM AS THE INNOVATIVE WAY OF INTRNAL PLANNING AND MANAGEMENT IMPROVMENT

In this article processes of internal planning and management improvement at the enterprise are offered in a foreshortening of practical using of modern information technologies. Necessity of formation of integrated corporate information system of enterprise's planning and management is proved.

Keywords: internal planning, corporate information system, software product, integration.

1. Введение

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности предприятий и фирм является важной предпосылкой эффективного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В экономическом сообществе в течение последних лет значительная часть дискуссий, касающихся развития внутрифирменного планирования протекает в ракурсе практического применения современных информационных технологий. Проблематика построения эффективной системы внутрифирменного планирования выросла в отдельную ветвь науки и стала причиной развития целой отрасли высоких технологий.

Рынок информационных систем для бизнеса предлагает сегодня разнообразный выбор как зарубежных, так и российских программных решений, призванных помочь предприятиям организовать управленческий учет, обеспечить эффективное планирование и управление производством и сбытом, осуществлять эффективное взаимодействие с заказчиками и поставщиками. При существующем рыночном изобилии спрос на аналитические системы стратегического планирования в настоящее время не превышает 2% от общего оборота рынка информационных технологий [1]. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что большинство руководителей пройдя стадию осознания необходимости внедрения на своих предприятиях корпоративной информационной системы, остановились на решении ряда вопросов, «тормозящих» в настоящий момент широкомасштабную компьютерную автоматизацию внутрифирменного планирования и управления. Наиболее актуальными на сегодняшний день вопросами являются:

1. Формирование эффективной структуры современной корпоративной информационной системы планирования и управления.

2. Выбор программных продуктов, входящих в состав корпоративной информационной системы планирования и управления.

3. Анализ возможностей организации по эффективному внедрению корпоративной информационной системы планирования и управления своими силами или с привлечением внешних консультантов.

4. Анализ факторов, способствующих и препятствующих успешному внедрению в организации корпоративной информационной системы планирования и управления.

5. Анализ рисков.

В настоящей статье автор рассматривает основные вопросы, связанные с организацией корпоративной информационной системы планирования и управления, определением конфигурации внедрения этой системы, а также ее последующим эффективным функционированием. При этом инновационной идеей автора явилась необходимость интегрированного сочетания в одной корпоративной информационной системе нескольких программных продуктов с обязательной обработкой и адаптацией полученного портфеля программ под конкретное предприятие.

2. Корпоративная информационная система планирования и управления

Системы планирования и управления предприятием за длительный период своего развития прошли путь от простейших ручных форм учета запасов и производственных мощностей до современных автоматизированных методов планирования и управления на основе использования компьютеров, и предназначенных для применения на предприятиях практически любого масштаба и сектора экономики.

Исторически, развитие систем планирования и управления на предприятии происходило в логической последовательности от простого к сложному, от элементарного отслеживания состояния дел до информационно-управляющих систем, позволяющих не только учитывать, но и оптимизировать производственные

Таблица 1. Эффективность внедрения корпоративной информационной

системы

Показатель Изменение показателя в среднем по отраслям промышленности до и после внедрения КИС

Уменьшение страховых запасов (уровня неснижаемых остатков на складах) - 40%

Уменьшение складских площадей - 25%

Увеличение оборачиваемости товарно-материальных запасов + 65%

Увеличение поставок «точно в срок» + 80%

Снижение производственного брака - 35%

Снижение задержек с отгрузкой готовой продукции - 45%

Улучшение послепродажного обслуживания + 60%

Более точный учет затрат + 30%

Снижение транспортно-заготовительных расходов - 60%

Уменьшение сроков закрытия учетного периода - 500% (в 5 раз)

Увеличение оборачиваемости средств в расчетах + 30%

Уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат - 30%

Устранение ручной подготовки и сопровождения документов + 90%

Сокращение производственного цикла - 50%

Сокращение цикла разработки новых продуктов - 60%

Сокращение времени составления бюджета - 70%

процессы в условиях быстроменяющегося внешнего окружения и внутренних условий предприятия.

Существует много авторских определений понятия «система», но все они подразумевают единство законов движения составляющих элементов. Если же мы говорим о корпоративной системе планирования и управления, построенной человеком, то законы движения должны определяться конкретными целями. Таким образом, корпоративная информационная система планирования и управления - это комплекс программ или программная система, обеспечивающая основные бизнес-процессы организации в соответствии с заданными стратегическими целями. Спектр бизнес-процессов, реализуемых в различных системах, может быть достаточно широк: от 20 до 1000; среди прочего это:

• планирование закупок, производства, хранения продукции;

• управление продажами в различных формах;

• управление персоналом и многое другое.

Как следует из определения, корпоративную информационную систему планирования и управления на предприятии можно рассматривать и как объект инфраструктуры организации, обеспечивающий ее функционирование, и как управленческую технологию.

Говоря об эффектах применения корпоративной информационной системы планирования и управления предприятием, обратимся к статистическим данным, приведенным в таблице 1 [2].

Согласно приведенным в таблице 1 данным, эффективность функционирования организации до и после внедрения корпоративной информационной системы планирования и управления значительно повышается (до +500% по отдельным показателям): наблюдается значительное уменьшение величины складских запасов и площадей, снижение уровня производственного брака и задержки отгрузок заказов, снижение транспортно-заготовительных расходов, значительное сокращение циклов производства, разработки новой продукции и составления бюджета, повышение эффективности оборачиваемости товарно-материальных запасов, послепродажного обслуживания и документооборота.

С целью дополнительного обоснования необходимости использования на современном предприятии корпо-

ративной информационной системы планирования и управления произведем краткий экскурс в историю развития взглядов руководителей высшего звена на процесс автоматизации планирования и управления предприятием с помощью информационных технологий (Таблица 2). В качестве временного промежутка указан период наивысшей активности компаний в реализации данного направления.

На основании данных Таблицы 2 автору важно отметить, что практическое применение информационных программных продуктов в области планирования и управления приходится на период, начиная с 2001 года. До этого момента компьютерные системы на предприятиях применялись исключительно для совершенствования процесса документооборота организации.

Находясь на современном этапе эволюционной таблицы, следует обратить особое внимание на то, что современные программные продукты, несмотря на их высокотехнологичность, в «чистом» виде не подходят для отдель-

но взятой организации. Современной корпоративной информационной системе планирования и управления предприятием требуется эффективная обоснованная интеграция нескольких программных продуктов в единую сеть с обязательной функциональной адаптацией модулей под цели и задачи конкретной организации. В настоящей практике бизнеса, к сожалению, в 80% случаев выбор программной автоматизации процессов планирования и управления происходит не на основе анализа соответствия решения требованиям потенциального пользователя (заказчика), а исходя из абстрагированной оценки программного продукта, что в дальнейшем влечет за собой существенные проблемы [3].

3. Российский рынок информационных систем стратегического управления и планирования

На российском софтверном рынке нишу аналитических информационных систем стратегического уровня на протяжении уже более 10 лет занимают компании Альт, ИНЭК, ПРО-ИНВЕСТ-

Экономика, Статистика и Информатика ЦЦ №6, 2010

— |

Таблица 2. Эволюция взглядов руководителей на процесс автоматизации планирования и управления

предприятием

Анализируемый период Характеристика этапа

до 1 992 г. Все управленческие операции по планированию, учету и контролю проводятся персоналом предприятий вручную. Одной из первых задач управления является задача планирования запасов. Для отслеживания движения запасов применяются карточки складского учета, в которых указывается поступление материалов на склад, их отпуск со склада и остаток. Информация с карточек дублируется в книгах учета движения материалов. Скорость реагирования такой системы крайне невысокая и приводит к значительному количеству ошибок и неточностей. Однако, в условиях дефицитного рынка этот метод планирования и управления удовлетворяет производственные компании.

1992 - 1996 гг. Большинство руководителей высшего звена российских организаций осознают производственную необходимость компьютерного обеспечения и вкладывают в покупку персональных электронно-вычислительных машин довольно крупные инвестиции. Документы становятся едино-форматными, так как оформляются в соответствующих программах и распечатываются на принтерах, - меняется только видимость работы, без какого-либо повышения эффективности бизнес -про цессов.

1996 - 2001 гг. Основной способ применения компьютеров - обслуживание бизнес-процессов (документооборот), где отдельные операции выполняются на разных рабочих местах. Появляется необходимость объединения компьютеров в единую сеть одновременно с модернизацией действующего компьютерного оборудования. При этом никаких существенных улучшений с управленческой точки зрения не происходит. Персонал приобщается к возможностям Интернет-ресурсов, служебные записки и отчеты пересылаются в электронном виде, вместе с тем, все организационные проблемы продолжают негативно сказываться на темпе развития предприятия и на общей эффективности бизнеса.

2001 - 2009 гг. Время активного интереса руководителей высшего звена российских предприятий к корпоративным информационным системам. На российском рынке появляются программные продукты отечественных и зарубежных разработчиков. Отечественные привлекают низкой ценой и близостью (территориальной и языковой) разработчика, а зарубежные высокой репутацией поставщика, большим опытом внедрения, огромной функциональностью и целым набором «готовых» отраслевых решений. У многих потенциальных потребителей создается иллюзорное впечатление, что они могут приобрести не пакет программного обеспечения, а готовую систему планирования и управления, включающую в себя все необходимые правила и инструменты для ведения бизнеса.

2010 г. На российском рынке информационных технологий появляются предложения о поставке комплексного программного продукта, включающего в себя как управленческие технологии, так и информационный инструментарий для их поддержки.

ИТ. Их продукты используют в общей сложности не менее 10 тысяч организаций.

Программные продукты упомянутых фирм направлены на решение задач финансово-экономического анализа и бизнес-планирования, являющихся подмножеством задач стратегического управления. Они наиболее востребованы на современном уровне развития менеджмента и поэтому динамично развиваются на протяжении последнего десятилетия.

Другая группа аналитических программных продуктов, появившихся на российском рынке значительно позднее финансово-аналитических программ, и развивающаяся на протяжении последних 5 лет, предназначается для решения задач стратегического маркетинга. Принимая во внимание, что для стратегических решений значимость анализа внутренних и внешних

факторов составляет примерно 1:9, следует отметить, что такие инструменты в наибольшей степени востребованы в процессе стратегического планирования и управления.

Характеристики наиболее востребованных на российском рынке средним и крупным бизнесом аналитических программных продуктов приведены в таблице 3.

Анализируя представленный в таблице 3 информационный материал, можно отметить достаточно низкий уровень цен (по сравнению с зарубежными аналогами) программных продуктов в сочетании «цена-качество», их разноплановую направленность, легкость в практической адаптации указанных информационных систем на российских предприятиях.

Наблюдения автора показывают, что подобные аналитические информационные системы применяют главным

образом средние и крупные предприятия. Причина, по которой малые предприятия не заинтересованы в использовании аналитических информационных инструментов состоит в том, что процесс стратегического планирования и управления на небольшом предприятии не формализован и вообще не определен как особая задача. Он, чаще всего, протекает в сознании руководителя предприятия на фоне потока других задач и не идентифицируется как нечто, требующее специального внимания.

Типичные пользователи представленных аналитических информационных программ - руководители и специалисты планово-экономических, финансово-аналитических, маркетинговых подразделений предприятия. Топ-менеджмент крупных компаний обычно имеет дело только с аналитическими результатами, полученными с по-

Таблица 3. Аналитические информационные системы стратегического планирования и управления, представленные на российском рынке

Фирма Продукт Цена* (EUR) Основные задачи, решаемые системой

Альт Альт-Финансы 500 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным финансовой отчетности.

Альт Альт-Инвест 900 Разработка финансового обоснования инвестиционного проекта, оценка эффективности инвестиций.

ИНЭК Анализ финансо вого состояния предприятия 900 Анализ финансового состояния предприятия по данным баланса и отчета о прибылях и убытках.

ИНЭК Аналитик 2000 Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия. Разработка, анализ бизнес-плана. Оценка бизнеса.

Касатка Касатка 300 Оперативное и стратегическое планирование ведения хозяйственной деятельности предприятия. Более соответствует мультимедийному учебнику, чем аналитической системе.

ПРО- ИНВЕСТ- ИТ Audit Expert 1 200 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным финансовой и управленческой отчетности. Возможность реализации собственных аналитических методик планирования и управления.

ПРО- ИНВЕСТ- ИТ Project Expert 2 500 Инвестиционный анализ. Разработка бизнес-планов. Анализ сценариев развития предприятия. Оценка бизнеса. Анализ безубыточности. Оценка рисков.

ПРО- ИНВЕСТ- ИТ Forecast Expert 1000 Прогнозирование и планирование экономических показателей на основании статистических данных.

* Для всех программных продуктов указана цена локальной версии (на одного пользователя).

мощью этих программ. Однако не редко с такими программами работают руководители средних предприятий, желающие самостоятельно провести анализ возможных сценариев развития, оценить перспективы тех или иных решений.

Основные задачи, которые решаются представленными на рынке аналитическими системами, - следующие:

• разработка и анализ инвестиционных проектов, оценка эффективности инвестиций;

• разработка и анализ планов проведения различных изменений (финансовое оздоровление, выпуск новых продуктов, реструктуризация и другое);

• анализ выгод и рисков, связанных с различными сценариями развития компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выбор схемы финансирования развития компании, финансовое планирование;

• определение эффективности различных направлений деятельности организации.

Безусловно, эти задачи не охватывают всех звеньев процесса стратегического планирования и управления компанией. Программные решения формировались «стихийно», по мере появления соответствующих потребностей на рынке. Теперь же можно полагать, что наступает новый этап развития российского рынка аналитических информационных систем, характерной особенностью которого будет создание комплексных, а затем и интегрированных решений задач стратегического планирования и управления.

4. Зарубежный рынок' информационных систем стратегического управления и планирования

Состояние зарубежного рынка аналитических информационных систем стратегического уровня весьма напоминает ситуацию на российском рынке. Наиболее распространенные зарубежные аналитические информационные системы решают следующие задачи:

• диагностика финансового состояния предприятия на основании финансовой отчетности;

• прогнозирование и планирование финансовых показателей;

• бизнес-планирование;

• анализ и планирование маркетинга.

Вместе с тем существует широкий спектр зарубежных продуктов, реша-

ющих задачи планирования и управления предприятием на основе методов, пока мало знакомых российским менеджерам. К числу этих методов относятся ABC-анализ (Activity Based Costing), EVA-метод (Economic Value Added), анализ «цепочки ценностей» (Value Chain Analysis), система показателей BSC (Balanced Score Cards) и другие [4].

Весьма значительными событиями на зарубежном рынке аналитических информационных программных продуктов следует признать появление MRP (Material Requirements Planning) и ERP (Enterprise Resource Planning) систем. Эти системы позволяют планировать потребности предприятия в ресурсах и обеспечивают своевременное удовлетворение этих потребностей. При этом в основу идеологии MRP и ERP систем заложено максимально широкое представление о ресурсах пред-

приятия: и материальные потоки, и денежные средства, и труд рабочих. MRP и ERP-приложения - очень мощные программные продукты, охватывающие практически все сферы деятельности предприятий: здесь и бухгалтерский учет, и маркетинг, и различные виды производства, и финансовые операции, и управление цепочками поставок и другое.

Наиболее заметная особенность зарубежного рынка состоит в обилии продуктов, - их невозможно перечислить. В таблице 4 приведены наиболее распространенные зарубежные аналитические информационные программы, представляющие, на взгляд автора, особый практический интерес. При этом, не одну из них нельзя назвать безусловным лидером. Число пользователей наиболее распространенных зарубежных продуктов примерно сравнимо с тиражами аналогичных систем

Экономика, Статистика и Информатика ЦД №6, 2010

— g

лидеров российского рынка.

Основываясь на данных таблицы 4 можно отметить, что ценовой уровень зарубежных аналитических программных продуктов значительно выше, чем аналоги российских разработчиков. Для большинства программ характерна узкая специализация, фрагментарность предлагаемых решений. В то время как российские разработчики стремятся расширить возможности своего продукта, дополнить его новой функциональностью, их зарубежные коллеги создают узкоспециализированный продукт, который решает конкретную задачу.

Другой отличительной особенностью зарубежного рынка аналитических систем является наличие большого количества специализированных программ для малого бизнеса. Это недорогие продукты, представляющие собой шаблоны бизнес-планов или маркетинговых планов, снабженные методическими рекомендациями и примерами (например, Business Insight, iDecide 2000). Более дорогие продукты для «непрофессионалов» называются «консультант в коробке»; они содержат базы знаний, помогающие пользователю выбрать «проверенные» на практике стратегические решения. Они действуют по аналогии с работой консультанта: клиент последовательно отвечает на ряд вопросов, позволяющих поставить диагноз его предприятию, и получает рекомендации по выбору стратегии и построению плана действий (например, Business Planning Advisor). Можно предположить, что такого рода продукты будут появляться и на российском рынке по мере того, как будут стабилизироваться условия для развития малого бизнеса и появится возможность тиражирования консалтингового опыта.

5. Формирование интегрированной корпоративной информационной системы планирования и управления предприятием

Сегодня основным условием стабильного функционирования компании на рынке становится совершенствование процедур организационно-экономического планирования и управления. В частности, разработка более эффективных систем планирования и управления касается сферы информационных технологий.

Существующие в настоящее время на российском рынке информационных систем отдельные программные

Таблица 4. Аналитические системы стратегического планирования и управления некоторых зарубежных фирм

Фирма Продукт Цена (EUR) Описание продуктов

Gartner Group, USA MRP (Material Requirements Planning) ERP (Enterprise Resource Planning) 5000 Аналитические программы, относящиеся к детальному планированию произво дства, финансовому планированию себестоимости материалов и производственны« затрат, а также к моделированию хода производства. Планируются не только выпуск изделий, но и ресурсы для вышолнения плана.

ABC Technologies Inc., USA Oros Analytics 7000 Основная функция программы заключается в обработке аналитических информационных данных, поступающих из других программных систем (например, ERP, CRM), их консолидации и построении обобщенной аналитической модели, с помощью которой можно осуществлять оперативное и стратегическое управление.

Business Resource Software Inc., USA Business Insight 800 Business Insight - экспертная система (консультант в коробке), помогающая выбрать бизнес-стратегию планирования и управления на предприятии.

Decisive Tools, LLC, USA iDecide 2000 200 Программа предназначается для построения имитационных моделей бизнес-процессов организации в виде потоковык диаграмм.

Enterprise Support Systems Inc,USA Business Planning Advisor 5 000 Это пошаговый помощник в написании бизнес плана. Он рассчитан на неискушенного пользователя, хотя позиционируется, как продукт для профессионалов. Программа снабжена исчерпывающим файлом помощи, учебником и демонстрационными примерами. Программа позволяет настраивать систему под собственные технологии планирования и свою систему документации.

Stern Stewart & Co., USA FINANSEER 9 8 00 Система стратегического планирования и поддержки принятия решений, опирающаяся на "метод добавленной стоимости" EVA (Economic Value Added). Основной упор в программе сделан на оценку процессов и прогнозирование.

продукты в обособленном виде не способны в полной мере удовлетворить все аналитические и планово-управленческие задачи предприятия. Таким образом, на современном предприятии возникает объективная необходимость объединения нескольких программных продуктов в единую сеть для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процес-

сов предприятия, таких как производство, финансы, снабжение, сбыт, хранение, техническое обслуживание, взаимодействие с контрагентами и другое.

В интегрированной автоматизированной корпоративной информационной системе все необходимые планово-управленческие функции выполняются совместимыми между собой программами, соединенными в единую

вертикально-ориентированную сеть (рисунок 1).

Основным преимуществом интегрированной информационной системы является возможность соединения в единый поток различных видов информации и, тем самым, повышение эффективности ее использования в процессе разработки и принятия оптимальных планово-экономических решений различными категориями персонала. Такая система позволяет:

- руководителям - управлять организацией в реальных внутренних и внешних условиях;

- менеджерам - регулировать заключение сделок на производство и продажу продукции с учетом текущего состояния рынка;

- проектировщикам - создавать новые виды товаров по запросам потребителей соответствующего рынка;

- финансистам - оценивать состояние денежных средств предприятия;

- плановикам - разрабатывать и корректировать долгосрочные и краткосрочные планы, их цели и задачи.

Для каждого предприятия основной стадией формирования интегрированной корпоративной информационной системы планирования и управления является выбор комплекса программных продуктов, входящих в ее состав. Эти программные решения должны не только подходить по своим индивидуальным техническим возможностям для конкретной организации, но и эффективно работать в системе, в связке в другими аналитическими программами. Интегрированная корпоративная информационная система будет эффективной при условии создания:

■единой среды управления с учетом интеграции по уровням управления, куда входит поддержка рационального планирования и контроль деятельности служб и подразделений предприятия, а также деятельности персонала;

■ единой технологической и информационной среды, основанной на типизации документов, операций и процессов, обеспечивающей единообразный документооборот;

■ возможностей для адаптируемого развития предприятия, отображения реальной динамики управления производственной, экономической и финансовой сферами деятельности организации.

В рамках данной системы должны решаться такие задачи управленческо-

Рис. 1. Модель вертикально-интегрированной корпоративной информационной

системы

Таблица 5. Факторы успешного внедрения интегрированной корпоративной информационной системы планирования и управления

предприятием

Фактор %

Участие руководства во внедрении 20

Наличие и соблюдение плана внедрения 19

Наличие четких целей и требований к проекту внедрения 16

Участие во внедрении специалистов компании-клиента 16

Качество программных продуктов и команды поставщика 16

Наличие у предприятия выработанной стратегии 11

Получение быстрой и ощутимой отдачи 2

Таблица 6. Основные сложности при внедрении интегрированной корпоративной информационной системы планирования и управления

предприятием

Фактор %

Невнимание руководства компании к проекту 40

Отсутствие четко сформулированных целей проекта 17

Неформализованность бизнес-процессов в компании 14

Неготовность компании к изменениям 12

Нестабильность законодательства 6

Коррупция в компаниях 5

Низкая квалификация кадров в компании 4

Недостаточное финансирование проектов 2

го учета, как интегрирование в системе прогнозов поведения внешних факторов, диагностика состояния предприятия, планирование деятельности организации на рынке, маркетинговые исследования, полный финансовый учет.

При внедрении на предприятии интегрированной корпоративной информационной системы планирования и

управления также важным является вопрос необходимости привлечения внешних консультантов, - специалистов в области той или иной программы. На взгляд автора, наиболее оптимальным решением в данном случае будет эффективное взаимодействие штатных программистов организации и внешних экспертов. Дело в том, что мно-

Экономика, Статистика и Информатика

№6, 2010

57

гие производители программных продуктов сознательно поставляют свои системы только при условии, что внедрением будут заниматься они сами или сертифицированные партнеры. Делается это для того, чтобы минимизировать риск провала внедрения и, как следствие, причинения вреда имиджу разработчика и программного продукта. Вместе с тем, адаптация внедряемых программ, причем в интеграции в единую информационно-аналитическую сеть на конкретном предприятии, невозможна без привлечения штатных программистов, знающих специфику организации. Кроме того, при внедрении интегрированной корпоративной информационной системы реч идет не только о запуске портфеля взаимодополняющих программ, но и о поддержании полученной системы в постоянной оперативной работе и обучении потенциальных пользователей.

Для руководителей российских фирм среднего и крупного бизнеса актуальным моментом, связанным с внедрением на их предприятия интегрированной корпоративной информационной системы планирования и управления является оценка факторов, способствующих и препятствующих успешному внедрению, а также анализ рисков. В таблицах 5 и 6 приведем соответствующие данные независимых исследований, показывающих степень влияния различных факторов, способствующих и препятствующих комплексной автоматизации системы планирования и управления организацией [5].

Анализируя представленную в таблицах 5 и 6 аналитическую информацию, отметим, что наиболее важным фактором, без которого фактически не следует начинать проект комплексной автоматизации процессов планирования и управления на предприятии, является фактор поддержки проекта со стороны высшего руководства организации.

В качестве анализа рисков приведем наиболее существенные:

1. Моральная неготовность организации к внедрению.

2. Нарушение сроков.

3. Перерасход бюджета.

4. Нехватка ресурсов.

6. Заключение

В заключение статьи, посвященной обоснованию необходимости внедрения на современном предприятии интегрированной корпоративной информационной системы планирования и

управления, автору хотелось бы привести ряд успешных проектов создания и развития подобной системы на крупных предприятиях России. Крупный многопрофильный холдинг в химической промышленности «Славич» является ярким примером интегрированной компьютерной автоматизации процессов планирования и управления. Несколько лет назад состояние корпоративного программного обеспечения организации характеризовалось как огромное количество локальных «лоскутных» задач без какой-либо интеграции и автоматизации. Внедрив интегрированную корпоративную информационную систему, состоящую из нескольких взаимодополняющих друг друга программных продуктов, предприятие, по словам начальника планово-экономического отдела «Сла-вича» А.Левина, добилось снижения себестоимости продукции на 10%, повышения оборачиваемости активов на 27 дней и, централизовав функции снабжения, финансов и логистики компаний группы, сократило персонал [6]. Свой эффект от внедрения автоматизированной корпоративной информационной системы получило и ОАО «Компрессорный комплекс», выпускающее сложные, уникальные агрегаты для «Газпрома», который постоянно торопит со сроками. «Раньше только на обработку заявок заказчика у нас уходило от двух недель до месяца, - отмечает начальник экономического отдела предприятия Д.Петров. Интегрировав в единое информационное пространство несколько необходимых нам в работе программных продуктов, мы резко повысили оперативность, добились реального планирования и управления производством и снабжением»

[7].

Таким образом, для развития такой эффективной рыночной тенденции как внедрение интегрированной корпоративной информационной системы внутрифирменного планирования и управления предприятием необходимо, чтобы набралась критическая масса таких примеров, и тогда, как говориться, процесс пойдет. Конечно, построение эффективной интегрированной корпоративной информационной системы планирования и управления - процесс индивидуальный для каждого конкретного предприятия, принимая во внимание особенности отраслевой принадлежности организации, специфику ведения бизнес-процессов и дру-

гое. И в этом нелегком деле самой неправильной тактикой может стать чрезмерная осторожность, многолетние «выборы» программ и нежелание принимать решение о начале работ. Еще не один бизнес не стал успешным без системы.

Литература

1. Шадурский Е.Н. Управление эффективностью бизнеса // IT Manager №4/2010 г.

2. Бронникова T.M. Что получаем, когда внедряем? // CIO №2/2010 г.

3. Берников Г.М. Корпоративные информационные системы // Корпоративный менеджмент №8/2009 г.

4. Кочнев А.А. Системы стратегического управления для бизнеса: сегодня и завтра // ITeam №5/2010 г.

5. Карпачев И.О. Реальность и мифология компьютерных систем управления предприятием // PC Week, №3/ 2008 г.

6. ОАО «Компания Славич» - официальный сайт URL: http :// www.slavich.ru

7. ОАО «Компрессорный комплекс» - официальный сайт URL: http:// www.mbfkk.ru

8. APICS// edit/Cox J.F., etc. American Production and Inventory Control Society, 2008

9. Erik L. Enterprise Resource Planning. The changing application model // White paper, GartnerGroup, 2008

References

1. Shadursky E.N. Business Performance Management / / IT Manager № 4 / 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bronnikov T.M. What happens when we introduce? / / CIO № 2 / 2010

3. Vernikov G.M. Corporate Information Systems / Corporate Management № 8/2009

4. Kochnev A.A. Strategic management systems for business: today and tomorrow / / ITeam № 5 / 2010

5. Karpachev I.O. Reality and mythology of the computer systems of business management / / PC Week, № 3 / 2008

6. OJSC "Company Slavich - Official Site URL: http://www.slavich.ru

7. JSC "Compressor Complex - Official Site URL: http://www.mbfkk.ru

8. APICS / / edit / Cox J.F., etc. American Production and Inventory Control Society, 2008

9. Erik L. Enterprise Resource Planning. The changing application model / / White paper, GartnerGroup, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.