Научная статья на тему 'Формирование интегральных показателей оценки уровня информатизации медицинской организации'

Формирование интегральных показателей оценки уровня информатизации медицинской организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / INTEGRAL EVALUATION OF THE LEVEL OF INFORMATIZATION / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / E-HEALTH / EFFECTIVENESS OF INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стародубов В.И., Сидоров К.В., Зарубина Т.В., Алепко А.А.

В статье описан подход к формированию интегральных показателей уровня информатизации медицинских организаций, лежащий в основе оценки уровня информатизации регионального сегмента ЕГИСЗ. Представлены принципы и математические методы обработки результатов для их последующей интерпретации и формирования интегральных показателей, получаемых на основе анкеты для оценки значений конкретных показателей информатизации медицинских организаций.Представлены результаты практического применения методики оценки уровня информатизации, полученные КГБУЗ «МИАЦ» МЗ Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стародубов В.И., Сидоров К.В., Зарубина Т.В., Алепко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of integral indicators of assessment of the level of informatization of the regional health

Describes the approach to forming integral indicators of the level of informatization of medical organizations, forming the basis of assessing the level of computerization of the regional segment of EGISZ.Presents principles and mathematical methods of processing results for further interpretation and forming integral indicators obtained on the basis of questionnaires for evaluation of specific indicators of informatization of medical organizations. Presents the results of practical application of the technique of an estimation of the level of informatization, KGBUZ «Medical information analytical center» of the Ministry of Health of the Khabarovsk Krai.

Текст научной работы на тему «Формирование интегральных показателей оценки уровня информатизации медицинской организации»

и информационные

технологии

В.И. СТАРОДУБОВ,

Академик РАН, д.м.н., профессор, директор ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России К.В. СИДОРОВ,

руководитель Регламентной службы ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России,

kirill.sidorov.68@gmail.com

Т.В. ЗАРУБИНА,

д.м.н., профессор, заведующая кафедрой медицинской кибернетики и информатики ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, t_zarubina@mail.ru А.А. АЛЕПКО,

директор КГБУЗ «МИАЦ» министерства здравоохранения Хабаровского края, AlepkoAA@miac.medkhv.ru

ФОРМИРОВАНИЕ

ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2

Стародубов В.И., Сидоров К.В., Зарубина Т.В., Алепко А.А. Формирование интегральных показателей оценки уровня информатизации медицинской организации (ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ, ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, г. Москва, КГБУЗ «МИАЦ» МЗ Хабаровского края, г. Хабаровск, Россия)

Аннотация. В статье описан подход к формированию интегральных показателей уровня информатизации медицинских организаций, лежащий в основе оценки уровня информатизации регионального сегмента ЕГИСЗ. Представлены принципы и математические методы обработки результатов для их последующей интерпретации и формирования интегральных показателей, получаемых на основе анкеты для оценки значений конкретных показателей информатизации медицинских организаций.

Представлены результаты практического применения методики оценки уровня информатизации, полученные КГБУЗ «МИАЦ» МЗ Хабаровского края.

Ключевые слова: эффективность информатизации, интегральная оценка уровня информатизации, медицинская информационная система, электронное здравоохранение.

UDC 614.2

Starodubov V.I, Sidorov K.V., Zarubina T. V, Alepko A.A. The formation of integral indicators of assessment of the

level of informatization of the regional health (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, «Pirogov Russian National Research Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation», Moscow, Russia, «Medical information analytical center» of the Ministry of Health of the Khabarovsk Krai, Khabarovsk, Russia)

Abstract. Describes the approach to forming integral indicators of the level of informatization of medical organizations, forming the basis of assessing the level of computerization of the regional segment of EGISZ.

Presents principles and mathematical methods of processing results for further interpretation and forming integral indicators obtained on the basis of questionnaires for evaluation of specific indicators of informatization of medical organizations. Presents the results of practical application of the technique of an estimation of the level of informatization, KGBUZ «Medical information analytical center» of the Ministry of Health of the Khabarovsk Krai.

Keywords: effectiveness of informatization, integral evaluation of the level of informatization, medical information system, e-health.

>-

© В.И. Стародубов, К.В. Сидоров, Т.В. Зарубина, А.А. Алепко, 2018 г.

ВВЕДЕНИЕ

Решение задачи оценки эффективности информатизации здравоохранения (применительно к региональному сегменту ЕГИСЗ [1]) на основе универсального, результат - ориентированного (критериального) подхода, о котором шла речь в предыдущей статье [2], посвященной оценке уровня информатизации медицинской организации (далее ОУИМО), базируется на объективизации и формализации функциональных задач, которые решаются внедрением МИС МО.

Важным практическим результатом на этом пути стала разработка анкеты на основе перечня показателей, характеризующих уровень информатизации медицинской организации (далее анкета ОУИМО), которые структурированы относительно основных функциональных сегментов, определенных методическими рекомендации «по обеспечению функциональных возможностей» учрежденческих и региональных медицинских информационных систем (МИС МО и РМИС) [3, 4].

В рамках конференций, проводившихся в 2017 году, состоялось расширение аудитории профессионального экспертного сообщества, которой была представлена методика оценки уровня информатизации медицинских организаций. В программу дальневосточной конференции «ИТ - Мед.Конф» [5] (апрель, г. Хабаровск) и межрегиональной конференции «Региональная информатизация: особенности и проблемы внедрения, перспективы развития» [6], (ноябрь, г. Петропавловск-Камчатский) были включены доклады, посвященные методам математической обработки данных и результатам их практического применения, в том числе на основе данных, полученных КГБУЗ «МИАЦ» МЗ Хабаровского края.

По результатам расширенного совещания, проводившегося полпредством Президента Российской Федерации в ДФО в преддверии дальневосточной конференции, было принято решение о необходимости (совместно

2018, № 1

с Минздравом РФ) «продолжить работу, связанную с оценкой уровня информатизации в регионах ДФО, включить субъекты Дальневосточного федерального округа в пилотный проект по методике оценки уровня информатизации учреждений здравоохранения...».

20 ноября 2017 года состоялось заседание Общероссийского народного фронта «Информатизация здравоохранения. Достижения и пути развития», по результатам которого в качестве мер по развитию информатизации в сфере здравоохранения было сформулировано предложение: «Формализовать и стандартизовать оценку уровня информатизации медицинских организаций, регионального здравоохранения и отрасли здравоохранения в целом для повышения объективности показателей ...».

Особое значение результаты работы по оценке уровня информатизации получили в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [7] и разработкой на его основе специализированных нормативно-правовых актов.

Одним из важнейших документов в этом ряду являются «Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и медицинским информационным системам медицинских организаций.», научно-практической основой для которых стали методические рекомендации «по обеспечению функциональных возможностей» МИС МО и РМИС, а также работы по их развитию в направлении объективизации и формализации перечня показателей, характеризующих уровень информатизации.

Таким образом, задача представления методов обработки полученных данных для формирования интегральных показателей, анонсированная в предыдущей статье, является

>

Врач «и

' и информационные

технологии

> крайне актуальной и соответствующей потребностям развития отрасли в целом.

Особенности интегральной оценки уровня информатизации

Результаты оценки показателей, полученных в соответствии с анкетой ОУИМО, предоставляют возможность для их дальнейшей обработки в двух направлениях: «горизонтальной интеграции» - относительно конкретной медицинской организации, и «вертикальной интеграции» - относительно массива медицинских организаций региона.

Оба указанных направления являются взаимодополняющими. Очевидно, что результаты «горизонтальной интеграции» (сводные показатели конкретного учреждения) могут быть «вертикально интегрированы» со сводными показателями других медицинских организаций региона, и, наоборот, данные, полученные в результате «вертикальной интеграции» (сводные показатели для массива региональных учреждений), могут быть «горизонтально интегрированы» по аналогии с показателями конкретного медицинского учреждения.

В конечном итоге оба направления позволяют прийти к единому интегральному показателю (набору интегральных показателей), характеризующих уровень региональной информатизации. При этом возможность получения результата различными путями открывает возможность для настройки внутреннего логического и математического контроля системы подсчетов.

Количество возможных вариантов построения интегральных оценок на массиве региональных медицинских организаций весьма значительно и определяется количеством «путей» (последовательных интеграционных преобразований данных с возможностью изменения направления интеграции на каждом из шагов), которые можно использовать.

Поскольку для поиска и настройки множества возможных интегральных показателей

оценки уровня информатизации необходимо опираться на значительные массивы данных, которые будут получены в результате обследования регионов, различающихся по количеству медицинских учреждений, показателям демографии, уровню финансирования информатизации здравоохранения и т.д., в рамках настоящей статьи будут представлены четыре показателя (по два для каждого направления), иллюстрирующие возможности «вертикальной» и «горизонтальной» интеграции.

На приведенной ниже блок-схеме (рис. 1) показаны направления обработки данных (показатели А, , В. , С, , D. , Е. ), полученных

1...П' 1...П' 1...П' 1...П' 1...П'' '

в разрезе медицинских организаций региона (ОБЪЕКТ-l...N) при «горизонтальной» и «вертикальной» интеграции.

Непрерывным линиям (стрелкам), идущим слева направо, соответствуют шаги по «горизонтальной» интеграции данных, приводящие к получению интегральных результатов различного уровня, обозначенных прямоугольниками с индексом RHI (result of the horizontal integration).

Аналогично линиям (стрелкам), обозначенным пунктиром, идущим сверху вниз, соответствуют шаги по «вертикальной» интеграции данных, приводящие к получению интегральных результатов различного уровня, обозначенных прямоугольниками с индексом RVI (result of the vertical integration).

Для схематического отображения операций по обработке данных (в обоих направлениях) используются прямоугольники темного цвета с индексами fs t h (для «горизонтальной» интеграции) и Fm п v (для «вертикальной» интеграции).

Предваряя описание конкретных интегральных показателей, о которых пойдет речь в настоящей статье, необходимо остановиться на проблемах, имеющих более общий характер для оценки уровня информатизации регионального здравоохранения.

2018, № 1

Рис. 1. Блок-схема обработки данных при «горизонтальной» и «вертикальной» интеграции

Оценка уровня информатизации регионального сегмента ЕГИСЗ складывается на основе данных, получаемых от медицинских организаций, формирующих структуру регионального здравоохранения. Однако данная структура представляет собой неоднородную группу объектов, имеющих различные специфические особенности, в том числе такие, в отношении которых необходимо применять специальные решения.

Рассмотрим укрупненную «типовую» структуру регионального здравоохранения в разрезе входящих в нее объектов (рис. 2).

В качестве шагов по формированию массива объектов, данные которых будут использованы для интегральной оценки, следует определить те организации, которые на сегодняшнем этапе не будут в нее включены (в отношении них может быть принято решение о последующем включении на основе адаптированных методик, учитывающих специфику деятельности).

В качестве первого шага, из общего массива региональных медицинских организаций выделяются организации, не входящие в государственную и муниципальную системы

и информационные

технологии

МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ВХОДЯЩИЕ В ГОУДАРСТВЕННУЮ И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЧАСТНЫЕ] МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВХОДЯЩИЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

! 1

1

МО,УЧРЕЖДЕНИЯ) ОСОБ ОГО ТИПА НЕ ВЕДУЩИЕ ЭМК (МИАЦ. БЮРО СМЭ. ДЕЗ. СТАНЦИЯ И ДР.) МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДШИЕ ЭМК

1

*

МО(1Щ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ (ЦЕНТРСПИД, ДОМ РЕБЕНКА, НАРКОЛОГИЧЕСКИЕ. ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ, СТОМАТОПОГИЧЕСКИЕЛПУ) МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СТАЦИОНАРЫ, ПОЛИКЛИНИКИ)

МО (СТАЦИОНАРЫ) МО (СТАЦИОНАРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ) МО (ПОЛИКЛИНИКИ)

МО (СТАЦИОНАРЫ} ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

МО (ПОЛИКЛИНИКИ) ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

о

з

о

к Э

•в*

0 ■о

1

Рис. 2. Блок-схема участия региональных МО в формировании данных для оценки уровня информатизации

здравоохранения (в трактовке 323-ф3) [8]. Данные организации, как правило, лишь частично включены (не включены) в систему ОМС и, соответственно, имеют принципиально иную систему финансирования. Мотивы исключения данного типа организаций носят административный и экономический характер, поскольку с предметно-практической точки зрения применимость методики не зависит от формы финансирования организации. Однако финансовое и цифровое неравенство регионов, а также отсутствие механизмов вовлечения подобных организаций в программу по сбору данных (в том числе из-за нежелания подвергать риску «конкурентные» преимущества) не позволяет на сегодняшний день говорить об унификации процедур в отношении данного вида объектов.

Дальнейшее развитие оценки уровня информатизации в направлении организаций, не входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения, может базироваться на комбинации двух подходов: регламентирование документами регулятора порядка и состава предоставляемых данных для целей управления системой регионального здравоохранения либо формирование «рейтинга информатизации МО» на добровольной (коммерческой) основе.

Следующей группой объектов, которые не могут быть включены в программу оценки уровня информатизации, является группа организаций системы здравоохранения особого типа, не ведущая электронные медицинские карты (ЭМК). На уровне региона к этой группе относятся органы управления здравоохра-

■ ■■

F4H

нением, МИАЦ, бюро судебно-медицинской экспертизы, дезинфекционные станции и т.д., а также образовательные учреждения, имеющие лицензии на медицинскую деятельность.

Вопрос о глобальной (верхнеуровневой) номенклатуре медицинских организаций (по роду их деятельности) имеет серьезную и сложную историю, в том числе в силу особенностей 323-ф3 в части юридического утверждения понятия «медицинская организация». Предложение по решению данного вопроса было сделано в рамках проекта, реализуемого ФГБУ ЦНИИОИЗ, по формированию «дерева идентификаторов объектов Минздрава России», включающего присвоение идентификатора объекта (OID) [9] медицинским организациям. Более подробно о проблеме отнесения медицинских организаций к конкретной группе будет рассказано в публикации, посвященной российскому сегменту международного дерева идентификации объектов.

Включение в интегральную оценку информатизации регионального здравоохранения организаций, относящихся к вышеуказанной группе, представляется неочевидным и, как минимум, требующим специального решения. Однако наличие в составе данной группы таких организаций, как учебные делает актуальным вопрос о разработке необходимой специализированной методики.

Если исключение из интегральной оценки уровня информатизации медицинских организаций, относящихся к двум предыдущим группам, представляется очевидным, то в отношении следующей группы понимание необходимости разработки специального решения было получено по результатам «пилотного» тестирования предлагаемой методики.

Речь в данном случае идет о специализированных медицинских организациях, к которым относятся: центры СПИД, дома ребенка, психиатрические, наркологические и стоматологические учреждения.

2018, № 1

Особенностями деятельности данных организаций могут быть: более высокий уровень «закрытия» информации, регламентируемый на законодательном уровне; выраженная специализация лечебного процесса, в котором, в силу этого, отсутствует набор показателей, используемых в методике. Для медицинских организаций данной группы вопрос адаптации и разработки соответствующих методик является наиболее актуальным и представляет собой задачу второго этапа разработки и внедрения методики оценки уровня региональной информатизации.

Следующую группу объектов составляют медицинские организации - стационарные и поликлинические (либо МО, имеющие смешанный вид деятельности), которые являются источником данных для интегральной оценки уровня региональной информатизации.

Важной особенностью, в отношении которой необходимо сформулировать решение, является структура медицинских организаций, включающая фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Вопрос несоответствия количества «мест оказания медицинской помощи» и количества медицинских организаций - юридических лиц пересекается с вопросом, о котором шла речь в части организаций, не имеющих ЭМК, и с вопросом учета этих организаций в рамках программы присвоения уникальных идентификаторов (OID).

Поскольку количество ФАП, открытых в рамках одной медицинской организации, может различаться от ноля до нескольких десятков при том, что «информационная неоднородность» является характерной чертой данных обособленных подразделений, необходимо вынести показатели их деятельности в особую группу. Особенностью деятельности, с точки зрения информатизации, является наличие у таких обособленных подразделений реальной или потенциальной возможности предоставления услуг по телемедицинскому консультированию. Развитие программы

>

Врач «и

' и информационные

технологии

> оценки уровня информатизации, в направлении ФАП, тесно связанно с реализацией проектов по телемедицине, принимаемых на федеральном и региональном уровне. На сегодняшнем этапе количественные показатели ФАП целесообразно использовать среди прочих для оценки доли рынка региональных медицинских услуг, относящихся к конкретной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним крайне важным и сложным вопросом является вопрос о формировании перечня объектов, участвующих в интегральной ОУИМО региона. В составе медицинской организации - юридического лица, помимо ФАП, о которых было сказано выше, могут находиться подразделения (в том числе обособленные), представляющие полный перечень медицинских услуг как стационарного, так и поликлинического направления. С учетом того, что развитие региональной информатизации, в зависимости от субъекта, может быть неоднородным, демонстрирующим в ряде случаев значительное отставание одного из направлений, целесообразно решать вопрос интегральной оценки, разделяя направления стационарного и поликлинического обслуживания.

Таким образом, в качестве «единичного объекта», включаемого в перечень интегральной ОУИМО региона, предпочтительней рассматривать медицинскую организацию раздельно, с формированием анкеты ОУИМО для каждого направления (стационарного, поликлинического) оказания медицинских услуг.

Данный подход позволяет решать еще одну задачу, связанную с необходимостью разделения обособленных подразделений (ведущих полноценную медицинскую деятельность в рамках одного юридического лица) для целей оценки информатизации по различным направлениям.

В любом случае, вопрос формирования регионального перечня стационарных и поликлинических организаций, включаемых в интегральную оценку уровня информатизации,

носит не формальный характер и требует итерационного подхода, основанного на обратной связи по полученным результатам на основе совместной работы региональных ОУЗ, МИАЦ и специалистов по организации ОУИМО.

Направления интегральной оценки, «горизонтальная» и «вертикальная» интеграция данных

Как уже говорилось в начале статьи, оба направления обработки данных, получаемых при обследовании региональных медицинских организаций, являются взаимодополняющими при формировании интегральной оценки региональной информатизации. Более того последовательное применение обоих подходов (в различных комбинациях) позволяет увеличить достоверность и надежность полученных результатов за счет внутреннего логического и математического контроля системы.

Однако, несмотря на широкие возможности, которые существуют для интегральной оценки, следует понимать, что основой для нее являются результаты обследования конкретных медицинских организаций. О преимуществах данного подхода, именно в силу его объектной ориентированности, мы говорили в предыдущей статье [2]. Поэтому базовым принципом при формировании методов математической интерпретации полученных результатов было сохранение связанности интегрального решения любого уровня с первоначальными данными.

Несмотря на возможность построения значительного числа сценариев последовательной обработки данных, в рамках настоящей статьи будут представлены два основных решения - для интегральной оценки уровня информатизации МО («горизонтальная» интеграция данных) и интегральной оценки показателей информатизации на массиве региональных МО («вертикальная» интеграция данных),

каждое из которых включает два сопряженных показателя (абсолютный и относительный).

Интегральная оценка уровня информатизации МО («горизонтальная» интеграция данных)

В качестве базового подхода будет рассмотрен вопрос «горизонтальной» интеграции данных относительно показателей, получаемых при проведении обследования конкретной медицинской организации.

Логика «горизонтальной» обработки данных, полученных на массиве региональных организаций (т.е. «вертикально» интегрированных данных по показателям либо по функциональным сегментам), будет аналогична представленной, с точностью до настройки конкретных операций отображения.

В общем виде задача «горизонтальной» интеграции состоит в описании правил перевода (отображения) результатов оценки конкретных показателей в сводное значение, имеющее более общий характер.

Первым этапом «горизонтальной» интеграции является преобразование данных (результатов оценки показателей) в рамках одного функционального сегмента. При этом следует понимать, что поскольку количество показателей, входящих в различные функциональные сегменты различается, то различается и количество наборов результатов, которые могут быть получены в результате их оценки.

Однако независимо от функционального сегмента выполняются общие правила преобразования (присущие любому сюръективному отображению рис. 3) [10], а именно:

- каждому возможному набору результатов (на рисунке множество X) сопоставляется соответствующее (единственное) значение уровня функционального сегмента (множество Y);

X

2018, № 1

У

Т^в) \

(¿у—

-—Ч6)

У

Рис. 3. Сюръективное отображение

- одному значению уровня функционального сегмента может соответствовать несколько возможных наборов результатов (Х);

- каждому значению уровня функционального сегмента соответствует хотя бы один набор результатов (Х).

В качестве примера для иллюстрации процесса интегрального преобразования данных рассмотрим функциональный сегмент «Оказание медицинской помощи на уровне медицинской организации» (А), включающий в себя 7 показателей.

Ниже, в таблице 1, представлены наборы результатов, которые соответствуют одному из возможных значений уровня функционального сегмента. В схематическом отображении операций по обработке данных на рис. 1, представленная таблица соответствует прямоугольнику темного цвета с индексом ^ сегмента А.

Каждому значению уровня функционального сегмента соответствует группа наборов результатов, для которой определен набор значений показателей. При этом определяющим является количество «низких» показателей:

- значению уровня функционального сегмента «минимальный» соответствуют наборы, включающие 5 и более результатов значений показателей «минимальный»;

- значению «минимальный стабильный» -3 и 4;

>

и информационные

технологии

Таблица 1

Значения уровня функционального сегмента А «Оказание медицинской помощи на уровне медицинской организации»

Значения показателей (минимальный; базовый; расширенный)

Значение уровня функционального сегмента

М М М М М М

Б М М М М М

Р М М М М М Минимальный

Б Б М М М М

Р Б М М М М

Р Р М М М М

Б Б Б М М М

Р Б Б М М М

Р Р Б М М М

Р Р Р М М М Минимальный стабильный

Б Б Б Б М М М

Р Б Б Б М М М

Р Р Б Б М М М

Р Р Р Б М М М

Р Р Р Р М М М

Б Б Б Б Б М М

Р Б Б Б Б М М

Р Р Б Б Б М М

Р Р Р Б Б М М

Р Р Р Р Б М М

Р Р Р Р Р М М Базовый переходный

Б Б Б Б Б Б М

Р Б Б Б Б Б М

Р Р Б Б Б Б М

Р Р Р Б Б Б М

Р Р Р Р Б Б М

Р Р Р Р Р Б М

Р Р Р Р Р Р М

Б Б Б Б Б Б Б Базовый

Р Б Б Б Б Б Б стабильный

Р Р Б Б Б Б Б Базовый

Р Р Р Б Б Б Б расширенный

Р Р Р Р Б Б Б Расширенный

Р Р Р Р Р Б Б переходный

Р Р Р Р Р Р Б Расширенный

Р Р Р Р Р Р Р премиум

Региональные проекты информатизации www.idmz.ru

2018, № 1 ^

Таблица 2

Значения уровней функциональных сегментов В, С и D

Значения показателей Значение уровня

(минимальный; базовый; расширенный) функционального сегмента

М М М Минимальный

Б М М Минимальный стабильный

Р М М

Б Б М

Р Б М Базовый переходный

Р Р М

Б Б Б Базовый стабильный

Р Б Б Базовый расширенный

Р Р Б Расширенный переходный

Р Р Р Расширенный премиум

- значению «базовый переходный» - 1 или 2 значения показателей «минимальный».

При отсутствии в наборе значений показателей уровня «минимальный», определяющим является количество показателей «базовый», соответственно уровень функционального сегмента «базовый стабильный» - 6 и 7, «базовый расширенный» - 4 и 5, «расширенный переходный» - 2 и 3, «расширенный премиум» - не более 1 показателя «базовый».

Для показателей функционального сегмента определены все возможные (в количественном выражении) наборы результатов (для целей оценки последовательность результатов не важна и цепочка результатов М-М-М-М-М-М-Б имеет то же значение, что и цепочка Б-М-М-М-М-М-М). Аналогичным образом (с учетом структуры показателей) будут определены наборы результатов для остальных функциональных сегментов.

Соответствие наборов результатов значениям уровня функциональных сегментов «Взаимодействие с пациентами» (В), «Управление медицинской организации» (С), «Взаимодействие с централизованными региональными и федеральными информационными

ресурсами» включающих по 3 показателя, представлено в таблице 2.

Значению уровня функциональных сегментов «минимальный» соответствуют наборы показателей, включающие 3 значения показателя «минимальный»; значению «минимальный стабильный» - 2, «базовый переходный» - 1.

При отсутствии в наборе значений показателей уровня «минимальный» значениям уровней функциональных сегментов «базовый стабильный», «базовый расширенный», «расширенный переходный» и «расширенный пре-миум» соответствуют наборы показателей, включающие - 3, - 2, - 1, и 0 показателей «базовый» соответственно.

Для функционального сегмента «Взаимодействие между различными МО в рамках оказания медицинской помощи» (Е), имеющего только один показатель, уровень функционального сегмента соответствует уровню показателя.

Поскольку для всех функциональных сегментов (за исключением функционального сегмента Е) применяется единая структура значений, включающая 7 возможных уровней, каждому из них может быть присвоен балл, который впоследствии будет использован для формирования интегральной оценки уровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и информационные

технологии

информатизации медицинской организации.

Для включения данных по функциональному сегменту Е в интегральную оценку на основе присваиваемых баллов, мы установим соответствие значений уровня данного сегмента уровням значений других сегментов следующим образом: «минимальный Е» = «минимальный А, В, С, D»; «базовый Е» = «базовый стабильный А, В, С, D»; «расширенный Е» = «расширенный премиум А, В, С, D».

Вторым этапом «горизонтальной» интеграции является преобразование частично-интегрированных данных (результатов интегральной оценки уровня функциональных сегментов) в интегральный результат одной медицинской организации.

Для этого значению (каждому из 7) уровня функционального сегмента устанавливается соответствующее количество баллов, присваиваемых при его достижении.

Поскольку целевым ориентиром информатизации медицинских организаций на современном этапе является достижение «базового» уровня, обеспечивающего реальное и измеримое участие информационных технологий в деятельности медицинской организации, при присвоении баллов для уровней ниже «базового» используется больший шаг снижения.

Для получения интегральной балльной оценки медицинской организации в целом, полученные баллы функциональных сегментов (умноженные на количество показателей, которые в него входят), суммируются по следующей формуле:

ЯН/объекта — (,RHIAl

сегмента

NA) +

HRHh,

сегмента

*Nb)+(RHIc<

сегмента

сегмента сегмента

что для сегодняшней структуры функциональных сегментов

где: Na=7,Nb=Nc=Nd=3,Ne=1

соответствует следующему виду:

RHIoбъeк^a RH1Дсегмента * 7 + "^(^^^Всегмента^^^^Ссегмента^^^^Осегмента)

* 3 + RHIEcerMeliTa * 1

Поскольку при расчете ^Н/О6ъекта учтено полное количество показателей, участвующих в оценке (NA+NB+NC+ND+NE= 1 7), то его значение можно соотнести с максимальным возможным значением RHL, , которое со-

Объекта' 1

ответствует следующей формуле:

max й#/объекта = тах /?Я/сегмента* (NA + NB + NC + ND+ NE) или max ЙЯ/06ъекта = ДЯ/сегмента"расширенный премиум" * 17,

Таблица 3

Соответствие уровня функционального сегмента количеству присваиваемых баллов

Значение уровня функционального сегмента Балл

Минимальный 0

Минимальный стабильный 2

Базовый переходный 5

Базовый стабильный 6

Базовый расширенный 7

Расширенный переходный 8

Расширенный премиум 9

2018, № 1

что для установленного (таблица 3) значения баллов соответствует значению 153.

Таким образом, интегральную оценку уровня информатизации медицинской организации представляют два показателя: абсолютный ^Н1Об ), показывающей количество баллов, полученных данной организацией в процессе обследования, и относительный (%RHIОбъекта), соотносящий полученное количество баллов с максимальным возможным значением, рассчитываемым по следующей формуле:

%7?Я70бЪекта=^^Объекта/ ШОХЯН1объекта

Интегральная оценка показателей информатизации на массиве региональных МО («вертикальная» интеграция данных)

При формировании интегральной оценки на массиве региональных организаций («вертикальной интеграции) в качестве данных возможно использование результатов обследования объектов информатизации, представляющих собой как простые значения показателей (без предварительной интегральной обработки), так и частично-интегрированные данные (полученные в результате «горизонтальной» интеграции).

В рамках статьи будет представлен подход к «вертикальной» интеграции, основанный на частично-интегрированных данных относительно функциональных сегментов. В начале статьи говорилось о множественности «путей» «вертикальной» интеграции, однако данный вариант представляет собой наиболее понятный и информативный с точки зрения получения общего показателя применительно к региону.

Первым этапом «вертикальной» интеграции (независимо от выбранного вида обрабатываемых данных) является суммирование результатов, полученных на

массиве региональных медицинских организаций.

Если в качестве исходных данных принимаются значения конкретных показателей, то результатом станет числовое распределение ответов для каждого показателя, отражающее обследование всех региональных организаций. На рис. 1 эти данные графически представлены в виде светлых прямоугольников с индексами RVI -А1/^1 -А2^1 ^ (аналогично для В, С, D, Е).

Если же исходными данными являются результаты частичной интеграции показателей относительно функциональных сегментов (первый этап «горизонтальной» интеграции), то будет получено числовое распределение возможных значений (одного из 7) на массиве региона. На рис. 1 эти данные представлены в виде светлых прямоугольников с индексами RVI-AС (аналогично для В, С, D, Е).

И наконец, если данными являются результаты интегральной оценки медицинских организаций (второй этап «горизонтальной» интеграции), то итогом будет сумма баллов, полученная всеми организациями региона.

Результаты применения второго подхода, будут отображаться в виде таблицы 4. При этом следует упомянуть, что сводные данные формируются по отдельности для ам-булаторно-поликлинических и стационарных объектов.

На примере полученных данных (^д, - представляющих собой числовые значения) будет представлен подход к их дальнейшей обработке в направлении получения интегрального показателя региона.

Как уже подчеркивалось, целевым ориентиром информатизации медицинских организаций является достижение «базового» уровня, относительно которого мы и будем оценивать полученные данные на втором этапе «вертикальной» интеграции.

Поскольку выбор целевого уровня (в нашем случае «базовый») зависит как от

>

и информационные

технологии

текущих задач, так и от особенностей развития отрасли на конкретном этапе, предлагаемое нами решение впоследствии может быть изменено в сторону повышения уровня при сохранении логики и методики обработки данных.

Для формализации понятия целевого ориентира, применительно к заданному «базовому» уровню, установим следующее:

- значения уровня функциональных сегментов «базовый переходный» и выше (число медицинских организаций в столбцах 3-7 таблицы 4) соответствует понятию «достижение заданного уровня»;

- значения «минимальный стабильный» и ниже (число медицинских организаций в столбцах 1-2 таблицы 4) «заданный уровень не достигнут».

Следовательно процентный показатель достижения целевого уровня информатизации, вычисленный на основе оценки уровней функциональных сегментов отдельных медицинских организаций, будет определяться по следующей формуле:

%^^Сегмента

(ЛГзс

+ К

4сегмента

+

0^1сегм. "1"^2сегм."1" ^Зсегм.~1~

N.

5сегмента

бсегмента

7сегмента.

)

где

сегмента "I" ^4сегмента ^Бсегмента + ^бсегмента"'" сегмента ^Достиж.сегм,-

соответствует числу организаций, «достигших заданного уровня»;

N

1сегм. "I" сегм. сегм.~1~^4сегм.~1~

' —^общ —

соответствует общему числу организаций, сведения о которых включены в интегральную оценку.

Таким образом, интегральную оценку регионального уровня информатизации относительно функциональных сегментов представляют два показателя: абсолютный (^цостижсегм), показывающий количество медицинских организаций «достигших заданного уровня» по данному функциональному сегменту, и относительный (%RVL ), пока' ' * Сегмента''

Таблица 4

Результаты оценки уровня функциональных сегментов на массиве региональных медицинских организаций

^^^^^^ Значение уровня ^^^^^^ функционально ^^^^^^ госегмента Функциональный сегмент ^^^^^^ Минимальный Минимальный стабильный Базовый переходный Базовый стабильный Базовый расширенный Расширенный переходный Расширенный премиум

Столбец/Строка 1 2 3 4 5 6 7

(А) Оказание медицинской помощи на уровне медицинской организации Чд ^д ^д N4Д N5Д ^д ^д

(В) Взаимодействие с пациентами Чв N3B N4B Чв N7B

(С) Управление медицинской организации Чс N2C N3C N4C N5C N7C

Р) Взаимодействия с централизованными рег. и федер. информационными ресурсами Мю М30 ^ Мбв

(Е) Взаимодействие между различными МО в рамках оказания мед. помощи Че N4E ^Е

зывающий удельный вес таких организаций.

Итоговые значения указанных показателей, представляющие интерес для дальнейшей обработки, в том числе для получения интегральных показателей информатизации региона в целом, представлены в таблице 5.

Одним из возможных дальнейших направлений оценки региональной информатизации на основе полученных данных может стать анализ структуры медицинских организаций региона на предмет полного и частичного соответствия уровней функциональных сегментов заданному.

Прежде чем перейти к опыту практического применения, кратко остановимся на возможностях настройки представленной методики, исходя из развития законодательного регулирования в данной сфере и ограничений, накладываемых «Требованиями к ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и МИС МО».

Формирование единых требований к МИС МО неразрывно связано с законодательным установлением сроков для достижения соответствующих уровней развития, в рамках которых предполагается обеспечить последовательное развитие функциональной структуры и функциональных возможностей

2018, № 1

в соответствии с «базовым», а впоследствии «расширенным» уровнем.

Особенности развития функциональной структуры на разных этапах могут быть учтены благодаря тому, что оценка уровня информатизации МО («горизонтальная» интеграция данных) проводится дифференцированно относительно функциональных сегментов. Независимо от включения (не включения) функционального сегмента в требования, касающиеся заданного уровня для конкретного этапа, их значения могут быть вычислены, и, с учетом наложенных ограничений, включены (частично включены) в показатель интегральной оценки.

Учет требований развития функциональных возможностей на различных этапах обеспечивается тем, что при оценке уровня информатизации МО («вертикальная» интеграция данных), существует возможность изменения целевого уровня (например, в таблице 4 «базовый переходный»), который может быть изменен в сторону повышения. В частности, на представленном примере целевой уровень соответствует переходному периоду (1 год от даты принятия нормативно-правового акта) «для приведения в соответствие информационных систем, ранее не соответствовавших базовому уровню функционала».

Таблица 5

Распределение региональных МО по уровням достижения в разрезе функциональных сегментов

Достижение уровня Уровень не достигнут

Функциональный сегмент Сегмента Nn Достиж Сегмента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(А) Оказание медицинской помощи на уровне медицинской организации Ы_ А Достиж.А %RVIСегм.A ^^Обш, Достиж.А 100%-%RVIС А Сегм.А

(В) Взаимодействие с пациентами Ы_ в Достиж.В Сегм.В ^бщ. - достиж, 100%-%^1С в Сегм.В

(С) Управление медицинской организации ^Достиж.С г Сегм.С - N с Общ. Достиж.С 100%-%RVIС с Сегм.С

(0) Взаимодействия с централизованными рег. и федер. информационными ресурсами N Достиж.Э Сегм. и - Nn _ Общ. Достиж.□ 100%-%^1г п Сегм. и

(Е) Взаимодействие между различными МО в рамках оказания мед. помощи NЖостиж.E Сегм.Е - Nn Е Общ. Достиж.Е 100%-%^1г р Сегм.Е

>

и информационные

технологии

Опыт практического применения методов интегральной оценки региона

Опыт практического применения методов интегральной оценки представлен на основе работы, проведенной КГБУЗ «МИАЦ» МЗ Хабаровского края в 2017 году, в рамках исполнения решения совещания, организованного полпредством Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Оценка проводилась по результатам работы в первом квартале 2017 года и через 6 месяцев по результатам трех кварталов.

В качестве данных «единичного объекта», включаемого в перечень интегральной ОУИМО региона, использовались данные медицинских организаций, занимающихся оказанием стационарной и поликлинической медицинской помощи. При этом для МО, имеющих смешанный вид деятельности, формирование анкеты ОУИМО осуществлялось дифференцировано для каждого направления (стационарного, поликлинического) оказания медицинских услуг.

В перечень оценки по результатам 9 месяцев 2017 года были включены данные: 51 медицинской организации для амбулатор-но-поликлинического и 38 для стационарного направления деятельности.

Для интегральной оценки показателей информатизации на массиве региональных МО («вертикальная» интеграция данных) в качестве целевого уровня для функциональных сегментов был установлен «Базовый переходный». Полученные результаты представлены в виде значений относительных показателей -%АУ/Сегмента и графической интерпретации (рис. 4.1, 4.2, 4.3), демонстрирующей количественное распределение МО региона относительно достигнутых уровней функциональных сегментов.

Для иллюстрации выбраны функциональные сегменты (А, В, 0), определяемые в рамках «Требований к... медицинским информационным системам медицинских организаций.» в качестве обязательных элементов функциональной структуры на первом этапе (до 31 декабря 2020 года) реализации.

Рис. 4.1. Распределение региональных МО по уровню функционального сегмента (А) «Оказание медицинской помощи на уровне медицинской организации» для стационарного и поликлинического направления деятельности

2018, № 1

Рис. 4.2. Распределение региональных МО по уровню функционального сегмента (В) «Взаимодействие с пациентами» для стационарного и поликлинического направления деятельности

Рис. 4.3. Распределение региональных МО по уровню функционального сегмента ф) «Взаимодействие с централизованными рег. и федер. информационными ресурсами» для стационарного и поликлинического направления деятельности

Свод относительных показателей (%RVIСеrмента) региона для амбулаторно-поли-клинического и стационарного направления деятельности представлен на рис. 5.

При интегральной оценке уровня информатизации МО («горизонтальная» интеграция данных) для медицинских организаций региона

был рассчитан абсолютный показатель, показывающий количество баллов, полученных данной организацией в процессе обследования, и относительный показатель, соотносящий полученное количество баллов с максимальным возможным значением, которое для представленной методики составляет 153.

>

и информационные

технологии

Рис. 5. Доля МО региона, достигших целевого уровня по функциональным сегментам для стационарного и поликлинического направления деятельности

В качестве целевого уровня по количеству баллов, полученных МО в процессе обследования, было установлено значение 60, соответствующее значению показателя, превышающему 40%, что соотносится с ограничениями, устанавливаемыми «Требованиями к... медицинским информационным системам медицинских организаций.» на время переходного периода.

Также, как и в случае «вертикальной» интеграции данных, региональная оценка проводилась дифференцировано для амбулаторного и стационарного вида деятельности медицинских организаций. Графическое отображение полученных результатов представлено на рис. 6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты обработки данных, полученных на основе обследования

медицинских организаций конкретного региона, в соответствии с представленной методикой, позволяют говорить о ее применимости и возможности решения задач объективизации и унификации оценки уровня информатизации на различных уровнях.

Безусловно расширение количества субъектов и количества медицинских организаций, принимающих участие в работе по ОУИМО на основе представленной методики, позволит не только уточнить перечень и структуру применяемых показателей, но и обеспечит возможность настройки внутреннего логического и математического контроля системы подсчетов.

С учетом законодательных новаций, выводящих контроль уровня информатизации на принципиально новый уровень через реализацию «Требований к государственным информационным системам в сфере

Амбулатории

Стационары

2018, № 1

здравоохранения субъектов Российской Федерации и медицинским информационным системам медицинских организаций...», представленное решение, синхронизированное с ними по функциональной структуре и набору функциональных показателей, является актуальным и своевременным.

Возможность обеспечить региональные органы управления здравоохранением единой, понятной и апробированной методикой для оценки уровня информатизации непосредственно в самом начале переходного периода позволит избежать временных, технологических и ресурсных издержек, связанных с достижением поставленного на законодательном уровне результата.

Рис. 6.

Объекта

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 (ред. от 12.04.2012 г.) «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

2. Стародубов В.И., Сидоров К.В., Зарубина Т.В., Швырёв С.Л., Королева Ю.И., Раузи-на С.Е. Методика оценки уровня информатизации медицинской организации//Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 8. - С. 39-52.

3. «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО) » (утв. Минздравом России 01.02.2016 г.).

4. «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС)» (утв. Минздравом России 23.06.2016 г.).

>

и информационные

технологии

5. Материалы третьей дальневосточной медицинской конференции «ИТ-Мед.Конф» 2017, г. Хабаровск. [Электронный ресурс] Сайт КГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» МЗ Хабаровского края. - Режим доступа: https://miac.medkhv.ru/it-med-konf/ it-med-konf-2017. (Дата доступа: 12.12.2017 г.).

6. Материалы межрегиональной конференции «Региональная информатизация: особенности и проблемы внедрения, перспективы развития», 2017, г. Петропавловск-Камчатский. [Электронный ресурс] Сайт КГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» МЗ Камчатского края. - Режим доступа: https://kammiac.rU/page/2. (Дата доступа: 12.12.2017 г.).

7. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

8. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 (ред. от 29.07.2017 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9834-1-2009 Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Процедуры действий уполномоченных по регистрации ВОС. Часть 1. Общие процедуры и верхние дуги дерева идентификатора объекта АСН.1.

10. Верещагин Н.К., Шень А. Начала теории множеств. - 1999 г. - 128 с.

£2!! Органайзер

-\-

Всероссийская научно-практическая конференция «ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 2018:

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ»

Дата и место проведения: 26-27 марта 2018 г., г. Москва, ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России.

Организаторы: ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России совместно с Кафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и Консалтинговым центром «ЗдравРеформ».

Докладчики: представители Минздрава России, эксперты ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Национального Института Медицинского Права и др.

Подробности на сайтах: mednet.ru и zdravreform.com.

Координатор конференции: 8-983-301-95-05 Кузнецова Анна Валентиновна 9659991312@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.