Научная статья на тему 'Формирование инструментария поведенческих финансов'

Формирование инструментария поведенческих финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ / МЕРОПРИЯТИЯ ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА / ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТОВ РЫНКА / МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ / СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ / BEHAVIORAL FINANCE / FINANCIAL DECISIONS / THE RELATIONSHIP OF MARKET AGENTS / MOTIVATION / SUBJECTIVE FINANCIAL DECISIONS / MECHANISMS FOR MAKING FINANCIAL DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Людмила Ефимовна

Представлен методический материал, позволяющий выявить и измерить намерения лиц, принимающих финансовые решения в условия рынка. Построение предлагаемого методического подхода базируется на положениях теории поведенческих финансов. Представленные направления и зависимости целесообразно применять при формировании финансовой стратегии, а также отдельных мероприятий финансового характера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF BEHAVIORAL FINANCE TOOLS

The article presents the systematic material, which makes it possible to reveal and to measure the intentions of those, who make financial decisions into the conditions of market. The construction of systematic approach is based on the positions of the theory of the behavioral finances. The represented approaches and the established dependences it is expedient to use with the formation of financial strategy, and also separate measures of financial nature. The keywords: behavioral are finances, the measure of financial nature, the interrelation of the subjects of market, the motivation of making financial decisions, the subjective mechanism of making financial decisions

Текст научной работы на тему «Формирование инструментария поведенческих финансов»

УДК 336.018

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ

ФИНАНСОВ

Л.Е. Романова

Представлен методический материал, позволяющий выявить и измерить намерения лиц, принимающих финансовые решения в условия рынка. Построение предлагаемого методического подхода базируется на положениях теории поведенческих финансов. Представленные направления и зависимости целесообразно применять при формировании финансовой стратегии, а также отдельных мероприятий финансового характера.

Ключевые слова: поведенческие финансы, мероприятия финансового характера, взаимосвязь субъектов рынка, мотивация принятия финансовых решений, субъективный механизм принятия финансовых решений.

При обосновании необходимости внедрения мероприятий финансового характера конкретной компании в рыночных условиях следует учитывать намерения других участников рыночных отношений, прежде всего, реальных и потенциальных конкурентов. Поэтому весьма значимым аспектом подобных обоснований является использование методологии мотивации принятия управленческих решений [1]. Направлением решения проблемы выявления специфики намерений участников предложений на рынках товаров и услуг является использование положений теории поведенческих финансов, поскольку поведенческие финансы позволяютобъяс-нить особенности принятия управленческих решений финансового характера в условиях неопределенности на основе учета психологических факторов. В данном случае представляется необходимым включить в уточнение методологии поведенческих финансов положения институциональной экономики [2], а также подходы, применяемые в экономической социологии [3].

Если рассматривать формирование финансовой стратегии на основе положений институциональной экономики,то помимоориентации на миссию организации, имеющиеся ресурсы, различныеограничения, факторы внешнего и внутреннего порядка, следуетучитывать социальные нормы, ценности, традиции. То есть на поведенческую природу принятия финансовых решений влияет социальная оправданность и ответственность. Когда при формировании финансовых мероприятий предусматривается соблюдение социальных норм, то такие решения могут обеспечить рост экономического потенциала субъекта хозяйствования и предопределить возможности повышения его финансового результата.

С позиций экономической социологии необходимо определить рольчисто субъективных механизмов в принятии финансовых решений, и

методически обосновать проявление этих механизмов в действиях финансовых менеджеров. В данном случае следует разграничить объективное и субъективное восприятие экономической действительности лиц, принимающих финансовые решения.

Необъективное воспроизведение среды, в которой приходится внедрять те или иные мероприятия финансового характера, возникает в силу следующих причин: 1) необоснованногопозиционированиякомпаний и определения их возможностей в условиях конкурентного взаимодействия субъектов рынка [4]; 2) отсутствия учета и анализа действий и намерений участников рыночных отношений. Причем, если явные проявления намерений других субъектов рынка можно выявитьна основе последующего традиционного финансово-экономического анализа, то неявные мотивы следует определять с помощью более сложного инструментария, например, аппарата деловых игр [5]. Составление прогнозов неявных намерений необходимо осуществлять, прежде всего, для предупреждения ошибок в области поведенческих финансов.

Таким образом, позиции хозяйствующих субъектов на рынках товаров и услуг определяют не только чисто рыночные факторы, например, сложившийся уровень конкуренции, но и факторы поведенческих финансов, в частности, мотивы поведения, которыми руководствуются лица, осуществляющие обоснование мероприятий финансового характера. В связи с чем,выяснять проявление теории поведенческих финансов к определению рыночных позиций субъектов хозяйствования представляется целесообразным черезэкономические интересы финансовых менеджеров, отражаемые через мотивы деятельности, поскольку мотив - это внутреннее побуждение к действию.

Для изучения характера согласованности интересов отдельной компании с интересами других субъектов рынка, которые проявляются неявным образом, целесообразно выяснить, в какой степени потребности хозяйствующих субъектов согласуются с мотивами их поведения [1].

Результаты проводившихся научных исследований показывают, что в современных условиях основным критерием оптимизации функционирующих хозяйствующих субъектов является максимизация объема продаж или прибыли, и в незначительной мере используются такие критерии как рост стоимости предприятия, рост EVA и другие варианты.

Исследование динамики потребностей субъектов экономики позволяет выделить вектор поведения их финансовых менеджеров. Если этот вектор по определенной организации не вступает в противоречие с векторами других субъектов, то его целесообразно использовать в качестве критерия согласования финансово-экономического поведения данного субъекта экономикисдругими субъектами-представителями исследуемого рынка. Наличие или отсутствие противоречий, т.е. столкновения экономических

интересов, целесообразно обнаружить на основе анализа социальной природы мотивов хозяйствования [1].

Социальная природа мотивов принятия решений финансового характера может бытьотражена на основе двух противоположных групп мо-тивов:согласованностии состязательности (рис.1).

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Мотивы согласованности

Мотивы состязательности

Альтруизм -функционирование компании направлено на достижение успеха других компаний

Общая выгода -деятельность компании направлена на повышение общего успеха

N

Равенство -

деятельность компании направлена на достижение равного успеха компаний

-

Индивидуализм

стремление усилить успех только своей компании вне зависимости от результатов деятельности других компаний

Соперничество -компания стремится превзойти другие компании

Противоборство -

компания стремится снизить достижения других компаний с целью повышения значимости своего успеха или приуменьшения значимости собственной неудачи

Рис.1. Мотивы принятия решений финансового характера

Для установления меры влияния мотивов хозяйствования, являющихся выражением воли лиц, принимающих управленческие финансовые решения, соответствующие мотивы следует ранжировать.На основе полученных значений рангов можно выделить преобладающие мотивы для каждогосубъекта рынка. Для определения уровня согласованности мотивов лиц, принимающих финансовые управленческие решения, целесооб-разноустановитьзначение уровня согласованностиинтересов, представляемых финансовыми менеджерами компаний исследуемого рынка, как отношение ранга мотивов согласованности к рангу мотивов состязательности (Я2) [1].

I = Л

Л2, (3)

где 1с.и - уровень согласования интересов взаимодействующих компаний. Вариативность значений 1си отражена на рис.2.

Значение показателя уровня согласования интересов

1с.и >1

Я]> Я2 - мотивы согласованности действий довлеют над мотивами состязательности, конфликтные

ситуации маловероятны

1с.и = 1 1

1с.и < 1

Я1< Я2 - на рынке возможны конфликтные ситуации, уровень

соперничества компаний на рынке высок

Рис.2. Значения уровней согласования мотивов, определяющих принятиефинансовых решений

При назревании ситуации конфликта интересов субъектов исследуемого рынка значение индекса 1с.и будет иметь тенденцию к понижению. Конфликт интересов можно также отразить через рост уровня финансовых рисков компаний. В этом отношении показатель уровня согласования интересов может быть использован в качестве инструмента прогнозирования риска принятия финансовых решений. Диапазон возможного конфликта компаний-конкурентов зависит от соотношения предложения и спроса товаров или услуг на исследуемом рынке [6].

Для обоснования типа поведения компании с учетом согласованного взаимодействия с другими участниками определенного рынка целесообразно использовать положения механизма согласования неявного взаимодействия, под которым понимается формирование и реализация обоснованных действий, обеспечивающих согласованное развитие компаний [4].

Предложенный в данной статье подход целесообразно использовать при обосновании решений финансового характера для того, чтобы учитывать намерения других компаний-конкурентов определенного рынка. Поэтому целесообразно рассмотреть различные варианты рыночного предло-

жения: 1) преобладание одного вида товарного предложения (если он доминирует в структуре продаж); 2) множественный характер товарного предложения. Применение предлагаемого инструментария оценки поведенческих факторов позволит обосновать целесообразность поддержки существующих реакции компаний на действия компаний-конкурентов, либо обосновать необходимость ликвидации несоответствия между существующими и предпочтительными реакциями [1].

Таким образом, сформированный инструментарий оценки поведенческих финансов, позволяющий определить значение показателя, характеризующего уровень согласования интересов финансовых менеджеров -представителей компаний определенного рынка, дает возможность выявить намерения лиц, принимающих управленческие решения финансового характера. Представленные научные разработки целесообразно использовать при проведении дальнейших исследований в области поведенческих финансов, а также применять финансистами компаний различного профиля при формировании их финансовой стратегий, т.к. позволяют учесть поведенческие мотивы других участников определенного рынка.

Список литературы

1. Коршунова Г.В. Мотивация стратегических решений о типах конкурентного поведения предприятия на рынке товаров. Финансы и кредит. 2005. № 2 (170). С. 76-79.

2. Коршунова Г.В. Институциональные основы исследования рыночных взаимодействий. Финансы и кредит. 2006. № 5 (209). С. 45-48.

3. Радаев В. В.Экономическая социология / В.В. Радаев. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 604 с.

4. Романова Л.Е. Проблемы анализа рыночных структур. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1-2. С. 15-26.

5. Коршунова Г.В., Романова Л.Е. Использование теории игр при анализе взаимодействий субъектов рынка. Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 9. С. 48-52.

6. Коршунова Г.В. Методология выявления риска взаимодействия субъектов рынка. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3-1. С. 366-375.

Романова Людмила Ефимовна, д-р экон. наук, проф., milarom12@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE FORMATION OF BEHAVIORAL FINANCE TOOLS L.E. Romanova

The article presents the systematic material, which makes it possible to reveal and to measure the intentions of those, who make financial decisions into the conditions of market. The construction of systematic approach is based on the positions of the theory of the behavioral finances. The represented approaches and the established dependences it is expedient to use with the formation of financial strategy, and also separate measures of financial nature. The keywords: behavioral are finances, the measure of financial nature, the interrelation of the subjects of market, the motivation of making financial decisions, the subjective mechanism of making financial decisions.

Keywords:the behavioral finance,the financial decisions, the relationship of market agents, the motivation, subjective financial decisions, mechanisms for making financial decisions.

Romanova Lyudmila Efimovna, doctor of econ. Sciences, Prof., mi-larom12@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state university

УДК 336

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ПРИ ЗАМЫКАНИИ ЦИКЛА «НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО -КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ - ПРОИЗВОДСТВО» В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Л.И. Шинкарёва, Л.А. Петрова

Рассмотрены имеющие место недостатки сложившейся системы финансирование НИОКР и их практическая реализация. Указаны направления повышения эффективности разработки и внедрения научно - исследовательских и опытно конструкторских разработок в промышленности, использования венчурного капитала как инструмента финансирования инновационных проектов. Приведены схемы распределения денежных потоков цикла «НИОКР - производство».

Ключевые слова: финансовые потоки, источники финансирования, НИОКР, производство, венчурные фирмы.

Использование новых рыночных механизмов приводит к изменению структуры циркуляции финансовых потоков при реализации инновационной стратегии.

Оптимизация финансовых потоков «скрепляющих» комплексы предприятий, функционирующих по циклу «исследование - производство» на коммерческой основе (частично бюджетной), а также кредитно - финансовому циклу с наличием Центра «Центр - Ассоциация предприятий -Банк», является мероприятием первостепенного значения для деятельности предприятий отрасли в рынке с наименьшими издержками.

К настоящему времени в отрасли сложилась и действует система взаимодействия субъектов при реализации инновационных проектов, основанная на использовании, зачастую, централизованного финансирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.