Научная статья на тему 'Формирование институциональных условий инновационного развития научно-промышленного комплекса Северо-Западного региона'

Формирование институциональных условий инновационного развития научно-промышленного комплекса Северо-Западного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / INSTITUTIONAL CONDITIONS / SCIENTIFIC -INDUSTRIAL COMPLEX / INNOVATIVE MODERNIZATION / REGIONAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горин Е.А.

Рассмотрены институциональные условия инновационного развития научно-промышленного комплекса и их реализация в Северо-Западном регионе. Обсуждены основные направления структурных преобразований на региональном уровне и факторы, способствующие модернизации научно-инновационного пространства региона и эффективному развитию в научно-производственных отраслях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горин Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Institutional Conditions for Innovative Development of Scientific-Industrial Complex of the North-West Region

Institutional conditions of innovative development of scientific-industrial complex and there realizations at the North-West region are inspected. The main directions of structural reorganizations at regional level and modernization factors for regional scientific-industrial scope are discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование институциональных условий инновационного развития научно-промышленного комплекса Северо-Западного региона»

Формирование институциональных условий инновационного развития научно-промышленного комплекса Северо-Западного региона

Рассмотрены институциональные условия инновационного развития научно-промышленного комплекса и их реализация в Северо-Западном регионе. Обсуждены основные направления структурных преобразований на региональном уровне и факторы, способствующие модернизации научно-инновационного пространства региона и эффективному развитию в научно-производственных отраслях.

Ключевые слова: институциональные условия, научно-промышленный комплекс, инновационная модернизация, региональные факторы.

Е. А. Горин,

д. э. н., Институт проблем региональной экономики РАН, Санкт-Петербург

gorin_ea@mail.ru

со

о сч

о

<

со о

Для России важнейшей задачей является реализация ускоренной модернизации научно-промышленного комплекса с целью повышения тивности социально-экономических процессов. Причем современная ситуация объективно увеличивает роль регионального звена в рамках общего процесса совершенствования организационно-технологического уровня всех сфер хозяйственного механизма. При этом можно отдать приоритет именно термину «эффективное развитие» регионального научно-промышленного комплекса, а «ускоренную модернизацию» считать его синонимом, но только при условии главенствующей роли инновационного фактора, что подчеркивает обязательность максимально возможного использования оригинальных идей, нетривиальных подходов и прорывных технологий, обеспечения экологической чистоты и ресурсосбережения.

Существенно, что инновационная составляющая, реализуемая через «новое знание», является обязательным элементом в циклической взаимосвязи эффективного социально-экономического развития.

Продолжающийся процесс глобализации оказывает существенное воздействие не только на отдельные отрасли и предприятия, но и на сам характер ведения бизнеса. Наряду со складывающейся общемировой ситуацией, это создает проблемы для любой национальной экономики, что определяется рисками вхождения в мировой рынок, особенностями экспорта, инвестиций, размещения производств, маркетинговой политикой с учетом национальных различий, к чему сейчас также добавляются политическое давление и экономические санкции.

Основой реального прироста капитала, как отмечал еще К. Маркс, является только рост производительности труда. В любой высокоразвитой капиталисти-

ческой экономике низкая себестоимость формируется как за счет производительности труда национальной экономики, так и за счет импорта продукции с развивающихся рынков с предельно низкими ценами. Глобализация экономики и изменение ее структуры ярко проявляется в выводе экологически вредных и трудоемких производств на территории с меньшими издержками, а экспорт производительности труда в виде передачи технологий и прямых иностранных инвестиций, приводящий к дефициту ликвидности, компенсируется ее импортом с заниженной стоимостью из развивающихся рынков. Инструментами такого перераспределения между странами являются сильная валюта и фондовый рынок, где акции предприятий ведущих капиталистических стран завышены, а развивающихся — занижены.

Двойной стандарт котировок акций подтверждает, что уровень их стоимости, формируемый на ведущих биржах, не отражает фактической значимости компаний и реальной производительности труда.

Кроме того, признаком интенсивного индустриального развития является опережающий рост базисных отраслей, ранее позиционируемых как «производство средств производства», различных направлений машиностроения и компонентных производителей — электронной, оптической, приборостроительной, электротехнической, металлургической и аналогичных отраслей, а также строительства — по отношению к росту ВВП... «Если же опережающими темпами растут только финансовый сектор, торговля и сфера услуг, к тому же полностью зависимые от импорта, то это не модернизация, а ничем не обоснованное и не заработанное создание банального «общества потребления» и проедание собственного будущего» [1].

Нарастающая в последние десятилетия нестабильность мирового рынка и значительное падение цен на углеводородное сырье в очередной раз выявили слабые стороны сырьевого характера отечественной экономики. В этой связи, особенно повышается актуальность определения базовых методологических подходов к формированию и реализации институциональных условий инновационной модернизации отечественного производственно-технологического комплекса на фоне отставания России в научно-технической сфере и снижения жизненного уровня основной части населения [2].

Проблемы российской экономики усугубляются общемировыми кризисными явлениями и осложнениями международной обстановки, нарушающими глобальную систему хозяйственных связей. Именно сейчас одной из задач государственной экономической политики становится ориентирование имеющихся ресурсов, а также административных, инвестиционных, финансовых и иных инструментов, в направлении стимулирования региональных возможностей для решения национальных социально-экономических задач и, в первую очередь, на модернизацию научно-производственного комплекса и повышение эффективной занятости, изменение инвестирования от спекулятивного к продуктивному [3].

Следует ориентироваться на ведущую мировую тенденцию — переход к новой постиндустриальной равноправной цивилизации, в основе которой непрерывный научно-технический прогресс как главный источник экономического роста и улучшения качества жизни большинства населения планеты [4]. Именно такой вектор приложения действия всех инструментов, обеспечивающих поступательное социально-экономическое развитие страны в целом и конкретных регионов, становится определяющим в условиях возрастания мирового напряжения, усиления политического давления и возрастания экономических проблем.

Состояние и развитие национальной промышленности в условиях глобализации характеризует политическую роль государства в мире, место в мировом разделении труда, степень общественной социальной стабильности, качество жизни и материальное благосостояние населения. Реальный сектор является основой экономики с любым социальным строем, именно поэтому научно-производственному комплексу и постоянному совершенствованию институциональных условий его функционирования должно уделяться внимание со стороны всех общественных институтов с учетом особенностей и объективных факторов территориально-экономических образований, отечественного и зарубежного опыта [5].

Наличие в территориальной структуре различных по природе субъектов хозяйствования, использующих различные виды ресурсов и производящих разнородные товары, предполагает многовариантный подход к процессам формирования социально-экономических связей и обеспечения их эффективного функционирования. Как утверждается в [6], для полноценного развития России недостает лишь одного, но зато ключевого слагаемого — экономики межотраслевых корпораций.

При этом наиболее успешно сейчас позиционируется государственно-корпоративный капитализм, формула которого «государство плюс экономика транснациональных корпораций» [1].

Анализ общих закономерностей территориального развития указывает на принципиальную конечность существования любой из отраслей региональной специализации, необходимость их трансформации вплоть до полной ликвидации из-за снижения эффективности функционирования и ускоренного развития новых производств и видов деятельности, способных в перспективе стать точками экономического роста, связанных как с внутренними эволюционными процессами, так и с действием механизмов научного прогресса и глобализации. Поэтому в каждый конкретный момент времени стратегические мировые тенденции, национальные ориентиры и региональные интересы могут существенно различаться, а также не совпадать со стратегическими задачами руководителей и, тем более, собственников отдельных научно-производственных комплексов.

В качестве основы исследования и для практических выводов всегда желательно выделить ключевые (или, так называемые, базовые) отрасли и отрасли, формирующие территориальный бюджет. Предложим критерии, которые позволяют разделить или хотя бы идентифицировать такое деление.

исторические предпосылки и общественное отношение;

влияние на занятость текущую и перспективную, качество труда и рабочих мест, достигнутый и требуемый образовательный уровень населения; объем поступлений в территориальный бюджет; применение современных форм организационной структуры и улучшение информационного обмена;

возможность использования новых идей и технологий;

синергетический эффект, стимулы для развития смежных отраслей, малого и среднего бизнеса,; интегральное влияние на качество жизни, экологию, энерго- и ресурсосбережение; привлекательность для инвестиций и возможности для развития инфраструктуры. Задача управленческих структур и делового сообщества сделать формирующие бюджет отрасли интересными для инновационного роста, а имеющие потенциал развития отрасли довести до финансово эффективных, то есть обеспечивающих высокий уровень оплаты труда, налоговых поступлений и инвестиционных потоков.

Тогда можно достигнуть наибольшей отдачи ресурсных вложений, экономической эффективности и социальной уравновешенности.

Осуществление важных для социального и экономического развития программ регионального уровня, создание региональных научных центров и производственных комплексов используется во всех экономически развитых странах, и при этом координируется, финансируется и контролируется как государством, так и общественными структурами.

Можно выделить основные направления структурных преобразований на региональном уровне, которые,

со о

о сч

со о

о

с одной стороны, соответствуют мировому опыту, а, с другой стороны, отвечают современным тенденциям в реальном секторе отечественной экономики:

• совершенствование регионального управления с объединением в уполномоченном административном органе координации научно-технологического, производственного и инновационного развития с учетом инвестиционной и программно-целевой составляющей, а также усилением функций государственного собственника;

• интеграция профильных производственных и сопутствующих структур — от общественных ассоциаций в сферах производства относительно простых изделий до корпораций и холдингов в сферах разработки и изготовления сложной трудоемкой продукции, то есть образование реальных кластеров;

• выделение и поддержка целевых технологических центров в инновационной сфере, объединяющих передовые научные разработки и малые производственные структуры, то есть формирование территорий опережающего развития — особых экономических зон, технопарков и подобных образований, концентрирующих инновационные проекты и технологии;

• формирование рыночной инфраструктуры и реализация единой информационно-маркетинговой стратегии, обеспечивающей активное продвижение продукции и услуг предприятий и организаций региона на местном, российском и зарубежном рынках с созданием интегрированного информационного пространства с развитием унификации и кооперации.

Рациональная промышленная политика не может быть построена в духе абстрактно-либералистического принципа «одинаковости условий хозяйствования для всех экономических субъектов» и как, минимум, подразумевает определение экономических целей и социальных приоритетов, выявление и практическое использование научно-технических достижений с учетом обеспечения национальной технологической безопасности, отбора и поддержки базовых предприятий с превращением их в бюджетообразующие.

На этой основе может быть успешно реализована стратегия формирования институциональных условий модернизации и инновационного развития научно-промышленного комплекса региона, что является комплексной задачей, основанной на следующих последовательных действиях:

• оценка и анализ внешних и внутренних факторов развития, ресурсных возможностей и ограничений;

• учет состояния и перспектив научных и промышленных предприятий региона, их бизнес-планов, изучение предложений, содержащихся в схемах развития и размещения производительных сил, региональных программах, генеральных планах городов;

• выбор стратегии развития, включающей определение основных приоритетов, средств и методов достижения целей с разработкой концептуальной модели развития экономики региона;

• прогнозирование сценариев развития и этапов

реализации стратегии.

В XXI век все страны вошли, находясь на разных уровнях развития своих национальных экономик. Причем, большинство стран уже длительный период находится на стадии глобализации экономики. Образуя объединенный рынок, страны ликвидируют торговые барьеры, осуществляют приватизацию, в большей или меньшей степени используют мировые стандарты при модернизации экономики, стремятся сделать в этих условиях национальную экономику конкурентной и обеспечить экономический рост. Для развивающихся государств развитие обычно осуществляется от совместных предприятий с иностранными фирмами к формированию стратегических альянсов с транснациональными корпорациями. Показателем экономического развития традиционно является переход от производства простых трудоемких товаров к сложным наукоемким изделиям, что формирует динамичный рынок для информационных технологий и промышленного оборудования. В идеале, как следствие, развивается потребительский рынок, улучшаются обслуживающие населения сектора, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, внедряются энерго- и ресурсосберегающие технологии.

В современном мире ни одна страна не может обеспечить приоритетную конкурентоспособность во всех сферах деятельности одновременно. Более того, нарастание глобализации оказывает интегрирующее воздействие на ключевые технологические отрасли и деструктивное воздействие на локальные производственные комплексы.

Интеграция в мировые товарные рынки и научно-технический прогресс ставят перед отечественной промышленностью жесткие условия для выживания. Качество отечественной экономики зависит от сохранения и развития промышленности, которая нуждается в соответствующем общественном внимании, протекционистских действиях со стороны органов федерального и регионального управления, реализации комплексных мероприятий поддержки и модернизации [7]. Не стоит ожидать экономического роста и достижения высокого качества жизни населения, если продукция отечественных производителей не может занять достойное место не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Как отмечено в [8], главную роль в организации инновационной модернизации и прорывной инновационной стратегии играют новые инструменты развития. Ряд таких инструментов, а также факторы, способствующие и сдерживающие формирование институциональных условий модернизации научно-инновационного пространства региона и эффективного развития в научно-производственных отраслях, приведены в таблице.

Для различных территорий Северо-Западного региона профильными и перспективными для развития становятся производственные направления, основанные на имеющихся ресурсах и традиционных практиках, а реальное социально-экономическое развитие таких территорий связано, в первую очередь, с появлением научно-промышленных структур с от-

Сдерживающие факторы инновационного развития в научно-производственных отраслях и инструменты развития

Сдерживающие факторы Имеющиеся возможности и ограничения Новые инструменты развития

Макроэкономические факторы

Малый временной диапазон планирования Сбалансированность бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов Долговременные программы развития. Инфраструктурные проекты

Инфляционные процессы. Высокие процентные ставки на кредиты Субсидирование процентных ставок Общественное участие в бюджетном процессе

Технологические факторы

Слабый информационный обмен. Ненадежность кооперационных связей Стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований Целевая поддержка промышленных технологий и секторов, для которых новации и близость потребителя существеннее производственных издержек

Недостаточный уровень компьютерной оснащенности и компьютерной грамотности Стимулирование производства и использования цифровой техники Расширение использования цифровых и коммуникационных технологий

Развитие человеческого капитала

Несовершенная социальная структура. Дефицит профессиональных кадров. Низкая общественная привлекательность инженерного труда Формирование в обществе стремления к творческому труду и уважения к работникам сферы материального производства Приоритет инвестиций в образование и науку. Формирование общественного мнения и ориентация молодежи на продуктивные сферы деятельности

Недостаточная доступность дополнительного образования для различных возрастных категорий Внутренний приоритет творческого труда Стимулирование творчества и развитие предпринимательства

Неразвитость современного рынка труда, системы адаптации и переобучения высвобождаемых работников Реализация программ компьютерной грамотности. Легализация новых форм занятости Непрерывность и индивидуализация образования для всех слоев общества. Внедрение сетевого образования, дистанционного обучения

Структурная политика и государственное управление

Отсутствие обоснованных отраслевых приоритетов. Недостатки системы государственного заказа. Интересы собственников Недостаточный объем и эффективность бюджетных вложений. Дисбаланс в структуре расходов ключевых корпораций в сторону вненациональных поставщиков Национальная стратегия развития. Территории опережающего развития, центры кооперации и импортозамеще-ния, целевые фонды

Сложные правила регистрации предприятий, высокая стоимость сопутствующих услуг и сервисов Развитие малого и среднего предпринимательства. Внебюджетные, венчурные и специализированные фонды, фонды целевого капитала Привлечение частных инвестиций и внутренних сбережений, развитие государственно-частного партнерства

Недостаточная роль бизнес-сообщества и профильных профессиональных ассоциаций. Слабость кластерных структур Отсутствие реального стимулирования модернизации производства и роста несырьевого экспорта Индустриальные и технологические парки, бизнес-инкубаторы. Базовые кафедры при университетах

Отсутствие ответственности на различных уровнях за принимаемые решения Низкая эффективность работы государственного аппарата, в том числе руководства регионов Оценка работы по результатам. Усиление общественного контроля

вечающеи современному мировому уровню организационной структурой, используемыми технологиями и качеством труда, или так называемых «территорий опережающего развития». Особенно это относится к Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где квалифицированный персонал и развитая инфраструктура дополняет развитая логистика.

Сосредоточение в Санкт-Петербурге традиционных научных и образовательных коллективов позволяет наиболее успешно реализовывать здесь инновационные разработки от идей до промышленного выпуска. Образовательная база и вузовская наука здесь подкреплены сохранившимися отраслевыми научными центрами, в значительной степени ориентированными на морскую технику: Крыловский научный центр, Центр технологии судостроения и судоремонта, ЦНИИ судовой электротехники и технологии, ЦНИИ «Электроприбор», ЦНИИ «Прометей», конструкторские бюро «Рубин», «Малахит», «Алмаз». ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Атомэнергопроект.

Сформировавшаяся в течение длительного периода научная и технологическая инфраструктура допол-

няется современными инжиниринговыми компаниями. Проявляется реальная возможность объединения усилий профильных предприятий и организаций, в том числе в виде «кластеров», что определяется объективно происходящими процессами [3].

Весьма распространенным в отечественной практике понятие «кластер» стало в период финансового кризиса в 2008 г., когда предпринимались различные действия по интенсификации промышленного производства. Уже тогда «кластер» определялся как совокупность предприятий и организаций определенной производственной направленности, включающая исследовательские, образовательные и инфраструктурные учреждения.

До настоящего времени целевого учета экономической эффективности кластеров не осуществляется, как не выделяются предприятия и организации кластера в государственном статистическом учете. Косвенным показателем, отражающим роль кластерных формирований в региональной экономике, является доля инновационной продукции в общем объеме их выпуска, которая в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в последние годы не превысила 2-3%

со о

о сч

со о

CN

о N

J <

CQ О

По данным Центра кластерного развития Санкт-Петербурга в городе сформировано 29 инновационных кластеров, хотя пока они слабо соответствуют классическим требованиям к таким структурам. Более того, реальными достижениями может похвастаться только судостроение и фармацевтика. Причем, судостроение — традиционный и сложившийся комплекс предприятий и организаций морской отрасли, курируемый в основном ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», а фармацевтика — практически создавалась заново на основе подразделений зарубежных компаний.

Еще год назад можно было включить в этот скромный перечень и автомобилестроение, которое ранее подвергалось критике за «отверточную» сборку и слабую локализацию. Однако за 2015 г. здесь произошло существенное снижение объемов производства: закрылся завод концерна GM, сократила деятельность компания Ford, полностью свернут проект отечественного «Ё-мобиля». Вместе с тем, в 2015 г. на петербургском заводе Nissan запущен новый цех штамповки и прессовый комплекс Tandem IHI 5400, ориентированный на выпуск 115 тыс. автомобилей в год, начата предсерийная сборка модели Qashqai и производство новой модели X-Trail.

В такой важной технологической сфере как применение композитных материалов также формируется кластерное объединение. Кстати, объем мирового рынка композитных материалов составляет до 12 млн т в год, а доля таких материалов в мировом авиастроении достигает 15%, в том числе в конструкции Airbus A350 и Boeing 787 — 50%, а в судостроении — 2-3%. В Санкт-Петербурге в конце 1980-х гг. на базе отечественных разработок планировалось массовое освоение конструкционных изделий из углепластиков, была принята государственная программа по композитным материалам, на проспекте Энергетиков строился производственный комплекс площадью 40 тыс. м2. Однако, произошла «задержка» на два десятилетия...

В настоящее время изделия с заданным набором физико-механических свойств за счет варьирования состава термореактивной смолы и использования различных армирующих наполнителей изготавливаются и используются в почти 50 предприятиях Санкт-Петербурга. В ЗАО «Ховернетик» производятся суда на воздушной подушке с применением стеклопластика и углепластика взамен традиционных алюминиевых сплавов, стального листа и деревянных элементов, что существенно снижает трудоемкость изготовления, улучшает технические характеристики судна и удлиняет срок его эксплуатации. Такую технологию активно использует ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» при изготовлении корабельных корпусов и элементов палубных надстроек.

В государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусмотрена подпрограмма «Развитие производства композитных материалов и изделий из них». Поэтому можно рассчитывать на активизацию создания этих перспективных материалов, к 2020 г. объем внутреннего производства увеличится в несколько раз, достигнет 200 тыс. т. В создаваемом среднемагистральном

отечественном самолете МС-21 до 35% веса будет приходиться на композитные материалы, в то время как на российских самолетах предыдущего поколения — менее 10%.

Возвращаясь к фармацевтическому кластеру, отметим, что в 2015 г. введены новые производства компаний «Биокад», «Новартис» и «Вертекс». При этом росту инвестиционной привлекательности фармацевтической отрасли способствую отмены патентных ограничений для популярных лекарств и вывод на рынок препаратов-аналогов. В результате ведущие фармацевтические компании переориентируются на разработку менее прибыльных массовых лекарств, предназначенных для лечения конкретных заболеваний, или биофармацевтических препаратов, а складывающаяся ситуация позволяет национальным предприятиям концентрировать оборотные средства для интенсификации собственных разработок.

Продление жизни и активное долголетие — важный фактор для развития биотехнологий и фармацевтики. По оценкам экспертов, к 2050 г. доля людей пенсионного возраста в мировом населении превысит 22%, причем в развитых странах количество пенсионеров будет сравнимо с количеством работающих. С одной стороны, это приведет к росту значения этого слоя населения как в экономическом (значительный и платежеспособный спрос), так и политическом (влиятельная электоральная группа) плане, а с другой стороны — постоянно заставляет медицинскую отрасль решать задачи по качеству здравоохранения и продления активного жизненного периода.

Позитивным фактором стало принятие федеральной целевой программы Фарма-2020, обозначившей заинтересованность государства в развитии отрасли и сменившей направление от дистрибуции к собственному производству.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области для развития биофармацевтики и биомедицины имеется хорошая научно-производственная база, насчитывающая почти 200 предприятий и организаций, в том числе 40 научно-исследовательских и 120 производственных, а общее число занятых в этой сфере составляет около 60 тыс. Среди лидеров — компании «Биокад» (препараты для лечения онкологических, инфекционных и аутоиммунных заболеваний, биоаналоги и биотехнологические препараты), «Герофарм» (препараты для психоневрологии, офтальмологии, эндокринологии, гинекологии, урологии, педиатрии), «Солофарм» (ин-фузионные и инъекционные растворы, препараты для офтальмологии, отоларингологии, пульмонологии).

Следует отметить, что высокотехнологичное производство обычно зарождается в лабораториях академических институтов и вузов, спрос на него генерируется потребностями крупных предприятий или сетевых структур, а реализация производственного цикла проще всего осуществляется на территориях опережающего развития: в индустриальных и технологических парках, в особых экономических зонах.

В субъектах макрорегиона «Северо-Запад» уже функционируют более 12 индустриальных парков общей площадью более 3 тыс. га, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Марьино,

Федоровское, Горелово, Лесное, Усть-Луга, Левобережный, Разметелево; в Калининградской области: Балтийский промышленный парк; в Вологодской области: Шексна и Вологда-Восток; в Мурманской области: Технопарк-НОР. В стадии проектирования находится еще около 30 площадок с планируемой площадью более 6 тыс. га.

Особое значение приобретает создание новых высокотехнологичных производств в связи с тем, что по экспертным оценкам, за последние 25 лет в отечественной промышленности было утрачено до 5 тыс. консервативных технологических переделов, а новых введено не более 1 тыс. Это, наряду с низкой скоростью обновления оборудования и продукции (смена видов продукции в передовых странах происходит примерно через 2,5 года, в России — от 10 до 15 лет). Как результат, существенное снижение роста производительности труда, что составило всего 0,8% в 2014 г.

Среди относительно новых механизмов реин-дустриализации отметим созданный в 2014 г. Фонд развития промышленности — госкомпанию, которая занимается поддержкой российских предприятий, в том числе импортозамещением, предоставляет предприятиям льготные займы (кстати, аналогичная по задачам региональная структура — Санкт-Петербургский фонд поддержки промышленности был создан 20 лет назад Распоряжением мэра Санкт-Петербурга № 1324-р от 29.12.1994 г.). Экспертный совет Фонда развития промышленности уже одобрил займы общим объемом 1,48 млрд руб. на реализацию шести импортозамещающих проектов. С учетом этой суммы, общий объем займов фонда составил 17,7 млрд руб. из 20 млрд руб., выделенных на 2015 г. для развития импортозамещающих производств. Прежде, чем Фонд выделит средства под 5% годовых, с компаниями должен быть подписан договор займа, фиксирующий обязательства сторон.

В 2015 г. было поддержано более 50 проектов общей стоимостью более 150 млрд руб., в которых займы Фонда составили более 18 млрд руб. Среди общего числа поступило и 114 заявок из субъектов Северо-Западного региона, в том числе: по 3 - из Архангельской и Псковской областей, по 5 - из Вологодской области и Республики Карелия, по 2 - из Калининградской и Мурманской областей, 18 - из Ленинградской, по 1 - из Новгородской области и Республики Коми, 74 - из Санкт-Петербурга.

Положительные решения по финансированию были приняты по проектам, представленным от предприятий Северо-Западного региона: ОАО «НПП «Дальняя связь» — 400 млн руб., ООО «Вириал» — 235 млн руб., ООО «Герофарм» — 500 млн руб., ООО «Русское море - Аквакультура» — 300 млн руб., ООО «Управляющая компания «РП-Групп» — 500 млн руб., ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» — 350 млн руб., ООО «ЛЗГТ» — 107 млн руб., ЗАО «Ладожский ДСК» — 500 млн руб., а также 500 млн руб. петербургскому ЗАО «Киров-Энергомаш» при общей стоимости проекта 1,39 млрд руб. на создание испытательного стенда судовых турбин нового ледокольного флота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует отметить, что для создания условий для модернизации научно-инновационного пространства региона необходимо продолжение осуществления ряда мер стратегического и текущего характера, среди которых:

• организационная и финансовая поддержка освоения перспективных образцов новой техники и технологии;

• приоритет для продукции отечественных производителей;

• устранения диспропорции в соотношении цен на продукцию машиностроения по сравнению с энергоносителями и услугами транспорта;

• освобождение финансовой сферы предприятий от взаимных неплатежей, упрощение и облегчение системы оплаты налогов, снижение пеней и штрафов;

• снижение совокупной ставки налогов на добавленную стоимость, прибыль, оплату труда при условии использования полученных средств от льгот на увеличение объемов производства и техническое перевооружение;

• льготное налогообложение для средств, направляемых на пополнение оборотных средств, освоение новой техники и модернизацию производства;

• введение государственных гарантий и кредитов на финансирование экспорта сложной продукции с высокой добавленной стоимостью;

• установление налоговых льгот потребителям отечественной машиностроительной продукции для быстрого обновления ими основных фондов;

• разработка мер по дополнительному развитию лизинга;

• организация финансовых институтов со значительной долей государственного участия для целевого предоставления связанных кредитов на создание новых производств и технологическую модернизацию под низкие проценты;

• разработка и осуществление мер по совершенствованию подготовки и переподготовки персонала;

• дополнительное регулирование импортными пошлинами на ввозимую продукцию, изготовление которой осуществляется или может быть начато на отечественных предприятиях;

• ограничение роста ставок аренды земли, практикуемое региональными органами управления. Как видно из приведенного перечня, большинство

проблем решается на федеральном уровне, что вносит в региональный аспект существенные ограничения. Вместе с тем, указанные выше специфические региональные факторы оказывают все большее влияние. Их роль будет возрастать в ближайший период наряду с увеличением государственного участия в экономическом процессе и делегированием ряда полномочий на региональный уровень. При этом отраслевые принципы управления промышленностью все в большей степени заменяются корпоративными и территориальными, что аналогично тенденциям в мировом разделении труда.

Формирование прямых хозяйственных связей между предприятиями, в том числе на межрегиональном и международном уровне, создание национальных

со о

о сч

холдинговых структур, выход российских компаний на мировой фондовый рынок, повышение конкурентоспособности продукции и услуг будет ограничивать роль сырьевых отраслей и ускорение развития высокотехнологичных производств вторичной переработки.

* * *

Выполнено в рамках НИР № Г.Р. 01201452393 по теме «Комплексное исследование пространственного развития регионов России: выявление тенденций и закономерностей региональной экономики в условиях трансформации социально-экономического пространства».

Список использованных источников

1. В. Б. Дасковский, В. Б. Киселев. Контуры новой модели развития экономики России. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2014. - 592 с.

2. Б. А. Замараев, Т. Н. Маршова. Производственные мощности российской промышленности: потенциал импортозамещения и экономического роста//Вопросы экономики, № 6, 2015. С. 5-24.

3. Е. А. Горин, М. Э. Осеевский. Влияние мирового экономического кризиса на промышленное производство: формирование новой структуры//Инновации, № 1, 2010. С. 22-29.

4. С. Г. Ковалев. Возможности неоиндустриального развития России в современных условиях//В сб. «Интеграция производ-

ства, науки и образования и реиндустриализация российской экономики». М.: ЛЕНАРД, 2015. С. 127-139.

5. Е. А. Горин, С. В. Кузнецов. Ключевые условия экономического роста российской промышленности//Регион: политика, экономика, социология, № 2, 2005. С. 121-126.

6. С. С. Губанов. К политике неоиндустриализации России// Экономист, № 9, 2009. С. 3-20.

7. Д. А. Медведев. Новая реальность: Россия и глобальные вы-зовы//Вопросы экономики, № 10, 2015. С. 5-29.

8. М. А. Гусаков. Институциональные условия инновационной модернизации/экономика и управление, № 11, 2015. С. 94-99.

The Formation of the Institutional Conditions for Innovative Development of Scientific-Industrial Complex of the North-West Region

E. A. Gorin, doctor of economical science, Institute of Regional Economic Problems of Russian Academy of Science, Saint-Petersburg.

Institutional conditions of innovative development of scientific-industrial complex and there realizations at the North-West region are inspected. The main directions of structural reorganizations at regional level and modernization factors for regional scientific-industrial scope are discussed.

Keywords: institutional conditions, scientific -industrial complex, innovative modernization, regional factors.

Роскосмос проводит отбор предложений по созданию молодежных лабораторий

по разработке космической техники

Фонд перспективных исследований и государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» объявил о проведении отбора предложений по созданию молодежных лабораторий, осуществляющих разработку перспективной космической техники. Заявки нужно присылать до 1 августа 2016 года.

Победителей года назовут до 4 октября 2016 года.

Участвовать могут молодые ученые и специалисты - граждане России в возрасте от 21 до 30 лет (с ученой степенью кандидата наук - в возрасте до 35 лет, с ученой степенью доктора наук - до 40 лет), а также их творческие коллективы.

Конкурс проходит по следующим направлениям:

- эффективное освоение околоземного космического пространства;

- перспективные околоземные космические аппараты;

- человек вне Земли;

- дальний космос; рынок космических услуг.

С победителем или победителями конкурса фонд заключит соглашение для реализации проектов за счет средств фонда - до 3 млн руб. на срок до 12 месяцев. Аванпроект победитель конкурса может выполнить на базе организации, в которой он трудоустроен, в том числе с привлечением имеющегося у него коллектива.

о

По итогам выполнения каждого аванпроекта организаторы конкурса примут решение о реализации

о N

J <

CQ О

в 2017-2019 годах на основе его результатов проекта за счет средств фонда. Источник: http://xpir.fcntp.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.