ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ МИРЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЕС И ЕАЭС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Криштаносов Виталий Брониславович
кандидат экономических наук, докторант кафедры менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития Белорусского государственного технологического университета (Минск, Беларусь)1 e-mail: [email protected]
Аннотация. В работе представлены авторские подходы к методологии формирования ре-гуляторной экосистемы цифровой экономики. Предложена соответствующая модель, включающая такие институциональные блоки, как: стратегии; механизмы внедрения концепций и инноваций и регулирование ими; регулирование финансового рынка; защита киберпространства. Проецирование предложенной модели на практики Европейского союза как региона с наиболее развитой институциональной средой позволило выделить особенности европейской матрицы регулирования развития цифровой экономики. Также определены особенности матрицы регулятор-ной экосистемы цифровой экономики Евразийского экономического союза. На основании построенных матриц проведен сравнительный анализ регуляторных экосред формирования цифровой экономики Европейского и Евразийского союзов.
Ключевые слова: регуляторная экосистема; цифровая экономика; ЕС; ЕАЭС.
Для цитирования: Криштаносов В.Б. Формирование институциональной экосистемы цифровой экономики в ЕС и ЕАЭС: сравнительный анализ // Социальные новации и социальные науки : [электронный журнал]. - 2022. - № 2. - С. 140-154.
URL: https://sns-joumal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2022.02.10
Рукопись поступила 18.02.2022
1 © Криштаносов В.Б., 2022
Введение
Цифровизация является объективным процессом, который во многом определяет развитие современной экономики. Под влиянием цифровизации изменяются традиционные отрасли и появляются новые производства. Данный процесс может происходить либо независимо от национальных приоритетов отдельных стран мира под определяющим воздействием глобальных компаний, либо являться объектом государственного регулирования.
В последнем случае государственное управление экономикой должно постоянно совершенствоваться, особенно в части методов и инструментов. Необходимость трансформации инструментов государственного регулирования в условиях изменения экономической среды обосновывает «закон необходимого разнообразия» У.Р. Эшби. Согласно ему, разнообразие управляющей (регу-ляторной) системы должно быть не меньшим, чем разнообразие управляемой (регулируемой) системы [Л^у, 1956, p. 206].
Становление и развитие цифровой экономики преобразовывают отношения хозяйствующих субъектов и органов государственного управления. Формой государственного управления экономикой в долгосрочном периоде служит экономическая стратегия, показатели которой фактически задают основы направляемой эволюции1 с соответствующим набором объектов воздействия, инструментов и последовательностью их применения. В связи с этим экосистему государственного регулирования цифровой экономики представляется целесообразным рассмотреть через призму агрегирования и алгоритмизации правил и норм, регламентирующих их взаимодействие.
Структура системы регулирования цифровой экономики
Проведенный автором анализ совокупности стратегий и программ цифровизации, реализуемых как на страновом, так и на наднациональном уровнях, позволил выделить следующие институциональные блоки системы государственного регулирования развития цифровой экономики (или ее регуляторной экосистемы): а) стратегии (СЦ); б) механизмы внедрения отдельных концепций, цифровых инноваций и регулирование ими (ИБЦИ); в) регулирование финансового рынка (ИБФР); г) защита киберпространства (ИБЗК) - рисунок 1.
1 В контексте роли государства как регулятора разработки, внедрения и развития перспективных технологических инноваций в различных областях.
Рис. 1. Элементы модели институциональной экосистемы цифровой экономики
(разработано автором)
Взаимосвязанная совокупность перечисленных блоков представляет собой модель институционального (государственного) регулирования цифровой экономики.
Институциональная экосистема цифровой экономики ЕС
Анализ практик регулирования цифровой экономики Европейского союза (как региона с наиболее развитой институциональной средой) с точки зрения разработанной модели позволяет выявить следующую институциональную матрицу европейской системы регулирования (экосистемы) цифровой экономики (табл. 1).
Таблица 1
Институциональная матрица экосистемы цифровой экономики в ЕС*
Период Институциональный блок Название документа (организации), год принятия (создания) Регулятор Основной объект регулирования
20002009 гг. Стратегия цифрови-зации - - -
Механизм внедрения концепций и цифровых инноваций и их регулирования Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market (Директива об электронной торговле), 2000 Европейская комиссия E-Commerce; электронные договора
Регулирование финансового рынка - - -
Защита кибер-пространства Council of Europe Cybercrime Convention (Конвенция о киберпреступности, Будапештская), 2001 Совет Европы Противодействие ки-берпреступлениям
European Programme for Critical Infrastructure Protection, EPCIP (Европейская программа по защите критической инфраструктуры), 2004 Европейская комиссия Защита критической инфрастру кту р ы
Critical Infrastructure Warning Information Network, CIWIN (Европейская сеть предупреждений о критической инфраструктуре), 2008 Европейская комиссия Защита критической инфрастру кту р ы
European Union Agency for Cybersecurity, ENISA (Агентство Европейского Союза по кибербезопасности), 2004 Европейская комиссия Сертификация кибербезопасности продуктов, услуг и процессов в сфере ИКТ
European Data Protection Supervisor, EDPS (Европейский надзорный орган по защите данных), 2004 Европейская комиссия Соблюдение учреждениями и органами права на конфиденциальность и защиту данных при обработке персональных данных
Council Framework Decision 2005/222/JHA of 24 February 2005 on attacks against information systems (Рамочное решение Совета о нападениях на информационные системы, 2005/222 /JHA), 2005 Совет Европы Международное сотрудничество в об-ластиуголовного правосудия в отношении киберпре-ступлений
European Council Directive 2008/114/EC on the identification and designation of European critical infrastructures and the assessment of the need to improve their protection, of 8 December 2008 (Директива по идентификации и обозначению европейской критической инфраструктуры и оценке необходимости улучшения ее защиты, 2008/114/EC), 2008 Совет Европы Защита критической инфрастру кту р ы
20102014 гг. Стратегия цифрови-зации «Europe 2020», 2010 Европейская комиссия Цифровая инфраструктура; единый цифровой рынок
«Horizon 2020», 2011 Европейская комиссия, Расширенный Евро-пей-ский инновационный совет, Евро-пей-ский институт инноваций и технологий, Европейское сообщество по атомной энергии Исследованияи разработки цифровых технологий и цифровой инфраструктуры (в том числе в промышленности, энергетике и на транспорте)
Механизм внедрения концепций и цифровых инноваций и их регулирования - - -
Европей-
ский пар-
ламент, Со-
вет Европы,
European Market Infrastructure Regulation, Европейская комиссия, Европейское управление по ценным бумагам и рынкам
EMIR (Регламент европейской рыночной инфраструктуры), 2012 FinTech
Европей-
ский пар-
ламент, Со-
Регулирование финансового рынка Markets in Financial Instruments Directive, MiFID II (Директива о рынках финансовых инструментов), 2014 вет Европы, Европейская комиссия, Европейское управление по ценным бумагам и рынкам FinTech
Европей-
ский пар-
ламент, Со-
Regulation on markets in financial instruments, MiFIR (Регламент о рынках финансовых инструментов), 2014 вет Европы, Европейская комиссия, Европейское управление по ценным бумагам и рынкам FinTech
Cybersecurity Strategy of the European Union: An Open, Safe and Secure Cyberspace (Стратегия кибербезопасности ЕС: Коммюнике об устойчивости, сдерживании и защите), 2013 Европейская комиссия Защита цифровой безопасности граждан, продуктов и услуг
Международное со-
Защита кибер-пространства European Cybercrime Centre EC3 (Европейский центр киберпреступности при Евро-поле), 2013 Европейская комиссия трудничество в области уголовного правосудия в отношении киберпре-ступлений
Joint Cybercrime Action Taskforce, J-CAT (Совместная целевая группа по борьбе с киберпреступностью), 2014 Европейская комиссия Противодействие ки-берпреступлениям
E-Commerce, НДС,
авторские права, те-
лекоммуникации,
20152019 гг. Стратегия цифрови-зации A Digital Single Market Strategy for Europe (Стратегия единого цифрового рынка для Европы), 2015 Европейская комиссия онлайн-платформы, кибербезопасность и защита персональных данных; экономика данных; стандарты; цифровые навыки
Механизм внедрения концепций и цифровых инноваций и их регулирования A European Gigabit Society (инициатива «Гигабитное общество»), 2016; European Electronic Communications Code (Европейский кодекс электронных коммуникаций), 2018 Европейская комиссия Телекоммуникации
Digitisation European Industry, DEI (Инициатива по цифровизации европейской промышленности), 2016 Европейская комиссия Промышленность
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions: Online Platforms and the Digital Single Market Opportunities and Challenges for Europe, COM (2016) 288/2 (Коммюнике Европейской комиссии о платформах), 2016 Европейская комиссия Платформизация
The European Commission Digital Strategy, ECDS (Стратегия внедрения облачных технологий), 2019 Европейская комиссия Облачные технологии
Регулирование финансового рынка Regulation (EU) 2015/751 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2015 on interchange fees for card-based payment transactions, MIF (Руководство по комиссиям за обмен по платежным картам), 2015 Европейский парламент, Совет Европы, Европейское банковское управление Трансграничные платежи
Securities Financing Transactions Regulation, SFTR (Регулирование операций с финансированием ценных бумаг), 2015 Европейский парламент, Совет Европы, Европейская комиссия, Европейское управление по ценным бумагам и рынкам Рынок ценных бумаг
Directive (EU) 2015/2366 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2015 on payment services in the internal market (Вторая Директива ЕС о платежных услугах), 2015 Европейский парламент, Совет Европы, Европейская комиссия, Европейское банковское управление FinTech
Advice on Initial Coin Offerings ("ICO") and Crypto- Assets (ESMA50-157-1391 (Рекомендации по первичным предложениям монет («ICO») и криптоактивам (RTS, ITS)), 2019 Европейское управление по ценным бумагам и рынкам Криптоактивы
Защита кибер-пространства European Cybersecurity Organisation, EC SO (Европейская организация кибербезопасно-сти), 2016 Европейская комиссия Оказание содействия в условиях кибе-ратак
Directive (EU) 2016/1148 of the European Parliament and of the Council of 6 July 2016 concerning measures for a high common level of security of network and information systems across the Union, NIS (Директива о безопасности сетевых и информационных систем ЕС), 2016_
Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council and the Council delivering on the European Agenda on Security to fight against terrorism and pave the way towards an effective and genuine Security Union, COM/2016/0230 (Коммюнике «Прокладывая путь к эффективному и подлинному Союзу безопасности», концепция Союза безопасности ЕС), 2016
General Data Protection Regulation, GDPR (Общий регламент о защите данных), 2018
European Data Protection Board, EDPB (Европейский совет по защите данных), 2018
The EU Cybersecurity Act (Акт о кибербез-опасности), 2019
Европейская комиссия, Европейский парламент, Совет Европы
Европейская комиссия
Европейская комиссия, Европейский парламент, Совет Европы, Европейский
надзорный орган по защите данных
Европейская комиссия, Европейское
а гентство по сетевой и информационной безопасности
Защита критической инфрастру кту р ы
Комплексная кибер-защита
Защита персональных данных
Координациядействий ЕС в случае крупномасштабных трансграничных ки-бератак и кризисов
Стратегия цифрови-за ции
Механизм внедрения концепций и цифровых инноваций и их регулирования
Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council laying down harmonised rules on Artificial Intelligence and amending certain Union legislative acts (Проект регуляторной политики в области искусственного интеллекта), 2021
Европейская комиссия
Искусственный интеллект
2020 г. -н. в.
Регулирова-ние финансового рынка
Eurosystem oversight framework for electronic payments, schemes and arrangements, PISA (Новая система электронных платежей), 2021
Европейский центральный банк
Надзор за компаниями, эмитирующими и поддерживающими платежные карты, использующими электронные деньги, выдающими кредиты, а также хранящими на своих серверах цифровые токены и электронные кошельки; транзакции с использованием крип-тоактивов
Защита кибер-пространства Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions on the EU Security Union Strategy (Стратегия Союза безопасности ЕС), 2020 Европейская комиссия Устранение цифровых и физических рисков
Directive of the European Parliament and of the Council on measures for a high common level of cybersecurity across the Union, repealing Directive (EU) 2016/1148 NIS2 (Директива о безопасности сетевых и информационных систем ЕС), 2020 Европейский парламент, Совет Европы Усиление защиты критической инфраструктуры
European Cybersecurity Competence Network and Centre, ECCC (Европейский центр компетенций и сеть национальных координационных центров в области кибербезопас-ности), проект в стадии согласования Европейская комиссия Противодействие ки-берпреступле-ниям
* Источник: составлено автором на основе литературных и интернет-источников.
Приведенные данные (табл. 1) позволяют выделить ряд уровней (этапов) формирования институциональной экосистемы цифровой экономики ЕС, включая:
1) базовый (2000-2009) - складываются представления о некоторых направлениях цифрови-зации и институтах регулирования; внимание сфокусировано на противодействии рискам и угрозам, связанным с цифровыми технологиями;
2) первый (2010-2014) - видение направлений цифровизации расширяется (что выражается в стимулировании внедрения цифровых решений в различных секторах экономики и создания соответствующей инфраструктуры); приоритет получает регулирование финансового рынка (в условиях высокой динамики развития рынка криптовалют и в целом ЕтТесЬ); в блоке цифровой безопасности возникли новые институты, призванные предотвратить риски, связанные с киберпреступлениями, и усилить международное сотрудничество с учетом транснационального характера последних;
3) второй (2015-2019) - конвергенция, синергия различных цифровых концепций, их взаимное влияние, в результате чего появляется стратегия развития цифрового рынка ЕС и развиваются механизмы регулирования финансового рынка1; выдвижение дополнительных требований к внедрению цифровых решений не только в технологической и экономической, но и социальной сферах;
4) третий (современный) - общая стратегия цифровизации находится в стадии формирования, очевидна определяющая роль киберзащиты в дальнейшей цифровой трансформации различных отраслей и сегментов экономики, социальной сферы и государственных институтов.
1 В период 2018-2015 гг. было принято несколько ключевых нормативных актов в области обеспечения платежных услуг: MIF (Руководство по комиссиям за обмен по платежным картам) и PSD2 (Вторая Директива ЕС о платежных услугах). Вместе с Общим регламентом о защите данных (GDPR) они создали основу для формирования Единой европейской платежной зоны (SEPA) - инициативы ЕС по интеграции европейской системы розничных платежей с особым вниманием к электронным платежам.
Политика обеспечения кибербезопасности в ЕС. Важным направлением формирования ре-гуляторной экосреды1 цифровой экономики ЕС служит разработка и внедрение комплексных решений в области кибербезопасности. Так, в 2001 г. подписана Конвенция Совета Европы о кибер-преступности (Будапештская), которая является первым международным договором о преступлениях, совершенных с помощью Интернета и других компьютерных сетей, включая нарушение авторского права и мошенничество, связанное с компьютерами, а также нарушение сетевой безопасности [Convention on Cybercrime, 2001]. Основная цель конвенции заключается в проведении общей уголовной политики, направленной на защиту общества от киберпреступности, путем принятия соответствующего законодательства и развития международного сотрудничества.
В 2004 г. в ЕС разработаны: Европейская программа защиты критической инфраструктуры (EPCIP) и Европейская сеть предупреждений о критической инфраструктуре (CIWIN), которые учитывают риски кибератак и террористических нападений. В 2006 г. предложен окончательный вариант Директивы ЕС COM (2006) 786, которая обязала все государства-члены интегрировать компоненты EPCIP в свое национальное законодательство. В 2008 г. была принята Директива Совета ЕС по EPCIP по идентификации и обозначению европейской критической инфраструктуры и оценке необходимости улучшения ее защиты (2008/114/EC) [Council Directive 2008/114/EC ... , 2008].
В 2013 г. основан Европейский центр киберпреступности при Европоле (EC3), который сыграл ключевую роль в создании информационных материалов и отчетов для государств-членов, а также в поддержке расследований онлайн-мошенничества, совершаемого организованными преступными группировками. В 2014 г. создана Совместная целевая группа по борьбе с киберпре-ступностью (J-CAT) с целью трансграничного взаимодействия стран ЕС в этом направлении.
В 2016 г. вступила в силу Директива о безопасности сетевых и информационных систем ЕС (NIS). Она устанавливает ряд организационных и стратегических обязанностей государств-членов, таких как принятие национальных стратегий и создание групп реагирования на инциденты компьютерной безопасности. В рамках требований NIS государства - члены ЕС должны определить операторов «основных услуг» на своей территории на энергетическом, транспортном, банковском, финансовом рынках и в сфере здравоохранения. В соответствии с Директивой на них возлагаются определенные требования по безопасности, включая меры по управлению рисками, для того чтобы «идентифицировать любой риск инцидентов, предотвращать, обнаруживать и обрабатывать инциденты и смягчать их воздействие» [Naarttijarvi, 2018]. Директива также распространяется на три конкретных цифровых сервиса: онлайн-рынки, поисковые системы и облачные сервисы.
1 В рамках исследования понятия «экосистема» и «экосреда» используются как синонимы.
148
В 2017 г. Европейская комиссия (ЕК) представила пакет инициатив, связанных с кибербезопас-ностью, которые среди прочего включают рекомендации для Европейской организации кибербезопасности (ECSO) по предоставлению помощи государствам-членам в борьбе с кибератаками, а также новую европейскую схему сертификации, которая обеспечит безопасное использование продуктов и услуг в цифровой среде.
Ключевым элементом защиты цифровых активов ЕС является разработка и внедрение канала безопасной связи в цифровом пространстве. ЕК работает с государствами-членами над созданием сертифицированной безопасной сквозной квантовой инфраструктуры, наземной и космической, сочетающейся с безопасной государственной системой спутниковой связи1.
В 2020 г. ЕК выдвинула новую Стратегию кибербезопасности ЕС (Директива NIS2), которая охватывает безопасность основных служб, таких как больницы, энергосистемы и железные дороги, а также учитывает постоянно увеличивающееся количество подключенных к Интернету объектов. В документе изложены планы работы с партнерами по всему миру для обеспечения международной безопасности и стабильности в киберпространстве; описывается, как совместное киберподразделение2 может обеспечить наиболее эффективный ответ на киберугрозы, используя коллективные ресурсы и опыт. ЕС был намерен осуществить реализацию данной стратегии посредством беспрецедентного размера соответствующих инвестиций (четырехкратное увеличение их объема) в течение следующих семи лет, начиная с 2020 г. Для финансирования мероприятий стратегии кибербезопасности предлагалось использовать в период 2021-2027 гг. бюджетные средств Евросоюза в размере до 2 млрд евро, инвестиции стран-членов и специализированных организаций, а также антикризисный финансовый механизм в размере около 134 млрд евро [The EU's Cybersecurity Strategy ... , 2020].
Для усиления европейского потенциала кибербезопасности ЕК предложила создать новый европейский центр компетенции в области промышленной, технологической и исследовательской кибербезопасности и сеть национальных координационных центров [Cybersecurity Policies, 2020]. В целях изучения возможностей в области кибербезопасности в ЕС Комиссия разработала комплексную плат форму под названием «Атлас кибербезопасности».
Учитывая глобальный характер киберугроз, основополагающее значение для предотвращения, сдерживания и реагирования на кибератаки приобретает построение и поддержание прочных международных партнерских отношений. Возможности для совместного дипломатического реагирования ЕС на киберпреступления определяются рамками Общей внешней политики и политики безопасности, которая включает и ограничительные меры (санкции). Последние могут использо-
1 Подробнее см.: [Regulation (EU) 2021/696 of the European Parliament and of the Council of 28 April 2021 establishing the Union Space Programme and the European Union Agency for the Space Programme and repealing Regulations (EU) N 912/2010, (EU) N 1285/2013 and (EU) N 377/2014 and Decision N 541/2014/EU].
2 Отдельная специализированная организация, составленная из специалистов соответствующих подразделений.
149
ваться против субъектов, наносящих своими действиями ущерб безопасности и экономическим интересам Союза.
Формирование экосреды цифровой экономики ЕАЭС
В рамках ЕАЭС на наднациональном уровне осуществляется разработка институциональной базы цифровой трансформации экономик государств-членов на основе имплементации лучших страновых практик и стандартов. Анализ основных стратегий формирования цифровой экономики ЕАЭС с точки зрения разработанной автором модели позволяет сформировать следующую институциональную матрицу экосреды цифровой экономики интеграционной группировки (табл. 2).
Таблица 2
Институциональная матрица экосистемы цифровой экономики ЕАЭС*
Период Институциональный блок Название документа (организации), год принятия (создания) Регулятор Основной объект регулирования
20162018 гг. Стратегия цифровиза-ции Заявление о цифровой повестке ЕАЭС, 2016 Высший Евразийский экономический совет Цифровая повестка на перспективу, а также ее приоритеты
Основные направленияреализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, 2017
О Концепции создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств - членов Союза, 2018 Совет Евразийской экономической комиссии Цифровая трансформация промышленности
Механизмы внедрения концепций и цифровых инноваций и их регулиро-ва ния Рабочая группа высокого уровня года, 2017 Межправительственный совет Основные направленияреализации цифровой повестки ЕАЭС на перспективу
Офис управления инициативами, 2017 Межправительственный совет Общая организация и коор-дина ция работы по прора-ботке инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС
Регулирование финансового рынка - - -
Защита кибер-пространства Соглашения о взаимодействии в сфере информационной безопасности между центральными банками стран ЕАЭС, 2018 Центральный банкРФ Исследования вредоносного программного обеспечения, консультирование в случае кибератак
2019 -н. в. Стратегия цифровиза-ции Концепция трансграничного информационного взаимодействия, 2019 Межправительственный совет Электронное взаимодействие между бизнесом и государственными органами, регламентация использования электронной цифровой подписи
Механизмы внедрения концепций и Проект «Работа безграниц», 2019-2021 Совет Евразийской экономической комиссии Экосистема трудоустройства граждан ЕАЭС
цифровых инноваций и их регулиро-ва ния Проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», 2019 Межправительственный совет, Совет Евразийской экономической комиссии, Коллегия Евразийской экономической комиссии Подбор для хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС наиболее эффективных партнеров, возможности вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса в производственные цепочки крупных производителей
Единый реестр программ для ЭВМ и баз данных государств - членов ЕАЭС, 2019 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Реестр программного обеспечения, сертифицированного для участия в госзакупках
Проект «Экосистема цифровых транспортных коридоров», 2020 Межправитель-ствен-ный совет Интеграция информации о транспортных средствах, грузах, разрешительных и сопроводительных документах на всех этапах перевозки
Программа по созданию совместных геоинформационных продуктов стран ЕАЭС, 2020 Евразийская экономическая комиссия Предоставление космических и геоинформационных услуг на основе данных дистанционного зондированияЗемли
Проект создания единой информационной среды научного сообщества государств - членов ЕАЭС, 2021 Министерство экономического развития РФ Синхронное развитие цифровых технологий в науке и образовании, повышение общенаучного потенциала
Проект «Цифровое техническое регулирование», 2021 Совет Евразийской экономической комиссии Обязательные требования к продукции, техрегламенты и перечень международных и региональных стандартоь
Формирование рабочей группы высокого уровня по вопросам цифровой трансформации, 2021 Межправительственный совет Оборот данных в ЕАЭС
Регулирование финансового рынка - - -
Защита кибер-пространства - - -
* Источник: составлено автором на основе литературных и интернет-источников.
Анализ приведенных данных (табл. 2) показывает, что наднациональное регулирование цифровой экономики на уровне ЕАЭС до сих пор имеет несколько ограниченный характер, практически не затрагивает финансовые рынки и защиту киберпространства.
На данный момент можно выделить следующие уровни (этапы) формирования экосреды цифровой экономики ЕАЭС:
1) базовый (2016-2018) - создание стратегии (программы) цифровизации и механизмов ее реализации по отдельным направлениям; отсутствие разработок в области регулирования финансового рынка; сведение проблематики кибербезопасности к банковскому регулированию в рамках соглашений между центральными банками;
2) первый (2019 г. - н. в.) - расширение и углубление представлений о направлениях цифро-визации, что выражается в стимулировании внедрения цифровых решений для различных секторов экономики и создания соответствующей инфраструктуры, однако институциональные блоки по регулированию финансового рынка и кибербезопасности остаются неразработанными.
При этом важно отметить, что по ряду направлений (банковский сектор, общее информационное пространство) регуляторами процесса цифровизации выступают не структуры ЕАЭС, а органы государственного управления РФ на уровне межведомственного взаимодействия (Центральный банк, Минцифры, Минэкономразвития).
Результаты сравнительного анализа формирования экосред цифровой экономики ЕС и ЕАЭС свидетельствуют о значительном отставании евразийского объединения по сравнению с европейским как по временной шкале принятия соответствующих мер, так и по комплексности подходов (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ формирования регуляторной экосреды ЕС и ЕАЭС
(разработано автором)
Заключение
Институциональная среда регулирования (экосистема) цифровой экономики в ЕС в настоящее время является более развитой и проработанной по сравнению с ситуацией в ЕАЭС. В этой связи представляется целесообразным государствам - членам ЕАЭС обратить внимание на те подходы, которые используются в Европе для реализации цифровой повестки. Также очевидна необходимость активизации деятельности наднациональных органов управления ЕАЭС как по продвижению стратегических целей и задач евразийского интеграционного объединения, так и по разработке институциональных блоков внедрения цифровых инноваций, регулирования цифрови-зации финансового рынка и обеспечения безопасности единого киберпростанства.
Список литературы
1. ARIES: Evaluation of a reliable and privacy-preserving European identity management framework / Bernabe J., David M., Moreno R. [et al.] // Future Generation Computer Systems. - 2020. - January, vol. 102. - Р. 409-425. - URL: http://dx.doi.org/10.1016/j .future. 2019.08.017 (дата обращения 03.01.2022).
2. Ashby W.R. An Introduction to Cybernetics. - London : Chapman & Hall LTD, 1957. - 295 p. - URL: http://pespmc1.vub.ac.be/books/IntroCyb.pdf (дата обращения 08.01.2022).
3. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions on the EU Security Union Strategy / EUR-Lex. -2020. - 24.07. - 27 p. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=15 964 5 2 2 563 70&uri=CELEX:52020DC0605 (дата обращения 04.01.2022).
4. Convention on Cybercrime. - Budapest : European Treaty Series No. 185, 2001. - 23.11. - 22 p. - URL: https://rm .coe.int/1680081561 (дата обращения 10.01.2022).
5. Council Directive 2008/114/EC of 8 December 2008: On the identification and designation of European critical infrastructures and the assessment of the need to improve their protection // EUR-Lex. - 2008. - 23.12, L 345. - P. 75-82. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32008L0114&from=EN (дата обращения 12.01.2022).
6. Cybersecurity Policies / European Comission. - 2020. - URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/cybersecurity-policies (дата обращения 03.01. 2022).
7. Naarttijarvi M. Balancing data protection and privacy - The case of information security sensor systems // Computer Law & Security Review : The International Journal of Technology Law and Practice. - 2018. - October, vol. 34, Issue 5. -P. 1019-1038. - URL: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2018.04.006 (дата обращения 02.01.2022).
8. Politou E., Alepis E., Patsakis C. Profiling tax and financial behaviour with Big Data under the GDPR // Computer Law & Security Review 35. - 2019. - May. - P. 306-329. - URL: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2019.01.003 (дата обращения 15.01.2022).
9. The EU's Cybersecurity Strategy in the Digital Decade / European Comission. - 2020. - 16.12. - URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/eus-cybersecurity-strategy-digital-decade (дата обращения 11.01.2022).
FORMATION OF THE INSTITUTIONAL ECOSYSTEM OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE EU AND THE EAEU: A COMPARATIVE ANALYSIS
Krishtanosov Vitaly
PhD in Economics, Belarusian State Technological University (Minsk, Belarus)
Abstract. The paper presents the author's approaches to the methodology for the formation of the regulatory ecosystem of the digital economy. Proposes an appropriate model, including such institutional blocks as: strategies; mechanisms for the implementation of concepts and innovations as well as their regulation; financial market regulation; cyberspace protection. The projection of the proposed model on the practices of the European Union, as a region with the most developed institutional environment, made it possible to highlight the features of the European matrix for regulating the development of the digital economy. Also determines the features of the matrix of the regulatory ecosystem of the digital economy of the Eurasian Economic Union. Based on the constructed matrices, carries out a comparative analysis of the regulatory eco-environments of the formation of the digital economy of the European and Eurasian Unions.
Keywords, regulatory ecosystem; eco-environment; digital economy; EU; EAEU.
For citation: Krishtanosov V.B. Formation of the institutional ecosystem of the digital economy in the EU and the EAEU: a comparative analysis // Social Novelties and Social Sciences : [electronic journal]. - 2022. - № 2. - P. 140-154.
URL: https://sns-journal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2022.02.10