ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
УДК 338.46
Сергей Николаевич Новоселов
Доктор сельскохозяйственных наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств» Тел. {929} 911-20-99, Эл. почта: [email protected]
В статье исследуются теоретические основы формирования институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в условиях эколого-ориентированной экономики, специфика размещения, а также перспектив применения рыночных инструментов для развития предприятий сферы услуг.
Ключевые слова: сфера услуг, институциональный механизм, эколого-ориентиро-ванная экономика, устойчивое развитие.
Sergey N. Novoselov
Doctor of agricultural sciences, Candidate of Economic Sciences, professor of chair «Economy and management» «Moscow state university of food productions» Tel. (929)911-20-99, E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE INSTITUTIONAL MECHANISM OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES OF THE SERVICES SECTOR IN EKOLOGO-ORIYENTIROVANNOYTO ECONOMY
In article theoretical bases of formation of the institutional mechanism of a sustainable development of the enterprises of a services sector in the conditions of the ekologo-focused economy, specifics of placement, and also prospects of use of market tools for development of the enterprises of a services sector are investigated.
Keywords: a services sector, the institutional mechanism, the ekologo-focused economy, a sustainable development.
1. Введение
Анализ эффективности деятельности в сфере слуг и интегральная оценка уровня обслуживания являются основой системы внутрипроизводственного и внешнего контроля сервисных предприятий. При этом чрезвычайно важным направлением деятельности является активизация воздействия рыночных инструментов на эффективность функционирования данного предприятия (впрочем, как и всей сферы услуг в целом).
2. Теоретические аспекты применения рыночного инструментария для повышения эффективности предприятий сферы услуг
Наряду с традиционным набором инструментов, используемых для оценки экономической эффективности деятельности предприятия различного рода деятельности (чистая прибыль, рентабельность, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, показатели относительной экономии фондов, скорость оборачиваемости оборотных фондов, полная себестоимость, трудоемкость и др.), для предприятий сферы услуг либо по отдельным видам услуг как в масштабе предприятия, так и сферы услуг в совокупности, существует ряд специфических показателей, в числе которых следует назвать:
- прибыль от оказания услуг;
- рентабельность продаж;
-динамика объема оказываемых услуг;
- показатели, характеризующие ассортимент оказываемых услуг (структура, полнота, широта и степень обновления ассортимента).
Еще одним инструментом активизации функционирования предприятий сферы услуг является реализации функции предвидения, позволяющая обратиться к выработке прогноза экономической конъюнктуры. Исходными данными для такого прогноза могут служить следующие показатели [1, с. 163-164]:
- оценка изменений капитальных затрат, а также затрат на техническое, программное обеспечение того или иного направления сервисной деятельности;
- данные о важнейших потоках материально-ресурсного, технического, финансового, товарного плана в сфере услуг;
- уровень спроса и предложений;
- характер конкуренции на рынке услуг;
- объем продаж по разным видам услуг и сервисных продуктов;
- инновации и перспективы замены прежних ключевых направлений и форм обслуживания;
- подготовка и переподготовка кадров и др.
В этой связи следует отметить существование двух подходов к определению эффективности работ предприятия любого профиля, в том числе и сервисного: затратно-ресурсный и целеориентированный. Первый подход определяется соотношением результатов деятельности к затратам, второй - позволяет определить, насколько достигнуты поставленные на начальном этапе цели. Среди таких целей можно выделить следующие:
1) развитие в условиях конкуренции;
2) лидерство в условиях конкуренции;
3) отсутствие крупных финансовых неудачи банкротства;
4) устойчивое развитие и достижение позитивного имиджа, сохранение положительного реноме;
5) увеличение экономического потенциала;
6) рост валового объема производства и реализации товаров иуслуг;
7) максимизация прибыли и минимизация расходов;
8) повышение рентабельности и др.
Вместе с тем в настоящее время начинает постепенно формироваться третий подход, который можно определить как клиентоориентированный, наиболее актуальный и зародившийся именной в третичном секторе.
Характерные особенности осуществления: экономической деятельности пред-
№3(2), 2012 238
приятий в сфере услуг, а именно [1, с. 136]:
- высокая скорость оборота капитала и инвестиций;
- относительно короткие производственные циклы;
- сравнительно небольшой объем первоначального капитала, необходимый для организации нового дела;
- относительно высокая доходность ведения бизнеса во многих секторах сервиса, способствуют гибкому реагированию каждого предприятия в ответ на изменение меняющихся условий внешней и внутренне среды, что определяет эластичность стратегического реагирования на спрос со стороны потенциального потребителя той или иной услуги.
Следует отметить и следующую особенность ресурсной составляющей, о которой на примере информационного потенциала упоминал C.B. Чупров (2007). «... Этот ресурс (информационный - Е.З.) становится ключевым и обусловливает специфику самого процесса нахождения решения; в зависимости от объема и точности имеющейся информации выбирается адекватная модель поиска, которой, в свою очередь, свойственна та или иная погрешность расчета. Тем самым информационный ресурс вводит ограничения на добротность разрабатываемого управленческого решения» [5, с. 368].
В свою очередь, каждая мезорезуль-тирующая определяет (отдельно или в совокупности с другими мезорезульти-рующими) количественное и качественное воплощение оперативных и стратегических целей управления сферой услуг.
3. Специфика территориального размещения предприятий сферы услуг
Переход к сервисной экономике характерна ется не только ростом удельного веса объема услуг в валовом национальном продукте, но и коренном изменении отношений к путям реализации инновационной политики предприятия и всей отрасли.
В настоящее время сфера услуг становится не только потребителем имеющихся и вновь выводимых на рынок инновационных разработок в чистом виде либо в виде их адаптации или модификаций, но и заказчиком (или инициаторами) технологических нововведений.
Внедрение многих форм инновационной практики российской сферой услуг находится на начальном этапе
своего развития, тем не менее, этот процесс зримо и динамично активизируется.
Параллельно активизируются процессы дальнейшего развития следующих основных направлений активности бизнеса:
- совершенствование типов управления, диверсификация методов управления предприятиями сервиса (финансовый менеджмент, антикризисный менеджмент на предприятиях сферы услуг, инновационный менеджмент, управление персоналом и управление проектами в сфере услуг и др.);
- совершенствование операций внутрипроизводственного менеджмента (например, развитие логистической стратегии, составление прогноза конъюнктуры, определение круга поставщиков и партнеров и др.);
- диверсификация набора финансовых инструментов, используемых предприятиями сферы услуг в процессе функционирования (лизинг, страхование, инвестирование и др.);
- модернизация сервисных технологий (например, технологии менеджмента, технологии организаций, технологии форм и методов обслуживания клиентов и др.);
- переориентирование совокупной системы идеологии сервиса на клиен-тоориентированн}'ю;
- обогащение и одновременное развитие жесткого (нормативно-регламентированного, стандартизированного) сервиса и его мягких форм (удовлетворение индивидуальных запросов клиента вне регламента и норм, зачастую невозможных по определению запроса);
- дополнение прямого сервиса косвенным, который не связан напрямую с проданным товаром или оказанной услугой, а имеет цель поддержание партнерских отношений с клиентом.
К числу факторов, определяющих специфику территориального размещения отраслей и предприятий сферы услуг, относится и фактор урбанизации. В настоящее время предпринимательский потенциал той или иной городской местности определяется следующим рядом социально-экономических факторов, а именно [1, с. 219]:
1) наличие или отсутствие в городском производстве экспортной и сырьевой продукции;
2) степень отраслевой диверсификации (доля крупнейших объектов в объеме городского производства, в бюджетных доходах города и в обеспечении
трудозанятости населения);
3) качество городских трудовых ресурсов;
4) степень и характер социального расслоения населения;
5) объем доходов, получаемых населением на территории города на основе конечных результатов деятельности;
6) соотношение доходов и расходов населения;
7) налоговый потенциал города в расчете на душу населения и одного работающего;
8) мера экономической самодостаточности населения (доля населения, чьи доходы более чем на 50% превосходят величину прожиточного минимума) и др.».
Совершенно очевидно, что все приведенные факторы сохраняют свою корректность и применительно к любому иному территориальному' образованию, будь то муниципальное образование: район, субъект Российской Федерации или вся национальная экономика.
Таким образом, степень удовлетворения услуг населения является реальным индикатором качества работы органов власти различного уровня, а также гарантом экономической эффективности предприятий сферы услуг, осуществляющих свою деятельность на данной территории.
4. Определение перспектив применения рыночных инструментов для развития предприятий сферы услуг
Переход России к формированию рыночного хозяйства породил очень много сложностей в связи с длительным трансформационным кризисом, который носил системный характер. Важность выполняемых сферой услуг функций, ее неоднородность определяют как необходимость государственного воздействия на указанную сфер}', так и его масштабы, способы, инструменты. Разумное вмешательство государства в функционирование сферы услуг, оправданное с точки зрения ряда критериев общехозяйственного и социально-политического значения, дает ощутимые положительные результаты.
Проблемы обеспечения эффективного функционирования сферы услуг и ее развития невозможно решать без анализа регулирующей роли государства.
Сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором экономики. Динамичное развитие сферы ус-
Экономика, Статистика и Информатика 239 №3(2), 2012
луг обусловлено прогрессом технологий, который способствует созданию новых направлений, являющихся в настоящее время наиболее привлекательными для вложения капитала, и который усиливает значение рыночных регуляторов в развитии предприятий сферы услуг.
Усиление шнкуренции между предприятиями сферы услуг повышает значимость рыночных инструментов на предприятии. Однако следует отметить, что классические инструменты в настоящее время уже не имеют прежней силы воздействия на потребителя, в связи с чем возникает необходимость предоставления потребителям дополнительного сервиса и введения новых форм обслуживания, что способствует разработке и внедрению новых рыночных регуляторов в развитие предприятий.
К особенностям сферы услуг относят следующие аспекты [4]:
1) высокую динамичность рыночных процессов. Динамичный характер спроса на услуги подвержен значительному влиянию временного фактора, динамика предложения обусловлена гибкостью отраслевой структуры услуг;
2) территориальную сегментацию. Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком;
3) локальный характер. Под влиянием территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную форм}', в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики;
4) высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Невозможность хранения, складирования и транспортировки услуг и вместе с тем временное и пространственное совпадение их производства и потребления;
5) высокую скорость оборота капитала. На рынке услуг имеет место более короткий производственный цикл;
6) специфику организации производства услуг. Производителями услуг обычно являются малые и средние предприятия различного профиля, так как эти предприятия обладают большей мобильностью и имеют широкие возможности для чуткого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры;
7) специфику процесса оказания
услуги. Предполагает личный контакт производителя и потребителя;
8) высокую степень дифференциации услуг. Сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг;
9) неопределенность результата деятельности по оказанною услуг. Оценка результата деятельности по оказанию услуги, как правило, возможна только после ее потребления;
10) зависимость от территориального характера расселения населения. Формирование и развитие рынка сферы услуг, в особенности на региональном уровне, во многом связано с характером расселения, сложившимся в территориальных границах конкретного рынка.
Основываясь на вышеизложенном анализе, обусловим специфические характеристики рыночных инструментов развития в сфере услуг [1]:
- функциональные особенности капитала сервисной деятельности;
- з'частие предлагаемых услуг в процессах расширенного воспроизводства общего базиса личности, квалифицированной рабочей силы и человеческого капитала;
- интерактивное участие потребителя услуги в процессе ее проектирования и создания (потребитель формулирует свой индивидуальный заказ, осуществляет коррекцию в процессе создания услуг, участвует в создании новых стандартов и технологий, а также в определенной мере сам становится участником процесса создания у слуг);
- превалирующее значение человеческого, технологического трансформационных факторов и информационного трансакционного фактора в процессе создания услуг.
Следовательно, применение рыночных инструментов в сфере услуг, обеспечивается двумя взаимосвязанными различными процессами [1]:
- функционированием отношений, субъектов и механизмов хозяйствования данной сферы;
- развитием сферы услуг.
Современное развитие общества
характеризуется повышением важности и значимости услуг, расширением индустрия услуг. Значимость предоставления качественного сервиса приводит к тому, что стоимость услуг может превосходить прямые затраты на производство. Вместе с тем, на сегодняшний момент нет широко используемых эффективных количественных методов
оценки качества услуг.
Сложность оценки качества услуги повышается в сфере обслуживания населения, когда потребителем выступает конкретный человек и обуславливается тем, что восприятие процесса обслуживания в значительной степени зависит от внешних и инфраструктурных факторов.
Вместе с тем, осуществление потребительского выбора в сфере услуг, имеет не только индивидуальное значение для конкретного человека, но и носит определенный социальный характер. Опыт социально-экономического развития ведущих стран показывает, что переход мирового сообщества на качественно новый уровень связан с мобилизацией интенсивных источников роста, прежде всего - с усилением роли человеческого фактора, с формированием работника нового качества, что невозможно без развития сферы сервиса [3].
В настоящее время усиливается необходимость выработки такого режима регулирования сферы услуг, который обеспечивал бы оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных производителейуслуг [2, с. 207-209].
Если Россия продолжит развивать сферу услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным допуском иностранных поставщиков на свой рынок, то качественный уровень развития отраслей ус луг в стране будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно скажется на динамике экономического роста и не будет соответствовать интересам российских потребителей.
Благодаря притоку иностранного капитала российский бизнес получает крайне необходимые для развития финансовые ресурсы и, что не менее важно, передовые технологии, эффективные методы реализации услуг и управления; приобщается к высокой культуре деловых отношений и обслуживания клиентов.
Кроме того, государство может оказывать регулирующее воздействие на развитие отдельных видов деятельности в сфере услуг путем использования различных инструментов.
Следовательно, сфера услуг является одной из перспективных отраслей экономики России. Значительное увеличение объемов выбросов, сбросов и отходов, а также слабым внедрением
№3(2), 2012 240
природоохранных технологии свидетельствуют о сложной экологической ситуации в стране. Повышение промышленного потенциала без ущерба экологической безопасности на территории субъектов, поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций, улучшение демографического состояния во многом зависит от понимания населением и руководителями предприятий важности своей роли в общей стратегии действий, направленных на оздоровление экологической ситуации.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что предприятия сферы услуг негативно воздействуют на антропогенную нагрузку окружающей природной среды региона, следовательно, очевидна необходимость принятия действующих мер по преодолению такого положения. Решению такой задачи может служить попытка обосновать ряд элементов механизма обеспечения экологической безопасности.
5. Заключение
Влияние рыночного инструментария на динамику сферы услуг усиливается благодаря и внедрению достижений научно-технического прогресса. С другой стороны, инвесторы небезосновательно считают данную отрасль чрезвычайно привлекательной и перспективной, особенно ее инновационные сектора. Ускоренное развитие сферы услуг, обусловленное технологическим прогрессом, способствующим созданию инновационных направлений, являющихся наиболее привлекательными с точки зрения вложения капитала, многократно увеличивает значение рыночных инструментов в развитии предприятий сферы услуг.
Таким образом, масштабы загрязнения окружающей среды в регионе
возрастают и достигли критического уровня. Следствием этих факторов является неуклонное падение прироста и уменьшение средней продолжительности жизни, все еще высокий уровень смертности населения и заболеваемости новорожденных детей в регионе. Такое положение дел заставляет ученых и специалистов-экологов искать действенные пути выхода не только из эко-номико-экологического, но и демографического кризиса.
Во многом причиной возникновения экологических проблем стало невнимание предприятий и общественности к вопросам охраны окружающей среды и несвоевременное решение возникающих проблем, в связи с этим экологическое просвещение и образование населения приобретает все большее значение в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития общества. Возникновение экологических проблем обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, а их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения в отношении к окружающей среде, особенно подрастающего поколения.
Литература
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент.- М.; Аспект Пресс, 2004,- 318с.
2. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика; под ред.Т.Д.Бурменко.- М.: Кнорус, 2008,-328с.
3. Кузнецов Н.Г. Маркетинг сферы услуг населению: состояние и тенденции развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции разви-
тия теории и практики управления отечественными предприятиями»,- Ставрополь, 2007//http://www.ncstu.ru.
4. Логинова И.В. Рыночные регуляторы в развитии предприятий сферы услуг (на примере предприятий гражданской авиации): Автореферат дисс. ...канд.экон.наук. - Екатеринбург: УГЭУ, 2004.- 22с. http:// w w w. dissland. com/catalog/152723. html
5. Чупров C.B. Цель, условия и принципы разработкиуправленческих решений; под ред. Т.Д.Бурменко// Сфера услуг: менеджмент,-Гл. 10,-М.: Кнорус, 2007,-416с.
References
1. Avanesova G. A. Service activity: historical and modern practice, business, management. - M: Aspect Press, 2004. -318c.
2. Burmenko T.D. Services sector; economy; under the editorship of Etc. Burmenko. -M: Knorus, 2008. -328c.
3. Kuznetsov N. G. Services sector marketing to the population: condition and development tendencies/ZMaterials of the All-Russia scientific and practical conference «Current trends of development of the theory and practice of management by the domestic enterprises».-Stavropol, 2007//http ://www.ncstu.ru.
4. Loginov I.V. Market regulators in development of the enterprises of a services sector (on an example of the enterprises of civil aviation): Author's abstract yew.... канд.экон.наук. - Yekaterinburg; UGEU, 2004. - 22c. http:// www. dissland. com/catalog/152723. html
5. Tchuprov S. Y. Purpose, conditions and principles of development of administrative decisions; under the editorship of Etc. Burmenko//the Sendees sector; management. - Гл. 10. -M: Knorus, 2007. -416c.
Экономика, Статистика и Информатика
241
№3(2), 2012