Научная статья на тему 'Формирование института предпринимательства в конце XIX начале XX В. В России'

Формирование института предпринимательства в конце XIX начале XX В. В России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / РЕФОРМЫ / АКЦИОНЕРНЫЕ КОМПАНИИ / ТОРГОВЛЯ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC INSTITUTION / REFORMS / JOINT-STOCK COMPANY / TRADE / BUSINESS ETHICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хлыстов Евгений Афанасьевич

Статья посвящена анализу основных элементов института предпринимательства в России в период конца XIXначала XX в.: торговле, банков, акционерных компаний, предпринимательских союзов. Особое внимание уделено созданию и характеристике акционерных обществ, а также анализу основных черт деловой этики российского предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIAIN THE LATE 19TH -EARLY 20TH CENTURIES

The article deals with main constituents of the entrepreneurship institution in Russia in the late 19 th early 20 th centuries, such as: trade, banks, joint stock companies, business alliances. The author considers particularly development of the joint stock companies, their principle features, and describes business ethics of the Russian entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Формирование института предпринимательства в конце XIX начале XX В. В России»

УДК 338 (091)

Хлыстов Евгений Афанасьевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры «Теория и история государства

и права. Конституционное право»,

соискатель кафедры общей экономической теории

и регионоведения

Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления dom-hors@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

В РОССИИ

Khlystov Evgeny Afanasyevich

PhD in History, Assistant Professor of the Theory and History of State and Law. Constitutional Law Department, Applicant of the General Economic Theory and Region Studies Department East-Siberian State University of Technologies and Management dom-hors@mail.ru

FORMATION OF THE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIAIN THE LATE 19TH -EARLY 20TH CENTURIES

Аннотация:

Статья посвящена анализу основных элементов института предпринимательства в России в период конца XIX- начала XX в.: торговле, банков, акционерных компаний, предпринимательских союзов. Особое внимание уделено созданию и характеристике акционерных обществ, а также анализу основных черт деловой этики российского предпринимательства.

Ключевые слова:

предпринимательство, экономический институт, реформы, акционерные компании, торговля, деловая этика.

Summary:

The article deals with main constituents of the entrepreneurship institution in Russia in the late 19th - early 20th centuries, such as: trade, banks, joint stock companies, business alliances. The author considers particularly development of the joint stock companies, their principle features, and describes business ethics of the Russian entrepreneurship.

Keywords:

entrepreneurship, economic institution, reforms, joint-stock company, trade, business ethics.

В ходе реформ 1860-х - 1870-х гг. была создана макросреда, способствовавшая развитию предпринимательства, был инициирован импорт рыночных институтов: банков и бирж, новых организационноправовых форм предприятий. К 1890-м гг. капиталистическая фабрика и машинная индустрия одержали победу над пережитками домашней промышленности и отсталыми формами мануфактуры. Предпринимательство становится массовым явлением, предприниматель формируется как собственник [1].

Регулирование предпринимательства осуществлялось по нескольким направлениям, совпадавшим с отраслевой структурой предпринимательства: торговое, кредитно-банковское, страховое и другие [2, с. 412].

К субъектам предпринимательства мы можем отнести потребительские общества, акционерные компании и торговые дома, основанные на принципе ограниченной ответственности компаньонов-акционеров по делам компании стоимостью принадлежащих им акций. К 1881 г. число акционерных компаний достигло 635, в 1890-х гг. их количество удвоилось [3, с. 66].

Особое положение занимали в предпринимательстве банкирские дома и конторы, в 1889 г. насчитывалось 24 банкирских дома и 228 банкирских контор [4, с. 42]. При этом основные обороты операций кредитных учреждений происходили в сфере частного банкирского промысла, которое практически не регламентировалось законодательством [5, с. 191].

Крупные банки еще более укрепили свои позиции, увеличив основной капитал и создав разветвленную сеть отделений в провинциальных городах. Число акционерных банков в 1913 г. составляло 45. При этом 13 из них были петербургскими, 8 - московскими и 24 располагались в провинции [6, с. 262]. В начале века крупные банки включились в инвестирование промышленности. Возникла система участия, позволявшая банкам приобретать пакеты акций вновь учреждаемых обществ по продаже промышленной продукции, становиться участниками новых торговых домов [7, с. 15].

К началу ХХ в. насчитывалось около 150 предпринимательских организаций: 15 комитетов торговли и мануфактур, 3 купеческих управы, 85 биржевых комитетов, 27 съездов промышленников и торговцев [8, с.147], которые после выхода в свет Указа от 4 марта 1906 г. «О временных правилах об обществах и союзах» стали явочным порядком объединяться не только с целью решения организационнохозяйственных задач, но и с целью влияния на политический и хозяйственный строй России.

К концу века значительно расширилась стационарная торговля в виде гостиных дворов, магазинов, лавок. Плотность розничной торговли была значительной: на 10 тыс. населения - 65 розничных торговых предприятий [9, с. 90].

Развитию оптовой и розничной торговли продолжали способствовать ярмарки, традиционная для России форма внутренней торговли. Ярмарки представляли собой периодически устраиваемые торги в центрах привоза различных по объему партий товара. Ярмарки были расположены по всей стране от Ир-

кутска до Варшавы и от Архангельска до Малороссии. Ярмарки в определенной последовательности сменяли друг друга в течение года, образовывая общую цепь перемещения крупных партий товара.

По мере развития спроса возникает потребность в биржевой торговле, в которой и спрос и предложение одинаково активны. Поэтому не случайным явилось создание крупных бирж в ярмарочных центрах. В отличие от сезонной ярмарки, биржа действует регулярно, но ее обороты зависят от общего состояния рынка. Фондовые операции были разрешены лишь на 7 крупнейших биржах: Петербургской, Московской, Одесской, Киевской, Харьковской, Варшавской и Рижской. Промышленный подъем конца XIX в. повысил значение биржевой торговли и сделал обыденной практикой торговлю паями и акциями торговых и промышленных предприятий [10, с.125]. Появились специализированные биржи по продаже хлеба, фруктов и иных товаров.

По российскому законодательству биржи должны были представлять собой собрания или сборные места принадлежащих к торговле лиц для совершения различных сделок. Однако на практике их деятельность простиралась гораздо дальше. Сюда направлялись все заинтересованные лица для получения необходимых сведений о состоянии торговли и промышленности. Именно здесь принимались меры по упорядочиванию местной торговли. И, самое важное, биржи превратились в представительные учреждения деловых кругов страны ввиду отсутствия иных форм организации предпринимателей.

В условиях неустойчивой ситуации в России в начале ХХ в. деловые отношения в значительной мере регулировались неформальными правилами, стимулировавшими индивидуальное и групповое поведение, целью которого нередко становилось извлечение ренты. Многочисленность групп специальных интересов в среде собственников делала более привлекательным получение ренты в сравнении с ориентацией на высокие дивидендные выплаты. Следует также учитывать тот факт, что отличительной чертой российской модели акционерного общества являлось смешение открытых и закрытых форм организации компании, когда одновременно могли использоваться, например, именные и предъявительские акции.

Инвестиционные возможности российских предпринимателей были ограничены вследствие незавершенности процесса первоначального накопления, и правительство, учитывая острую потребность в трансформации социально-экономических институтов, должно было восполнить пробел. Поэтому основными составляющими государственной политики становятся либерализм и поддержка предпринимательства в виде протекционистских таможенных пошлин, льготных кредитов, государственных гарантий [11, с. 215].

В 1900-1903 гг. наблюдался спад акционерного учредительства. На величину курса акций российских акционерных обществ оказывали влияние политический кризис и революционные события 1905 г., а также русско-японская война. Все это явилось основанием для сокращения спроса на ценные бумаги. В 1906 г. вновь произошел подъем. К 1914 г. практически во всех отраслях российской экономики действовало 3 101 акционерное общество (без учета железнодорожных компаний) [12, с. 215-221]. Этап 1901-1914 гг. можно назвать стадией значительного подъема акционерного учредительства.

Особенностью развития акционерной собственности в России в начале XX в. являлось значительное отклонение положений сепаратного акционерного законодательства, то есть уставов акционерных обществ, от норм устаревшего общего закона. Этим объясняется активная роль, которую играли Акционерное отделение отдела торговли Министерства торговли и промышленности и проводимая им политика, направленная на приведение уставов акционерных обществ в соответствие с потребностями экономики страны [13, с. 95]. Указанное отделение, созданное в 1905 г., ведало так называемым сепаратным законодательством. Под его действие попадали компании с особыми привилегиями. Именно существование отделения прочно закрепило у широкой общественности мнение, что общий акционерный закон нельзя изменить, а можно просто обойти.

Несмотря на то, что провозглашалась свобода коммерческой деятельности, к тому же государственная поддержка ряда частных предприятий в виде льгот и субсидий, - это мешало становлению независимого предпринимательства, поскольку государство было заинтересовано в регламентации и подчинении частнопредпринимательской деятельности.

Существовал ряд ограничений для занятий предпринимательством. В конце XIX - начале XX в. отсутствовал единый торгово-промышленный свод, что затрудняло частную торгово-промышленную деятельность. Помимо этого в российском законодательстве присутствовали устаревшие положения, в результате чего купцам приходилось разрешать все вопросы в частном порядке. Еще одним тормозящим моментом в развитии предпринимательства выступала система налогообложения. В России прогрессивно-подоходное обложение было утверждено только в 1916 г., хотя в европейских странах оно было введено еще в XIX в., что ограничивало правоспособность предпринимателей.

Неизбежным шагом в развитии торгового предпринимательства стал процесс быстрой монополизации этой отрасли хозяйства. Узость внутреннего рынка и низкая платежеспособность населения наряду с концентрацией предприятий в центральных районах страны приводили к тому, что продажа определенного товара сосредоточивалась в руках нескольких крупных фирм. Отсюда вполне естественное желание предпринимателей получить прибыль без лишних затей, только за счет автоматического роста цен, что было возможно только при сговоре предпринимателей-монополистов.

Начало XX в. примечательно тем, что более отчетливо проявились особые черты духовного облика предпринимателей, которые, будучи, с одной стороны данью прошлым традициям, а с другой - приобретением новой эпохи, представляли собой образец российской предпринимательской этики, во многом отличной от западных бизнесменов.

В начале XX в. важнейшей проблемой оставалась эмансипация предпринимателей от груза старых представлений и привычек, веками мешавшими русскому деловому человеку стать по-настоящему предпринимателем. К таким чертам надо отнести устоявшуюся привычку работать под государственной опекой, приверженность к семейной форме организации и ведения дела, спекулятивный характер деловых

операций и элементарная нечестность при свершении сделок. И чем ниже был слой предпринимателей, тем меньше в этой среде чтилась «крепость купеческого слова», тем грубее были царившие там нравы и еще более непригляднее случаи обмана потребителей или партнеров не из своего «круга».

Требовался иной, инновационный тип мышления и новаторский стиль делового поведения. Однако уникальность духовного мира России в описываемую эпоху, заключавшаяся в несокрушимости консервативных традиций, привела к тому, что предприниматели-инноваторы часто просто вынуждены были выдавать себя за «традиционалистов» и консерваторов, чтобы сохранить духовный комфорт и обозначить политическую лояльность к существующим государственно-правовым институтам [14, с. 65].

Важной чертой делового стиля отечественных предпринимателей можно считать быстрое усвоение передовых технологий и новых приемов предпринимательской деятельности при сохранении слегка модернизованных старых организационных форм. Это существовало наряду с приверженностью значительной части русских предпринимателей традиционным нормам морали, что делало их хранителями национального духа и характера. Отмечая отличительные черты делового стиля и этики поведения большей части отечественных предпринимателей и сравнивая их с уходящей эпохой традиционной самобытной России, следует отметить, что на пороге индустриализации страны постепенно происходило освобождение ее деловой элиты от старых традиций и норм. К моменту начала Первой мировой войны определяющим типом российского предпринимателя стал инноватор, который уже не стремился предстать консерватором, а, напротив, всячески демонстрировал новизну подхода в решении хозяйственных задач.

Особенность экономического развития состояла в приспособлении институтов традиционного хозяйства к требованиям становления рыночной экономики. В этом процессе активное участие принимало государство. Развитию отечественного предпринимательства способствовало становление железнодорожного транспорта взамен гужевого, что стало мощным фактором интенсивного развития территориального разделения труда, характерного для капитализма. Благодаря этому обеспечивалась экономическая эффективность обмена продукцией отдельных областей России. Отличительными особенностями российского предпринимательства были размах, масштабность осуществляемых проектов и удивительная изворотливость, находчивость. Огромные природные богатства, размеры территории и резервы рабочей силы позволяли при энергичных усилиях и относительно небольших финансовых ресурсах разрабатывать и осуществлять крупномасштабные проекты.

Ссылки:

1. Никитина С.К. История российского предпринимательства. М., 2001.

2. Афанасенко И.Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства. СПб., 2003.

3. Боханов А.Н. Деловая элита России. М., 1994.

4. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Л., 1991.

5. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России. Л., 1973.

6. Очерки экономической истории России первой половины XIX в. / под ред. М.К. Рожковой. М., 1959.

7. Бовыкин В.И. Зарождение финансового капитала в России. М., 1967.

8. Гурьев А. Очерк развития кредитных учреждений в России. СПб., 1904.

9. Дихтяр Г.А. Внутренняя торговля в дореволюционной России. М., 1960.

10. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.И. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М., 1995.

11. Шепелев Л.Е. Указ. соч.

12. Акционерные паевые предприятия России в 1913 г. М., 1914.

13. Котов В.Н. Государственное регулирование акционерного предпринимательства в России в XIX-XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2001.

14. Черников Г.П. Предприниматель: кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. M., 1992.

References (transliterated):

1. Nikitina S.K. Istoriya rossiyskogo predprinimatel'stva. M., 2001.

2. Afanasenko I.D. Rossiya v potoke vremeni. Istoriya predprinimatel'stva. SPb., 2003.

3. Bokhanov A.N. Delovaya elita Rossii. M., 1994.

4. Anan'ich B.V. Bankirskie doma v Rossii. 1860-1914 gg. L., 1991.

5. Shepelev L.E. Aktsionernie kompanii v Rossii. L., 1973.

6. Ocherki ekonomicheskoy istorii Rossii pervoy poloviny XIX v. / ed. by M.K. Rozhkova. M., 1959.

7. Bovykin V.I. Zarozhdenie finansovogo kapitala v Rossii. M., 1967.

8. Gur'ev A. Ocherk razvitiya kreditnykh uchrezhdeniy v Rossii. SPb., 1904.

9. Dikhtyar G.A. Vnutrennyaya torgovlya v dorevolyutsionnoy Rossii. M., 1960.

10. Kuz'michev A.D., Shapkin I.I. Otechestvennoe predprinimatel'stvo. Ocherki istorii. M., 1995.

11. Shepelev L.E. Op. cit.

12. Aktsionernie paevie predpriyatiya Rossii v 1913 g. M., 1914.

13. Kotov V.N. Gosudarstvennoe regulirovanie aktsionernogo predprinimatel'stva v Rossii v XIX-XX vv.: dis. ... kand. ist. nauk. M., 2001.

14. Chernikov G.P. Predprinimatel': kto on? Iz opyta rossiyskogo i zarubezhnogo predprinimatel'stva. M., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.