Научная статья на тему 'Формирование инспекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа'

Формирование инспекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНЫМИ НАРОДНЫМИ УЧИЛИЩАМИ / ИНСПЕКЦИЯ / ДИРЕКЦИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / WEST-SIBERIAN EDUCATIONAL DISTRICT / PRIMARY PUBLIC SCHOOL MANAGEMENT / INSPECTION / BOARD OF DIRECTORS / PRIMARY EDUCATION / MINISTRY OF THE PUBLIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голикова Ольга Александровна

Описывается процесс складывания системы управления начальным народным образованием в рамках существования Западно-Сибирского учебного округа. Рассматривается деятельность центральных и местных органов администрации по созданию инспекции училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Голикова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of Public School Inspection in the West-Siberian Educational District

The article is dedicated to the process of creating initial public education management system in the West-Siberian educational district. It considers the activity of central and regional administrative bodies on creating school inspections.

Текст научной работы на тему «Формирование инспекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа»

история

ББК 63.3(2)52

О.А. Голикова

Формирование инспекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа

O.A. Golikova

Creation of Public School Inspection in the West-Siberian Educational District

Описывается процесс складывания системы управления начальным народным образованием в рамках существования Западно-Сибирского учебного округа. Рассматривается деятельность центральных и местных органов администрации по созданию инспекции училищ.

Ключевые слова: Западно-Сибирский учебный округ, управление начальными народными училищами, инспекция, дирекция, начальное образование, Министерство народного просвещения.

Инспекция народных училищ была создана в 1869 г. по инициативе министра народного просвещения графа Д.А. Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью школ и благонадежностью учителей. Что касается Западно-Сибирского учебного округа, то здесь инспекция появляется значительно позже, только в 1899 г. Это было обусловлено различными причинами. Среди них можно выделить большую удаленность Сибири от центра России, отсюда слабость центральной власти, которая приводила к тому, что большинство постановлений правительства доходили до Сибири со значительным опозданием (в том числе и по вопросам управления школами): одни меры действовали со значительными ограничениями, а другие не действовали вовсе. До конца XIX в. Сибирь являлась сырьевым придатком империи, правительство же не было заинтересовано в развитии этого региона. Министерство народного просвещения всевозможными способами откладывало создание инспекции народных училищ как органа учебно-административного контроля. Первые упоминания об инспекторах, выступавших в качестве помощников генерал-губернаторов в деле управления начальными школами, появляются в 1859 г. 12 апреля 1859 г. выходит Положение об управлении учебными заведениями Томской и Тобольской губернии, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. Положение определяло круг обязанностей инспектора, в которые входило составление отчетов по учебным заведениям, решение кадрового вопроса, реализация распоряжений министерства, проведение ревизий. Инспектор назначался на должность по решению Министерства народного просвещения [1, л. 5]. Таким образом, с 1859 по 1885 г. на территории

The article is dedicated to the process of creating initial public education management system in the West-Siberian educational district. It considers the activity of central and regional administrative bodies on creating school inspections.

Key worlds: West-Siberian educational district, primary public school management, inspection, board of directors, primary education, Ministry of the Public Education.

Западной Сибири действовали только инспекторы народных училищ.

В 1885 г. после образования Западно-Сибирского учебного округа вводятся две должности окружных инспекторов и отдельная инспекция для управления народными училищами Акмолинской и Семипалатинской областей. Должность окружного инспектора просуществовала до 1918 г. и была ликвидирована вместе со всем округом. Окружные инспекторы были ближайшими помощниками попечителей. В рамках Министерства народного просвещения эта должность была учреждена 24 декабря 1863 г. взамен инспекторов казенных училищ [2, л. 2]. Но два инспектора не могли обеспечить качественный контроль над всеми школами округа в силу его большой площади. Первый попечитель В.М. Флоринский сразу же заостряет на этом свое внимание и более десяти лет выступает перед министерством с ходатайствами по увеличению числа инспекторских должностей в своем округе [3, л. 5]. Положительное решение вопроса произошло только в конце XIX в., когда возникло дело о передаче сельских школ ведомства министерств земледелия, государственных имуществ и внутренних дел Министерству народного просвещения.

В августе 1898 г. Министерство народного просвещения поставило перед В.М. Флоринским вопрос о необходимости введения инспекции в его округе [4, л. 23]. Согласно отчету Томская и Тобольская губернии остро нуждались в инспекции. Ее отсутствие тормозило поступательный процесс развития начального образования в губерниях. Требовалось усилить контроль над школами из-за постоянного увеличения их количества и трудности путей сообщения между ними. В.М. Флоринский требовал немедленно учре-

дить две инспекторских должности для Тобольской и Томской губерний.

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. создание инспекций являлось одной из важнейших задач, стоящих перед министерством, решение которой уже невозможно было откладывать. В итоге инспекция для Тобольской и Томской губерний была учреждена согласно решению Государственного совета 31 мая 1899 г., и с 1 января 1900 г. инспекторы приступили к исполнению своих обязанностей.

Для Томской губернии инспекция создавалась в составе двух инспекторов, для Тобольской - трех. Основным документом становилось Положение от 25 мая 1875 г., которое определяло права и обязанности инспекторов. До учреждения должности директора народных училищ инспекторы подчинялись непосредственно попечителю округа. Прежний порядок заведования школами упразднялся [5, с. 57].

Обе губернии были разделены на инспекторские районы. Томская - на два участка - южный и северный, Тобольская - на три. В состав северного участка Томской губернии вошли уезды: Томский, Мариинский, Каинский и Нарымский (примерно 150 училищ), южного - Барнаульский, Бийский, Змеиногорский и Кузнецкий (примерно 80 училищ). Это деление основывалось на возможностях путей сообщения между участками. Прежде всего учитывалась возможность инспектора быстро объезжать школы. Через северный участок проходил рельсовый путь, соединяющий все его уезды. Инспектор южного участка должен был совершать все поездки только на лошадях. Местопребыванием инспекторов становились города Томск и Барнаул. Инспектором первого района был назначен В.С. Добровольский, инспектором второго - Н.М. Ларионов. Тобольскую губернию, согласно количеству инспекторов, разделили на три района. Инспектором первого района стал Судницин с местопребыванием в Тобольске, второго - Соколов с местопребыванием в Кургане, а Куминов - третьего с местопребыванием в Усть-Каменске.

Инспекция народных училищ Западно-Сибирского учебного округа с первых дней своего существования столкнулась с различными проблемами. Одной из них была необходимость увеличения количества инспекторских должностей. Уже в сентябре 1901 г. Н.К. Рамзевич отмечал, что инспекторы Тобольской губернии не справляются со своими обязанностями. Это было вызвано сильной разбросанностью расположений школ, трудностью сообщения между ними, большим количеством обязанностей, возложенных на инспекторов. Согласно Положению 1874 г. в их обязанности входило ведение делопроизводства уездного училищного совета, составление годовых отчетов, ревизия школ. Однако на деле эти обязанности были значительно расширены. Инспекторы должны были ревизовать школы, проводить педагогические

курсы, учительские совещания, открывать новые школы, заседать в совете попечения по начальному образованию, присутствовать на собраниях Думы, попечительства о народной трезвости и в отделениях местного епархиального училищного совета. Надлежащее исполнение всех перечисленных обязанностей для трех инспекторов было весьма затруднительным.

Н.К. Рамзевич предлагал учредить как минимум еще две инспекторские должности и разделить губернию на пять участков. В первый район вошли бы Тобольский, Березовский и Сургутский уезды (50 училищ), во второй - Курганский (88 училищ), в третий - Тарский и Тюменский (96 училищ), в четвертый - Тюменский и Туринский (83 училища), в пятый - Ишимский и Ялуторовский (113 училищ). Местопребыванием инспекторов становились города Тюмень и Ишим.

Обращение Н.К. Рамзевича показало всю сложность положения. В рамках решения данной проблемы Министерство народного просвещения 25 августа 1902 г. обратилось к попечителям всех учебных округов империи с просьбой в ближайшее время направить в Государственный совет ходатайства о создании дополнительных должностей инспекторов там, где в этом существовала необходимость.

9 сентября 1902 г. Л.И. Ларионов - попечитель Западно-Сибирского учебного округа - довел эту информацию до директора Томской дирекции, а 30 октября 1902 г. - до директора Тобольской. Директор народных училищ Томской губернии 28 октября 1902 г. предоставил попечителю отчет, в котором предлагал создать еще 4 инспекторских района. В состав первого района должен был войти Томск (40 школ), во второй -Томский уезд (86 училищ), в третий - Мариинский и Каинский уезды (108 училищ), в четвертый -Барнаульский уезд (85 училищ), в пятый - Бийский и Кузнецкий уезды (45 школ), в шестой - Змеиногорский уезд (60 училищ).

12 ноября 1902 г. от директора Тобольской дирекции поступили пожелания инспекторов второго и третьего районов по учреждению новых инспекторских должностей. Инспектор второго района считал, что нужно создать пять дополнительных должностей инспекторов по количеству уездов в губернии, инспектор третьего района говорил о необходимости еще в двух. Основанием для этого по-прежнему служили большое расстояние между школами и сложность путей сообщения между ними.

23 февраля 1904 г. министерство на основании поступивших данных приняло решение учредить 85 дополнительных инспекторских должностей. Для Тобольской и Томской дирекций планировалось открыть по две должности, в Акмолинской и Семипалатинской областях - по одной [6, л. 66].

Необходимые финансовые средства были выделены 26 января 1906 г., а уже 3 февраля был составлен список из 18 кандидатов на вакантные места

история

для Западно-Сибирского учебного округа. По итогам увеличения штата на 1 января 1907 г. Томская дирекция состояла из четырех инспекторских районов, Тобольская - из пяти.

Увеличения инспекторского состава дирекций происходили еще несколько раз. К моменту своей ликвидации дирекция народных училищ ЗападноСибирского учебного округа состояла из восьми инспекторских районов в Томской дирекции и одиннадцати - в Тобольской.

23 декабря 1916 г. было осуществлено последнее преобразование инспекции Западно-Сибирского учебного округа. Согласно постановлению министерства инспекторы училищ должны были называться по уездам, училищами которых они заведовали на 1916 г.. например, «инспектор Мариинского уезда». Если в уезде был не один инспектор, то еще и по районам. В областях и губерниях, где не было деления на уезды, инспекторы должны были называться по замещающим уезды частям губернии или области и т.д. Также следовало четко определить границы каждого инспекторского района. Данная работа была проведена в начале 1917 г. [7, л. 128].

Согласно распоряжению министерства распределение инспекторских районов, относящихся к Томской дирекции, выглядело следующим образом. В состав первого района вошли города Томск и Нарым, а также часть Томского уезда. Местопребыванием инспектора был Томск. В состав второго района вошли Барнаул и часть его уезда. Инспектор жил в Барнауле. Третий район заняли города Мариинск и Боготол, а также Мариинский уезд. Жил инспектор в Мариинске. К четвертому району относились города Бийск и Кузнецк со своими уездами, местопребыванием инспектора был Бийск. Пятый район занимал территорию Змеиногорского уезда, инспектор жил в селе Змеиногорском. В шестой район вошли города Каинск, Татарск и Каинский уезд. Проживал инспектор в Каинске. К седьмому району относились города Ново-Николаевск и Тайга, часть Томского уезда, проживал инспектор в Ново-Николаевске. К восьмому району - города Камень, Славгород и часть Барнаульского уезда. Проживал инспектор в Камне.

Тобольская дирекция состояла из 11 инспекторских районов. В состав первого вошли города: Тобольск, Сургут, Березов вместе со своими уездами. Местопребывание инспектора - Тобольск. Во второй инспекторский район входил Курган и западная часть Курганского уезда. Проживал инспектор в Кургане. В третий район вошел город Тара со своим уездом, проживал инспектор в Таре. В четвертый район -Тюмень и Тюменский уезд, проживал инспектор в Тюмени. В пятый район - Ишим и северная половина Ишимского уезда, инспектор жил в Ишиме. В шестой район - Ялуторовск и Ялуторовский уезд, с местопребыванием инспектора в Ялуторовске. В седьмой район -

восточная часть Курганского уезда, с местопребыванием в Кургане. В восьмой уезд - Тюкалинск и западная половина Тюкалинского уезда, местопребыванием был Тюкалинск. В девятый район - восточная половина Тюкалинского уезда за рекой Иртыш, проживал инспектор в Тюкалинске. В десятый район - южная половина Ишимского уезда, проживал инспектор в Ишиме. В одиннадцатый район - Туринск и Туринский уезд, проживал инспектор в Турине [8, с. 316-325].

Что касается училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, то в 1902 г. последовало первое увеличение их инспекторского состава, он возрос до трех. Следующее увеличение планировалось на 1904 г., но его отложили из-за начавшейся войны с Японией. На 1905 г. эти области не были внесены в смету расходов Министерства народного просвещения, однако реальное увеличение последовало только в 1907 г. В результате количество инспекторов достигло пяти, произошло перераспределение инспекторских районов в областях. Так, Акмолинская область была разделена на три инспекторских района: в состав первого входил Омск и Омский уезд, второго - Петропавловск и Петропавловский уезд, третьего - Кокчетав, Атба-сар, Акмолинск и их уезды. Семапалатинская область делилась на два инспекторских района. В состав первого входили города: Семипалатинск, Павлодар, Каркаралинск и их уезды [9, л. 16]. В состав второго входили города: Усть-Каменогорск, Зайсан и их уезды. Дальнейшее увеличение должно было произойти в 1914 г., но его вновь пришлось отложить из-за войны. Планы 1914 г. были реализованы через два года. А в конце 1916 г. в инспекции произошло последнее преобразование на основании постановления Министерства народного просвещения

Инспекторские районы Акмолинской области были преобразованы следующим образом: в состав первого района вошел Омский уезд, второго - Петропавловский, третьего - Кокчетавский, четвертого - Акмолинский и Атбасарский уезды. Семипалатинская область был разделена на три района. К первому району стали относиться училища Семипалатинского и Карка-ралинского уездов, второго - Усть-Каменогорского и Зайсанского уездов, третьего - Павлодарского уезда [10, с. 312-329].

На 1918 г. в состав Акмолинской области входило четыре инспекторских района, Семипалатинской -три.

В заключение можно сказать, что, несмотря на то, что инспекция народных училищ Западно-Сибирского учебного округа появилась значительно позднее по сравнению со всей Россией, на момент своей ликвидации она представляла типичную модель инспекции народных училищ, существовавшую на основе Положения от 24 мая 1874 г. и соответствующую общероссийским стандартам.

За 18 лет своей работы инспекция превратилась большую работу по улучшению положения народ-

в самостоятельный и достаточно эффективный ор- ной школы в своем учебном округе.

ган контроля над школами. Инспектора проделали

Библиографический список

1. Государственный архив Томской области (ГАТО). -Ф. 125. - Оп. 1. - Д. 43.

2. Российский государственный исторический архив. -Ф. 733. - Оп. 205. - Д. 4841.

3. ГАТО. - Ф. 126. - Оп. 1. - Д. 43.

4. ГАТО. - Ф. 126. - Оп. 2. - Д. 125.

5. Мисюрев А. Краткие сведения по дирекции народных училищ Томской губернии. - Томск, 1913.

6. ГАТО. - Ф. 126. - Оп. 1. - Д. 1130.

7. ГАТО. - Ф. 126. - Оп. 2. - Д. 1625.

8. ГАТО. - Ф. 126. - Оп. 1. - Д. 138.

9. Блинов А. В. Структура управления ЗападноСибирского учебного округа (1885-1918) // Проблемы истории управления Сибирью конца XVII - начала XX века : сб. ст. - Кемерово, 2004.

10. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г. - Томск, 1916.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.