Научная статья на тему 'Формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала в контексте модернизации российской экономики'

Формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала в контексте модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / INNOVATIVE RECEPTIVITY / СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / SOCIAL INVESTING / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головко Александр Владимирович

В условиях перехода к формированию экономики инновационного типа как ключевого направления модернизации возрастает роль и значение созидательного потенциала общества, способного воспринять объективную необходимость усиления инновационной направленности. Формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала сложный и противоречивый процесс с широким спектром затрат, принимающих форму социальных инвестиций как долговременных вложений в человека, выступающего в условиях модернизации важным стратегическим ресурсом. Автором предпринята попытка обосновать необходимость формирования инновационной восприимчивости созидательного потенциала как приоритета, как шанс и вызов в поиске траекторий устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative receptivity of creative potential in the context of Russian economy modernization

Under transition to innovative economy formation as key direction of modernization the role and meaning of creative potential of society grows. The society which can percept objective need for intensification of innovative trend. Formation of innovative receptivity of creative potential is a complex and contradictory process with wide range of costs, which take form of social investment as long-term investing in person, who plays a role of important strategic resource under conditions of modernization. The author makes an attempt to substantiate the need for formation of innovative receptivity of creative potential as priority, as chance and challenge in search of trajectories for stable development.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала в контексте модернизации российской экономики»

вложения определяют сознание

формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала в контексте

модернизации российской экономики

Аннотация

В условиях перехода к формированию экономики инновационного типа как ключевого направления модернизации возрастает роль и значение созидательного потенциала общества, способного воспринять объективную необходимость усиления инновационной направленности. Формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала - сложный и противоречивый процесс с широким спектром затрат, принимающих форму социальных инвестиций как долговременных вложений в человека, выступающего в условиях модернизации важным стратегическим ресурсом.

Автором предпринята попытка обосновать необходимость формирования инновационной восприимчивости созидательного потенциала как приоритета, как шанс и вызов в поиске траекторий устойчивого развития.

Ключевые слова: инновации, инновационная восприимчивость, созидательный потенциал, модернизация, социальное инвестирование, инвестиции

И сходным пунктом методологического подхода к анализу формирования инновационной восприимчивости созидательного потенциала организации является понятие корпоративной стратегии, под которой следует понимать добровольный вклад бизнес-структур в развитие различных сфер общественной жизни: социальной, экономической, экологической и др. В реальной жизни этот вклад принимает форму социальных инвестиций, под которыми подразумеваются все затраты компании на реализацию социальных

Головко

Александр

Владимирович

аспирант,

экономический

факультет,

Кубанский

государственный

университет,

начальник отдела

маркетинга,

ООО «Интра»

alex andr 23@list.ru

ред

_в качестве

_методологической

_основы

для разработки

_методических

подходов по оценке результативности

_социального

_инвестирования

целесообразно

_использовать

_системный подход

программ, включая профессиональную подготовку и переподготовку персонала, охрану труда и здоровья работников, улучшение экологической обстановки и др.

Подходы нуждаются в основе

В теоретическом плане к социальным инвестициям неправомерно относить вынужденные, социально принудительные, но законодательно регламентированные средства на реализацию социальных программ. Но четко разграничить и провести грань между добровольными и вынужденными затратами в ряде случаев довольно сложно, чем и продиктован, более того, методологически оправдан переход к расширительной трактовке социальных инвестиций.

Правильное и корректное позиционирование самой проблемы социального инвестирования означает добровольное принятие отечественным бизнес-сообществом бремени затрат на социальные цели, а не просто корпоративную благотворительность в качестве общезначимого феномена национальных экономик промышленно развитых стран.

Отсутствие единого теоретико-методологического подхода к проблеме оценки результативности социальных инвестиций, а также необходимость разработки методических рекомендаций по определению индикативных характеристик социально-экономического положения отдельно взятого региона и оценке результатов социального инвестирования обусловливают существенную значимость научного поиска в этом направлении. Главными ориентирами при этом должны быть теоретическое осмысление сущности инвестиционного процесса в социальной сфере, поиск инструментов и критериев для объективной оценки результативности социального инвестирования и путей повышения его социально-экономической и нравственной результативности. В качестве методологической основы для разработки методических подходов по оценке результативности социального инвестирования целесообразно использовать системный подход, позволяющий раскрыть сущность взаимосвязанных между собой процессов социального инвес-

креативная экономика, 2011, № 7

в

тирования; сценарный подход, предусматривающий разработку альтернативных подходов; социально-экономический подход, основанный на максимальном учете качественно-количественных параметров, характеризующих качество жизни населения; программно-целевой подход как процесс построения программы развития территории на основе предварительной разработки системы целей и задач.

Комплексность оценки достигается за счет использования сети индикаторов, а не одного интегрального показателя, что позволяет анализировать всю совокупность происходящих в данном регионе процессов социального инвестирования и их последствий.

Для объективной оценки динамики масштаба социальных инвестиций необходима количественная интерпретация целого ряда экономических индикаторов. С точки зрения методологического подхода данная проблема решается с помощью моделирования и исчисления индекса социальных инвестиций, представляющего собой не конкретную аналитическую конструкцию, а некий абстрактно-логический феномен, включающий информационный, количественный и качественный аспекты, с последующей их конкретизацией.

Информационный подход направлен на выяснение степени готовности бизнес-организаций к анализу основных количественных параметров, характеризующий процесс социального инвестирования. Реализация данного подхода позволяет выявить полноту и точность информации (финансовой, организационной, кадровой и т.д.), необходимой для последующего определения эффективности разрабатываемых социальных программ.

Масштаб и динамику социальных издержек предприятия позволяет выявить количественный подход с помощью расчета количественного индекса социальных инвестиций.

Данный подход позволяет провести обстоятельную диагностику финансовых возможностей предприятия в абсолютном и относительном аспектах с помощью расчета количественного индекса социальных инвестиций, представляю-

ориентация

на долгосрочную

корпоративную

стратегию

с акцентом

на социальное

инвестирование

присуща

большинству

компаний

(свыше 90%)

мотивацией

при выборе

механизмов

_коммуникации

все же остаются _возможность

получения

_долгосрочных конкурентных преимуществ,

поддержание

щего собой аналитическое ядро измерения динамики социального инвестирования как многостороннего процесса.

Наконец, качественный аспект подхода к определению экономической природы социальных инвестиций связан с оценкой степени полноты и комплексности процесса социального инвестирования на основе использования такого инструмента, как качественный индекс, позволяющий определить степень диверсификации социальных инвестиций, уровень организационной поддержки и информационного обеспечения процесса планирования и реализации затрат на социальные цели. В связи с этим данный индекс в известном смысле отражает внутреннюю сущность количественных показателей, получаемых с помощью значений количественного индекса.

Приведенная система инструментов измерения эффективности социальных затрат позволяет не только судить о масштабах финансовых средств предприятия на социальные цели в виде социальных издержек, но и рассмотреть их в контексте макроэкономических пропорций, что свидетельствует о трансформации социальных издержек в социальные инвестиции.

От издержек к инвестициям

Различие между этими двумя понятиями прослеживается по целому комплексу параметров:

• институциональному - наличие программы (документа), раскрывающего основные направления социального инвестирования; определение специального структурного подразделения, ответственного за реализацию социальных программ; наличие коллективного договора, как нормативной основы реализации социальных мер;

• учетному - наличие ежегодных финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами; внедрение международных стандартов отчетности о социальном инвестировании в корпоративную стратегию организации; расчет и оценка эффективности от реализации социальных мероприятий; наличие социальных программ, как средства информирования государства, бизнес-сообщества и населения о степени

социальной активности организации с целью оценки ее опыта, создания позитивного имиджа и репутации;

• комплексности затрат на социальные цели: развитие персонала предприятия; охрана здоровья и труда; экологическая деятельность; ресурсосбережение; создание и поддержание нормального социально-психологического климата; взаимосвязь и установление контактов с местными сообществами, что позволяет создать модель максимального разнообразия социальных действий предприятия, исключающую возможность концентрации его финансовых и организационных усилий на одном-двух направлениях. В конечном счете, данный подход исключает диспропорциональность как на уровне деятельности предприятия, так и всей социально-экономической системы.

Логика смещения вектора с «социальных издержек» в направлении формирования «социальных инвестиций» подтверждается разнообразием критериев выбора корпорацией направлений социальных инвестиций. Ориентация на долгосрочную корпоративную стратегию с акцентом на социальное инвестирование присуща большинству компаний (свыше 90%). С остротой конкретной социальной проблемы связывают свои благотворительные и спонсорские проекты (более 70%); выбор моральных предпочтений, не ориентированных компанией на достижение конкурентных преимуществ, составил менее 20%.

С позиций достижения долгосрочного социального эффекта корпоративные социальные программы требуют оценки их эффективности: экономической, социальной, нравственной. Это предполагает не только оценку отдельных проектов, но и разработку целой системы интегральных показателей, свидетельствующих о позитивной роли социального инвестирования, как устойчивых взаимовыгодных отношений с заинтересованными сторонам. Дисбаланс между относительно неограниченными потребностями и объемом доступных ресурсов ставит перед субъектами экономических отношений вопрос о соотношении затрат и результатов, сопровождающих их деятельность.

вопросом особой важности остается проблема взаимодействия социально ответственного поведения бизнеса с государством

использовать

систему

индикаторов,

характеризующих _современное

состояние

российского бизнеса

_и его готовность

_к трансформации

«социальных

Эффективность социального инвестирования

Говоря о результативности социального инвестирования на региональном уровне, ее следует понимать как степень достижения определенного социального результата с учетом фактора времени и сложившихся специфических для данной территориальной социально-экономической системы условий. Механизм взаимодействия заинтересованных сторон в организации социального инвестирования (государства, бизнес-сообщества, населения и др.) и выстраивание системы коммуникаций с ними достаточно сложен и зависит от позиционирования самих заинтересованных сторон.

Отраслевая принадлежность организаций, характер собственности, особенности территории присутствия компании, отношения с властными структурами, налоговыми и экологическими организациями и широким спектром некоммерческих организаций зачастую носят конфликтный характер. Доминирующей мотивацией при выборе механизмов коммуникаций все же остаются возможность получения долгосрочных конкурентных преимуществ, поддержание репутации и снижение рисков.

В связи с этим прослеживается четкая тенденция к установлению диалога и его институционализации в различных формах - от установления партнерских отношений до необходимости проведения экспертизы социального инвестирования и определения его эффективности.

Приоритеты и конкретные формы взаимодействия заинтересованных в социальном инвестировании сторон находят свое отражение в корпоративной стратегии компаний и в социальных отчетах, что свидетельствует о позитивной перспективе их включения в конструктивный диалог по развитию корпоративной социальной ответственности отечественного бизнеса.

Вопросом особой важности остается проблема взаимодействия социально ответственного поведения бизнеса с государством.

Содержательная интерпретация этого процесса заключается в четком определении механизма социального инвестирования внутри самой

компании, свидетельствующего о том, насколько глубоко принципы корпоративной социальной ответственности интегрированы в стратегию бизнеса.

В связи с этим целесообразно использовать систему индикаторов, характеризующих современное состояние российского бизнеса и его готовность к трансформации «социальных издержек» в «социальные инвестиции»:

• институциональное обеспечение (наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию корпоративной социальной ответственности; определение критериев развития социального инвестирования;

• система социальной отчетности (финансовая и нефинансовая отчетность; оценка эффективности социальных мероприятий);

• комплексность социального инвестирования с учетом его приоритетов.

Вывод

Предложенный подход способен определить прогнозные изменения и оценки в динамике социальных инвестиций, а также выявить основные тенденции и закономерности в формировании приоритетов социального инвестирования российского бизнеса, роль и место корпоративной социальной ответственности в контексте общеизвестных президентских инициатив:

• развития инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• стимулирования инноваций;

• совершенствования инфраструктуры;

• формирования институтов-,

• и, наконец, признания интеллекта в качестве важного стратегического ресурса, способного в своей совокупности вывести Россию на траекторию устойчивого экономического развития.

Литература

1. Аганбегян А.О. модернизации социальной системы России [Текст] // Экономическая политика, 2010.

2. Козаков Е.М., Пилюгин Е.А. Методологический подход к оценке результативности социальных инвестиций [Текст] // Инновации и инвестиции, 2007. № 2.

3. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: 2008.

4. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации.26 ноября 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/.

5. Медведев Д.А. Выступление на церемонии открытия Всемирного экономического форума в Давосе 26 января 2011 года [Электронный ресурс] // http:// www.kremlin.ru/.

6. Медведев Д.А. Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 30 марта 2011 года в г. Магнитогорске // http://www.kremlin.ru/.

7. Шувалов И. Россия на пути модернизации [Текст] //Экономическая политика, 2010, № 1.

Aleksandr V. Golovko

Postgraduate, Economic Department, Kuban State University, Head of Marketing Department, Intra, Ltd

Formation of innovative receptivity of creative potential in the context of Russian economy modernization

_Abstract

Under transition to innovative economy formation as key direction of modernization the role and meaning of creative potential of society grows. The society which can percept objective need for intensification of innovative

trend.

Formation of innovative receptivity of creative potential is a complex and contradictory process with wide range of costs, which take form of social investment as long-term investing in person, who plays a role of important strategic resource under conditions of modernization.

The author makes an attempt to substantiate the need for formation of innovative receptivity of creative potential as priority, as chance and challenge in search of trajectories for stable development.

Keywords: innovations, innovative receptivity, creative potential, modernization, social investing, investment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.