Научная статья на тему 'Формирование инновационной среды как фактор модернизации экономики регионов'

Формирование инновационной среды как фактор модернизации экономики регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА РЕГИОНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Десятниченко Олеся Юрьевна

Анализируется взаимосвязь и взаимообусловленность уровня развития инновационной среды региона, рассматриваются возможности модернизации региональной экономики в контексте необходимости ее трансформации в инновационный, социально-ориентированный тип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной среды как фактор модернизации экономики регионов»

ББК 65.05 УДК 338.244.44

О.Ю. Десятниченко

формирование инновационной СРЕДЫ

как фактор модернизации экономики регионов

Анализируется взаимосвязь и взаимообусловленность уровня развития инновационной среды региона, рассматриваются возможности модернизации региональной экономики в контексте необходимости ее трансформации в инновационный, социально-ориентированный тип.

Ключевые слова:

инновации, инновационная среда региона, модернизация региональной экономики, национальная инновационная среда.

Системный анализ структуры инновационной среды региона предполагает определение ее основных элементов, выявление законов связи и взаимодействия элементов между собой, определение влияния внешних по отношению к самой системе факторов на ключевые параметры и характеристики объектов, составляющих структуру региональной экономической системы. Подобный системный подход приводит на практике к тому, что исследователи данной проблематики соответствующим образом расставляют акценты, ставя во главу угла своих концепций либо анализ структурных элементов инновационной среды, либо механизмы объединения и взаимодействия элементов, причины и последствия объединения данных элементов данным способом, либо взаимосвязи динамических показателей региональных предприятий с ключевыми динамическими характеристиками элементов инновационной и прочих сред региона.

Существуют различные подходы к понимаю структуры инновационной среды региона. Представляется, что она может быть описана следующей схемой.

Производителями интеллектуального продукта являются (либо должны являться) ВУЗы, НИИ, частные исследователи, и прочие инноваторы. Успех их деятельности и востребованность результатов обеспечивают посредники, отвечающие за информационное сопровождение. К таковым можно отнести региональные и федеральные банки НИОКР, патентные бюро и лицензионные службы. Коммерциализация инновационных разработок - задача, решение которой должны обеспечить биржи интеллектуального продукта и интеллектуального труда. Их деятельность может осуществляться на постоянной основе и в режиме регулярных выставок, ярмарок, обеспечивая маркетинг инноваций и интеллектуальных услуг. Практическая

реализация инновационных разработок должна финансироваться инновационными фондами и инновационными банками. Эффективное функционирование описанной модели достигается за счет инновационного менеджмента.

Анализ механизмов формирования инновационной среды региона позволяет утверждать, что таковых существует два. Первый часто называют революционным, т.к. он предполагает формирование и развитие соответствующих элементов при непосредственной финансовой поддержке государства. Такими элементами, в частности, могут быть региональные и федеральные центры фундаментальных и прикладных исследований, НИИ, лаборатории и пр. Учитывая источник импульса к развитию инновационной среды, можно условно называть эту модель «инновации сверху». Однако инновационная среда может формироваться и эволюционным путем (второй подход), т.е. по принципу «инновации снизу». Региональная экономика, сталкиваясь с неразрешимыми в рамках существующей парадигмы развития проблемами, вынуждена искать новые механизмы взаимодействия, создавать недостающие в изменившихся условиях хозяйствования элементы региональной экономической системы, формируя и развивая тем самым элементы инновационной системы региона.

Обе описанные модели не отрицают использование программно-целевого подхода, который следует рассматривать как эффективный инструмент и механизм превентивного разрешения проблем, устранение которых в традиционном режиме управления и взаимодействия натолкнулось бы на действие инерционных факторов развития. Использование в данной ситуации программно-целевого подхода позволяет значительно приблизить горизонт положительных изменений в структуре региональной экономики за счет концен-

трации усилии всех участников процесса инновационной модернизации структуры экономики региона.

Регионы, обладающие высоким научно-исследовательским потенциалом, характеризующиеся концентрацией образовательных и научно-исследовательских учреждений, олицетворяют иной тип региональной инновационной среды. Данный тип подразумевает не только активное продуцирование инновационных продуктов и технологий, но и их тиражирование в процессе взаимодействия с иными регионами, заинтересованными извлечении практической выгоды и получении конкурентных преимуществ перед остальными участниками национальной и мировой экономик за счет подобных интеракций с инновационными донорами.

Наибольший удельный вес в структуре национальной инновационной системы обычно имеют регионы, инновационная среда которых ориентирована на тиражирование и рыночную диверсификацию новшеств, разработанных и опробованных в регионах-лидерах, инновационных донорах и универсальных по структуре инновационной среды регионах. Такие инновационных реципиенты вступают в инновационный процесс на стадии продолжения или завершения уже подготовленных инновационных проектов, продолжая процесс коммерциализации новшеств.

Инновационная среда региона, обеспечивающая модернизацию различных элгментов региональной и навиональной экономических систем также нуждается модернизации. Учет подобного подхода позволит, по нашему мнению, обратить ин-

Элементы инновационной среды региона

Юридические и физические лица Законодательные нормы и неформальные правила

-► Инноваторы

-► Заказчики - субъекты нововведений

-► Предприятия-изготовители

-► Инновационные посредники

-► Инвесторы

-► Государства

-► Потребители новшеств

Рис. 1. Элементы инновационной среды региона.

новационную политику в эффективный механизм формирования устойчивого тренда развития и роста региональных и национальных экономических систем и комплексов. Данный подход эффективен как на макро-, так и на микро- уровне. Положительные изменения на макроуровне выразятся в росте занятости и благосостояния населения, что обеспечит насыщение рынка конкурентоспособной продукцией за счет структурной перестройки региональной и национальной экономик и ориентации в процессе конкуренции на развитее производств инновационных продуктов. На микроуровне происходящие изменения в институциональных основах региональной экономической политики обеспечат эволюцию принципов инновационной деятельности. Развитие инновационного потенциала будет способствовать укреплению финансово-экономического потенциала, повышению инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности.

Важнейшим принципом, обуславливающим практическую реализацию цели инновационного развития региональной экономики должен стать принцип приоритетности инноваций. Потребность в инновационном продукте должна стать очевидной и четко коррелироватг с целями и приоритетами средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития региональной и национальной экономики.

Не менее важным принципом функционирования эффективной инновационной среды является принцип комплексности накопления. Он подразумевает учет всех форм накопления всех видов реальных и потенциальных активов, т.е. учет фундаментальных научных разработок и НИОКР, накопления основных производственных активов, воспроизводства и накопления трудовых ресурсов. В этой связи необходимо по-новому оценивать и учитывать эффективность инвестирования в каждую из перечисленных групп активов. Важнейшим фактором роста накопления фундаментальных и прикладных разработок является сокращение разрыва между научными открытиями и изобретениями и их внедрением в производство товаров и услуг. Достижение подобного сжатия инновационного цикла возможно за счет расширения использования венчурного финансирования, масштабы которого устойчиво коррелируют с показа-

3 \о О

телями объемов коммерциализации продукта научного труда. Эффективная коммерциализация продуктов научного труда в свою очередь, с одной стороны, создает стимулы к перманентному воспроизводству научных и прикладных разработок, с другой - повышает требования и стимулирует рост качества используемым и вовлекаемым в производственный процесс трудовых ресурсов.

В качестве еще одного, наиболее общего по своей сути, принципа формирования региональной инновационной среды следует выделить принцип комплексного системного подхода к инновационному процессу. Учитывая данный принцип, целесообразно разделять в анализе два взаимосвязанных аспекта: технологический, связанный с созданием и производством конечного продукта, и социально-экономический, определяющий возможности и характер инновационной активности того или иного региона.

Создание инновационных производств, коммерциализирующих научные разработки, требует не только наличия высокоразвитой науки, образования, соответствующего уровня развития производственных отношений и мощностей, но и наличия системы стимулов, побуждающих внедрять инновации, используя соответствующие финансовые и социальные ресурсы. Все элементы и участники данного процесса должны быть ориентированы на развитие и использование результатов НТП. Если данное условие выполняется, то и на государственном и на региональном уровнях начинает формироваться соответствующая инновационная система. Именно она способна объединить фундаментальную науку, образование, прикладные исследования и разработки и производство, вобрав в себя также все элементы инновационной среды как технологические, так и социально-экономические, обеспечивая за счет проявляющегося синергетического эффекта формирование инновационной модели национальной экономики.

Важнейшим фактором, определяющим структуру и перспективное качество региональной инновационной среды является долгосрочное государственное стратегическое планирование. В процессе такого планирования федеральный центр определяет приоритетные направления социально-экономического развития, увязывая соответствующие целевые ориентиры и параметры планов с приоритетными функциями и задачами региональных экономических систем и управленческих струк-

тур. Учет регионами таких долгосрочных приоритетов позволяет повысить эффективность формирования инновационной среды регионов, а посредством соответствующей инновационной политики - придать ей требуемую структуру и форму.

Анализируя формы подобного долгосрочного государственного стратегического планирования, следует выделить, прежде всего, «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [2]. Концепция законодательно закрепляет необходимость перехода экономики РФ к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, предполагающему создание высококонкурентной институциональной среды. В 7 разделе определены принципы и приоритеты государственной региональной политики. Предполагается, что регионы должны планировать параметры своего развития с учетом имеющихся конкурентных преимуществ и необходимости координации планируемых мероприятий на федеральном, региональном, местном уровнях. Инновационное и социальное направление долгосрочного вектора развития предполагает развитие научно-технического и образовательного потенциала, прежде всего в крупных городских агломерациях, обладающих современной инновационной и образовательной инфраструктурой. В урбанизированных регионах планируется формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на развитие высокотехнологичных производств. Слаборазвитые территории предполагается трансформировать в территориально-производственные кластеры, специализирующиеся на глубокой переработке сырья и производстве энергии с использованием для этого современных технологий. Территориям с выраженными уникальными природными и климатическими условиями в качестве приоритетных направлений предлагается ориентироваться на развитие туризма и рекреационных зон, оказание услуг сервиса. Реализация инновационного сценария развития экономики повысит ее устойчивость, позволит снизить зависимость от колебаний цен на нефть и прочие сырьевые ресурсы на мировых рынках. В качестве последних шагов правительства РФ в рассматриваемом направлении следует выделить государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» [3], реализация которой планируется в период с 2013 по 2020 г. по

9 направлениям, среди которых «формирование благоприятной инвестиционной среды», «создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости», «стимулирование инноваций», «кадры для инновационной экономики».

Анализ сущности и принципов формирования региональной и национальной инновационной среды с учетом закрепленной законодательно в рассмотренной выше «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [2] необходимости перехода экономики РФ к инновационному социально ориентированному типу экономического развития позволяет утверждать, что необходимо, прежде всего, обеспечить заинтересованность как субъектов, так и объектов инновационной политики в модернизации инновационной среды регионов. Модернизация экономики должна стать выгодной всем участникам экономических и хозяйственных процессов в регионе: начиная с органов государственного управления и местного самоуправления и заканчивая потребителями инновационной продукции. Трудности добавляет тот факт, что инновационная среда, являясь фактором формирования мотивации к вовлечению в процессы модернизации, является также и объектом модернизации.

Движение по пути трансформации региональной инновационной среды требует совместных усилий всех участников. Необходимо преодолевать значительное количество барьеров. Но только таким способом региональным экономическим системам и национальной экономике России в целом удастся прейти на новую ступень развития, обеспечить конкурентоспособность продуктов национального производства, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] учитывает три возможных сценария развития: консервативный, инновационный, форсированный. Если провести аналогию с традиционно разрабатываемыми сценариями, то примечательно, что реалистичным, по мнению правительства, должен стать инновационный сценарий, а оптимистичным - форсированный. Консервативный (пессимистичный) сценарий предполагает более активную модернизацию топливно-энергетического комплекса по сравнению с высоко- и среднетехнологичными отраслями. Это должно обеспечить среднегодовой прирост ВВП в 3-3,2%, что к 2030 г.

приведет к сокращению доли РФ в мировом ВВП с 3,8% в 2012 г. до 3,6% к 2030 г. Данный сценарий в качестве необходимого ресурсного обеспечения предполагает, что доля инвестиций в основной капитал должна быть на уровне 4,7%. Модернизация обеспечивается преимущественно за счет импорта зарубежных технологий.

Инновационный сценарий предполагает, что экономический рост должен обеспечиваться преимущественно за счет усиления инвестиционной направленности и развития современной транспортной инфраструктуры, конкурентных высокотехнологичных производств и экономики знаний. Необходимость модернизации сырьевого сектора не отрицается, но уходит с лидирующей позиции, по сравнению с консервативным сценарием. Данный сценарий должен обеспечить среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 4-4,2%, что позволить увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 г. Требуемый объем инвестиций в основной капитал составляет 5,9%. Реализация сценария предполагает, что инновационный фактор должен стать ведущим, обеспечить прорыв в повышении эффективности человеческого капитала уже к рубежу 2020-2022 гг.

Форсированный (оптимистичный) сценарий требует интенсификации использования всех имеющихся факторов экономического роста, ускорение темпа реформ, улучшение экономического климата, более активное использование национальных сбережений, увеличение масштабов государственных расходов на развитие социальной, энергетической, транспортной инфраструктуры, создание масштабного несырьевого экспортного сектора и значительного притока иностранных инвестиций. Ожидаемые среднегодовые темпы роста ВВП при этом должны составить 5-5,4%, доля России в мировом ВВП должна возрасти до 5,3%. Но при этом значительная часть текущего дохода должна реинвестироваться в экономику, обеспечивая величину инвестиций в основной капитал на уровне 8,2%.

Инновационные стратегии роста экономики предъявляют высокие требования к качеству региональной и национальной инновационной среды. Она должна быть ориентирована на активное обновление производимой продукции и используемых технологий. Инновационный прорыв требует определения приоритетов и полного ресурсного обеспечения их реализации. Диверсификация приоритетов предполагает диверсификацию источников ресур-

сного обеспечения на основе мотивации каждой из заинтересованных сторон к аккумулированию и вовлечению ресурсов в процессы региональной инновационной активности. Должна обеспечиваться пропорциональность между потенциальными возможностями и реальными способностями различных элементов инновационной среды. Лишь в этом случае можно говорить о полноценной инновационной деятельности, о требуемом уровне качества и масштабах развития региональной и национальной инновационных систем.

Эффективным механизмом достижения конкурентных преимуществ в процессе реализации модели инновационного развития является, на наш взгляд, централизованное сетевое управление инвестиционным и инновационным потенциалом регионов. Участники инвестиционно-инновационного процесса как на региональном, так и национальном уровнях, имея определенные целевые ориентиры, должны вступить в стратегический альянс, обеспечивающий не только координацию их целевых функций, но и высокую степень восходящей интеграции с потенциальными инвесторами и нисходящую интеграцию с получателями инвестиций.

Как уже отмечалось, эффективным механизмом управления инновационными процессами в регионах является комплексное использование социально-экономического потенциала территорий, обеспечиваемое в рамках кластерного подхода. Данный подход увязывает успехи развития одного сектора с возможностями роста другого, организуя, таким образом, инновационную среду региона. Участники кластера получают серьезную мотивацию к развитию экономических взаимосвязей, т.к. это упрощает доступ к новым технологиям, снижает риски, обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества на региональном, национальном, мировом рынках.

Таким образом, формирование инновационной среды региона требует последовательного решения следующих задач. Прежде всего, необходимо определить структуру инновационной среды, учитывая имеющийся научный, образовательный, демографический и пр. потенциал. После этого необходимо проанализировать механизм, обеспечивающий преобразование НИОКР в инновационные товары, а также причины игнорирования инноваций реальным сектором. Это позволит определить направления трансформации существующей инновационной среды региона. Корме того, необходимо оценить масштабы региональных инноваций, при необходимости разработать предложения по совершенствованию действующего механизма государственной поддержки инновационной активности в регионе. Механизм инновационной политики необходимо выстраивать на основе всестороннего учета особенностей того или иного региона, ориентируясь на модернизацию технологических и социально-экономических аспектов региональной экономической системы с учетом долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны в целом и данного региона в частности.

В структуре инновационной среды региона должны быть представлены все действующие элементы: генераторы инноваций, субъекты коммерциализирующие инновации в процессе их освоения и распространения, органы государственного управления. Одним из эффективных способов функционирования инновационной среды региона являются региональные кластеры. Формирование инновационной среды предполагает осуществление комплекса мероприятий упреждающего характера, реализуемых в контексте стратегического планирования и прогнозирования.

список литературы:

[1] Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утвержден Правительством РФ 25 марта 2013 г. // Правительство РФ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://government.rU/media/2013/3/25/55481/file/prognoz_2030.pdf (20.04.2013)

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Министерство экономического развития России. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009 (20.04.2013)

[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 29 марта 2013 г. № 467-р. Государственная программа Российской Федерации // Министерство экономического развития России. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/doc20130408_01 (20.04.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.