Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИДЕИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / INNOVATIVE ACTIVITY / PERSPECTIVE MOTIVATION / KNOWLEDGE / IDEAS / INNOVATIVE PRODUCTS AND SERVICES / COMPUTER SOFTWARE / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суропов Баходир Майдонович

В этой статье подчеркивается, что высшее образование в области экономики по предмету «Информационные и коммуникационные технологии и системы в экономике» обеспечивает профессиональную подготовку будущих экономистов с целью развития инновационной деятельности в форме «знания → идея → инновация → инновационные продукты и услуги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS WITH THE USE OF SOFTWARE PRODUCTS

This article emphasizes the fact that higher education in the field of economics in the subject "Information and communication technologies and systems in economics" provides training for future economists with the aim to develop innovative activities in the form of "knowledge - idea - innovation -innovative products and services".

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ»

УДК 681.142.37:371.3 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-206-212

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

FORMING INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS WITH THE USE OF SOFTWARE PRODUCTS

Суропов Баходир Майдонович

Заведующий кафедрой «Информационные технологии», Каршинский инженерно-экономический институт, доктор философии педагогических наук (PhD), Узбекистан

E-mail: [email protected]

Аннотация. В этой статье подчеркивается, что высшее образование в области экономики по предмету «Информационные и коммуникационные технологии и системы в экономике» обеспечивает профессиональную подготовку будущих экономистов с целью развития инновационной деятельности в форме «знания ^ идея ^ инновация ^ инновационные продукты и услуги».

Ключевые слова: инновационная деятельность, перспективная мотивация, знания, идеи, инновационные продукты и услуги, компьютерное программное обеспечение, электронный информационно-образовательный ресурс.

Suropov Bakhodir M.

Head of the Department of Information technologies, Karshi engineering and economics institute, PhD in Education, Uzbekistan

E-mail: [email protected]

Abstract. This article emphasizes the fact that higher education in the field of economics in the subject "Information and communication technologies and systems in economics" provides training for future economists with the aim to develop innovative activities in the form of "knowledge - idea - innovation -innovative products and services".

Keywords: innovative activity, perspective motivation, knowledge, ideas, innovative products and services, computer software, electronic information and educational

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Суропов Б. М., 2020

Введение

Ряд законов, постановлений и указов, принятых в Республике Узбекистан, определяют внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление и формирование национальной информационной системы. Использование современных информационных и коммуникационных технологий, компьютерного программного обеспечения во всех секторах экономики, основанных на инновационной деятельности, способствует повышению производительности труда. 19 марта 2019 г. глава Республики Узбекистан выдвинул пять важных инициатив по внедрению новой системы социальной, духовной и образовательной деятельности [1].

В связи с этим важно научить студентов экономических вузов разрабатывать программные продукты, которые автоматизируют подготовку и представление финансовой отчетности предприятий, эффективно используя компьютерные технологии и Интернет, решение таких задач обеспечит выпускникам возможность использовать их в будущей профессиональной деятельности.

Также Указом Президента за № РР-3899 от 6 августа 2018 г. «О мерах по повышению эффективности интеграции научной и инновационной деятельности» предусматривается финансирование научной и научно-технической деятельности за счет привлечения средств внутренних и иностранных инвестиций, организации грантов международных и иностранных финансовых институтов [2]. Инновационная деятельность играет важную роль в обновлении общества, представляет собой комплекс коммерциализации знаний, технологий и оборудования, возникший в результате научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, в результате которой создаются новые услуги и продукты. Инновационная деятельность состоит из таких процессов, как создание, управление, распространение и использование инноваций [3, с. 12].

Цель исследования

Важнейшей частью образовательного процесса является инновационная активность современных учителей и их готовность к образовательным инновациям. В педагогике термин «Инновационная деятельность» - это современная педагогическая работа, предмет «Информационные и коммуникационные технологии и системы в экономике» (ИКТЭ) включает в себя достижения управленческих решений и социальных исследований при сохранении традиций и ценностей своей родины. Это творческий процесс, который не только улучшает качество образования, но и повышает мотивацию студентов в перспективе. Перспективная мотивация - это способность студента предвидеть свою будущую карьеру и свое место в обществе в процессе приобретения профессиональных знаний. Поэтому главная цель - создать перспективную мотивацию для студентов экономических вузов.

Организация и реализация инновационной деятельности в образовании представлены в научных работах В. И. Загвязинского, О. А. Солодухиной, Н. Ю. Юсуфбекова, А. А. Абдукадырова, А. Азижаджаевой и др.

В статье «Инновационная деятельность в педагогике» М. Е. Бегларян, Е. А. Пич-куренко раскрывают содержание инновационной деятельности учителя в современной

образовательной среде, характеризуют подходы к организации уроков, объекты инновационных изменений в педагогике, проблемы процесса внедрения инноваций в образовательных процессах [4, с. 106].

В статье В. В. Утёмова, П. М. Горева «Инновационная деятельность в образовательном учреждении как условие повышения качества образования» показано, как авторы провели исследование в городе Кирове Российской Федерации, в лицее № 21, в результате чего была определена роль инновационной деятельности на конкретных примерах образовательных проектов, направленных на создание единой системы вовлечения учащихся в мероприятия, которые обеспечат качественный рост на уровне науки, мега-науки и личных результатов [5].

В статье А. Джуманова и М. Игиталиева «Использование интегрированных целей инновационных технологий в системе образования» представлены рекомендации и предложения по внедрению инновационных технологических элементов в систему образования, подчеркнута роль и значение инновационных подходов как ключевых факторов модернизации образования [6].

В исследовании Т. Тешабаева анализируются концепции инноваций, инновационной деятельности и инновационного предпринимательства. Высказано предположение, что будет изучаться научная инновационная деятельность в системе высшего образования, осуществляться внедрение образовательных услуг на основе новых информационных и педагогических технологий [7].

В области высшего образования для повышения эффективности преподавания курса «Информационные и коммуникационные технологии и системы в экономике» в профессиональной подготовке будущих экономистов используется инновационная деятельность в форме «знания ^ идея ^ инновация ^ инновационные продукты и услуги».

Знания в организации инновационной деятельности - это интеграция знаний в области информационно-коммуникационных технологий, экономики и педагогики (рис. 1).

Знания в области информационных и коммуникационных технологий - Интернет, телекоммуникационные системы, современные языки программирования, прикладное программное обеспечение, информационная безопасность, системы управления базами данных, мультимедийные технологии [8].

Знания в области экономики - финансы, кредит, финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, микро- и макроэкономика, экономика бизнеса, статистика, экономический анализ, маркетинг, менеджмент, инвестиции, банковское дело.

Знания в области педагогики - это организация учебного процесса, основанная на образовательных целях, связанная с наукой и с эффективным использованием педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Эти знания связаны с профессиональной направленностью студентов и с инновационной деятельностью и педагогическими навыками преподавателя.

Результаты и примеры исследования

В процессе выполнения исследования в качестве идеи мы представляем усовершенствование и обогащение содержания предмета «Информационные и коммуникационные

Рис. 1. Знание - идея - инновация - инновационные продукты и услуги

(автор - Б. М. Суропов)

технологии и системы в экономике» для формирования профессиональной компетентности студентов в области экономического образования. При обогащении содержания предмета для преподавания по тематической учебной программе с помощью программных инструментов используются следующие программы: Microsoft Office, MS Excel, MS Access; объектно-ориентированное программное обеспечение: С++ Builder, PHP My Admin, MySQL, Oracle, Cisco Packet Tracer; интернет-интерактивное: tax.uz, my.soliq.uz, my.gov.uz, 1UZ, eStat 3.0; для автоматизированного решения экономических задач: iABS-Bank; для создания имитационных моделей и проведения над ними экспериментов: Arena, AnyLogic, GPSS World, VisSim.

На вышеуказанных инновационных этапах для студентов в целях формирования квалификации, навыков и знаний на занятиях используются программы AutoPlay media studio 8, Macromedia Flash 8, Movavi Video Editor Plus, Bandicam, Audacity, созданы электронно-информационные ресурсы обучения.

В результате внедрения существующих знаний, хорошо продуманных идей на этапе разработки инновационных продуктов и услуг в качестве инновационного продукта был создан электронный информационно- образовательный ресурс (рис. 2). Созданный электронный информационно-образовательный ресурс может предлагать следующие инновационные услуги:

• программы, автоматизирущие работу предприятия (MS Excel, MS Access, PHP My Admin, My SQL);

• интерактивные интернет-сервисы для автоматизации подачи финансовой отчетности предприятий в государственные органы: государственный налоговый комитет, государственный комитет статистики, для обучения студентов - my.soliq. uz, stat.uz и др. [9, c. 33-34].

Коммерциализация - это процесс продажи товаров и услуг, созданных и разработанных в результате инновационной деятельности с целью получения прибыли. Используя приобретенные знания, нам необходимо сделать следующее для коммерциализации наших инновационных продуктов:

• при определенной эффективности и качестве созданного электронного ресурса информационного обучения составляем договоры с вузами по внедрению;

• внедрение их на основании договора с микрофирмами и предприятиями малого бизнеса предоставляемой деятельности, подготовки их финансового отчета, повышение квалификации и подготовка бухгалтеров;

• реализация продуктов через Интернет на основе договора.

Заключение и предложения

В обращении Президента Республики Узбекистан к Парламенту от 24 января 2020 г. подчеркнута необходимость внедрения технологий, а также радикального совершенствования их программного обеспечения путем широкого внедрения информационных технологий в банках [10]. Быстрое развитие нашей страны позволяет каждому члену общества

Рис. 2. Структура электронного информационно-образовательного ресурса

(автор - Б. М. Суропов)

заниматься инновационной деятельностью, непрерывным развитием всех сфер социальной жизни и быстро решать текущие экономические задачи. Чтобы внедрить инновации в нашу жизнь, нам необходимо углублять знания, разрабатывать новые идеи, создавать инновационные продукты и коммерциализировать их для получения экономической прибыли.

Учителя должны выполнять следующие задачи, чтобы создать инновационную деятельность в форме «знания ^ идеи ^ инновации ^ инновационные продукты и услуги». Это:

• доставка контента для студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

• обучение конкретному объектно-ориентированному программному обеспечению и его функциям в процессе обучения;

• распределение заданий на практических и лабораторных занятиях по предмету и для самостоятельного выполнения;

• контроль обучения студентов на основе диалога с помощью интервью, наблюдений и других методов;

• разработка программного обеспечения и обоснование новых идей в результате творческой работы;

• обучение трансформирования существующих технологий в инновационные продукты с использованием программного обеспечения;

• коммерциализация инновационных продуктов, разработанных с помощью программного обеспечения.

Список литературы

1. Официальный сайт Президента Республики Узбекистан. URL: https://president. uz/uz/2437 (дата обращения: 25.03.2020).

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 августа 2018 г. № ПП-3899 «О мерах по повышению эффективности интеграции научной и инновационной деятельности». URL: https://lex.uz/docs/3853858 (дата обращения: 25.03.2020). (Узбек. яз.)

3. Солодухина О. А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С. 12-13.

4. Бегларян М. Е., Пичкуренко Е. А. Инновационная деятельность в педагогике // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 105-107.

5. Утёмов В. В., Горев П. М. Инновационная деятельность образовательного учреждения как одно из условий повышения качества образования // Концепт. 2015. № 7 (июль). С. 51-55. URL: http://e-koncept.ru/2015/15233.htm (дата обращения: 25.03.2020).

6. ЖумановА., Йигиталиева М. Таълим тизимида инновацион технологиялардан интег-ратив ма^садлардан фойдаланиш // Замонавий таълим журнали. 2014. № 1. С. 18-21.

7. Тешабаев Т. Олий таълим тизмида инновацион фаолият // BIZNES-ЭКСПЕРТ. 2018. № 7 (127). 30.07.2018. URL: http://www.biznes-daily.uz/ru/birjaexpert/60057-oliy-talim-tizimida-innovatsion-faoliyat (дата обращения: 25.03.2020).

8. Суропов Б. М. Методика обучения информационно-коммуникационным технологиям: метод. пособие для студентов-экономистов. Ташкент: Фан ва технологи-ялари, 2018. 104 с. (Узбек. яз.)

9. Суропов Б. М. Совершенствование методического обеспечения обучения информационно-коммуникационным технологиям в среде электронного обучения: автореф. дис. ... д-ра философии пед. наук. Ташкент, 2019. 52 с. (Узбек. яз.)

10. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиева в Олий Маж-лис. URL: http:// uza.uz/ oz/politics/zbekiston-respublikasi-prezidenti-shavkat-mirziyeevning-oliy-25-01-2020 (дата обращения: 25.03.2020). (Узбек. яз.)

References

1. Ofitsialnyy sayt Prezidenta Respubliki Uzbekistan. Available at: https://president.uz/ uz/2437 (accessed: 25.03.2020).

2. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 06.08.2018 No. PP-3899 "O merakh po povysheniyu effektivnosti integratsii nauchnoy i innovatsionnoy deyatelnosti". Available at: https://lex.uz/docs/3853858 (accessed: 25.03.2020). (In Uzbek)

3. Solodukhina O. A. Klassifikatsiya innovatsionnykh protsessov v obrazovanii. Srednee professionalnoe obrazovanie. 2011, No. 10, pp. 12-13.

4. Beglaryan M. E., Pichkurenko E. A. Innovatsionnaya deyatelnost v pedagogike. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2015, No. 6, pp. 105-107.

5. Utemov V. V., Gorev P. M. Innovatsionnaya deyatelnost obrazovatelnogo uchrezhdeniya kak odno iz usloviy povysheniya kachestva obrazovaniya. Kontsept. 2015, No. 7 (July), pp. 51-55. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15233.htm (accessed: 25.03.2020).

6. Zhumanov A., Yigitalieva M. Ta»lim tizimida innovatsion tekhnologiyalardan integrativ ma^sadlardan foydalanish. Zamonaviy ta»lim zhurnali. 2014, No. 1, pp. 18-21.

7. Teshabaev T. Oliy ta»lim tizmida innovatsion faoliyat. BIZNES-EKSPERT. 2018, No. 7 (127). 30.07.2018. Available at: http://www.biznes-daily.uz/ru/birjaexpert/60057-oliy-talim-tizimida-innovatsion-faoliyat (accessed: 25.03.2020).

8. Suropov B. M. Metodika obucheniya informatsionno-kommunikatsionnym tekhnologiyam: metod. posobie dlya studentov-ekonomistov. Tashkent: Fan va tekhnologiyalari, 2018. 104 p. (In Uzbek)

9. Suropov B. M. Sovershenstvovanie metodicheskogo obespecheniya obucheniya informatsionno-kommunikatsionnym tekhnologiyam v srede elektronnogo obucheniya. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Tashkent, 2019. 52 p. (In Uzbek)

10. Poslanie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirzieva v Oliy Mazhlis. Available at: http://uza.uz/oz/politics/zbekiston-respublikasi-prezidenti-shavkat-mirziyeevning-oliy-25-01-2020 (accessed: 25.03.2020). (In Uzbek)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 28.03.2020 The article was received on 28.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.