Научная статья на тему 'Формирование инновационной деятельности организации на основе реализации принципов процессного подхода (инновационная деятельность как ключевой бизнес-процесс организации'

Формирование инновационной деятельности организации на основе реализации принципов процессного подхода (инновационная деятельность как ключевой бизнес-процесс организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1112
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛЮЧЕВОЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / НОВАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / A KEY BUSINESS PROCESS / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / EFFECTIVENESS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Светлана Николаевна

В статье анализируется организация инновационной деятельности компании с позиций процессного подхода. Автор рассматривает принципы реализации ключевых бизнес-процессов применительно к процессам от генерации идеи до коммерциализации новаций, что позволит данный подход использовать в качестве инструмента, создающего уникальные конкурентные преимущества компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative activity formation of the organization through the implementation of the process approach principles (innovation activity as a basic business process organization)

The author analyzes the organization of innovative activity in terms of the process approach. The author examines the principles of the implementation of key business processes in relation to the processes of generating ideas to the innovations commercialization that allow to use this approach as a tool which creates unique competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной деятельности организации на основе реализации принципов процессного подхода (инновационная деятельность как ключевой бизнес-процесс организации»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

111

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

(ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ)

КУЗЬМИНА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА,

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономического анализа эффективности

хозяйственной деятельности, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов,

e-mail: [email protected]; [email protected]

В статье анализируется организация инновационной деятельности компании с позиций процессного подхода. Автор рассматривает принципы реализации ключевых бизнес-процессов применительно к процессам от генерации идеи до коммерциализации новаций, что позволит данный подход использовать в качестве инструмента, создающего уникальные конкурентные преимущества компании.

Ключевые слова: инновация; инновационная деятельность; ключевой бизнес-процесс; конкурентоспособность; конкурентные преимущества; новация; результативность; эффективность.

The author analyzes the organization of innovative activity in terms of the process approach. The author examines the principles of the implementation of key business processes in relation to the processes of generating ideas to the innovations commercialization that allow to use this approach as a tool which creates unique competitive advantages.

Keywords: innovation; innovative activity; a key business process; competitiveness; competitive advantage; effectiveness; efficiency.

Коды классификатора JEL: F12, G14, L21, O31.

Ориентация на бизнес-процессы сегодня является инструментом управления деятельностью компании, дающим возможность получить конкурентные преимущества. Действительно, в сфере экономических интересов компании, где, как никогда, высока конкуренция, чтобы выжить, необходимо применять новые методы и инструменты. Если компания, анализируя свою деятельность, видит такие признаки, как замедление темпов роста бизнеса в динамике, ощутимое снижение рентабельности бизнеса, падение спроса вследствие высокой конкуренции на рынке, падение объемов прибыли и продаж, то возникает логичный вопрос преодоления сложившейся ситуации, а иногда и выживаемости бизнеса в целом.

© С.Н. Кузьмина, 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ИМЕЮЩИХСЯ

ПРОБЛЕМ

Одним из инструментов, позволяющим решить данные проблемы в комплексе, является внедрение инноваций. То есть, другими словами, для выживания компании на рынке, повышения темпов роста и ее конкурентоспособности требуются, а иногда просто необходимы, инновации. Реалии сегодняшней ситуации в экономике, особенно с учетом тенденций вступления России в ВТО, еще раз подчеркивают то, что сегодня - это экономическая необходимость.

В самом общем случае под инновациями понимается новация (идея), получившая свою реализацию на практике, т.е. прошедшая этап коммерциализации (или апробации). По тексту мы будем пользоваться термином «новация», подразумевая разработку, идею, не прошедшую этапа коммерциализации. Термин «инновация» в таком случае относится к идее, уже прошедшей все стадии, имеющей апробацию и готовой к коммерциализации с определенными допущениями. Конечно, можно рассматривать инновации как глобальные технологические прорывы, как, например, создание космического корабля или сверхзвукового истребителя-невидимки, беспроводной связи. Этот список можно продолжить и более. Однако цель наша несколько иная, чем просто перечисление достижений человеческой цивилизации. Инновации - это, прежде всего, возможность реализации идей, которые возникают ежедневно при выполнении операционной деятельности, функциональных обязанностей, повседневной действительности. По нашему мнению, следует рассматривать инновации и саму инновационную деятельность, как процесс осуществления новаций гораздо шире, а не только как принципиально новый продукт или услугу. Поэтому важно то, что новации возможно и необходимо использовать в процессе деятельности организации, бизнеса, а также реализации бизнес-идей.

Дабы уточнить понятийный аппарат, следует заметить, что в данном случае под инновациями будем понимать следующие аспекты:

- продуктовые инновации, а именно создание нового продукта или услуги,

- технологические инновации как процесс разработки и внедрения новых технологий,

- организационные инновации, которые возможно реализовать при разработке стратегии развития и реализации бизнес-процессов.

Здесь необходимо остановиться на еще одном весьма любопытном аспекте. Выделяя с точки зрения важности для бизнеса ключевые (базовые), обеспечивающие (или второстепенные?) и управленческие процессы, нельзя не сказать о том, что в любом из этих трех уровней бизнес-процессов новации всегда будут инструментом, позволяющим вывести данный бизнес-процесс на новый уровень и в целом добиться положительного результата не только для конкретного бизнес-процесса, но и в целом для компании - в силу взаимоувязанности всех бизнес-процессов организации в единую систему. Например, казалось бы, такой незначительный обеспечивающий процесс, как организация документоо-

борота может при соответствующем уровне организации как способствовать эффективной деятельности компании в целом, так и замедлять темпы ее развития. Можно отметить такой известный факт, как возможность добиться существенного увеличения темпов роста компании до уровня выше среднего только благодаря внедрению инновации в бизнес-процессы, а не за счет выпуска новых продуктов или услуг. Поэтому в связи с этим замечанием, можно предложить классификацию значимости новаций.

Например, новации, реализуемые для конкретных бизнес-процессов возможно подразделять еще на следующие уровни по степени значимости, глубине влияния на деятельность компании:

- прорывные, способствующие качественному и количественному скачку, заметны практически невооруженным взглядом,

- существенные инновации, позволяющие добиться темпов роста за счет выпуска продуктов улучшенной рецептуры, либо существенных изменений в функциональных характеристиках посредством применения функционально -стоимостного анализа,

- также следует отметить, что могут иметь место и незначительные инновации, ранее они носили название рацпредложений, который позволяют компании шаг за шагом, постепенного улучшать или совершенствовать процесс деятельности или улучшать продукт.

Таким образом, сегодня инновационная деятельность представляет собой непрерывный процесс от генерации до коммерциализации идей, который должен являться ключевым бизнес-процессом компаний-лидеров в соответствующей сфере деятельности (см. рис. 1).

На рис. 1 представлен ключевой процесс «Инновационная деятельность» бизнес-образовательной структуры, где последовательно указаны этапы от идеи, проработки концепции идеи, проведения лабораторных исследований и разработок, оценки технологии и продвижения результата процесса, а именно продукта, на рынок. Т.е. представлен полный цикл от идеи до ее коммерциализации с выделением отдельного этапа «Выбор стратегии коммерциализации», что предполагает либо собственное продвижение продукта, либо продажу патента или ноу-хау. Данный процесс является замкнутым, его цикличность может определяться особенностями сферы деятельности предприятия и условиями разработки проектов по требованиям клиентов, может использоваться как частный случай для описания инновационной деятельности.

Следовательно, необходимо обозначить принципы, которым должна следовать компания, стремящаяся иметь статус инновационной, занимающей лидирующие позиции на рынке.

Во-первых, прежде всего, должен быть реализован системный подход, т.е. инновационная деятельность должна занимать определенное место в организации бизнес-процессов и вестись постоянно в соответствии с процедурами, регламентами, инструкциями. Лучше всего в таком случае воспользоваться, например, описанием процессов по принципам менеджмента качества. Хаотичная деятельность не может быть процессом, «случайные» инновации не смо-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

гут способствовать созданию конкурентных преимуществ или способствовать поддержанию конкурентоспособности компании. Поэтому инновационная деятельность должна быть контролируемой и прозрачной, подчиняющейся нормативным документам и проводиться систематически, т.е. быть в вписанной в

бизнес-процессы компании.

«Инновационная деятельность»

Во-вторых, необходимое условие - наличие в компании инфраструктуры, осуществляющей поддержку инновационной деятельности. Сюда следует отнести, такой функционал отделов, как организация инновационной деятельности в компании, формирование подразделений генерирующих новации, внедряющих (коммерциализирующих) новации на рынок, управляющих интеллектуальной собственностью (нематериальные активы, защита авторских прав и т.д.), а также возможность организации инновационного бизнес-процесса в виде следующих объединений людей:

- временные творческие коллективы. Создаются как правило, при учебных заведениях для работы над проектом, выполнением научно-исследовательских и конструкторских работ;

- бригада-новатор, представляет собой коллектив(временный или постоянны), работающий над определенным проектом, по спецзаданию руководителя. Чаще всего такая деятельность распространена при крупных компаниях, имеющих собственные средства для финансирования таких работ;

- бутлегерство как процесс индивидуальной работы новатора над внеплановым проектом;

- научная часть (отдел) - подразделение, занимающееся исследованием и внедрением в производство новых технологий, новых рецептур, продуктов и т.д. Чаще всего создается и финансируется при корпорациях, крупных компаниях;

- также сюда же можно отнести наличие центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, технопарков, малых инновационных организаций, научно-образовательных центров и т.д.

В-третьих, в организации можно идентифицировать наличие инновационного потенциала в виде человеческих ресурсов. Инновации делают люди: они их придумывают и разрабатывают, апробируют и внедряют. Поэтому в организации должно быть наличие соответствующих кадров, которые не только будут создавать, но и управлять инновационной деятельностью в целом, иметь соответствующую квалификацию и профессиональную компетентность для выполнения такой работы.

В-четвертых, необходимо определять результативность и эффективность инновационной деятельности. Результат - это реальный новый продукт, услуга, т.е. это новация, вносящая вклад в деятельность компании. Однако важно определять эффективность, которая может быть выражена в виде таких задач, как расширение доли компании на рынке или завоевание новых рынков, получение прибыли за счет внедрения новации как в свою основную деятельность, так и распространения знаний, коммерциализации новаций, повышения конкурентоспособности и устойчивости компании в целом. На рис. 2 представлен образец инфраструктуры инновационной деятельности бизнес-образовательной организации.

Инфраструктура инновационной деятельности бизнес-образовательной организации

Факультеты

’ г 1 Г

Научно-образовательные ) центры (НОЦ) Научноисследовательские J лаборатории Центры коллективного пользования

Отдел, осуществляющий технологическую поддержку инновационной деятельности

Центр исследований образовательных инноваций

Центр трансфера технологий

Центр проектирования электронных ресурсов

Лаборатория инновационных образовательных технологий

Центр

молодежных

инициатив

Бизнес-инкубатор малые инновационные предприятия

Центр защиты интеллектуальной собственности и формирования реестра нематериальных активов

Клуб

предпринима-

телей

Сектор

информационного

обеспечения

инновационной

деятельности

Центр коммерциализац ии результатов инновационной деятельности

т

Рис. 2. Инфраструктура инновационной деятельности бизнес-образовательной организации

ВЫВОДЫ

Рассмотренные аспекты организации инновационной деятельности как одного из ключевых бизнес-процессов позволяют сделать вывод о том, что реализация инновационного бизнес-процесса на практике представляет собой де-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

ятельность персонала по реализации процессов в общехозяйственной сфере компании, выражающейся в комплексе осуществляющихся различных видов организационно-управленческой деятельности компании, находящихся во вза-имоувязанности с другими бизнес-процессами и ограниченных используемыми ресурсами (временными, материальными, человеческими).

Инновационная деятельность является ключевым бизнес-процессом организации и реализуется в виде упорядоченный совокупности работ и операций, с регламентацией входа и выхода и наличием документированных процедур по его выполнению.

ЛИТЕРАТУРА

ГОСТ Р ИСО 9000: 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2009.

ГОСТ Р ИСО 9001: 2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2009.

Азарьева В.В., Круглов В.И., Соболев В.С. и Степанов С.А. (2007). Руководство по качеству. СПб: ПИФ. 44.

Гневко В.А. и Лукин Г.И. (2005). Становление инновационного ВУЗа в условиях модернизации Российского образования: теория и практика. СПб.

Горбашко Е.А. (2008). Управление качеством: Учебное пособие. СПб.: Питер. 384.

Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А. и Туманов К.М. (2008). Качество и конкурентоспособность: аспекты стратегического взаимодействия. СПб.: Изд-во СПбГПУ

Кузьмина С.Н. (2011). Формирование инфраструктуры организации с целью обеспечения ее инновационного развития. Монография. СПб.: изд-во Политехн. Ун-та. 72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.