Научная статья на тему 'Формирование инновационного пространства современного вуза (на примере приоритетного проекта Минобрнауки "Вузы как центры пространства создания инноваций")'

Формирование инновационного пространства современного вуза (на примере приоритетного проекта Минобрнауки "Вузы как центры пространства создания инноваций") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
285
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ИННОВАЦИИ / МОНИТОРИНГ / РЕЙТИНГ / PRIORITY PROJECT / UNIVERSITY CENTERS / PERFORMANCE INDICATORS / REGIONAL DEVELOPMENT / INNOVATION / MONITORING / RATING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панасенко Елена Александровна, Ефимов Семён Викторович, Исаев Артем Николаевич, Замятин Сергей Владимирович

В статье представлены итоги первого года реализации приоритетного проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Вузы как центры пространства создания инноваций». Актуальность проекта обусловлена общей тенденцией развития высшего образования в России преодолением отставания и развитием новых технологий в ключевых областях экономики страны. Так, вуз должен соответствовать социально-экономическим изменениям региона, в котором он расположен, а также выстраивать свою деятельность с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций в подготовке специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности. В связи с этим цель проекта создать такой университетский центр, который включится в решение устойчивого социально-экономического развития как региона РФ, так и страны в целом. Методы исследования. Проведен анализ показателей результативности функционирования университетских центров по итогам 2017 г., подготовлен рейтинг вузов в соответствии с фактическим выполнением показателей результативности. Сбор данных для исследуемых параметров и их обработка осуществлялись на основе информационной системы проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Результаты. Первый год реализации проекта стал годом планирования, организации, координации отдельных процессов трансформации вузов в университетские центры регионов. Вузы приступили к реализации ключевых проектов, способствующих развитию и усилению позиций университетов в регионах, в соответствии с дорожными картами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Панасенко Елена Александровна, Ефимов Семён Викторович, Исаев Артем Николаевич, Замятин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article introduces the results of the first year of the implementation of the priority project of the RF Ministry of Science and Higher Education «Universities as centers for innovation creation». The relevance of the project is determined by the general trend of development of higher education in Russia overcoming the advantages and development of new technologies in key areas of the country's economy. Thus, a higher education institution has to comply with the socio-economic changes in the region where it is located, as well as organize its activities taking into account the global socio-cultural and educational trends in training specialists capable of learning innovations in the sphere of professional activity. In this connection, the goal of the project is to create such a center based on the university which will be involved in the solution of sustainable socio-economic development of both the region of the Russian Federation and the country as a whole. Methods. The authors have analyzed the performance indicators of university centers functioning in 2017, and prepared a rating of universities in accordance with the actual performance of the indicators. Data collection for the studied parameters and their processing were carried out on the basis of the project information system «Higher education institutions as centers of space for creation of innovations». Results. The first year of the project was the period of planning, organizing, coordinating individual processes for the transformation of universities into regional university centers. Universities have started the project realization of key projects which promote the development and strengthening of university positions in the regions in accordance with the road maps.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационного пространства современного вуза (на примере приоритетного проекта Минобрнауки "Вузы как центры пространства создания инноваций")»

УДК 378.014.5:316.422:005.8

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА МИНОБРНАУКИ «ВУЗЫ КАК ЦЕНТРЫ ПРОСТРАНСТВА СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ»)

Панасенко Елена Александровна1,

eapanasenko@tpu.ru

Ефимов Семён Викторович1,

efimov@tpu.ru

Исаев Артем Николаевич1,

arni@tpu.ru

Замятин Сергей Владимирович1,

zamsv@tpu.ru

1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.

Панасенко Елена Александровна, кандидат филологических наук, ведущий эксперт центра сопровождения сетевых проектов Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Ефимов Семён Викторович, кандидат технических наук, директор центра сопровождения сетевых проектов Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Исаев Артем Николаевич, директор центра мониторинга и рейтинговых исследований Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Замятин Сергей Владимирович, кандидат технических наук, начальник информационно-аналитического управления Национального исследовательского Томского политехнического университета.

В статье представлены итоги первого года реализации приоритетного проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Вузы как центры пространства создания инноваций». Актуальность проекта обусловлена общей тенденцией развития высшего образования в России - преодолением отставания и развитием новых технологий в ключевых областях экономики страны. Так, вуз должен соответствовать социально-экономическим изменениям региона, в котором он расположен, а также выстраивать свою деятельность с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций в подготовке специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности. В связи с этим цель проекта -создать такой университетский центр, который включится в решение устойчивого социально-экономического развития как региона РФ, так и страны в целом. Методы исследования. Проведен анализ показателей результативности функционирования университетских центров по итогам 2017 г., подготовлен рейтинг вузов в соответствии с фактическим выполнением показателей результативности. Сбор данных для исследуемых параметров и их обработка осуществлялись на основе информационной системы проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Результаты. Первый год реализации проекта стал годом планирования, организации, координации отдельных процессов трансформации вузов в университетские центры регионов. Вузы приступили к реализации ключевых проектов, способствующих развитию и усилению позиций университетов в регионах, в соответствии с дорожными картами.

Ключевые слова: Приоритетный проект, университетские центры, показатели результативности, развитие регионов, инновации, мониторинг, рейтинг.

Введение

В настоящее время много говорится о высших учебных заведениях как драйверах развития территорий [1, 2], вкладе университетов в инновационное развитие регионов [3-5], создании эффективной системы высшего образования в регионах и в стране [6]. Проекты, инициируемые профильным Министерством в последнее время, как раз и направлены на решение актуальных задач с целью социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» был анонсирован 12 апреля 2017 года на Московском международном салоне образования в рамках круглого стола «Вузы как центры пространства создания инноваций: вызовы и перспективы», который проводился совместно Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Томским государственным университетом. В соответствии с паспортом проекта его цель - «обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году - не менее 10 ведущих российских университетов; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году - не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов [7]. В свою очередь, основная цель проекта для вуза-участника - это закрепление его роли в субъекте РФ, котором он расположен, как центра инновационного, технологического и социального развития региона.

Как отметил А.Б. Соболев, «проект должен учитывать уже наработанную базу механизмов, ресурсов и компетенций, которые были сформированы в рамках инициатив в сфере высшего образования. Другими словами, необходимо обеспечить преемственность приоритетного проекта по отношению к проектам по созданию национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, проекту «5-100» и опорным вузам...» [8]. Стоит отметить, что этой преемственности удалось достигнуть: в числе 51 вуза-победителя проекта оказалось 40 «статусных» вузов. Подробная информация о результатах конкурсного отбора вузов в приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» представлена в ранее опубликованном материале [9].

Напомним, что реализация проекта рассчитана на три года. В течение этого периода университет обязуется обеспечить достижение целевых значений показателей результативности, которые заявлены в программе трансформации вуза в университетский центр. Мониторинг достижения целевых значений показателей результативности проводится Министерством науки и высшего образования Российской Федерации один раз в год по окончании года реализации проекта. Так, согласно проведенному анализу данных, представленных вузами по истечении первого года реализации проекта, трансформация вузов в университетские центры осуществляется достаточно успешно. Университеты активно реализуют задачи по становлению региональными лидерами в сфере подготовки кадров для своих субъектов, экспертными площадками региональной власти по вопросам развития актуальных для региона направлений и успешной интеграции в решение важных задач социально-экономического развития города и региона, в котором они расположены.

Итоги реализации проекта в 2017 году

Финансовое обеспечение проекта включает три источника: собственные средства вуза, средства из бюджета субъекта РФ и средства из иных источников. Так, суммар-

ный объем финансового обеспечения проекта в 2017 году составил 173 649 млн руб., в том числе:

• собственные средства вузов - 143 097 млн руб.;

• средства из бюджетов субъектов РФ - 8345 млн руб.;

• иные средства - 22 207 млн руб.

Что касается показателей результативности проекта, то они включают в себя группу обязательных показателей (всего 7) и группу вариативных показателей в зависимости от специализации университетского центра (всего 6). По итогам первого года реализации проекта в группе обязательных показателей мы получили данные, которые ниже подробно охарактеризуем.

По показателю 1 «Доля численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам инженерного, социально-экономического, педагогического естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающим командное выполнение проектов полного жизненного цикла, в общей численности студентов (приведенный контингент)» среднее значение по всем участникам проекта составило 19,52 (рис. 1).

Южный федеральный университет (Southern Federal University)

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (National Research Tomsk Polytechnic University)

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. (Yuri Gagarin State Technical University of Saratov)

Сибирский государственный медицинский университет (Siberian State Medical University)

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева (Oryol State University)

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University)

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Kazan Federal University)

Ульяновский государственный университет (Ulyanovsk State University)

Уфимский государственный нефтяной технический университет (Ufa State Petroleum Technological University)

Поволжский государственный технологический университет (Volga State University of Technology)

0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00

Рис. 1. Рейтинг лучших университетов по показателю 1 Fig. 1. Ranking of universities, indicator 1

Как видно, Южный федеральный университет занимает первое место с максимальным значением данного показателя - 100, Томский политехнический университет, являющийся участником проекта «5-100», - на втором месте со значением показателя 96 и на третьем месте со значением 68 - опорный Саратовский государственный технический университет. В целом в группе лидеров оказались 5 опорных университетов, 2 университета-участника проекта «5-100».

Среднее значение по показателю 2 «Доля средств, поступивших за отчетный период от выполнения за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов работ и услуг, связанных с научными, научно- техническими, творческими разработками и услугами, в общем объеме средств, поступивших за отчетный период

от выполнения работ, услуг, связанных с научными, научно-техническими, творческими разработками и услугами» составило 8,83, при максимальном значении - 55,3 и минимальном - 0 (рис. 2).

Тюменский индустриальный университет (Tyumen Industrial University)

Тихоокеанский государственный университет (Pacific National University)

Самарский государственный медицинский университет (Samara State Medical University)

Череповецкий государственный университет (Cherepovets State University)

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Immanuel Kant Baltic Federal University)

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (North-Eastern Federal University in Yakutsk)

Уфимский государственный нефтяной технический университет (Ufa State Petroleum Technological University)

Ставропольский государственный аграрный университет (Stavropol State Agrarian University)

Волгоградский государственный университет (Volgograd State University)

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (P. G. Demidov Yaroslavl State University)

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00

Рис. 2. Рейтинг лучших университетов по показателю 2 Fig. 2. Ranking of universities, indicator 2

Таким образом, первое место занимает опорный Тюменский индустриальный университет со значением данного показателя 55,3, второе место - Тихоокеанский государственный университет (41,26) и третье место - Самарский государственный медицинский университет (36,74). Следует отметить, что в числе лучших оказались 2 федеральных университета (один из которых участник проекта «5-100»), 4 опорных университета и др.

Показатель 3 «Количество студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей университета, выигравших конкурсы, получившие гранты или иные формы поддержки от российских институтов развития» имеет следующие значения:

• среднее - 155,9;

• максимальное среди всех участников - 1443;

• минимальное среди всех участников - 13;

• суммарное по всем участникам - 7951.

Рейтинг лучших вузов-участников проекта по показателю 3 представлен на рис. 3.

Так, тройку лидеров составляют два участника проекта «5-100»: Томский политехнический университет (значение показателя - 1443), Казанский (Приволжский) федеральный университет (значение показателя - 667), а также опорный Алтайский государственный университет с фактическим значением показателя - 623. В числе других лидеров также есть участники проекта «Опорные университеты» (всего 6).

По показателю 4 «Количество сетевых образовательных программ, реализуемых совместно с ведущими вузами, опорными университетами, академическими институтами Российской академии наук, государственными научными институтами» среднее значение по всем участникам проекта составило 6,47, при суммарном его значении 330 (рис. 4).

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (National Research Tomsk Polytechnic University)

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Kazan Federal University)

Алтайский государственный университет (Altai State University)

Воронежский государственный технический университет (Voronezh State Technical University)

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Samara National Research University)

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov)

Ульяновский государственный университет (Ulyanovsk State University)

Поволжский государственный технологический университет (Volga State University of Technology)

Донской государственный технический университет (don State Technical University)

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (P. G. Demidov Yaroslavl State University)

0,00 400,00 800,00 1200,00 1600,00

1443,00

667,00

623,00

443,00 1

395,00 |

336,00

315,00

308,00

280,00

277,00

2 ^ -J. -л

Рис. 3. Рейтинг лучших университетов по показателю 3 Fig. 3. Ranking of universities, indicator 3

Рис. 4. Рейтинг лучших университетов по показателю 4 Fig. 4. Ranking of universities, indicator 4

Как видно из диаграммы, первые два места занимают участники проекта «5-100»: Томский государственный университет с фактическим значением 40 и Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина с фактическим значением 26. На третьем месте расположился Северо-Кавказский федеральный университет со значением показателя 24. Далее располагаются 5 федеральных университетов, один - участник проекта «5-100» (Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева) и один опорный университет (Донской государственный технический университет).

Показатель 5 «Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится университет, в общей численности выпускников, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования» по итогам 2017 года имеет среднее значение 69,96. При этом максимальное значение показателя зафиксировано у Тюменского государственного университета (98,4), а минимальное - у Сибирского государственного медицинского университета (54) (рис. 5).

Тюменский государственный университет (Tyumen State University)

Самарский государственный медицинский университет (Samara State Medical University)

Поволжский государственный технологический университет (Volga State University of Technology)

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University)

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev)

Сибирский федеральный университет (Siberian Federal University)

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (V.I. Vernadsky Crimean Federal University)

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Lobachevsky State...

Севастопольский государственный университет (Sevastopol State University)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тольяттинский государственный университет (Togliatti State University)

0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00

Рис. 5. Рейтинг лучших университетов по показателю 5 Fig. 5. Ranking of universities, indicator 5

Как мы уже отметили, Тюменский государственный университет, который также является и участником проекта «5-100», занимает первую позицию в рейтинге с максимальным значением показателя 98,4. Вторую и третью позиции занимают соответственно Самарский государственный медицинский университет (90,8) и Поволжский государственный технологический университет (89,3). Также в числе лучших 2 федеральных университета, 1 опорный университет (Тольяттинский государственный университет) и один вуз-участник проекта «5-100» (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского).

Показатель 6 «Численность слушателей, прошедших обучение по программам дополнительного образования университета (продолжительностью не менее 72 часов), в том числе сотрудников СО НКО и социального предпринимательства» при среднем значении 2698,16 имеет совокупное значение, равное 137 606. Отметим, что максимальное значение зафиксировано у Южного федерального университета и приравнивается 17 739, а минимальное (311) - у Севастопольского государственного университета (рис. 6).

Таким образом, в числе лучших оказались 6 федеральных университетов, в том числе 3 участника проекта «5-100», и 3 опорных университета (Сибирский государственный медицинский, Ульяновский государственный и Саратовский государственный технический).

По показателю 7 «Совокупное число пользователей социальных сервисов, созданных за отчетный период на базе университета (юридические клиники, волонтер-

ские движения, просветительские семинары и т. д.)» среднее значение по всем участникам проекта составило 17832,5, при суммарном его значении 909 459 (рис. 7).

Южный федеральный университет (Southern Federal University)

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Kazan Federal University)

Сибирский государственный медицинский университет (Siberian State Medical University)

Северо-Кавказский федеральный университет (North-Caucasus Federal University)

Ульяновский государственный университет (Ulyanovsk State University)

Самарский государственный медицинский университет (Samara State Medical University)

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (North-Eastern Federal University)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Ural Federal University

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. (Yuri Gagarin State Technical University of Saratov)

Дальневосточный федеральный университет (Far Eastern Federal University)

0,00 6000,00 12000,00 18000,00

■Л

6542,00 5700,00 5562,00

5243,00

4456,00

4277,00 3959,00

3626,00

17739,00

7855,00

Рис. 6. Рейтинг лучших университетов по показателю 6 Fig. 6. Ranking of universities, indicator 6

Рис. 7. Рейтинг лучших университетов по показателю 7 Fig. 7. Ranking of universities, indicator 7

Первые два места занимают опорные университеты: Сибирский государственный медицинский и Орловский государственный. На третьем месте расположился участник проекта «5-100» Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина. Также группа лидеров включает в себя еще 3 участника проекта «5-100»: 2 федеральных университета и 1 опорный (Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова).

Что касается вариативных показателей, то их планирование напрямую зависит от специализации университетского центра. Таким образом, по каждому профилю планировалось по два показателя. Для центров инновационного профиля - это показатели «Количество используемых университетом объектов инновационной инфраструктуры

(бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования научным оборудованием, центры инновационного консалтинга и т. д.), в том числе находящихся в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности» и «Объем доходов университета от управления результатами интеллектуальной деятельности (продажа патентов и лицензий), доходы от участия в капитале инновационных компаний, доходы от заказных НИОКР, доходы от предоставляемых услуг, учрежденных инжиниринговых центров и других высокотехнологичных и интеллектуальных сервисов». В рамках показателя «Количество используемых университетом объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования научным оборудованием, центры инновационного консалтинга и т. д.), в том числе находящихся в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности» его среднее значение составило 13,43, а суммарное - 497 (рис. 8).

Рис. 8. Рейтинг лучших университетов по показателю 8.1 Fig. 8. Ranking of universities, indicator 8.1

Таким образом, в числе лучших 3 федеральных университета, 5 опорных университетов (Петрозаводский государственный, Кемеровский государственный, Алтайский государственный, Белгородский государственный технический и Уфимский государственный нефтяной технический университеты) и др.

По показателю «Объем доходов университета от управления результатами интеллектуальной деятельности (продажа патентов и лицензий), доходы от участия в капитале инновационных компаний, доходы от заказных НИОКР, доходы от предоставляемых услуг, учрежденных инжиниринговых центров и других высокотехнологичных и интеллектуальных сервисов» среднее значение составило 196 605,14, а совокупное -7 077 785,08 (рис. 9).

В числе лучших 6 вузов-участников проекта «5-100», 3 опорных университета (Тюменский индустриальный, Волгоградский государственный технический и Уфимский государственный нефтяной технический университеты) и др.

Перейдем к рассмотрению вариативных показателей по технологическому профилю университетского центра. По показателю «Доля образовательных программ, в которые включены модули по технологическому предпринимательству, в общем количестве реализуемых образовательных программ» среднее значение составляет 15,22, максимальное - 67, а минимальное - 1,25 (рис. 10).

Рис. 9. Рейтинг лучших университетов по показателю 9.1 Fig. 9. Ranking of universities, indicator 9.1

Рис. 10. Рейтинг лучших университетов по показателю 8.2 Fig. 10. Ranking of universities, indicator 8.2

Так, в числе лидеров вновь Южный федеральный университет, участник проекта «5-100», Томский политехнический университет и Поволжский государственный технологический университет. Далее следуют 4 опорных университета (Саратовский государственный технический, Тольяттинский и Орловский государственный университеты, а также Уфимский государственный нефтяной технический университет), 1 федеральный и др.

По второму показателю данного профиля «Количество технологических проектов, ежегодно реализуемых университетом за счет средств предприятий, организаций региональной экономики, регионального и муниципального бюджетов университетом» ситуация следующая: среднее значение - 73,3, совокупное значение - 3300 (рис. 11).

Рис. 11. Рейтинг лучших университетов по показателю 9.2 Fig. 11. Ranking of universities, indicator 9.2

В числе лидеров уже ранее упоминаемые вузы: Южный федеральный, Уральский федеральный и Томский государственный университеты. Среди прочих лидеров также отметим «статусные» вузы: 2 опорных - Владимирский и Вятский государственные университеты, 3 федеральных (2 из которых участники проекта «5-100») и участник проекта «5-100» Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева.

Наконец, последняя группа вариативных показателей по социальному профилю университетского центра представлена также двумя показателями: «Доля образовательных программ, в которые включены модули по социальному предпринимательству, в общем количестве реализуемых образовательных программ» и «Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего бизнеса, созданных студентами, аспирантами и выпускниками университета». В рамках показателя «Доля образовательных программ, в которые включены модули по социальному предпринимательству, в общем количестве реализуемых образовательных программ» среднее значение - 12,46, при максимальном значении - 63 и минимальном - 0 (рис. 12).

Так, федеральные университеты занимают две первые строчки рейтинга, на третьем месте расположился опорный Новосибирский государственный технический университет. В числе лучших также участники проекта «5-100» (Томский государственный и Дальневосточный федеральный университеты) и опорные университеты - Орловский и Петрозаводский государственный.

Показатель «Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего бизнеса, созданных студентами, аспирантами и выпускниками университета» имеет среднее значение 32,06 и совокупное - 1 154 (рис. 13).

В рейтинг лучших вузов по данному вариативному показателю вошли федеральные университеты (их 4) и опорные университеты (5), а также Волгоградский государственный университет.

В целом анализ выполнения показателей результативности проекта продемонстрировал, что реализация проекта за первый отчетный период продвигается весьма

успешно. В числе лидеров по выполнению показателей проекта чаще оказываются одни и те же университеты, при этом количество «статусных» вузов в составленных рейтингах гораздо выше, чем число вузов без определенного «статуса». В свою очередь, можно говорить о том, что преемственность между проектами обеспечивается, а уже приобретенный «статусными» вузами опыт помогает не только в реализации приоритетного проекта, но и в удержании лидерских позиций в выполнении поставленных задач.

Рис. 12. Рейтинг лучших университетов по показателю 8.3 Fig. 12. Ranking of universities, indicator 8.3

Рис. 13. Рейтинг лучших университетов по показателю 9.3 Fig. 13. Ranking of universities, indicator 9.3

Среди ключевых результатов реализации приоритетного проекта в 2017 году вузы-участники выделяют следующие (рассмотрим их в соответствии с выбранным профилем университетского центра):

Для университетских центров инновационного профиля:

• разработка образовательных программ междисциплинарной специализации, востребованных в цифровой экономике;

• привлечение вузов к разработке и реализации стратегических инициатив регионов;

• создание смешанных экспертных сообществ - вуз, бизнес, власть - в формировании региональных вызовов и решении задач.

Для университетских центров технологического профиля:

• создание инжиниринговых центров, центров коллективного пользования, центров инновационного развития, центров превосходства, сетевых центров технологий и исследований, технопарков;

• подготовка технологических предпринимателей по различным специальностям;

• разработка образовательных программ (в т. ч. сетевых), ориентированных на Национальную технологическую инициативу;

• создание базовых кафедр, полигонов инженерного предпринимательства;

• совместная реализация научных, технических проектов с региональными предприятиями.

Для университетских центров социального профиля:

• развитие электронного и инклюзивного образования (с точки зрения социально ориентированных мер - обучение в отдаленных районах и т. д.);

• реализация социальных проектов, направленных на объединение различных народностей;

• развитие здоровьесберегающих технологий и популяризация здорового образа жизни;

• реализация проектов в сфере 1Т, телемедицины, экологии, ресурсосбережения, биотехнологии и т. п.;

• развитие местных сообществ;

• поиск и привлечение талантливой молодёжи, рекрутинг с детского сада;

• участие в мероприятиях развития малого и среднего предпринимательства;

• развитие компетенций в области социального предпринимательства, социального проектирования и управления социальными проектами.

Таким образом, первый год реализации проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» показал, что 2017 год стал годом осуществления планирования, организации, координации отдельных процессов трансформации вуза в университетский центр. Университеты продолжают консолидировать научные, образовательные, технологические и инновационные ресурсы, направленные на достижение актуальных задач региона, осуществляют трансформацию образовательных программ, управленческих практик, запуск инновационно-технологических и пилотных региональных проектов. Как отмечают сами участники проекта, «реализация программы в 2017 году позволила существенно расширить влияние университета на региональное развитие за счет участия университета в оформлении новой модели развития региона, предоставления доступа компаниям-участникам кластеров к передовым исследовательским компетенция и партнерам, создания новых сервисов для жителей вместе с НКО» [10, с. 6].

На наш взгляд, стоит выделить наиболее интересные мероприятия, связанные с трансформацией вузов в университетские центры. Так, в Донском государственном техническом университете разработан проект «Фабрика прикладных исследований», в

рамках которого создан распределенный центр коллективного пользования, офис технологического продюсирования как ключевые составляющие в реализации принципа «единого окна» для взаимодействия с промышленными предприятиями региона [11].

В Крымском федеральном университете создана новая структура «Крымский международный ландшафтный центр», которая станет экспертной, инжиниринговой, научно-исследовательской и образовательной площадкой, обеспечивающей устойчивое безопасное ландшафтно-экологическое развитие Крыма путем консолидации передовых теоретико-методических подходов и прикладных ландшафтных методик [12]. Продолжает свою работу «Образцовая фабрика бережливого производства» Уральского федерального университета, в рамках которой разработан и апробирован новый образовательный формат - демо-тренинг [13]. В Поволжском государственном технологическом университете реализован проект по разработке изделий радиотехнического назначения. В рамках решения задачи импортозамещения разработаны экзоскелет медицинского назначения, беспилотная транспортная платформа, система интраопераци-онной 3Б-навигации, готовые к реализации в качестве бизнес-проектов [14]. В Кемеровском государственном университете началась реализация программы развития предпринимательства «Инсайт», которая предусматривает формирование в вузе Центра предпринимательских компетенций «Инсайт», в задачи которого входит бизнес-образование студентов, аспирантов и научно-педагогических работников, повышение их конкурентоспособности в экономической сфере, формирование навыков инновационного и социального предпринимательства [15].

Таким образом, по результатам проведенного мониторинга мы делаем вывод, что реализацию программ трансформации вузов в университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов можно оценить как успешную и эффективную. В числе положительных моментов в ходе реализации проекта его участники отмечают следующее:

• интеграцию в инновационную/социальную политику региона и региональную инновационную/социальную экосистему;

• выстраивание системы государственно-частного партнёрства при реализации проектов в различных областях;

• активное участие в кадровом развитии региона;

• расширение своего представительства в отдельных экспертных и совещательных органах власти;

• выполнение функций регионального проектного офиса по реализации Национальной технологической инициативы;

• развитие взаимодействия с предприятиями и организациями в сфере реализации совместных научно-технических проектов;

• активное развитие социальных сервисов на базе вузов, расширение масштабов системы социальных сервисов университета;

• проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию студенческих инновационных и технологических инициатив;

• проведение комплекса мероприятий по популяризации социального предпринимательства в сотрудничестве с органами государственной и муниципальной власти;

• поддержку со стороны бизнес-сообществ и региональной власти в решении поставленных задач и т. д.

Подводя итог, отметим, что наблюдаемые изменения, возникающие в результате реализации данного проекта, носят исключительно положительный характер. В отчетный период в соответствии с дорожными картами вузов начали реализовываться клю-

чевые проекты, способствующие развитию и усилению позиций регионов. Началось формирование инновационного пространства подготовки кадров для нужд регионов, спланированы потребности ротации. Ожидается выход на абсолютно новое качество как кадрового, так и учебного процесса в образовательных организациях всех уровней. Реализован ряд ключевых мероприятий: актуализировано содержание образовательных программ; открыты базовые кафедры; разработаны и реализованы программы ДПО, направленные на развитие предпринимательских и управленческих компетенций, компетенций в области проектного управления, бизнес-планирования и технологического образования для школьников и т. п.; активно развивались социальные сервисы на базе университетских центров. Таким образом, вузы-участники проекта находятся на правильном пути и целенаправленно двигаются к поставленной перед собой цели, при этом укрепляя позиции и усиливая свое влияние в регионе.

Работа выполнена в рамках ГЗ 8.12670.2018/12.1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Овчинникова Н.Э. Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Т. 21. - № 4. - С. 41-52. DOI 10.15826/umpa.2017.04.049.

2. Trippl M., Sinozic T., Smith H.L. The Role of Universities in Régional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria // European Planning Studies. - 2015. - V. 23. -№ 9. - P. 1722-1740.

3. Goddard J.B., Chatterton Р. The response of universities to regional needs // European Journal of Education. - 2000. - V. 35. - № 4. - P. 475-496.

4. Огурцова Е.В., Перфильева О.В., Фирсова А.А. Показатели оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Т. 21. - № 4. -2017. - С. 53-62. DOI 10.15826/umpa.2017.04.049.

5. Юрьев В.М. Региональный опорный университет как локомотив социальной модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». -2015. - № 4. - С. 10-14.

6. Эшвин П. Может ли университетское образование изменить человека? Задачи отображения преобразующей силы высшей школы в сравнительных исследованиях качества образования // Вопросы образования. - 2016. - № 1. - С. 21-34.

7. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». URL: http://centervuz.ru/documents/passport.pdf (дата обращения 13.10.2018).

8. Вузы как центры пространства создания инноваций. URL: http://www.ntf.ru/content/вузы-как-центры-пространства-создания-инноваций (дата обращения 13.10.2018).

9. Панасенко Е.А., Ефимов С.В., Замятин С.В. О результатах конкурсного отбора вузов в приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - Т. 22. - № 3. - C. 6-18. DOI 10.15826/umpa.2018.03.023.

10. Пояснительная записка к годовому отчету НИ ТГУ. URL: http://centervuz.ru/dashboard/admin/ applica-tions/23/documents (дата обращения 13.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Пояснительная записка к годовому отчету ДГТУ. URL: http://centervuz.ru/dashboard/admin/ applica-tions/38/documents (дата обращения 13.10.2018).

12. Пояснительная записка к годовому отчету КФУ. URL: http://centervuz.ru/dashboard/admin/ applica-tions/13/documents (дата обращения 13.10.2018).

13. Пояснительная записка к годовому отчету УрФУ. URL: http://centervuz.ru/dashboard/admin/ applica-tions/20/documents (дата обращения 13.10.2018).

14. Пояснительная записка к годовому отчету ПГТУ. URL: http://centervuz.ru/dashboard/admin/ applica-tions/58/documents (дата обращения 13.10.2018).

15. Пояснительная записка к годовому отчету КемГУ. URL: http://centervuz.ru/dashboard/admin/ applica-tions/46/documents (дата обращения 13.10.2018).

Поступила 20.10.2018 г.

UDC 378.014.5:316.422:005.8

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION (IN THE CONTEXT OF THE PRIORITY PROJECT OF THE RUSSIAN MINISTRY OF SCIENCE AND HIGHER EDUCATION «UNIVERSITIES AS CENTERS FOR INNOVATION CREATION»)

Elena A. Panasenko1,

eapanasenko@tpu.ru

Semen V. Efimov1,

efimov@tpu.ru

Artem N. Isaev1,

arni@tpu.ru

Sergey V. Zamyatin1, zamsv@tpu.ru

1 National Research Tomsk Polytechnic University, 30, Lenin Avenue, Tomsk, Russia, 634050.

Elena A. Panasenko, Cand. Sc., lead expert, National Research Tomsk Polytechnic University.

Semen V. Efimov, Cand. Sc., director of Network project support center, National Research Tomsk Polytechnic University.

Artem N. Isaev, director of the center for monitoring and ranking research, National Research Tomsk Polytechnic University.

Sergey V. Zamyatin, Cand. Sc., head of Information and Analysis division, National Research Tomsk Polytechnic University.

This article introduces the results of the first year of the implementation of the priority project of the RF Ministry of Science and Higher Education «Universities as centers for innovation creation». The relevance of the project is determined by the general trend of development of higher education in Russia - overcoming the advantages and development of new technologies in key areas of the country's economy. Thus, a higher education institution has to comply with the socio-economic changes in the region where it is located, as well as organize its activities taking into account the global socio-cultural and educational trends in training specialists capable of learning innovations in the sphere of professional activity. In this connection, the goal of the project is to create such a center based on the university which will be involved in the solution of sustainable socio-economic development of both the region of the Russian Federation and the country as a whole. Methods. The authors have analyzed the performance indicators of university centers functioning in 2017, and prepared a rating of universities in accordance with the actual performance of the indicators. Data collection for the studied parameters and their processing were carried out on the basis of the project information system «Higher education institutions as centers of space for creation of innovations». Results. The first year of the project was the period of planning, organizing, coordinating individual processes for the transformation of universities into regional university centers. Universities have started the project realization of key projects which promote the development and strengthening of university positions in the regions in accordance with the road maps. Key words: Priority project, university centers, performance indicators, regional development, innovation, monitoring, rating.

The article is performed within the Research Project 8.12670.2018/12.1.

REFERENCES

1. Ovchinnikova N.E. Formirovanie opornykh universitetov kak drayverov razvitiya territoriy [Formation of supporting universities as drivers of development of territories]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 4, pp. 41-52. DOI 10.15826/umpa.2017.04.049.

2. Trippl M., Sinozic T., Smith H.L. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria. European Planning Studies, 2015, vol. 23, no. 9, pp. 1722-1740.

3. Goddard J.B., Chatterton Р. The response of universities to regional needs. European Journal of Education, 2000, vol. 35, no. 4, pp. 475-496.

4. Ogurtsova Ye.V., Perfilyeva O.V., Firsova A.A. Pokazateli otsenki vklada universiteta v innovatsionnoe razvitiye regiona [Indicators for assessing the university's contribution to the innovative development of a region]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 4, pp. 53-62. DOI 10.15826/umpa.2017.04.049.

5. Yuryev V.M. Regionalny oporny universitet kak lokomotiv sotsialnoy modernizatsii [Regional Basic University as a locomotive of social modernization]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Problemy vysshego obrazovaniya", 2015, no. 4, pp. 10-14.

6. Eshvin P. Mozhet li universitetskoe obrazovanie izmenit cheloveka? Zadachi otobrazheniya preobrazuyush-chey sily vysshey shkoly v sravnitelnykh issledovaniyakh kachestva obrazovaniya [Can a university education change a person? Problems of mapping the transformative power of higher education in comparative studies of the quality of education]. Voprosy obrazovaniya, 2016, no. 1, pp. 21-34.

7. Pasport prioritetnogo proekta «Vuzy kak tsentry prostranstva sozdaniya innovatsiy» [Passport of the priority project «Universities as centers of the space for creating innovations»]. Available at: http://centervuz.ru/documents/passport.pdf (accessed 13 October 2018).

8. Vuzy kak tsentry prostranstva sozdaniya innovatsiy [Universities as centers of innovation creation space]. Available at: http://www.ntf.ru/content/By3bi-KaK^eHTpbi-npocTpaHCTBa-co3gaHHH-HHHOBauHH (accessed 13 October 2018).

9. Panasenko E.A., Efimov S.V., Zamyatin S.V. O rezultatakh konkursnogo otbora vuzov v prioritetny proekt «Vuzy kak tsentry prostranstva sozdaniya innovatsiy» [On the results of the competitive selection of universities in the priority project "Universities as centers of innovation creation space"]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2018, vol. 22, no. 3, pp. 6-18. DOI 10.15826/umpa.2018.03.023.

10. Poyasnitelnaya zapiska k godovomu otchetu NI TGU [Explanatory note to the NR TSU annual report]. Available at: http://centervuz.ru/dashboard/admin/applications/23/documents (accessed 13 October 2018).

11. Poyasnitelnaya zapiska k godovomu otchetu DGTU [Explanatory note to the annual report of DSTU]. Available at: http://centervuz.ru/dashboard/admin/applications/38/documents (accessed 13 October 2018).

12. Poyasnitelnaya zapiska kgodovomu otchetu KFU [Explanatory note to the annual report of KFU]. Available at: http://centervuz.ru/dashboard/admin/applications/13/documents (accessed 13 October 2018).

13. Poyasnitelnaya zapiska k godovomu otchetu UrFU [Explanatory note to the annual report of UrFU]. Available at: http://centervuz.ru/dashboard/admin/applications/20/documents (accessed 13 October 2018).

14. Poyasnitelnaya zapiska k godovomu otchetu PGTU [Explanatory note to the annual report of PSTU]. Available at: http://centervuz.ru/dashboard/admin/applications/58/documents (accessed 13 October 2018).

15. Poyasnitelnaya zapiska k godovomu otchetu KemGU [Explanatory note to the annual report of KemSU]. Available at: http://centervuz.ru/dashboard/admin/applications/46/documents (accessed 13 October 2018).

Received: 20 October 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.