Научная статья на тему 'Формирование инновационного потенциала'

Формирование инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1603
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MANAGEMENT / INNOVATIONS / MODELLING / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков Виктор Яковлевич

Статья раскрывает сущность инновационного потенциала. Описаны интерпретации этого понятия. Дается анализ разных определений инновационного потенциала и на этой основе предлагается новая дефиниция. Описаны различные виды инноваций. Описана роль информационных ресурсов для формирования инновационного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative potential

The article reveals the essence of innovation potential. Describes the interpretation of this concept. Analyzes different definitions of innovation potential and on this b asis,we propose a new definition. Describes various innovations. Describes the role of information resources for the formation of innovation potential

Текст научной работы на тему «Формирование инновационного потенциала»

УДК 33 4

В. Я. Цветков (Формирование инновационного потенциала

Статья раскрывает сущность инновационного потенциала. Описаны интерпретации этого понятия. Дается анализ разных определений инновационного потенциала и на этой основе предлагается новая дефиниция. Описаны различные виды инноваций. Описана роль информационных ресурсов для формирования инновационного потенциала

Ключевые слова: управление, инновации, моделирование,инновационный потенциал

V. Ya. Tsvetkov

Formation of innovative potential

The article reveals the essence of innovation potential. Describes the interpretation of this concept. Analyzes different definitions of innovation potential and on this basis,we propose a new definition. Describes various innovations. Describes the role of information resources for the formation of innovation potential

Keywords: M-anagement,innovations,modelling,innovative potential

Введение

роблемам инновационного потенци-// ала посвящается много публикаций. (у Однако условия его формирования часто остаются за рамками исследований. Раскрытие сущности инновационного потенциала остается актуальной проблемой. Важным является выявление механизма взаимодействия информационных ресурсов как основы создания инновационного потенциала.

Сущность инновационного потенциала Наличие инновационного потенциала создает основу получения инновации (инновационной разработки) и продвижения инноваций [1, 2]. Инновационный потенциал определяется рядом исследователей. Выделим курсивом сущности в определении

Инновационный потенциал — интегральная оценка состояния элементов инновационной системы [2].

Инновационный потенциал — совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности[3].

Инновационный потенциал предприятия

— это совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов (производственных, финансовых, кадровых, информационных, интеллектуальных и иных), обеспечивающих производство и воспроизводство научно-технических и технологических новшеств, а также возможность осуществления инновационной деятельности

для обеспечения устойчивого развития предприятий [4].

Инновационный потенциал — это способность системы организовать и осуществлять процессы, направленные на достижение результатов, наиболее полно соответствующих изменениям внешних условий, в первую очередь, изменениям требований рынка [5].

Под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. К таким возможностям относят совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [6].

Инновационный потенциал представляет ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для осуществления инновационной деятельности [7].

Видно, что этот ряд определений не согласован и указывает на разные существенные признаки. Выделим еще раз существенный признаки в определениях:

1. оценка состояния элементов инновационной системы;

2. совокупность различных видов ресурсов;

3. совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов;

4. способность системы осуществлять процессы;

5. экономические возможности;

6. ресурсы всех видов для осуществления инновационной деятельности.

Первое определение вряд ли следует считать корректным. Из оставшихся вытекает, что с ин-

новационным потенциалом связывают: ресурсы, способности и возможности.

Анализ литературных источников и, в первую очередь словарей, дает основание считать потенциал некой скрытой сущностью, которая при определенных условиях становится фактором явного взаимодействия или явной сущностью.

Инновационный потенциал — совокупность явных и скрытых научных, технологических и интеллектуальных: ресурсов, способностей и

возможностей, — которые при их выявлении и формировании создают инновации или инновационные ресурсы.

Среди различных ресурсов выделяют инновационные ресурсы, которые применяют для создания и продвижения инноваций. Инновационные ресурсы обеспечивают производство и воспроизводство научно-технических и технологических новшеств, а также возможность осуществления инновационной деятельности для обеспечения устойчивого развития предприятий. Инновационный потенциал и инновационные ресурсы включают различные виды информационных ресурсов и формируются на основе применения других видов информационных ресурсов. Таким образом, можно констатировать, что информационные ресурсы способствуют формированию инновационных ресурсов. Из этого вытекает, что информационные ресурсы создают и увеличивают способность и возможность создания инновационных ресурсов. Следовательно, информационные ресурсы являют-

ся частью инновационного потенциала.

Информационные ресурсы увеличивают число источников информации и методов доступа к ней [8]. Однако большая доступность к информации еще не гарантирует возможности ее полезного или более эффективного использования Анализ схем показывает существенное участие информационных методов в создании любых инноваций и в создании условий (создание инновационного потенциала) для получения инноваций. Любой вид информации - это лишь сведения о свойствах объектов (инноваций), но только сами эти объекты, а не знания о них, могут удовлетворить те или иные человеческие потребности

Важным прикладным аспектом при рассмотрении инновационных процессов является применение информационного моделирования как фундаментального метода познания

Классификация инноваций на основе критерия «задача — средство»

Для того чтобы раскрыть механизм взаимодействия информационных ресурсов обратимся к понятию инновация. Во многих работах определение и классификацию инноваций дают путем ее соотнесения с областью применения [9, 10]. Воспользуемся классификацией профессоров В. Тромсдорфа и Ф. Стайнхофа [11], которые определяют инновацию через комбинацию «задача-средство». На основании данной модели (рис.1) , они выделяют четыре вида инновационного продукта.

А

НТР

Технологическая Радикальная

Маргинальная Рыночная

НРП

Рис.1. Четыре вида инноваций

Критерием классификации является средство решения существующей проблемы и задача, которую приходиться решать. По горизонтали выделены «новые решения по применению» (НРП) инновации. По вертикали выделены «новые технологические решения» (НТР) инновации

В соответствии с этой классификацией

- маргинальная инновации, при которой ни средство, ни задача не являются новыми;

- технологическая инновация, когда возникает новое средство решения существующей задачи;

- рыночная инновация - решение новой задачи известными методами;

- радикальная инновация - комбинация нового средства для решения новой задачи.

На рис.2 дана схема создания маргинальной инновации. Она построена на сборе информации и анализе известной совокупности «законов

в аспекте «задача-средство»

— условий». Новое решение по существу не создает ни новых решений, ни новых задач. Отсюда вытекает важность сбора информации, систематизации информации, классификации информации и формировании на этой основе инновационного потенциала. Как правило, такого рода инновации решают задачи полезности применения и не содержат какой либо научной новизны.

Забегая вперед, отметим, что схемы создания инноваций расположены в порядке возрастания сложности и, соответственно, возрастания роли информационных ресурсов.

На рис.3 дана схема создания рыночной инновации. Доминирующей в ней является рыночная потребность. Эта потребность определяется на основе имеющихся в распоряжении ЛПР информационных ресурсов, из которых такая потребность может быть определена.

Известная совокупность

Сбор

информации

Закон

Закономерность

Технология

Процесс

Объект

Условия

Новое

решение

Процесс

Объект

Условия

Рис.2. Создание маргинальной инновации

Сбор

Сбор

Рис.3. Создание рыночной инновации

Информационные ресурсы в данном случае применяются не только для формирования инновационного потенциала, но и для устранения информационной асимметрии.

Сбор

Сбор

Технологическая инновация основана на создании нового средство решения существующей задачи или создание нового решения существующей задачи. Она приведена на рис.4.

Сбор

задачи новыми методами

Рис.4. Создание технологической инновации

В этой схеме возрастает значение информационных ресурсов, которые формируются на разных этапах на основе сбора информации. Причем это качественно разные технологии сбора и качественно разные ресурсы. Для сокращения на рис 3-5 «известная совокупность» соответствует перечню приведенному на рис.2. На рис.5 приведена схема создания радикальной инновации.

При создании радикальной инновации в полной мере используются информационные ресурсы. В это понятие входят не только данные и модели, но и технологии сбора, обработки, моделирования, представления и передачи.

Именно в информационных технологиях имеется существенное преимущество перед другими

- во много раз большая производительность об-

Сбор

Сбор

Сбор

методами

Рис.5. Создание радикальной инновации

работки данных. Информационные ресурсы как основа инновационных процессов предстают как механизм интеграции разнообразной информации и новых задач в инновационную систему.

Информационные методы оценки инновационного потенциала

По нашему мнению для оценки инновационного потенциала и инновационных ресурсов необходимо использовать сравнительную оценку [12]. Для получения подобной оценки необходимо введение неких характеристик, позволяющих сравнивать ресурсы. Такими характеристиками могут быть информационная ситуация, информационная позиция и информационное богатство [13].

Любой ресурс, включая инновационный, в аспекте его информационного описания можно рассматривать как информационный объект. Любой ресурс находится в какой-то ситуации хранения или использования. Эти ситуации можно рассмотреть как специальные информационные модели «информационные ситуации».

Под информационной ситуацией будем понимать складывающиеся на определенный момент (интервал) времени собственные информационные потребности обобщенной инновационной системы [1], ее наличные инновационные ресурсы с учетом их качества, доступности, приспособленности к многообразию способов инновационных процессов; информационные потребности и наличные инновационных ресурсов в конкурирующих системах.

Информационную позицию .-ой обобщенной инновационной системы ^.) на j-ый момент (интервал) времени определим как кортеж вида:

П^і). =< LIR , С , V, ІС,

V )] ч’ ч’ Ч 1

(1)

уровень инновационных ресурсов .-ой системы в j-ый временной интервал. Определяется ка отношение фактических ресурсов к требуемым для решения задачи LIRi. <<1; С.. — стоимость инновационных ресурсов .-ой системы в .-ый временной интервал; Vij — объем инновационных ресурсов .-ой системы в .-ый временной интервал; 1С„ — индекс качества инновационных ресурсов.

В то же время инновационный ресурс находится в определенном состоянии по отношению к самому себе и другим ресурсам, что дает основание ввести понятие «информационная позиция» [14]. Информационная позиция отражает обобщенную оценку качества и объема инновационных ресурсов, которыми располагает обобщенная инновационная система по реализуемым целям и задачам, а также возможностям информационной инфраструктуры системы по обращению этих ресурсов внутри системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим пример в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики информационной ситуации

исходная предыдущая

LIR 0,5 0,7

C 2 2

V 4 3

т 4 3

где П^.). — информационная позиция .-ой системы в .-ый временной интервал; LIR.. —

Оценка информационной ситуации также служит основой для принятия решений по развитию и использованию обобщенной инновационной системы и ее инновационных ресурсов.

Оценку внутренней информационной ситуации можно получать на основе сопоставления значений показателей текущей информационной позиции со значениями показателей базовой информационной позицией или с любой предшествующей информационной позицией системы по формуле:

>

сурсов [13] и анализа изменений значений временного ряда к средней из относительных величин стоимости и объема информационных ресурсов.

Выводы

Инновационный потенциал является важной характеристикой экономического потенциала предприятия. В тоже время он характеризуется скрытыми факторами и частично может быть рассмотрен как неявное знание [15]. Формирование инновационного потенциала с этих позиций означает перевод неявного знания в явное и материализацию способностей и возможностей. Это приводит к использованию цепочки: «идеальное — формальное — материальное» [16]. Главное значение в реализации такой цепочки играют информационные ресурсы. Таким образом, информационные ресурсы являются основой формирования инновационного потенциала и инновационных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цветков В. Я. Модель обобщенной инновационной системы // Перспективы науки и образования, 2013. № 6. С. 206-209.

2. Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы инновационного проектирования / Под редакцией д-ра техн. наук В. А. Сергеева. Ульяновск: УлГТУ 2010. 246 с.

3. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Стратегия формирования и развития инновационного потенциала промышленного предприятия // Научно-технический вестник СПбгУ ИТМО. СПб.: СПбГУ ИТМО. 2010. № 2. С. 113-120.

4. Колосова Т. В. Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе повышения его инновационного потенциала / Автореферат д-ра экон наук. 08.00.05. Нижний Новгород.: ГОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурно-строительный у-т, 2011. 44 с.

5. Монастырный Е.А. Термины и определения в инновационной сфере // Инновации, 2008. № 2. С. 28-31.

6. Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации, 2003. № 6. С. 67-72.

7. Баранова И.В., Черепанова М.В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза // Сибирская финансовая школа, 2006. № 4. С. 163-167.

8. Соловьёв И.В. Формирование интеллектуальных ресурсов в геоинформатике // Науки о Земле, 2012. № 2-3. С. 76-79.

9. The measurement of scientific and technological activities. Proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data / OSLO MANUAL - European Commission Eurostat. Organisation for Economic Co-operation and Development. 2004. 93р.

10. V. Ya. Tsvetkov. Innovations Analysis in Terms of OECD Standards // European Researcher, 2012. Vol.(31). № 10-1. pp. 1689-1693.

11. Trommsdorff V., Steinhoff F. Innovationsmarketing München.: Vahlen Verlag, 2007. 474 s.

12. V. Ya. Tsvetkov. Conceptual Model of the Innovative Projects Efficiency Estimation // European Journal of Economic Studies,

2012. Vol.(1). № 1. P. 45-50.

13. Тихонов А.Н., Иванников А,Д., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Основы управления сложной организационно-технической системой. Информационный аспект. М.: МаксПресс, 2010. 228 с.

14. V. Ya. Tsvetkov. Information Situation and Information Position as a Management Tool // European Researcher, 2012. Vol.(36). № 12-1. pp. 2166-2170.

15. Цветков В. Я. Анализ неявного знания // Перспективы науки и образования, 2014. №1. С.56-60.

16. Соловьёв И.В. Идеальное, формальное, материальное - в информационных сообщениях // Перспективы науки и образования, 2014. № 1. С. 51-55.

REFERENCES

1. Tsvetkov V.Ia. Generalized Model ofthe innovation system. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education,

2013, no.6, pp. 206-209 (in Russian).

2. Sergeev V.A., Kipcharskaia E.V., Podymalo D.K. Osnovy innovatsionnogo proektirovaniia / Pod redaktsiei d-ra tekhn. nauk V. A. Sergeeva [Basis of innovative design / Under the editorship of Dr. t. Sciences V.A. Sergeev]. Ulyanovsk, UlGTU, 2010. 246 p.

3. Vasiukhin O.V., Pavlova E.A. Strategy of formation and development of innovative potential of industrial enterprises. Nauchno-tekhnicheskii vestnik SPbGUITMO - Scientific-technical Bulletin of SPbSU ITMO, 2010, no.2, pp. 113-120 (in Russian).

4. Kolosova T.V. Sustainable enterprise development through enhancing its innovation potential. Avtoreferat d-ra ekon nauk [Abstract Dr. Econ Sciences]. 08.00.05. Nizhniy Novgorod, NGASU, 2011. 44 p.

5. Monastyrnyi E.A. Terms and definitions in the innovation sphere. Innovatsii - Innovations, 2008, no.2, pp. 28-31 (in Russian).

6. Trifilova A.A. Analysis of innovative potential of the enterprise. Innovatsii - Innovations, 2003, no.6, pp.67-72 (in Russian).

7. Baranova I.V., Cherepanova M.V. Methodical approaches to the estimation of innovation activity and innovation potential of higher school. Sibirskaia finansovaia shkola - Siberian financial school, 2006, no.4, pp. 163-167 (in Russian).

8. Solov'ev I.V. Development of intellectual resources in Geoinformatics. Nauki o Zemle - Earth Science, 2012, no.2-3. pp.76-79 (in Russian).

9. The measurement of scientific and technological activities. Proposed guidelines for collecting and interpreting technological

О^)П) = П^о. - П^он (2)

где О^.)П. — оценка информационной позиции .-ой системы;

П^.) — текущая информационная позиция системы;

П^.) 1 — базовая либо предшествующая информационная позиция системы.

В формуле (2) разности между показателями, образующими кортеж О^.)П., могут быть как положительными, так и отрицательными. Отрицательные разности говорят о снижении инновационных возможностей системы, находящейся в текущей позиции. Положительные — наоборот говорят о росте возможностей системы.

Дальнейший анализ информационных возможностей системы необходимо производить путем анализа изменений значений временного ряда, индекса богатства информационных ре-

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

innovation data / OSLO MANUAL - European Commission Eurostat. Organisation for Economic Co-operation and Development. 2004. 93 p.

V. Ya. Tsvetkov. Innovations Analysis in Terms of OECD Standards. European Researcher, 2012. Vol.(31), no.10-1. pp.1689-1693. Trommsdorff V., Steinhoff E Innovationsmarketing München.: Vahlen Verlag, 2007. 474 p.

V. Ya. Tsvetkov. Conceptual Model of the Innovative Projects Efficiency Estimation. European Journal of Economic Studies, 2012. Vol.(1), no.1, pp.45-50.

Tikhonov A.N., Ivannikov A,D., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia. Osnovy upravleniia slozhnoi organizatsionno-tekhnicheskoi sistemoi. Informatsionnyi aspekt [Framework for the management of complex technical-organizational system. Informational aspect]. Moscow, MaksPress, 2010. 228 p.

V. Ya. Tsvetkov. Information Situation and Information Position as a Management Tool. European Researcher, 2012. Vol.(36), no.12-1, pp.2166-2170.

Tsvetkov V. Ia. Analysis of implicit knowledge. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.1, pp.56-60 (in Russian).

Solov'ev I.V. Ideal, formal, material - in informational messages. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.1, pp.51-55 (in Russian).

Информация об авторе

Цветков Виктор Яковлевич

(Россия, Москва)

Профессор, доктор технических наук, советник ректората Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики E-mail: cvj2@mail.ru

Information about the author

Tsvetkov Viktor Yakovlevich

(Russia, Moscow)

Professor, Doctor of technical sciences, Advisor to the Rectorate Moscow State Technical University of Radio Engineering, Electronics and Automation E-mail: cvj2@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.