УДК 371.8:37.0257
ББК 4420. .058.85+4420.277 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.05
Накарякова Вера Ильинична,
старший преподаватель кафедры менеджмента, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, ll; e-mail: [email protected].
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование; инновационное мышление школьников; летний лагерь.
АННОТАЦИЯ. Применение представленного метода по формированию новых знаний в рамках образовательного учреждения позволит школьникам получить навыки инновационной деятельности на основе сформированного творческого мышления, которое проявит себя в профессиональной жизни как наличие высокой компетентности, мотивационных установок и определенного опыта решения широкого круга практических проблем. Кроме этого, у них появится возможность приобщения к такой современной образовательной концепции, как информальное образование.
Nakaryakova Vera Ilyinichna,
Senior Lecturer of Department of Management, Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FORMATION OF INNOVATIVE THINKING IN CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A SUMMER EDUCATIONAL CAMP
KEY WORDS: formation; innovative thinking of pupils; summer camp.
ABSTRACT. The author argues that the application of the presented method for the formation of new knowledge within the educational institutions will allow schoolchildren to obtain the skills of innovative activity based on creative thinking, which will manifest itself in the future professional life in having a higher level of competence, motivation aims and specific solutions to a wide range of practical problems. In addition, they will have the opportunity of joining the modern educational concepts such as informal education.
Ретроспектива концепций развития лагерей для отдыха детей показала, что они являются наиболее массовой и эффективной формой организации летнего отдыха в летний период. Впервые лагерь был открыт в США в 1840 г. в период гражданской войны, которая потребовала адаптации молодежи к условиям солдатской жизни - мальчиков приучали к самостоятельной жизни, то есть их развивали в большей степени физически. Таким образом, были осуществлены идеи великих мыслителей промышленной эпохи - Я. Ко-менского, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци об активизации процесса обучения и развития ребенка путем его включения в непосредственный контакт с природой. Под влиянием экономических, исторических, педагогических и других факторов, в период Х1Х-ХХ воплощаются в жизни в виде массовой формы оздоровления городской молодежи.
Однако в дополнение к программе оздоровления включалось приобщение к разного рода изящным искусствам и ремеслам, музыке и танцам. Наряду с этим направлением деятельности лагерей существенным становится влияние концепции образовательной парадигмы в развитии лагерной жизни.
В России детские лагеря возникли в связи с образованием скаутских отрядов в 1909 г, хотя по характеру и содержанию работы с детьми в коммуне «Бодрая жизнь»
под руководством С. Т. Шацкого они повторяли содержание лагерной жизни детей (1905). В России в силу исторических событий начала XX века большинство детей осталось социально обездоленными и нуждающимися в оздоровлении. В связи с этим специальным постановлением ЦК ВКП (б) обязало российское общество Красного Креста и Красного полумесяца (в 1923 г. начать работу по оздоровлению детей. В результате появились первые палатки в Крыму для 8о детей, затем под руководством врача В. Соловьева создается здравница под названием «Артек», который стал образцом деятельности детских лагерей. Начиная с 70-х годов XX столетия в России в период бурного развития лагерей, начинают проводиться исследования по организации летнего отдыха.39%
Деятельность лагерей изучается в работах А. М. Гукасовой [4], К. Н. Травинина [8]и др. Анализ показал, что к концу XX века пионерский лагерь превращается из раз-вивающее-оздоровительной системы в развлекающую, что по данным работ К. Д. Радиной [6] не всегда является позитивным воспитательным воздействием. Литвак [5] определил пояление обезличивания, уравнения индивидуальности ребенка.
Многие современные ученые, такие как Р. С. Димухаметов. Н. Ж. Самьяева, Л. Г. Са-дакова и др., считают оптимальным и наиболее результативным сочетание образова-
© Накарякова В. А., 2015
174
ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
тельных и оздоровительных программ. «Летняя работа, - как считает К. Н. Волков, - является важным средством изменения отношения учащихся к образованию ...» [2, с.45]. Г. С. Голикевич [3, с.15] отмечает, что «... в условиях работы загородного лагеря воспитание личности можно осуществлять порою более успешно, чем в школе».
Исследование показало хорошую корреляцию эволюционных концепций развития лагеря в России и в развитых странах Запада.
Кроме этого, современный лагерь, согласно нормативным документам, приобретает новый статус - оздоровительно-образовательный, что позволяет с новых позиций рассмотреть сущность и содержание его деятельности. Антонов В. Н. отмечает в своей работе [1], что в настоящее время увеличивается число лагерей, которые включают в свою деятельность следующие образовательные программы «Мир музыки и красок», «Шахматы», «Уроки этики», «История родного края», «Урал в сказаниях, легендах, песнях», «История Уральского Казачества» и др.
Таким образом, разработка образовательной концепции в рамках детского лагеря является актуальной в современной действительности. Концепция должна учитывать создание определенного эмоционального, психологического, интеллектуального фона для интерактивного взаимодействия друг с другом и педагогом. Формы познания должны быть привлекательны, соответствовать интересам личности, возрасту, а главное - иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны и успеха, что предполагает личностно-ориентированный подход.
Однако современная социально-экономическая ситуация, осложненная санкциями Запада, ставит перед педагогическим сообществом России более сложную проблему - создание инновационно мыслящего человека [7]. Данная концепция хорошо коррелирует с задачами креплеными в Стратегии «Инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». Одной из основных задач, которой является создание условий для формирования у подрастающего поколения следующих компетенций: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, творчеству, готовность к работе в команде в высокой конкурентной среде.
Поставленную задачу можно попытаться решить в рамках лагеря, с имеющимися у него вышеперечисленными преимуществами летнего загородного отдыха.
Считаем целесообразным, представить положительный опыт деятельности РГППУ в направлении формирования творческого инновационного мышления у студентов в рамках научного кружка на протяжении более трех лет [ю]. Технология, предполагающая построение учебного процесса на активной деятельностной основе с использованием методов модерации. Накопленный опыт позволяет говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе. Обучающийся перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.
При использовании технологии моде-рации принципиально меняется и роль преподавателя, он становится наставником старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему детей.
Технология модерации предполагает определённые этапы занятия, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы: инициация; вхождение или погружение в тему; формирование ожиданий обучающихся; интерактивная лекция; проработка содержания темы; подведение итогов; эмоциональная разрядка. Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов: визуализация; мотивация; коммуникация; рефлексия; анализ; оценка. Цели использования данной технологии - эффективное управление аудиторией в процессе занятия, максимально полное их вовлечение в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для данной технологии подходят активные методы обучения (AMO) - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
В результате использования данной образовательной технологии удалось создать ряд проектов, в том числе состав хлебобулочных изделий с новым составом, состав завтрака. Данные продукты позволяют улучшить качество питания всех слоев населении.
В результате применения данной образовательной технологии удалось создать ряд проектов, в том числе - состав хлебобулочных изделий с новым составом, который позволяет улучшить качество питания все слоев населения и другие проекты [ю].
Целью представленной работы является предложение к использованию технологию, адаптированную для возрастной группы старших школьников, способствующей формированию инновационного мышления в условиях детского оздоровительно - образовательного лагеря.
Таким образом, применение представленного метода по формированию новых знаний в рамках образовательного учреждения позволит школьникам получить навыки инновационной деятельности на ос-
нове сформированного творческого мышления, которое проявит себя в профессиональной жизни как наличие высокой компетентности, мотивационных установок и определенного опыта решения широкого круга практических проблем. Кроме этого, у детей появится возможность приобщения к современной образовательной концепции, как информальное образование - это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая их на протяжении жизни; спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности в окружающей культурно - образовательной среде; общении, чтении, посещении учреждений культуры, путешествиях, и, становясь взрослым, превращает полученный потенциал общества в действенные факторы своего развития.
ЛИТЕРАТУРА
I. Антонов В. Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях : автореф.... дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 19972. Волков К. Н. Основные педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе : дис.... канд. пед. наук. М, 1987.
3. Голиневич Г. С. Пионерский коллектив воспитатель личности подростка (на матер, работы загородного п/лагеря) : дис.... канд. пед. наук. М., 197°-
4. Гукасова AM. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере : дис.... канд. пед. наук. М, 1%8.
5. Литвак Р. А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1996.
6. Радина К. Д. Особенности формирования коллектива в пионерских лагерях. Ученые записки. Т. 156. Л. : ЛГУ, 1958.
7. Скороходова Л. А., Накарякова В. И. Один из путей повышения эффективности инновационной деятельности в России // Культура народов Причерноморья. 2013. № 260. С. 297-299.
8. Травинина К. Н. Развитие и воспитание временного детского коллектива (на
9. матер, загородных п/л.) : дис.... канд. пед. тнаук. Л.,1970.
10. Экологическое воспитание подростков в п/л.: автореф. дис.... канд. пед. наук. МД989.
II. URL: http://conseducenter.ru/index.php/materialy2/360-nakaryakova.
Статью рекомендуент д-р пед. наук, профессор А. А. Симонова.