Перспективы Науки и Образования. 2017. 6 (30)
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018
№ 6 (30). С. 26-28. .....
УДК 378.241 Н. Н.КоИДРАШЕВА
Формирование информационных компетенций преподавателя высшей школы
В статье рассмотрены вопросы формирования информационных компетенций преподавателей вузов для активного использования информационно - телекоммуникационных технологий, позволяющих более качественно работать в информационном поле. Цель исследования заключается в том, чтобы определить подходы к формированию устойчивых информационных компетенций преподавателей вузов. Для достижения поставленной цели определили понятие профессиональная компетенция и информационная компетенция. Рассмотрели цели и задачи концепции развития экономики и образования, которые определяют необходимость подготовки кадров для цифровой экономики в РФ. Показали, что за счет умения работать в информационном поле, преподаватель может значительно повысить уровень подготовки студентов.
Предполагается, что повышение уровня профессиональных компетенций преподавателя вуза произойдет за счет сформированных базовых информационных компетенции, которые предложены в статье.
Ключевые слова: профессиональные компетенции преподавателя, информационная компетенция, цифровая экономика, концепция образования, информационно - телекоммуникационные технологии, информационное поле
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 26-28.
N. N. KONDRASHEVA
Formation of information competencies of the teacher of the high school
The article considers the questions of h the formation of information competencies of university teachers for the active using the information and telecommunications technologies, which allow working more efficiently in the information field. The aim of the analysis is to determine the approaches to the formation of sustainable information competencies of university teachers. To achieve this goal, we defined the concept of professional competence and information competence. In the article we considered the goals and objectives of the concept of economic development and education, which determine the needs for training personnel for the digital economy in Russia. The article showed that due to the ability to work in the information field, the teacher can significantly improve the level of student preparation.
It is assumed that the increase of professional competence level of the university teacher will occur owing to the formed basic information competences, which are proposed in the article
Keywords: professional competence of the teacher, information competence, digital economy, the concept of education, information and telecommunication technologies, information field
Перспективы Науки и Образования. 2017. 6 (30)
/Довременная концепция развития про/ мышленности «Индустрия 4.0» или «новая V__" промышленность» тесно связана с формированием, так называемой электронной или цифровой экономики. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. отмечено, что «...необходимо запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики».[7] Программа цифровой экономики на 2016-2020 годы предполагает выполнение поставленных задач и достижение целей по восьми ключевым направлениям развития, в том числе образование и кадры для цифровой экономики. Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышения степени информированности и цифровой грамотности.
Перед цифровой экономикой РФ стоит сложная задача - перейти на новый уровень экономики, где в большинстве секторов развития, в том числе образовательной сфере, будут активно использоваться информационно - телекоммуникационные технологии, позволяющие активно работать в информационном поле для более эффективного обучения и развития студентов.
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» исходит из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе. Особое значение придается развитию компетентностей педагогов и руководителей, позволяющие осваивать новые программ и методики работы с детьми разного уровня обучения. [5]
Уровень профессиональной компетентности преподавателя ВУЗа определяет качество подготовки будущих специалистов, и является одним из условий обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения.
Реальные изменения в процессе подготовки специалистов высшей квалификации в свете современных требований, возможно только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога высшей школы, осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и обществом. [4]
Понятие «профессиональная компетентность» преподавателя, его наполненность, содержание и структура, в настоящее время является предметом обсуждения и дискуссий. Кроме того, не разработаны критерии определения сформированности профессиональной компе-
тентности преподавателя.[2] Так Ф. Н. Гоноболин, Э. Ф. Зеер, Е. П. Белозерцев рассматривают личностные качества педагога как основу формирования профессионально значимых компетенций. Факторы развития педагогической компетентности обозначили И. Ф. Демидов, М. И. Лукьянова, а пути повышения профессиональной компетентности рассмотрели Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин.
Авторы работы [3] предложили профессиональные компетенции, особое внимание уделив педагогической культуре, в которую входят: гуманистическая позиция по отношению к студенту; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; владение содержанием преподаваемого предмета; владение традиционными и новыми педагогическими технологиями; опытом творческой деятельности; умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему, включающую дидактическую, воспитательную и методическую компоненты.
Известно, что компетенция - это интегральная характеристика, включающая знания, умения и навыки (ЗУНы), которые необходимы специалисту в той или иной области, для профессионального выполнения его функциональных обязанностей.
Автор работы [6] выделяет профессиональную компетентность преподавателя как педагога, которая выражается в компетентностном подходе в области развития творческих способностей обучающихся и профессиональную компетентность преподавателя как личности, которая определяется не только наличием у него общечеловеческих ценностей, но и умением формировать эти ценности у обучающихся.
Учитывая специфику педагогической деятельности преподавателя ВУЗа, т.е. сочетание педагогической деятельности с научно-исследовательской работой, в качестве компонентов профессиональной компетентности преподавателя вуза автор работы [1] предлагает:
• знания и умения в области преподаваемой дисциплины;
• психолого-педагогическую компетентность;
• коммуникативную компетентность;
• управленческую (организационную) компетентность;
• креативную компетентность.
Для повышения уровня профессиональной компетентности преподавателя вуза, в условиях перехода к концепции «цифровая экономика», следует изначально формировать базовые информационные компетенции, такие как:
• умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
• умение вести документацию на электронных носителях;
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
• ведение регулярной познавательной деятельности в профессиональной сфере;
• готовность к дистанционному обучению по переподготовке и повышению квалификации;
• использование компьютерных и мультимедийных технологий в обучающих процессах подготовки специалистов.
Сформированная информационная компетенция позволяет преподавателю самостоятельно осуществлять поиск информации для повышения уровня знаний, проводить анализ, отбирать необходимую, преобразовывать, сохранять и распространять ее в информационном поле.
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
Информация об авторе
Кондрашева Наталья Николаевна
(Россия, Москва) Доцент, кандидат технических наук, доцент Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) E-mail: [email protected]
_Выводы
Использование в учебном процессе информационно-телекоммуникационные технологий позволяет реализовывать инновационные образовательные технологии на базе новых компетенций преподавателя, к которым можно отнести информационные и цифровые компетенции. Под цифровыми компетенциями следует понимать навыки и умения преподавателя уверенно, эффективно, безопасно выбирать и применять информационно-телекоммуникационных технологии в решении профессиональных задач.
ЛИТЕРАТУРА
Information about the author
Kondrasheva Natalya Nikolaevna
Russian Federation, Moscow Associate professor, Candidate of Technical Sciences, Associate professor Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: [email protected]
Блягоз Н.Ш. Профессиональная компетентность преподавателя вуза: основные компоненты. Сетевое научное электронное издание// Научно-информационный журнал НИИ КП АГУ «Наука: комплексные проблемы». 2014. № 4. Егорова Ю. А. Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза // Молодой ученый. - 2009. - №2. - С. 277-280. — URL https://moluch.ru/archive/2/90/ (дата обращения: 10.12.2017).
Ефимова О.С., Нестерова А.В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза. //Педагогика и психология образования, 2013. № 5
Компетентностный подход в МГИМО : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inno.mgimo.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).
Концепция развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2014 года (№ 2765-р).
Меркулова У.В. Компетенции и компетентности современного преподавателя школы, колледжа, ВУЗа. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsportal.ru. Опубликовано 11.11.2013 (дата обращения: 10.12.2017).
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207978/ (дата обращения: 10.12.2017).
REFERENCES
Blyagoz N.Sh. Professional competence of the university teacher: the main components. Network scientific electronic publication // Scientific and information journal of the Scientific Research Institute of the KS of the ASU "Science: complex problems" 2014. No. 4. (Accessed at December 10, 2017).
Yegorova Yu. A. The problem of professional competence of the university teacher. Young scientist. 2009. No. 2. pp. 277-280. URL https://moluch.ru/archive/2/90/ (Accessed at December 10, 2017).
Efimova OS, Nesterova AV Professional competencies of the university teacher. Pedagogy and psychology of education, 2013. No. 5.
Competent approach in MGIMO: [Electronic resource]. URL: http://inno.mgimo.ru/ (Accessed at December 10, 2017). Concept of the development of education for 2016-2020. Approved by the decree of the Government of the Russian Federation on December 29, 2014 (No. 2765-r).
Merkulova U.V. Competencies and competencies of the modern teacher of the school, college, university. Social network of educators "Our network" [Electronic resource]. Access mode: nsportal.ru. Published on 11.11.2013. (Accessed at December 10, 2017).
Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of December 1, 2016 "Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly" [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207978/ (Accessed at December 10, 2017).