Научная статья на тему 'Формирование информационной субкультуры в аспекте информатизации образования'

Формирование информационной субкультуры в аспекте информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
13
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной субкультуры в аспекте информатизации образования»

Ю.Г. Коротенков ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Коротенков Юрий Григорьевич, кандидат физико-математических наук, доцент. Институт общего среднего образования Российской академии образования (г. Москва)

Информационная культура субъекта, или информационная субкультура - это определяющая характеристика этого субъекта, совокупность его относительно инвариантных свойств как личности, субъекта социально-информационной среды и сферы взаимодействия. Формирование информационной культуры субъекта образования, или ученика (школьника, студента) -важнейшая задача системы общего образования. Понятие и объективное выражение информационной культуры - продукт бурного развития информатизации; не совсем устоявшийся и потому не получивший единых принципов к своему отражению на уровне личности.

Информационная культура субъекта, или информационная субкультура - это определяющая характеристика этого субъекта, совокупность его относительно инвариантных свойств как личности, субъекта социально-информационной среды и сферы взаимодействия. Формирование информационной культуры субъекта образования, или ученика (школьника, студента) -важнейшая задача системы общего образования. Понятие и объективное выражение информационной культуры - продукт бурного развития информатизации; не совсем устоявшийся и потому не получивший единых принципов к своему отражению на уровне личности.

Информатизация стала образом жизни современного общества, принципом его деятельности и существования, частью его культуры, отражаясь в мировоззрении. Под воздействием информатизации общество кардинально преобразилась, став постиндустриальным и переходя в стадию информационного общества. Хотя здесь имеются определенные трудности: достигнув уровня информационного общества на материально-интеллектуальном уровне, человечество не может пока достичь его по состоянию духовной сферы, социальным и культурным характеристикам. Устранение диспропорций между экономическими и социально-культурными показателями - важнейшая задача общества и образования, в первую очередь.

Изменились производственно-экономические отношения общества, изменились производительные силы, изменился человек - в социально-экономическом и научнопознавательном плане. Вследствие этого изменяется информационная культура человека и общества в целом, изменяется и само понятие информационной культуры (см. [3,4]). Информатизация стала социальным явлением, поэтому и информационная культура социальна: является отражением жизнедеятельности общества и определяет все его процессы и отношения. Она вбирает в себя производственную сферу, образованную процессами, средствами, ресурсами информатизации, и сферу субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, которая является объектом социально-правового регулирования, а также отражением этики и духовной сферы общества.

Информационная культура, как и информация, - понятие историческое, возникшее вследствие развития информационно-компьютерной сферы. Поэтому диапазон его (понятия) толкования колеблется от узко-прагматического (прикладного) понимания до глобального. Вообще говоря, выделяются два типа этого толкования: в аспекте информатики и

информатизации и в аспекте культурологии.

I. Информатика - наука о закономерностях информационной сферы, в частности, закономерностей информационно-компьютерной сферы, а также закономерностей их компонентов

- объектов, процессов и отношений. Одним из закономерных проявлений информационной сферы, ее объектов (систем) и субъектов является их информационная культура в качестве определяющей

характеристики. Но поскольку она сама и ее предмет - понятия развивающиеся, то и толкование информационной культуры неоднозначно. Впрочем, то же самое можно сказать и про информатизацию, которая становится глобальным явлением мира и затрагивает все стороны его жизни. Однако адекватное толкование информационной культуры является очень важным и для науки, и для образования, и для обучения информатике, в частности. Формирование информационной культуры ученика - цель обучения. Следовательно, содержание и процесс обучения в значительной мере определяются толкованием понятий информационной культуры и информационной субкультуры.

1. Наиболее узкое понимание информационной культуры - это рассмотрение ее лишь в аспекте информационно-компьютерной сферы, автоматизации ее процессов. Информационная культура здесь определяется компетентностью и фактически отождествляется с культурой взаимодействия в сфере информационных технологий. Более того, понятие общей информационной культуры фактически сводится здесь к понятию субкультуры как некий ее собирательный образ. Это, по сути, аспект информатизации, ограниченной процессами в компьютерной среде и информатики как ее прикладной науки. Но в действительности это лишь малая часть информационной культуры и человека, и тем более общества. Информационная культура общества - это не только его свойство, но и достояние (национальное, общечеловеческое) - продукт исторического развития, выражение опыта, результатов творчества и познания, как субъектное, так и абстрактно-объектное.

2. Культура работы с информацией - с объектами информационной сферы, с ее ресурсами и документами, источниками и носителями, культура соответствующих информационных процессов. Это понятие много шире, но также не выходит за пределы прикладного уровня.

Именно на этом уровне (в аспекте информатизации) остановилась своего рода дискуссия из серии статей в журнале «Информатика и образование», № 2, 2005. В. В. Жилкин [2] предлагает структуру информационной культуры в контексте диалога человек - ресурсы - средства, игнорируя культуру диалога человек - среда - общество. Хотя уже на этом уровне неизбежен выход за пределы функциональных систем информатизации: взаимодействие с информационной продукцией, ресурсами, документами, стандартными технологиями ставит проблемы авторства, собственности и владения, проблему информационного права (права, связанного с информацией). Культура работы с информацией предполагает наличие культуры изготовления и распространения информационной продукции, а также культуры ее потребления (через призму права). В.В. Жилкин упоминает об информационной культуре в толковании культурологии, но это не получило отражения в толковании культуры самим автором.

Хотя авторы этих статей отмечают, что информационная культура является качественной характеристикой жизнедеятельности человека (а значит, и работы с информацией), они находят ее проявление только в формах деятельности и работы.

3. Культура в аспекте информатики как фундаментальной науки об информационной сфере. Здесь информационная культура дополняется мировоззренческой и развивающей компонентами, представлениями об информационном мире и его отражении. То есть это уже культура информационного восприятия и представления мира. Информационная культура в этом понимании не вырастает автоматически из совокупности знаний и умений: важна направленность этого «багажа», понимание ценности и значимости. Необходимо единство содержания и формы информации на уровне ее общественного и личного восприятия.

4. Социализация информационной сферы - рассмотрение ее как социально-информационной сферы, основными объектами которой являются информационные системы, их информационное пребдставление и взаимодействие. А информатика дополняется разделом «Социальная информатика», по сути меняющим все содержание информатики и ее предмет.

Информационная культура приобретает черты социально-информационной культуры в аспекте субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, в аспекте права и социальных норм, этики и эстетики. Это комплексный аспект информатики и социально-правовой информатизации вместе с ее системой оптимизации и регулирования как глобальных явлений современного общества.

II. Культурология - тоже наука развивающаяся. Вообще говоря, это тоже наука об информации и информационной сфере, поскольку рассматривает культуру в аспекте ее информационного выражения. Однако на первое место здесь ставится духовная сфера общества. Потому информационная культура в культурологии понимается как проявление духовности и нравственных норм, а интеллектуальным и прикладным аспектам придается лишь производная

роль. Культурология исходит из ценности и значимости информации как одного из самостоятельных компонентов окружающего мира и ее определяющем влиянии на человека как элемента этого мира. Поэтому культурология на первое место ставит взаимоотношения человека и природы как части и целого и понимание информации - различение «качества информационного пространства, ... прекрасного и уродливого» (Л.С. Болотова, [1]). Поэтому информационная культура здесь - это способность к внутренней и внешней гармонии, к обеспечению «информационной безопасности», обладание необходимой нравственностью. Это культ информации окружающего мира (природы, вселенной) с приданием ей свойств Мирового Разума и культ информации человека и общества как отражения законов мира во взаимоотношениях с ним и во внутреннем взаимодействии.

Культурология не пытается подменить культуру информационной культурой, как качественно иным компонентом современной цивилизации. Однако информационная культура здесь не выражение приспособления к общей культуре, а качественно новое выражение ее. На первое место в культурологии выходят мировоззренческие, нравственные компоненты информационной культуры, социальные аспекты. Культурология предлагает развитие гуманизации и гуманитаризации образования, обеспечения гармонического развития и безопасности личности субъекта образования.

На самом деле информационная культура - понятие синтетическое и не делится на отдельные части, которые хотя и имеют самостоятельное значение, не могут существовать вне закономерной взаимосвязи с другими частями. И поскольку между различными понятиями и толкованиями информационной культуры нет противоречия, они легко интегрируются в единый комплекс. Более того, социальная информатика и культурология по духу и тематике близки, поскольку у них общие объекты исследования - социально-информационная и природноинформационная сфера, а также человек как творец этой сферы как ее главный компонент и предмет изучения. У них единое отношение к информации как комплексу объективных и субъективных факторов, единые подходы к оптимизации отношений в обобщенной информационной среде. Общими для них являются мировоззренческая компонента информационной культуры и необходимость целенаправленного формирования ее адекватного отражения у субъектов социальной среды.

При этом социальная информатика исходит из диалектического единства духовной и интеллектуальной сфер человека, из закономерной связи духовного содержания и абстрактных форм его информации - знаний и данных, процессов и отношений, права и норм, систем нравственных ценностей. Поэтому человеку мало умения распознавать качество информационной среды: он должен обладать способностью жить и действовать в ней - создавать и потреблять информационные ресурсы, строить личную информационную среду, поддерживая гармонию и равновесие в общей среде.

Социальная информатика, как и культурология, берет в качестве основы своей методологии системный социально-информационный и природосообразный подходы, однако дополняет их кибернетическим и деятельностно-познавательным подходами. Поэтому информационная культура человека и общества должна содержать в себе проявления всех этих подходов. Многогранность понятия культуры относится и к понятию информационной культуры. Это и культура в объектно-субъектном выражении, и уровень развития общества, науки, образования, информатизации, и характеристика этапа исторического развития общества (человечества).

Информационная культура - единый комплекс интеллектуального и духовного начала в человеке, обществе, эпохе, проявление экономических и социальных, этических и эстетических характеристик, характера внутренних и внешних отношений.

И человек, и общество в целом - это самоуправляемые, высокоорганизованные социальноинформационные системы. Следовательно, вся их культура имеет информационное представление и выражение. То есть де факто происходит сращивание понятий культуры и информационная культуры как следствие развития информационной сферы и глобальной информатизации. На первое место выступают не формальные признаки взаимодействия с информацией и средой, а качественные характеристики, не форма, а содержание информационных процессов и отношений.

Информационная культура - это качество формы и содержания своего носителя (личности, социальной системы, общества, цивилизации), рассматриваемых в качестве развивающихся информационных систем; качество их организации и взаимодействия с другими системами; качество отражения (восприятия) среды и его результата; качество мыслительной деятельности, анализа и синтеза информации.

Информационная культура - это культура информационного общества, т.е. уровень состояния общества, еще не достигнутого нашей цивилизацией по множеству показателей:

а) по уровню социально-экономических отношений;

б) по состоянию духовной сферы и системы господствующих духовно-нравственных ценностей;

в) по уровню общей и духовной культуры субъектов общества;

г) по уровню отношений с природой и окружающим миром.

Отношения человека с природой - это тоже слабое звено нашей цивилизации: одержав сокрушительную победу над природой, человек получил ноосферу, которая, мутируя, стала лишь оболочкой, искажающей его естественные отношения с окружающим миром. Вернуть человечеству ноосферу может только нососферное образование, формирующее ноосферную информационную субкультуру.

Личная информационная культура, или информационная субкультура - это проекция информационной культуры общества, социально-информационной среды на личность, осуществляемая через призму субъективного восприятия мира и знания об этом мире, через познание и самопознание. Это инвариантный вербально-чувственный образ общей и духовной культуры общества в сознании и подсознании человека. Это продукт развития личности человека в среде его обитания. Однако личная информационная культура - это не простое отражение общей культуры: культура общества - объект передачи и восприятия, личная культура выражается в действиях и отношениях (в среде и со средой).

Информационная культура каждого субъекта образования уже опосредованно формируется и развивается в социально-информационной сфере: субъект образования - прежде всего, субъект социальной среды. Человек и его культура формируются не в просто среде (семье, «улице», в школе, на работе), а в социально-информационной среде, подвергаясь как позитивным, так и негативным воздействиям среды и глобальной информатизации.

Следует подчеркнуть, что при формировании информационной культуры речь идет именно о субъектах образования - и учеников, и учителей (в отличие от обучения учащихся). Конечно, ученик - формирующаяся система, а учитель - носитель культуры и мировоззрения. Однако мировоззрение - не догма и постоянно развивается, а личная культура и духовные ценности -открытые системы, подверженные влиянию среды. Впрочем, знания человека - тоже открытая система. Но содержание обучения определяется программами и образовательными стандартами, а передача духовных ценностей носит субъективный и ситуационный характер, предполагая наличие взаимодоверия и взаимовлияния - в этом и состоит незыблемая сила диалога учитель -ученик. То есть, если ученик приобретает знания и воспринимает основы культуры, то учитель воспринимает и развивает культуру обучения, позитивного воздействия на ученика, культуру воспитания, тоже развивая свою личную духовную сферу. Учитель не только активизирует ученика и усваиваемые им знания, но и координирует развитие его личной информационной среды.

Образование - это целенаправленное воздействие на личность в соответствии со стоящими перед ним целями и требованиями к нему со стороны общества.

Следовательно, и формирование информационной субкультуры тоже должно быть целенаправленным и социально обусловленным. Это не только и даже не столько культура работы с информацией, хотя это необходимая предпосылка к ее формированию. Информационная культура - это культура всей социально-информационной деятельности субъекта, а значит, это:

• культура его жизни, поведения, общения, труда, познания;

• культура производства (изготовления), культура процессов и культура отношений;

• культура восприятия и качественной оценки информации, дифференциации информационных воздействий среды, устойчивость по отношению к ее негативным воздействиям;

• культура творчества - культура мышления, восприятия знаний, формирования и использования внутреннего потенциала (физического, интеллектуального, психологического);

• культура познания и самопознания, образования и самообразования.

В общем плане, образование личности - это и есть формирование его информационной культуры, необходимой для ее адаптации к постоянно изменяющимся условиям социальноинформационной среды, в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества и его интеллектуальными ресурсами, для ее и саморазвития. Это постепенный переход (в пространстве

и времени) количества знаний и умений в качество этой личности и ее личной среды, в уровень ее развития и участия в развитии мира. Таким образом, формирование информационной субкультуры

- это задача не только предмета информатики, хотя без нее оно вообще невозможно. Это задача всего образования, информационного образования как его информационно-познавательной проекции, информатизации образования как обеспечения информационного образования.

Предмет «Информатика» - это своего рода философия информационого познания мира, посредник между субъектом и объектом познания, мета-предмет, источник и средство развития межпредметных связей. Поэтому основы информационной культуры формируются в обучении информатике. Но, зацикливаясь на культуре умений и навыков и даже на культуре восприятия и формирования личных знаний, мы не решим основные задачи обучения - формирование способности адаптации к переменным условиям среды. Необходимо расширение мировоззренческих и развивающих компонент обучения, отражение в содержании обучения системы нормативно-правового регулирования информатизации, этических и нравственных нормы. Конечно, только в той мере, в какой это содержание выражает закономерные свойства социально-информационной сферы.

Система личных ценностей, норм и форм поведения человека - самостоятельный (определяющий) компонент субкультуры, который не может рассматриваться с позиции «приобщения к информационным потокам и информационным технологиям» и через призму профессионального мышления (см. [2]) вне социальных и духовных аспектов.

Раздел «Социальная информатика» приобретает особую значимость. Это своеобразный мостик в социологию и культурологию, право и, частности, информационное право, систему обеспечения информационной безопасности и системы защиты информации, который строится в единстве формы и содержания, с позиций системных отношений и межсистемных связей, принципов информационного взаимодействия человека и среды (см. [5]). Информационная субкультура образуется как личное преломление закономерностей и принципов развития социально-информационной сферы и обеспечения информационного равновесия человека, общества и природы.

Однако в общем случае формирование информационной культуры - дело всех учебных предметов и всего образования. И в этом контексте информатика, а также информатизация образования являются средствами этого формирования. Но это лишь увеличивает их значимость в современной структуре образования.

Если информатизация - образ жизни общества, то информатизация образования - образ осуществления его процесса и мировоззрение субъектов образования. Информатизация образования бурно развивается. Однако чрезмерная технизация мира человека, отмечаемая многими исследователями (Н.А. Бердяевым и пр.), затронула и ее. Поэтому необходимо расширение самого понятия информатизации образования.

Следуя А.П. Ершову, можно охарактеризовать информатизацию образования как компонент культуры человека, общества, эпохи. В этом плане - это определенный уровень и этап развития общества и его системы образования. В то же время, это средство развития их культуры и, в частности, культуры образования, воспитания, обучения, очевидно, информационной культуры.

Информатизация образования - это обеспечение управляемого информационнопсихологического воздействия на личность, осуществляемого с помощью учителя, специалистов по дидактике и психологии - носителей системы духовно-нравственных ценностей и общечеловеческой морали, принципов толерантности, добра и совести, а также с помощью всех доступных ресурсов среды. Информатизация образования осуществляется не на основе реализации средств новых информационных технологий, а с использованием их, не замыкаясь на них, а проектируясь на них, не выражаясь, а отражаясь в них.

Информатизации образования необходима гуманитаризация, но не столько в контексте гуманитарной направленности ее средств (на гуманитарные области и предметы), сколько в контексте гуманитаризации самих этих средств, с переносом центра тяжести с формы (информационных технологий и обучающих систем) на содержание (на информационное достояние общества).

Информатизация образования предусматривает:

определение форм и средств информационно-психологического воздействия, а также технологии взаимодействия с ними;

информационное обеспечение (насыщение) образовательной среды:

системно-информационное представление сферы образования, определение и использование его закономерностей.

Информатизация образования должна исходить из требований оптимальности информационно-психологического воздействия на субъекта образования: эффективность при наличии рациональности, расширение сферы воздействия при обеспечение его безопасности для развития личности, расширение форм воздействия при расширении его содержания, расширение сферы взаимодействия субъекта со средой при сохранении управляемости ее воздействия на него.

Информатизацию образования можно охарактеризовать как преобразование образования в ноосферное при максимальном использовании ресурсов среды и потенциала всех субъектов образования, формировании и развитии их информационной культуры.

1. Болотова Л.В. Информационная культура личности как основа ноосферного образования // Материалы Международного конгресса “Информационное общество XXI века”. - М., 2004. - С.56-59.

2. Жилкин В.В. Понятие информационной субкультуры // Информатика и образование. - М., 2005. № 2. -С. 106-108.

3. Коротенков Ю.Г. Аспекты социально-информационного образования // Материалы Международного конгресса “Информационное общество XXI века”. - М., 2004. - С.37-40.

4. Коротенков Ю.Г. Проблемы формирования информационной культуры учащихся // Ученые записки. - М.: ИИО РАО, 2004. Вып. 13. - С. 120-124.

5. Коротенков Ю.Г. Социальная информатика в школе // Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии. - Смоленск: СГПУ, 2004. - С.73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.