Научная статья на тему 'Формирование информационной компетенции будущих юристов (сотрудников уголовно-исполнительной системы) в процессе обучения'

Формирование информационной компетенции будущих юристов (сотрудников уголовно-исполнительной системы) в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Р. Р., Турутина Е. Э.

Раскрыта сущность понятия «информационная компетенция сотрудника уголовно-исполнительной системы», определены ее структура и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исхакова Р. Р., Турутина Е. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетенции будущих юристов (сотрудников уголовно-исполнительной системы) в процессе обучения»

Р. Р. Исхакова, Е. Э. Турутина ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ (СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ) В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Раскрыта сущность понятия «информационная компетенция сотрудника уголовно-исполнительной системы», определены ее структура и содержание.

Одной из основных задач современного профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, способного квалифицированно решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональное образование становится более специализированным, профильным, отчетливо это проявляется и в сфере юридического образования. Юридическая квалификация востребована в различных отраслях государственного строительства, правоохранительных органах, в том числе и в деятельности уголовноисполнительной системы (далее - УИС).

УИС в настоящее время переживает период повышенного интереса международных правозащитных организаций, институтов государственной власти, общественности. В 1998 г. произошло выделение органов, исполняющих наказание, из структуры МВД. Логическим продолжением этого процесса стала разработка концепции юридического образования для сотрудников УИС и создание сети собственных учебных заведений.

Следует четко обозначить, что особые условия данной службы, особенности правоприменительной практики, работа среди спецконтингента сформировали специфику не только содержания юридического образования, но и требований к компетенциям и оказывают решающее влияние на формирование модели выпускника юридического вуза, готовящего сотрудников УИС.

Известно, что наличие в государственных стандартах высшего профессионального образования дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и специального блоков обусловливают необходимое содержание подготовки. Это касается не только дисциплин юридического профиля, но и тех, которые направлены на формирование информационной компетенции.

Необходимость формирования информационной компетенции у будущих специалистов УИС определяется тем, что в практике их работы широкое распространение получили информационно-поисковые системы. Они должны быть способны воспринимать запросы к информационным хранилищам, сформированные на естественном человеческом языке. В практике деятельности УИС также активно вводятся программные комплексы, реализующие на персональных компьютерах (далее - ПК) задачи оперативно-служебной деятельности, что диктует необходимость соответствующего обучения специалистов применению этих комплексов.

Справиться с растущими потоками информации без помощи техники становится все труднее. Одним из самых эффективных направлений повышения производительности труда юриста является информатизация правовой сферы. Использование юристами современных информационных технологий значительно ускоряет возможность получения необходимой информации, делает качественнее процесс ее обобщения и анализа, освобождает работни-

ков от рутинных операций, то есть компьютер становится серьезным помощником современного специалиста.

Применение ПК и информационных технологий в деятельности УИС имеет много общего с практикой деятельности правоохранительных органов - милиции, прокуратуры и т.д., однако имеется и четко выраженная специфика.

ПК и информационные технологии используются в деятельности УИС в следующих сферах, которые регламентированы соответствующими приказами и распоряжениями Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ:

• при ведении делопроизводства;

• при организации и анализе производственно-хозяйственной деятельности;

• при анализе оперативной обстановки среди спецконтингента;

• при учете спецконтингента.

Особую задачу в процессе обучения будущих сотрудников УИС составляет овладение навыками работы с универсальной справочно-правовой системой «Консультант плюс».

В данном случае происходит взаимодействие в системе «человек - компьютер». Решение задачи сводится к запуску программ. Алгоритмизация и программирование являются чрезвычайно важными компонентами методики решения правовых задач, так как имеют организационное и методологическое значение. Задачи поиска алгоритма проводятся с опорой на библиотеку стандартных программ, имеющихся в информационнокомпьютерной технологии.

С точки зрения вышеизложенного, особое значение имеет формирование информационной компетенции пользователя ПК - сотрудника УИС, решающего конкретные задачи с помощью компонент информационных технологий. Таким образом, в процессе обучения необходимо поставить целью формирование информационной компетенции пользователя, которая, на наш взгляд, должна включать в себя:

• понимание закономерностей информационных процессов;

• умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;

• умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, обрабатывать и т.д.;

• знание основ компьютерной грамотности в традиционном понимании этого термина;

• понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств решения проблем человека, осознание их достоинств и недостатков;

• применение полученной информации в практической деятельности.

Компьютер в одной системе объединяет хранение и обработку как числовой, так и

текстовой информации. Необходимость профессионального владения специалистом информационно-компьютерными технологиями требует глубоких знаний в области информатики, определенных умений и навыков и специфического стиля мышления. Все это дает право выделить в структуре общей профессиональной компетентности сотрудника УИС в качестве относительно самостоятельного компонента информационную компетенцию. Для этого необходимо изучить совокупность свойств личности, которые определяют информационную компетенцию как целостное образование и взаимовлияние профессиональной компетентности и ее необходимой составляющей - информационной.

В современной исследовательской литературе, посвященной подготовке специалистов различных сфер деятельности, эта тема не раз была предметом специального исследования. Однако следует отметить, что авторы используют понятия «готовность к профессиональной деятельности», «профессиональная культура специалиста» наряду с

понятием «профессиональная компетенция». На наш взгляд, последнее более адекватно отражает процесс формирования профессионализации личности в процессе обучения в вузе.

Например, в отечественной педагогике достаточно широко проанализированы аспекты формирования информационной культуры (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б..Н. Богатырь, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, Е.И. Машбиц, Н.Н. Моисеев, А.И.Ракитов и др.).

Проблемам формирования профессиональной готовности посвящены работы М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е.Г. Скворцовой, Г. А. Бокаревой, К.М. Дурай-Новаковской и др.

Вопросам формирования компьютерной готовности как подсистемы профессиональной готовности посвящено исследование А. М. Подрейко, в котором рассматривается становление и развитие компьютерной готовности в процессе обучения математике. Ж.В. Иноземцева выделяет информационную готовность как компонент профессиональной готовности, акцентируя внимание на необходимости интеграции информационной и технологической подготовки будущих специалистов, и предлагает организацию такой информационнотехнологической подготовки на примере процесса изучения курса «Менеджемент».

Однако, следует отметить, что отсутствуют исследования, посвященные профессиональной подготовке будущих сотрудников УИС и назрела объективная необходимость исследовать проблему формирования у них информационной компетенции в процессе обучения в учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний.

На наш взгляд, одним из основных условий формирования данной компетенции является создание учебно-информационной среды, аналогичной информационной среде юриста, обеспечивающей формирование готовности студента к решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий и их адаптацию к информационно-правовому пространству. Компьютерная техника - серьезный помощник любого работника, выполняющего операции над информационными процессами, но она является только инструментом, повышающим и расширяющим возможности самого специалиста.

Следующим условием выступает разработка профессионально-направленного содержания информационной подготовки будущих специалистов - сотрудников УИС, включающей дисциплины «Информационные технологии в деятельности УИС», «Спецтехника», «Делопроизводство и режим секретности», которые направлены на формирование информационной компетенции будущих юристов, непосредственно для выполнения служебных задач в УИС.

В соответствии с обозначенными условиями, нами разработано содержание информационной подготовки будущих специалистов УИС, позволяющее формировать у них информационную компетенцию.

© Р. Р. Исхакова, Е. Э. Турутина — каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.