Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности курсантов военного вуза'

Формирование информационной компетентности курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДХОД / ТЕСТЫ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ / COMPETENCE / INFORMATIONAL COMPETENCE / SYSTEM / INFORMATIONAL APPROACH / COMPETENCE APPROACH / TESTS FOR SUCCESSFUL MASTERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Светлана Владимировна

В статье описана система формирования информационной компетентности. В качестве теоретико-методологической основы рассматриваемой системы выступает интеграция информационного и компетентностного подходов. Комплекс условий, обеспечиваемый системой в процессе её реализации, разработан с учетом психолого-педагогических закономерностей и принципов усвоения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION CADETS

The article describes the system of informational competence formation. The integration of information and competent approaches is viewed as a theoretical-and-methodological basis of the system under consideration. The pedagogical environmental complex provided by the system in the process of its realization is worked out according to the psychological and pedagogical laws and principles of study material mastering.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности курсантов военного вуза»

УДК 378

ББК 74.58

Савельева Светлана Владимировна соискатель г. Челябинск Savelyeva Svetlana Vladimirovna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Формирование информационной компетентности курсантов военного вуза Informational Competence Development of Military Higher Educational Institution Cadets

В статье описана система формирования информационной компетентности. В качестве теоретико-методологической основы рассматриваемой системы выступает интеграция информационного и компетентностного подходов. Комплекс условий, обеспечиваемый системой в процессе её реализации, разработан с учетом психолого-педагогических закономерностей и принципов усвоения учебного материала.

The article describes the system of informational competence formation. The integration of information and competent approaches is viewed as a theoretical-and-methodological basis of the system under consideration. The pedagogical environmental complex provided by the system in the process of its realization is worked out according to the psychological and pedagogical laws and principles of study material mastering.

Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность, система, компетентностный подход, информационной подход, тесты успешного усвоения.

Key words: competence, informational competence, system, informational approach, competence approach, tests for successful mastering.

Современное общество накопило огромное количество информации. На этапе обучения в военном вузе умения работать с информацией приобретают особое значение. Огромный поток информации, с одной стороны, расширяет

знания курсантов, с другой стороны, ведет к поверхностности в знаниях, так как курсанты совмещают обучение с несением воинской службы. Возникает необходимость специальной работы преподавателей и самостоятельной работы курсантов, направленных на овладение умениями поиска, отбора, хранения, передачи информации и применения ее для решения профессиональных задач. От умения правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит учебная, а в дальнейшем и профессиональная деятельность курсантов. После публикации стратегии [8] и концепции [5] модернизации российского образования происходит четкая переориентация оценки результата образования с понятия «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [4]. Таким образом, с одной стороны, внимание педагогов обращено на исследование проблем, связанных с информационным подходом к учебному познанию, с другой стороны, современные социально-экономические условия потребовали существенного роста кадрового потенциала страны на основе компетентностного подхода в высшем образовании.

Для решения проблем подготовки выпускников к профессиональной деятельности в информационном обществе и усиления практической ориентации образования необходимо включение в образовательную систему компонента, обеспечивающего формирование такого свойства личности курсанта, благодаря которому он будет грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного увеличения информации и применять его для решения возникающих учебных, а в дальнейшем и профессиональных задач. Таким компонентом может стать информационная компетентность курсанта.

Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практической деятельности для высшего военного образования позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические аспекты и инструментально-технологические основы (формы, методы, средства) формирования информационной компетентности у курсантов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин.

Мы полагаем, что формирование информационной компетентности у курсантов будет более эффективным, если данный процесс протекает в рамках специально разработанной системы формирования информационной компетентности, включающей все элементы структуры системы (цель, методологические основы, содержание обучения, методы, формы и средства обучения, результат) и обеспечивающей последовательное, пошаговое достижение заданного результата [1, с. 135; 2, с. 8; 6; 7, с. 210]. Анализ процесса усвоения учебной информации позволил выработать комплекс условий: 1) интеграция информации, доставляемой различными органами чувств; 2) активизация информационной деятельности курсантов и ориентирование их на изменение отношения к получаемой информации; 3) решение профессионально-ориентированных задач различного уровня сложности, выполнение которых должна обеспечивать созданная система формирования информационной компетентности у курсантов военно-инженерного вуза.

Разделяя точку зрения Д. Б. Эльконина [10] о том, что целью (идеальным результатом) учебно-познавательной деятельности являются изменения самого субъекта, которые заключаются в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект, определили цели разработанной нами системы:

- формирование информационной компетентности, обеспечивающей социальную и профессиональную мобильность курсанта в условиях современного общества;

- развитие у курсантов компетенций, входящих в структуру операционального компонента информационной компетентности, обеспечивающих работу с любой по сложности информацией, критическую оценку информационных явлений в процессе учебной и профессиональной деятельности;

- реализация комплекса условий, обеспечивающего переход учебной информации в знания, умения, навыки, в способы практической деятельности, в последовательности: от восприятия к осмыслению и практическому применению.

Важным компонентом системы является методологическая основа. Ведущими основаниями, объединяющими исследования по проблеме формирования информационной компетентности, являются информационный и компетент-ностный подходы. По мнению Н. Н. Тулькибаевой, для оценки эффективности деятельности граждан, работников организаций в информационном обществе предлагается использовать новую, адекватную современным условиям интегративную характеристику личности - компетентность [9]. Анализируя определения основных категорий компетентностного подхода в научных трудах В. А. Болотова, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. М. Новикова, Г. К. Селевко, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторского, мы определяем понятие «информационная компетентность курсанта» как интегральное свойство личности, представляющее уровень образованности, достаточный для самостоятельного решения возникающих учебных и военно-профессиональных проблем (задач), определения своей позиции на основе совокупности сообщений, данных, сведений, которые актуализируются (получаются, передаются, преобразуются) с помощью некоторых знаков (символьного, образного, звукового, сенсомоторного типа) в процессе целеполагающей интеллектуальной деятельности (поиска, анализа, синтеза, запоминания, осмысления, применения, изложения и систематизации).

Проанализировав существующие точки зрения (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, И. А. Зимняя, С. В. Тришина, А. В. Хуторской) на понятие структуры информационной компетентности, мы представили структуру информационной компетентности курсанта, включающей: ценностно-мотивационный компонент (мотивы, потребности, цели и ценностные ориентации в информационной деятельности); когнитивный компонент (знания, умения, навыки по предмету); операциональный (операции мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение) и основные формы логического мышления (понятия, суждения умозаключения)).

Взяв за основу фундаментальные разработки ученых педагогов (А. В. Адольф, И. Г. Галямина, И. А. Зимняя, С. Д. Каракозов, А. К. Маркова, Ю. Г.

Татур, Н. Хомский, А. В. Хуторской), мы обозначили операциональный компонент информационной компетентности как набор компетенций: информационного анализа проблемы (задачи), поиска информации, синтеза информации для решения проблемы (задачи), усвоения и запоминания информации, применения и изложения информации.

Рассмотрим следующий компонент системы. Содержание обучения предложенной нами системы формирования информационной компетентности включает:

- формирование информационного мировоззрения личности и целостного представления об информационной картине мира;

- формирование у курсантов навыков построения информационных моделей и их применение при решении профессионально-ориентированных проблем (задач);

- формирование знаний, умений, навыков, опыта и способов действий по информационному самообеспечению учебной и профессиональной деятельности.

Когнитивный компонент структуры информационной компетентности курсанта содержит знания, умения, навыки по предмету, поэтому содержание системы формирования информационной компетентности у курсантов военноинженерного вуза включает содержание образовательной программы по дисциплине «Информатика» для подготовки инженера по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением».

В процессе реализации системы формирования информационной компетентности курсантов следует учить: выделять условия и требования проблемы (задачи); находить недостающую информацию для решения проблемы (задачи), сопоставляя сведения из разных источников; обобщать информацию из разных источников на соответствие решаемой проблеме (задаче); проверять информацию на истинность и актуальность решаемой проблемы (задачи); осуществлять анализ и синтез информации, найденной для решения проблемы (задачи); осуществлять анализ и синтез информации, полученной в процессе решения про-

блемы (задачи); усваивать информацию, найденную для решения и полученную в процессе решения проблемы (задачи); фиксировать воспринятую информацию, результат ее анализа и синтеза; применять усвоенную информацию для решения новых учебных и профессиональных задач.

Опираясь на классификацию методов обучения и комплекс условий, реализуемый системой, мы предлагаем использовать следующие методы обучения:

- для организации усвоения информации путем сообщения учебного материала и обеспечение его успешного восприятия использовать объяснительноиллюстративный метод (информационно-рецептивный);

- для формирования умений и навыков использования и применения полученных знаний использовать репродуктивный метод;

- для подготовки обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем использовать частично-поисковый или эвристический метод.

Наибольшей эффективности системы можно достичь, используя следующие формы обучения: 1) для оптимального восприятия учебной информации коллективные, аудиторные; 2) для оптимального осмысления воспринятой учебной информации индивидуальные, внеаудиторные; 3) для формирования умений практического применения информации, решения профессиональных задач различного уровня сложности индивидуально-групповые, как аудиторные, так и внеаудиторные.

Таким образом, исходя из комплекса условий обеспечиваемого системой формирования информационной компетентности и предложенных методов и форм обучения, мы предлагаем:

1) для оптимального восприятия учебной информации применить мультимедийные лекции, создаваемые на основе информационных технологий, базирующихся на компьютерной и мультимедийной технике;

2) для оптимального осмысления воспринятой учебной информации целесообразно использовать информационные вопросники, которые разработаны в виде тестов [1, с. 155] и включают набор заданий разного уровня сложности;

3) для формирования умений практического применения воспринятой и

осмысленной информации целесообразно предложить задачи профессиональноприкладного характера.

Как известно, сущность компетентностного подхода состоит в том, что результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Это подход, акцентирующий внимание на достижении цели, результатах образования, которые выражают способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [9].

В предложенной нами системе объективный результат выражается в правильности решения учебных и учебно-профессиональных задач как основного звена учебной и учебно-профессиональной деятельности. Способность курсанта решать задачи определенного уровня может служить критерием и основанием для диагностики уровня сформированности информационной компетентности.

Как отмечает И. А. Зимняя [4], компетентность - это четырехступенчатая модель развития специалиста: знать (онтологический уровень); уметь (поведенческий уровень); владеть (способностный уровень); быть (личностный уровень).

В результате реализации системы формирования информационной компетентности курсант должен знать: как правильно осуществить анализ найденной для решения проблемы (задачи) и полученной в процессе решения информации, как проверить информацию на истинность, актуальность решаемой задачи; каких данных не хватает для качественного решения проблемы (задачи); где найти необходимую информацию для решения проблемы (задачи); как правильно подобрать недостающую информацию, сопоставляя сведения из разных источников; как обобщать найденную информацию из разных источников на соответствие решаемой проблеме (задачи); как осуществлять синтез найденной для решения и полученной в процессе решения информации. Курсант должен уметь: правильно выделить условие и требование учебной или профессиональной проблемы (задачи), обобщать найденную для решения информацию на соответствие решаемой задаче; осуществлять синтез найденной для решения и полученной в процессе решения информации; усваивать найденную для реше-

ния и полученную в процессе решения информацию; переводить информацию в знания, фиксировать полученную информацию, результат ее анализа и синтеза; применять полученную информацию для решения новых учебных и профессиональных задач; излагать свои знания как в индивидуальной беседе, так и публично. Курсант должен владеть: методами и способами самостоятельного поиска информации для решения учебных и профессиональных задач; методами и способами хранения, обработки и передачи информации; методами и способами синтеза, анализа, обобщения и систематизации информации.

Для проверки эффективности системы формирования информационной компетентности (при пооперационном контроле усвоения) мы использовали тесты успешного усвоения [1, с. 155] и выделили критерии и уровневые показатели (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий) формирования информационной компетентности курсантов военно-инженерного вуза: понимание - отсутствие знаний в конкретном виде деятельности, указание на способность к восприятию новой информации; узнавание - выполнение действий с опорой на описание, подсказку или намек; воспроизведение - самостоятельное применение информации ранее усвоенной в типовых ситуациях; применение -использование приобретенных знаний и умений в нетиповых ситуациях; творчество - создание новых правил, алгоритмов действий, новой информации.

Исследование динамики формирования информационной компетентности проводилось с учащимися 1 курса военно-инженерного вуза, учебная деятельность которых предусматривала реализацию системы формирования информационной компетентности и комплекса условий, обеспечиваемого этой системой. В начале формирующего эксперимента низким уровнем сформированности обладали 50% курсантов, уровнем ниже среднего - 41%, и средним уровнем сформированности информационной компетентности - всего 9% курсантов. В конце формирующего эксперимента (тема 9) появляются курсанты, обладающие уровнем выше среднего и высоким соответственно 7% и 2%. Уровень сформированности ниже среднего показали 38% курсантов, средний уровень - 45%. Соответственно снизился процент по низкому уровню сформированности до

8%. Положительная динамика сформированности информационной компетентности отражена на диаграмме 1.

Проценты

Низкий Ниже Средний Выше Высокий

уровень среднего среднего

ЕШ Начало эксперимента @ Тема_9

Диаграмма 1. Динамика формирования информационной компетентности

Нами представлена система формирования информационной компетентности у курсантов военно-инженерного вуза. Системообразующими понятиями описанной системы выступают: цель обучения, методологические основы и результат. Переменными понятиями системы как процесса обучения выступают: содержание, методы обучения, материальные средства обучения (мультимедийные и компьютерные технологии, информационные вопросники), организационные формы обучения и учебной деятельности учащихся. Представленная система включает все структурные компоненты и способствует формированию информационной компетентности на более высоком уровне, что подтверждается результатами поискового и формирующего экспериментов.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] : Учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. — М.; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 350 с.

2. Беспалько, В. П., Татур, Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / Беспалько В. П., Татур Ю. Г. — М. : Высш. шк., 1989. - 141 с.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : Учеб.

пособие. / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 397 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проболем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] : Распоряжение от 29 декабря 2001 г. N 1756-р. - М. : ЦГЛ, 2004.

- 12 с.

6. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М. : Высш. шк., 1990. - 119 с.

7. Новиков, А. М. Методология образования [Текст] / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2002. - 320 с.

8. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] : материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Пинский А. И. [и др.]. - М. : ООО «Мир книги», 2001. - 65 с.

9. Тулькибаева, Н. Н. Компетентность и компетенции как теоретикопедагогическая проблема качества образования [Текст] / Н. Н. Тулькебаева, Р. Т. Шрейнер // Образование и наука. - 2008. - № 2 (50). - С. 55-64.

10. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эль-конин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

Bibliography

1. Bespalko, V. P. Education and Training with the Help of Computers (Pedagogic of the Third Millennium) [Text] : Guidance Manual / V. P. Bespalko. Russia Academy of Education. Moscow Psychology-and-Sociology Institute. -Voronezh : MODEC, 2002. - 350 p.

2. Bespalko, V. P., Tatur, U. G. The Systematic-and-Methodic Support of Specialist's Educating Process [Text] / V. P. Bespalko; Tatur U. G. - M. : Higher School, 1989. - 141 p.

3. Zeer, A. F. The Psychology of the Professional Training [Text] / Guidance Manual / A. F. Zeer. - Ekaterinburg : Urals State Professional-Pedagogic University Publishing-House, 2000. - 337 p.

4. Zimnyaya, I. A. Key Competencies as a Rezultative-and-Aiming Basis in Education. The Author’s Version [Text] / I. A. Zimnyaya. - M. : The Problems of Specialist's Preparation Quality Research Centre, 2004. - 40 p.

5. The Concept of Modernization of Russian Education till 2010 [Text] : The Decree of the R. F. Government, № 1756-p, 29.12.2001. - M. : CGL, 2004. - 12 p.

6. Kuzmina, N. V. Professionalism of an Instructor and a Production Supervisor [Text] / N. V. Kuhzmina. - M. : Higher School, 1990. - 119 p.

7. Novikov, A. M. Methodology of Education [Text] / A. M. Novikov. - M. : Egves, 2002. - 320 p.

8. Modernization Strategy of the General Education Content [Text] / Edited by A. A. Pinsky. - M. : OOO «The World of Books», 2001. - 65 p.

9. Tulkibaeva, N. N., Shreyner, R. T. Competence and Competency as a Theoretic-and-Pedagogical Problem of Educational Quality [Text] / N. N. Tulkibaeva, R. T. Shreyner // Education and Science. - 2008. - № 2 (50). -P. 55-64.

10. Helkonin, D. B. Selected Psychological Works [Text] / D. B. Helkonin. -M. : Pedagogics, 1989. - 560 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.