Научная статья на тему 'Формирование информационной инфраструктуры инновационной экономики региона'

Формирование информационной инфраструктуры инновационной экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННО-ИМНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ТЕХНОХАБ / INFORMATION INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE PRODUCTION / INNOVATIVELY ACTIVE ENTERPRISES / INNOVATIVE AND INFORMATION COMPONENT / TECHNOKHAB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривых Н. Н.

В статье определена роль инновационно-информационного компонента инновационной экономики региона, являющегося частью единого информационного пространства России, выявлены его главные элементы. Установлены цели функционирования инновационно-информационного компонента региональной инновационной системы. Отобра жены результаты анализа информационной составляющей инновационной экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION INFRASTRUCTURE OF INNOVATIVE ECONOMIC OF REGION

This article ascertains the role of the innovative and information component of innovative economic of the region that is a part of the single information space of Russia, and reveals its main elements. Goals of functioning the innovative and information component of innovative system of the region are set. The results of analysis of the information component of innovative economic of the region are reported.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной инфраструктуры инновационной экономики региона»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Н. Н. КРИВЫХ

В статье определена роль инновационно-информационного компонента инновационной экономики региона, являющегося частью единого информационного пространства России, выявлены его главные элементы. Установлены цели функционирования инновационно-информационного компонента региональной инновационной системы. Отображены результаты анализа информационной составляющей инновационной экономики региона.

Ключевые слова: информационная инфраструктура, инновационная продукция, инновационно-активные предприятия, инновационно-имнформационный компонент, технохаб.

Переход к информационному обществу в настоящее время стал объективной реальностью. Роль информации как фактора производства уже сейчас является определяющей при принятии управленческих решений относительно способов и методов ведения экономической деятельности. Можно констатировать, что уровень развития информационного пространства определяет темпы развития страны. Информатизация во всем мире, в том числе и в России, способствует наиболее полному удовлетворению информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшению условий жизни населения, повышению эффективности общественного производства, содействию стабилизации социальнополитических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Построение же региональной инновационной экономики без создания инновационно-информационного компонента, являющегося частью единого информационного пространства России, невозможно.

Инновационно-информационный компонент представляет собой совокупность баз и банков данных, содержащих информацию об инновационной деятельности, технологии их ведения и использования, информационно-телекоммуни-

кационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан в области осуществления инновационной деятельности, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Иными словами инновационно-информа-

ционный компонент инновационной системы складывается из следующих главных элементов:

- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, касающиеся обеспечения и результатов инновационной деятельности, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие инновационно-информационного компонента, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы;

- средства правовой поддержки обеспечения инновационной деятельности.

Целями функционирования инновационноинформационного компонента региональной инновационной системы являются:

- повышение уровня инновационной активности участников региональной инновационной системы путем предоставления возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, правовой, общественно-политиче-ской информацией, а также информационными фондами научной, образовательной, правовой и иных сфер;

- повышение уровня обеспеченности инновационной информацией;

- повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения инновационной деятельности;

- интеграция в единое мировое инновационно-информационное пространство.

Решение проблемы развития инновационноинформационного компонента требует разработки экономико-правовых основ, идентичных для единого информационного пространства и включающих:

- законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки;

- экономические регуляторы, обеспечивающие стимулирование активного формирования и использования информационных ресурсов.

Систематизация информации по инновационной деятельности, обеспечение возможности доступа к различным видам источников инновационной информации должно осуществляться в рамках регионального депозитария инновационной информации.

Формирование единого мирового информационного пространства привело к отмиранию необходимости в научно-производственных зонах, жестко привязанных к ограниченной территории и именуемых «технопарками», поэтому в условиях финансовой нестабильности, снижения уровня инвестиционной активности наиболее приемлемой формой информационного обеспечения регионального инновационного развития становится формирование виртуального инновационно-

информационного пространства, являющегося сетевой структурой, в узлах которой находятся отдельные элементы региональной инновационной инфраструктуры. При данной схеме очевидным становится необходимость формирования единого центра управления и распределения информационных потоков в системе «Наука ^ Инновации ^ Бизнес».

Экономические агенты, функционирующие в рамках региональной экономической системы также осознают, что конкурентоспособность организаций в ближайшем будущем будет определяться уровнем инновационной деятельности. Исходя из этого, инновационно-информационный компонент должен стать вектором, предопределяющим инновационный прорыв в регионе, а хозяйствующие субъекты должны быть технически

и организационно готовы к включению в иннова-ционно-инфомационную систему. Рассмотрим состояние информационной обеспеченности микро-уровня1 на примере Липецкой области.

Липецкая область относится к числу экономически развитых регионов. Однако инновационная активность производственного кластера (в соответствии с данными Госстатистики) еще достаточно низка. Распространение инновационной деятельности в Липецкой области неоднородно. Это отражено в показателях, характеризующих инновационную деятельность в области (табл. 1).

Инновационная деятельность в 2007 г. осуществлялась в 8 из 18 районов области. Наиболее высокий показатель отгруженной инновационной продукции имеет Лебедянский район (12,5 %). Всего в Липецкой области удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью составил в 2007 г. 10,3 %. Анализ данных свидетельствует, что по сравнению с 2006 г. этот показатель остался на прежнем уровне, а в сравнении с 2005 г. - снизился на 1 %. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров в целом по региону составила 3,55 %. Анализ инновационной деятельности по видам деятельности дает нам следующую картину (рис. 1).

Таким образом, в общем объеме отгруженных инновационных товаров, работ и услуг 95,78 % занимает производство пищевых продуктов, включая напитки, табак и металлургическое производство готовых металлических изделий. Из этого можно сделать вывод о слабой инновационной диверсификации производства в Липецкой области. Число организаций, осуществляющих инновационную деятельность по всем видам экономической деятельности за период 2005-2007 гг. в целом кардинально не изменилось (табл. 2).

Основным видом инноваций, которые внедряются на предприятиях Липецкой области, являются технологические инновации. Следует отметить, что только в 8 муниципальных образованиях региона промышленные предприятия занимаются разработкой и внедрением технологических инноваций: в городах Липецк - 10 организаций и Елец - 4 организации; по одной - в Волов-ском, Данковском, Долгоруковском, Елецком районах; по две организации - в Лебедянском и Чаплыгинском районах.

1 Согласно масштабированию уровней инновационной деятельности микроуровень - инновационная деятельность на уровне одного предприятия, осуществляющего разработку или выпуск наукоемкой продукции, а также оказывающего услуги по обеспечению инновационного процесса (образование, финансы, юридическое сопровождение, информация и т. д.) [1].

Таблица 1

Показатели инновационной деятельности в разрезе муниципальных образований Липецкой области [2]

Число обследованных организаций, единиц Число организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, технологическими, организационными или маркетинговыми инновациями,единиц Отгружено товаров собственными сил (без НДС, акц собственного производства, выполнено работ и услуг ами организациями промышленности и сферы услуг изов и других аналогичных платежей), тыс. руб.

Всего в том числе инновационные товары, работы, услуги

Липецкая область 29 284335519,7 10109369,0

Воловский район 1 97909,2 773,0

Грязинский район 2 3268896,1 -

Данковский район 1 1047189,6 2034

Добринский район - 1069690,7 -

Добровский район - 47695,5 -

Долгоруковский район 1 108189,0 2025,0

Елецкий район 1 694053,4 12979,0

Задонский район - 74476,0 -

Измалковский район - 42774,0 -

Краснинский район - 129974,0 -

Лебедянский район 2 27900849,0 3483173,7

Лев-Толстовский район - 47265,0 -

Липецкий район - 626647,4 -

Становлянский район - 90620,8 -

Тербунский район - 491991,0 -

Усманский район 1 241567,0 -

Хлевенский район - 46944,0 -

Чаплыгинский район 2 315977,3 15159,5

Липецк 14 243128028,5 6391133,5

Елец 4 4866782,2 202091,3

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Производство машин и оборудования

Металлургическое производство готовых металлических изделий

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Добыча полезных ископаемых

Производства прочих неметаллических минеральных продуктов

Производство пишрвых продуктов, включая напитки, и табака

Текстильное и швейное производство

Химическое

производство

Рис. 1. Доля отгруженных инновационных товаров, работ, услуг

Структура инновационной продукции по видам деятельности

Таблица 2

Виды экономической деятельности Инновационные товары, работы, услуги, тыс. руб. Инновационные товары, работы, услуги, в % к итого

Добыча полезных ископаемых 4723,0 0,05

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 4476906,3 45,55

Текстильное и швейное производство 0,00

Химическое производство 2034,0 0,02

Производства прочих неметаллических минеральных продуктов 45870,0 0,47

Металлургическое и производство готовых металлических изделий 4937674,0 50,23

Производство машин и оборудования 151937,7 1,55

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 77397,0 0,79

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 132908,0 1,35

Сумма видов деятельности промышленного производства 9829450,0 100,00

Основным видом затрат на технологические инновации является приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями - 72,5 %. Затраты на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи) занимают в структуре затрат на технологические инновации всего 4,5 %. На обучение и подготовку персонала в 2007 г. в Липецкой области было затрачено всего 403,0 тыс. руб.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства организаций (58,5 % всех затрат на технологические инновации). Удельный вес кредитов и займов в общем объеме источников финансирования составил 41,4 %. Не привлекались для инновационной деятельности бюджетные средства и иностранные инвестиции. Можно было бы предположить, что иностранные инвестиции, привлекаемые в особую экономическую зону, должны были бы развивать и инновационную деятельность, однако статистические данные свидетельствует об отсутствии вложений в инновации.

Затраты на маркетинговые инновации и организационные инновации составили в 2007 г. 932,4 тыс. и 8560,0 тыс. рублей соответственно, что незначительно в общем объеме затрат на инновационную деятельность.

Малые инновационные предприятия как наиболее гибкая, адаптивная и креативная организационная форма должны являться структурами-индикаторами, определяющими направления инновационного развития, генерирующими инновации. Опыт зарубежных стран показывает, что та-

Данные свидетельствуют о том, что программные средства, потенциально способствующие внедрению и освоению различных видов инноваций, составляют 1,5-8 % от общего числа используемого программного обеспечения.

кого рода предприятия вызывают огромный интерес крупных компаний, которые поглощая их, выходят на качественно новый уровень инновационного развития. Инновационная активность малых предприятий в Липецкой области характеризуется следующим цифрами: объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг составил в 2007 г. 9 тыс. руб. Затраты на технологические инновации составили 16,1 тыс. руб. и были осуществлены всего в двух муниципальных образованиях: в г. Липецк и Лев-Толстовском районе. Таким образом, можно сделать вывод о низкой инновационной активности малых предприятий и невозможности в настоящее время использовать данный компонент региональной инновационной системы в качестве фактора ее развития.

Всего в ходе проведения исследования нами было обследовано 1594 организации, функционирующих на территории Липецкой области в 2007 г. Обеспеченность персональными компьютерами в целом составила 21 единицу в расчете на 100 работников и 23 единицы на 100 работников в организациях, использовавших персональные компьютеры (ПК). 94 % организаций использовало информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей деятельности, 69 % - глобальные информационные сети. Все организации, использовавшие Интернет в коммерческих целях (14,6 %) имели Web-сайты.

Эффективность использования персональных компьютеров определяется уровнем используемых специальных программных средств. В таблице 3 представлено распределение используемого программного обеспечения по видам назначения.

Специальные программные средства для научных исследований используются в производственных организациях следующих видов деятельности: обрабатывающие производства, производства пищевых продуктов, металлургическое про-

Таблица 3

Распределение используемого программного обеспечения по назначению (2007 г.)

Назначение Всего В % к итого

Научные исследования 21 1,5

Проектирование 111 7,8

Управление автоматизированным производством 162 11,4

Решение организационных, управленческих и экономических задач 919 64,4

Управление продажами и закупками 438 30,7

Осуществление финансовых расчетов в электронном виде 953 66,8

Предоставление доступа к базам данныхчерез глобальные информационные сети 283 19,8

Электронные справочные системы 824 57,8

CRM, ERP, SCM системы 71 5,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редакционно-издательские системы 55 3,9

Антивирусные программы 1032 72,4

Обучающие программы 266 18,7

Прочие 610 42,8

Итого 1426 100,0

изводство, строительство, транспорт и связь, т. е. в отраслях, имеющих наибольшую структурную долю в валовом региональном продукте Липецкой области.

Особо следует выделить организации, использующие в своей деятельности CRM, ERP и SCM-системы2, так как использование данных про-

граммных средств объединяет все информационные процессы на предприятии и является прототипом обеспечения функционирования организации в едином информационном пространстве региональной инновационной системы. Распределение по видам используемых корпоративных информационных систем представлено на рисунке 2.

48% □ CRM

□ ERP

□ SCM

Рис. 2. Структура использования информационных систем

Наиболее востребованными в настоящее время являются информационные системы, обеспечивающие процесс продвижения товаров.

Следует обеспечить прежде всего наращивание пропускной способности каналов передачи информационных потоков, в том числе Интернет, что является фундаментом использования информационной составляющей инновационной системы.

Краткий анализ инновационных процессов в Липецкой области позволил нам сформировать некоторый инновационный портрет региона.

Основные проблемы региональной экономики: низкая диверсификация региона, недостаточная гибкость и адаптивность к изменениям, осторожность в принятии нового, экономический консерватизм - являются основными признаками и региональной инновационной системы.

На наш взгляд, экономическое процветание региона за счет металлургии является препятствующим фактором диверсифицированного инновационного развития. Так как соотношение рентабельность-риск в данном кластере оптимально (объем инновационной продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. затрат в металлургическом производстве составляет 2086,0 тыс. руб. в сравнении с 6,4 тыс. руб. в целом по организациям, относящимся к виду деятельности «Промышленность»),

2 ЕКР-система - корпоративная информационная система планирования ресурсов, построенная по модульному принципу и охватывающая все ключевые процессы деятельности компании.

СКМ-система - корпоративная информационная система, обеспечивающая все информационные процессы обслуживания клиентов.

БСМ-система - информационная система обеспечения товародвижения на предприятии.

то наиболее конкурентоспособные организации стараются войти именно в него.

В большинстве муниципальных образований Липецкой области инновационная деятельность фактически не осуществляется, что в перспективе усугубит неравномерность экономического развития региона.

В области сохраняется глубокий разрыв между наукой и бизнесом, определяемый уже не столько ведомственными и организационными барьерами, сколько излишней ориентацией бизнеса на легкодоступный внешний инновационный ресурс. Производственный менеджмент в современных организациях пока не обладает достаточными знаниями и навыками ведения бизнеса в инновационных экономических условиях, что увеличивает внутреннее сопротивление инновационным трансформационным процессам.

Современное состояние региональных инновационных процессов требует разработки и формирования новых адаптивных структур (в том числе охватывающих все муниципальные образования), максимально эффективно реализующих преимущества региона для достижения целей инновационного развития. Вспомогательным инструментов в такой ситуации может являться формирование виртуальной информационной подструктуры, обеспечивающей в том числе связь отдаленных районов с инвесторами и сокращение временных лагов, образующихся в процессе коммерциализации инновации.

Определение форм и перспектив развития информационного компонента региональной инновационной системы необходимо начать с определения отдельных ее аспектов.

1. В настоящее время старые конкурентные преимущества зарубежных стран становятся недостатками - к примеру, уровень инновационной активности в «технопарках» прогрессивно снижается, поэтому к внедрению зарубежного опыта в настоящее время необходимо подходить очень осторожно.

2. Необходимо искать собственный путь инновационного развития с учетом мирового опыта и прогнозируемых тенденций будущего, поскольку в инновационной сфере нет единственно «правильного» пути.

3. Современное состояние науки (к примеру, в Липецкой области) не является «критичным», демонстрирует положительную динамику развития и при правильной организации инновационного бизнеса будет являться эффективным инновационным ресурсом.

4. Инновационный прорыв региона в своей основе должен являться продолжением конкурентных преимуществ в целом и максимально использовать все благоприятные составляющие инновационного климата.

Взаимодействие органов региональной власти и бизнеса в инновационной сфере в настоящее время заключается в определении региональной модели инновационного развития, формировании приоритетов в создании рынка инновационных продуктов и технологий, конструировании механизма взаимодействия компонентов региональной инновационной системы в процессе инновационного строительства.

Целью и регионального управления и бизнеса при осуществлении инновационных процессов является увеличение добавленной стоимости и в конечном итоге доходов. Но для достижения указанной цели власть и бизнес должны выделить приоритеты поддержки инновационных компонентов. Так, приоритетами поддержки региональных органов власти должны стать подготовка кадров, фундаментальная и прикладная наука, мероприятия по отбору перспективных инновационных проектов, региональная инновационная инфраструктура. Бизнес же должен взять на себя закрепление интеллектуальной собственности на перспективные технологии, коммерциализацию результатов разработок. Налоговые отчисления в региональный бюджет, реализация экопроектов будут платой бизнеса региону за созданные льготные условия.

Современные условия экономического кризиса являются мощным стимулом активизации инновационной деятельности. Предприятия, пользовавшиеся ситуацией экономического бума, но ис-

пользовавшие несовершенные технологии, производящие недостаточно качественную и востребованную продукцию, уйдут с рынка, как только постоянные издержки производства превысят их убытки. Катализатором обозначенного процесса становится перспектива повышения цен на энергоресурсы при неизменности потребительского состояния. В такой ситуации предприятие вынуждено будет максимально сокращать издержки и предлагать продукцию, имеющую высокую ценность для потребителя. Это однозначно может быть реализовано только при условиях ведения инновационной деятельности. Бизнес будет вынужден реально активизировать поиск инновационных идей, технологий, продуктов и т. п. В данных условиях структурой, требующей минимальных бюджетных затрат, может стать организация, созданная по типу предложенной Михаилом Прохоровым - «технохаб».

«Технохаб», как сетевая структура, может и должна стать «системой «мостов» и «мостиков» между наукой и бизнесом» [3]. Подобные сетевые инновационные центры целесообразно создавать при университетах. Данный аспект позволяет инноваторам получить следующие преимущества:

- оставаясь сотрудниками государственных организаций, выполнять заказы на коммерческой основе (что будет способствовать сохранению положительного психологического климата);

- бесплатно использовать существующую инфраструктуру;

- осуществление доведения инновационных проектов и продуктов до потребителя под брэндом материнской организации;

- неудача в осуществлении инновационных проектов не приведет к потери имиджа, клиентов и т. п.

«Технохаб» может стать центром сосредоточения инновационных проектов регионального уровня без претензий на право интеллектуальной собственности (если проекты - сторонние). Также такая организационная структура может стать инкубатором {^ай-ир-ов», которые впоследствии могут быть проданы крупным корпорациям. Стимулирование крупных компаний - резидентов к открытию своих исследовательских центров может в краткосрочном периоде включить регион в глобальную инновационную систему и вывести особые экономические зоны на инновационный уровень деятельности. В «технохабе» априори будет создан устойчивый взаимный обмен информацией о передовых достижениях науки и техники с ведущими научно-исследовательскими центрами мира (участие в международных конфе-

ренциях, грантах, публикации в журналах и т. п.). «Технохабы» будут способствовать выравниванию развития региона (реализация малых инновационных проектов с высоким уровнем рентабельности в муниципальных образованиях при поддержке региональных органов власти).

Создание охарактеризованной инновационной инфраструктуры на наш взгляд будет интегрировать науку в бизнес, при этом, оставляя закрепленные за каждым участником функции: наука генерирует и разрабатывает инновационные проекты, бизнес их коммерциализирует, государственное и региональное управление создает нормативно-правовую базу, разграничивая права и обязанности участников инновационной системы, формирует инновационную инфраструктуру, а также берет на себя обязательства по подготовке инновационных кадров высшей квалификации (в условиях «кадрового голода» вероятность перехода работника с одного места работы на другое достаточно высока). На первых этапах осуществления инновационного прорыва государство финансирует научные исследования и разработку инновационных проектов (пример: фонды РГНФ и РФФИ, региональные гранты), но, впоследствии, «технохабы» будут обладать достаточными собственными источниками финансирования (за счет продажи идей, проектов и т. п.). Таким образом, предложенная схема развития региональной инновационной системы позволяет достичь реализации целей инновационной стратегии при минимальных бюджетных затратах.

Мы определили, на наш взгляд, наиболее оптимальный тип региональной инновационной инфраструктуры, взаимосвязь компонентов которой обязательно сопровождается обменом информационными потоками в рамках информационной подструктуры.

Информационная инфраструктура инновационной деятельности организаций региона создается в виде общей информационной системы на базе региональных информационных систем и электронных ресурсов. Профиль информационного компонента региональной инновационной системы как совокупность технических норм и правил должен соответствовать профилю информационной инфраструктуры региона. Программной поддержкой развития информационного компонента является областная целевая программа «Развитие и использование научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 гг.».

Координатором работы информационного компонента может / должен стать виртуальный

научно-инновационный центр, объединяющий в себе такие ключевые компоненты как тренинг-центр, центр on-line поддержки, молодежный центр инноваций, виртуальный бизнес-инкубатор, центр развития инновационного малого бизнеса, центр маркетинговых исследований. На первом этапе включение крупных корпоративных структур, способных обеспечить инновационный прорыв, маловероятен. Скорее с их стороны будет вестись пассивное наблюдение. Но по мере появления «start-up-ов», научных разработок, идей, пригодных для дальнейшей коммерциализации неизбежно будет наблюдаться процесс активизации участия и крупных организаций. В конечном итоге мы реально получим виртуальную часть научного системного интегратора, который будет готовить «посевной» материал для производственных предприятий.

Эффективность такой формы организации информационной поддержки инновационной деятельности региона очевидна. При минимальных финансовых затратах будет получена инновационно-информационная структура с высоким синергетическим эффектом.

Итак, еще раз отметим факторы, препятствующие развитию инновационно-информационной подсистемы региона. Основными или решающими в обследованных организациях были названы следующие: отсутствие денежных

средств, нехватка на предприятии квалифицированных специалистов, недостаточность знаний и навыков у работников организации для использования информационных и коммуникационных технологий и др.

Все вышесказанное позволяет делать выводы о том, что трансформационный процесс переориентации регионального производства на инновационную основу происходит достаточно сложно. Сегодня можно уже достаточно определенно говорить о том, что апробированные за рубежом методы и инструменты в России эффективно не работают. Одной из причин является недостаточное развитие региональной инновационной инфраструктуры.

Модель инновационно-информационного

компонента региональной инновационной системы, будучи адаптивной, гибкой и способной сопровождать информационные потоки региональной инновационной системы совершенного вида должна снять существующие проблемы. Информационные компоненты региональной инновационной системы должны обеспечивать целостное функционирование всех ее сторон и уровней: наноуровня, микро-уровня и мезо-

уровня и при формировании единого информационного пространства стать его полноценной составляющей.

Особая роль в информационной инфраструктуре должна отводиться развитию производственных связей между участниками региональной инновационной системы, разработке региональных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, научно-техническому сотрудничеству.

Литература

1. Иода Е. В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе: моногр. Тамбов, 2007.

2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. URL: // http:// www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_ 89993.html

3. Сведения об инновационной деятельности организаций Липецкой области за 2007 год / Территори-

альный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Липецк, 2008.

* * *

FORMATION OF INFORMATION

INFRASTRUCTURE OF INNOVATIVE ECONOMIC OF REGION

N. N. Krivykh

This article ascertains the role of the innovative and information component of innovative economic of the region that is a part of the single information space of Russia, and reveals its main elements. Goals of functioning the innovative and information component of innovative system of the region are set. The results of analysis of the information component of innovative economic of the region are reported.

Key words: information infrastructure, innovative production, innovatively active enterprises, innovative and information component, technokhab.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.