Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
технологии / преподавания / модель / мысль / знания / контакт. / technology / teaching / model / thought / knowledge / contact.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — G. Usmanova

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; грамотно работать с информацией; самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION LITERACY AS A UNIVERSAL LEARNING ACTION IN RUSSIAN LESSONS

The modern information society sets the school the task of preparing students who are able to: adapt flexibly in changing life situations, independently acquiring the necessary knowledge; competently work with information; independently think critically, clearly realize where and how the knowledge they acquire can be applied in the reality around them; be able to generate new ideas, think creatively; be sociable, contact in various social groups, be able to work together in various areas.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 6 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Усманова Гульшад Мадхатовна

Преподаватель Термезского государственного университета https://doi.org/10.5281/zenodo.7105597

Аннотация. Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; грамотно работать с информацией; самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Ключевые слова: технологии, преподавания, модель, мысль, знания, контакт. FORMATION OF INFORMATION LITERACY AS A UNIVERSAL LEARNING

ACTION IN RUSSIAN LESSONS

Abstract. The modern information society sets the school the task of preparing students who are able to: adapt flexibly in changing life situations, independently acquiring the necessary knowledge; competently work with information; independently think critically, clearly realize where and how the knowledge they acquire can be applied in the reality around them; be able to generate new ideas, think creatively; be sociable, contact in various social groups, be able to work together in various areas.

Keywords: technology, teaching, model, thought, knowledge, contact.

ВВЕДЕНИЕ

Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом «образование в течение всей жизни». Важной составляющей стала идея непрерывного образования, охватывающего все уровни образования. Возникло противоречие - между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет, прежде всего, образовательные учреждения формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Для этого педагог должен формировать у учащихся информационную грамотность, которая является составной частью информационной культуры личности.

На сегодняшний день развитие информационной грамотности является одной из самых важных проблем современного образования, т.к. оно продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Информационная грамотность — это не только умение искать информацию, используя такие источники, как электронные носители, видео, аудио — кассеты, системы каталогов, картотек, различного рода указатели и т.д., но и умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать

БС1ТЖСТ ЛЖБ ЖЖОУАТЮЖ

ЮТЕЯМАТЮМЛЬ 8С1ЕОТ1Р1С ГОШМАЬ УОШЫЕ 1 188иЕ 6 иШ-2022: 8.2 | КБК 2181-3337

подготовленных пользователей без дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации. Другими словами, информационная грамотность — это одна из важнейших составляющих умения учиться. Именно поэтому в новом образовательном стандарте она рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования, предусматривается ее формирование на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

По мнению современных педагогов, уже с первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - современные образовательные технологии, формирующие умения работать с информацией. Многообразие современных технологий позволяет учителю конструировать современный урок, определять оптимальную форму взаимодействия «учитель-учащийся», «учащийся-учащийся», соответствующую целям и задачам каждого конкретного урока.

Меня, как учителя русского языка и литературы, тоже интересуют технологии, применение которых способствует формированию и развитию умений работать с информацией текста. Одна из таких технологий - технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Её цель - развитие мыслительных навыков уч-ся, необходимых не только в учёбе, но и в повседневной жизни, научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом, и на её основе формировалось собственное аналитическое суждение.

Эта технология с чёткой структурой, схематичностью и наглядностью её приёмов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.

ОБСУЖДЕНИЕ

Известно, что трёхчастная базовая модель урока («вызов» «осмысление», «рефлексия») соответствует основным этапам мыслительной деятельности человека: активизации уже имеющихся знаний, осознанию новой информации, её анализу и творческой переработке.

В своей практике я использую следующие методические приёмы.

«Корзина идей» - приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющихся у них знаний и опыта. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которую условно будет собрано всё, что ученики знают по той или иной проблеме, потом идёт обсуждение этой проблемы в паре, а дальше «все знания» складываются в «корзину», причём, действительно, все: и правильные, и неправильные. В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к «корзине», чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот приём уместен как на уроке русского языка, так и на уроке литературы, например, при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Задание: одним из главных действующих лиц произведения является Пётр Гринёв, очевидно, к нему относится и эпиграф повести «Береги честь смолоду». Почему повесть называется «Капитанская дочка?».

Приём «Верные и неверные утверждения» использую при изучении лингвистического материала. Учитель предлагает ряд утверждений по ещё не изученной

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 6 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

теме, учащиеся выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией учащимся предлагается возвратиться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную информацию.

Например, при изучении темы «Причастие» в 6 классе учащимся были предложены четыре точки зрения на категориальную сущность причастия:

1) причастие - самостоятельная часть речи;

2) причастие - особая форма глагола;

3) причастие - отглагольное прилагательное;

4) причастие - гибридная форма.

На стадии вызова заставляет творчески мыслить, говорить приём «Ключевые слова». Этот приём позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.

Например, на уроке русского языка в 9 классе при повторении темы «Сложноподчинённое предложение» даю задание: записать понятия, связанные с темой урока (подчинительный союз, придаточное изъяснительное, указательное слово, главная часть, союзное слово и т.д.) В классе с невысокой учебной мотивацией, наоборот, из данного перечня понятий нужно выбрать понятия, связанные с темой урока.

Часто использую на разных этапах урока приём «Составление кластера», который позволяет структурировать учебный материал.

Правила построения кластера очень просты. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда - это наша тема. Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Например, при повторении темы «Имя существительное» можно предложить учащимся создать кластер- солнышко, где лучиками будут грамматические признаки существительного. Такой прием помогает систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Например, при знакомстве с биографией А.Н.Островского предлагаю такие утверждения:

- Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников.

- Островского называли «Колумбом Замоскворечья».

- Окончил филологический факультет Московского университета.

- Служил секретарем в суде.

- По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».

- Писал о себе: «У русского драматического искусства один только я. Я - все: и академия, и меценат, и защита».

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму, учебной статье.

На уроках по биографии писателей использую приём «Продвинутая лекция». Использование данного приёма позволяет превратить рассказ учителя в интересный

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 6 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

диалог ученика с учителем, ученика с учеником и со всем классом. Это активное слушание, приём уместнее использовать в паре. На стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы «Что я знаю по теме», затем во время рассказа учителя один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации, другой -записывает новую информацию. На стадии рефлексии идёт обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем в классе.

ВЫВОДЫ

Часто по ходу чтения, слушания у нас возникают мысли, идеи, которые тут же «улетают». Как сделать так, чтобы, читая авторский текст, не растерять свои мысли по поводу прочитанного? Существует приём, помогающий сочетать чтение и размышление. Этот приём называется «Двухчастный дневник». Приём даёт возможность увязать содержание текста со своим личным опытом, когда цитата из текста комментируется им самим. Страница делится пополам: в первой графе записывается цитата из текста, которая произвела наибольшее впечатление, во второй они должны дать комментарий: что заставило записать их именно эту цитату? Какие мысли, чувства, ассоциации она у них вызвала?

После заполнения дневника необходимо организовать коллективное обсуждение записей. Это даёт возможность каждому ещё раз вернуться к тексту и увидеть в нём то, на что ранее не обратил внимание. Учитель также может знакомить учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам, которые не прозвучали.

Есть и «Трёхчастный дневник», который имеет третью графу - «письма учителю» или вопросы, этот приём позволяет работать не только с текстом, но и вести диалог ученик-учитель по поводу прочитанного.

Часто использую такой приём как «Ассоциативные цепочки».

Задание на стадии вызова: запишите слова, которые вам вспоминаются, когда говорите о поэте или писателе.

Приём «Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём

смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

на первой строчке записывают одно слово - существительное. Это есть тема синквейна.

На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик показывает своё отношение к теме.

Последняя строчка - это слово резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 6 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

Например, при изучении феерии А.С.Грина «Алые паруса» предлагаю учащимся составить синквейн к главным героям произведения.

REFERENCES

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011.

2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М: Русский язык, 2002, №29 с.3

3. Левитская Н.А. Проектирование современного урока в контексте Федеральных стандартов второго поколения. М.: «Школьные технологии» 2013, №3 с. 28-33.

4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя.М.: Баласс, 2011.

5. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003, №27-28 с.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.