Научная статья на тему 'Формирование информационно-статистического подхода к планированию и управлению энергосбытовой деятельностью'

Формирование информационно-статистического подхода к планированию и управлению энергосбытовой деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ / ELECTRIC POWER / INFORMATIONAL AND STATISTICAL APPROACH / POWER SALE ACTIVITY / SALES MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова Е. В.

В статье предложена модель сбытовой деятельности, показывающая, что эффективность процесса управления реализацией электрической энергии зависит от полноты информации о фактических значениях объема реализации электроэнергии, достоверности прогноза их изменения и вида (формы) представления информации о ходе сбытовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INFORMATIONAL AND STATISTICAL APPROACH TO POWER SALE ACTIVITY PLANING AND MANAGEMENT

Sale activity model showing that efficiency of managerial process of electric power realization depends on information completeness about actual values of electric power realization volume, forecast reliability of their change and a kind (form) of information representation about sale activity process is offered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-статистического подхода к планированию и управлению энергосбытовой деятельностью»

\

Г

ОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И БИЗНЕС

УДК 551.824.11

Е.В. Бочарова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПЛАНИРОВАНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В статье предложена модель сбытовой деятельности, показывающая, что эффективность процесса управления реализацией электрической энергии зависит от полноты информации о фактических значениях объема реализации электроэнергии, достоверности прогноза их изменения и вида (формы) представления информации о ходе сбытовой деятельности.

Ключевые слова: электрическая энергия, информационно-статистический подход, энергосбытовая дятельность, управление сбытом.

FORMATION OF THE INFORMATIONAL AND STATISTICAL APPROACH TO POWER SALE ACTIVITY

PLANING AND MANAGEMENT

Sale activity model showing that efficiency of managerial process of electric power realization depends on information completeness about actual values of electric power realization volume, forecast reliability of their change and a kind (form) of information representation about sale activity process is offered in the article.

Key words: electric power, informational and statistical approach, power sale activity, sales management.

Совершенствование управления сбытом электрической энергии - неотъемлемая часть программ развития энергетической отрасли в целом и энергосбытовых компаний в частности. Модель сбытовой деятельности показывает, что эффективность процесса управления реализацией электрической энергии зависит от полноты информации фактических значений объема реализации электроэнергии, а также от достоверности прогноза их изменения. Но поскольку процесс сбыта энергии - не чисто техническая система, так как включает в себя человеческий фактор в качестве основного функционального звена, на эффективность управления им сильно влияют не только объем и содержание данных, но и вид (форма) представления информации о ходе сбытовой деятельности.

Важными механизмами эффективного выполнения сбытовой функции является планирование, учет и контроль реализации электрической энергии. Для объективного анализа деятельности сбытовых подразделений, принятия обоснованных управленческих решений в сфере сбыта необходимо иметь количественные оценки, характеризующие результаты работы по реализации энергии в соответствии с запланированными показателями.

Ярко выраженная сезонность производства электроэнергии обуславливает несовпадение во времени расходов на создание запасов топлива к осенне-зимнему сезону и поступления средств от реализации электроэнергии. Краткосрочный прогноз спроса электроэнергии становится особенно актуальным.

Одной из составных частей бизнес-планирования компании следует считать ее энергосбытовую деятельность. Она непосредственно связана с реализацией на рынке энергии и является определяющим фактором формирования доходности компании. Своевременная и объективная информация о сбытовой деятельности позволяет принимать адекватные управленческие решения, связанные с соблюдением требований по формированию рыночных отношений между покупателем и продавцом, между компанией и органами власти и т.п.

При планировании деятельности энергосистемы в целом основным моментом является установление спроса на электрическую энергию. В отношении энергии должны быть определены размер и режим потребления. Режим подлежит определению в годовом (сезонном) и суточном размере.

В зависимости от способа получения исходных данных различают два вида планирования:

E.V. Bocharova

1) планирование по заявкам потребителей;

2) планирование по аналогии либо с предыдущим периодом, либо с близким по характеру потребления абонентом.

Преимущественное применение того или иного вида планирования определяется прежде всего сроками, на которые составляется план. В перспективном планировании метод заявок может быть использован только в отношении небольшой группы крупных промышленных потребителей. В основном же используется метод аналогии. При текущем же планировании наиболее часто используется метод заявок, скорректированный с учетом прогнозируемых температурных характеристик планируемого периода.

Планирование спроса по электрической энергии должно установить:

- размер годового потребления энергии;

- распределение годового потребления по месяцам;

- суточный режим, определяемый средним суточным графиком нагрузки нормального рабочего дня.

Точнее всего можно установить размер годового потребления. Годовой режим в основном определяется распределением отпусков и ремонтов на промышленных предприятиях и присоединением новых потребителей. Точность планирования годового режима потребления должна быть обеспечена не только полнотой учета всех потребителей энергии, но и контролем за выполнением ими плана. При планировании суточного режима должны быть учтены все обстоятельства, определяющие этот режим: изменение загрузки и режима работы предприятий, введенные ограничения потребления ими энергоресурсов и т.д.

Бюджет движения денежных средств энергосбытового предприятия (БДДС) - документ, определяющий календарный план поступлений денежных средств от реализации электрической энергии и затрат на ее приобретение, передачу и прочее, сформированный с целью нахождения оптимального баланса между поступлениями и затратами денежных средств, а также нахождением самых выгодных вариантов кредитования/размещения средств при их временном недостатке/избытке у энергосбытовой организации.

Документом, определяющим основные показатели энергосбытовой деятельности на год, квартал и месяц, является бизнес-план энергосбытовой деятельности. Первоначально бизнес-план энергосбытовой деятельности составляется на год с поквартальной разбивкой. В дальнейшем он детализируется и корректируется соответствующими квартальными бизнес-планами с месячной разбивкой.

Бизнес-план энергосбытовой деятельности составляется ОАО «Красноярскэнергосбыт» и последовательно утверждается Генеральным директором ОАО «Красноярскэнергосбыт», ОАО «РусГидро» и Советом директоров ОАО «Красноярскэнергосбыт».

Основные разделы бизнес-плана отражают задачи и приоритетные направления, которые должны быть решены ОАО «Красноярскэнергосбыт» в определенный период времени.

Параметрами для формирования бизнес-плана энергосбытовой деятельности являются:

1. Объем поставки (полезный отпуск) электрической энергии по группам потребителей, сформированный на основе договорных величин и прогнозов потребления по каждому абоненту с учетом платежеспособного спроса и введения санкций к неплательщикам.

2. Утвержденный (действующий) тариф, расчетный уровень экономически обоснованных тарифов, а также ожидаемый уровень нерегулируемых цен на электрическую энергию/мощность.

3. Объем продаж электрической энергии по группам потребителей.

4. Структура дебиторской задолженности по электрической энергии и сводные графики ее погашения исходя из ее структуры, планируемых действий по ее взысканию и подписанных графиков реструктуризации.

5. Авансы и переплаты потребителей. Динамика их движения в соответствии с условиями договоров на энергоснабжение и общей динамики платежей по группам потребителей.

При планировании формируется несколько альтернативных вариантов бизнес-плана. В последующем на основе принятых критериев выбирается наиболее эффективный вариант. Однако при составлении бизнес-плана энергосбытовой деятельности такой подход неприемлем. Здесь целесообразным следует считать метод доработки существующего варианта плана с дальнейшим повышением его эффективности исходя из мультипликативного критерия [2]:

П

м = )

1=1

где 1, - частный показатель эффекта;

д, - коэффициент значимости параметра I, сумма которого равна 1.

Планирование должно учитывать подвижность анализируемых процессов. При этом важно знать, как будут изменяться характеристики под влиянием факторов и управляющих воздействий. Здесь уместно применение моделей прогнозирования.

Основным методом прогнозирования наиболее вероятных направлений развития научнотехнического прогресса является моделирование [5]. Наиболее часто в технике и экономике используются математические модели. Такая модель представляет собой математическое выражение, содержащее переменные величины, поведение которых аналогично их поведению в реальной искусственной системе. Модели бывают статические и динамические. Последние особенно ценны, поскольку позволяют учитывать характер поведения системы.

Энергетическое производство имеет ряд особенностей, которые отличают его от производства на других промышленных предприятиях и объединениях. Эти особенности вытекают из специфических свойств энергии (электроэнергии и тепла) как продуктов производства и потребления. Наиболее резко они проявляются при производстве электроэнергии.

Первой отличительной особенностью энергетики является неразрывность и практически полное совпадение во времени процессов производства, распределения и потребления энергии.

Неравномерность графика ее производства и распределения - вторая характерная особенность отрасли.

Третье, - это то, что энергетическое производство должно удовлетворять потребности приемников не только в количестве энергии, но и в покрытии их нагрузки (мощности). Только при выполнении этих условий может быть обеспечено бесперебойное энергоснабжение потребителей.

Четвертая особенность энергетического производства связана с обеспечением необходимого качества энергии и влиянием на нее энергоприемников потребителей.

Пятая - связана с учетом энергии и расчетами с ее потребителями. Продукция энергосистемы расходуется потребителем практически без участия энергосистемы, что ставит перед предприятием задачу обеспечения полного учета взятой продукции и расчетов за нее.

Из других особенностей энергетического производства отдельно стоит отметить зависимость производства и потребления энергии от метеорологических условий региона.

В этих условиях для планирования работы энергопредприятий важно выявить не только общую потребность в энергии и мощности (от этого зависит объем производства энергии и необходимая установленная мощность), но и режим потребления энергии, от которого зависит производственный режим энергопредприятий. Поэтому в планировании и экономическом анализе энергетического производства большую роль играют графики нагрузки, показывающие, как изменяется потребление энергии во времени.

Степень обоснованности прогнозов в большей мере зависит от полноты и степени точности используемой в расчетах исходной информации. Элементы неполноты и недостаточной ее достоверности, как правило, исключают принятие при прогнозах решений, относящихся к категории детерминированных. Именно поэтому при прогнозировании широко используются теория вероятности и методы корреляции.

Прогнозирование в энергетике имеет свои особенности, связанные с системным подходом к анализу перспектив развития всего топливно-энергетического комплекса. Важнейшими задачами этого анализа являются нахождение в рамках большой общей энергетической системы страны оптимальных пропорций и масштабов развития основных отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, обоснование путей научно-технического прогресса во всех звеньях топливно-энергетического комплекса.

Современные пакеты прикладных программ, реализующие возможности проведения расчетов, значительно усиливают смысловую часть разработки прогноза. Точность прогноза существенно зависит от состава информации, на основании которой он строится. Проработка этой информации - наиболее сложная часть прогнозирования.

Однако, поскольку входные переменные статистически зависимы друг от друга, регрессионные модели зависимости объемов потребления энергии от каждого из этих факторов могут носить только приближенно-иллюстративный и, вообще говоря, малоинформативный характер. Опыт показывает, что достоверность даже нелинейных регрессионных моделей в этом случае составляет лишь 50-60% [1]. Кроме этого, эффективность результатов прогноза будет зависеть от мастерства и уровня энергоменеджера, т.е. от его способности правильно отбирать нужную информацию и пользоваться теми или иными методами анализа.

Немаловажное значение в планировании занимает анализ дебиторской задолженности [4]. Он включает в себя выявление потребителей-неплательщиков и причин их неплатежеспособности; оценку степени воздействия на неплательщиков негативных факторов; классификацию неплательщиков в зависимости от времени и объемов образования задолженности (при этом различают текущую - один месяц, рабочую, мо-раторную и «мертвую» задолженности); рейтинговую оценку финансового состояния потребителя-неплательщика в текущем периоде и др.

Состояние дебиторской задолженности должно оцениваться на текущий момент с учетом ее дисконтированной стоимости.

Дебиторская задолженность на момент времени Т будет равна

т

дз(т ) = X з, (1 + г)'

/= 0

где Зt - денежная сумма, не поступившая на счета предприятия-поставщика за потребленную электро-

энергию (ЭЭ) на период времени Ь

п - коэффициент дисконтирования, равный средней величине ставки рефинансирования ЦБ РФ.

К мероприятиям, направленным на управление среднесрочной и долгосрочной задолженностью, можно отнести:

• выявление вероятных неплательщиков и заключение совместных договоров на реализацию ЭЭ в ограниченных объемах;

• заключение договоров о поставках ЭЭ на условиях кредитования (более 1 месяца) с учетом ее дисконтированной стоимости;

• обработка путем использования программных средств [3] картотеки банков с целью выявления «замкнутых цепочек» из участников, осуществляющих взаимные платежи;

• письменные уведомления задолжников о возможном применении санкций;

• подготовка и утверждение совместно с неплательщиками программы по реструктуризации просроченной задолженности (включая учет дисконтированной стоимости);

• составление графиков отключений с последующей их реализацией;

• предоставление исков в арбитражный суд на неплательщиков.

Таким образом, использование информационно-статистического подхода, реализуемого в рамках системы принятия решений, позволит организовать наиболее эффективную деятельность в сфере бизнес-планирования энергосбытовой деятельности.

Предложенная структура отражает концепцию развития и внедрения основ менеджмента и маркетинга в практику подготовки плана по сбыту энергии, а выработанные методики обеспечивают повышение роли подготовки плана в части сбыта, анализа тарифной политики и дебиторской задолженности.

Литература

1. Информационно-статистический подход к организации маркетинга / Н.Н. Бахтадзе, В.А. Потоцкий,

Е.М. Максимов [и др.] // Экономика и мат. методы. - 1996. - Т.32. - №4. - С. 43-48.

2. Дулесов А.С., Колмогоров В.Г. Программный комплекс анализа неплатежей в финансово-денежной системе // Достижения науки и техники - развитию сибирских регионов: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. В 3 ч. - Красноярск: Изд-во КГТУ, 1999. - С. 84-85.

3. Зекцер Д.М. Некоторые вопросы прикладного маркетинга в промышленной энергетике // Пром. энер-

гетика. - 2001. - №12. - С. 17-20.

4. Филиппова Т.А., Чернов С.С. Некоторые аспекты маркетинга энергетических компаний // Энергосистема: управление, качество, безопасность: сб. докл. Всерос. науч.-техн. конф. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. - С. 81-84.

5. Хоскинг А. Основы предпринимательства. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 324 с.

--------♦-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.