Научная статья на тему 'Формирование информационно-сетевой инфраструктуры экономики: региональные особенности'

Формирование информационно-сетевой инфраструктуры экономики: региональные особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕРНЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова Е.Н.

Рассматривается формирование основных элементов информационной экономики и сетевых принципов работы, которые позволяют говорить о наличии информационно-сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное и результативное взаимодействие экономических агентов в ней. В России степень распространения информационных и сетевых технологий различается по регионам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-сетевой инфраструктуры экономики: региональные особенности»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Е. Н. АКИМОВА, старший преподаватель кафедры экономики, управления и права E-mail: 7ena@mail.ru Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Рассматривается формирование основных элементов информационной экономики и сетевых принципов работы, которые позволяют говорить о наличии информационно-сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное и результативное взаимодействие экономических агентов в ней. В России степень распространения информационных и сетевых технологий различается по регионам.

Ключевые слова: сетевая экономика, информационная экономика, информационно-сетевая инфраструктура, Интернет, экономические отношения.

Одним из основных факторов развития экономики является внедрение и распространение информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, что позволяет повысить эффективность экономической деятельности, снизить издержки, предоставить новые возможности ведения бизнеса.

Принципиально важным считается наличие в современных условиях довольно эффективных и выгодных способов организации производства, распространения товаров и услуг через электронную сеть, позволившую выделить в отдельный блок виртуальное пространство, где и совершается значительная доля операций. Необходимо отметить, что виртуальное взаимодействие возникает при наличии компьютерных сетей либо любых других устройств, обеспечивающих доступ к единым информационным ресурсам. Существуют также ведомственные сети, сети передачи данных, локальные и глобальные сети, технологические сети, сети 1Р-телефонии, телефонные сети общего пользования, мобильные сети. Наиболее извест-

ной и более распространенной сегодня является глобальная сеть Интернет.

Сетевой компонент экономических отношений обеспечивает эффективность деятельности отдельных экономических агентов, позволяет уменьшить трансакционные издержки и наладить мобильную организацию работы. Элементы, необходимые для построения подобного рода взаимодействия, существуют и активно используются, но они не связаны в единую инфраструктуру, о чем упоминают многие экономисты, например, Д. Иванов [1], Б. Мильнер [4], О. Красильников [3], К. Хубиев [9] и др.

Согласно мнению A.A. Иванищева, процесс функционирования экономики определяет движение информационных потоков, обеспеченных системой специализированных институтов и организаций, что выражено в инфраструктуре. Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы. В экономике — это внутреннее строение экономической системы, представляющее собой совокупность элементов, обеспечивающих свободный обмен, перелив различного рода ресурсов и увязывающих это движение в единое целое. Инфраструктураделовых отношений сформировалась уже давно, однако она приобретает новую информационную основу [2, с. 9] и представляется как вспомогательный элемент по отношению к базовым отраслям экономики.

С помощью технологий и продуктов информационной инфраструктуры строится компьютерная сеть, создается сетевая инфраструктура, внутри которой проявляется виртуальное взаимодействие между домашними хозяйствами и фирмами для

осуществления обмена информацией, информационными и виртуальными продуктами и электронными деньгами.

Информационные технологии сильно интегрированы с сетевыми. Это позволяетдать определение информационно-сетевой инфраструктурыкяк подструктуры экономики, части информационной инфраструктуры, объединенной экономическими агентами в компьютерной сети, которые обеспечивают создание, хранение, обмен и потребление произведенных на основе информации и знаний продуктов для достижения эффективности развития экономических отношений.

Можно выделить следующие особенности информационно-сетевой инфраструктуры экономики:

1) использование информационных ресурсов характеризуется так называемым сетевым эффектом, по которому, чем больше элементов в сети, тем выше полезность и соответствующий экономический эффект каждого отдельного аппарата (эффект Меткалфа);

2) появление противоположных тенденций движения стоимости (цены) информации и ценности знания. С развитием информационных и телекоммуникационных технологий возрастает их сложность, но одновременно и мощность, позволяющая обрабатывать все большие массивы информации и в более короткий срок;

3) развитие технологий, благодаря которым согласно закону Мура каждые 1,5 года увеличивается мощность компьютеров. Происходит быстрое распространение информации, продукции и услуг сети, уменьшение интервала между стадиями жизненного цикла товара;

4) распространение информации и работа в сети Интернет связаны с низкими трансакцион-ными издержками. Устранение географических, отраслевых и корпоративных препятствий приводит к радикальному снижению трансакционных и производственных издержек (в первую очередь затрат на хранение запасов и тиражирование) и создает огромные возможности роста производительности труда в сетевых структурах;

5) отсутствие четкого центра и четких границ, характерных для интернет-компаний, смещает их целевые установки с максимизации собственной прибыли на развитие инфраструктуры сети в целом. Ключевым фактором становится поддержка сетевых стандартов: преданность стандартам, а не фирме [5];

6) взаимодействие в сети характеризуется определенной двойственностью. С одной стороны, обычно увеличивается степень анонимности

(в западном понимании — реализация права на конфиденциальность), свободы (и даже бесконтрольности), включая свободу доступа к ресурсам. С другой стороны, хотя и с определенным временным лагом, увеличивается степень контроля за экономической деятельностью и самой личностью;

7) производство информационного продукта связано с высокими постоянными затратами, но с низкими предельными издержками. К. Шапиро и X. Вариан [И] утверждают, что информацию дорого производить, но дешево воспроизводить.

Успешное развитие информационных технологий на региональном уровне ведет к более эффективной деятельности всего государства в целом. В России степень распространения информационных технологий различается по регионам. Ориентируясь на общие тенденции развития информационно-сетевой инфраструктуры экономики, рассмотрим ее региональные особенности.

Не существует единой методики, позволяющей оценить одновременно и информационную, и сетевую составляющие экономики. Для анализа можно воспользоваться двумя показателями: индексом готовности регионов к информационному обществу и индексом готовности регионов России к «электронному правительству».

В качестве примера рассмотрим опыт Республики Марий Эл.

Индекс готовностирегионов к информационному обществу является одним из самых основных индексов, рассчитанных в России. Последние данные собирались в 2005—2006 гг. Первое место в данном рейтинге занимает Москва. Второе место отводится Санкт-Петербургу. Третье место — у Томской области. Республика Марий Эл занимает 54-е место, Чувашская Республика находится на 20-м месте, Кировская область — на 74-м [14]. В таблице 1 приведена выборка из данного рейтинга по Приволжскому федеральному округу (ПФО), из которого видно, что уровень развития информационных технологий в Республике Марий Эл не способствует ее эффективному развитию в современных условиях.

Было выдвинуто предположение, что развитие информационно-коммуникационных технологий может зависеть от валового регионального продукта (ВРП). Однако при сопоставлении данных по регионам России такой зависимости выявлено не было, следовательно, на развитие информационных технологий в регионах помимо дохода влияют другие параметры. В таблице 2 приведены результаты сопоставлений по ПФО.

Таблица 1

Индекс готовности регионов России к информационному обществу (выборка по Приволжскому Федеральному округу)

Место в рейтинге Регион Балл (по 7 балльной шкале)

6 Самарская область 3,68

13 Республика Татарстан 3,39

20 Чувашская Республика 3,23

22 Пермский край 3,19

27 Нижегородская область 3,17

38 Удмуртская Республика 3,04

42 Саратовская область 2,95

43 Пензенская область 2,94

48 Оренбургская область 2,85

49 Республика Башкортостан 2,83

54 Республика Марий Эл 2,72

58 Ульяновская область 2,67

67 Республика Мордовия 2,57

74 Кировская область 2,44

Индекс готовности регионов к «электронному правительству» в 2004—2005гг., разработанный Дирекцией по мониторингу Института развития информационного общества России, предназначен для выработки, проведения и корректировки политики развития «электронного правительства» на федеральном и региональном уровнях. Индекс позволяет оценить уровень подготовленности региона к реализации услуг органов власти на основе информационно-коммуникационных технологий, проанализировать препятствия и зоны отставания на пути реализации концепции «электронного пра-

Таблица 2

Сопоставление значений индекса готовности регионов к информационному обществу и валового регионального продукта на душу населения (выборка по Приволжскому Федеральному округу), 2006 г. [5]

вительства». По данному индексу лидирующие позиции также занимают Москва и Санкт-Петербург. Томская область находится на 3-м месте. Сравнивая Республику Марий Эл с соседними регионами (табл. 3), можно отметить, что готовность к внедрению в регионе системы электронного правительства и отдача от ее функционирования будут низкими.

В России организации виртуального характера создаются и функционируют в районах с хорошо развитой инфраструктурой: 40 % виртуальных организаций функционируют в Центральном федеральном округе (с учетом г. Москвы), 20% — в Северо-Западном (с учетом г. Санкт-Петербурга), 15 % — в Южном, 8 % — в Дальневосточном, 7 % — в Уральском, 6% — в Сибирском, 4% — в Приволжском федеральном округах [11, с. 50]. Отсюда можно сделать вывод, что информационно-сетевая инфраструктура больше развита в центральных районах и крупных городах России, а большинство областей отстают.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [9, с. 266] в 2008 г. из 1 244 обследованных организаций 1130 используют в своей деятельности персональные компьютеры, глобальные информационные сети — 813, имели веб-сайты в Интернете — 173. С каждым годом увеличивается доля организаций, использующих современные информационные технологии.

Во всех сферах экономической деятельности применяется Интернети информационные ресурсы, котоые в Республике Марий Эл активнее всего использовались в сфере строительства и операций

Таблица 3

Индекс готовности регионов России к «электронному правительству» (выборка по Приволжскому Федеральному округу)

Место в рейтинге Субъект Российской Федерации Балл Доля ВРП на душу населения, тыс. руб.

6 Самарская область 3,7 153,186

13 Республика Татарстан (Татарстан) 3,4 161,102

20 Чувашская Республика 3,2 72,269

22 Пермский край 3,2 140,084

27 Нижегородская область 3,2 110,765

38 Удмуртская республика 3 106,965

42 Саратовская область 3 78,518

43 Пензенская область 2,9 63,342

48 Оренбургская область 2,9 142,051

49 Республика Башкортостан 2,8 124,52

54 Республика Марий Эл 2,7 61,575

58 Ульяновская область 2,7 76,722

67 Республика Мордовия 2,6 68,025

74 Кировская область 2,4 67,632

Место в рейтинге Регион Балл (по 7 балльной шкале)

6 Самарская область 3,91

14 Чувашская Республика 3,49

20 Пермская область 3,39

21 Нижегородская область 3,37

26 Саратовская область 3,26

29 Удмуртская Республика 3,23

43 Пензенская область 2,96

49 Республика Татарстан 2,87

51 Оренбургская область 2,80

52 Республика Марий Эл 2,80

53 Республика Башкортостан 2,79

54 Республика Мордовия 2,76

79 Кировская область 2,23

77 Ульяновская область 2,34

с недвижимостью в 2008 г. Из числа обследованных организаций 478 применяли Интернет для связи с поставщиками товаров и услуг, 273 организации — для связи с потребителями товаров и услуг. Меньше всего в Республике Марий Эл организаций, распространяющих электронную продукцию через Интернет — 20 из общего числа обследованных организаций. Необходимо отметить, что при подготовке статистических данных использовалась совокупность предприятий, давших соответствующие сведения.

В области развития информационно-сетевой инфраструктуры одним из перспективных направлений деятельности является развитие малых форм предпринимательства, реализующих услуги, связанных с информационными технологиями. По данным Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, в 2009 г. насчитывалось 4 574 малых предприятия. Из них 55 (2 % от общего числа малых предприятий городского округа) предоставляли информационные услуги в городских округах Йошкар-Ола и Козьмодемьянск.

В соответствии с Федеральной программой развития «Электронный регион», каждая территориальная единица должна иметь свой официальный сайт. А на основании принципов функционирования информационно-сетевой инфраструктуры экономики ресурсы Интернета должны способствовать более эффективному выполнению задач. Три городских округа Республики Марий Эл представлены в сети посредством сайтов, а из четырнадцати муниципальных районов официальные сайты есть только у шести. Информационно-сетевая инфраструктура экономики предполагает, что сайты должны быть не просто информативными ресурсами, но и заключать в себе рабочие функции. Так, из девяти сайтов только четыре в той или иной степени реализуют принципы активного взаимодействия с населением. Через них осуществляется обратная связь между администрацией и гражданами (в частности, на сайтах функционируют окна вопросов главам администраций и ведения государственных торгов и закупок). Таким образом, информационный ресурс в управлении районами республики задействован слабо, причинами этого являются слабая обеспеченность районов информационными технологиями, незаинтересованность населения в данных ресурсах и неэффективность государственного управления.

Наиболее проработанный и надежно функционирующий ресурс — это сайт Правительства

Республики Марий Эл (URL: http://gov. mari. ru/). В последнее время все чаще стали появляться интернет-проекты, на которых размещен большой объем справочной информации. В 2009 г. запущен проектMariMedia (URL: http://www.marimedia.ru), где публикуются последние новости, информация о предприятиях и организациях. Сайт спозиционирован как каталог полезной информации Йошкар-Олы и Республики Марий Эл.

В Республике Марий Эл функционирует Портал государственных услуг (URL: http://pgu. gov. mari, ru/web/guest/main), основным назначением которого является предоставление гражданам и бизнесу информации о государственных услугах, оказываемых в регионе. Цель портала государственных услуг — снижение издержек граждан и организаций при взаимодействии с государственными органами и организациями при получении государственных услуг. По состоянию на 30.04.2010 на сайте представлены: 45 государственных услуг регионального значения, 623 документа и 11 организаций. Сайт посетило около 34тыс. чел.

По рейтингу, составляемому по сайтам Республики Марий Эл [8], можно сделать вывод, что наибольшей популярностью пользуются сайты информативного и развлекательного характера, а сайты официальных и деловых организаций либо не представлены в рейтинге, либо занимают в нем последние позиции, что говорит о низком уровне предлагаемой сайтами информации. Следовательно, необходимо совершенствовать содержание сайтов и работать над средствами представления информации.

Можно выделить следующие территориальные особенности, влияющие на развитие информационно-сетевой инфраструктуры экономики:

• количество в регионе предприятий, создающих информационно-сетевую инфраструктуру;

• степень заинтересованности населения в использовании объектов инфраструктуры (информационных товаров и услуг);

• уровень социально-экономического развития региона;

• совершенство технологий, обеспечивающих информационно-сетевое взаимодействие;

• востребованность информации, представленной на сайтах регионов.

На основании сказанного можно сделать следующие выводы:

1) в Республике Марий Эл недостаточно развита региональная сеть передачи данных, существующая инфраструктура морально и физически изно-

шена. Данная проблема ограничивает возможности операторов связи по предоставлению населению доступа к сетям, отрицательно влияет на скорость передачи данных, а следовательно, и на объемы передаваемой и получаемой информации;

2) существует информационное неравенство населения Республики Марий Эл. На сегодняшний день уровень любого вида связи среди городского населения значительно выше, чем сельского населения. Эта же тенденция проявляется и в отношении разработки информационных ресурсов для районов республики;

3) информационные проекты, создаваемые в Интернете разнообразны, однако в большей своей массе они направлены только на информирование пользователей, малая часть сайтов выполняет функциональные задачи экономических агентов. Увеличение их количества сделает эффективным взаимодействие между отдельными группами населения;

4) развитие информационно-сетевой инфраструктуры способствует развитию таких областей экономики, как налогообложение, кредитование, право, маркетинг, страхование, сфера услуг. Для этого необходимо сначала на государственном уровне внедрить принципы электронного управления регионом, затем предложить коммерческим организациям вводить в свою деятельность данные принципы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо осуществление следующего комплекса мероприятий:

• обновление оборудования, обеспечивающего доступ в сеть, что может быть достигнуто за счет введения конкуренции на рынке предоставления услуг связи;

• повышение заинтересованности населения республики в получении услуг посредствам Интернета;

• стимулирование субъектов экономики к работе в Интернете, ведению электронного документооборота, оплаты услуг с помощью электронных платежных систем ит. д.;

• стимулирование руководством республики инновационных проектов, направленных на

создание объектов информационно-сетевой инфраструктуры, через которые возможно осуществлять разные формы взаимодействия. Например, создание интернет-магазинов, работающих в пределах Республики Марий Эл, мультимедийных образовательных проектов.

Список литературы

1. Иванов Д. В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. 212 с.

2. Котельников В. Ю. Управление инновациями: стратегический подход. Гибкие корпоративные стратегии выживания и лидерства в новой экономике. М.: Эксмо, 2007. 120 с.

3. Красилъников О. Ю. Теоретические основы интернет-экономики: монография. Саратов: Научная книга, 2007. 111 с.

4. Милънер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. 2008. № 7. С. 129-142.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. 1999—2009. URL: http://www. gks. ru.

6. Портал государственных услуг республики Марий Эл. URL: http://pgu.gov.mari.ru/web/ guest/main.

7. Рейтинг сайтов Республики Марий Эл. URL: http://statmari.ru.

8. Республика Марий Эл: стат. ежегодник «Республика Марий Эл» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009. С. 299-274.

9. Хубиев К. О содержании «новой экономики» // Экономист. 2008. № 5. С. 63-70.

10. Электронный регион. URL: http://www.eregion. ru.

11. Varían H. R., Farrel J., Shapiro С. The Economics of information technology: an introduction (raffaele mattioli lectures) // Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.