Научная статья на тему 'Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза'

Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-психологическая устойчивость / социокультурные угрозы / студенты. / information-psychological stability / socio-cultural threats / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А.-Л.С. Меерсон

Актуальность. Социокультурные угрозы, обусловленные возникновением социальных конфликтов, амбивалентными представлениями о пассионарности и активности людей в конструировании окружающего мира, ярко выраженным состоянием неопределенности в понимании целей и направления развития общества, актуализируют задачу обеспечения информационно-психологической безопасности молодежи, включая формирование навыков безопасного информационного поведения и взаимодействия в цифровой среде, в том числе за счет формирования информационно-психологической устойчивости. Цель исследования состояла в разработке и верификации психолого-педагогической программы формирования информационно-психологической устойчивости студента вуза к социокультурным угрозам на основе развития нивелирующих личностных ресурсов. Описание хода исследования. Психолого-педагогический эксперимент проводился на базе Российского государственного социального университета и Шуйского филиала Ивановского государственного университета в 2021/2022 учебном году. Методологическую основу составили культурно-исторический, субъектно-деятельностный и риск-ресурсный подходы. Программа включала четыре этапа: формирование мотивации и знаний, формирование информационного поведения, формирование критичности мышления, формирование просоциальной направленности (в рамках учебных дисциплин психологического профиля и внеаудиторной работы). Методы. В исследовании участвовали 103 студента (16% мужчины, 84% женщины; возраст от 17 до 20 лет). Использовались следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, адаптация М.В. Соколовой), «Определение социокультурной идентичности» (О.В. Крупенко, О.В. Фролова), «Опросник моральных оснований» (J. Haidt с соавт., в адаптации О.А. Сычева с соавт.), «Индекс самооценки навыков работы с информацией» (Ю.Л. Войнилов, Д.В. Мальцева, Л.В. Шубина), «Шкала виртуальной аутизации» (Э.Н. Гилемханова). Результаты. Установлено статистически значимое положительное изменение показателей сформированности информационно-психологической устойчивости студентов к социокультурным угрозам (t-критерий Стьюдента, p < 0,001). Заключение. В ходе исследования показано, что развитие нивелирующих личностных ресурсов, а через них — ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, межличностной сфер способствует формированию устойчивой к 139 Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозамсоциокультурным угрозам Я-концепции студента посредством приобретения субъектности и построения психологически безопасного информационного поведения. Практическое применение результатов. Результаты применимы к деятельности психологов, педагогов, специалистов по работе с молодежью в системе психологического сопровождения, учебной и воспитательной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А.-Л.С. Меерсон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of information-psychological resistance to socio-cultural threats among university students

Background. Sociocultural threats caused by the emergence of social conflicts, ambivalent ideas about passionarity and activity of people in the construction of the surrounding world, a pronounced state of uncertainty in understanding the goals and directions of society development, actualize the task of ensuring information and psychological safety of young people. The solution to this problem is possible through the formation of skills for safe information behavior and interaction in the digital environment, supposing development of information-psychological stability. Objective. The purpose of the study was to develop and verify a psychological educational program for the formation of information and psychological resistance of the university students to socio-cultural threats based on the development of leveling personality resources. Design. The psychological and pedagogical experiment was conducted on the basis of Russian State Social University and Shuya Branch of Ivanovo State University in the 2021/2022 academic year. The methodological basis was made up of cultural-historical, subject-activity and risk-resource approaches. The program included four stages: formation of motivation and knowledge, formation of informational behavior, formation of critical thinking, formation of a prosocial orientation (within the framework of academic disciplines of psychological profile and extracurricular work). Methods. 103 students took part in the study (16% men, 84% women, aged 17 to 20 years). The following methods were used in the study: “Scale of subjective well-being” 140 А.-Л.С. Меерсон (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, Russian adaptation by M.V. Sokolova), “Definition of socio-cultural identity” (O.V. Krupenko, O.V. Frolova), “Moral grounds questionnaire” (J. Haidt et al., Russian adaptation by O.A. Sychev et al.), “Index of self-assessment of information skills” (Y.L. Voynilov, D.V. Maltseva, L.V. Shubina), “Scale of virtual autism” (E.N. Gilemkhanova). Results. According to the results of control measurements carried out before and after the psychological and pedagogical experiment, students who passed 4 stages of the developed Program demonstrated a statistically significant positive change in the indicators of informationpsychological resistance to socio-cultural threats (Student’s t-criterion, p < 0.001). Conclusion. The study shows that development of leveling personality resources, and through them — the development of value-motivational, emotional-volitional, cognitive, interpersonal spheres contributes to the formation of a student’s Self-concept resistant to sociocultural threats through developing of agency and constructing psychologically safe informational behavior. Practical use of the results. The psychological educational program developed for the study purposes can be useful in practical work of psychologists and teachers with young people in the system of psychological support and educational work at the university

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • Том 15 • № 1

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья УДК 159.9.07

формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза

А.-Л.С. Меерсон

Ивановский государственный университет (Шуйский филиал), Шуя, Россия, isaacmeyerson@ya.ru, https://orcid.org/0000-0003-4342-5829

Актуальность. Социокультурные угрозы, обусловленные возникновением социальных конфликтов, амбивалентными представлениями о пассионарности и активности людей в конструировании окружающего мира, ярко выраженным состоянием неопределенности в понимании целей и направления развития общества, актуализируют задачу обеспечения информационно-психологической безопасности молодежи, включая формирование навыков безопасного информационного поведения и взаимодействия в цифровой среде, в том числе за счет формирования информационно-психологической устойчивости.

Цель исследования состояла в разработке и верификации психолого-педагогической программы формирования информационно-психологической устойчивости студента вуза к социокультурным угрозам на основе развития нивелирующих личностных ресурсов.

Описание хода исследования. Психолого-педагогический эксперимент проводился на базе Российского государственного социального университета и Шуйского филиала Ивановского государственного университета в 2021/2022 учебном году. Методологическую основу составили культурно-исторический, субъектно-деятель-ностный и риск-ресурсный подходы. Программа включала четыре этапа: формирование мотивации и знаний, формирование информационного поведения, формирование критичности мышления, формирование просоциальной направленности (в рамках учебных дисциплин психологического профиля и внеаудиторной работы).

Методы. В исследовании участвовали 103 студента (16% мужчины, 84% женщины; возраст от 17 до 20 лет). Использовались следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, адаптация М.В. Соколовой), «Определение социокультурной идентичности» (О.В. Крупен-ко, О.В. Фролова), «Опросник моральных оснований» (J. Haidt с соавт., в адаптации О.А. Сычева с соавт.), «Индекс самооценки навыков работы с информацией» (Ю.Л. Войнилов, Д.В. Мальцева, Л.В. Шубина), «Шкала виртуальной аутизации» (Э.Н. Гилемханова).

Результаты. Установлено статистически значимое положительное изменение показателей сформированности информационно-психологической устойчивости студентов к социокультурным угрозам (t-критерий Стьюдента, p < 0,001).

Заключение. В ходе исследования показано, что развитие нивелирующих личностных ресурсов, а через них — ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, межличностной сфер способствует формированию устойчивой к

социокультурным угрозам Я-концепции студента посредством приобретения субъ-ектности и построения психологически безопасного информационного поведения.

Практическое применение результатов. Результаты применимы к деятельности психологов, педагогов, специалистов по работе с молодежью в системе психологического сопровождения, учебной и воспитательной работы в вузе.

Ключевые слова: информационно-психологическая устойчивость, социокультурные угрозы, студенты.

Информация о финансировании. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-33053.

Для цитирования: Меерсон А.-Л.С. Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 1(15), С. ХХ-ХХ. ^к

PSYCHOLOGY AND EDUCATION

Scientific Article doi

FORMATION OF INFORMATION-PSYCHOLOGICAL RESISTANCE TO SOCIO-CULTURAL THREATS AMONG UNIVERSITY STUDENTS

Isaac-Leib S. Meyerson

Ivanovo State University (Shuya Branch), Shuya, Russia, isaacmeyerson@ya.ru, https://orcid.org/0000-0003-4342-5829

Background. Sociocultural threats caused by the emergence of social conflicts, ambivalent ideas about passionarity and activity of people in the construction of the surrounding world, a pronounced state of uncertainty in understanding the goals and directions of society development, actualize the task of ensuring information and psychological safety of young people. The solution to this problem is possible through the formation of skills for safe information behavior and interaction in the digital environment, supposing development of information-psychological stability.

Objective. The purpose of the study was to develop and verify a psychological educational program for the formation of information and psychological resistance of the university students to socio-cultural threats based on the development of leveling personality resources.

Design. The psychological and pedagogical experiment was conducted on the basis of Russian State Social University and Shuya Branch of Ivanovo State University in the 2021/2022 academic year. The methodological basis was made up of cultural-historical, subject-activity and risk-resource approaches. The program included four stages: formation of motivation and knowledge, formation of informational behavior, formation of critical thinking, formation of a prosocial orientation (within the framework of academic disciplines of psychological profile and extracurricular work).

Methods. 103 students took part in the study (16% men, 84% women, aged 17 to 20 years). The following methods were used in the study: "Scale of subjective well-being"

(Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, Russian adaptation by M.V. Sokolova), "Definition of socio-cultural identity" (O.V. Krupenko, O.V. Frolova), "Moral grounds questionnaire" (J. Haidt et al., Russian adaptation by O.A. Sychev et al.), "Index of self-assessment of information skills" (Y.L. Voynilov, D.V. Maltseva, L.V. Shubina), "Scale of virtual autism" (E.N. Gilemkhanova).

Results. According to the results of control measurements carried out before and after the psychological and pedagogical experiment, students who passed 4 stages of the developed Program demonstrated a statistically significant positive change in the indicators of information- psychological resistance to socio-cultural threats (Student's t-criterion, p < 0.001).

Conclusion. The study shows that development of leveling personality resources, and through them — the development of value-motivational, emotional-volitional, cognitive, interpersonal spheres contributes to the formation of a student's Self-concept resistant to sociocultural threats through developing of agency and constructing psychologically safe informational behavior.

Practical use of the results. The psychological educational program developed for the study purposes can be useful in practical work of psychologists and teachers with young people in the system of psychological support and educational work at the university.

Keywords: information-psychological stability, socio-cultural threats, students.

Funding. The reported study was funded by RFBR and EISR, project number 21-01133053.

For citation: Meyerson, I.-L.S. (2022). Formation of information-psychological resistance to socio-cultural threats among university students. Theoretical and Experimental Psychology [Teoreticheskaya i Eksperimental'naya Psikhologiya], 1(15), XX-XX. doi:

Введение

По мере обострения социальных проблем тематика безопасности личности и устойчивости к возникающим угрозам и рискам занимает все большее место в научном дискурсе. Проблемы адаптации личности к меняющимся не всегда в конструктивном направлении реалиям с сохранением ее устойчивости и целостности собственного «Я», являются важной темой современных психологических исследований.

Фундаментальный рост и развитие различных видов массовой информации, информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет и информационного общества оказывают прямое воздействие на интеллектуальное, психическое и физическое развитие подрастающего поколения, на формирование нравственного облика личности. Молодежь в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более подвержена влиянию деструктивных социокультурных изменений, обусловленных динамикой цифровой среды (Кисляков и др., 2020). Социокультурные угрозы обусловлены возникновением социальных конфликтов, амбивалентными представлениями о пассионарности и активности людей в конструировании окружающего мира, ярко выраженным состоянием неопределенности в понимании целей и направления развития общества. Информационно-психологическая устойчивость личности определяет ее жизнестойкость, которая про-

является в способности личности сохранять устойчивость в информационной среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Изучение факторов и механизмов информационно-психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам актуально на сегодняшний день. Значимость указанных проблем отмечается в Стратегии научно-технологического развития РФ (утв. Указом Президента РФ № 642 от 01.12.2016), в которой в числе приоритетных прикладных задач выделяется противодействие социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства.

Многочисленные исследования показали, что наиболее перспективным с точки зрения обеспечения информационно-психологической безопасности представляется «субъектное» направление, согласно которому человек является не только объектом воздействия, но и субъектом, взаимодействующим с цифровой средой в процессе обучения и воспитания (Баева, 2007; Краснянская, 2005; Краснянская, Тылец, 2020). В связи с этим перед образовательными учреждениями разных видов и типов стоит задача обеспечения информационно-психологической безопасности детей и молодежи, включая формирование навыков безопасного информационного поведения и взаимодействия в цифровой среде, в том числе за счет формирования психологической устойчивости к социокультурным угрозам.

Проблема устойчивости к социокультурным угрозам может быть детерминирована отсутствием чувства безопасности в основных сферах жизни — этнической, религиозной, национальной, политической, социокультурной, экономической, информационной. Незащищенность в этих сферах детерминирует слабо выраженную идентификацию с обществом и государством или даже ее полное отсутствие. Изменчивость социума и его образа в сознании людей разной ментальности, образования, социальной, культурной, территориальной принадлежности меняет и само представление о межличностных и межгрупповых отношениях (Захарова и др., 2020; Зинченко и др., 2019; Маякова, 2020; Солдатова и др., 2017; Тарасов, Катаев, 2020).

В ходе анализа систематизированного теоретико-методологического материала по проблеме исследования нами установлено, что информационно-психологическая устойчивость личности к социокультурным угрозам определяется следующими конструктами (Аракелов и др., 2008; Баранов, 2017; Богатова, 2012; Деткова и др., 2016; Жожикашвили и др., 2021; Кислов, 2020; Лукьянов, 2009; Матюшенко, 2017):

- ценностно-мотивационным: совокупность взглядов, идеалов, социальных норм, жизненных принципов и морально-нравственных ценностей;

- эмоционально-волевым: стабильность психических процессов и состояний в условиях информационных воздействий, самоорганизация и саморегуляция поведения, психосоциальное благополучие, адаптивность и толерантность к неопределенности;

- когнитивным: система знаний и представлений о социокультурных угрозах цифровой трансформации общества и способах их прогнозирования

и противостояния им; независимость взглядов и убеждений, критичность мышления;

- межличностным: налаживание прочных социальных связей; адаптивные поведенческие стратегии информационного поведения и цифровой коммуникации; оптимальная организация жизненного пространства в цифровой среде.

Используя данные личностные конструкты, мы определили информационно-психологическую устойчивость к социокультурным угрозам как характеристику личности, лежащую в основе (а) способности к сохранению психики от актуальных и прогнозируемых угроз в цифровом пространстве в условиях социокультурных изменений; (б) способности к ориентации в системе социальных норм, ценностей и принятию жизненной позиции, основанной на общественно одобряемых целях и традиционных ценностях; (в) способности к оптимальному использованию возможностей цифрового пространства для личностно-профессионального развития.

Проведенные нами ранее исследования показали, что детерминантами устойчивости к социокультурным угрозам в условиях негативного информационного воздействия выступают психосоциальное благополучие, социокультурная идентичность, безопасное информационное поведение, лояльность и уважение власти (Кисляков и др., 2021). Предотвращению социокультурных угроз будет способствовать формирование у студентов объективной оценки их потенциальной возможности и реальности за счет развития таких нивелирующих психологических ресурсов, как историческое сознание, социальная толерантность в цифровой среде, просоциальная направленность, критичность мышления.

Описание хода исследования

Цель проведенного нами исследования состояла в разработке и верификации психолого-педагогической программы формирования информационно-психологической устойчивости студента вуза к социокультурным угрозам на основе развития нивелирующих личностных ресурсов.

Информационно-психологическая устойчивость может формироваться в процессе воспитания, самореализации в цифровой среде и личностно-про-фессионального становления на этапе обучения в вузе. Руководствуясь этим положением, мы разработали и реализовали специальную психолого-педагогическую программу.

Программа базируется на культурно-историческом, риск-ресурсном и субъектно-деятельностном методологических подходах.

Культурно-исторический подход (А.Г. Асмолов, А.А. Нестерова, Г.У Сол-датова и др.) предполагает анализ особенностей цифровой социализации студенческой молодежи в условиях социокультурных изменений.

Риск-ресурсный подход (И.А. Баева, Д.А. Леонтьев, А.А. Обознов и др.) предполагает выделение актуальных и потенциальных факторов социального риска нарушения информационно-психологической безопасности личности и общества и противопоставление им ресурсов, в качестве которых выступают социально-значимые личностные качества студентов.

Субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, И.А. Зимняя, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко и др.) определяет направленность образовательного процесса и психологического сопровождения на актуализацию у студентов осознания своей социокультурной идентичности, познавательной и деятельностной активности, в том числе в цифровой среде; предполагает личностно-профессиональное развитие студента как активного, самостоятельного деятеля за счет выбора предпочитаемого механизма информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам.

В программе используется технология, активизирующая психологические механизмы устойчивости к актуальным и потенциальным социокультурным угрозам на основе развития у студента нивелирующих личностных ресурсов (историческое сознание, социальная толерантность, просоциальная направленность, критичность мышления) и вследствие этого способствующая его позитивной цифровой социализации и личностно-профессиональному развитию.

В технологии выделены 4 этапа.

I этап — развитие у обучающихся социальной толерантности за счет осознания психологических границ собственного «Я» и выхода за их пределы при взаимодействии с цифровой средой (Князева, 2018), что обеспечивает устойчивость к отличным от традиционных взглядам, адекватную открытость новому и принятие разнообразия (психологический тренинг); содействие в выявлении возможностей и рисков цифровой трансформации общества и социализации (мозговой штурм, дискуссия), обучение навыкам снятия информационного стресса (психологический тренинг);

II этап — формирование мотивации и знаний в области обеспечения информационной и социокультурной безопасности человека (метод проблемного обучения: формирование понимания важности мирного и созидательного сосуществования членов общества, представлений о сущности социокультурных угроз и их деструктивного влияния на социокультурную идентичность в рамках учебного модуля «Информационно-психологическая безопасность личности» дисциплин «Психология развития» и «Социальная психология»); актуализация социокультурной идентичности посредством развития исторического сознания и когнитивной безопасности на основе историко-психологического анализа социокультурных угроз государству и обществу (метод проблемного обучения: дискуссионный клуб «Психологическая и информационная безопасность личности и общества»);

III этап — развитие критичности мышления (контекстное обучение: анализ информационных ресурсов в социальных сетях на предмет дезинформации, манипулятивных техник, разбор технологии «Окна Овертона» (Знаков, 2021), Сократический метод, таксономическая модель Блума, аргументационная модель Тулмина и др.);

IV этап — развитие просоциальной направленности с опорой на социальные нормы коллективизма, лояльности с помощью практик организации просоциального медиаресурса (контекстное обучение: создание контента группы в социальной сети, освещающей примеры помогающего поведения и

волонтерства — культурного, корпоративного, событийного, экологического и др.), а также реализации цифрового волонтерства (контекстное обучение: проведение онлайн-консультаций для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

Методы

Для оценки эффективности внедрения психолого-педагогической программы нами использовались методики, позволившие исследовать динамику развития психологических детерминант (показателей) информационно-психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам.

Социокультурная идентичность исследовалась с помощью методики «Определение социокультурной идентичности» (О.В. Крупенко, О.В. Фролова), которая позволяет оценить этническую и региональную идентичность (самоотождествление с культурными и этническими традициями, с социально-территориальной общностью), расовую толерантность (позитивное или нейтральное отношение к другим народам).

Психосоциальное благополучие исследовалось с помощью методики «Шкала субъективного благополучия» (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, адаптация М.В. Соколовой), позволяющей оценить качество эмоциональных переживаний в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

Информационное поведение исследовалось с помощью двух методик:

1) «Индекс самооценки навыков работы с информацией» (Ю.Л. Войнилов, Д.В. Мальцева, Л.В. Шубина, в авторской модификации) позволяет оценить медиаграмотность и критичность мышления в отношении информации, размещенной в интернет-ресурсах;

2) «Шкала виртуальной аутизации» методики «Индекс социокультурной безопасности подростка» (Э.Н. Гилемханова) позволяет оценить нарушение коммуникативного диалога, проблемы самоидентификации, эффективность социальных контактов, обусловленных чрезмерным использованием социальных сетей.

Лояльность оценивалась с помощью методики «Опросник моральных оснований» (J. Haidt с соавт., в адаптации О.А. Сычева с соавт.): шкала «Власть» (уважение власти, соблюдение традиций, правил поведения, общественного порядка) и шкала «Лояльность» (преданность человека социальной группе, с которой он себя идентифицирует, патриотизм).

Выборка

Психолого-педагогический эксперимент проводился на базе Российского государственного социального университета и Ивановского государственного университета (Шуйский филиал) в 2021/2022 учебном году. В каждом вузе были сформированы экспериментальные группы (ЭГРГСУ, n = 57; ЭГИвГУ, n = 45; 16% мужчины, 84% женщины; возраст от 17 до 20 лет) из числа студентов вторых курсов направлений подготовки бакалавриата «Психология», «Конфликтология» «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа», «Организация работы с молодежью».

Результаты

Результаты диагностики показателей информационно-психологической устойчивости студентов к социокультурным угрозам до реализации программы представлены в табл. 1.

Таблица 1. Описательные статистики показателей информационно-психологической устойчивости студентов к социокультурным угрозам

Переменные (методики) ЭГРГСУ (N = 57) ЭГивгу (N = 45)

Min Max M SD Min Max M SD

«Определение социокультурной идентичности» 36 141 74,8 29,2 41 111 78,3 19

«Опросник моральных оснований» — шкала «Власть» 6 36 19,2 9,6 6 36 21,2 9,2

«Опросник моральных оснований» — шкала «Лояльность» 6 36 21,6 8,3 6 33 23,4 8,8

«Индекс самооценки навыков работы с информацией» 8 24 16,9 4,5 8 24 16,1 5,1

«Шкала виртуальной аутизации» 8 25 15,1 4,4 8 24 15,2 4,4

«Шкала субъективного благополучия» 38 112 67,6 22 37 112 68,9 19,9

Table 1. Descriptive statistics of indicators of information and psychological resistance of students to socio-cultural threats

Variables (Questionnaire) EGRSSU (N = 57) EGivsu (N = 45)

Min Max M SD Min Max M SD

"Definition of socio-cultural identity" 36 141 74.8 29.2 41 111 78.3 19

"Moral grounds questionnaire" scale "Power" 6 36 19.2 9.6 6 36 21.2 9.2

"Moral grounds questionnaire" scale "Loyalty" 6 36 21.6 8.3 6 33 23.4 8.8

"Index of self-assessment of information skills" 8 24 16.9 4.5 8 24 16.1 5.1

"Scale of virtual autism" 8 25 15.1 4.4 8 24 15.2 4.4

"Scale of subjective well-being" 38 112 67.6 22 37 112 68.9 19.9

Сравнительный анализ статистически значимых уровней сформирован-ности информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов экспериментальных групп до и после формирующего эксперимента показал, что по всем переменным наблюдается положительная динамика (табл. 2).

Таблица 2. Динамика сформированности информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам студентов до и после эксперимента, ^критерий Стью-дента

Переменные (методики) ЭГРГСУ (N = 57) ЭГивгу (N = 45)

M t Р M t Р

до после до после

«Определение социокультурной идентичности» 74,8 83,1 -4,876 0,001 78,3 85,9 -4,597 0,001

«Опросник моральных оснований» — шкала «Власть» 19,2 23 -6,346 0,001 21,2 25 -6,057 0,001

«Опросник моральных оснований» — шкала «Лояльность» 21,6 24,6 -5,499 0,001 23,4 26,3 -5,807 0,001

«Индекс самооценки навыков работы с информацией» 16,9 19,2 -5,740 0,001 16,1 18,9 -5,025 0,001

«Шкала виртуальной аутизации» 15,1 12,7 4,699 0,001 15,2 12,6 4,167 0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Шкала субъективного благополучия» 67,6 77,4 -5,549 0,001 68,9 77,3 -4,079 0,001

Table 2. Dynamics of the formation of information and psychological resistance to socio-cultural threats of students before and after the experiment, Student's t-criterion

Variables (Questionnaire) EGRSSU (N = 57) EGivsu (N = 45)

M t Р M t Р

before after before after

"Definition of socio-cultural identity" 74.8 83.1 -4.876 0.001 78.3 85.9 -4.597 0.001

"Moral grounds questionnaire" — scale "Power" 19.2 23 -6.346 0.001 21.2 25 -6.057 0.001

"Moral grounds questionnaire" — scale "Loyalty" 21.6 24.6 -5.499 0.001 23.4 26.3 -5.807 0.001

"Index of self-assessment of information skills" 16.9 19.2 -5.740 0.001 16.1 18.9 -5.025 0.001

"Scale of virtual autism" 15.1 12.7 4.699 0.001 15.2 12.6 4.167 0.001

"Scale of subjective well-being" 67.6 77.4 -5.549 0.001 68.9 77.3 -4.079 0.001

Обсуждение результатов

Полученные нами результаты согласуются с результатами исследований в педагогической психологии и педагогике высшего образования, доказывающими, что формированию устойчивости личности обучающегося (морально-нравственной, социокультурной, социальной, психологической, эмоционально-волевой, информационной и пр.) способствует реализация психологических и образовательных программ, направленных на формирование таких социально-личностных и профессиональных качеств, как патриотизм, активная гражданская позиция, социальная ответственность, социокультурная идентичность, критичность мышления, укрепление нравственных ценностей, профилактика экстремизма и пр. (Зыкина, 2015; Кононенко, 2004; Кордон, 2009; Рыжов, Теле-пова, 2012; Сажин, 2014).

В конечном итоге индивидное, личностное и субъектное развитие студента за счет развития нивелирующих личностных ресурсов и соответственно цен-ностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, межличностной сфер способствует формированию устойчивой к социокультурным угрозам Я-концепции посредством приобретения субъектности и построения психологически безопасного информационного поведения.

Результаты реализации психолого-педагогической программы формирования у студентов вуза информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам на основе культурно-исторического, риск-ресурсного и субъектно-деятельностного подходов позволили выявить системный характер развития детерминант данного личностного конструкта.

Практическое применение

Созданная программа диагностики и формирования информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза, а также содержащиеся в исследовании выводы и эмпирические данные могут быть использованы в деятельности психологов, педагогов, специалистов по работе с молодежью в системе психологического сопровождения, учебной и воспитательной работы в вузе.

Полученные в исследовании результаты включены в содержание учебных дисциплин «Психология развития и социализации», «Психология безопасности», «Психология воздействия» при подготовке студентов на базе Российского государственного социального университета и Шуйского филиала Ивановского государственного университета.

Заключение

Проведенное нами исследование показало, что процесс формирования у студентов вуза информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам состоит из четырех взаимосвязанных этапов, предполагающих развитие личностных ресурсов, нивелирующих угрозы: формирование ценностей и мотивов, актуализация социокультурной идентичности, обучение навыкам снятия информационного стресса и обеспечения психосоциального благополучия, формирование просоциальной направленности

и критичности мышления. Для повседневной защиты от социокультурных угроз и негативного информационного воздействия студентам нужно знать цели, методы и средства современного манипулирования сознанием людей и уметь контролировать степень своей зависимости от внешних воздействий в различных жизненных ситуациях. Развитию информационно-психологической устойчивости будут способствовать приобщение к психологическому образованию, адаптация к изменяющейся цифровой социокультурной среде, творческое отношение к жизни и предстоящей профессиональной деятельности в цифровой среде.

Литература:

Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 52-60.

Баева И.А. Психология безопасности: история становления, перспективы // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 65-69.

Баранов Е.Г. Информационно-психологическая устойчивость личности: сущность и психологическое содержание // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. № 1. С. 58-64.

Богатова Е.Б. Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1154-1155.

Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-2 (115). С. 378-382.

Жожикашвили Н.А., Малых А.С., Девятерикова А.А. Психическая устойчивость // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. № 4. С. 49-65.

Захарова М.Я., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Социология знания безопасности в цифровом образовательном пространстве // Вестник университета. 2020. № 3. С. 15-159.

Знаков В.В. Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Институт психологии РАН, 2021.

Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.

Зыкина Е.И. Методика развития нравственной устойчивости у студентов — будущих юристов на занятиях по английскому языку // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2015. № 3 (67). С. 129-130.

Кислов В.Р. Модель формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов // Пенитенциарная наука. 2020. № 2. С. 287-293.

Кисляков П.А., Меерсон А.-Л.С., Шмелева Е.А., Александрович М.О. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 9. С. 142-168.

Кисляков П.А., Меерсон А.-Л.С., Егорова П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2 (31). С. 11.

Князева Н.Н. Психологическая безопасность медиасреды с позиций феномена психологических границ // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 42-46.

Кононенко Т.В. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2004.

Кордон Т.А. Формирование социальной устойчивости будущих педагогов // Образование и саморазвитие. 2009. № 6 (16). С. 189-192.

Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. 2005. № 40. С. 145-153.

Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Методологические подходы к исследованию информационно-психологической безопасности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 5. С. 54-61.

Лукьянов О.В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире: дисс. ... д-ра психол. наук. Томск, 2009.

Матюшенко С.В. Выработка у будущих сотрудников ОВД устойчивости к неблагоприятному информационно-психологическому воздействию // Вестник Международного института экономики и права. 2017. № 1 (26). С. 105-109.

Маякова А.В. Классификации социокультурных рисков // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2020. № 4 (23). С. 32-38.

Рыжов В.В., Телепова Н.Н. Механизм деструктивных изменений личности под воздействием аддиктивных факторов и формирование психологической устойчивости личности к аддикции // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3. С. 40.

Сажин A.B. Нравственная устойчивость личности и методы ее психологического исследования // Психология обучения. 2014. № 1. С. 138-148.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

Тарасов А.Н., Катаев Д.В. Риски цифровизации образовательного пространства школы в условиях современной социокультурной трансформации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 7-12.

References:

Arakelov, G.G., Arshinova, V.V., Zhdanova, G.E. (2008). Stress factors influencing the formation of psychosocial stability of personality during the student period. Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie (Psychological science and education), 2, 52-60. (In Russ.).

Baeva, I.A. (2007). Psychology of security: the history of formation, prospects. Nacional'nyj psi-hologicheskij zhurnal (National Psychological Journal), 1 (2), 65-69. (In Russ.).

Baranov, E.G. (2017). Informational and psychological stability of personality: essence and psychological content. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya (Theoretical and experimental psychology), 1, 58-64. (In Russ.).

Bogatova, E.B. (2012). Personality's resistance to information influence as a central psychological education of the era of globalization. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. V.G. Belinskogo (Izvestiya Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky), 28, 1154-1155. (In Russ.).

Detkova, I.V., Leont'eva, A.V., Kovaleva, N.V. (2016). Formation of psychological stability as a means of preventing addictions in adolescents. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal (Kazan Pedagogical Journal), 2-2 (115), 378-382. (In Russ.).

Zhozhikashvili, N.A., Malyh, A.S., Devyaterikova, A.A. (2021). Mental stability. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya (Theoretical and experimental psychology), 4, 49-65. (In Russ.).

Zaharova, M.Ya., Starovojtova, I.E., Shishkova, A.V. (2020). Sociology of security knowledge in the digital educational space. Vestnik universiteta (Bulletin of the University), 3, 154-159. (In Russ.).

Znakov, V.V. (2021). Psychology of the possible. A new direction of understanding research. 2nd edition, revised and expanded. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).

Zinchenko, Yu.P., Shajgerova, L.A., Shilko, R.S. (2019). Methodological problems of studying the ethno-cultural identity of children and adolescents in a digital society. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii. SPb.: RGPU A.I. Gercen. (In Russ.).

Zykina, E.I. (2015). Methods of developing moral stability among students — future lawyers in English classes. Vestnik IzhGTU imeni M.T. Kalashnikova (Bulletin of IzhSTU named after M.T. Ka-lashnikov), 3 (67), 129-130. (In Russ.).

Kislov, V.R. (2020). Model of formation of emotional and volitional stability of cadets of military universities. Penitenciarnaya nauka (Penitentiary science), 2, 287-293. (In Russ.).

Kislyakov, P.A., Meerson, A.-L.S., Egorova, P.A. (2020). Indicators of psychological stability of personality to sociocultural threats and negative informational impact. VestnikMininskogo universiteta (Bulletin of the Mininsky University), 2 (31), 11. (In Russ.).

Kislyakov, P.A., Meerson, A.-L.S., Shmeleva, E.A., Aleksandrovich, M.O. (2021). Personality resistance to sociocultural threats in the conditions of digital transformation of society. Obrazovanie i nauka (Education and Science), 9, 142-168. (In Russ.).

Knyazeva, N.N. (2018). Psychological security of the media environment from the standpoint of the phenomenon of psychological boundaries. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah (Psycho-pedagogy in law enforcement agencies), 4, 42-46. (In Russ.).

Kononenko, T.V. (2004). Vospitanie nravstvennoj ustojchivosti u studentov pedagogicheskih vu-zov: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. (Education of moral stability among students of pedagogical universities). Ph.D. (Pedagogical Sciences). Majkop. (In Russ.).

Kordon, T.A. (2009). Formation of social stability of future teachers. Obrazovanie i samorazvitie (Education and self-development), 6 (16), 189-192. (In Russ.).

Krasnyanskaya, T.M., Tylec, V.G. (2020). Methodological approaches to the study of information and psychological security. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta (Scientific works of the Moscow Humanitarian University), 5, 54-61. (In Russ.).

Krasnyanskaya, T.M. (2005). Personal human security in the problematic field of security psychology. NTI: Nauka. Tekhnologii. Innovacii (NTI: Science. Technologies. Innovation), 40, 145-153. (In Russ.).

Luk'yanov, O.V. (2009). Samoidentichnost' kak uslovie ustojchivosti cheloveka v menyayush-chemsya mire: Diss. ... d-ra psikhol. nauk. (Self-identity as a condition of human stability in a changing world: dissertation). Doctoral dissertation (Psychology). Tomsk. (In Russ.).

Matyushenko, S.V. (2017). Development of resistance to adverse information and psychological effects in future employees of the Department of Internal Affairs. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava (Bulletin of the International Institute of Economics and Law), 1 (26), 105-109. (In Russ.).

Mayakova, A.V. (2020). Classifications of socio-cultural risks. Vestnik Tverskogogosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Nauki ob obshchestve i gumanitarnye nauki (Bulletin of the Tver State Technical University. Series: Social Sciences and Humanities), 4 (23), 32-38. (In Russ.).

Ryzhov, V.V., Telepova, N.N. (2012). The mechanism of destructive personality changes under the influence of addictive factors and the formation of psychological stability of personality to addiction. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal) (Modern studies of social problems (electronic scientific journal)), 3, 40. (In Russ.).

Sazhin, A.B. (2014). Moral stability of personality and methods of its psychological research. Psihologiya obucheniya (Psychology of learning), 1, 138-148. (In Russ.).

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., Nestik, T.A. (2017). Digital generation of Russia. Competence and safety. Moscow: Smysl. (In Russ.).

Tarasov, A.N., Kataev, D.V. (2020). Risks of digitalization of the educational space of the school in the conditions of modern socio-cultural transformation. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) (Alma mater (Bulletin of the higher school)), 6, 7-12. (In Russ.).

Статья получена 13.04.2022; отредактирована 27.04.2022;

принята 23.04.2022

Received 13.04.2022; revised 27.04.2022; accepted 23.04.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Меерсон Айзек-Лейб Соломонович — аспирант кафедры психологии и социальной педагогики Ивановского государственного университета (Шуйский филиал), isaacmeyerson@ya.ru, https://orcid.org/0000-0003-4342-5829

ABOUT AUTHOR

Isaac-Leib S. Meyerson — graduate student of the Department of psychology and social pedagogy, Ivanovo State University (Shuya branch), isaacmeyerson@ya.ru, https://orcid.org/0000-0003-4342-5829

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.