Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карданова Халимат Мусалиновна, Карданов Таймураз Хусейнович

В статье рассматривается проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ) студентов в процессе их профессиональной подготовки. Выделяются компоненты информационно-коммуникационной компетентности. Представлены направления отбора содержания образовательной программы, которая формирует и развивает ИКТ-компетентность студентов: воспитание ценностного отношения к использованию ИКТ в профессиональной деятельности; формирование системы знаний и умений студентов в информационной сфере, готовность к использованию ИКТ в профессиональной и исследовательской работе; развитие навыков обработки и визуализации экспериментальных данных, моделирование различных процессов и явлений профессиональной деятельности с помощью ИКТ; усвоение новых социально-профессиональных ролей и умений. В результате разработан курс для студентов «ИКТ-компетентность современного специалиста». Предложенное содержание курса позволяет сформировать у будущих специалистов умения и навыки интеграции разных видов деятельности (учебно-исследовательской, научно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на использовании ИКТ. Формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности позволит подготовить высококвалифицированного и всесторонне развитого специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, специалиста с высокой мотивационной готовностью к профессионально-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карданова Халимат Мусалиновна, Карданов Таймураз Хусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM

The article deals with the problem of formation of information and communication competence (ICT) of students in the process of their professional training. The components of information and communication competence are highlighted. The directions of selection of the content of the educational program that forms and develops students’ ICT competence are presented: education of a value attitude to the use of ICT in professional activities; formation of a system of knowledge and skills of students in the information sphere, their readiness to use ICT in professional and research work; development of skills of processing and visualization of experimental data, modeling of various processes and phenomena of professional activity with the help of ICT; assimilation of new socio-professional roles and skills. As a result, a course for students “ICT competence of a modern specialist” was developed. The proposed content of the course allows future specialists to form the skills and abilities of integrating different types of activities (educational, research, organizational) within a single methodology based on the use of ICT. The formation and development of information and communication competence will make it possible to prepare a highly qualified and comprehensively developed specialist capable of self-development and self-education, a specialist with a high motivational readiness for professional and creative activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов в условиях цифровизации системы образования

Карданова Халимат Мусалиновна,

кандидат экономических наук, доцент, методист Центра дополнительного образования детей, ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город» Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики E-mail: kardanovakbr@yandex.ru

Карданов Таймураз Хусейнович,

старший преподаватель кафедры технология продуктов из растительного сырья, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова» E-mail: kardanov-t@yandex.ru

В статье рассматривается проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ) студентов в процессе их профессиональной подготовки. Выделяются компоненты информационно-коммуникационной компетентности. Представлены направления отбора содержания образовательной программы, которая формирует и развивает ИКТ-компетентность студентов: воспитание ценностного отношения к использованию ИКТ в профессиональной деятельности; формирование системы знаний и умений студентов в информационной сфере, готовность к использованию ИКТ в профессиональной и исследовательской работе; развитие навыков обработки и визуализации экспериментальных данных, моделирование различных процессов и явлений профессиональной деятельности с помощью ИКТ; усвоение новых социально-профессиональных ролей и умений. В результате разработан курс для студентов «ИКТ-ком-петентность современного специалиста». Предложенное содержание курса позволяет сформировать у будущих специалистов умения и навыки интеграции разных видов деятельности (учебно-исследовательской, научно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на использовании ИКТ. Формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности позволит подготовить высококвалифицированного и всесторонне развитого специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, специалиста с высокой мотивационной готовностью к профессионально-творческой деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенты вуза, информационно-коммуникационная компетентность, компоненты ИКТ-компетентности, будущий специалист.

о с

U со

Современный рынок труда нуждается в специалистах с высокой профессиональной компетентностью, профессиональной культурой, креативом, способными к творческому саморазвитию, которые имеют высокую мотивацию к профессиональной деятельности. Это значительно повышает требования к личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции профессионала. Подготовка студентов является целой системой процессов, направленных на формирование у них профессиональной готовности к деятельности, овладение стандартом профессионализма, развитие способностей к самообразованию в деятельности. Информационно-коммуникативная компетентность является одновременно и условием становления профессионализма будущего специалиста в целом, и компонентом профессиональной компетентности, поскольку ИКТ-компетентность входит в современный образовательный стандарт любого специалиста с высшим образованием.

Специалист должен свободно ориентироваться в информационном пространстве, иметь знания и навыки поиска, обработки и сохранения информации, овладение которыми способствует эффективной профессиональной деятельности. Анализ последних исследований и публикаций показал, что вопросу формирования ИКТ-компе-тентности посвящено значительное количество научных работ. Т.А. Лавина, Е.А. Зверева рассматривают формирование мотивационного компонента ИКТ-компетентности студентов высшего учебного заведения на примере технических специальностей [9], Р.А. Соловьевой рассмотрены особенности, условия и проблемы педагогического сопровождения формирования ИКТ-компетент-ности студентов регионального вуза на примере Башкирского государственного университета [10], А.А. Беловобова исследует ИКТ-компетент-ность студента колледжа экономической направленности в условиях цифровизации экономики [1], И.В. Забродиной, Н.А. Козловой, С.Н. Фортыги-ной рассмотрено формирование ИКТ-компетент-ности студентов педвуза в условиях электронной информационно-образовательной среды [5] и т.д.

В частности, В.Б. Клепиков определяет ИКТ-компетентность как обладание ИКТ-компе-тенцией и указывает на то, что они неразрывно связаны между собой в смысловом и деятельнос-тном аспектах в научно-профессиональной отрасли [7].

Н.В. Беженская считает, что ИКТ-компетент-ность представляет собой комплексную характе-

ристику субъекта образовательного процесса, которая включает в себя знания и умения разрешать различные проблемы и задачи, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий, при этом решающую роль в ее формировании играют рефлексия и способности к самообразованию в ходе получения профессионального опыта деятельности [2].

Е.В. Грязнова, С.М. Мальцева, Ю.С. Панфилова, А.Д. Уханова под информационной компетентностью также понимают совокупность знаний, умений, навыков и отдельных компетентностей, которые способствуют успешному использованию профессионалом информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности [4].

С.Н. Фортыгина считает, что ИКТ-компетент-ность - это система интегральных компетенций, благодаря которым профессионал может эффективно использовать в своей деятельности новейшие технологии для решения профессиональных задач [11].

И.В. Забродина под данной компетентностью понимает качество личности, благодаря которому индивид способен самостоятельно выбирать и использовать информационно-коммуникативные технологии в своей учебной, а в последующем и в профессиональной деятельности [1].

Подобное определение выдвигает и исследователь А.А. Белолобова, которая считает, что ИКТ-компетентность - это способность и умение решать задачи при помощи ИКТ-технологий, перечень этих задач зависит от конкретной области деятельности будущего специалиста [1]. Р.А. Соловьева под ИКТ-компетентностью студентов рассматривает систему знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения и самообучения в вузе, а также способность к выполнять свои профессиональные задачи при помощи средств ИКТ [10].

По мнению Т.А. Лавиной, Е.А. Зверевой, данная компетентность является видом профессиональной компетентности, позволяющей эффективно осуществлять собственную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий [9].

Несмотря на то, что данные исследования внесли весомый вклад в разработку проблемы формирования ИКТ-компетентности будущих специалистов, вопрос формирования данной компетентности в процессе вузовской подготовки не является решенным.

Целью статьи является определение роли и организационно-методических основ формирования ИКТ-компетентности в процессе формирования готовности студентов-будущих специалистов к реализации профессионального самоопределения.

Сегодня готовность будущего специалиста к реализации профессионального самоопределения является одним из приоритетных направлений в подготовке студентов. По нашему мнению, одним из важнейших условий готовности буду-

щих специалистов к реализации профессионального самоопределения является формирование ИКТ-компетентности.

Обобщая приведенные выше определения, под ИКТ-компетентностью будущих специалистов будем понимать способность сознательно выбирать информационно-коммуникативные технологии для получения научно-профессиональных знаний и готовность применять их в своей деятельности с целью научного исследования и решения практических задач.

Мы считаем, что формирование ИКТ-компе-тентности студентов - это процесс непрерывного и комплексного усвоения теоретических знаний и практических навыков использования современных информационно-коммуникативных технологий в период обучения вузе. В ИКТ-компе-тентности студентов можно выделить когнитивно-деятельностный и личностный компоненты [3].

Когнитивно-деятельностный компонент включает:

- теоретические знания о том, какие ИКТ-техно-логии на данный момент существует, об их возможностях и назначении;

- способность выбирать ИКТ-технологии согласно поставленным задачам;

- умения, позволяющие самостоятельно создавать информационные продукты на основе применения имеющихся ИКТ-инструментов. Личностный компонент ИКТ-компетентности

студентов может рассматриваться как совокупность ценностно-мотивационных и рефлексивных элементов, которые включают:

- ценностные установки и ориентации, где под ИКТ понимается ценный ресурс деятельности;

- мотивацию и готовность к применению ИКТ в собственной деятельности;

- рефлексию деятельности;

- активность и способность преодолевать сложности, возникающие в ходе применения и освоения ИКТ-технологий.

Формирование ИКТ-компетентности будущих специалистов начинается еще на этапе изучения информатики в школе и предполагает формирование практических умений проводить поиск информации, планировать, организовывать свою деятельность с помощью различного программного обеспечения. На этом этапе начинают формироваться общие, базовые, инструментальные составляющие информационно-коммуникационной компетенции. Во время обучения в вузе у будущих специалистов продолжается формирование и углубление этих составляющих во время занятий по курсу «Основы информатики и ИКТ».

Следующим является предметно-ориентированный этап, во время которого студенты изучают уже непосредственно те инструменты, которые необходимы им для практической деятельности. В это время они имеют возможность ознакомиться с различными учебными компьютерными программами, мультимедийными учебниками, компьютерными тренажерами, электронными учеб-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

никами, информационными ресурсами интернета по своему направлению обучения. Во время практики они уже самостоятельно разрабатывают различные информационные продукты, создают компьютерные модели и тому подобное.

Как правило, изучение и применение ИКТ-ин-струментов реализуется во время производственной практики, когда студентам необходимо применять ИКТ-технологии при подготовке презентаций и докладов, создании моделей и чертежей и т.д. Однако как показывает практика, все это часто вызывает затруднения у студентов в силу того, что они еще недостаточно овладели знаниями об использовании современных ИКТ-технологий.

В качестве решения проблемы может быть использована разработка факультатива или спецкурса для студентов II—IV курсов «ИКТ-компетент-ность современного специалиста».

Изучение этого спецкурса базируется на усвоенных ранее знаниях и умениях. В содержание курса могут быть включены следующие взаимосвязанные модули:

- Модуль 1 «Теоретические основы компьютерных технологий»;

- Модуль 2 «Системы обработки результатов»;

- Модуль 3 «Визуализация»;

- Модуль 4 «Современные компьютерные технологии в профессиональной деятельности».

На III и IV курсах изучения профессиональных дисциплин дается возможность студентам практически использовать полученные знания и умения, разрабатывая модели, эксперименты, расчеты, создавая цифровые ресурсы, визуализации в соответствии с содержанием учебного предмета.

На этом этапе важной является производственная практика, которая выступает интеграционным фактором, поскольку она требует одновременного применения специализированных профессиональных и методических знаний в реальных условиях производственного процесса является важной и необходимой составной частью подготовки будущего специалиста, а также позволяет решить одна из главных ее задач - формирование у студентов умения трансформировать приобретенные знания, умения и навыки в реальную практику, в том числе и через использование средств ИКТ, следовательно, выступает важным этапом формирования информационно-коммуникационной компетентности.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что формирование ИКТ-компетентности студентов - это непрерывный процесс, который начинается еще в школьном курсе информатики и продолжается во время учебы в вузе. Знания, умения и навыки совершенствуются в ходе становления профессионального мастерства специалиста. ИКТ-компетентность является важным условием о готовности к реализации профессионального са-Ы моопределения будущих специалистов. Формиро-g вание информационно-коммуникационной компе-~ тентности позволит подготовить высококвалифи-z цированного и всесторонне развитого работни-

ка, который сможет с легкостью ориентироваться как в собственном предмете профессиональной деятельности, так и в содержании других фундаментальных дисциплин, способного к саморазвитию и самообразованию, специалиста с высокой мотивационной готовностью к профессионально-творческой деятельности. Были определены основные компоненты ИКТ-компетентности студентов, а также предложена модель ее формирования с разработкой спецкурса по ИКТ-технологиям.

Литература

1. Белолобова А.А. ИКТ-компетентность студента колледжа экономической направленности в условиях цифровизации экономики // Вестник СИБИТа. 2020. № 3 (35). С. 5-11.

2. Бужинская Н.В. Методика оценки уровня ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1 (27). С. 319-324.

3. Бужинская Н.В., Гребнева Д.М. Развитие ИКТ-компетентности будущих учителей информатики в процессе изучения робототехники // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 229-233.

4. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Панфилова Ю.С., Уханова А.Д. К вопросу об основных подходах к определению понятия ИКТ-компе-тентности педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 266-268.

5. Забродина И.В., Козлова Н.А., Фортыги-на С.В. Формирование ИКТ-компетентности студентов педвуза в условиях электронной информационно-образовательной среды // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). С.293-295.

6. Зверева Е.А. Оценка сформированности ИКТ-компетентности бакалавров направления «Приборостроение» в процессе производственной практики // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. URL: http:// www.science-education.ru/ article/view?id=28887 (дата обращения: 07.01.2023).

7. Клепиков В.Б. Готовность педагога к использованию ИКТ в образовательной деятельности и его ИКТ-компетентность // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 1(6). С. 101-104.

8. Клепиков В.Б. Диагностика ИКТ-компетентно-сти и ИКТ-квалификации педагога в свете требований профессионального стандарта // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 142148.

9. Лавина Т.А., Зверева Е.А. Формирование мо-тивационного компонента ИКТ-компетентно-сти студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 59-64.

10. Соловьева Р.А. Особенности педагогического сопровождения формирования ИКТ-ком-петентности студентов регионального вуза //

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2019. № 2. С. 75-84. 11. Фортыгина С.Н. Влияние современных информационных технологий на процесс обучения студентов педвуза // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2016. № 1 (15). С. 198-199.

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM

Kardanova Kh.M., Kardanov T.H.

Children's Academy of Creativity "Sunny City" of the Ministry of Education, Science and Youth Affairs of the Kabardino-Balkar Republic, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov

The article deals with the problem of formation of information and communication competence (ICT) of students in the process of their professional training. The components of information and communication competence are highlighted. The directions of selection of the content of the educational program that forms and develops students' ICT competence are presented: education of a value attitude to the use of ICT in professional activities; formation of a system of knowledge and skills of students in the information sphere, their readiness to use ICT in professional and research work; development of skills of processing and visualization of experimental data, modeling of various processes and phenomena of professional activity with the help of ICT; assimilation of new socio-professional roles and skills. As a result, a course for students "ICT competence of a modern specialist" was developed. The proposed content of the course allows future specialists to form the skills and abilities of integrating different types of activities (educational, research, organizational) within a single methodology based on the use of ICT. The formation and development of information and communication competence will make it possible to prepare a highly qualified and comprehensively developed specialist capable of self-development and self-education, a specialist with a high motivational readiness for professional and creative activity.

Keywords: professional training, university students, information and communication competence, components of ICT competence, future specialist.

References

1. Belolobova A.A. ICT competence of a college student of economic orientation in the conditions of digitalization of the economy // Bulletin of Sibita. 2020. No. 3 (35). pp. 5-11.

2. Buzhinskaya N.V. Methodology for assessing the level of ICT competence of students of pedagogical universities // Bulletin of the Bryansk State University. 2016. No. 1 (27). pp. 319-324.

3. Buzhinskaya N.V., Grebneva D.M. Development of ICT competence of future computer science teachers in the process of studying robotics // Samara Scientific Bulletin. 2018. Vol. 7. No. 2 (23). pp. 229-233.

4. Gryaznova E.V., Maltseva S.M., Panfilova Yu.S., Ukhano-va A.D. On the question of basic approaches to defining the concept of ICT competence of a teacher // Baltic Humanitarian Journal. 2018. Vol. 7. No. 4 (25). pp. 266-268.

5. Zabrodina I.V., Kozlova N.A., Fortygina S.V. Formation of ICT competence of pedagogical university students in the conditions of electronic information and educational environment // ANI: pedagogy and psychology. 2019. No.3 (28). pp. 293-295.

6. Zvereva E.A. Assessment of the formation of ICT competence of bachelors in the field of "Instrument engineering" in the process of industrial practice // Modern problems of science and education. 2019. No. 3. URL: http://www.science-education.ru / article/view?id=28887 (accessed: 07.01.2023).

7. Klepikov V.B. Teacher's readiness to use ICT in educational activities and his ICT competence // Education and Science in modern conditions. 2016. No. 1(6). pp. 101-104.

8. Klepikov V.B. Diagnostics of ICT competence and ICT qualification of a teacher in the light of the requirements of the professional standard // Nizhny Novgorod education. 2016. No. 3. pp. 142-148.

9. Lavina T.A., Zvereva E.A. Formation of the motivational component of ICT competence of students // Vocational education and labor market. 2019. No. 3. pp. 59-64.

10. Solovyova R.A. Features of pedagogical support for the formation of ICT competence of students of a regional university // Bulletin of BSU. Education. Personality. Society. 2019. No. 2. pp. 75-84.

11. Fortygina S.N. The influence of modern information technologies on the learning process of pedagogical university students // Bulletin of Tula State University. A series of modern educational technologies in the teaching of natural sciences. 2016. No. 1 (15). pp. 198-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.