Научная статья на тему 'Формирование информационно-коммуникационной компетентности как условие оптимизации подготовки будущих специалистов юридической деятельности'

Формирование информационно-коммуникационной компетентности как условие оптимизации подготовки будущих специалистов юридической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ЮРИСТЫ / LAWYERS / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / TRAINING OF LAWYERS / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMATION OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Татьяна Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих юристов. На основе анализа специфики и особенностей деятельности юристов доказывается необходимость формирования такой компетентности. Показано, что формирование информационно-коммуникационной компетентности может существенно оптимизировать деятельность специалистов в области права. Предлагается иное понимание понятия «информационно-коммуникационная» компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-коммуникационной компетентности как условие оптимизации подготовки будущих специалистов юридической деятельности»

чтобы его предмет (непосредственная цель) был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую это действие включено».

Мы также отметили, что дети очень часто в предвосхищаемых образах фиксируют оценки педагога, особенно отрицательные. Поэтому от педагога требуется быть более внимательным в своих оценочных суждениях относительно действий или продуктов деятельности детей, но особенно в их отрицательной модальности. Также положительные, подкрепляющие оценочные суждения педагога должны быть дифференцированными, четкими и относиться к конкретным действиям ребенка. Если же педагог хочет отметить работу всей группы, все равно следует указать не только общие положительные достижения группы, но и вклад каждого ребенка в общее дело.

Литература

1. Акопов, А.Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности дошкольников, взрослых и больных шизофренией / А.Ю. Акопов // Вопросы психологии. -1983. - № 3. - С. 97 - 101.

2. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. псих. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1982. - Т. 2.

5. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. За-

порожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. - 1974. -№ 6. - С. 59 - 73.

6. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., 2004.

7. Калюжин, П.В. О некоторых психолого-педагогических особенностях развития механизма эмоционального предвосхищения результата у дошкольников / П.В. Калюжин, Т.Ю. Сироткина // Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии: Матер. III междунар. науч.-практич. (за-оч.) конф. - Новосибирск, 2014. - С. 25 - 38.

8. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981.

9. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М., 1980.

10. Переслени, Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития / Л.И. Переслени, В. Л. Подобед // Дефектология. -1982. - № 6. - С. 11 - 17.

11. Подзорова, Е.Л. Эмоциональное предвосхищение результатов решения познавательных задач в дошкольном возрасте: дис ... канд. псих. наук / Е.Л. Подзорова. - М., 2008.

12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.3. Неверович. - М., 1986.

13. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов. - М., 1985.

14. Шиян, И.Б. Предвосхищающий образ в структуре мышления дошкольников / И.Б. Шиян // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 57 - 65.

15. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. труды. - М., 1989. - С. 142 - 176.

УДК 378.14.015.62

Т. Д. Смирнова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А. В. Долматов

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих юристов. На основе анализа специфики и особенностей деятельности юристов доказывается необходимость формирования такой компетентности. Показано, что формирование информационно-коммуникационной компетентности может существенно оптимизировать деятельность специалистов в области права. Предлагается иное понимание понятия «информационно-коммуникационная» компетентность.

Компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, юристы, подготовка юристов, формирование компетентности.

The paper considers the problem of information and communication competence of future lawyers. The necessity of formation of such competence has been proved on the analysis of the specific nature of lawyers. It is shown that the formation of information and communication competence can significantly streamline the lawyers' activity. Different understanding of the concept «information and communication» competence is presented in the paper.

Competence, information and communication competence, lawyers, training of lawyers, formation of competence.

Современные условия развития рыночной эконо- ской практики всех уровней. Фактически ни одна мики вызывали широкое распространение юридиче- организация не может обойтись без услуг юристов-

профессионалов, которые становятся посредниками между компаниями и (или) органами государственного управления. С другой стороны, состояние современной российской действительности характеризуется постоянным изменением и совершенствованием законодательной базы, что требует от юристов профессионалов выработки адекватных средств реагирования на эти изменения. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается наличие быстро развивающихся информационных технологий, изменение которых в последние годы привело к возможности реализации непосредственной коммуникации между профессионалами, независимо от расстояния между ними.

С учетом постоянного усложнения законодательной основы функционирования общества специалисты юридической сферы должны быть готовы инициировать коммуникацию с коллегами и другими субъектами юридического процесса, используя весь арсенал развивающихся с большой скоростью информационных технологий.

Такая ситуация приводит к особому значению информационно-технологической подготовки специалистов юридических специальностей. И особенно - формированию информационно-коммуникационной компетентности будущих юристов, как аспекта отражающего способности таких специалистов к реализации коммуникации посредством современных информационных технологий.

В педагогической науке информационно-коммуникационную компетентность определяют по-разному. Так, И.А. Погодина пишет: «под информационно-коммуникационной компетенцией мы понимаем такую совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий и в целом для работы с информацией» [4, с. 14].

А.А. Мелихова в свою очередь утверждает: «Информационно-коммуникативная компетентность -это интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного за счет актуализации приобретенного социокультурного опыта сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств в условиях ценностно-смыслового существования в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески воспроизводить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства» [2].

Л.А. Быстрякова дает иное определение: «Информационно-коммуникационная компетентность представлена как совокупность информационных качеств личности, проявляющихся в виде знаний, навыков, умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационными средами, прежде всего в пространстве интернет» [1, с. 14].

Ю.Г. Плаксина, определяя информационно-коммуникационную компетентность, утверждает:

«Опираясь на определение, данное С.Е. Шишовым, в своем исследовании под информационно-коммуникационной компетенцией студента мы понимаем его способность мобилизовать в учебно-профессиональной деятельности знания, умения и способы выполнения действий в области ИКТ. Информационно-коммуникационная компетенция студента является одной из составляющих его профессиональной компетентности. Выявление сущности информационно-коммуникационной компетенции студента вуза требовало уточнения содержательной характеристики понятия "информационная деятельность студента"» [3, с. 12].

Как можно видеть, большинство авторов определяют информационно-коммуникационную компетентность как интегрированную готовность к реализации деятельности средствами современных информационных технологий.

Рассматривая структуру информационно-коммуникационной компетентности обращает на себя внимание следующий факт: большинство авторов сводит данную структуру к «знаковому» подходу, добавляя в него тот или иной личностный компонент.

На наш взгляд, такая постановка вопроса является некорректной. Она не учитывает, что слово «информационно-коммуникационная» содержит в себе две части, первая из которых связана с информацией, а вторая - с коммуникацией. Следует отметить, что речь идет о коммуникации посредством каких-либо информационных средств. Действительно, одной из основных функций современных информационных технологий (причем одной из самых развивающихся) является предоставление возможности осуществления коммуникации в самых разнообразных формах. Таким образом, выделяя информационно-коммуникационную компетентность, можно ожидать, что она будет держать в фокусе внимания коммуникационный аспект современных информационно-технологических средств.

Компетентность изначально предполагает внутреннюю потребность личности действовать тем или иным образом в определенных ситуациях. Так как речь идет о действиях, то компетентность должна передавать способность к реализации неких конкретных функций. В том случае, когда речь идет об информационно-коммуникационной компетентности, очевидно, предполагается способность реализо-вывать функции коммуникации через использование необходимых технических средств современных информационных технологий. Однако, не только способность, но и, как сказано выше, - потребность. То есть предполагается, что в том случае, когда у личности возникает потребность в коммуникации, человек для удовлетворения этой потребности должен подумать о ее реализации при помощи современных информационных технологий.

В нашей работе мы будем определять информа-ционно-коммуникационую компетентность как внутреннюю потребность личности решать свои коммуникационные задачи, используя современные информационные технологии. Структура информационно-коммуникационной компетентности должна предусматривать и владение современными техниче-

скими средствами, и реализацию функции коммуникационного использования этих средств.

Анализ деятельности будущих юристов позволяет говорить о том, что они должны обладать информационно-коммуникационной компетентностью, несколько отличающейся от специалистов других сфер. Будущие специалисты в области права должны, с одной стороны, уметь общаться в очень жестких условиях, потому что во многих случаях они будут заниматься уголовным правом или присутствовать в судебных заседаниях, т.е. быть участниками жесткой коммуникации. А с другой стороны, должны владеть навыками групповой коммуникации, так как будущим специалистам юристам часто приходится обсуждать с коллегами те или иные неясные вопросы и искать коллективные решения, в том числе и в ситуациях, когда субъекты коммуникации располагаются достаточно далеко.

Вместе с тем профессиональная коммуникация таких специалистов отличается большим разнообразием. Они должны выступать и как защитники, и как обвиняющие, и как преподаватели, и как коллеги. Это рождает соответствующие требования к информационно-коммуникационной компетентности будущих юристов. Суть этих требований заключается в том, что юристы должны уметь эффективно реализо-вывать разнообразные коммуникативные потребности. Разнообразие профессиональных ситуаций ставит перед будущими специалистами вопрос о высоком уровне владения всем спектром современных технических информационно-коммуникационных средств. Кроме того, будущие специалисты-юристы должны обладать соответствующими способностями к освоению обращения с этими средствами.

Таким образом, информационно-коммуникацион-

ная компетентность специалистов юридических специальностей отличается повышенной гибкостью и широтой. Современным правоведам необходимо решать свои коммуникативные задачи при помощи современных информационных технологий, с использованием всей совокупности информационно-технологических средств. Следует заметить, что от уровня информационно-коммуникационной компетентности юриста нередко зависит жизнь и судьба конкретного человека и (или) организации, что ставит информационно-коммуникационную компетентность в разряд наиболее значимых профессиональных качеств будущих специалистов юридической специальности и, как следствие, требует специальных мер по ее формированию.

Литература

1. Быстрякова, Л.А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности сотрудников правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Л.А. Быстрякова. - М., 2013.

2. Мелихова, А.А. Понятие информационно-коммуникативной компетентности в контексте проблем гуманитаризации процесса подготовки специалистов в техническом вузе / А.А. Мелихова // Вестник ТГУ. - 2012. - № 9. -С. 101 - 108.

3. Плаксина, Ю.Г. Формирование информационно-коммуникационной компетенции студентов вуза при изучении общих математических и естественнонаучных дисциплин : автореф. дис.....канд. пед. наук / Ю.Г. Плаксина.

- М., 2007.

4. Погодина, И.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Погодина. - Владикавказ, 2011.

УДК 376.3

Е.В. Соротокина, О.Л. Леханова, Р.А. Самофал

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье показана актуальность работы по формированию мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи, представлено проектирование индивидуальных образовательных маршрутов как вариант эффективного формирования у детей социально-мотивационного компонента поведения.

Проектирование, социальное поведение, мотивы социального поведения, общее недоразвитие речи, индивидуальный маршрут образования.

The article deals with the formation of motives of social behavior of children with general speech underdevelopment. The paper presented the designing of individual educational routes as the effective option of providing children with socio-motivational behavior.

Design, social behavior, motives of social behavior, general underdevelopment of speech, individual education route.

За последние 20 - 25 лет в России произошли существенные политические, социальные, экономические и культурные изменения, которые не могли не

отразиться на системе образования. Советская школа строилась на концепции усвоения знаний. В ней главная задача педагога - дать ученику знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.