ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ
Т.А. Трунова, аспирант
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ (Россия, г. Орел)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11188
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления развития системы государственных закупок на современном уровне, определены их подходы к организации и проведению закупок в зависимости от форм и видов. Осуществлен анализ результатов государственных закупок, сформированы рекомендации по управлению закупочной деятельностью для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных органов власти.
Ключевые слова: закупки, бюджет, организация, управление, заказчики, размещение.
В развитии экономики страны государственным закупкам отведена существенная роль, поскольку они способствуют обеспечению потребностей участников рынка необходимыми товарами, работами и услугами для осуществления их деятельности [4]. Эффективность организации закупок влияет: на рациональное использование бюджетных средств разных уровней управления; уровень конкурентной среды с учетом подачи заявок заказчиками; перспективную стратегию развития участников закупок [5].
Вместе с тем, на сегодняшний день в сфере закупок возникает множество проблем, связанных с их планированием, организацией и проведением [1].
По данным Единой информационной системы в сфере закупок на конец первого полугодия 2019 года для проведения государственных закупок в соответствии с Законом № 223-Ф3 регистрацию прошли 93138 субъекта. Однако количество заказ-
чиков, как и в 2018 году существенно снижается. В основном среди участников снижено количество государственных компаний, хозяйственных обществ, вклад в уставный капитал которых собственников в лице Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований свыше 50,0%, их дочерних хозяйственных обществ. Несмотря на достаточно большое количество зарегистрированных заказчиков, закупки в 2019 году осуществлялись только 25,60% из их числа.
Планом закупок предусматривалось в 2019 году разместить заказчиками закупок в количестве 1,060 млн на сумму 10,670 трлн руб. Однако результаты первого полугодия свидетельствуют о снижении темпов закупочной деятельности в сравнении с прошлым годом. Заказчики разместили в единой информационной системе 647 тыс. извещений по закупкам закупке, что составило 669 тыс. лотов на сумм 6,40 трлн руб. (табл. 1).
Таблица 1. Динамика размещения заказчиками извещений по закупкам [2
Показатели 1 полугодие 2018 года 1 полугодие 2019 года Отклонение Темп роста
Количественное выражение, шт. 668091 647049 -21042 96,9
Стоимостное выражение, трлн руб. 7,50 6,40 -0,9 85,3
За тот же период 2018 г. количество размещенных закупок составляло 668 тыс. шт., что на 3,1% больше 2019 года. В
стоимостном выражении темпы снижены на 14,70%, что составляет 0,9 трлн руб., объем закупок по размещенным извеще-
ниям заказчиков первого полугодия 2018 года составлял 7,50 трлн руб.
Начиная с 2019 года, заказчикам, функционирующим в соответствии с Федеральным Законом № 223-Ф3, следует проводить закупки с использованием конкурентного или неконкурентного спосо-
ба [3]. Конкурентные способы подбора поставщиков, подрядчиков или исполнителей определены по закупкам соответствующим требованиям ч. 3 ст. 3 Закона 223-ФЗ, которые могут осуществляться посредством торгов, виды которых представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Перечень видов торгов для проведения закупок конкурентным способом
Под неконкурентными закупками понимаются закупки, которые не отвечают требованиям Закона № 223-Ф3 [3].
Как показал анализ, проведение закупок осуществлялось заказчиками с использо-
ванием различных способов выбора поставщиков, данные по которым представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты проведения торгов различными способами в 1 полугодии 2019 г. [2]_
Количество Объем Доля в общем
Способы проведения закупок лотов, тыс. закупок, млрд объеме
лотов руб. извещений,%
Конкурсы (открытые конкурсы, конкурсы в электронной форме у МСП), аукционы (открытые аукционы, аукционы в электронной форме, аукционы в 150 985,0 15,0
электронной форме у МСП), запросы котировок, за-
просы предложений в электронной форме у МСП
Определение поставщиков, исполнителей, подрядчиков прочими способами закупки 401 4800 76,0
Закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя 118 615,0 9,0
Анализ в сравнении с 2018 годом свидетельствует о снижении закупок, как в целом, так и по отдельным способам их проведения. В частности, в стоимостном выражении получены следующие данные: по закупкам, которые осуществлены посредством запроса котировок объем снижен на 92,50%, в 2019 г. составили 4,60 млрд руб., а в 2018 г. - 61,80 мрлд руб.; по закупкам, проведенным способом открытого аукциона снижение произошло на 86,60%, в стоимостном выражении за 1 полугодие 2019 г. 288,50 млн руб., а в I
полугодии 2018 г. было 2,20 мрлд руб.; по закупками, осуществляемым посредством электронного аукциона объем уменьшился на 85,0%, а именно, с 372,50 мрлд руб. в I полугодии 2018 г. до 56,0 млрд руб. в аналогичном периоде 2019 г.
По итогам анализа установлено, что ежегодно возрастает объем закупок в стоимостном выражении, проводимых с использованием «прочих» способов выбора поставщиков, подрядчиков или исполнителей, который по результатам 20172018 гг. составлял около 60,0% от общей
стоимости размещенных извещений, а по итогам I полугодия 2019 года их доля составила 76,0%. В 2019 году таким конкурентным способом при размещении извещений воспользовались 18 тыс. заказчиков на сумму заказов 4,80 трлн руб. или 400 тыс. лотов.
По данным мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по итогам 1 полугодия 2019 г. по закупкам, осуществленным «прочими» способами, сформированы определенные критерии соответствия способа закупки «прочим»:
- поэтаность проведения закупок, представления альтернативных стоимостных или не стоимостных предложений, проведение предварительного отбора;
- подтверждение факта не отнесения закупок к торгам, отсутствия факта публичности;
- другие характеристики обстоятельств, не связанных с порядком проведения процедуры закупок.
В связи с чем, анализ свидетельствует, что порядок проведения процедур закупки с использованием «прочих» способов не отличается от классических торгов.
Исходя из проведенного исследования, следует отметить, что выбор заказчиками для проведения закупок конкурентными «прочими» способами определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей является условным обозначением, так как охватывает множество вариантов наименований способов, разные виды, этапы и формы проведения.
Такая ситуация требует унифицировать нормативно-правовое регулирование, связанное с организацией и проведением закупок разными способами подбора поставщиков, подрядчиков или исполнителей, раскрыв в содержании Закона № 223-ФЗ перечень способов их определения.
Кроме того, для повышения эффективности государственных закупок следует усилить централизацию системы управления ими посредством создания федеральной организационной структуры, направленной на формирование и реализацию
государственной закупочной политики.
Библиографический список
1. Лытнева Н.А., Трунова Т.А. Концепция механизма регулирования экономики через систему государственных закупок // Экономика и бизнес: тория и практика. - 2018. -№10-2. - С. 18-21.
2. Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 1 полугодии 2019 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=128178
3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/
4. Смутин А.А., Повышение эффективности современной контрактной системы в сфере закупок инновационной продукции и НИОКР// Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 383388.
5. Parushina N., Lytneva N., Polyanin A., Bobrova E., Vertakova Y. Strategy for Sustainabil-ity Man-agement in Small and Medium-Sized Businesses. Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference (IBIMA). Vision 2020: Innovation Management and Education Excellence through. - Vision 2020, 2018, Vols I -Xi Pages: 13411352 Published: 2018.
FORMATION OF INFORMATION ON THE EFFECTIVENESS OF PUBLIC PROCUREMENT FOR STAKEHOLDERS IN THE RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM
T.A. Trunova, Graduate Student
Central Russian Institute of Management - Branch of RANEPA under the President of the Russian Federation (Russia, Orel)
Abstract. The article describes the main directions of development of public procurement at the present level, defined their approaches to the organization and conduct of procurement, depending on the forms and types. The analysis of the results of public procurement, formed recommendations for the management of procurement activities to meet the needs of state and municipal authorities.
Keywords: procurement, budget, organization, management, customers, placement.