Е.В. ГВОЗДЕВА
старший преподаватель Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДВИЖЕНИЕМ ТОВАРОВ
Традиционно информация о затратах используется для определения финансового результата деятельности торговых предприятий. Учет затрат при этом ведется котловым способом, что не позволяет определять эффективность продаж отдельных видов товаров. Однако управленческий персонал торговых компаний сталкивается с необходимостью постоянного мониторинга и анализа не только общих финансовых показателей по предприятию в целом, но и ряда специальных показателей эффективности осуществления товародвижения. В этих условиях значительно расширился круг задач и возросла роль бухгалтерского учета в управлении торговым предприятием. Основной недостаток существующей системы учета состоит в ее низкой приспособленности к выполнению аналитических функций и в отсутствии эффективной связи с процессом принятия решений. Традиционно упор делается на расчет издержек только по элементам затрат и статьям, вообще отсутствует практика определения затрат на продажу конкретной группы товаров или позицию товаров. Сложившийся порядок учета не дает возможности планирования и анализа затрат в торговых организациях для рационального распределения их ресурсов. На сегодняшний день на предприятиях торговли система сбора и обобщения информации о затратах является очень упрощенной, так как соотнесение затрат на ведение торговой деятельности и ее результатов производится путем отнесения на результат от продаж всей суммы издержек обращения. Распределению подлежат только расходы по транспортировке товаров. Такая система сбора информации не нацелена на удовлетворение потребностей внутренних пользователей информации.
Мы рассматриваем торговую деятельность как непрерывную цепочку процессов продвижения товаров от производителей к потребителям. На каждом этапе продвижение товаров вызывает образование затрат. Умелое управление такими затратами и
постоянный мониторинг их достаточности могут служить инструментом управления эффективностью товародвижения. С этой точки зрения процесс формирования конечных результатов торговой деятельности можно схематично представить как последовательное поглощение товарами затрат на их продвижение. Все затраты на продвижение товаров распределены нами по сферам торговой деятельности, таким как заготовление товаров, их хранение, оказание торговой услуги и управление торговым предприятием. Формирование результата торговой деятельности представлено на рис. 1.
При этом на каждом этапе товародвижения формируется показатель фактической стоимости товаров приобретенных, находящихся в организации и реализуемых. Такой порядок формирования учетных данных о затратах позволяет рассчитать прибыльность товаров закупаемых, находящихся в организации и реализуемых, т.е. оценить товары с точки зрения выгодности не только их реализации, но и продвижения. Оценку эффективности товародвижения предлагаем проводить с помощью следующих относительных показателей:
Рентабельность 1 =
Рентабельность 2 =
цена - покупная стоимость товаров покупная стоимость товаров
цена - фактическая себестоимость приобретения товаров фактическая себестоимость приобретения товаров
Рентабельность 3 =
цена - фактическая полная себестоимость товаров фактическая полная себестоимость товаров
Рентабельность 4 =
цена - реализационная себестоимость товаров реализационная себестоимость товаров
© Е.В. Гвоздева, 2006
Выручка от реализации товаров
Покупная стоимость товаров
Затраты сферы заготовления товаров
Фактическая себестоимость приобретения товаров
Затраты сферы хранения товаров
Фактическая полная себестоимость товаров в организации
Затраты сферы оказания торговой услуги
Реализационная себестоимость товаров
Затраты сферы управления торговым предприятием
Полная себестоимость продаж
Результат реализации товаров
Рис. 1. Формирование себестоимости и результата продаж в управленческом учете торгового предприятия
Показатель «рентабельность 1» отражает рентабельность товаров, приобретенных для перепродажи, показатель «рентабельность 2» — рентабельность товаров с учетом затрат на их приобретение, заготовление и транспортировку, т.е. сколько рублей выручки будет получено на каждый рубль затрат, составляющих фактическую стоимость приобретения товаров. Показатель «рентабельность 3» отражает отдачу от каждого рубля затрат, как уплаченных поставщикам при приобретении товаров, так и затраченных предприятием на заготовление, транспортировку и хранение товаров. Показатель «рентабельность 4» отражает, сколько рублей дохода будет получено на каждый рубль затрат на приобретение, заготовление, хранение и реализацию товаров. Таким образом, появляется возможность определять доходность товаров с учетом тех затрат, которые были произведены при их продвижении.
Для текущего сбора и систематизации данных о затратах на продвижение товаров можно использовать счета управленческого учета. Схема учета на счетах приведена на
рис. 2. При этом помимо введения аналитических разрезов по сферам торговой деятельности предлагается ввести специальный калькуляционный счет 47 «Фактическая полная стоимость товаров в организации». По дебету счета 47 формируется фактическая полная стоимость товаров в организации, которая складывается из покупной стоимости товаров, затрат сферы заготовления и сферы хранения. По кредиту счета 47 отражается полная стоимость товаров реализованных. Согласно схеме, приведенной на рис. 2, учет затрат на счетах будет осуществляться следующим образом. По дебету счета 44 по субсчетам отражаются затраты организации по сферам деятельности и применяемым организацией статьям затрат. Условно-переменные расходы непосредственно можно отнести на определенные товарные позиции, поэтому при регистрации таких операций используется субсчет товарной позиции. Данная методика управленческого учета затрат по сферам торговой деятельности прошла апробацию в ООО «Забайкалбытхим».
60 «Расчеты с поставщиками»
47 «Фактическая полная стоимость товаров в организации»
Оприходованы товары на склад по покупным ценам
44.01 «Затраты на продажу сферы заготовления»
Произведены расходы, относящиеся к сфере заготовления товаров
44.02 «Затраты на продажу _____сферы хранения»________
Отнесены на фактическую стоимость товаров расходы по их заготовлению
Произведены расходы, относящиеся к сфере хранения товаров
В текущем учете. Отнесены на фактическую стоимость товаров расходы по их хранению: переменные прямо по документам, условно-постоянные по плановым ставкам
В конце месяца списывается превышение фактических расходов над плановыми условно-постоянными
23 «Транспортный отдел»
Произведены расходы по транспортировке товаров
В текущем учете. Отнесены на фактическую стоимость товаров расходы по их внутреннему перемещению собственным транспортом
90 «Продажа товаров»
62, 51, 50
Списана фактическая себестоимость товаров реализованных
Сальдо Дт сч47= Фактическая полная стоимость товаров в организации на конец периода
I
Отнесены на фактическую стоимость продаж расходы по доставке товаров покупателям
70, 10, 76, 69 и др.
44.03 «Расходы на продажу сбытовой _________сферы деятельности»___________
Произведены расходы по сбыту товаров
В текущем учете. Отнесены на фактическую стоимость продаж расходы по сбыту: переменные по документам в фактическом размере, условно-постоянные по плановым ставкам
-------------------►
В конце месяца списывается превышение фактических расходов над плановыми
Сальдо = маржинальный доход
44.04 «Расходы на продажу сферы управления»
Произведены расходы, связанные с управлением торговым предприятием
Списаны на счет продаж расходы на управление торговым предприятием
Сальдо = прибыль от продаж
Рис. 2. Предлагаемая схема учета затрат на продвижение товаров и его результатов на счетах управленческого учета
В данной статье приведен фрагмент расчета показателей рентабельности товаров одного вида — мыла и средств для душа марки «Дуру». Анализ показал, что на все товары данного вида первоначально была сделана наценка в 25%. Однако после прослеживания затрат на продвижение этих товаров были получены следующие результаты, представленные в таблице. Показатель «рентабельность 1» для всех товаров составляет 25%, так как на все товары данной группы делается стандартная наценка в 25%. Показатель «рентабельность 2» отличается по всем товарным позициям на 6%, так как товары рассматриваемой группы поставляются одним и тем же поставщиком,
а следовательно, и затраты на заготовление таких товаров практически одинаковы. Существенный разброс наблюдается по показателю «рентабельность 3», который отражает, сколько рублей дохода будет получено на рубль затрат на приобретение, заготовление, транспортировку и хранение товаров. Это связано с тем, что разные товары находятся на стадии хранения в течение разного времени, поэтому и затраты на их хранение неодинаковы. Наиболее выгодны с точки зрения хранения товары быстро реализуемые, не требующие особых условий хранения (в нашем случае к таким товарам можно отнести мыло в экономичной упаковке).
Показатели рентабельности товаров по группе «Мыло и средства для душа "Дуру"», %
Ассортиментная единица Рентабельность 1 Рентабельность 2 Рентабельность 3 Рентабельность 4
Мыло 1 + 1 100 г (S-562A) 25 19 15 12
Мыло 1 + 1 экопак 4 / 100 г (S-261) 25 19 13 10
Milk мыло экопак 5 / 75 г (S-444a) 25 19 14 11
ВИТАЛ мыло 3 / 125 г Sunset (S-432) 25 19 10 7
Гель для душа 50 мл 25 19 9 6
ДЕО мыло 3 / 100 г Tropic (S-425A) 25 19 12 9
Мыло LADY New Honey 100 г (S-80C) 25 19 15 12
Натурал 100 г Oive (S-415A) 25 19 16 13
Натурал глицериновое мыло 3 / 100 г 25 19 15 12
ПРОМО набор (2 геля) 25 19 4 1
СОФТ гель для душа 250 мл 25 19 5 2
СОФТ жидкое мыло 400 г 25 19 6 3
СОФТ набор гель (С699) 25 19 4 1
Хозяйственное мыло п/э уп. 2 / 125 г (S-556) 25 19 12 9
Таким образом, предложенный порядок учета затрат по сферам торговой деятельности позволяет рассчитывать показатели эффективности товародвижения, дает базу для сравнения различных товарных позиций с точки зрения валового дохода, позволяет учесть затраты на продвижение этих товаров
от производителя к потребителю. Расчет рентабельности товаров, произведенный по авторской методике, дает возможность управлять ассортиментом с точки зрения выгодности для предприятия и экономичности продвижения отдельных видов товаров и товарных групп.