DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.201
Почекаева О.В.
Кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДОХОДАХ ОТ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме формирования доходов от грузовых перевозок организациями внутреннего водного транспорта в управленческом учете. Сделан вывод о возможности применения в управленческом учете сочетания подходов отражения доходов от перевозок грузов в бухгалтерском (финансовом) учете и международных стандартах финансовой отчетности. Предложено применение в управленческом учете процессного подхода - формирование информации о доходах по процессам перевозки с определением доходов на основании стоимости содержания судна в сутки, что позволяет получать оперативную информацию о формировании финансового результата в процессе осуществления перевозки и принимать своевременные решения по его изменению.
Ключевые слова: доходы, выручка, учет, водный транспорт, грузовые перевозки.
Pochekaeva O.V.
PhD in Economics, Volga state university of water transport FORMATION OF INFORMATION REVENUE FROM FREIGHT TRANSPORTATION IN THE ACCOUNTING ORGANIZATIONS WATER TRANSPORT
Abstract
This article is devoted to the formation of income from freight transportation organizations of inland waterway transport in the administrative account. The conclusion about the possibility of using a combination of management accounting in earnings reflect the approaches of freight in the accounting (financial) accounting and international financial reporting standards. Proposed use in management accounting process approach - formation of information on income from the transportation process with the definition of income on the basis of the cost of keeping the ship a day, which allows you to get information about the formation offinancial results in the course of transportation and make timely decisions to change it.
Keywords: income, revenue, accounting, shipping, freight transportation.
Основными видами коммерческой деятельности организаций внутреннего водного транспорта (далее -ОВВТ), к которым относятся, в частности, судоходные компании и порты являются перевозки грузов, пассажиров, предоставление судов и механизмов в аренду с экипажем или без (тайм-чартер или бербоут-чартер), а также русловая добыча нерудных строительных материалов. Данные виды деятельности обеспечивают ОВВТ получение дохода. Наибольший удельный вес в составе доходов организаций внутреннего водного транспорта, как правило, занимают доходы от перевозок грузов и пассажиров. Например, структура доходов ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» [1] представлена в таблице.
Таблица - Структура доходов судоходной компании
Показатели 2014 2015 Абсол. изм., млн. руб. Темп изменения доходов, %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %
Выручка, всего: 4423 70,1 4755 80,5 332 7,5
в том числе:
а) доходы от работы флота: 4384 99,1 4707 79,7 323 7,4
- перевозка грузов 4105 92,8 4517 76,5 412 10,0
- аренда флота, из них: 279 6,3 190 3,2 -89 -31,9
тайм-чартер 226 5,1 143 2,4 -83 -36,7
бербоут-чартер 53 1,2 47 0,8 -6 -11,3
б) доходы от прочих услуг флота, сдачи помещений в аренду, оказания коммунальных услуг и др. 39 0,9 48 0,8 9 23,1
Прочие доходы 1890 29,9 1153 19,5 -737 -39,0
Всего доходов 6313 100,0 5908 100,0 -405 -6,4
Как видно, в 2015 году доходы от работы флота занимают в выручке порядка 80%, из них наибольший удельный вес занимают доходы от перевозок грузов -76,5%. Удельный вес доходов от перевозок грузов в 2015 году снизился на 16,3%, соответственно, снизилась доля доходов от сдачи флота в аренду на 3,1%. Доходы от перевозок грузов в 2015 году увеличились на 7,4% или 323 млн. руб., доходы от сдачи флота в аренду снизились 36,7% или 83 млн. руб. Доходы от прочих услуг флота увеличились на 23,1% или 9 млн. руб. В целом в 2015 году выручка Компании увеличилась 332 млн. руб. или на 7,5%. На увеличение выручки повлияли такие факторы, как увеличение средней доходной ставки. структурные сдвигами грузопотоков, уменьшение грузовой базы, рост курса валюты.
Непосредственное влияние на доходы от перевозок грузов оказывают доходная ставка и грузооборот, а на величину доходов рейса - тарифная ставка и объем перевозимого груза.
С 1992 года в Российской Федерации введены свободные транспортные тарифы на грузовые перевозки ОВВТ [2]. Так как ОВВТ являются субъектами естественных монополий, существуют услуги, тарифы на которые регулируются государством. Например, устанавливаются тарифы на лоцманскую проводку судов, плата за предоставление рейдов, якорных стоянок, комплексное обслуживание флота и др. Также регулируются тарифы на перевозки грузов в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые попадают в перечень социально-значимых направлений.
В основе транспортных тарифов лежат текущие издержки транспортных предприятий (себестоимость перевозок) и определенный размер прибыли (рентабельность). Метод «издержки плюс» остается наиболее характерным для ОВВТ, так как обеспечивает полное возмещение всех расходов и дает возможность получения максимальной прибыли. Использование этого метода предопределяет и существующая на российских предприятиях практика калькулирования себестоимости.
Исследование практической деятельности судоходных компаний показывает, что в настоящее время в ОВВТ действуют договорные тарифы, которые устанавливаются на базе действующих двухставочных тарифов. Существующий подход к формированию тарифной ставки на перевозку грузов в ОВВТ имеет ряд существенных недостатков:
- он не способствует выявлению резервов снижения затрат;
- затруднено выявление факторов, влияющих на тарифную ставку, что, в свою очередь, снижает конкурентоспособность перевозок;
- тарифная ставка имеет слабую связь с уровнем спроса, что не отвечает рыночным отношениям;
- не учитывается инфляция и изменение конъюнктуры на рынке транспортных услуг.
Необходимы новые подходы к формированию тарифной ставки, например, на основе стоимости содержания судна в сутки. Предлагаемый подход позволяет определять доходы по этапам (подпроцессам) перевозки, что делает доходы от перевозки грузов объектом управленческого учета.
Для формирования информации о доходах в управленческом учете можно воспользоваться данными о выручке, формируемой в бухгалтерском (финансовом) учете. Выручка признается при соблюдении нескольких условий, которые перечислены в п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» [3]. Инструкция [4] уточняет, что выручка признается в том отчетном периоде, в котором оказаны услуги по перевозке грузов. Таким образом, согласно Положению [3] и Инструкции [4], выручка от грузовых перевозок отражается в учете на дату оказания услуг по перевозке, которой считается дата оформления документов по перевозке. С другой стороны, груз еще не доставлен и судоходная компания не выполнила своих обязательств по перевозке, поэтому для целей управленческого учета организации могут использовать положения международных стандартов финансовой отчетности, так как в управленческом учете широко используются способы и методы оценки, применяемые в МСФО. Например, в МСБУ (IAS) 18 «Выручка» одним из условий признания выручки от оказания услуг является требование надежной оценки степени выполнения операции на конец отчетного периода (например, месяца), то есть выручку (доходы от перевозки груза) можно признать частично, учитывая степень выполнения операции (перевозки). Признание выручки на основе «процента выполнения» дает возможность получения полезной для целей управления информации об оказанных услугах и результатах этой деятельности за период. ПБУ 9/99 также предусматривает возможность признания выручки «по мере готовности», однако чаще всего этот метод применяется к продукции с длительным циклом изготовления.
С 2017 года вводится в действие МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» [5]. В соответствии со стандартом доходы по грузовым перевозкам могут быть признаны или в момент принятия груза к перевозке, или после оказания услуги, в зависимости от условий каждого конкретного договора.
На основании вышесказанного можно предложить отражение доходов от перевозки грузов в управленческом учете по мере оказания услуг по перевозке. Для этого выделяют основные бизнес-процессы, одним их которых может быть процесс перевозки грузов. В свою очередь, процесс перевозки грузов может быть разделен на этапы (подпроцессы), например: погрузка, ход с грузом, выгрузка, ход порожнем. Для получения оперативной информации о выручке к счету 90 «Продажи», на котором судоходные компании учитывают доходы по аналитическим счетам «Судно», «Вид доходов», необходимо добавить аналитические счета «Рейс», «Подпроцесс», тогда менеджер будет обладать полной информацией по определенному судну и рейсу. Для реализации процессного подхода в управленческом учете ОВВТ необходимо, чтобы аналитические счета, открытые к счету 90 «Продажи», были аналогичны аналитическим счетам по счету 20 «Основное производство», так как это дает возможность сопоставить доходы и расходы по отдельному рейсу и его подпроцессам. Это позволит определять финансовый результат по мере оказания услуг по перевозке и своевременно влиять на его формирование.
Оперативная информация экономического характера позволит принимать обоснованные управленческие решения, направленные на снижение расходов и увеличение прибыли и, следовательно, рентабельности перевозок грузов.
Литература
1. Судоходная компания Волжское пароходство [Электронный ресурс]. - URL: http://www.volgaflot.com/aktsioneram-i-investoram/godovaya-otchetnost/ (дата обращения 15.07.2016)
2. Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 с изм. от 21.04.2010 №268 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»
3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»: утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015).
4. Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте: утверждена Приказом Минтранса РФ от 30.09.2003 N 194 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2003 N 5346)
5. IFRS [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifrs.org/IFRSs/Pages/IFRS.aspx (дата обращения 15.07.2016)
References
1. Sudohodnaja kompanija Volzhskoe parohodstvo [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.volgaflot.com/aktsioneram-i-investoram/godovaya-otchetnost/ (data obrashhenija 15.07.2016).
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.04.2008 № 293 s izm. ot 21.04.2010 №268 «O gosudarstvennom regulirovanii i kontrole tsen (tarifov, sborov) na uslugi sub»ektov estestvennykh monopolii v transportnykh terminalakh, portakh, aeroportakh i uslugi po ispol'zovaniyu infrastruktury vnutrennikh vodnykh putei»[On state regulation and control of prices (tariffs, fees) for services of natural monopolies in transport terminals, ports, airports and services for the use of inland waterways infrastructure]
3. Polozhenie po bukhgalterskomu uchetu «Dokhody organizatsii» PBU 9/99»: utv. prikazom Minfina Rossii ot 06.05.1999 N 32n (red. ot 06.04.2015).
4. Instruktsiya po uchetu dokhodov i raskhodov po obychnym vidam deyatel'nosti na vnutrennem vodnom transporte [Instruction on accounting of income and expenses from ordinary activities in inland water transport]: utverzhdena Prikazom Mintransa RF ot 30.09.2003 N 194 (Zaregistrirovano v Minyuste RF 18.12.2003 N 5346)
5. IFRS [Jelektronnyj resurs] Available at: URL: http://www.ifrs.org/IFRSs/Pages/IFRS.aspx (data obrashhenija 13 July 2016).
DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.057 Рудык Н.В.1, Вильгута О.Ф.2
1 Доцент, 2кандидат экономических наук, Самарский государственный архитектурно-строительный университет ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЖИЛОЙ
НЕДВИЖИМОСТИ Г.О. САМАРЫ
Аннотация
В статье изложены основные препятствия инновационного развития рынка жилой недвижимости г.о. Самара, такие как условия ведения бизнеса, консерватизм отрасли, административные барьеры, низкая производительность труда, неразвитая финансовая инфраструктура. Подчеркнуто, что внедрение разных типов инноваций крайне важно и необходимо для развития рынка жилья. Автором на основе анализа основных проблем развития строительной отрасли делается вывод о необходимости использования технологии каркасно-панельного строительства жилой недвижимости.
Ключевые слова: рынок жилой недвижимости, инновационная деятельность, процессные инновации, маркетинговые инновации.
Rudyk N.In.1, Wiligut O.F.2
1Associate Professor, 2PhD in Economics Samara state University of architecture and construction PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE RESIDENTIAL PROPERTY MARKET
G. O. SAMARA
Abstract
The article presents the main obstacles of innovation development of the real estate market g. o. Samara, such as the business environment, the conservatism of the industry, administrative barriers, low productivity, poor financial infrastructure. Stressed that the implementation of different types of innovation, it is extremely important for the development of the housing market. The author on the basis of the analysis of the main problems of the construction industry, the conclusion about the necessity of technology use frame and panel construction of residential property.
Keywords: housing market, innovative activity, process innovations, marketing innovations.
Вопросы внедрения инноваций на рынке жилой недвижимости являются чрезвычайно актуальными и важными, так как они обеспечивают достойную жизнь человека. Россия использует только те инновации, которые экономят средства и сокращают сроки строительства. В мировой практике также предполагается экономия средств, но она тесно связана с экологическими проблемами. Кроме этого, в развитых странах конечной целью внедрения инноваций является повышение стандартов жизни, комфортности для проживания в сочетании с повышенной функциональностью и ресурсосбережением. Инновации, создаваемые в России, решают текущие проблемы организаций, но их недостаточно для того, чтобы вывести экономику на инновационный уровень.
Основанный в 1586 году, город Самара является центром Самарского региона с мощным индустриальным сектором и потенциалом. С 2011 года город занимает лидирующую позицию по объемам вводимого жилья в Приволжском федеральном округе. В г. Самара реализуются программы, направленные на развитие рынка жилой недвижимости, сформированы институты инновационного развития. В 2012 году Самарская область вступила в