Научная статья на тему 'Формирование индустриального типа морской культуры на Кольском Севере'

Формирование индустриального типа морской культуры на Кольском Севере Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ КУЛЬТУРА / МОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / КОЛЬСКИЙ СЕВЕР / MARITIME CULTURE / MARITIME ACTIVITY / CULTURE OF INDUSTRIAL SOCIETY / KOLA NORTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко Елена Юрьевна

В статье с позиций исторической культурологии рассматривается один из ключевых этапов развития морской культуры на Кольском Севере переход от традиционного к индустриальному освоению морского пространства во второй половине XIX в. Показаны изменения способов морской деятельности в материально-практической, социальной и духовной сферах: появление новых типов судов, коммерческих предприятий, развитие рыбной промышленности и торговли, основание портового города и научное изучение морских биоресурсов. Рассмотрены работы Н.Я. Данилевского, Н. Книповича, М.Ф. Рейнеке, С.О. Макарова, С.В. Максимова, Вас.И. Немировича-Данченко, А.П. Энгельгардта, И.Ф. Ушакова, Г.П. Попова и Р.А. Давыдова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of industrial type of maritime culture in the Kola North

In the framework of historical cultural studies the article considers one of the key stages of maritime culture development in the Kola North transition from traditional to industrial development of maritime space in the second half of the XIX century. The author considers the changes of the maritime activities methods in material and practical, social and spiritual spheres: emergence of new types of ships and commercial enterprises, development of fishing industry and trade, establishment of a seaport, and scientific study of sea bio-resources. The paper reviews the works of N.Y. Danilevsky, N.M. Knipovich, M.F. Reyneke, S.O. Makarov, S.V. Maximov, V.I. Nemirovich-Danchenko, A.P. Engelgardt, I.F. Ushakov, G.P. Popov and R.A. Davydov.

Текст научной работы на тему «Формирование индустриального типа морской культуры на Кольском Севере»

УДК 008(470-924.16)

Терещенко Елена Юрьевна

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского арктического государственного университета

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТИПА МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ

Tereshchenko Elena Yuryevna

PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Cultural Studies and Intercultural Communications, Theory of Language and Journalism Department, Murmansk Arctic State University

DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL TYPE OF MARITIME CULTURE IN THE KOLA NORTH

Аннотация:

В статье с позиций исторической культурологии рассматривается один из ключевых этапов развития морской культуры на Кольском Севере - пере-ход от традиционного к индустриальному освоению морского пространства во второй половине XIX в. Показаны изменения способов морской деятельности в материально-практической, социальной и духовной сферах: появление новых типов судов, коммерческих предприятий, развитие рыбной промышленности и торговли, основание порто-вого города и научное изучение морских биоресурсов. Рассмотрены работы Н.Я. Данилевского, Н. Книповича, М.Ф. Рейнеке, С.О. Макарова, С.В. Максимова, Вас.И. Немировича-Данченко, А.П. Энгель-гардта, И.Ф. Ушакова, Г.П. Попова и Р.А. Давыдова.

Ключевые слова:

морская культура, морская деятельность, культура индустриального общества, Кольский Север.

Summary:

In the framework of historical cultural studies the article considers one of the key stages of maritime culture development in the Kola North - transition from traditional to industrial development of maritime space in the second half of the XIX century. The author considers the changes of the maritime activities methods in material and practical, social and spiritual spheres: emergence of new types of ships and commercial enterprises, development of fishing industry and trade, establishment of a seaport, and scientific study of sea bio-resources. The paper reviews the works of N.Y. Danilevsky, N.M. Knipovich, M.F. Reyneke, S.O. Makarov, S.V. Max-imov, V.I. Nemirovich-Danchenko, A.P. Engelgardt, I.F. Ushakov, G.P. Popov and R.A. Davydov.

Keywords:

maritime culture, maritime activity, culture of industrial society, Kola North.

Уникальные природные и географические условия, наличие незамерзающего порта и возможность круглогодичной навигации обусловили формирование в Мурманской области разнообразных видов морской деятельности. Различные способы освоения моря региональными сообществами образуют морскую культуру Кольского Севера, которая имеет свои специфические и типологические черты на каждом историческом этапе.

История культуры изучает морскую деятельность людей во всех ее конкретности, многообразии, точном описании фактов и хронологий для каждого отдельного общества и социальной группы. Результаты исследований в рамках истории культуры и их интерпретация являются фактической, конкретно-событийной базой для дальнейших обобщений, связанных с построением типологии.

Исторические типы культуры как устойчиво существующие во времени и пространстве целостные образования выступают предметом изучения исторической культурологии. Ее разработкой занимались Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и многие другие.

В разработке типологии морской культуры учитываются географические, социальные, культурные факторы. Географический фактор лежит в основе типологии Л.И. Мечникова. В работе «Цивилизация и великие исторические реки» (1924) автор выделяет три периода: речной, морской и океанический. Социальные факторы получили обоснование в теориях общественного развития, отстаивающих определяющую роль науки и техники (У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер). Системный подход реализован в типологии культуры, разработанной М.С. Каганом.

В исследовании морской культуры мы выделяем два исторических типа: традиционный и цивилизационный (индустриальный и постиндустриальный). Основанием для типологии является существенное изменение способов морской деятельности в материально-практической и духовной сферах.

Для культуры индустриального общества характерны: развитие промышленного производства, высокий уровень урбанизации. Культура индустриального общества возникает как результат промышленной революции, когда происходит переход к машинному и фабричному производству. Характерным для культуры индустриального типа представляется осознание человеком своего всевозрастающего господства над окружающими миром, убеждение в неисчерпаемости

природных ресурсов. Магистральной тенденцией в культуре второй половины XIX в., опиравшейся на научные и технические достижения, являлось распространение идей позитивизма. Философия позитивизма на первый план выдвинула принцип объективности (в противоположность романтизму) и выработала свою методологию, согласно которой истина должна быть доказана экспериментальным путем.

Промышленная революция в России XIX в. осложнялась многообразием социально-экономических укладов и территориальными масштабами. Динамика и темпы развития северных территорий существенно отличались от центральных регионов.

Важными явлениями и событиями в развитии морской деятельности на Кольском Севере в XIX в. были колонизация Мурманского берега, создание коммерческих предприятий, использование новых типов судов. Данный период изучен в работах Г.П. Попова, Р.А. Давыдова и И.Ф. Ушакова [1].

В 1868 г. Александр II утвердил «Положение» о льготах поселенцам Мурманского берега. Согласно этому закону, жители Мурманского берега имели право беспошлинных промыслов и торговли, им выдавали ссуды на хозяйственные нужды. В 1869 г. сорок шесть семей переселились на Мурман - в Печенгу, Западную Лицу, Ура-Губу, Териберку и Гаврилово. Колонизация способствовала развитию морской торговли: корабли приходили из Англии, Германии, Норвегии, а также из Архангельска и Петербурга. Центрами местной торговли на Мурмане стали фактории. Первая фактория была открыта в 1869 г. датским генеральным консулом Паллизеном в бухте Корабельной. В 1894 г. на Мурманском берегу было уже двенадцать факторий. В 1871 г. было основано новое коммерческое предприятие - Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства. К концу XIX в. грузовыми пароходами владели многие предприятия на Севере. Наиболее крупной пароходной компанией стало Архангельско-Мурманское срочное пароходство, основанное в 1875 г.

В духовной сфере на смену религиозно-мифологическим основаниям в понимании морской практики, характерным для древнего периода и Средних веков, приходят идеи позитивизма, определяющие источником знаний эмпирические исследования. В развитии морской деятельности на Кольском Севере это выразилось в организации научных исследований северных морей.

Научный подход в составлении карт и лоций был воплощен в «Атласе Белого моря и Лапландского берега», составленном М.Ф. Рейнеке. Этот фундаментальный труд являлся руководством для мореплавателей вплоть до начала XX в. Итоги своей семилетней работы М.Ф. Рейнеке опубликовал в книге «Гидрографическое описание северного берега России» в двух томах (1843, 1850). В книге содержатся не только навигационные данные, но и подробное описание образа жизни жителей приморских поселений [2].

В 1851 г. по предложению Русского географического общества для сбора данных о рыболовстве и зверобойном промысле в Евро-Арктическом регионе была снаряжена экспедиция Министерства государственных имуществ под руководством академика К.М. Бэра. С 1859 по 1861 г. ее возглавил Н.Я. Данилевский, автор фундаментальной работы «Россия и Европа» (1868). Результаты были опубликованы в книге «Исследования о состоянии рыболовства в России» (четвертый и седьмой тома). Шестой том был подготовлен лично Н.Я. Данилевским [3].

С 1881 г. начинает работать Мурманская биологическая станция Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей в Александровске, в ее деятельности принимали участие С.В. Аве-ринцев, К.М. Дерюгин, Г.А. Клюге.

Позитивистские идеи эпохи в полной мере воплотились в научной деятельности Н.М. Кни-повича, который возглавил масштабную научно-промысловую экспедицию в Баренцевом море. Для этого в Германии было построено новое судно, получившее название «Андрей Первозванный». В 1899 г. «Андрей Первозванный» отправился в свой первый рейс, и, по словам Н.М. Кни-повича, эта экспедиция была первой в мире попыткой полного и всестороннего исследования моря с помощью важнейших средств современной техники [4]. Своими исследованиями Н.М. Кни-пович доказал наличие огромных запасов рыбных ресурсов Баренцева моря и необходимость усовершенствования промысловых судов и способов лова.

В 1897 г. вице-адмирал С.О. Макаров выдвинул идею изучения арктических морей при помощи ледоколов. В 1898 г. в Англии был построен первый в мире ледокол «Ермак». В 1899 г. состоялся первый поход, а в 1901 г. - экспедиция, в ходе которой ледокол достиг Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Свои воспоминания С.О. Макаров изложил в книге «"Ермак" во льдах» (1901).

В XIX в. Кольский Север становится объектом социальных и гуманитарных исследований. Издаются работы этнографов, государственных чиновников, писателей, в которых большое внимание уделяется морской деятельности. В конце XIX в. архангельский губернатор А.П. Энгель-гардт совершил двухлетнее путешествие, в результате которого была написана книга «Русский Север. Путевые заметки» (1897). В главах «Поморье», «Мурман» автор подробно анализирует

развитие морских промыслов у местных жителей. С.В. Максимов был одним их первых писателей, посетивших Кольский полуостров. Он участвовал в литературной экспедиции Морского министерства на Север России по Беломорью, Ладожскому и Онежскому озерам (1S56-1857), по итогам которой был создан двухтомный труд «Год на Севере» (1S59). Свое творчество связал с Лапландией Василий Иванович Немирович-Данченко - писатель, путешественник. Он работал по заданию Русского географического общества в Архангельской губернии и на Кольском полуострове более двух лет (1S72-1S74), побывал в Коле и Ловозере, Хибинах и Мончетундре, Кандалакше и на Мурманском побережье, изучил нравы, быт и морские промыслы русского и саамского населения. В 1S77 г. была напечатана книга «Страна холода. Виденное и слышанное», в 1S92 г. - «У Ледовитого океана: роман из жизни на Крайнем Севере».

Важным событием в развитии морской деятельности стало основание портового города Александровска-на-Мурмане в 1S99 г. (ныне - г. Полярный). Город получил название в честь Александра III и стал крупным торговым и уездным центром Кольского Севера.

Таким образом, в XIX в. происходят существенные изменения в морской культуре Кольского Севера, связанные с процессами индустриализации, рационализации, с научным изучением моря, что приводит к формированию индустриального типа морской культуры. В материальной сфере основными видами морской деятельности остаются промысловый и торговый. Изменения в морской культуре связаны с глобальным проектом колонизации Мурманского берега (1S99), появлением новых промысловых и торговых поселений (колоний и факторий), основанием нового коммерческого порта Александровска-на-Мурмане (1S99), возникновением коммерческих предприятий (Архангельско-Мурманское срочное пароходство, 1S75 и др.), использованием новых типов судов (пароходов, ледоколов).

В духовной сфере на первый план выходит наука. Позитивистские идеи отразились в организации научных экспедиций (экспедиция К.М. Бэра, 1S51, Н.Я. Данилевского, 1S59), создании научных учреждений (Мурманская биологическая станция, 1SS1). В 1S9S г. была организована первая Мурманская научно-промысловая экспедиция под руководством Н.М. Книповича, которая положила начало комплексным исследованиям Баренцева моря, построено первое специализированное научное судно «Андрей Первозванный» (1S99). Новый этап в освоении Арктики начинается с постройки первого ледокола «Ермак» (1S9S) и организации экспедиции С.О. Макарова (1S99).

Ссылки:

1. Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. Екатеринбург ; Архангельск, 2002 ; Ушаков И.Ф. Избранные произведения: историко-краеведческие исследования : в 3 т. Мурманск, 199S.

2. Рейнеке М.Ф. Гидрографическое описание северного берега России. СПб., 1S5G.

3. Данилевский Н.Я. Рыбные и звериные промыслы на Белом и Ледовитом морях. Общие отчеты и предположения // Исследования о состоянии рыболовства в России. Т. VI. СПб., 1S62.

4. Труды Северной комиссии. 1S97-1S9S гг. / Комитет для помощи поморам Русского Севера. СПб., 1S9S.

References:

1. Popov, GP & Davydov, RA 2002, Maritime traffic in the Russian North in the XIX - early XX century, Ekaterinburg, Arkhangelsk; Ushakov, IF 1998, Selected Works: Historical, regional studies: 3 vols., Murmansk.

2. Reineke, MF 1850, Hydrographic description of the northern coast of Russia, St. Petersburg.

3. Danilevsky, NY 1862, 'Fish and animal crafts on the White Sea and the Arctic. General statements and assumptions', Research on the status of fisheries in Russia, vol. VI, St. Petersburg.

4. Proceedings of the Northern Commission. 1897-1898 1898, Committee for assistance Pomors Russian North, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.