Научная статья на тему 'Формирование индивидуальности в среде Интернет: онтологический аспект'

Формирование индивидуальности в среде Интернет: онтологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1077
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / PERSON / PERSONALITY / INDIVIDUALITY / INTERNET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пудикова Анна Александровна

Рассматривается проблема формирования индивидуальности в среде Интернет. Происходит становление индивидной социализации с присущими ей особенностями: уникальность человеческого бытия, значимость внутренних переживаний человека, уменьшение роли социальной стратификации, возрастание значения самостоятельного формирования жизненных ценностей, формирование индивидуального бытия как усвоение готовой информации, ее анализ, оценка и переработка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of the personality forming in the modern world is connected with the Internet role increase in the person's activity. The individual socialization formation takes place with its features: the person's being originality, the concernment of the person's emotional experience, the decreasing of the social stratification role, the increase of the importance of the vital values self-dependent forming, the individual being forming as the mastering of the finished information, its analysis, appraisal and processing

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуальности в среде Интернет: онтологический аспект»

А.А. Пудикова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматривается проблема формирования индивидуальности в среде Интернет. Происходит становление индивидной социализации с присущими ей особенностями: уникальность человеческого бытия, значимость внутренних переживаний человека, уменьшение роли социальной стратификации, возрастание значения самостоятельного формирования жизненных ценностей, формирование индивидуального бытия как усвоение готовой информации, ее анализ, оценка и переработка.

Ключевые слова: человек; личность; индивидуальность; Интернет.

Актуальность проблематики социализации человека, способов его бытия в условиях бурного развития Интернета вытекает из процесса его становления как относительно новой и мало изученной социальной среды. Философия Интернета является актуальной сферой социально-философского исследования. Акцент делается на решении такого фундаментального философского вопроса, как роль и место Интернета в процессе становления индивидуальности. Основная проблема сформулирована так: каким образом Интернет влияет на формирование человеческой индивидуальности. Изучению данной проблемы посвящены работы Ж. Липовецки. М. Кастельс в работе «Галактика интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» очерчивает социальные границы и последствия распространения Интернета [1]. Кроме того, необходимо отметить отечественных исследователей социальной теории Интернета: С.В. Михайлова, В. А. Емелина, Р.Н. Абрамова. Социально-философское изучение Интернета и его влияние на формирование индивидуальности в настоящее время остается практически не изученным, несмотря на необходимость определения социально-философских оснований изменений, происходящих в человеке, способах его социализации и формах жизнедеятельности.

С внедрением Интернета в повседневную жизнь, несомненно, происходят изменения и в обществе, и в его структуре, и в самом человеке. В настоящее время в философии недостаточно внимания уделяется тем трансформациям, которые происходят с человеком в процессе взаимодействия человек - Интернет. Необходимость исследования трансформаций человека, способов его социализации и идентификации вызвана необходимостью дать адекватную оценку происходящим процессам в целях дальнейшего изучения не только самого человека, но и общества в целом.

Благодаря внедрению Интернета в различные сферы жизнедеятельности человека и общества, меняется вся система производства, хранения и трансляции культурных ценностей. «Современный мир можно назвать цивилизацией гипертекста, ...а современного человека -виртуальным, сетевым человеком ... наука, философия, литература, религия, само ...мировоззрение стало виртуальным, гипертекстовым, сетевым» [1]. Интернет оказывает влияние на формирование человеческой индивидуальности, актуализируя ее отдельные черты. Ученые и теоретики по-разному оценивают влияние Интернета на указанные процессы: от глубоко пессимистичных (прогнозирующих полное растворение человека в сетях Интернета) до крайне оптимистичных (трактующих Интернет как средство глобальной свободы).

Одной из основных характеристик современного общества выступает поливариантность индивидуального бытия, поскольку «... верховенство индивидуального начала над всеобщим ... многообразия над одинаковостью, разрешительного над принудительным» [2.

С. 166-170] составляет фундаментальную основу общества, основанного на новом типе реальности, которая не является осязаемой, а предстает в виде виртуального пространства, а значит, такое общество и его развитие формально ограничены только уровнем развития техники и технологии.

Категории, введенные постмодернистами, корели-рующие с идеей виртуальной реальности: мозаичность, симулякр (от лат. 81ши1аге - притворяться) применимы к характеристике трансформаций социума в связи с распространением Интернета. Изучением явления симуляции занимаются Ж. Бодрийяр, С. Лаш, З. Бауман, Д. Келлер. Указанные исследователи акцентируют внимание на изменении функций не только вещей как объектов социальной реальности, но и информации, которая выступает и в качестве объекта и в качестве субъекта социальной жизни. Наиболее адекватной является концепция Ж. Бодрийяра, объявляющего, что современный мир - это бесконечная отсылка знака к знаку. В таком мире знак ничего не означает, он не отсылает к реальному объекту. Ж. Бодрийяр вводит в научный оборот понятие «симулякр» - «.ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий в обществе как его заместитель» [3]. Симулякр как ложное подобие отсылает нас к соотношению оригинала, т.е. реальности социальной и ее копии - виртуальной реальности. Современный мир состоит из моделей и симуляк-ров, не обладающих никакими референтами, не основанных ни на какой реальности, кроме их собственной, которая представляет собой мир самореферентных знаков. Симуляция, выдавая присутствие за отсутствие, одновременно смешивает всякое различие реального и воображаемого. Интернет выступает симулякром социальной реальности и призван заменить социальную реальность. «По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. Если функция знака - отображать, символа - представлять, в отношении симулякра говорить о каком-либо соответствии не имеет смысла. “Знаки” больше не обмениваются на “означаемое”, они замкнуты сами на себя. Самоподдержание социальной системы преодолевается как симуляция, скрывающая отсутствие “глубинной реальности”. симулякр можно определить как знак, обретающий собственное бытие, творящий свою реальность, и . переставший быть знаком по сути. симулякр. реален. виртуально. Си-

мулякр начинается там, где заканчивается подобие. Там же и начинается виртуальная реальность. организованное пространство симулякров.» [4]. Являясь символом второго порядка, т. е. симулякром, не отсылающим к реальности, Интернет выступает основой формирования человеческой индивидуальности. Такое понимание социальной реальности очень четко характеризует социальную функцию Интернета - создание коммуникативного пространства и удвоение социальной реальности. Интернет вбирает в себя социальную реальность в той ее части, которая может существовать без отсылки к реальности и превращает ее в виртуальность, лишенную пространственно-временных характеристик. Это, однако, не означает, что пространство и время в Интернете теряют свое значение, просто сущность пространства и времени становится виртуальной, основанной на гипертексте. Так и человек, его жизнь, в век информационных технологий, становится индивидуальностью, а не личностью, формирование которой происходит на основе принципов гипертекста, а именно: изменение пространственно-временных форм,

форм бытия и становления жизненного пространства.

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет как социальная среда в своей основе содержит идею виртуального подобия. То есть структура виртуальной реальности предполагает, что формирование индивидуальности происходит случайным образом, исходя из предпочтений человека, и практически не соотносится с реальностью объективной. В современном обществе «.сама социальная ткань .становится виртуальной, то есть потенциальной, находящейся в постоянном изменении» [5. С. 54], что приводит, с одной стороны, к динамичности социальной жизни, а с другой - к отсутствию четких социальных ориентиров.

Бытие человека как субъекта социальной жизни рассматривается многими философами как бытие личности и с точки зрения становления личностного бытия. Исследователи отмечают, что в обществе, с развитием массовой культуры, личность становится «одномерной» из-за отсутствия критичности (Г. Маркузе), превращается в «массу» и теряет свою индивидуальность (Х. Ортега-и-Гассет), личность подавляется идеологией (Р. Барт). То есть понятие личности в основном приобретает отрицательный модус и рассматривается скорее как отсутствие личности и ее низведение до «массы» и массового человека.

«Индивидуальность» в большинстве случаев рассматривается с психологической точки зрения, однако ряд современных философов обращается к теоретическому осмыслению индивидуальности (Э. Тоффлер, Э. Маклюен, Д, Белл, Р. Барт, Ж. Липовецки и др.). В условиях информационного общества человеческая индивидуальность и ее развитие приобретают все большее значение, а значит, необходимо философское осмысление данного феномена. В ситуации современного общества необходимо рассматривать человека с позиций формирования человеческой индивидуальности, поскольку понятие «человеческая индивидуальность» позволяет анализировать бытие человека в информационной культуре с точки зрения коммуникации и усвоения информации. Процесс воспроизводства и усвоения информации, управление информационными потоками выступает основой современного общества.

Как справедливо замечает Ж. Липовецки в работе «Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме», социальные ценности, действующие еще в начале XX в., в 20-е гг. начинают подвергаться переоценке уже во время и после Второй мировой войны [2]. Именно в этот период начинается становление глобальной цивилизации, а значит, и формирование человеческой индивидуальности в соответствии с принципиально новыми социальными нормами и ценностями, причем идущий в современном мире процесс имеет как положительную, так и отрицательную стороны. «Отрицательная сторона его состоит в том, что процесс персонализации обусловливает ломку дисциплинарной социализации; положительная - в том, что он соответствует устройству гибкого общества, основанного на информации и поощрении потребностей индивида. и учете «человеческих факторов.» [2. С. 18].

В ХУ11-Х1Х в. идеалом человека выступала личность, часто лишенная собственного выбора. Четкая социальная стратификация и существование сословий не позволяли человеку самостоятельно определять собственное образование, профессию, супруга, место жительства, что в конечном итоге приводило к заданным векторам развития и отсутствию личного выбора и, как следствие, отсутствию ответственности за свою жизнь. В традиционном обществе «бунт» против существующих социальных ролей был практически невозможен и осуществлялся лишь единицами. Несомненным достоинством человека являлась его личность, «.т.е. свобода и независимость от механизма всей природы, рассматриваемая вместе с тем как способность существа, которое подчинено особым. чистым практическим законам; . лицо как принадлежащее чувственно воспринимаемому миру подчинено собственной личности.» [6. С. 320]. Человек в традиционном обществе жил в таких социальных условиях, при которых его жизнь должна была быть подчинена четким правилам и нормам, индивидуализм не только не поощрялся, но и подавлялся. Вся система социальных связей была нацелена на воспроизводство существующих социальных устоев. Не вполне оправданной представляется позиция Жиля Липовецки, о том, что благодаря процессу персонализации, т.е. становлению человеческой индивидуальности, происходит «. постепен-ное расшатывание социальных устоев.» [2. С. 161], становится приемлемым любой, даже самый оригинальный, способ жизни, человек получает право быть самим собой и имеет возможность самостоятельно определять нормы и правила собственной жизни. Наиболее объективным представляется обратный процесс, а именно: в связи с тем что социальная структура общества претерпевает существенные изменения в процессе становления общества потребления, возникают новые социальные институты, в рамки которых уже не вписывается личность, как объективированное представление об идеальном человеке, начинает формироваться человеческая индивидуальность, способная в некоторых случаях заместить личность.

В информационном обществе признается ценность индивидуальности и самобытности человека. Происходит переход от значимости личности к значимости индивидуальности, становление персонализации разру-

шает структуру личности, существующую в традиционном обществе. Формирование человеческой индивидуальности - сложный и многоуровневый процесс, который можно представить как усвоение существующих знаний, социальных норм путем преобразования полученной информации в индивидуальное знание.

Для формирования индивидуальности важным является способность формирования «гештальтов» (нем. Gestalt - форма, образ, структура). «.Гештальт. -фигура, образующаяся на фоне. Для развертывания контакта будет необходимо, чтобы фигура отделилась от фона. Я могу войти в контакт. в данный момент только с тем, что образует фигуру для меня. Эта фигура создает моментальную доминантность поля; эта фигура выделяется из фона, но в тоже время остается с ним связанной. Именно эту фигуру, выделяющуюся из фона, но остающуюся с ним связанной, мы называем Гештальтом» [7. С. 24]. Формирование гештальтов происходит в результате переработки полученной информации, поскольку та информация, которая осталась за пределами человеческого внимания, не сможет образовать гештальт и, как следствие, не будет образовано новое знание. Таким образом, индивидуальность в информационном обществе может пониматься как свободная, творческая, активная интенция человека по формированию уникальных гештальтов, когда человек стремится актуализировать отдельные аспекты социального бытия и сделать их частью собственного мироощущения. «.Процесс индивидуализации личности проявляет себя в стремлении человека быть самим собой, выступать в качестве “оператора”, имеющего возможность свободного выбора и комбинаций, быть отличным от других индивидов и поведением и вкусами, освободиться от предписываемых обществом ролей и социальных правил.» [3].

Благодаря сетевой структуре социума формирование индивидуальности происходит децентрализованно. Кроме того, в процессе формирования индивидуального бытия участвуют не только различные социальные институты, но и виртуальная реальность (как сотворенная реальность, существующая вне человеческого сознания, но актуализирующаяся только при обращении к ней конкретного индивида).

Формирование индивидуальности неразрывно связано с виртуализацией пространства в сети Интернет. «Сеть Интернет создает особое виртуальное пространство - точнее, множество пространств, каждое из которых имеет свою логику событийности, свои правила, язык и персонажи» [8. С. 106]. Виртуальное пространство сети Интернет как среда социальной коммуникации представляет собой проекции человека в виде текстов, набранных с помощью клавиатуры. Таким образом, информация, помещенная в сеть Интернет, является виртуализацией человека реального. Однако некорректно полагать, что в среде Интернет человек полностью виртуализируется. Модус виртуальности могут приобретать только те сферы человеческой жизнедеятельности, которые реализуются в Интернет-коммуникации, образовании и др. Виртуализация человеческой индивидуальности существует как проекция индивидуальных интенций человека в виртуальной реальности, поэтому мы можем говорить о расширении человеческой

индивидуальности (в терминологии М. Маклюэна, который очень точно описал процесс расширения человека в процессе технологизированной коммуникации).

Благодаря использованию Интернета человек оказывается способным расширять свою психику вовне в виде текста. Таким образом происходит вытеснение чрезмерной энергии из знания, либо процесс расширения недостаточного объема знания позволяет человеку дополнить такое знание и получить целостную картину. Данный процесс играет важную роль для понимания специфики индивидуальности как способа бытия человека посредством усвоения части информации из всего массива знаний, происходящего без учета социальных норм, правил, требований. Этот процесс является нарциссическим в своей основе и содержит элементы «социального эгоизма», позволяющие человеку жить независимо от социума, основываясь только на собственных фантазиях о социальном, спроецированными в среду Интернет.

Человеческая индивидуальность становится такой характеристикой человека, которая не отсылает более к реальному человеку, а формирует образ «гипертекстовой индивидуальности». Процесс симуляции приводит к формированию человеческой индивидуальности и к подавлению личности. Формирование человеческой индивидуальности происходит как процесс усвоения информации посредством гипертекста. Гипертекст представляет собой основу виртуальной реальности и обладает структурным отличием от обычного бумажного, устного, письменного или другого вида текста, даже электронного: с одной стороны, гипертекст, являясь информацией, структурированной системой отсылок от одного текста к другому, т. е. формируется не личность, а именно индивидуальность. Интернет-пространство, организованное в виде гипертекста, является основой формирования человеческой индивидуальности, позволяет человеку жить иллюзией свободы выбора и свободы информации.

Формирование человеческой индивидуальности связано с процессом социальной стратификации. Под социальной стратификацией понимают структурирование социального неравенства в социуме между различными социальными общностями, группами или слоями людей. Если в традиционном обществе социальная стратификация осуществлялась на основании таких характеристик, как уровень знаний, доход, наличие недвижимости, т.е. по принципу доступа к социальным благам и ресурсам, то развитие информационного общества вводит новый принцип социальной стратификации - по принципу доступа к информационным ресурсам. Критерий доступа к знаниям, информации становится важнейшим при определении социального статуса человека. Именно Интернет предоставляет человеку доступ к неограниченным потокам информации, в том числе для получения качественного образования и развития индивидуальных способностей. Таким образом, можно предположить, что Интернет оказывает существенное влияние на формирование человеческой индивидуальности. С увеличением возможностей, предоставляемых Интернетом, его влияние на формирование индивидуальности будет увеличиваться.

Подводя итог, необходимо отметить, что распространение Интернета как социальной коммуникатив-

ной среды привело к нивелированию социальных идеалов и низвело «личность» до негативного модуса. На смену «личности» приходит «индивидуальность» как способ «эгоистичного», самостоятельного бытия. Посредством Интернета человек получает возможность самостоятельно формировать пространство индивидного бытия и структурировать жизненное пространство исходя из личных предпочтений, в том числе навязанных социумом. Интернет приводит к тому, что жизнь человека развертывается в двух параллельных средах: среде социальной реальности и в ее удвоенной копии -виртуальном мире, сформированным посредством технико-технологических средств Интернета. Жизнедеятельность человека реализуется одновременно в двух реальностях, что приводит к трансформациям личностного бытия. Одной из существенных характеристик среды Интернет является ее товарная природа, т.е. это среда, созданная человеком для удовлетворения коммуникативной и информационной потребностей. Интернет-среда стремится к постоянному расширению внутри своих пределов и во внешний социальный мир, захватывая все новые области и виртуализируя составляющие социальности. Происходит изменение структуры социума, общество приобретает черты информационного общества, которое в свою очередь рассматривается исследователями как новая ступень постиндустриального общества. Интернет в современном обществе выступает, как «. коммуникационный посредник, который впервые сделал возможным общение многих

людей со многими другими в любой момент времени и в глобальном масштабе» [9].

Для реализации социального поведения человек нуждается в постоянной коммуникации, протекающей на основе единства трех моментов: сообщения, информации, понимания. Информационная связь с социальной средой, окружающим миром, посредством Интернет-коммуникации, являющаяся условием нормального функционирования человека, позволяет говорить об активном развитии человеческой индивидуальности в противовес развитию личности в традиционном обществе. Характеризуя индивидуальность в сетевом обществе, необходимо выделить следующие ее особенности: возможность девиантного поведения, отсутствие четких социальных норм, формирование внесоциального человека, наличие эгоистической составляющей в структуре индивидуальности, возможность самостоятельного выбора смысла и цели жизни.

Человеческая индивидуальность основана на постоянных анализе и обработке поступающей по коммуникационным каналам информации и не связана с усвоением существующих социальных норм, правил и стереотипов. Таким образом, можно предположить, что в эпоху сетевого общества человек будет развиваться в сторону индиви-дуации собственного бытия при отсутствии связи с социальным миром либо связи минимизированной до физиологических потребностей. То есть развитие виртуальной коммуникации будет способствовать уменьшению роли социальной адаптации и самоидентификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Онтологические и гносеологические проблемы философии Интернета. М., 2006. Режим доступа: http://planetadisser.com/see/dis_206683.html,

свободный.

2. ЛиповецкиЖ. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. М.: Владимир Даль, 2001. 331 с.

3. Бодрийяр Ж. Система вещей // Библиотека Альдебран. Режим доступа: http://lib.alde,hfy.ru, свободный.

4. Емелин В.А. Виртуальная реальность и симулякры. Режим доступа: www.emeline.narod.ru, свободный.

5 Михайлов С.В. Интернет как социальное явление: Дис. ... канд. филос. наук. Ульяновск, 2003. 169 с.

6. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. / Пер. с нем. А.В. Гулыга. М.: Чоро, 1994. Т. 4. 630 с.

7. РобинЖ.-М. Гештальт-терапия. М.: Эйдос, 1996. 64 с.

8. Журавлева Е.Ю. Глобальная информационная компьютерная сеть Интернет: проблемы становления и развития (социально-философский

анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Вологда, 2002. 143 с.

9. Кастельс М. Галактика интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. // Проект 2084 - общество будущего. Режим

доступа: http://www.2084.ru, свободный.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 4 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.