А. В. СКРИПКИНА, И. Х. МЕШЕВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье с позиции компетентностного и синергетического подходов определяются критерии, свидетельствующие о сформированности индивидуального педагогического стиля преподавателя вуза.
Ключевые слова: высшая школа, педагогический стиль, компетентность.
В современном мире престиж любой страны в первую очередь определяется ее потенциалом -количеством и качеством человеческих и природных ресурсов. Интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации, переполненные продукцией низкопробной массовой культуры и агрессивной рекламой, порождают не только структурное переустройство социально-экономического порядка, но и существенно воздействует на систему высшего профессионального образования, стимулируют процесс пересмотра системы повышения квалификации кадров, ориентированных на формирование индивидуального педагогического стиля, эффективного личностного имиджа [1]. Адаптация образовательной системы России к болонским стандартам требует изменения статуса преподавателя, его взаимодействия со студентами, которые продиктованы логикой субъект-субъектных отношений.
В настоящее время в обществе социальный статус преподавателя вуза невысок. Изменение условий и характера педагогической деятельности изменяет представления об иерархии необходимых качеств преподавателя. Как правило, в среде обучающихся высоко котируются преподаватели, обладающие нестандартным мышление, высоким интеллектом, владеющие современными информационными ресурсами, имеющие современный облик, хорошие манеры, т. е. неповторимый имидж [2]. Имидж сегодня является важным фактором публичной деятельности «поскольку занятие (лекция, урок) является источником информации, поставщиком культурных кодов, а также социализацией личности как преподавателя, так и обучающегося» [3].
Это обусловливает необходимость сознательного формирования имиджа преподавателя вуза, его индивидуального педагогического стиля. Сегодня, однако, отсутствуют образовательные программы, ориентированные на формирование эффективного личностного имиджа. Вместе с тем, модернизация высшего образования, изменение функций преподавателя (наставник, тьютер, педагог-исследователь и др.) востребовала качества преподавателя, формирование которых предопределило «необходимость изменений в работе преподавателей, как по ее содержанию, так и по характеру взаимодействия со студентами» [4]. Восполнить данный пробел может и должна система повышения квалификации кадров.
Необходимость формирования индивидуального педагогического стиля продиктована существенными взаимозависимыми факторами, в числе которых прежде всего интерес к процессу саморазвития и самосовершенствования лично -сти преподавателя вуза, имея в виду, что «образование воспринимается обществом как одна из высоких ценностей жизни, возрастает значимость профессиональной деятельности, а также имидж самого педагога» [5].
Ряд исследователей [6] считает, что индивидуальный педагогический стиль деятельности представляет интегральную динамическую характеристику индивидуальности, препровождающую собой относительно устойчивую открытую синергетическую систему взаимосвязанных персональных действий и определяющую взаимодействия преподавателя с обучающимися в процессе педагогической деятельности.
Для процесса формирования индивидуального педагогического стиля деятельности эффективными становятся идеи компетентностного и синергетического подходов.
Стандартизация компетенций преподавателя вуза, теоретический и эмпирический анализ педагогической деятельности, позволяет утверждать, что существует круг проблем, которые относятся только к профессиональной деятельности преподавателя вуза, то есть являются специфическими. Результаты опросов респондентов (магистров, аспирантов, молодых преподавателей), подтверждают то, что они не имеют адекватного представления о формирования своего индивидуального педагогического стиля деятельности, об обязанностях и уровне необходимой им компетентности, что у них отсутствуют необходимые компетенции процесса формирования собственного привлекательного имиджа.
На современном этапе процесс профессионального самообразования преподавателей вуза объективно включает в себя ряд взаимообусловленных подсистем: общекультурного развития и воспитания, профессионального самообразования и самосовершенствования личности. Для формирования индивидуального педагогического стиля деятельности на основе компетентностного подхода, необходимо не только освоение профессиональных знаний, но и сформированность целого ряда индивидуальных особенностей личности [7]. Компетентность преподавателя по формированию индивидуального педагогического стиля деятель-
№ 4 (55), 2014 "Культура и образование"
■ 47
ности (его интеллект, личные и профессиональные достижения, социальные умения) в сочетании с другими личностно центрированными качествами предопределяет появление индивидуальных различий в стилях педагогической деятельности [8].
При исследовании модельных характеристик (эталонов, образцов) эффективной работы преподавателя наибольшее распространение получил социально нормированный подход для оценки степени соответствия работы преподавателей должностным нормативам. Определению содержания профессионально значимых качеств или моделей эталонов посвящены работы психологов и педагогов [9]. Исследование требований к деятельности преподавателя вуза как модельных характеристик, объясняется, с одной стороны, необходимостью разработки критериальных показателей овладения преподавателями высших учебных заведений спецификой данной деятельности (усвоение знаний и сформированность профессиональных умений), а с другой стороны, изучения возможности компенсации отдельных негативных проявлений черт личностной организации и формирования мотивов в самоактуализации деятельности преподавателей, стремящихся к формирования индивидуального педагогического стиля. При этом нами учитывались основы формирования профессионального стиля и различия в профессиональном стиле, который опосредован системой когнитивных качеств (личностно-ори-ентированных черт). При этом критериальные показатели сформированности структуры профессионально значимых качеств вычленяются из характера процессуально-содержательных характеристик профессиональной деятельности и ее особенностей.
Синергетический подход к процессу формирования индивидуального педагогического стиля деятельности преподавателя вуза ориентирует на поиск неких универсальных законов эволюции и самоорганизации сложных систем. Ряд ученых [10] сформулировал следствия синергетических исследований, которые заключаются в постепенности, эволюционности процесса достижения порядка в новой структуре личностных качеств в ходе проб и ошибок. Ученые отмечают, что синергетика предполагает открытость, нелинейность, сложность и неустойчивость протекания процессов, в том числе и направленных на саморазвитие преподавателя вуза.
При осуществлении формирования индивидуального педагогического стиля деятельности преподавателя вуза в процессе повышения квалификации основными требованиями является формирование профессиональной (специальной) компетенции, которая начинается с выявления адекватного представления о достижении индивидуального педагогического стиля и социально-практической значимости профессионально важных качеств, что определяет саморефлексию
и самооценку преподавателем, приобретенных профессиональных качеств. Отметим, что индивидуальный педагогический стиль предполагает: профессиональную подготовленность (знания, умения и навыки по профилю деятельности, научно-методическая грамотность, опыт работы в вузе); психологическую готовность к осуществлению данного вида деятельности (мотивацию, интерес к профессиональной деятельности, профессиональная пригодность и др.); организаторские способности (способности к быстрой и четкой ориентировке в психологии людей; практический склад ума; сила воли; специфическая наблюдательность; педагогическая изобретательность). Кроме того, преподаватели вуза должны обладать надпрофессиональными компетенциями к которым следует отнести способность к восприятию и интерпретации информации, системное мышление, способность устанавливать контакт с обучаемыми и коллегами, готовность принимать на себя ответственность и др.
Следовательно, формирование индивидуального педагогического стиля деятельности преподавателя вуза включает ряд критериальных показателей: критерий соответствия (навыки определения соответствия структурных компонентов своей профессиональной деятельности современным требованиям, умение оценить адекватность или неадекватность собственного индивидуального стиля); критерий вариативности (способность осуществлять саморазвитие на основе выстраивания стратегии и корректировка существующего индивидуального стиля, открытость к изучению положительного опыта своих коллег); критерий ресурсного обеспечения (повышение своего профессионального уровня и развитие личностных качеств, имиджа); критерий персонификации (способности к выявлению целевой аудитории, эффективное взаимодействие с различными сегментами педагогической организации (руководство, коллеги, студенты, аспиранты и др.), отслеживание динамики взаимодействия с целевыми аудиториями); критерий процессуаль-ности (способности к выявлению и корректировке своего индивидуального стиля в зависимости от содержания меняющихся социальных представлений и стереотипов); критерий перспективности (наличие знаний, способствующих дифференциации и интеграции в образовательном пространстве современного вуза стремление к целостности своего индивидуального педагогического стиля).
Таким образом, анализируя требования в структуре индивидуального педагогического стиля преподавателя вуза, мы подтверждаем необходимость компетентностного и синергетического подходов, способствующих формированию таких качеств, которые дают возможность мобилизации знаний, умений, навыков и способностей, настроенных на условия конкретной деятельности в конкурентной среде вуза.
Литература
1. Скрипкина А. В. Требования к подготовке будущих специалистов по формированию имиджа организации в вузе / Культурная жизнь Юга России. 2014. № 1 (52). С. 61-65.
2. Ильин В. А., Клочкова К. С. Проблема имиджа применительно к преподавателям высшей школы // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сб. науч. тр. Вып. 4. Ч. II. М., 2006.
3. Якушева С. Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/660-2012-01-20-05-56-54.
4. Попова О. И. Имидж преподавателя вуза: проблема трансформации в современной России: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2007. С. 3.
5. Якушева С. Д. Педагогический имидж...
6. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л. 1974; Ситникова М. И. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2008.; Харченко Л. Н. Инновационная деятельность преподавателя современного вуза: обоснование системного подхода // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2010. № 4 (25). С. 44-49 и др.
7. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологиче-ского анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.; Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного
подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.; Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3(33). С.27-35.; Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26 и др.
8. Туравец Н. Р., Щуров Е. А. Я-концепция в профессиональной самореализации преподавателей вузов // Общество и право. 2013. № 1 (43). С. 275-278.
9. Грачев В. В. Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности // Акмеология. 2005. № 2 (14). С. 11-17; Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе / под ред. Ю. А. Дика, А. В. Хуторского. М., 2003. С. 135-157.; Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. С. 30-34 и др.
10. Аршинов В. И., Буданов В. Г. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая парадигма: синергетика образования: коллективная моногр. М., 2006. С. 50-58.; Каган М. С. Синерге-тическая парадигма диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия // Синергетическая парадигма: синергетика образования: коллективная моногр. М., 2006. С. 31-38.; Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее Образование в России. 1994. № 4. С. 31-36 и др.
A. V. SKRIPKINA, I. KH. MESHEV. FORMATION OF INDIVIDUAL PEDAGOGICAL STYLE OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN PROCESS PROFESSIONAL DEVELOPMENT
In article from a position of competence-based and synergetic approaches the criteria testifying to formation of individual pedagogical style of the teacher of higher education institution are defined. Key words: high school, teaching style, competence.
И. А. РУДАКОВА, Е. Э. УДОВИК ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ
В статье обосновываются приоритеты развития педагогики как гуманитарной науки, ее роль в реализации фундаментальной цели образования, характеризуются дальнейшие перспективы ее развития.
Ключевые слова: педагогика, смысловая дидактика, научное знание, интеграция личности.
Педагогика относится к особой области человеческого знания, поскольку сочетает в себе элементы искусства и науки. Для объединения столь противоположных элементов в единой многомерной системе педагогического знания возникает необходимость выделить в ней интегрирующее основание.
Чтобы выполнить непростую задачу, сначала проанализируем специфику гуманитарных наук,
к числу которых принадлежит педагогика; затем выявим особенности педагогического знания как гуманитарной науки и наметим перспективы его развития как метанауки.
Обратимся к такому свойству научного знания, как способность к росту. Исторически научное знание (науки) развивалось в соответствие с определенными схемами познания. Первоначально